Получена: 12 июня 2018 / Принята: 19 августа 2018 / Опубликована online: 31 октября 2018 УДК 316.27.159.922.8 (574.41)
ФАКТОРЫ АДДИКТИВНОЙ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ГОРОДА СЕМЕЙ
*Гульжан К. Алтыбаева 1, http://orcid.org/0000-0001-9258-4928 Наргуль Н. Оспанова 1, http://orcid.org/0000-0002-2351-5720 Тимур М. Молдагалиев 1, http://orcid.org/0000-0001-8123-8002 Жаннат Ж. Сарсембина 1, http://orcid.org/0000-0003-6589-1357 Нурсултан Ж. Сексенбаев 1, http://orcid.org/0000-0001-6276-3546 Светлана В. Докенова 1, http://orcid.org/0000-0001-7916-7046 Кафедра психиатрии и наркологии,
Государственный медицинский университет города Семей, г. Семей, Республика Казахстан
Резюме
Введение: Обучение в медицинском высшем учебном заведении связано с напряженной адаптацией, что ведет к изменению в психическом статусе студентов. Последствием этому может стать уязвимость к аддикциям и возможное развитие зависимого поведения.
Цель исследования: определить распространенности рисков зависимости среди студентов Государственного медицинского университета города Семей (ГМУ г.Семей) в том числе в контексте взаимосвязанных с ними социально-психологических факторов.
Материалы и методы. Проведена одномоментная кросс-секционная оценка с помощью анкетирования 643 студентов первого курса ГМУ г. Семей. Выборка сформирована сплошным методов. Использован социологический, психометрический и статистические методы. В качестве оценочных инструментов использована шкала Бека, шкала суицидальности Пейкеля и опросник Лозовой. Статистический метод включал в себя описательную статистику с расчетом средней и стандартного отклонения для количественных переменных, долей - для качественных переменных. Сравнительная статистика осуществлена с помощью таблиц сопряженности. Корреляционный анализ проводится с помощью расчета коэффициента Спирмена. Логистическая регрессия использована для оценки влияния а социально-психологических факторов на риск развития аддикции.
Результаты. Даны характеристики демографического портрета учащихся. 14% опрошенных сообщили о симптомах депрессии. Различий по депрессивным симптомам между девушками и юношами не установлены. Признаки аддиктивной предрасположенности выявлены одновременно в отношении поведенческих и химических зависимостей. Среди поведенческих зависимостей чаще всего встречались: зависимость от здорового образа жизни (81%), любовная (66,8%), пищевая (62,2%) и религиозная зависимость (61,9%). Уязвимость по алкоголизму была на уровне 2,3%, по наркомании - 2,6%. Обнаружены взаимосвязи определенных зависимостей и пола опрашиваемых. В рамках регрессионного анализа выделены конкретные предикторы, которые имели взаимосвязь с рисками зависимостей.
Выводы. Необходимо усилить скрининговые мероприятия и внедрить интервенционные технологии по профилактике конкретных рисков аддикций, в том числе, в контексте ключевых взаимосвязанных факторов у студентов медицинских ВУЗов.
Ключевые слова: аддикция, студенты, депрессия.
Summary
FACTORS OF ADDICTIVE PREDISPOSITION AMONG FIRST-YEAR STUDENTS OF SEMEY STATE MEDICAL UNIVERSITY
*Gulzan K. Altybaeva 1, http://orcid.org/0000-0001-9258-4928 Nargul N. Ospanova 1, http://orcid.org/0000-0002-2351-5720 Timur M. Moldagaliyev 1, http://orcid.org/0000-0001-8123-8002 Zhannat Zh. Sarsembina 1, http://orcid.org/0000-0003-6589-1357 Nursultan Zh. Seksenbayev 1, http://orcid.org/0000-0001-6276-3546 Svetlana V. Dokenova 1, http://orcid.org/0000-0001-7916-7046
Chair of Psychiatry and Narcology, Semey State Medical University, Semey, Republic of Kazakhstan
Introduction: Training in a medical university is associated with a tense adaptation, which leads to a change in the mental status of students. This may result in vulnerability to addictions and the possible development of dependent behavior.
The aim of the study was to determine the prevalence of the addiction risk in students of the Semey State Medical University of (SSMU), as well as in the context of interrelated socio-psychological factors.
Materials and methods: A one-stage cross-sectional evaluation was carried out using a questionnaire of 643 first-year students of the Semey State Medical University. The sample was non-random. Sociological, psychometric and statistical methods were used. As assessment tools, the Beck scale, the Peikel' suicide rate scale and the Lozovoy questionnaire were applied. The statistical method included descriptive statistics with the calculation of mean and standard deviation for quantitative variables, and frequencies for qualitative variables. Comparative statistics are carried out using the contingency tables. Correlation analysis is carried out using the Spearman coefficient calculation. Logistic regression is used to assess the impact of socio-psychological factors on the risk of addiction development.
Results: The characteristics of the demographic profile of students are given. 14% of the respondents reported symptoms of depression. Differences in depressive symptoms between girls and boys are not observed. Signs of addictive predisposition are revealed in relation to both behavioral and chemical dependencies. The following were mostly observed in behavioral addictions: dependence on healthy lifestile (81%), love (66.8%), food (62.2%) and religious dependence (61.9%). Vulnerability to alcohol disease was at 2.3%, for drug addiction - 2.6%. The relationships of certain dependencies and the gender of the respondents were found. Within the framework of the regression analysis, specific predictors were identified related to dependency risks.
Conclusions: It is necessary to strengthen screening activities and introduce intervention technologies to prevent specific risks of addictions, as well as in the context of key interrelated factors among students of medical universities.
Key words: addiction, students, depression.
