5. Пакулина С. А. Адаптивные способности студентов педвуза: структура, факторы и средства развития: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2004. С. 3.
6. Муртазина Г. X. Исследование факторов качества // Учен. зап. ун-та им. П. Ф. Лесгафта: научн.-тео-ретит. журн. 2009. № 12 (58). С. 77-79.
7. Психология и педагогика / под ред. К. А. Абуль-хановой-Славской, Н. В. Василиной, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. М., 1988. С. 59.
8. Практикум по психологии профессиональной деятельности...
9. Наследов А. SPSS - компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер, 2005.
УДК 159.923:616
Т. Д. Василенко
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ФАКТОРЫ В ИЗМЕНЕНИИ СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ
В СИТУАЦИИ ХРОНИЧЕСКОГО СОМАТИЧЕСКОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ
В статье рассматривается роль социально-психологических факторов: социальный стереотип, длительность заболевания, принятие социальной роли больного, эмоциональная оценка социальной ситуации, контекст социальной ситуации и возрастной этап. Раскрывается роль данных факторов в изменении смысловой сферы в ситуации хронического соматического заболевания.
The article deals with the role of socio-psychological factors: social stereotype, disease duration, acceptance of the social role of a patient, emotional evaluation of the social situation, the context of the social situation and age. The role of the given factors in transforming the sense sphere in the situation of chronic somatic disease is revealed.
Ключевые слова: социально-психологические факторы, смысловая сфера личности, рефлексивность, локус контроля, хроническое соматическое заболевание.
Keywords: socio-psychological factors, sense sphere of the personality, reflexivity, locus of control, chronic somatic disease.
В настоящее время становится актуальным рассмотрение ситуации болезни с позиций социальной психологии [1], так как исследования, проводимые в рамках клинической психологии, затрагивая ряд важнейших особенностей личности, в недостаточной степени раскрывают социально-психологические аспекты ситуации заболевания, которые играют важную роль в функционировании личности. Рассмотрение личности в ситуации хронического соматического заболевания с позиций социальной психологии доста-
© Василенко Т. Д., 2010
точно редко встречается в современной отечественной литературе, хотя существуют зарубежные исследования, рассматривающие социально-психологические аспекты функционирования личности в ситуации соматического заболевания [2].
Заболевание деформирует жизненно-смысловую перспективу, «сужает свободу существования человека не только в настоящем, но и в перспективе будущего» [3]. При этом, наряду с физическими изменениями в организме, болезнь, формируя новую «социальную ситуацию развития» [4], нарушает сформировавшиеся паттерны поведения и деятельности, разрушает социальные связи, запускает работу психических процессов, направленных на осмысление сложившейся ситуации и себя в ней, деформируя тем самым личностную идентичность и формируя явление кризиса.
Тяжелое хроническое заболевание, существенно изменяя социальную ситуацию развития человека в целом, изменяет возможность осуществления деятельности, приводит к ограничению социальных взаимодействий и зачастую меняет объективное место, занимаемое человеком в жизни, трансформируя тем самым его «внутреннюю позицию» по отношению ко всем обстоятельствам жизни [5].
Социальная ситуация развития в условиях заболевания становится предметом активной «внутренней работы» самого больного, обширная зона психической активности которого сразу же фокусируется на страдании, вследствие чего формируется новая внутренняя позиция человека, содержание и динамика которой отражают основные изменения в структуре личности [6]. «Изучение сущности этого процесса - важнейшее условие успешной разработки проблемы личности и ее изменений у соматически больных»
[7].
Мы считаем, что не болезнь сама по себе приводит к изменению смысловой сферы личности, а лишь в контексте той социальной ситуации, которая складывается у больного человека. Мы выделили ряд социально-психологических факторов, на наш взгляд, определяющих специфику ситуации хронического соматического заболевания:
- социальный стереотип заболевания;
- длительность заболевания;
- принятие социальной роли больного;
- эмоциональная оценка социальной ситуации заболевания;
- контекст социальной ситуации, события, нарушающие адаптивные возможности личности - социальный стресс;
- возрастной этап, на котором человек находится в социальной ситуации заболевания.
Таким образом, целью исследования явилось изучение особенностей смысловой сферы личности во взаимосвязи с социально-психологическими характеристиками ситуации хронической соматической патологии.
