6. Kusyakova, R.F. (2014), Development of coordination abilities of students on the basis of classical dance, dissertation, Naberezhnye Chelny.
7. Lyakh, V.I. (2006), Coordination abilities, TVT Divizion, Moscow.
8. Maksimenko, A.M. (2001), Bases of the theory and methods of physical culture. textbook for university students, 4 branch of Voenizdat, Moscow.
9. Matveev, L.P. (2008), The theory and methods of physical culture, SportAkademPress, Moscow.
10. Nazarenko, L.D. (2010), "Plasticity as an engine-coordination quality", Theory and practice of physical culture, No. 8, pp. 48-52.
11. Nikitin, V.Yu. (2000), Modern jazz dance, GITIS Moscow.
12. Parmuzina, Ju.V. and Gorbaneva, E.P. (2011), The basics of fitness aerobics, Volgograd.
13. Platonov, V.N. (2001), Coordination of the athlete and methods for improving it, GIFK, Kiev.
14. Romanova, T.V. (2006), Perfection of coordination abilities of highly skilled sportswomen in kinds of struggle by means of aerobics, dissertation, Moscow.
15. Starkova, E.V. (2006), Modular technology for the development of motor coordination in female students in the process of physical education, dissertation, Malakhovka.
16. Shipilina, I.A. (2004), Choreography in sport, Fenix, Rostov-on-Don.
17. Shtoda, M.L. and Platonova E.Yu. (2010), "Program of the discipline "Theory and methods of fitness aerobics" for universities", Actual problems of development of sports dances, aerobics and fitness : the collection of works All-Russian scientifically - practical conference 28 - on October 29, 2010, The Volgograd state academy of physical culture, Volgograd, pp. 73-75.
18. Ljerka Srhoj, Ratko Kati and Andreja Kaliterna (2006), "Motor Abilities in Dance Structure Performance in Female Students", Original scientific paper, No.2, pp.335-341.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.05.2018
УДК 796.422.1
ОСОБЕННОСТИ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ БАРЬЕРИСТОВ В
ПОЛУГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ
Олег Александрович Сидоренко, подполковник полиции, старший преподаватель, Александр Сергеевич Дьяков, майор полиции, преподаватель, Волгоградская академия МВД России; Елена Юрьевна Барабанкина, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Российский университет дружбы народов, Москва; Виталий Сергеевич Попков, директор, Спортивная школа олимпийского резерва № 3, Волгоград
Аннотация
В статье представлена методика скоростно-силовой подготовки квалифицированных барьеристов с использованием дополнительных средств силового воздействия в виде поясов и манжет утяжелителей разного веса. Результаты исследования показали, что такая тренировка дает более высокий прирост скоростно-силовых качеств спортсменов и улучшает их спортивный результат в основном соревновательном упражнении.
Ключевые слова: барьерный бег, скоростно-силовая подготовка, пояса и манжеты-утяжелители.
FEATURES OF HIGH-SPEED AND POWER TRAINING OF HURDLERS IN THE
SEMI-ANNUAL CYCLE Oleg Alexandrovich Sidorenko, the police lieutenant colonel, senior teacher, Alexander Ser-geevich Dyakov, the police major, teacher, Volgograd academy Ministry of Internal Affairs of Russia; Elena Yurevna Barabankina, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, RUDN University, Moscow; Vitaliy Sergeevich Popkov, the director, Sport School of the Olympic Reserve No 3, Volgograd
Annotation
The article presents a technique for speed-strength training of skilled hurdlers using additional means of force action in the form of belts and cuffs weighting agents of different weights. The results of the
research showed that such training gives a higher increase in the speed and strength qualities of athletes and improves their athletic performance in the main competitive exercise.
Keywords: barrier run, speed-strength training, belt and cuff weighting.
ВВЕДЕНИЕ
Тренировочный процесс спортсменов, специализирующихся в барьерном беге, в отличие от тренировки в других беговых дисциплинах легкой атлетики, отличается высокой сложностью, связанной с тем, что спортсмену необходимо обладать не только высоким уровнем развития физических качеств, но и технической подготовленностью, которая реализуется на максимальной скорости бега [1, 2]. Скоростно-силовая подготовка является для барьеристов одной из первостепенных, так как средства развития скоростно-силовых качеств весьма успешно могут сочетаться со средствами технической подготовки, при этом отрицательный перенос развития физических качеств отсутствует [1, 2]. Анализ научно-методической литературы показал, что арсенал средств и методов развития ско-ростно-силовых качеств легкоатлетов весьма широкий, однако с повышением уровня спортивного мастерства спортсменов он начинает существенно сужаться и в конечном итоге сводится только к тем, которые присутствуют в самом соревновательном упражнении.