Туйшдеме
СЕМЕЙ КАЛАСЫНЫН МЕМЛЕКЕТТ1К МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТШ1Н Б1Р1НШ1 КУРС СТУДЕНТТЕР1НДЕ АДДИКТИВТ1 БЕЙМД1Л1КТ1Н ФАКТОРЛАРЫ
*Гульжан К. Алтыбаева 1, http://orcid.org/0000-0001-9258-4928 Наргуль Н. Оспанова 1, http://orcid.org/0000-0002-2351-5720 Тимур М. Молдагалиев 1, http://orcid.org/0000-0001-8123-8002 Жаннат Ж. Сарсембина 1, http://orcid.org/0000-0003-6589-1357 Нурсултан Ж. Сексенбаев 1, http://orcid.org/0000-0001-6276-3546 Светлана В. Докенова 1, http://orcid.org/0000-0001-7916-7046
Психиатрия жэне наркология кафедрасы,
Семей каласыныц мемлекетлк медицина университет^
Семей к-, Казакстан Республикасы
Kipicne: Медициналык жогары оку орнында оку студенттердщ шиеленюкен бешмделуЫщ киындауына байланысты психикалык жа^цайыныч езгеруЫе 8келед1 Осыныщ салдары аддикцияларга осалдык жэне т8уелдi мЫез-кулыктыщ дамуына ыктимал болуы mymwk
Зерттеу максаты: Семей каласыныщ мемлекеттiк медицина университету^ (Семей к.ММУ) стуценттерi арасында т8уелцiлiк кауiп-катер таралуын, оныщ шнде олармен езара байланысты 8леуметтiк-психологиялык факторлар контекстще аныктау.
Материалдар мен эдютер: Семей кММУ-нщ бiрiншi курсыныщ 643 студенттерЫен сауалнама кемегiмен бiрмезеттi кросс-секционды багалау еткзiлцi. lрiктеу тутас эдютермен курылган. Элеуметтiк, психометриялык жэне статистикалык 8цiстер колданылды. Багалау куралдары ретще Бек шкаласы, Пейкельдщ суицицтiк шкаласы жэне Лозованыщ сауалнамасы колданылды. Статистикалык эдю суреттейтiн статистика алынды, ягни сандык айнымалы Yшiн орта жэне стандартты ауытку 8цiсi, ал белкт сапалык айнымалы алынды.Салыстырмалы статистика жуптастыру таблицасы аркылы жасалынды. Корреляциялык талдау анализ Спирмен коэффициент кемепмен жасалынды. Логистикалык регрессияны аддикцияныщ даму каупЫе 8леуметтiк-психологиялык факторлардыщ 8серiн аныктау Yшiн колданылды.
Нэтижелер. Окушылардыщ демографиялык портретце сипаттама берiлцi. Суралгандардыщ 14% депрессия белгiлерi туралы хабарлады. ^ыздар мен улдар арасында депрессивт симптомдар бойынша айырмашылык аныкталган жок. Дцциктивтi беймдтк белгiлерi мiнез-кулык ж8не химиялык т8уелдтктерге катысты бiр мезгiлце аныкталган. МЫез-кулыктык т8уелдiлiктер арасында жиi кездеседi: салауатты емiр салтына т8уелдiлiк (81%), махаббаттык (66,8%), тагамдык (62,2%) ж8не дЫи т8уелдiлiк (61,9%). Алкоголизм бойынша осалдык 2,3%, нашакорлык бойынша - 2,6% дечгейще болды. Белгiлi бiр т8уелдтктер мен суралгандардыщ жынысыныщ езара
байланысы аныкталды. Регрессиялык талдау ше^берще тэуелдiлiк Kayin-^aTepiMeH езара байланысы бар накты предикторлар айкындалды.
Корытынды. Скpинингтiк ic-шараларды кYшейту ж8не аддикциялардыщ накты т8уекелдерЫщ алдын алу бойынша интервенциялык технологияларды енгiзу, оныщ шнде медициналык жогары оку орындарыныщ студенттерЫде негiзгi езара байланысты факторлар контекстще енгiзу. Нег'1зг'1 свздер: аддикция, студенттер, депрессия.
Библиографическая ссылка:
Алтыбаева Г.К., Оспанова Н.Н., Молдагалиев Т.М., СарсембинаЖ.Ж., Сексенбаев Н.Ж., Докенова С.В. Факторы аддиктивной предрасположенности у студентов первого курса Государственного медицинского университета города Семей // Наука и Здравоохранение. 2018. 5 (Т.20). С. 135-144.
Altybaeva G.K., Ospanova N.N., Moldagaliyev T.M., Sarsembina Zh.Zh., Seksenbayev N.Zh., Dokenova S.V. Factors of addictive predisposition among first-year students of Semey state medical university. Nauka i Zdravookhranenie [Science & Healthcare]. 2018, (Vol.20) 5, pp. 135-144.
Алтыбаева Г.К., Оспанова Н.Н., Молдагалиев Т.М., Сарсембина Ж.Ж., Сексенбаев Н.Ж., Докенова С.В. Семей каласыныщ мемлекетш медицина университету^ бipiншi курс студенттерЫде аддиктивт беймдтктщ факторлары // Гылым ж8не Денсаулык сактау. 2018. 5 (Т.20). Б. 135-144.
Введение
Обучение в медицинском высшем учебном заведении (ВУЗе) сопряжено с комплексом психосоциальных факторов, которые обуславливают трудности адаптации к изменяющимся условиям в академической и микросоциальной среде. Интенсификация учебного процесса, непрерывная напряженная познавательная активность, потребность одновременного развития сразу множества компетенций складываются в профиль стимулов, которые требуют от студента высокоэффективных копинг-стратегий и оперативной регуляции на уровне соматической и психической сфер.
Значительное количество исследований посвящено изучению активации сомато-вегетативных осей организма в ответ на стрессогенные факторы среды в период начала учебы в медицинском ВУЗе [9]. Внимание также уделено и описанию нарушений психической адаптации студентов в форме расстройств аффективной сферы [3] или аутодеструктивного поведения [4]. Однако по-прежнему требует детального изучения тема изменения адаптационных возможностей студентов-медиков на примере оценки склонности к аддикциям. Важным является рассмотрение зависимого поведения в виде континуума, на одном полюсе которого расположены классические химические зависимости, а на другом - так называемые социально приемлемые «поведенческие» (трудоголизм, любовная и спортивная аддикция и другие).