Мы выдвигаем гипотезу о том, что хроническое соматическое заболевание, формируя специфическую социальную ситуацию развития, изменяет смысловую сферу личности.
В качестве методов исследования нами были применены следующие:
1. Психодиагностические методики: тест «Смыс-ложизненные ориентации» (СЖО) Д. А. Леонтьева [8], опросник «Уровень рефлексивности» А. В. Карпова [9], тест «Локус контроля» Е. Г. Ксе-нофонтовой [10] и шкала социального стресса Холмса и Раге, тест М. Люшера в адаптации Л. Н. Соб-чик.
2. Проективная методика исследования жизненного пути личности «Линия жизни» в варианте, разрабатываемом Т. Д. Василенко, по аналогии с методом, предложенным Schoots, 1989 [11], основанным на использовании метафоры «тропы», которая подводит к графическому, двухмерному представлению пространства жизни - с временем, отложенным по горизонтали, и аффек-тивностью - по вертикали. Суть процедуры по Т. Д. Василенко состоит в том, что испытуемому предлагается на бланке со шкалой от +5 вверх и до -5 вниз изобразить «линию своей жизни», отмечая на ней события своей жизни (прошлого, настоящего и будущего), при этом оценивая их относительно предлагаемой шкалы. Оценивался показатель, отражающий переживание настоящего момента (оценка настоящего).
3. Для статистического анализа были использованы методы описательной и сравнительной статистики: анализ средних тенденций, непараметрические критерии U Манна - Уитни и Н Крус-калла - Уоллеса, корреляционный анализ R Спир-мена. Все расчеты проводились с использованием статистического пакета фирмы StatSoft STATIS-TICA 6.0.
В исследовании приняли участие 207 испытуемых, из которых было сформировано две группы:
1. Основная группа, которую составили люди с хроническими заболеваниями гастроэнтероло-
гического и кардиологического профилей, в возрасте от 20 до 53 лет, в количестве 142 человек.
2. Группа сравнения, в которую вошли люди, не находящиеся в каких-либо особых жизненных ситуациях и не предъявляющие жалоб на состояние здоровья, жители города Курска в возрасте от 22 до 54 лет, в количестве 65 человек.
Исследование проводилось на базе Курской городской больницы № 3 и лаборатории экспериментальной психологии кафедры психологии и педагогики Курского государственного медицинского университета в 2006-2008 гг.
В процессе исследования мы рассмотрели роль социально-психологических факторов в изменении смысловой сферы личности, что нашло отражение в результатах исследования.
Анализируя выявленные изменения смысловой сферы личности, отмечаемые в социальной ситуации хронического соматического заболевания, без акцента на параметрах социальной ситуации, мы представляем результаты сравнения группы здоровых испытуемых с группой людей, находящихся в социальной ситуации хронического соматического заболевания, по и критерию Манна - Уитни и медиане с учетом изменчивости признака (табл. 1).
В социальной ситуации хронического соматического заболевания, по сравнению с ситуацией нормы, мы отмечаем, что больные испытуемые оценивают свой настоящий этап жизни гораздо негативнее, чем здоровые, переживают его как отрицательное событие жизни. Это объясняется тем, что ситуация хронического соматического заболевания способствует изменению профессионального и семейного статуса человека, как правило, человек вынужден отказываться от профессиональной деятельности, привычного образа жизни и т. д.
В социальной ситуации заболевания человек осмысливает свое место в пространственно-временном измерении в терминах ценности прошлого и настоящего, в терминах ожиданий и реальности, результаты сопоставления которых, как правило, не в пользу настоящего. В то же время новая социальная ситуация развития становится предметом активной внутренней «работы» само-
Таблица 1
Различия между людьми, находящимися в социальной ситуации хронического соматического заболевания, и здоровыми испытуемыми
Показатель p-level* Me больные Me здоровые СКО больные СКО здоровые
Оценка настоящего 0,000 -1,0000 3,0000 2,72878 2,26843
Уровень рефлексивности 0,001 111,5000 120,0000 16,83301 16,71562
Интернальностъ в сфере здоровья 0,021 4,0000 5,0000 1,63275 1,36938
* Здесь и далее: р-1еуе1 - уровень статистической значимости, Ме - медиана, СКО - стандартное отклонение.
