УДК 37 Сергеева А.А., Михайлова Е.А.
Сергеева А.А.
студент магистратуры Самарский государственный социально-педагогический университет
(г. Самара, Россия)
Михайлова Е.А.
к.п.н., доцент кафедры логопедии, специальной педагогики и специальной психологии Самарский государственный социально-педагогический университет
(г. Самара, Россия)
ОСОБЕННОСТИ СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация: в статье исследуются и анализируются особенности словаря детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Основываясь на трудах ученых, таких как Р.И. Лалаевой, Н.Ю. Боряковой, Е.В. Мальцевой, был проведен анализ констатирующего эксперимента с детьми с ЗПР.
Ключевые слова: старшие дошкольники, дети с ЗПР, словарь, формирование словаря.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что из-за недоразвития познавательной сферы дошкольника с задержкой психического развития возникают особенности формирования словаря. Именно, в связи с этим в настоящее время возникает потребность в изучении особенностей детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, исследовании речевой деятельности и разработке коррекционных мероприятий, необходимых для преодоления нарушений в формировании словаря у дошкольников.
Цель констатирующего эксперимента - выявление уровня сформированности словаря, а также качественного своеобразия словаря разных частей речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Исследование словаря у детей дошкольного возраста проводилось в четыре этапа.
На первом этапе осуществлялось изучение специальной литературы по проблеме исследования, что позволило установить определенную цель, задачи и методы исследования.
На втором этапе проводился выбор методики констатирующего эксперимента. Для исследования закономерностей формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР был подобран наглядный, дидактический и речевой материал, в соответствии с методикой, предлагаемой И.Д. Коненковой, а также О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной. Методика, предлагаемая нами, состоит из четырех блоков: 1 блок - изучение словаря имен существительных, 2 блок - изучение предикативного словаря (глаголов), 3 блок - изучение атрибутивного словаря (прилагательных), 4 блок - изучение словаря наречий.
Третий этап заключался в проведении экспериментального исследования по поставленной проблеме с помощью подобранной методики. Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад «Дружная семейка» компенсирующего вида» Заинского муниципального района РТ, ул. Ленина, д.3.
Анализ результатов констатирующего эксперимента:
В заданиях первого блока мы исследовали особенности сформированности предметного словаря у испытуемых дошкольников:
100,00% 80,00% 60,00% 40,00% 20,00% 0,00%
76,33%
19,89% 22,00%
70,33%
1,89%
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Эксперим. Группа ■ Контр. Группа
Рис. 1. Уровни сформированности номинативного словаря у испытуемых дошкольников.
Выводы по качественному своеобразию номинативного словаря:
Самые низкие результаты ЭГ показала в заданиях на антонимию и синонимию. У КГ трудности возникли с заданиями «Части предметов» и «Слова - вместилища». Наблюдались у детей ЭГ лексические ошибки, как смешения слов, обозначающих часть и целое: воротник — рубашка, замена синонима антонимом, иногда повторение слова-стимула с частицей «не», а также парафазии замена синонимов неологизмами, образованными на основе звукового сходства со словом-стимулом, тем самым семантический показатель практически отсутствует у детей с церебрально - органическим генезом, также может быть связан с тем, что у детей ЭГ отмечаются трудности в понимании большинства понятий, а также бедность самого словаря, которая выражается в отказах от ответов и в значительном количестве неправильных ответов. У КГ отмечались единичные ошибки, связанные с близкими заменами (ботинки -кроссовки).
В заданиях второго блока мы исследовали особенности сформированности предикативного словаря у испытуемых дошкольников.
100,00% 80,00% 60,00% 40,00% 20,00% 0.00%
75,00% 76,17%
7,67% 4,00%
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Экспернм. Группа ■ Контр. Группа
Рис 2. Уровни сформированности предикативного словаря у испытуемых дошкольников.
Выводы по качественному своеобразию предикативного словаря:
Можно сделать вывод, что у дошкольников с задержкой психического развития наблюдается недостаточный объем глагольного словаря с преобладанием бытовой лексики, проблемы с его актуализацией, трудности с подбором нужных слов.
Самые низкие результаты ЭГ показала в заданиях на антонимию и синонимию отмечается низкий уровень. У КГ трудности возникли с заданиями «Действия по картинкам». Наблюдались такие виды ошибок у ЭГ, а также КГ, как специфические типы вербальных парафазий, свойственные для обеих групп: замена синонима словосочетанием (включением слова в конкретную ситуацию («чистить - это ты когда утром умываешься»), замена на основе фонетического сходства («плачет - клачет).
