Научная статья на тему 'Особенности склонности к различным видам зависимости у студентов вузов'

Особенности склонности к различным видам зависимости у студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2440
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАВИСИМОСТЬ / СОЗАВИСИМОСТЬ / СКЛОННОСТЬ К ЗАВИСИМОСТИ / ХИМИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИВЯЗАННОСТИ / СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ / НЕВРОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА / ПОГРАНИЧНЫЕ РАССТРОЙСТВА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Голованова Татьяна Николаевна

Цель данного исследования состояла в изучении особенностей проявления зависимостей у студентов высших учебных заведений. Была выдвинута гипотеза: студенты вузов склонны к различным типам зависимостей и имеют особые черты зависимого поведения, среди которых можно выделить гендерные отличия и отличия по видам учебной деятельности (специальностям). В проведенном исследовании приняли участие студенты вузов. Анализ данных позволил констатировать наличие весьма невысоких показателей предрасположенности к аддиктивному поведению. При исследовании гендерных различий склонностей студентов к зависимостям были обнаружены явные различия по таким видам склонностей к зависимому поведению, как: «трудовая зависимость», «пищевая зависимость», «лекарственная зависимость», «наркотическая зависимость», «сексуальная зависимость». Были проанализированы проявления каждой зависимости по профилям факультетов, выяснилось, что принадлежность к тому или иному факультету не влияет на развитие склонностей к зависимостям у студентов. Кроме того, были проанализированы изменения особенностей склонности к различным зависимостям при переходе от курса к курсу. Были обнаружены значимые (p < 0,01) изменения по таким видам зависимости, как «компьютерная зависимость» «трудовая зависимость». Таким образом, в проведенном исследовании установлено, что у представленной данной группы субъектов учебного процесса проявляется средняя склонность к зависимому поведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Голованова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMON TRAITS OF TEND TO ADDICTIVE BEHAVIOR AMONG UNIVERSITY STUDENTS

The purpose of this study is to examine the features of display of dependencies among university students. It was hypothesized that university students are prone to various types of addictions and have special features of addictive behavior, among which we can highlight the gender differences and differences in types of learning activities (specialties). University students took part in the research. Data analysis allowed to state the presence of very high levels of predisposition to addictive behavior. The study of gender differences in students' predispositions to dependencies has revealed clear differences in such kinds of inclinations to addictive behavior as “labor addiction”, “food addiction”, “drug addiction”, “sex addiction”. The study analyzed the manifestations of each depending on the specialties of the faculties. It was found that belonging to this or that faculty does not affect the development of tendencies to addiction among students. In addition, the study analyzed the changes in characteristics of tendencies to various addictions when going from course to course. The research found significant (p < 0,01) changes depending on such types as “computer addiction”, “labor addiction”. Thus, the study found that the following group of subjects of the educational process showed the average propensity to addictive behavior

Текст научной работы на тему «Особенности склонности к различным видам зависимости у студентов вузов»

Психологические науки

РБЮнаову

УДК 159.922.7:376

Т. Н. Голованова Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

ОСОБЕННОСТИ СКЛОННОСТИ К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ЗАВИСИМОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Цель данного исследования состояла в изучении особенностей проявления зависимостей у студентов высших учебных заведений. Была выдвинута гипотеза: студенты вузов склонны к различным типам зависимостей и имеют особые черты зависимого поведения, среди которых можно выделить гендерные отличия и отличия по видам учебной деятельности (специальностям). В проведенном исследовании приняли участие студенты вузов. Анализ данных позволил констатировать наличие весьма невысоких показателей предрасположенности к аддиктивному поведению. При исследовании гендерных различий склонностей студентов к зависимостям были обнаружены явные различия по таким видам склонностей к зависимому поведению, как: «трудовая зависимость», «пищевая зависимость», «лекарственная зависимость», «наркотическая зависимость», «сексуальная зависимость». Были проанализированы проявления каждой зависимости по профилям факультетов, выяснилось, что принадлежность к тому или иному факультету не влияет на развитие склонностей к зависимостям у студентов. Кроме того, были проанализированы изменения особенностей склонности к различным зависимостям при переходе от курса к курсу. Были обнаружены значимые (р < 0,01) изменения по таким видам зависимости, как «компьютерная зависимость» «трудовая зависимость». Таким образом, в проведенном исследовании установлено, что у представленной данной группы субъектов учебного процесса проявляется средняя склонность к зависимому поведению.