В связи с вышесказанным, целью нашего исследования явилось разработка методики скоростно-силовой подготовки квалифицированных барьеристов на основе дополнительного и сопряженного использования поясов и манжет-утяжелителей различного веса.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
При разработке методики скоростно-силовой подготовки квалифицированных легкоатлетов, специализирующихся в барьерном беге, нами были учтены следующие ключевые моменты:
- последовательность введения средств скоростно-силовой подготовки в течение всего подготовительного периода;
- одновременное применение средств силовой и скоростно-силовой подготовки и их чередование в смежных тренировочных занятиях;
- соответствие средств скоростно-силовой подготовки с характером двигательных действий спортсменов.
В зависимости от этапа подготовки квалифицированных барьеристов изменялись и тренирующие воздействия. В подготовительном периоде все тренировочные воздействия направлены на увеличение общего объема скоростно-силовой подготовки. На общеподготовительном этапе в основном использовались средства тренировки общей направленности и малой или средней интенсивности. На специально-подготовительном этапе тренировочные средства стали приобретать специальный характер, повышалась интенсивность и объем выполняемой тренировочной нагрузки. В соревновательном периоде направленность тренировочных воздействий постепенно меняется от наращивания объема к повышению интенсивности.
С целью выяснения эффективности предлагаемой методики был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие барьеристы юноши второго и третьего разряда, составившие контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы по 10 человек в каждой. Спортсмены контрольной и экспериментальной группы использовали в своем тренировочном процессе пояса и манжеты-утяжелители. В связи тем, что с увеличением объема тренировочной нагрузки понижалась интенсивность выполняемой работы, то для сохранения интенсивности тренировочных воздействий мы варьировали вес используемых утяжелителей от большего к меньшему, тем самым, сохраняя интенсивность тренировочной нагрузки. В этом заключалось отличие методики скоростно-силовой подготовки экспериментальной группы от методики контрольной группы. Вес поясов и манжет-утяжелителей определялся в процентном соотношении от веса испытуемого. В начале
выполнения различных двигательных заданий спортсменам предлагался определенный вес манжет и пояса-утяжелителя, который в последующих повторениях упражнения снижался на 2-3%, что позволяло сохранить необходимый режим выполнения упражнения при нарастающем утомлении. Такое снижение веса дополнительных утяжелителей было только в самом «нагрузочном» упражнении из числа упражнений, применяемых в тренировочном занятии. Спортсмены контрольной группы выполняли упражнения только с максимально запланированным весом манжет и поясов-утяжелителей, который не снижался на протяжении всей тренировки. После каждого этапа подготовительного периода было проведено контрольное тестирование спортсменов по показателям их физической подготовленности, в том числе скоростно-силовой.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
После завершения общеподготовительного этапа (4 недели) были получены следующие данные. Скоростные показатели спортсменов улучшились в обеих группах, однако их прирост был значительно выше в экспериментальной группе (результат в беге 30 метров в ЭГ улучшился на 3,24% (р<0,05), в КГ - на 1,11% (р>0,05); в беге на 150 метров по движению (скоростная выносливость) прирост в ЭГ составил 4,02% (р<0,05), в КГ - 1,84% (р>0,05)). Изменения скоростно-силовых показателей, которые оценивались в таких тестах, как прыжок в длину с места (4,23%), тройной прыжок с места (3,94%), бросок ядра 5 кг двумя руками снизу-вперед (5,54%) были статистически значимы у спортсменов экспериментальной группы, тогда как у барьеристов контрольной группы изменения в данных тестах остались ниже уровня достоверности, что говорит о меньшей эффективности применяемой методики скоростно-силовой подготовки, в которой использовались пояса и манжеты утяжелители одного веса.
