Научная статья на тему 'Социально-психологические причины возникновения молодежных субкультур и условия формирования и изменения ценностно-смысловой сферы ее носителей'

Социально-психологические причины возникновения молодежных субкультур и условия формирования и изменения ценностно-смысловой сферы ее носителей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3286
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА / НЕФОРМАЛЬНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / YOUTH SUBCULTURE / VALUABLE-SEMANTIC SPHERE OF THE PERSON / INFORMAL YOUTH ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Михайлюк Анастасия Николаевна

Статья поднимает проблему причин возникновения молодежных субкультур, а также условия формирования и изменения ценностной сферы представителей. Актуальность проблемы объясняется изменением социальной ситуации в России, которая характеризуется динамичностью, наполненностью различными противоречиями и противоборствующими тенденциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The socially-psychological reasons of occurrence of youth subcultures and a condition of formation and change of valuable-semantic sphere of its carriers

The article raises the problem of the causes of youth subcultures, as well as the conditions for the formation and changes in value of representatives. The urgency of the problem is explained by the change of the social situation in Russia, which is characterized by dynamism, the fullness of the various conflicting and opposing trends.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические причины возникновения молодежных субкультур и условия формирования и изменения ценностно-смысловой сферы ее носителей»

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

социально-психологические причины возникновения молодежных субкультур и условия формирования и изменения ценностно-смысловой сферы ее носителей

Михайлюк А.Н.

Статья поднимает проблему причин возникновения молодежных субкультур, а также условия формирования и изменения ценностной сферы представителей. Актуальность проблемы объясняется изменением социальной ситуации в России, которая характеризуется динамичностью, наполненностью различными противоречиями и противоборствующими тенденциями.

Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера, молодежная субкультура, неформальные молодежные объединения.

Изучение молодежных субкультур, а также причин, вызывающих их возникновение и формирование, активно началось в отечественной науке с 80-х гг. прошлого столетия, в то время как к этой проблеме ведущие ученые разных стран мира обратились еще в 60-х гг. В известной мере это можно объяснить тем, что отклонения от базовой культуры в стране Советов долгое время воспринималось как социальная патология, как явление аномальное [3]. С того момента, когда в учебниках по культурологии, социологии, психологии появились разделы о молодежных субкультурах, появились и различные взгляды на факторы, которые детерминируют возникновение субкультурных групповых норм, ценностей, стереотипов.

Согласно представлениями З.В. Сикевич [6], молодежная субкультура - это характеристика всего молодого поколения. Автор полагает, что есть некое так называемое субкультурное «ядро», которое присуще всем молодым людям. Под таким «ядром» понимается то общее, что объединяет молодых людей в формальные и неформальные молодежные объединения. Такая точка зрения поддерживается немалым числом авторов (Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, Ф.Д. Кадария и др.). Она созвучна и нашим представлениям о том, что есть характеристики, связанные с возрастными особенностями и особенностями российской специфики ментальности, стереотипов поведения, традиций, которые можно назвать общими для всего российского молодого поколения. Но вместе с тем мы полагаем, что есть и значительные отличия. Это и ценностные особенности, и специфика поведения и атрибутов, и особенности возложения ответственности, и особенности восприятия и реконструкции действительности, и особенности правосознания молодых людей.

Рассматривая долгое время молодежную субкультуру как явление, выходящее за пределы общепринятых норм, исследователи игнорировали тот факт, что молодое поколение любого общества, будь это российское или общества иного государства, всегда исходит из тех результатов, которое оно получает в наследство от всех предшествующих поколений. Потому поведение молодых нередко называется конфронтационным взглядам старшего поколения. Молодые люди не могут полностью оторваться от ценностей взрослых, но и понять, принять существующие стандарты экономического, правового поведения, ценности безоговорочно и без сомнений тоже не могут [1].

Постоянная неустойчивость атмосферы жизни, нестойкость жизненных позиций взрослого поколения порождает недоверие молодежи к некоторым ценностям, провозглашаемым предшествующими поколениями, что заставляет молодого человека относиться к наследному опыту избирательно и критично. Юноши и девушки выбирают и развивают то, без чего, как им кажется, невозможно существование и отбрасывают то, что с их точки зрения устарело и утеряло смысл.

Избирательность молодежи в отношении к ценностям, установкам предшествующих поколений обуславливается возрастными особенностями молодых людей, особенностям социальной, экономической, политической ситуации в стране.

Известно, что одной из основных характеристик современной социальной ситуации в России можно называть ее динамичность, наполненность различного рода противоречиями и противоборствующими тенденциями, что не может не отражаться на отдельных людях и, в первую очередь, на молодежи.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Таким образом, формирование смысложизненных ориентаций и нравственных предпочтений у молодых людей происходит достаточно сложно, этот процесс происходит на фоне существующих традиций и на фоне инноваций.

Некоторые современные исследователи говорят о том, что у современной российской молодежи существует социально-нормативный кризис, переоценка ценностей. Мы позволим себе с этим не согласиться. На наш взгляд, происходит становление ценностно-нормативной системы молодежи. А сопоставление ценностных ориентаций разных возрастных групп, на которых построены многие научные работы, свидетельствует не о том, что молодые люди стали мало духовными, прагматичными, а лишь раскрывает картину большого разнообразия ценностей, разделяемых россиянами.