Ключевые слова: зависимость, созависимость, склонность к зависимости, химическая зависимость, психологическая зависимость, зависимое поведение, потребность в привязанности, система отношений между людьми, невротические расстройства, пограничные расстройства

В последнее время вопрос о таком явлении, как зависимость поднимается все чаще и чаще, хотя вопрос о том, является наше поведение результатом собственной воли или обусловлено внешними факторами, обсуждался и обсуждается до сих пор. Но действительно важным является даже не этот вопрос а то, чувствуете вы себя свободным на самом деле или есть ощущение, что кто-то управляет вашей жизнью, ведь, как пишут психологи-практики, есть мнение, что большинство из нас еще на ранних стадиях развития были

«наколоты на булавку» [2, с. 42]. Известно, что одной из основных метапотребностей человека является потребность в привязанности, неудовлетворение которой, так называемое фрустри-рование, и приводит к появлению зависимости [1, с. 19; 3, с. 16, 22-23]. Как отмечают психотерапевты, нарушения в этой области могут нести как невротические проявления, так и симптомы пограничных расстройств, но в конечном итоге все они свидетельствуют о нарушении отношений между людьми. Всем известно, что если

© Голованова Т. Н., 2016

человек уходит в виртуальную реальность, причину надо искать не в симптоме, а в его окружении и работать надо не только с самим зависимым, но и с созависимой системой отношений, в которую включены близкие люди. Существует множество точек зрения на зависимость и соза-висимость. Во-первых, существует медицинская модель, согласно которой выздоровление невозможно, надеяться можно только на длительное лечение и систему поддержки, наподобие 12 шаговых программ. Во-вторых, другие подходы считают, что зависимость и созависимость можно приостановить, но не излечить полностью, то есть одна зависимость может поменяться на другую. В-третьих, существуют подходы, считающие зависимость и созависимость приобретенными расстройствами, связанными с воспитанием и развитием, и с таким нарушением можно справиться при помощи определенных средств, способствуя развитию личностного потенциала человека. В-четвертых, такие нарушения можно назвать приобретенными несовершенными способами приспособления к слишком сложным условиям деятельности и общения и необходимо изучение такого «творческого приспособления», которое не считается болезнью (такой подход, например характерен для гештальттерапии). Укажем, что каждый из этих подходов применятся в определенных условиях, то есть при работе с определенными типами зависимости. Так, например, в самом упрощенном виде выделяют химические и психологические типы зависимости. Именно в силу последнего обстоятельства изучение процесса приобретения того или иного расстройства становится актуальной проблемой.

Цель настоящего исследования состояла в изучении особенностей проявления зависимостей у студентов высших учебных заведений.

Была выдвинута гипотеза: студенты вузов склонны к различным типам зависимостей и имеют особые черты зависимого поведения, среди которых можно выделить гендерные отличия и отличия по видам учебной деятельности (специальностям).

В проведенном исследовании приняли участие студенты вузов г. Йошкар-Олы в количестве 31 человек. Для сбора данных применялась методика диагностики склонности к различным зависимостям (автор Г. В. Лозовая). Студентам предлагалось ответить на 70 вопросов различного содержания, направленных на изучение склонности индивида к 13 видам зависимостей, а также в целом к зависимому поведению.

Исследование проводилось среди студентов 1-4 курсов высших учебных заведений различных факультетов. Отметим, что результаты диагностики являются ориентировочными и показывают общую склонность к той или иной зависимости.