Результат в основном соревновательном упражнении (бег 60 метров с барьерами) улучшился в обеих группах незначительно, и говорит о том, что средства, применяемые на данном этапе, только косвенно повлияли на уровень спортивного мастерства бегунов.
Качественные изменения показателей физической подготовленности спортсменов после специально-подготовительного этапа (4 недели) коснулись большинства показателей. Результат в беге на 30 метров в ЭГ улучшился на 6,13% (р <0,05), тогда как у спортсменов КГ на 3,83% (р <0,05), что тоже значимо, но в меньшей степени. В беге на 60 метров по движению результат остался на прежнем уровне, как в контрольной, так и в экспериментальной группе.
В тестах прыжок в длину с места и тройной прыжок с места у спортсменов ЭГ произошли заметные улучшения, прирост составил 6,09 (р <0,05) и 4,12 (р <0,05) соответственно. У барьеристов КГ только в прыжке в длину с места произошли значимые изменения, но в меньшей степени (4,52%, р <0,05). Существенный прирост в броске ядра двумя руками снизу-вперед у спортсменов ЭГ (8,21%, р <0,05). У спортсменов контрольной группы прирост в данном показателе составил 4,32% (р <0,05).
Интегральным показателем эффективности тренировочного процесса является соревновательный результат. В беге на 60 метров с барьерами в обеих группах улучшение спортивного результата было существенно и достоверно, однако относительный прирост в ЭГ был выше и составил 5,43%, в КГ - 3,01%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог проведенному педагогическому эксперименту можно констатировать, что предлагаемая методика скоростно-силовой подготовки барьеристов с применением поясов и манжет утяжелителей разного веса более существенно влияет на уровень скоростно-силовой подготовленности спортсменов, и как следствие, на их соревновательный результат, по сравнению с тренировочным процессом, где применялись дополнительные утяжелители одного веса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Чёмов, В.В. Рационализация тренировочного процесса квалифицированных спринтеров в подготовительном периоде / В.В. Чёмов, Е.Ю. Барабанкина, О. А. Москалёв // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 140-144.
2. Чёмов, В.В. Теоретическое обоснование технологии развития специальной выносливости в тренировочном процессе бегунов на 400 метров / В.В. Чёмов, О.В. Иванов, Е.Ю. Барабанкина // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2015. - № 1 (11). - С. 39-46.
REFERENCES
1. Chemov, V.V., Barabankina, E.Yu. and Moskalev, O.A. (2015), "Rationalization of the training process of the qualified sprinters in the run", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 140-144.
2. Chemov, V.V., Ivanov O.V. and Barabankina, E.Yu. (2015), "The theoretical justification for technology development of special endurance in training runners for 400 meters", Journal of Physical education and sports training, No.1 (11), pp. 39-46.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.05.2018
УДК 796.856.2
ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОЙ НЕПРЕРЫВНОЙ ИНТЕГРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ В ТХЭКВОНДО НА ЭТАПЕ МНОГОЛЕТНЕГО ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
Александр Михайлович Симаков, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики бокса, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассмотрены особенности структуры индивидуализированной непрерывной интегральной системы подготовки от новичка до чемпиона на этапе многолетнего тренировочного процесса. Она позволяет обеспечить индивидуализацию, непрерывность учебно-тренировочного процесса и учесть возрастные особенности спортсменов. Реализация системы индивидуализированной непрерывной интегральной подготовки позволит совершенствовать мастерство на всех этапах многолетнего тренировочного процесса, что обеспечит высокий уровень подготовленности на всех этапах к соревновательной деятельности.
Ключевые слова: индивидуальная непрерывная интегральная система, сенситивный период, тхэквондо, специальная физическая подготовка, этап многолетнего тренировочного процесса.
FEATURES OF STRUCTURE OF THE INDIVIDUALIZED CONTINUOUS INTEGRATED SYSTEM OF PREPARATION IN TAEKWONDO AT A STAGE OF LONG-TERM TRAINING PROCESS
Alexander Mikhailovich Simakov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Department chairman,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
In article features of structure of the individualized continuous integrated system of preparation from the beginner to the champion at a stage of long-term training process are considered. She allows to provide individualization, the continuity of educational and training process and to consider age features of athletes. Realization of system of the individualized continuous integrated preparation will allow to improve skill at all stages of long-term training process that will provide the high level of readiness at all stages to