Научная статья на тему 'Особенности смысловой сферы личности в ситуации хронического заболевания кожи'

Особенности смысловой сферы личности в ситуации хронического заболевания кожи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
295
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дрынова Мария Викторовна, Василенко

Хронические заболевания кожи представляют собой достаточно сложную проблему, как в медицинском, так и в социально-психологическом аспекте. По последним данным, ими страдают около 80% населения в возрасте 12-25 лет и около 40% старше 25 лет. Тенденция «взросления» данного типа заболеваний и их значительное влияние на психоэмоциональную сферу, социальный статус и общественную адаптацию пациента обуславчивают не только актуачьность данной проблемы, но и необходимость психологического сопровождения лечебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности смысловой сферы личности в ситуации хронического заболевания кожи»

М.В. ДРЫНОВА, Т.Д. ВАСИЛЕНКО ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ В СИТУАЦИИ ХРОНИЧЕСКОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ КОЖИ

Хронические заболевания кожи представляют собой достаточно сложную проблему, как в медицинском, так и в социально-психологическом аспекте. По последним данным, ими страдают около 80% населения в возрасте 12-25 лет и около 40% старше 25 лет. Тенденция «взросления» данного типа заболеваний и их значительное влияние на психоэмоциональную сферу, социальный статус и общественную адаптацию пациента обуславчивают не только актуачьность данной проблемы, но и необходимость психологического сопровождения лечебного процесса.

Хронические заболевания кожи представляют собой достаточно сложную проблему, как в медицинском, так и в социально-психологическом аспекте. По последним данным, ими страдают около 80% населения в возрасте 12-25 лет и около 40% старше 25 лет [12]. Тенденция «взросления» данного типа заболеваний и их значительное влияние на психоэмоциональную сферу, социальный статус и общественную адаптацию пациента обуславливают не только актуальность данной проблемы, но и необходимость психологического сопровождения лечебного процесса.

Мы считаем, что при наличии хронического дерматоза происходят разнообразные изменения смысловой сферы личности, приводящие к перестройке всего психического облика: 1) фиксация на заболевании; 2) ограничение операциональных возможностей и невозможность реализации смыслов в виде «подстройки» смысловой сферы под наличные возможности; 3) развитие стратегий совладеющего поведения и защитных механизмов. Важным для нашего исследования является понятие смысловой динамики. Смысловая динамика - это изменения, детерминированные явлениями внешней и внутренней жизни субъекта, его деятельностью и уже имеющимися образованиями [7]. А.Г. Асмолов выделяет два вида смысловой динамики: «большую» - когда происходит изменение, развитие и порождение смысловых образований в течение жизни человека и «малую» - когда идет изменение и трансформация смысла в структуре «особенной» деятельности [2]. В контексте нашего исследования под «большой» динамикой мы будем понимать изменения смысловой сферы личности под вли-

янием нового, значимого события - заболевания, приводящие к формированию нового смысла (смысла болезни) и трансформации смыслов в других сферах жизнедеятельности человека. Под «малой» динамикой мы будем рассматривать изменения состояния смысловой сферы личности, а именно самого смысла болезни как центрального для наличной ситуации и в контексте всей жизни человека.

Смыслообразование не идет вне внешних и внутренних условий его вызвавших. Д.А. Леонтьев выделяет три класса ситуаций, в которых можно наблюдать процессы смыслообразования: критические перестройки, личностные вклады и художественное переживание [8]. В рамках нашэ-го исследования мы не касались ситуаций второго и третьего класса, а сосредоточили свое внимание на ситуациях первого класса - критической перестройке.

Критические ситуации-стресс, фрустрация, конфликт и кризис - выражаются в нарушении смыслового соответствия сознания и бытия субъекта. В период кризиса перед человеком встает задача самоопределения, самоактуализации и нахождения собственного образа Я [6]. Ф.Е. Ват силюк обозначает универсальный механизм выхода из кризиса и одновременно процесс смыс-лообразования - переживание. «Переживание -это особая внутренняя работа, внутренняя деятельность, с помощью которой человеку удаётся перенести те или иные (обычно тяжёлые) жизненные события и положения, восстановить утраченное душевное равновесие, словом, справиться с критической ситуацией» [5]. Процесс переживания, не изменяя саму ситуацию, изме-

няет ее смысл.