При первоначальном анализе согласно условным нормам методики (5-11 баллов - низкая, 12-18 средняя, 19-25 - высокая степень склонности к зависимостям, были выявлены следующие результаты, представленные на рисунке 1.

м

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Тип склоности

Рис. 1. Общая склонность к различным видам зависимостей у студентов вузов: 1 - алкогольная зависимость; 2 - телевизионая и интернет-зависимость; 3 - любовная зависимость; 4 - игровая зависимость; 5 - сексуальная зависимость; 6 - пищевая зависимость;

7 - религиозная зависимость; 8 - трудовая зависимость; 9 - лекарственная зависимость; 10 - компьютерная зависимость;

11 - табачная зависимость; 12 - зависимость от здорового образа жизни; 13 - наркотическая зависимость;

14 - общая склонность к зависимостям

Как видно из рисунка у студентов выявлены весьма невысокие показатели предрасположенности к аддиктивному поведению. Среднего уровня достигли следующие виды склонностей к зависимостям: любовная зависимость (16 баллов), зависимость от здорового образа жизни (15 баллов); пищевая зависимость (14 баллов); трудовая зависимость (12 баллов). Самый низкий показатель: 6 баллов - склонность к наркотической и табачной зависимости. В процентном соотношении по категории «Высокая степень склонности к зависимости» результаты распределились следующим образом у 48 % студентов была выявлена высокая степень склонности к любовной зависимости, у 39 % - высокий показатель аддикции к здоровому образу жизни, у 16 % - высокая степень склонности к пищевой зависимости.

По категории «Средняя степень склонности к зависимости» - у 58 % респондентов имеется средний уровень склонности к пищевой зависимости, у 48 % - к зависимости от труда, у 45 % -от здорового образа жизни, у 35 % - средняя степень компьютерной зависимости, у 32 % -

средние показатели любовной и сексуальной зависимостей.

Отметим, что у студентов высших учебных заведений не было выявлено высоких показателей склонности к химическим зависимостям. У 77 % студентов обнаружена низкая степень алкогольной зависимости, у 94 % - наркотической, у 100 % - табачной. Последние результаты требуют дальнейших более тщательных исследований.

Низкий уровень интернет-зависимости можно объяснить следующим образом. Очень часто в обществе возникает вопрос об интерент-зависимос-ти. Отметим, что многие ученые не видят в этом проблемы, имея в виду то, что представители современного поколения, которое называют еще поколением миллениум, воспринимают Интернет только как неотъемлемую часть жизнедеятельности современного человека. Ими приводятся сравнения с другими поколениями, и, точно также как другие более старшие поколения уходили в свое время из реальности в книжный мир, современное поколение уходит в виртуальный.

При исследовании склонностей студентов к зависимостям нас заинтересовал вопрос и ген-дерных различий в склонностях к различным зависимостям. По поводу последних были получены следующие данные.

В категории «Высокая степень склонности к зависимости» по таким видам зависимостей, как «любовная зависимость», «зависимость от здорового образа жизни», «общая склонность к зависимостям», «компьютерная зависимость», «религиозная», «телевизионная и интернет-зависимость», «алкогольная зависимость», не было обнаружено различий по гендерному признаку, а по таким видам зависимостей, как «наркотическая зависимость», «лекарственная зависимость», «трудовая зависимость», «пищевая зависимость», «сексуальная зависимость», такие различия были обнаружены. По категории «Средняя степень склонности к зависимости» обнаружились различия и сходства немного по другим видам зависимости, так, например, различия обнаружились по следующим видам склонностей к зависимостям: «наркотическая зависимость» и «религиозная зависимость». По категории «Низкая степень склонности к зависимости» гендерных различий вообще обнаружено не было.