го больного, вследствие которой формируется новая «внутренняя позиция» человека, содержание и динамика которой отражают основные смысловые изменения в структуре личности. Новая социальная ситуация развития может стать источником формирования у человека как психологически позитивных для развития его личности новообразований (в виде, например, компенсаторных и приспособительных явлений), так и негативных черт с тенденцией к оскуднению и обеднению всего психического облика, сужению сфер общения и связей с миром. Несмотря на то что при сравнении людей, находящихся в социальной ситуации хронического соматического заболевания, и здоровых испытуемых не получено статистически значимых различий по общему уровню осмысленности жизни, все же необходимо отметить преобладание заниженных показателей относительно нормативных. Оценивая ряд показателей, косвенно отражающих смысловые особенности жизненного пути личности в ситуации хронического соматического заболевания, мы отмечаем снижение интернальности в сфере здоровья у людей в ситуации заболевания, что отражает снижение личностной ответственности за состояние здоровья. Факт болезни направляет познавательную активность человека на поиск причин, способствующих возникновению заболевания. Итогом данной активности является вынесение выявленных факторов вовне. Вследствие этого болезнь воспринимается человеком как нечто неконтролируемое, как результат влияния внешних обстоятельств, не зависящих от него. Это может способствовать возникновению чувства беспомощности, усилению негативного восприятия ситуации заболевания.
Кроме того, в социальной ситуации заболевания снижается уровень рефлексивности, что свидетельствует о фрустрации процессов рефлексии ситуацией болезни, которая не может быть осмыслена в полной мере. Происходит нарушение процессов смыслоосознания, осмысления своей жизни. У больного человека снижается активность самовосприятия, что в значительной степени затрудняет процесс построения и осуществления жизненного выбора, формирования нового смысла ситуации.
Социальный стереотип заболевания в нашем исследовании определяется типом заболевания. Мы рассмотрели два типа заболевания: гастроэнтерологическое (нейтральный социальный стереотип) и кардиологическое (негативный социальный стереотип). В результате сравнения групп, различающихся по социальному стереотипу заболевания, был получен ряд статистически значимых различий (табл. 2).
Анализируя полученные данные, мы отмечаем, что в социальной ситуации хронического соматического заболевания с негативным социальным стереотипом (кардиологическое заболевание), показатели по шкале «Цели в жизни» по тесту СЖО занижены. Люди не склонны строить планов на будущее и живут вчерашним или сегодняшним днем, так как эта группа заболеваний представляет в общественном мнении большую опасность для оптимального функционирования человека. В ситуации негативного социального стереотипа фрустрируются не только процессы целеполагания, но и процесс удовлетворения настоящим периодом, этапом жизни, что видно на шкале «Процесс жизни» по тесту СЖО. Кардиологические больные воспринимают процесс своей жизни лишенным интереса, ярких положительных эмоций и значимых смыслов. Они менее удовлетворены своей жизнью в настоящем времени, чем гастроэнтерологические больные (нейтральный социальный стереотип). При этом для обеих групп характерно значительное снижение показателей по этой шкале по сравнению с нормативными показателями, что связано с негативным влиянием социальной ситуации болезни на смысловые аспекты жизненного пути личности. Удовлетворенность результатами прожитой жизни также снижается в случае негативного социального стереотипа заболевания в ситуации хронического соматического заболевания - показатели по шкале «Результат жизни» по тесту СЖО у кардиологических больных ниже, чем у гастроэнтерологических. Мы объясняем это тем, что кардиологическая патология, в большей степени интенсифицирующая социальную ситуацию, несущая в себе более выраженные социальные ожидания, является более серьезным препятствием для ощущения удовлетворенности са-
Таблица 2
Различия в смысловой сфере личности у людей в социальной ситуации хронического соматического заболевания с нейтральным и негативным социальными стереотипами
Показатель р-1еуе1 Ме нейтрал. Ме негативн. СКО нейтрал. СКО негативн.