В ситуации хронического кожного заболевания нарушается возможность удовлетворения фундаментальных потребностей, что приводит к изменениям мотивационной сферы в целом. Человеку приходится отказываться от реализации одних мотивом и создавать новые. Происходит не только перестройка иерархии мотивов, но и изменяется круг интересов личности, снижается количество межличностных контактов [4; 10]. На место развернутой системы мотивации у пациентов приходит гипертрофированный мотив значимости собственной болезни. Субъективная тяжесть переносимых страданий (локализация, видимые изменения кожи, зуд, шелушение, негативное отношение со стороны окружающих) и хронический характер течения нарушают возможность планирования и целеполагания, сужают временную перспективу, необходимую для нормальной жизнедеятельности человека [3].

Вопрос об изменении смысложизненных ориентаций личности под воздействием хронического заболевания не является единственным, который актуален при изучении дерматологических больных, не менее, а возможно и более, важен вопрос о том, с чем человек входит в эту ситуацию и как проживает ее. В данном случае подразумевается феноменологический аспект социальной ситуации развития, т.к. по мнению многих исследователей, субъективная значимость играют важную роль в развитии и поддержании психосоматической патологии. Заболевая, человек еще полностью не осознает всех аспектов возникшей ситуации и, даже получая некоторую определенность в виде медицинского диагноза, продолжает фокусировать свое внимание лишь на телесных проявлениях, не думая о социальных последствиях. Болезнь как явление соматическое на начальном этапе не получает презентации в системе смыслов и ценностей, не включается в систему самоотношения, и поэтому первой, и в большей или меньшей степени, сохраняющейся реакцией на болезнь будет тревога [1]. Заболевания, поражающие основной «орган контакта» с внешним миром - кожу, будут отличаться молниеносным типом реагирования на болезнь из-за образовавшейся ситуации неопределенности, которая будет распространяться на все сферы жизнедеятельности человека, разрушая или дестабилизируя уже сложившуюся систему смыслов, ценностей, отношений к себе и другим, пат-

тернов поведения. Все это характеризует данный тип заболеваний как кризис, связанный с образовавшейся социальной ситуацией.

В Эго-психологии, разработанной Кохутом, пациент рассматривается как человек, нуждающийся в определенных реакциях со стороны других людей для поддержания самоуважения и целостности. Кохут изучал пациентов с психосоматическими личностными расстройствами и пришел к выводу, что для таких пациентов характерно чувство пустоты, депрессия и неудовлетворенность своими взаимоотношениями с окружающими. Их самооценка крайне уязвима для любых проявлений неуважения [9].

В ситуации соматического заболевания любое телесное ощущение, означаясь первично, и, презентируясь в сознании в форме эмоций (обычно негативных), ставит «задачу на смысл», которую человек, решая, открывает для себя смысл такого явления как болезнь. Факт заболевания находит себя изначально в сфере телесных ощущений, которые сигнализируют человеку о «неполадках» в организме. С этого момента включаются механизмы первичного означивания телесных ощущений, формирующие симптом болезни. Смысл болезни как таковой отсутствует, но так как факт изменения присутствует в сознании, могут отмечаться ситуативные изменения настроения и другие эмоциональные реакции (например, повышение тревожности). На следующем этапе начинается вторичное означивание, результатом которого будет формирование мифа болезни и, соответственно, появление смысла болезни, который в зависимости от времени возникновения будет иметь различный характер [11]. Мы предполагаем, что для больных дерматологического профиля характерно слияние первичного и вторичного означивания в связи с тем, что видимые дефекты кожи не только дестабилизируют эмоциональный фон больного на начальных стадиях развития заболевания, но и презен-тируются в сознании в виде мифа болезни. Болезнь носит выраженный негативный характер, накладывающий отпечаток на все жизненные отношения больного и подстраивающий его поведение под наличную ситуацию.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Центральным моментом нашего эмпирического исследования выступило изучение влияния

хронического заболевания кожи на особенности смысловой сферы личности. Мы предполагаем, что наличие хронического заболевания кожи приведет к снижению уровня осмысленности жизни, интернальности, сужению временной перспективы.

Исследование проводилось на базе ОКВД г. Курска в период с 2006 по 2008 год. Выборку составили 230 человек с диагнозом псориаз, экзема, атопический дерматит, среди которых у 120 человек длительность заболевания составляла менее 1-го месяца (группа 1), а у 110 - более 3-х лет (группа 2). Все испытуемые были мужчинами в возрасте 45-55 лет, состояли в браке, имели среднее или высшее образование.