Далее были проанализированы, проявления каждой зависимости у студентов по профилям факультетов. В первую группу вошли гуманитарные факультеты, во вторую группу мы объединили факультеты естественнонаучного профиля. Результа-

ты анализа данных с использованием многофункционального критерия ф-углового преобразования Фишера показали, что принадлежность к тому или иному факультету не влияет на развитие склонностей к зависимостям у студентов. Склонность к аддиктивному поведению зависит от каких-то других социальных факторов и личностных особенностей, которые в данном исследовании не учитывались. Необходимо лишь отметить, что в отличие от всех остальных видов зависимостей (низкие показатели по методике) склонность к пищевой зависимости имеет средние показатели. Результаты данного типа зависимости представлены на рисунке 2. Это можно объяснить тем, что пища является самым легкодоступным и, на первый взгляд, самым безобидным объектом зависимого поведения для любого человека.

53

20 27 25

13

% 70 60 50 40 30 20 10 0

Высокая степень Средняя степень Низкая степень

□ Гуманитарный профиль

□ Естественнонаучный профиль

Рис. 2. Степень склонности студентов гуманитарного и естественнонаучного профилей к пищевой зависимости (%)

Имеется у студентов и склонность к зависимости от здорового образа жизни и аддикции отношений, правда, на первом месте стоит любовь, а не склонность к сексуальной зависимости.

Некоторые психологи подчеркивают, что студенты первого курса находятся под особым риском развития зависимого поведения, поскольку именно на данном этапе их жизни им приходится адаптироваться к новому виду деятельности, к новым условиям, новым людям и новому окружению, ведь они примеряют на себе новую социальную роль. Все это может способствовать развитию склонностей к зависимому поведению.

В сравнительном плане были проанализированы изменения особенностей склонности к различным зависимостям при переходе от курса к курсу. Для такого анализа был использован регрессионный анализ, позволивший сделать следующие выводы, представленные в таблице.

Особенности изменений склонности к некоторым зависимостям у студентов разных сроков обучения

Вид склонности к зависимости % прироста (+) / спада (-) Уровень значимости

Общая -16,4 p < 0,01

Компьютерная -7,3 p < 0,04

Трудовая -25,7 p < 0,006

Как видно из таблицы, большинство видов склонностей к зависимостям хотя и изменяются, но эти изменения незначимы. Необходимо отметить, что большинство склонностей к зависимостям уменьшают свой процент представленности среди студентов и лишь некоторые чуть-чуть увеличиваются. Среди них можно отметить следующие: алкогольная зависимость (прирост -+7 %) и сексуальная (+0,2 % соответственно).

Кроме того, данные виды зависимости были проанализированы с помощью кластерного анализа на степень сходства в данных группах студентов и были обнаружены данные, позволяющие сказать, что у данной группы студентов все зависимости группируются по трем категориям, которые можно, на наш взгляд, довольно условно обозначить следующим образом:

1. «Наркотическая зависимость» - сюда вошла и игровая, и религиозная зависимость, наряду с алкогольной, табачной, лекарственной и наркотической.

2. «Суррогатная зависимость» - сюда вошли интернет-зависимость, компьютерная зависимость, телевизионная зависимость и сексуальная.

3. «Невротическая зависимость» - пищевая зависимость, любовная зависимость, трудовая зависимость и зависимость от здорового образа жизни. С последней категорией в данной группе испытуемых оказалась связана категория по методике «общая склонность к зависимости».

Если проанализировать представленность различных видов склонностей к зависимостям по курсам, то можно сделать следующие выводы.