Важность изучения аддикционных состояний подчеркнута данными мировой статистики. Так, по данным Trostler M. и Plankey M.W., проводившим оценку употребления психоактивных веществ (ПАВ) студентами-медиками в Jesuit University (США), более половины всех опрошенных имели опыт ежемесячных выпивок, один из трех студентов в предыдущем году имел хотя бы однократный эпизод пробы наркотиков [19]. Многоцентровой онлайн опрос среди студентов 49 медицинских колледжей США продемонстрировал, что абсолютное большинство будущих медиков употребляли алкоголь (91,3%), а почти четверть имело опыт курения марихуаны (26,2%) [14]. Систематический
литературный обзор, обобщивший результаты исследования по тематике употребления ПАВ студентами-медиками в течение 25 лет (1988-2013), отметил более низкий процент потребления химических веществ среди учащихся медицинских университетов -в среднем на уровне 15-25%. Однако авторами было подчеркнуто, что интенсивность потребления ПАВ и риск зависимостей возрастал на последних курсах университетов [18].
Русскоязычные литературные источники представляют достаточно фрагментарные данные по оценке распространенности употребления ПАВ среди студентов-медиков. Так, по данным Гречко Т.Ю. признаки алкогольной зависимости выявлены у 8,8% студентов Воронежского медицинского ВУЗа против 9,6% студентов в других университетах города, а признаки донозологического злоупотребления алкоголем были выявлены соответственно у 11,3% студентов медицинского и 12,0% студентов немедицинского ВУЗа [2].
Опрос среди студентов северного региона Российской Федерации показал значительное преобладание употребления алкоголя среди учащихся медиков: две трети знакомы с алкоголем, треть выпивала раз в неделю, 12% из них употребляли крепкие напитки [6].
Дополнительное внимание стоит уделить и распространению так называемых социально приемлемых форм аддикций среди учащейся молодежи: зависимости от Интернета, киберотношений, любовной аддикции, трудоголизму. Согласно англо- и русскоязычным исследованиям студенты представляют собой одну из наиболее уязвимых групп при формировании поведенческих зависимостей. Активное вовлечение в киберпространство, интенсификация социальных контактов, заострение личностных черт приводят к созданию неблагоприятного фона, на основании которого аддиктивное поведение выполняет функции дезадаптивного совладающего поведения.
Согласно данным систематических исследований, социальные аддикции сопряжены со значительным бременем психических симптомов и даже отдельных
сформированных психиатрических диагнозов, которые могут колебаться от нарушений академической успеваемости до синдрома дефицита внимания и тревожно-депрессивных расстройств [16].
Таким образом, принимая во внимание актуальность изучения проблем распространения зависимостей среди популяции студентов-медиков, мы уделяем значительное внимание необходимости ранней идентификации рисков вовлечения в зависимости с максимальным охватом спектра химических и нехимических аддикций.
Настоящее исследование проведено с целью выявления распространенности рисков зависимости среди студентов-медиков на примере учащихся первого курса Государственного медицинского университета города Семей (ГМУ г.Семей) и определения взаимосвязанных с ними социально-психологических факторов.
Материалы и методы исследования
Была проведена кросс-секционная (одномоментная) оценка студентов первого курса ГМУ г. Семей методом анкетирования. Исследование проведено в рамках написания магистерской диссертации и реализовывалось с 1.10.2015 по 14.12.2017 года. Анкетирование учащихся выполнялось с 04.09.2017 по 18.09.2017. Выборка была сформирована сплошным методом и составила 643 учащихся. Критериями включения в выборку были: 1) наличие добровольного согласия на исследование, 2) обучение на первом курсе ГМУ г. Семей, 3) обучение на государственном и русском языках. Оценка была проведена в начале первого семестра и выстраивалась на основании самостоятельного заполнения анкет учащимися. Прежде, чем студенты начинали заполнять анкету и отвечать на вопросы психометрических тестов, была проведена предварительная встреча с разъяснением целей и процедур исследования, проведены беседы по проблемам зависимостей. Заполнение анкет осуществлялось самостоятельно учащимися, инструкции были даны в самой анкете. Анкеты были предоставлены на государственном и русском языках и предполагали анонимный ввод данных. Инструктор находился в помещении, где проводилось заполнение анкет для того, чтобы давать дополнительные разъяснения в случае необходимости. Одновременно анкетируемым обеспечивалась возможность достаточного удаления друг от друга и инструктора для гарантии анонимности и конфиденциальности заполненной информации. На заполнение анкеты отводилось 60 минут.
Для регистрации исследовательской информации были разработаны анкеты, включающие в себя социально-демографическую информацию, данные о психотравмирующих ситуациях в предыдущие 6 месяцев, а также стандартизированные психометрические тесты и шкалы (шкала суицидальности Пейкеля, шкала депрессии Бека, а также опросник Г.В. Лозовой на 13 видов аддикций). Предметом исследования являлся социально-психологический статус учащихся, в котором в качестве индикаторных точек выделены симптомы аффективных расстройств и риски развития аддикций.
Методы исследования, использованные в данной оценке - демографический, психометрический и статистический.
Статистический метод. Для описательной характеристики количественных переменных использованы средние со стандартным отклонением (среднее±СО). Качественные данные
характеризовались с помощью процентов и сравнивались с помощью таблиц сопряженности и критерия хи-квадрат. Корреляционные связи устанавливались с помощью расчетов коэффициента Спирмена. Оценка влияния социально-психологических факторов на риск развития аддикции проверялась с помощью логистической регрессии и расчетов отношения шансов (ОШ), в том числе стандартизированного, а также их 95% доверительных интервалов (95% ДИ). Статистические расчеты проведены с использованием программного обеспечения SPSS V.20 (IBM Corporation, Armonk, Нью-Йорк, США).