Низкий уровень в данных заданиях у ЭГ может быть связан с тем, что дети с ЗПР (церебрально - ороганического генеза) используют слова, не понимая их значения, и допускают ошибки. Дети с ЗПР не знают большинство профессий и их вид деятельности. Это говорит об узких представлениях дошкольников об окружающей действительности. Данные трудности на наш взгляд обусловлены недоразвитием у детей с ЗПР (церебрально - органического генеза) мыслительных операций анализа, сравнения, обобщения.
В заданиях третьего блока мы исследовали особенности сформированности атрибутивного словаря у испытуемых дошкольников:
100,00% 80,00% 60;00% 40.00% 20.00% 0.00%
79,00% 84.00%
3,83% 3,33%
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Эксперим. Группа "Контр. Группа
Рис 3. Уровни сформированности атрибутивного словаря у испытуемых дошкольников.
Выводы по качественному своеобразию атрибутивного словаря: В целом можно констатировать, что у детей с ЗПР недостаточный объем словаря прилагательных по сравнению с нормой. Дошкольники с психическим недоразвитием чаще используют прилагательные, семантически далекие, часто воспроизводят случайные ассоциации, часто отказываются от подбора слова. Все виды ошибочных ответов говорят о том, что дети с задержкой психического развития недостаточно понимают отношения противопоставления между лексическими единицами языка, у них ограничен объем словаря, мала активность процесса поиска слова, неумение выделить существенные семантические признаки в структуре значения слова, недостаточное осознание поставленной задачи.
В заданиях четвертого блока мы исследовали особенности сформированности словаря наречий у испытуемых дошкольников:
100.00% 96,67%
80.00% 74,33%
60,00%
40.00% 20,00% 0;00% 0:00% 23,33% 3;33% 2.33%
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Экспериы. Группа 1 Контр. Группа
Рис 4. Уровни сформированности словаря наречий у испытуемых дошкольников.
Выводы по качественному своеобразию словаря наречий:
Для детей ЭГ все задания данной категории (словарь наречий) оказались самыми сложными для детей с ЗПР (церебрально-органического генеза). В процессе поиска дети с ЗПР часто теряли цель задания, противопоставляли слова по несущественным, ситуативный признакам. Поэтому часто воспроизводятся слова близкие слову-антониму, что говорит о неумении выделить существенный признак данного слова. Характерной ошибкой детей являлось воспроизведение слов другой грамматической категории. Очень часто на слово стимул существительное дети воспроизводили прилагательное, а на слово - стимул прилагательное - наречие.
Исходя из всех изученных нами словарей дошкольников, можно сделать вывод о том, что наиболее не сформирован у детей ЭГ словарь наречий, предикативный и атрибутивный словарь, по сравнению с номинативным словарем. Сравнение показано на рисунке 5. А на рисунке 6 представлена итоговая гистограмма сформированности словаря у детей с ЗПР. Тем самым, можно предложить, что механизмом являются специфические особенности в организации семантических полей, ассоциации более немотивированные, случайные. Ограниченный объём семантического поля проявляется в малом количестве смысловых связей. Также у детей с ЗПР возникают трудности
усвоения единства значения и формы слова, которые приводят к задержке в формировании семантических полей у детей.
1. Богданович, Л.Б. Опыт формирования словаря старших дошкольников с ЗПР на основе поэтапной работы над словом [Электронный ресурс];
2. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста [Текст]: методическое пособие /Л.А.Ухина.- Красное: МДОУ «Детский сад «Колосок» с. Красное»,2010.-76с.;
3. Жаренкова Г.И. Действия детей с ЗПР по образцу и словесной инструкции // Дефектология. - 1972. - №4. - С. 10-12;
4. Иванова, О. В. Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического развития [Текст]/ Дисс. канд. пед. наук / О. В. Иванова. - СПб. - 2003. - 322 с.;
5. Лалаева, Р.И. Нарушения речи у детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001627719;
5%
■ высокий уровень
■ средний уровень
■ низкий уровень
Рис. 6 Итоговая гистограмма по уровням сформированности словаря у детей с ЗПР.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
6. Лалаева, Р.И. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития [Текст]/ Р.И. Лалаева// учеб. пособие - Москва: Владос, 2003. - 304 с.;
7. Мальцева, Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] URL: http: //www. shishkova. ru/library/j ournals/items/d9006. htm
Sergeeva A.A., Mikhailova E.A.
Sergeeva A.A.
Samara State Social and Pedagogical University (Samara, Russia)
Mikhailova E.A.
Samara State Social and Pedagogical University (Samara, Russia)
DICTIONARY FEATURES IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH DELAYED MENTAL DEVELOPMENT
Abstract: the article examines and analyzes the features of the vocabulary of children of senior preschool age with mental retardation. Based on the works of scientists such as R.I. Lalaeva, N.Yu. Boryakova, E.V. Maltseva, an analysis of the ascertaining experiment was carried out with children with mental retardation.
Keywords: older preschoolers, mental retardation, dictionary, vocabulary formation.