У студентов первого курса более выражены следующие виды склонностей: к любовной и пищевой зависимости, зависимости от здорового образа жизни, и менее выражены - склонности к трудовой, телевизионной, компьютерной и интернет-зависимости; у студентов второго курса -религиозная, любовная, телевизионная зависимости, интернет-аддикция и склонности к трудовой, сексуальной, игровой и компьютерной зависимости соответственно; у студентов третьего курса более проявлены признаки наркотической, компьютерной, лекарственной, религиозной, пищевой, любовной, телевизионной, алкогольной зависимости и аддикции к здоровому образу жизни и менее выражены - трудовая, сексуальная, игровая и компьютерная зависимости соответственно; у студентов четвертого курса выше проявления трудовой, религиозной, пищевой, сексуальной, любовной зависимости и зависимости от здорового образа жизни и неявная выраженность зависимости от алкоголя, телевизора, Интернета, компьютера и наркотиков.

Таким образом, в результате исследования было выяснено, что студенты характеризуются средней степенью склонности к зависимому поведению. В целом можно еще раз констатировать, что зависимость в широком смысле слова - это та или иная форма рабства, ограничивающая возможности человека, а потому важно понимать, что это не только социальная проблема, но и психологическая, психотерапевтическая проблема.

Ш

1. Петрановская. Л. В. Тайная опора: привязанность в жизни ребенка. М., 2015. 288 с.

2. Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. Освобождение от созависи-мости / пер. с англ. М., 2014. 224 с.

3. Хломов Д., Калитеевская Е. Клинический подход в ге-штальт-терапии: в 2 ч. Ч. 1 // Сборник материалов Московского Гештальт института. М., 2007. 105 с.

Статья поступила в редакцию 29.12.2015 г.

Для цитирования: Голованова Т. Н. Особенности склонности к различным видам зависимости у студентов вузов // Вестник Марийского государственного университета. 2016. № 1 (21). С. 69-73.

Об авторе

Голованова Татьяна Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, Марийский государственный университет, Йошкар-Ола, TNGolovanova@mail.ru

T. N. Golovanova Mari State University, Yoshkar-Ola

COMMON TRAITS OF TEND TO ADDICTIVE BEHAVIOR AMONG UNIVERSITY STUDENTS

The purpose of this study is to examine the features of display of dependencies among university students. It was hypothesized that university students are prone to various types of addictions and have special features of addictive behavior, among which we can highlight the gender differences and differences in types of learning activities (specialties). University students took part in the research. Data analysis allowed to state the presence of very high levels of predisposition to addictive behavior. The study of gender differences in students' predispositions to dependencies has revealed clear differences in such kinds of inclinations to addictive behavior as "labor addiction", "food addiction", "drug addiction", "sex addiction". The study analyzed the manifestations of each depending on the specialties of the faculties. It was found that belonging to this or that faculty does not affect the development of tendencies to addiction among students. In addition, the study analyzed the changes in characteristics of tendencies to various addictions when going from course to course. The research found significant (p < 0,01) changes depending on such types as "computer addiction", "labor addiction". Thus, the study found that the following group of subjects of the educational process showed the average propensity to addictive behavior

Keywords: addiction, codependency, the propensity to addiction, chemical dependence, psychological dependence, dependent behavior, the need for affection, the system of relations between people, neurotic disorders

m

1. Petranovskaja. L. V. Tajnaja opora: piivjazannost' v zhizni re-benka [Secret support: attachment in the child's life]. M., 2015, 288 p.

2. Uajnhold B., Uajnhold Dzh. Osvobozhdenie ot sozavisimosti [Exemption from codependency], per. s angl. M., 2014, 224 p.

3. Hlomov D., Kaliteevskaja E. Klinicheskij podhod v geshtal't-terapii [Clinical approach in Gestalt Therapy]: v 2 ch. Ch. 1. Sbornik materialov Moskovskogo Geshtal't instituía = The collection of materials of the Moscow Gestalt Institute. M., 2007, 105 p.

Submitted 29.12.2015.

Citation for an article: Golovanova T. N. common traits of tend to addictive behavior among university students. Vestnik of Mari State University. 2016, no. 1 (21), pp. 69-73.

About the autor

Golovanova Tat'jana Nikolaevna, Candidate of Psychological Sciences, PhD(Psychology), Associate Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, TNGolovanova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.