Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗ'

ОСОБЕННОСТИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / НЕЯЗЫКОВОЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хлыбова Марина Анатольевна

В статье обсуждаются вопросы применения технологии смешанного обучения иностранному языку в неязыковом вузе. В статье подчеркивается актуальность использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе, однако, это не должно исключать использование традиционных методов обучения. Смешанное обучение представляет собой сочетание традиционных форм обучения с формами учебного взаимодействия в электронной среде. Технология смешанного обучения иностранному языку в неязыковом вузе соответствует современным требованиям и широко используется в настоящее время. В статье подчеркивается, что основным вопросом разработки содержания учебного курса при смешанном обучении является распределение учебного материала между традиционными и онлайн занятиями. В статье описаны основные преимущества смешанного обучения. Грамотное применение электронных образовательных ресурсов в сочетании с традиционными аудиторными занятиями способствует формированию индивидуализации, вариативности и персонализации образовательного процесса, повышая уровень самостоятельности и мотивации обучающихся и, как следствие, эффективность формирования иноязычной коммуникативной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хлыбова Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BLENDED LEARNING OF A FOREIGN LANGUAGE AT A NON-LINGUSTIC UNIVERSITY

The paper considers the problem of integration of blended learning into the system of foreign language training in high school. The use of blended learning in education helps to enrich traditional teaching methods. The aim of the article is to assess the use of blended learning implemented into a foreign language teaching process. The technology of blended learning of a foreign language in a non-linguistic university meets modern requirements and is currently widespread. The article emphasizes the fact that the main issue of developing the content of a training course in blended learning environment is the creating and sharing material in classroom and online learning. The article describes the main features of blended learning. The competent use of online educational resources in combination with traditional classroom lessons contributes to the formation of individualization, variability and personalization of the educational process, increasing the level of independence and motivation of students and, as a result, the effectiveness of the foreign language communicative competence formation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗ»

Азимут научных исследований: педагогика и психология. ХЛЫБОВА Марина Анатольевна

2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; в-^Ы: 2712-8474 ОСОБЕННОСТИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ ...

VTTK" 881 1 \f~\ Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4,0

•УД14 J /¿.OOI.I |(сс) 4JCS> Irhis is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DQ[ - | (j 26140/anip-2021-1002-0077 lfcae3MI^ehttps://creativecoimnons.org/licenses/by-nc/4.0/)

ОСОБЕННОСТИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 5578-2061 AuthorlD: 690720 ORCID: 0000-0001-6441-5182

ХЛЫБОВА Марина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (61400, Россия, Пермь, улица Петропавловская 23, e-mail: busch_m@mail.ru) Аннотация. В статье обсуждаются вопросы применения технологии смешанного обучения иностранному языку в неязыковом вузе. В статье подчеркивается актуальность использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе, однако, это не должно исключать использование традиционных методов обучения. Смешанное обучение представляет собой сочетание традиционных форм обучения с формами учебного взаимодействия в электронной среде. Технология смешанного обучения иностранному языку в неязыковом вузе соответствует современным требованиям и широко используется в настоящее время. В статье подчеркивается, что основным вопросом разработки содержания учебного курса при смешанном обучении является распределение учебного материала между традиционными и онлайн занятиями. В статье описаны основные преимущества смешанного обучения. Грамотное применение электронных образовательных ресурсов в сочетании с традиционными аудиторными занятиями способствует формированию индивидуализации, вариативности и персонализации образовательного процесса, повышая уровень самостоятельности и мотивации обучающихся и, как следствие, эффективность формирования иноязычной коммуникативной компетенции.

Ключевые слова: смешанное обучение, традиционное обучение, онлайн обучение, электронные образовательные ресурсы, иноязычная коммуникативная компетенция, самостоятельная работа, неязыковой вуз.

BLENDED LEARNING OF A FOREIGN LANGUAGE AT A NON-LINGUSTIC UNIVERSITY

© The Author(s) 2021

KHLYBOVA Marina Anatolyevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of foreign languages Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov (614000, Russia, Perm, st. Petropavlovskaya, 23 e-mail: busch_m@mail.ru) Abstract. The paper considers the problem of integration of blended learning into the system of foreign language training in high school. The use of blended learning in education helps to enrich traditional teaching methods. The aim of the article is to assess the use of blended learning implemented into a foreign language teaching process. The technology of blended learning of a foreign language in a non-linguistic university meets modern requirements and is currently widespread. The article emphasizes the fact that the main issue of developing the content of a training course in blended learning environment is the creating and sharing material in classroom and online learning. The article describes the main features of blended learning. The competent use of online educational resources in combination with traditional classroom lessons contributes to the formation of individualization, variability and personalization of the educational process, increasing the level of independence and motivation of students and, as a result, the effectiveness of the foreign language communicative competence formation.

Keywords: blended learning, traditional learning, online learning, online educational resources, foreign language communicative competence, self-study, non-linguistic university.