Уровень рефлексивности 0,009 116,5000 108,0000 15,72806 17,41695
Цели в жизни 0,001 35,0000 29,0000 6,80985 6,90141
Процесс жизни 0,035 28,0000 26,0000 6,36614 5,95126
Результат жизни 0,002 26,0000 23,0000 5,33781 4,67799
Локус контроля «жизнь» 0,000 29,0000 24,0000 6,34802 6,36164
мореализацией, сопровождается выраженным снижением субъективного ощущения продуктивности и осмысленности прожитой части жизни, в отличие от гастроэнтерологической патологии.
Уровень рефлексивности в группе людей, находящихся в социальной ситуации хронического соматического заболевания, с наличием негативного социального стереотипа ниже. Это свидетельствует о фрустрации рефлексивных процессов, невозможности осознания и проработки ситуации заболевания. Процесс рефлексии как поиск новых смыслов наличной ситуации и путей выхода из ситуации более сложен в ситуации негативного социального стереотипа заболевания - у кардиологических больных происходит фиксация на заболевании, они не могут отвлечься на иные сферы жизнедеятельности, что создает «порочный круг» и усугубляет течение болезни.
Необходимо отметить, что люди, страдающие кардиопатологией, в большей степени склонны к экстернальному локусу контроля, что позволяет сделать вывод о том, что в условиях хронического заболевания кардиологического профиля, когда социальный стереотип негативен, окружающие в большей степени указывают человеку на его болезненное состояние, происходит интенсивное «навязывание» роли больного, отмечается снижение личностной ответственности за происходящее.
Для изучения связи длительности социальной ситуации хронического соматического заболевания мы разделили выборку испытуемых, находящихся в ситуации хронической соматической патологии, на две группы: с длительностью заболевания до 5 лет и свыше 5 лет. В результате сравнения групп, различающихся по интенсивности ситуации, было получено статистически значимое различие по показателю «Уровень рефлексивности» при р = 0,007. Отмечается статистически значимое преобладание уровня рефлек-
сивности в группе людей, длительность заболевания которых менее 5 лет, по сравнению с группой людей, длительность болезни которых превышает 5 лет. Следовательно, можно сделать вывод о том, что по мере увеличения длительности заболевания происходит снижение уровня рефлексивности, происходит постепенное нарушение процессов смыслоосознания, осмысления своей жизни, самосознания. У больного человека с течением болезни снижается активность самовосприятия, что в значительной степени затрудняет процесс построения и осуществления жизненного выбора, процессы смыслотворчества и смыслостроительства.
Для изучения принятия или непринятия социальной роли больного в социальной ситуации заболевания мы разделили выборку больных на две группы. Для оценки принятия или непринятия роли больного нами была использована методика «Линия жизни», по которой мы оценивали содержательно переживание настоящего момента (болезнь/не болезнь), а также результаты структурированного интервью. В результате статистического анализа были выявлены значимые различия по следующим аспектам жизненного пути личности, которые представлены в табл. 3.
Как видно из полученных результатов, отмечается преобладание позитивного осмысления жизни (показатель «Процесс жизни» по тесту СЖО) в группе больных, не отождествляющих наличную социальную ситуацию хронического заболевания с заболеванием как таковым, т. е. не принимающих социальную роль больного. В случае фиксации больных в настоящий момент лишь на ситуации болезни, формировании смысла болезни как ведущего смысла (т. е. принятии социальной роли больного), эмоциональная насыщенность жизни, ощущение ее динамики снижается. При этом в переживании социальной ситуации центральное место занимает факт болезни, отмечается ощущение собственного бес-
Обобщенная таблица различий между группами больных, принимающих или не принимающих роль больного
Таблица 3
Показатель р-1еуе1 Ме не больной Ме больной СКО не больной СКО больной
Процесс жизни 0,006 29,0000 27,0000 6,14883 6,03561
Локус контроля «жизнь» 0,005 31,0000 27,0000 6,55475 6,28869
Таблица 4
Различия между группами больных, по-разному оценивающих социальную ситуацию хронического соматического заболевания
Показатель р-1еуе1 Ме отрицательно Ме положительно СКО отрицательно СКО положительно
Интернальность в сфере здоровья 0,033 4,5000 4,0000 1,6101 1,6074
Социальный стресс 0,001 252,5000 195,5000 106,1267 116,8308
силия перед сложившимися обстоятельствами, невозможность повлиять на ход жизненных событий (показатель «Локус контроля «жизнь»).