Исследование выполнено в соответствии с этическими принципами Хельсинской Декларации 1975 года. Протокол исследования одобрен Локальной Этической Комиссией ГМУ г. Семей (протокол №4 от 14.10.2015г) в рамках написания магистерской диссертации.
Результаты
Средний возраст участников составил 18,87±1,54 лет, колеблясь от 16 до 32 лет. Большая часть выборки представлена девушками - 439 студенток (68,27%), юноши составили треть выборки - 204 человека (31,73%). По национальному признаку большинство выборки включало казахов - 616 человек (95,4%), русские составили 13 человек - 2,02%, татары - 3 человека (0,5%), на прочие национальности пришлось 11 анкетируемых (1,7%). Абсолютное большинство опрошенных имели гражданство Казахстана - 639 студентов (98,9%). Жители городов составили 342 человека (53%), из них коренные жители города Семей
- 131 человек (20,3%). На студентов родом из сел пришлось 46,4% - 300 опрошенных.
При анализе условий родительской семьи выявлено, что большинство воспитывались в полных семьях - 557 студентов (86,2%), одним родителем воспитывались 80 опрошенных (12,4%), у 4 человек (0,6%) только родственники принимали участие в воспитании, 2 воспитывались в приемных семьях (0,3%). Почти у трети опрошенных (187 студентов -29,24%) отцы не имели постоянной работы, у 157 (24,4%) учащихся тоже относилось к матерям.
Большинство опрошенных считали себя здоровыми
- 420 человек (65,3%). Структура заболеваний и расстройств, на которые указали учащиеся, представлена на рисунке 1.
Так, 57 опрошенных (8,9%) сообщили о наличии сразу 2 соматических проблем, 7 студентов (1,1%) имели 3 заболевания, двое (0,3%) сообщали о 4 проблемах. Среди дополнительных заболеваний указывались: анемия - 7 человек (1,1%), гайморит -5 (0,8%), хронический тонзиллит - 4 (0,6%), гастрит и бронхит - 2 (0,3%), по одному опрошенному указывали на миопию, астигматизм, остеохондроз и пиелонефрит.
^БМи65
«в 5ЕМЕУ МЕР1САЕ иМУЕ|<5ПТ
прочие расстройства сна сколиоз заболевания ССС болевой синдром эпилепсия диабет аллергия астма
2,3%
2%
0%
5,4% 5,3%
1 0,3% 0,2% 7%
1,1%
5%
10%
15%
20,5%
20%
25%
Рисунок 1. - Структура сомато-психической патологии у опрошенных (п=643).
При исследовании психотравмирующих ситуаций рующих событий были отклонены, однако отмеченные студентам предлагалось выбрать из стандартного имели отношение к изменению социального статуса списка ключевые события, пережитые ими за молодых людей: начало учебы, появление новых последние 6 месяцев. Большинство психотравми- отношений и друзей (таблица 1).
Таблица 1. Важные жизненные события, пережитые студентами за последние 6 месяцев_
Абсолютное число положительных откликов
Жизненные события респондентов (процент от общего количества
зарегистрированных анкет)
Учеба на новом месте 175 (27,2%)
Начало свидания 56 (8,7%)
Появление новых друзей 77 (12%)
Разрыв отношений с другом/подругой 20 (3,1%)
Проблемы из-за: угрей, избыточного веса, 19 (3%)
недостатка веса, слишком малого или большого роста
Потеря работы одним из родителей 1 (0,2%)
Необходимо отметить, что учащиеся не указали на выраженные драматические события в жизни, которые способны вызвать посттравматическое стрессовое расстройство. 239 студентов (37,2%) сообщили о переживании лишь одного «знакового» события за последние полгода. 53 человека (8,2%) пережили 2 события. 1 студент указал на 3 события.
При оценке уровня депрессии по шкале Бека выявлены следующие результаты: у 528 учащихся
Сравнительные характеристики психического статуса
признаков депрессии не выявлено, легкая депрессия характерна для 86 человек (13,4%), умеренная - для 16 студентов (2,5%), выраженная - для 12 опрошенных (1,9%), у одного студента определены признаки тяжелой депрессии. Распределение степеней депрессии по половому признаку представлено в таблице 2. Согласно сравнительному анализу разницы по интенсивности депрессии между юношами и девушками выявлено не было.
Таблица 2.
удентов по половому признаку._
Характеристики Юноши (п=204) Девушки (п=439) Статистический критерий
абс. число % абс. число % Хи-квадрат р
1 2 3 4 5 6 7
Шкала Бека Степени свободы=4
Легкая депрессия 24 11,8% 62 14,1% 4,03 0,4
Умеренная депрессия 3 1,5% 13 3%
Выраженная депрессия 2 1% 10 2,3%
Тяжелая депрессия 0 0 1 0,2%
Склонность к аддикциям Степени свободы=1
Зависимость от алкоголя 10 4,9% 5 1,1% - 0,008
Телевизионная зависимость 43 21,08% 98 22,32% 0,13 0,72
Любовная зависимость 139 68,14% 290 66,06% 0,27 0,60
Игровая зависимость 24 11,76% 6 1,37% 33,86 <0,001
Зависимость от межполовых 38 18,63% 23 5,24% 29,07 <0,001
отношений
Пищевая зависимость 106 51,96% 294 66,97% 13,35 <0,001
Религиозная зависимость 129 63,24% 269 61,27% 0,23 0,63
1 2 3 4 5 6 7
Трудовая зависимость 64 31,37% 139 31,66% 0,005 0,94
Лекарственная зависимость 19 9,31% 64 14,58% 3,43 0,06
Зависимость от компьютера 14 6,86% 28 6,38% 0,05 0,82
(интернета, социальных сетей)
Зависимость от курения 31 15,19% 36 8,2% 7,3 0,01
Зависимость от здорового образа 155 75,98% 366 83,37% 4,95 0,03
жизни
Наркотическая зависимость 8 3,9% 8 1,8% 2,5 0,11
Общая склонность к зависимостям 70 34,31% 143 32,57% 0,19 0,66
Склонность к зависимостям оценивалась с помощью опросника Лозовой, который позволил выделить три степени предрасположенности к зависимому поведению: низкую, среднюю и высокую. Наибольшего внимания заслуживают те студенты, которые обнаруживают средний и высокий риск зависимости. Важным является и возможность дифференциального изучения рисков конкретных зависимостей, в том числе
поведенческих. Также опросник позволяет оценить общую склонность к зависимому поведению, которое может быть обусловлено и личностной структурой опрашиваемых. На рисунке 2 приведены частотные характеристики предрасположенности к различным зависимостям в общей группе опрошенных, а в таблице 2 дается характеристика распределения этих признаков в зависимости от пола.