В пакет диагностических методик вошли субъективные (вербальные и невербальные) тесты: тест «Смысложизненных ориентаций» (СЖО) Д.А. Леонтьева, метод предельных смыслов (МПС) Д.А. Леонтьева, метод исследования жизненного пути личности «Линия жизни» Т.Д. Василенко.

Полученные результаты были обработаны с помощью статистического пакета фирмы 81а$ой 8ТАТВТ1СА 6,0: методов общей статистики -выявление значений средних тенденций и относительных частот встречаемости признака; метода корреляционного анализа - коэффициент ранговой корреляции Спирмена; метода сравнительной статистики - критерий и Манна-Уитни - для оценки значимости различий.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ

ОБСУЖДЕНИЕ

Перед нами стояла задача выявить особенности смысловой сферы личности, осмысленности жизни, смысложизненных ориентаций и временной перспективы в ситуации кризиса, обусловленного наличием хронического заболевания кожи. Мы предположили, что различия в продолжительности заболевания будут обуславливать различия в степени выраженности кризиса. Дя проверки гипотезы мы провели сравнение двух групп и оценили корреляционные связи в этих группах, полагая, что наличие сильных взаимосвязей будет свидетельствовать о наличии выю-кого уровня осмысленности жизни, а снижение количества и силы связей будет указывать на рассогласование системы личности.

По показателю осмысленности жизни (тест СЖО) отмечаются статистически значимые ра> личия при р=0,024. При этом отмечается увеличение уровня осмысленности жизни при переходе от ранней стадии возникновения заболевания к хронической патологии (рис. 1). Это свидетельствует о том, что при увеличении тяжести кризиса снижается уровень осмысленности жизни. Больные первой группы в меньшей степени видят свою жизнь как наполненную смыслом и в большей степени сконцентрированы на своих телесных ощущениях.

гр/тта 1 іруша2 Рис. 1. Уровень осмысленности жизни (тест СЖО)

По показателю «цели в жизни» (тест СЖО) отмечаются статистически значимые различия при р=0,006 (рис. 2). В первой группе больных ввиду резкого развития кризиса сужается перспектива на будущее в связи с изменениями жиз-

ненных намерений и целей. Во второй группе показатели чуть выше ввиду развития приспособительных реакций, но тоже находятся в пределах средних значений.

50

46

40

35

эо

25

I20

» 15 І

I 10

5

«цые ^хмчдае

ід*™ і ірута2

Рис. 2. Цели в жизни (тест СЖО)

в Месіап

І I 25%-73% ~Г Міп-Мак

Показатель «управляемость жизни» (тест СЖО) отмечает статистически значимые различия при р=0,011 (рис. 3). Если больные в первой группе принимают ответственность за свою жизнь и уверены в принципиальной возможности самостоятельного осуществления жизненно-

го выбора, то больные во второй группе склонны рассматривать свою жизнь как подверженную контролю из вне, не могут успешно реализовать себя в повседневной деятельности и имеют трудности перехода от замысла к воплощению.

сЕУ па 1 группа 2

Рис. 3. Управляемость жизни (тест СЖО)

При исследовании особенностей смысловой сферы с помощью МПС были выявлены статистически значимые различия по числу предельных и узловых категорий, по средней длине цепи, продуктивности, индексу рефлексивности и де-центрации (табл. 1). Больные с длительностью за-

болевания менее 1-го месяца в отличие от больных со стажем заболевания более 3-х лет имеют более развитый внутренний мир и рассматривают свою жизнь лишь в контексте жизни других людей, во взаимодействии с ними.

Таблица 1

Статистически значимые различия в группах по МПС

Группа Количество предельных категорий Количество узловых категорий Средняя длина цепи Продуктивность Индекс рефлексивности Индекс децентрации

Больные с длительностью заболевания менее 1-го месяца 2,75 2,56 8,17 10,39 12,9 3,35

Больные с длительностью заболевания более 3-х лет 2,06 2,29 6,6 7,33 9,31 2,04

р (У илкоксон) 0 0,002 0,06 0,06 0,001 0

р (знаков) 0,2 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1

Показатель оценки точки настоящего по методике «Линия жизни» выявил статистически значимые различия при р=0,0000002 (рис. 4). При этом снижается оценка настоящего как положительного события при переходе от ранней стадии развития заболевания к хронической патологии. Оценка настоящего момента при хронических заболеваниях кожи связана с ухудшением наличного состояния: покраснение кожи, увеличение количества бляшек, кровянистые выделения и др.