На протяжении всей истории, как в среде молодежи, так и в среде взрослого поколения, всегда существовали противоречия, а ценностные ориентации отражали принятые в обществе на данный момент жизненные ориентиры. Потому мы можем говорить о том, что и нынешние ориентации находятся в зависимости от актуальной ситуации.

Признавая молодежную субкультуру частью социальной реальности постсоветского российского общества, целый ряд российских исследователей предпринимали попытку выделения ее типов. Так, А.В. Толстых [8] выделяет общественно-политические группы, группы радикалов, эколого-этические, группы образа жизни, или собственно неформальные молодежные объединения, группы по интересам, нетрадиционные и религиозные группы. В типологии С.А. Сергеева [5] в молодежной субкультуре выделяются: романтико-эскапистские, гедонистическо-развлекательные группы, криминальные, политизированные и пр.

В.А. Бобахо и С.И. Левикова [1] в своей типологии акцентируют внимание на ценностных ориентациях молодежи и выделяют: группы с ценностными ори-ентациями политического и идеологического толка, эстетствующие группы, группы, исповедующие культ силы, группы приверженцев различных музыкальных вкусов и стилей и др.

С позиций теории потребностей к изучению молодежных субкультур подходит А.Л. Маршак. Среди особенностей потребностей современных молодых людей автор выделяет тот факт, что молодежь становится все более динамичной, активно и последовательно реагирует на интеллектуализацию общественных отношений, бытовые изменения и изменения в общекультурном уровне жизни и все более индивидуализируется в культурной деятельности [4]. Негативность этого процесса проявляется в том, что виды занятий молодых людей все более приобретают

скрытный характер, появляются молодежные группы закрытого типа. Экономизация культуры усугубляет этот процесс, что нередко порождает факты жестокости, вандализма по отношению к классическим ценностям духовной и материальной культуры.

Анализируя состояние современной отечественной молодежной субкультуры, исследователи отмечают безусловное влияние на нее таких факторов, которые определяют жизнь российского общества. Это системный кризис, который привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей и в свою очередь оказал существенное влияние на ценностный мир молодых людей, противоречивый и ориентированный на поиск своего пути. Кризис российской культуры, ее коммерциализация, уход от традиционных норм и высших ценностей не могли не сказаться на системе установок, на ориентации и культурных идеалах юношей и девушек.

С позиций возрастной психологии специфика юношеского возраста не могла также не оказать влияния на состояние современной молодежной субкультуры. Весь период взросления сопровождается неустойчивостью желаний, нетерпимостью, что усугубляется амбивалентностью социального статуса юноши и ли девушки. Переживания своей статусной «неполноценности» (уже не ребенок, но еще не взрослый) приводит молодых людей в однородные по возрасту группы, в которых возможно удовлетворение юношеских потребностей в определенном стиле поведения, в специфической моде, досуге, в межличностном общении.

В.Я. Суртаев [7], не умаляя значимости возрастных особенностей, акцентирует внимание на генерационных факторах, когда молодежь противопоставляет себя миру взрослых, что явственно прослеживается на уровне существующих культурных стереотипов молодежи: «наша музыка»,«наша мода» - «их музыка, их мода». В этом феномене отчетливо проявляются молодежные формы сознания и поведения.

Ценности молодых людей на уровне досугового времяпровождения приобретают развлекательно-рекреативную направленность, ценности национальной культуры вытесняются ценностями западного образа жизни, когда любимыми и героями для подражания становятся «Рэмбо» или модели с подиума. Наблюдается превалирование потребительских ориентаций над творческими, или же творческая самореализация выступает в маргинальных формах. Выбор тех или иных культурных ценностей связан по большей части с групповыми стереотипами и подчиняется ее иерархическим предпочтениям с отвержением и неприятием иных ценностей.

Ю.Г. Волков и В.И. Добреньков [3] свидетельствуют о том, что для российской молодежи характерны два направления молодежной субкультур: с одной

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Северо-Кавказский психологический вестник > № 9/4 2011 г.

стороны, гуманитарная направленность, с другой -криминогенная. Первое становится приоритетом молодежи из благополучных семей, которые получают или уже получили высшее образование, для которых вовлеченность в субкультуру становится способом развлечения, данью моде, уходом от жизненных сложностей. Второе направление авторы называют молодежной субкультурой для бедных, когда молодые люди объединяются в неформальные группы экстремистского толка. Нельзя согласиться с тем, что для материально обеспеченной части молодежи вовлечение в неформальные организации становится способом развлечения, а для молодых людей из малообеспеченных семей - формой протеста. Такое может быть, но далеко не всегда. В целом склонность к избеганию проблем свойственна большей части молодежи, равно как и поиск развлечений, протест против посягательства на свободу и независимость.

литература

1. Бобахо В.А., Левикова С.И. Современные тенденции молодежной субкультуры: конфликт или преемственность поколений // Общественные науки и современность. - 1996. - № 3.

2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.И. Социология. - М.: Гардарики, 2001.

3. Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социологические исследования. -2002. - № 10.

4. Маршак А.Л. Общая социология. - Ростов-на-Дону, 2004.

5. Сергеев В.К. Молодежная субкультура в условиях мегаполиса. - М., 2003.

6. Сикевич З.В. Молодежная культура: «за» и «против». - Л., 1990.

7. Суртаев В.Я. Молодежь и культура: монография. -СПб., 1999.

8. Толстых А.В. Возраста жизни. - М., 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.