Важнейшей характеристикой любой социальной ситуации является ее переживание, тот смысл, который личность порождает в данной ситуации и относительно себя в ситуации, на что указывал еще Л. С. Выготский. Ситуация хронического соматического заболевания не является исключением. Оценочный параметр выражается в оценке испытуемым наличной социальной ситуации как положительной или отрицательной. В нашем исследовании испытуемым предлагалась методика «Линия жизни», на которой они отмечали точку настоящего момента жизни. Проведя содержательный анализ полученных результатов, мы выяснили, что испытуемые по-разному оценивают свой настоящий период жизни - социальную ситуацию хронического соматического заболевания. Было сформировано две группы -испытуемые, оценивающие ситуацию как отрицательную и оценивающие ее как положительную. В результате статистического анализа были выявлены значимые различия по следующим аспектам временной организации личности, которые представлены в табл. 4.
Отмечается повышение интернальности в сфере здоровья, что выражается в увеличении личностной ответственности за состояние здоровья, человек старается во всем контролировать сложившуюся ситуацию, личность активно включается в процессы регуляции своего состояния, что может, с одной стороны, рассматриваться как положительное, адекватное реагирование в ситуации заболевания, а с другой - как повышенная фиксация на заболевании и негативной для личности ситуации в целом. Контекст, в котором разворачивается заболевание, вносит весомый вклад в переживание социальной ситуации хронического соматического заболевания. Мы отмечаем, что в том случае, когда с человеком происходят стрессогенные события, которые он отмечает по шкале Холмса и Раге, они играют важную роль в формировании негативной оценки наличной социальной ситуации хронического соматического заболевания.
Важным параметром рассмотрения социальной ситуации хронического соматического заболевания является возраст человека. С учетом концептуальной модели исследования, основан-
ной в том числе на анализе идей психологии развития (Б. Г. Ананьев, Э. Эриксон, А. К. Болотова, О. Н. Молчанова и др.), мы разделили выборку на три возрастные группы: 20-30 лет, 30-40 лет, 40-53 года. В результате сравнения по Н критерию Крусскала - Уоллиса были выявлены различия по следующим аспектам, которые представлены в табл. 5.
Так, в возрасте 20-30 лет больные, несмотря на заболевание, воспринимают течение своей жизни как интересное, эмоционально насыщенное и наполненное смыслом (показатели по шкале «Процесс жизни» соответствуют нормативным). Показатели в группе 30-40 находятся ниже нормы, т. е. больные 30-40 лет воспринимают свою жизнь как лишенную интереса, ярких положительных эмоций и значимых смыслов. Они менее удовлетворены своей жизнью в настоящем времени, чем больные в возрасте 2030 лет.
Отметим, что самые высокие показатели по шкале «Результат жизни» зафиксированы в возрасте 20-30 лет, а самые низкие - в возрасте 3040 лет. Мы объясняем это тем, что в возрасте 20-30 лет больные, несмотря на заболевание, оценивают свою жизнь как продуктивную и осмысленную (показатели соответствуют нормативным). Показатели в группе 30-40 ниже нормы, т. е. больные этой возрастной категории неудовлетворенны прожитой частью своей жизни, что, по нашему мнению, связано с совместным влиянием негативной социальной ситуации развития и с прохождением человеком на данном возрастном этапе «кризиса середины жизни», хотя, как мы указывали выше, данное предположение требует отдельного исследования.
Вместе с тем в ситуации заболевания наиболее высокие показатели интернальности по тесту «Локус контроля» Е. Г. Ксенофонтовой в период 20-30 лет, что можно обозначить как «гиперрефлексия» [12] на болезни. Это может быть связано с несформированностью компенсаторных механизмов личности.
Показатели смысловой сферы личности -удовлетворенность результатами и процессом жизни - наиболее низкие в 30-40 лет, а уровень интернальности снижается с увеличением возраста. Подобные тенденции, на наш взгляд, связаны с прохождением человеком на возрастном этапе 30-40 лет «кризиса середины жизни», хотя
Таблица 5
Различия в трансформации жизненного пути личности между различными возрастными группами больных
Показатель р-1еуе1 Ме 20-30 лет Ме 30-40 лет Ме 40-53 года
Локус контроля 0,0468 23 22 21
СЖО процесс жизни 0,0049 33 25,5 26
СЖО результат жизни 0,0218 28 23 24
данное предположение, несомненно, требует дополнительной эмпирической проверки.