Общая склонность к зависимостям
Наркотическая зависимость 2,3% Зависимость от здорового образа жизни Зависимость от курения Зависимость от компьютера Лекарственная зависимость Трудовая зависимость Религиозная зависимость Пищевая зависимость Зависимость от межполовых отношений Игровая зависимость 4 Любовная зависимость Телевизионная зависимость
Зависимость от алкоголя 2% 0,3%
средняя высокая
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90%
Рисунок 2. Склонность к аддикциям в исследуемой группе (n=643).
Наиболее высокими были показатели по поведенческим зависимостям, особенно по так называемым «социально приемлемым» пищевой, любовной, религиозной зависимости, а также зависимости от здорового образа жизни. Последняя была почти в равных доля представлена со средним и высоким рисками. Зависимость от наркотиков и алкоголя не превысила 3%, у десятой части опрошенных зарегистрирована предрасположенность к зависимости от табака. Общая склонность к аддиктивному реагированию присутствовала у трети учащихся первых курсов ВУЗа. По ряду аддиктивных шкал зарегистрирована статистическая значимая разница между юношами и девушками. Так, студенты мужского пола были больше уязвимы по рискам химических зависимостей: курение табака и алкогольная зависимость. Дополнительно у юношей чаще регистрировалась склонность к зависимости от сексуальных отношений и игровой зависимости. Девушки обнаружили большую уязвимость от сверхценного следования правилам здорового образа жизни и пищевой аддикции. Однако в корреляционном
анализе наличие указанных смещений в пользу того или иного пола подтверждено с помощью коэффициентов, свидетельствующих о слабой связи (максимум до 0,23 для связи «мужской пол-игровая зависимость»).
Корреляции между показателями шкалы Бека и опросника Лозовой также не выходили за пределы слабых положительных связей, в наибольшей степени представленной между наличием депрессии и общей предрасположенности к зависимостям (коэффициент корреляции Спирмена=0,22, р<0,001). Дополнительно выявлена корреляция между наличием соматической патологии или общих жалоб по здоровью и предрасположенностью к лекарственной зависимости (коэффициент корреляции Спирмена=0,27, р<0,001).
Оценка факторов, влияющих на предрасположенность к зависимостям, выявила взаимосвязь рисков аддикции и депрессивных симптомов (таблица 3). Дополнительное значение продемонстрировали такие переменные как: пол, возраст, количество пережитых стрессогенных ситуаций и число соматических симптомов или верифицированных диагнозов.
^БМи65
«в 5ЕМЕУ МЕР1САЕ иМУЕ|<5ПТ
Таблица 3.
Факторы, взаимосвязанные с предрасположенностью к аддикциям.
Склонность к аддикциям Фактор
ОШ (95% ДИ) Стандартизированное ОШ (95% ДИ)
Зависимость от алкоголя пол (жен/муж) тяжесть депрессии
0,27 (0,09; 0,86) 0,22 (0,07; 0,68) 1,88 (1,03; 3,45) 1,82 (0,98; 3,32)
Телевизионная зависимость проблемы со здоровьем
1,29 (1,01; 1,65) 1,31 (1,02; 1,67)
Любовная зависимость -
Игровая зависимость пол (жен/муж)
0,09 (0,03; 0,26) 0,1 (0,04; 0,27)
Зависимость от межполовых пол (жен/муж) стрессогенные ситуации
отношений 0,26 (0,14; 0,45) 0,25 (0,14; 0,44) 1,93 (1,31; 2,85) 1,94 (1,32; 2,85)
Пищевая зависимость пол (жен/муж)
1,73 (1,22; 2,46) 1,84 (1,31; 2,58)
Религиозная зависимост ь возраст
0,89 (0,80; 0,98) 0,89 (0,80; 0,99)
Трудовая зависимость проблемы со здоровьем стрессогенные ситуации тяжесть депрессии
1,46 (1,16; 1,85) 1,45 (1,15; 1,82) 1,33 (1,02; 1,71) 1,33 (1,03; 1,72) 1,49 (1,14; 1,95) 1,49 (1,14; 1,94)
Лекарственная зависимость проблемы со здоровьем тяжесть депрессии
2,45 (1,84; 3,26) 2,51 (1,89; 3,32) 1,46 (1,05; 2,03) 1,48 (1,07; 2,05)
Зависимость от компьютера (интернета, социальных сетей) тяжесть депрессии
1,54 (1,04; 2,27) 1,57 (1,07; 2,3)
Зависимость от курения пол (жен/муж) стрессогенные ситуации
0,57 (0,33; 0,97) 0,51 (0,31; 0,85) 1,76 (1,22; 2,54) 1,79 (1,25; 2,56)
Зависимость от здорового образа жизни возраст проблемы со здоровьем
0,84 (0,75; 0,95) 0,83 (0,74; 0,93) 1,38 (0,99; 1,91) 1,42 (1,03; 1,96)
Наркотическая зависимость тяжесть депрессии
1,99 (1,18; 3,37) 1,86 (1,12; 3,09)
Общая склонность к зависимостям проблемы со здоровьем тяжесть депрессии
1,32 (1,04; 1,66) 1,28 (1,02; 1,60) 1,98 (1,49; 2,63) 1,95 (1,47; 2,59)
Необходимо отметить, что для каждой из шкал были характерны свои факторы, которые обуславливали риск конкретной зависимости. Женский пол был обратно взаимосвязан с рисками развития алкогольной, табачной зависимостей, зависимостей от межполовых связей и игр, между тем повышал риск развития пищевой аддикции. Примечательно, что молодой возраст был ассоциирован с риском религиозной и спортивной зависимостей (от здорового образа жизни (ЗОЖ). Только по любовной зависимости нами не было обнаружено предикторов среди изученных факторов.