Показатель длины будущего по методике «Линия жизни» отражает особенности временной перспективы личности. Были выявлены статистически значимые различия при р=0,00006 (рис. 5). Отмечается выраженное сужение временной перспективы у больных хроническими южными заболеваниями, связанное с воздействием острой соматической патологии, поражающей видимые участки тела, и стремительным развитием кризиса идентичности.

острые группа 1

хронические группа 2

0 Median I__і 25%-75%

1 ІЛтМк

Рис. 4. Оценка настоящего (методика «Линия жизни»)

острые группа 1

хронические фу ппа 2

• Median

I___I 25%-75%

I Мп-Мах

Рис. 5. Оценка будущего (методика «Линия жизни»).

В результате проведенного исследования мы выявили особенности смысловой сферы личности в ситуации хронического заболевания в виде рассогласования ее структурных элементов. Нами было изучено влияние длительности критической ситуации (заболевания кожи) на ряд психологических характеристик: личностной идентичности, временной перспективы, смысложизненных ориентаций. Было доказано, что ситуация хронического заболевания приводит к негативной оценке

настоящего, сужает временную перспективу на будущее, увеличивает удельный вес прошитого. Такие больные характеризуются тревожностью, пассивной жизненной позицией, склонностью к экстернальному локусу контроля.

Важным моментом нашего исследования стало получение сведений о согласованности работы механизмов смыслообразования и временной организации личности, что позволяет в дальнейшем рассматривать болезнь не только как нару-

шение функционирования организма, но и как кризис, в котором формируются стратегии совпадающего поведения и защитные механизмы, направленные на преодоление критической ситуации и «выхода» из нее.

Библиографический список

1. Ананьев Б. А. Человек как психосоматическая система // Валеология человека. - 1996. - Т. 1.

-С. 12-23.

2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2001.-368 с.

3. Бороздина А. В., Спиридонова И. А. Возрастные изменения временной трансспективы субъекта // Психологический журнал. - 1998. -Т.19.-№2.-С. 22-30.

4. Васильева Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения // Психологический жур-

нал.- 1997.-Т.18.-№2.~С. 58-78.

5. Василюк Ф.Е. Психология переживания, Анализ преодоления критических ситуаций. -М.: Изд-во МГУ, 1984.-200 с.

6. Головаха Е.И., КроникА.А. Психолсгичгс-кое время личности. - М.: Смысл, 2008.-267 с.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание, Личность.-М.: Политиздат, 1975.-С. 143,153, 278.

8. Леонтьев Д. А. Психология смысла - М ■Смысл, 1999.-486 с.

9. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. -168 с.

10. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. -М.: Смысл, 2005.-608 с.

11. Тхостов А.Ш. Психология телесности. М.: Смысл, 2002.-287 с.

12.Хэбиф Т.П. Кожные болезни: Диагностика и лечение. - МЕДпресс-информ, 2007. - 672 с,

Т.В. ФАРАДЖОВА ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОИСКАТЕЛЕЙ

Обучение в системе послевузовского профессионального образования (ППО) является основной формой подготовки научно-педагогических и научных кадров, обеспечивающей работу над диссертациями специалистов, и предоставляющей возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации. Соискатели ученой степени кандидата наук, приступившие к обучению в системе ППО, не всегда хорошо представляют себе, чем конкретно им предстоит заниматься. Основными барьерами, препятствующими успешному обучению соискателей, являются как отсутствие достаточной информированности в проблемах научного творчества, так и неосведомленность обучающихся в своих индивидуально-психологических характеристиках, мотивах и ценностях. Работники отдела аспирантуры должны помочь соискателям успешно адаптироваться к новой форме обучения, обеспечить психологическое сопровождение процесса обучения, учитывая индивидуальные особенности соискателей. Очевидно, что надо

спланировать деятельность в системе ППО так, чтобы диссертация была защищена в срок, в этом случае обучение в системе ППО будет считаться успешным.

Произведенный нами анализ деятельности аспирантов и соискателей показал, что обучение в системе ППО протекает при постоянной конкуренции разных по характеру интеллектуальных видов деятельности: освоение образовательных программ, изучение теоретических разработок, проведение и обработка результатов исследования, представление результатов исследования в статьях, на конференциях, а также преподавание. Мы выделили три конкурирующих между ообой деятельности соискателей: учебу, научный труд, преподавание. Анализ нормативной базы, регламентирующей деятельность соискателей, показал отсутствие четких указаний по выполнению деятельности, которым могли бы следовать аспиранты (соискатели). В существующей системе подготовки научных кадров нужно отметить неразработанность следующих моментов: нет характе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.