В результате изучения связи уровня социального стресса с характеристиками временной организации личности в условиях ситуации хронического соматического заболевания с различным социальным стереотипом (негативным и нейтральным) выявлено, что в случае ситуации с нейтральным стереотипом (гастроэнтерологические заболевания) обнаружена взаимосвязь между уровнем социального стресса и переживанием настоящего момента. Связь носит отрицательный характер, т. е. при увеличении социального стресса настоящее в большей степени переживается как негативное. Данный факт дает нам возможность утверждать, что роль социального стресса в ситуации хронического соматического заболевания приводит к более негативной оценке настоящего периода жизни, формируя наряду с влиянием заболевания как такового общую отрицательную оценку ситуации.
В случае ситуации кардиологического заболевания, имеющей негативный социальный стереотип, обнаружен ряд взаимосвязей, отражающих роль социального стресса в социальной ситуации хронического соматического заболевания, что представлено в табл. 6.
Анализируя полученные взаимосвязи, необходимо отметить, что в группе людей, находящихся в социальной ситуации хронического соматического заболевания с негативным социальным стереотипом (кардиологические заболевания), так же как и в группе с нейтральным стереотипом, обнаружена взаимосвязь между уровнем социального стресса и переживанием настоящего момента на «Линии жизни». Связь носит отрицательный характер, т. е. при увеличении социального стресса настоящее в большей степени переживается как отрицательное, настоящий период жизни рассматривается больным человеком как сложный и негативный. Связь между показателями «отклонение от аутогенной нормы» и «коэффициент вегетативного тонуса» (по тесту М. Люшера) отражает специфику реагирования на накопление высокого уровня социального стресса в ситуации хронического соматического заболевания с негативным социальным стереотипом. При высоком уровне социального стрес-
са повышается тревожность, снижается настроение и общее самочувствие человека.
Исходя из вышеизложенного, отметим, что при рассмотрении роли социального стресса в социальной ситуации хронического соматического заболевания необходимо подчеркнуть его дифференцированную роль при разных заболеваниях, а точнее, при различном отношении к заболеваниям и людям, страдающим данными заболеваниями. Не вдаваясь в рассуждения о причинно-следственных связях социального стресса и заболевания, укажем на более высокую его роль в изменении временной организации личности в ситуации негативного социального стереотипа, то есть ситуации заболеваний кардиологического профиля.
В результате исследования роли социально-психологических факторов в изменении смысловой сферы личности в ситуации хронического соматического заболевания мы можем сделать следующие выводы:
1. В ситуации хронического соматического заболевания люди ценивают свое настоящее как негативное. Отмечается снижение относительно нормативных показателей осмысленности жизни, фрустрация рефлексивных процессов и склонность к экстернальному локусу контроля.
2. Негативный социальный стереотип заболевания вносит значимые изменения в жизненный путь личности в социальной ситуации хронического соматического заболевания. При негативном стереотипе (ситуация заболеваний сердечно-сосудистой системы) нарушаются процессы целепологания и прогнозирования будущего, снижается удовлетворенность результатами своей жизни и ощущение эмоциональной насыщенности жизни, подавляются процессы рефлексии.
3. Длительность социальной ситуации хронического соматического заболевания усугубляет изменения смысловой сферы личности, что выражается в негативных оценках своего настоящего и снижении активности рефлексивных процессов. Возраст человека взаимосвязан с изменениями жизненного пути личности в социальной ситуации хронического соматического заболевания. В период 30-40 лет снижается удовлетворенность результатами прожитой жизни и ощущение эмоциональной насыщенности жизни, от-
Показатели R Spearman* p-level
Уровень социального стресса & Точка настоящего -0,317298 0,0127
Уровень социального стресса & Отклонение от аутогенной нормы 0,310952 0,0147
Уровень социального стресса & Коэффициент вегетативного тонуса -0,310046 0,01502
* R Spearman - коэффициент корреляции.