Оценка суицидальности по шкале Пейкеля не выявила ни одного случая с рисками по показателю аудодеструкции.
Обсуждение результатов Данное исследование является первичным в своем роде по оценке аддиктивных рисков среди отечественных студентов-медиков. Полученные данные позволили оценить взаимосвязь психо-социальных факторов (демографические показатели, стрессогенные события, симптомы депрессии) и склонностью к аддикциям. Проведена оценка распространенности рисков к конкретным аддикциям, в том числе социально приемлемым поведенческим.
Согласно данным мировой статистики, обучение в медицинском ВУЗе или на соответствующем факультете создает повышенные требования к адаптационным возможностям учащихся, что на практике может усиливать дезадаптацию вплоть до рисков аутодеструктивного поведения [1]. Развитие
аддикций является состоянием, которое зарегистрировано во множестве исследований, изучающих популяцию студентов-медиков. Исследования, компилирующие вторичные данные, сходятся во мнении о повышенной распространенности химических и социальных зависимостей среди учащихся медицинских факультетов [13, 15, 20]. Однако необходимо отметить, что разнородная методология в оценке необходимых показателей приводит к значительным колебаниям в полученных результатах [17]. Так, например, в исследовании Anand N. и соавторов (2018), выявлено, что признаки интернет-зависимости, присутствовали у трети опрошенных студентов медицинских факультетов Южной Индии [12]. Между тем, в русскоязычных исследованиях эта цифра представляет собой более выраженный процент опрошенных студентов. Так, по данным Петровой Т.В., изучавшей состояние адаптации и аддиктивность у студентов Ростовского Государственного Медицинского Университета, доля зависимых от Интернета составила 61% среди юношей и 48% среди девушек [7]. Такие разнородные цифры могут среди прочего быть обусловлены и особенностями культуральных условий, в которых проживают студенты, а также определенными чертами академической активности в ВУЗе. Исходя из этого, нами получены данные в контексте отечественной системы медицинского образования и обучения в полинациональной среде.
В настоящем исследовании мы подчеркнули необходимость ранней идентификации предрасполо-
женности к аддикциям с помощью прямых психометрических измерений с использованием минимальной батареи тестов (тест Бека и тест Лозовой). В ходе анализа выявлено, что у 14% учащихся имелись признаки депрессии, которые выявлены на основании самооценки студентов. То есть уже на этапе начала учебного процесса, ВУЗ сталкивается с частью популяции студентов, демонстрирующих ослабленные адаптационные возможности, о чем свидетельствуют симптомы аффективных нарушений. Полученные нами данные подтверждаются заключениями других исследователей, отмечавших ключевую роль расстройств аффективности в развитии срывов адаптации у студентов [8,10, 11].
Нами выявлено, что предрасположенность к ряду зависимостей была связана с полом: различия в профиле рисков между юношами и девушками. Похожие данные получены в исследовании А.В. Лебедева и соавторов (2017), использовавших методику Лозовой в популяции студентов Новосибирских ВУЗов. В исследовании российских авторов выявлено, что девушки обнаруживали большую склонность к телевизионной, пищевой, трудовой, лекарственной зависимостям и стремление к здоровому образу жизни; у юношей чаще регистрировалась предрасположенность к игровой, компьютерной, табачной и наркотической зависимостям. В нашем исследовании однако, для юношей была характерна склонность к алкогольной и табачной зависимостям, а также к зависимости от межполовых отношений. У девушек подтверждена только склонность к пищевой зависимости и зависимости от ЗОЖ [5].
Ключевым является проведение в настоящем исследовании регрессионного анализа, обнаружившего связи с ключевыми социально-демографическими характеристиками, а также с состоянием соматического здоровья (по самоотчетам) и переживаемым стрессогенным ситуациям. Так, выявлено, что наличие каждой новой соматической жалобы или хронической патологии увеличивало риск развития лекарственной зависимости в 2,51 раз (95% ДИ: 1,89; 3,32). Депрессивные расстройства были изучены не только с позиций описания их распространенности, но и количественной оценки их влияния на риск конкретных зависимостей. Необходимо отметить, что наибольшее влияние депрессивные симптомы имели на развитие общей склонности к зависимому поведению, что может быть связано с нарушениями адаптации у студентов: так, зарегистрировано усиление риска зависимостей под влиянием депрессии в 1,95 раз (95% ДИ: 1,47; 2,59). Кроме того, депрессия имела влияние на такую деструктивную зависимость как наркотическая - ОШ= 1,86 (95% ДИ: 1,12; 3,09).
Примечательным является и тот факт, что студенты более молодого возраста имели больший риск по развитию религиозной зависимости и зависимости от ЗОЖ, что должно быть учтено при целенаправленной, персональной профилактической работе с данной подгруппой учащихся. Полученные корреляции с возрастом перекликаются с результатами оценки Лебедева А.В., установившего изменение предрасположенности к аддикциям с течением времени
[5]. Упомянутые выше данные нашего исследования и российских ученых требуют дальнейшего изучения, в том числе после проведения серии повторных срезов в конце академического года и по мере перехода на более старшие курсы обучения.