ВВЕДЕНИЕ стоятельной работы обучающихся» [3]. Использование

Модернизация системы высшего образования требу- электронных ресурсов остается лишь инструментом,

ет существенных изменений в содержании, структуре, «их применение не должно превращаться в самоцель»

организации и технологиях обучения. Одним из приори- [4].

тетных направлений модернизации вуза является разви- МЕТОДОЛОГИЯ

тие электронных образовательных ресурсов, призванное В современных условиях дистанционное образова-

обеспечить использование лучших мировых практик в ние становится все более распространенным явлени-

обучении для формирования нового качества образова- ем, что способствует расширению возможностей для

тельной среды. Важность реализации образовательных смешанного обучения (blended learning) как сочетания

программ с использованием электронного обучения, традиционных форм обучения с различными формами

электронных образовательных ресурсов подчёркивается учебного взаимодействия в электронной среде [5]

в нормативных документах Министерства образования Технология смешанного обучения объединяет в себе

и науки Российской Федерации [1]. в качестве основных составляющих очное обучение в

Применение электронных образовательных ресур- виде традиционных аудиторных занятий (face-to-face

сов расширяет возможности процесса обучения и спо- classrooms), самостоятельное обучение - поиск и из-

собствует созданию процесса интерактивности в обра- учение материалов (self-study), совместное обучение

зовательном процессе благодаря возможности взаимо- онлайн, при котором обучающиеся и преподаватели ра-

действия через имитацию диалога [2]. Использование ботают с использованием электронных образовательных

электронных образовательных ресурсов, однако, не от- ресурсов (e-learning) [6-8]. Электронные образователь-

носится к новым форматам обучения, так как препода- ные ресурсы представлены, прежде всего, образователь-

ватели уже в течение многих лет работают с учебными ными платформами, социальными средствами коммуни-

материалами, представленными в электронной форме, в кации, видеосервисами.

том числе, в процессе обучения иностранному языку. При этом подчеркивается [9-13], что в таком сочета-Следует подчеркнуть, что использование электрон- нии обучение в электронной среде является логическим ных образовательных ресурсов не должно исключать продолжением аудиторной работы, аудиторная и самоиспользование традиционных методов обучения, они стоятельная работы в режиме онлайн организуются в со-должны гармонично встраиваться в учебный процесс, ответствии с индивидуальными особенностями каждого как «вспомогательный материал или как система само- обучающегося [14]. Смешанное обучение позволяет од-ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002; 130008 3Л

KHLYBOVA Marina Anatolyevna Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

BLENDED LEARNING OF A FOREIGN LANGUAGE ... 2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

новременно использовать преимущества традиционной и дистанционной форм обучения, устранив их недостатки [15].

Грамотное сочетание традиционных аудиторных занятий и методов онлайн обучения способствует созданию индивидуализации образовательного процесса, формированию индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Технология смешанного обучения иностранному языку в неязыковом вузе соответствует современным требованиям и уже используется достаточно широко. В частности, ввиду чрезвычайно малого количества аудиторных часов и отведения значительного количества времени на самостоятельную работу приходится использовать электронные образовательные ресурсы. Тем не менее, для дисциплины «Иностранный язык» полностью отказаться от традиционной аудиторной формы проведения занятий не представляется возможным. После традиционного занятия в аудитории обучающиеся, как правило, получают задания для самостоятельной работы на образовательной онлайн платформе. При смешанном обучении предполагается параллельное следование традиционного и электронного методов обучения: каждому блоку, пройденному на аудиторном занятии, должен соответствовать блок заданий в онлайн режиме.

Как показывает практика, основным вопросом разработки содержания учебного курса при смешанном обучении является распределение учебного материала. Преподаватель определяет адекватное сочетание материала по типу задания (аудиторное, самостоятельное) и его целевой аудитории (групповое, индивидуальное), который будет представлен в традиционной форме на занятиях по иностранному языку в процессе непосредственного общения преподавателя и обучающегося, и учебного материала, предназначенного для размещения в электронной форме.

Современные онлайн порталы обеспечивают размещение разнородного материала с предоставлением унифицированного доступа к нему и расширенными поисковыми возможностями. Преподаватель обеспечивает доступ к необходимым материалам через Интернет, позволяющим работать с аутентичными профессионально-направленными источниками, справочными системами для получения необходимой информации, что способствует повышению уровня мотивации обучающихся и эффективному формированию иноязычной коммуникативной компетенции. Использование системы закладок позволяет упростить навигацию по разнородным ресурсам.

Одним из наиболее востребованных электронных ресурсов в процессе обучения иностранному языку в настоящее время является электронный учебник, так как он может использоваться как в процессе аудиторных занятий, так и в процессе внеаудиторных онлайн занятий, что подтверждает их востребованность как образовательного средства. В процессе работы с электронными ресурсами следует обеспечить также свободный доступ к полным текстам электронных версий учебников.

Интерактивное тестирование является важной составной частью онлайн обучения. При разработке тестирующих модулей на современных онлайн порталах можно задавать такие параметры как время выполнения заданий, количество раз выполнения теста, баллы за верный или частично верный ответ и т.д, позволяющие обучающемуся осуществлять самоконтроль качества усвоения учебного материала. Использование разработанных систем тестов с автоматизированной проверкой и оценкой на закрепление лексики и грамматики приводят к существенной экономии времени преподавателя, предоставляя больше времени и возможности на работу над устной коммуникацией.