Таблица 6
Взаимосвязи уровня социального стресса и характеристик жизненного пути личности в ситуации негативного социального стереотипа (кардиологическое заболевание)
мечается тенденция к экстернальному локусу контроля, что мы объясняем прохождением человеком на данном возрастном этапе «кризиса середины жизни».
4. Принятие социальной роли больного в социальной ситуации хронического соматического заболевания играет важную роль в смысловой сфере личности. При принятии роли больного отмечается негативная оценка текущего этапа жизни, снижается эмоциональная насыщенность жизни, повышается ощущение собственной беспомощности перед сложившимися обстоятельствами. В случае отрицательного оценочного переживания социальной ситуации хронического соматического заболевания снижается активность процессов целеполагания.
5. Роль социального стресса в социальной ситуации хронического соматического заболевания носит дифференцированный характер при анализе изменений жизненного пути личности. В ситуации негативного социального стереотипа (кардиологические заболевания) роль социального стресса в изменении жизненного пути более выражена, отмечается более негативное отношение к настоящему, а также нарушается эмоциональное реагирование личности - повышается тревожность, снижается настроение и т. д.
Проведенное нами исследование, демонстрируя личностные аспекты переживания ситуации заболевания, вскрывая изменения смысловой сферы личности и восприятия собственной жизни в целом, подводит нас к трактовке ситуации хронической соматической болезни как ситуации критической, что, в свою очередь, обосновывает необходимость и пути оказания психологической помощи людям, находящимся в ситуации соматического заболевания. Психологическая помощь должна быть направлена не только на коррекцию наличного эмоционального состояния, но и на осмысление ситуации болезни, различных жизненных этапов и всего жизненного пути личности.
Примечания
1. Бовина И. Б. Социальная психология здоровья и болезни. М.: Аспект Пресс, 2008.
2. Бауман У., Перре М. Клиническая психология. СПб.: Питер, 2001.
3. Гнездилов А. В. Психология и психотерапия потерь. СПб.: Речь, 2007. С. 12.
4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4.
5. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. М.: МГУ, 1987.
6. Там же. С. 69.
7. Соколова Е. Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: БуИ - Аргис, 1995. С. 246.
8. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориен-таций (СЖО). М., 2006.
9. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5.
10. Ксенофонтова Е. Г. Исследование локализации контроля личности // Психологический журнал. Т. 20. № 2. 1999.
11. Schoots J. J. F. ten Kate C. A. Metaphors, Aging and Life-Line Interview Method. Current Perspectives on Aging and Life Cycle, Vol. 3. London: Jay Press Inc.,
1989.
12. Франкл В. Э. Человек в поисках смысла. М.,
1990.
УДК 159.923.2-051
О. В. Кузьменкова
ПРОТИВОРЕЧИЯ В «ОБРАЗЕ Я» КАК ОТРАЖЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЕЙ
В статье представлены результаты эмпирического исследования противоречий субъективных оценок «образа Я» у учителей. Проведенное исследование подтверждает предположение автора о том, что профессиональное развитие учителя отражается не столько в особенностях компонентного состава его профессионального самосознания, сколько в противоречивом соотношении имеющихся «Я образов».
The author represents the results of an empirical investigation of subjective evaluations of a teacher's "self-image". The conducted investigation confirms an assumption of the author that the professional development of a teacher is reflected not so much in the component peculiarities of his professional self-TOnsciousness, but in the contradictory relationship of the teacher's existing "self-images".
Ключевые слова: «образ-Я», профессиональное развитие, профессиональное самосознание, компонентный состав
Keywords: self-image, professional development, professional self-consciousness, component structure
Профессиональное становление человека непременно сопровождается развитием его личности, и прежде всего развитием его «образа Я». Кроме полного освоения профессии, усвоения определенных когнитивных схем, способов манипулирования предметом своего труда, принятия профессиональных норм и ценностей, особенностей социального поведения в профессиональном сообществе профессиональное развитие закономерно сопровождается изменениями представлений человека о себе, своих возможностях и ограничениях, интенсивном самоопределении и поиском собственного места в профессиональном мире. Отсюда, на наш взгляд, исходит значимость изучения профессионального развития через особенности и закономерности развития «образа Я», знание которых может послужить
© Кузьменкова О. В., 2010