Анализируя слабые стороны данного исследования, стоит подчеркнуть его ограничения, налагаемые дизайном кросс-секционной оценки. Наибольшее представление о влиянии факторов можно получить при использовании проспективного дизайна. Важным является и тот факт, что необходимо расширить объект исследования с включением студентов других годов обучения. Использование опросника Лозовой предполагает возможность сравнения настоящих результатов лишь с аналогичными исследованиями в русскоязычных научных базах. Между тем, необходимо в будущем включить в расширенную оценку валидизированные международные шкалы. Интерес представляет и более глубинное изучение разнообразия иных психологических факторов, возможно влияющих на риски аддиктивности.
В целом, данное исследование, позволив оценить распространенность аддиктивной предрасположенности, вырисовывает портрет современного студента на пороге его академической жизни. Данные свидетельствуют о необходимости усиления скрининговых мероприятий и разработки интервенционных технологий по профилактике конкретных рисков аддикций.
Выводы
Таким образом, распространенность депрессивных симптомов среди студентов первого курса ГМУ г. Семей достигла 14%. Наибольшую частоту имела предрасположенность к поведенческим зависимостям: зависимость от ЗОЖ (81%), любовная (66,8%), пищевая (62,2%) и религиозная зависимость (61,9%). Обнаружена неравномерная уязвимость к определенным зависимостям среди юношей и девушек. Проведенный регрессионный анализ идентифицировал факторы, влияющие на развитие конкретных аддикций. Это обуславливает необходимость дальнейшего изучения аффективных расстройств депрессивного спектра, стрессогенных ситуаций и показателей физического здоровья учащихся в контексте их влияния на уязвимость к аддикциям.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Вклад авторов в работу:
Алтыбаева Г.К., Сексенбаев Н.Ж., Докенова С.В -разработка протокола исследования, сбор и формирование базы данных и их статистическая обработка,подготовка публикации.
Оспанова Н.Н., Молдагалиев Т.М., Сарсембина Ж.Ж. -экспертная оценка протокола исследования, контроль качества сформированной базы данных, оценка полученных результатов .
Финансирование данного исследования не осуществлялось. Работа проводилась в рамках оценки состояния ментального здоровья студентов ГМУ г. Семей, включенного в стратегический план ВУЗа.
Ни один из блоков данной статьи не был опубликован в других печатных изданий и не подавался для рассмотрения в другие издательства.
«àsiviu 65
SEMEY MEDICAL UNIVERSITY
Литература:
1. Алтыбаева Г.К., Оспанова Н.Н. Оценка суицидального риска у студентов первого курса медицинского университета (панельное исследование) // Наука и Здравоохранение. 201Z. №2. С. 48-58.
2. Гречко Т.Ю. Социально-гигиенические аспекты алкогольной зависимости среди студентов-медиков и пути ее профилактики в современных условиях // диссертация на соискание степени кандидата медицинских наук. Воронеж.2004. 1Z8 с.
3. Дмитриев М.Н., Маркова К.П., Рабаданова А.А., Щеголева А.О. Исследование спектра аффективных расстройств у студентов-медиков и аутодеструктивного поведения (суицидальность) // Международный научный электронный журнал «Синергия наук». 201Z. № 9 (Т.2). 203 с. URL: http://synergy-journal.ru/archive/s9 (дата обращения: 08.09.2018).
4. Комиссарова Н.И. Социально-поведенческие характеристики аутоагрессивных проявлений среди студенческой молодежи // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2016. № 2. С. 38-53.
5. Лебедев А. В., Айзман Н.И., Суботялов М.А.,. Герасёв А.Д, Айзман Р.И. Оценка склонностей к психосоциальным зависимостям среди студентов 17-18 лет г. Новосибирска // Интеграция образования. 201Z. № 4. С. 695-708.
6. Мишина В.В. Статистика употребления алкоголя среди студентов ти (ф) ФГАОУ ВПО «СВФУ имени М.К. Аммосова» города Нерюнгри // Заочные медицинские конференции. URL: http://www.econf.rae.ru/pdf/2010/12/ca8155f4d2.pdf (дата обращения: 08.09.2018).
7. Петрова Т.В. Изучение интернет-зависимости и увлеченности компьютерными играми студентов медиков // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 23(34). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/23(34).pdf (дата обращения: 16.09.2018).
8. Северный А.А, Ануфриев А.К. Профилактика учебной дезадаптации у студентов, связанной с депрессивными расстройствами пограничного уровня: Метод. рекомендации. - Москва. 198Z. - 3 с.
9. Смирнова С.В. Актуальные вопросы адаптации и психологического сопровождения обучения студентов высших медицинских учебных заведений // Научное обозрение. Медицинские науки. 2016. № 3. С. 128-133. URL: https://science-medicine.ru/ru/article/view?id=898 (дата обращения: 08.09.2018).
10. Стрижев В.А., Бойко Е.О., Ложникова Л.Е., Зайцева О.Г. Тревожно-депрессивные расстройства в медицинской студенческой среде // Кубанский научный медицинский вестник. 2016. № 2 (15Z). С. 126-131.
11. Шифнер Н.А., Бобров А.Е., Кулыгина М.А. Клинические особенности и варианты динамики расстройств адаптации у студентов // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2012. № 8. С. 43-61.
12. Anand N., Thomas C., Jain P.A., Bhat A., Thomas C., Prathyusha P.V., Aiyappa S., Bhat S., Young K., Cherian A.V. Internet use behaviors, internet addiction and psychological distress among medical college students: A multi centre study from South India //Asian J Psychiatr.
2018. №37. P. 71-77.
13. Austic E, McCabe S.E., Stoddard S.A., Ngo Q.E., Boyd C. Age and Cohort Patterns of Medical and Nonmedical Use of Controlled Medication Among Adolescents. // J Addict Med. 2015. №9(5). P. 376-382.
14. Ayala E.E., Roseman D., Winseman J.S., Mason H.R.C. Prevalence, perceptions, and consequences of substance use in medical students // Med Educ Online. 2017. № 22(1). P. 1392824.