Смешанное обучение способствует эффективному формированию иноязычной коммуникативной компе-312

тенции обучающихся. Традиционные занятия в сочетании с электронными образовательными ресурсами способствуют:

- развитию самостоятельности, ответственного отношения к обучению, совершенствованию навыков самообразования в контексте будущей профессиональной деятельности,

- индивидуализации образовательного процесса, при которой работа с электронными ресурсами осуществляется в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями каждого обучающегося,

- повышению уровня мотивации обучающихся благодаря расширению возможностей по организации контроля и самоконтроля обучающихся, что способствует формированию большей заинтересованности обучающихся в результатах учебной деятельности,

- формированию вариативности образовательного процесса, происходящего как в аудитории, так и в режиме онлайн-обучения, выполнению различных заданий с учетом индивидуальных потребностей и особенностей обучающихся,

- увеличению доступности учебного материала в виде разнообразных ресурсов электронной составляющей смешанного обучения, обеспечению доступа обучающихся к аутентичным материалам, различным словарям, справочным системам, электронным библиотекам и другим информационным ресурсам,

- созданию условий для личностно ориентированного образования в процессе использования онлайн-ресур-сов, что способствует изменению характера взаимоотношений между участниками образовательного процесса, позволяя более гибко выстраивать его траекторию и тем самым обеспечить его персонализацию.

ВЫВОДЫ

Таким образом, смешанное обучение, представляющее собой комбинацию традиционных форм обучения и электронных образовательных ресурсов, способствует повышению качества иноязычной подготовки обучающихся. Грамотное применение электронных образовательных ресурсов, предполагающее соответствующую организацию содержательного компонента обучения, на наш взгляд, стимулирует выработку навыков самообучения и поиска информации, способствует индивидуализации, вариативности и персонализации образовательного процесса, повышая уровень мотивации обучающихся и, как следствие, эффективность формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Включение электронных образовательных ресурсов в качестве современных образовательных технологий позволит значительно расширить спектр организационных форм, используемых в процессе обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru (дата обращения: 02.10.2020).

2. Вербицкий А. А. Теория и технологии контекстного образования: учеб. пособие. М.:МПГУ, 2017. 268 с.

3. Бородина Т. Ф. Применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе вуза и определение их эффективности //Молодой ученый. 2014. №13. С. 241-243

4. Куценко С.М., Косулин В.В. Электронные образовательные ресурсы как инструмент обучения //Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2017. №4(36). С.127-134.

5. Bonk C.J. & Graham C.R. Handbook of blended learning: Global Perspectives, local designs. — San Francisco, CA: Pfeiffer Pub-lishing, 2005.

6. Куркан, Н. В. Эффективность смешанного обучения при обучении иностранному языку в условиях современного образования /Н. В. Куркан. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 5 (85). — С. 488-491. — URL: https://moluch.ru/archive/85/16008/ (дата обращения: 27.09.20209

7. Велединская С Б, ДорофееваМЮ Смешанное обучение: секреты эффективности //Высшее образование сегодня 2014 № 8 С 8-13

8. ВасильеваЮ.С., РодионоваЕ.В., ЧичеринаН.В. Смешанное обучение: модели и реальные практики // Открытое и дистанционное образование. 2019. № 1 (73). С. 22-31.

9. Мельченкова Н.В. Использование смешанного обучения иностранному языку в неязыковом вузе для повышения эффективности учебного процесса // Известия Самарского научного центра

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ХЛЫБОВА Марина Анатольевна ОСОБЕННОСТИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ ...

Российской академии наук. 2015. Т. 17, № 1(5). С.1063-1066.

10. Ваганова О.И., Воронина И.Р., Коростелев А.А., Шагалова О.Г. Электронные образовательные ресурсы как средство повышения качества образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 203-207.

11. Савельева Н.Х., Демакова Г.А., Ульянова В.Г. Возможности электронной информационной образовательной среды вуза для профессиональной подготовки будущих специалистов //Балканское научное обозрение. 2020. Т. 4. № 1 (7). С. 37-39.

12. Васин Л.А. Базовая организация электронной информационной образовательной среды университета на основе облачных технологий //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2019. Т. 8. № 2 (46). С. 31-36.

13. Зубренкова О.А., Лисенкова Е.В., Зубенко Д.П., Косс Е.А. Информационные технологии как необходимый элемент организации учебного процесса образовательных учреждений // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 172-175.

14. Краснова Т.И. Смешанное обучение:опыт, пробллемы, перспективы //В мире научных открытий. 2014. № 11 (59). С. 10-25

15. Малинина И.А. Применение технологий смешанного обучения иностранному языку в высшей школе // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10

Статья поступила в редакцию 09.10.2020 Статья принята к публикации 27.05.2021

ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002; 130008

313

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.