15. Georgie J.M., Sean H., Deborah M.C., Matthew H., Rona C. Peer-led interventions to prevent tobacco, alcohol and/or drug use among young people aged 11-21 years: a systematic review and meta-analysis. // Addiction. 2016. №111(3). P.391-407.
16. Ho R.C., Zhang M.W., Tsang T.Y., Toh A.H., Pan F., Lu Y., Cheng C., Yip P.S., Lam L.T., Lai C.M., Watanabe H., Mak K.K. The association between internet addiction and psychiatric co-morbidity: a meta-analysis // BMC Psychiatry. 2014. №14. P. 183.
17. Moon S.J., Hwang J.S., Kim J.Y., Shin A.L., Bae S.M., Kim J.W. Psychometric Properties of the Internet Addiction Test: A Systematic Review and Meta-Analysis //Cyberpsychol Behav Soc Netw. 2018 №21(8). P.473-484.
18. Roncero C., Egido A, Rodríguez-Cintas L., Pérez-Pazos J., Collazos F., Casas M. Substance Use among Medical Students: A Literature Review 1988- 2013 // Actas Esp Psiquiatr. 2015. №43(3). P.109-121.
19. Trostler M., Li Y., Plankey M.W. Prevalence of binge drinking and associated co-factors among medical students in a U.S. Jesuit University // Am J Drug Alcohol Abuse. 2014. №40(4). P.336-337.
20. Zhang M.W., Lim R.B., Lee C., Ho R.C.M. Prevalence of Internet Addiction in Medical Students: a Meta-analysis // Acad Psychiatry. 2018. №42(1). P.88-93.
References:
1. Altybaeva G.K., Ospanova N.N. Otsenka suitsidal'nogo riska u studentov pervogo kursa meditsinskogo universiteta (panel'noe issledovanie) [Assessment of suicidal risk in the first-year students at a medical university (panel study)]. Nauka i Zdravookhranenie. [Science & Healthcare]. 2017. №2. pp. 48-58. [in Russian]
2. Grechko T.Yu. Sotsial'no-gigienicheskie aspekty alkogol'noi zavisimosti sredi studentov-medikov i puti ee profilaktiki v sovremennykh usloviyakh. (dokt. diss.) [Socio-hygienic aspects of alcohol dependence among medical students and ways of its prevention in modern conditions (Dokt. Diss.)]. Voronezh. 2004. 178 P. [in Russian]
3. Dmitriev M.N., Markova K.P., Rabadanova A.A., Shchegoleva A.O. Issledovanie spektra affektivnykh rasstroistv u studentov-medikov i autodestruktivnogo povedeniya (suitsidal'nost') [Study of the spectrum of affective disorders and autodestructive (suicidal) behavior in medical students]. Mezhdunarodnyi nauchnyi elektronnyi zhurnal «Sinergiya nauk». [International scientific electronic journal «Synergy of sciences»]. 2017. № 9 (T.2). pp. 203. URL: http://synergy-journal.ru/archive/s9 (accessed 08.09.2018). [in Russian]
4. Komissarova N.I. Cotsial'no-povedencheskie kharakteristiki autoagressivnykh proyavlenii sredi studencheskoi molodezhi [Socio-behavioral characteristics
of autoaggressive manifestations among students]. Vestnik psikhiatrii i psikhologii Chuvashii. [the Bulletin of Chuvash Psychiatry and Psychology]. 2016. № 2. pp. 38-53. [in Russian]
5. Lebedev A. V., Aizman N.I., Subotyalov M.A., Gerasev A.D, Aizman R.I. Otsenka sklonnostei k psikhosotsial'nym zavisimostyam sredi studentov 17-18 let g. Novosibirska [Assessment of psychosocial addictions among students aged 17-18 in Novosibirsk]. Integratsiya obrazovaniya. [Integration of Education] 2017. № 4. pp. 695-708. [in Russian]
6. Mishina V.V. Statistika upotrebleniya alkogolya sredi studentov ti (f) FGAOU VPO «SVFU imeni M.K. Ammosova» goroda Neryungri [Statistics of alcohol consumption among students of FGAOU HPE "NEFU named after M.K. Ammosov "of the city of Neryungri]. Zaochnye meditsinskie konferentsii. [Correspondence medical conferences]. URL: http://www.econf.rae.ru/pdf/2010/12/ca8155f4d2.pdf (accessed: 08.09.2018). [in Russian].
7. Petrova T.V. Izuchenie internet-zavisimosti i uvlechennosti komp'yuternymi igrami studentov medikov [Studying Internet addiction and enthusiasm for computer games by medical students]. Nauchnoe soobshchestvo studentov: mezhdistsiplinarnye issledovaniya: sb. st. po mat. XXXIV mezhdunar. stud. nauch.-prakt. konf. [Scientific community of students: interdisciplinary research: a collection of articles on the materials of the XXXIV International Student Scientific and Practical Conference]. № 23(34). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/23(34).pdf (accessed: 16.09.2018). [in Russian]
8. Severnyi A.A., Anufriev A.K. Profilaktika uchebnoi dezadaptatsii u studentov, svyazannoi s depressivnymi rasstroistvami pogranichnogo urovnya: Metod. rekomendatsii [Prevention of educational disadaptation associated with depressive disorders of the borderline level in students]. - Moskva. 1987. - 3 P. [in Russian]
9. Smirnova S.V. Aktual'nye voprosy adaptatsii i psikhologicheskogo soprovozhdeniya obucheniya studentov vysshikh meditsinskikh uchebnykh zavedenii [Topical issues of adaptation and psychological support for students of medical universities]. Nauchnoe obozrenie. Meditsinskie nauki. [Scientific review. Medical sciences]. 2016. № 3. pp. 128-133. URL: https://science-medicine.ru/ru/article/view?id=898 (accessed: 08.09.2018). [in Russian]
10. Strizhev V.A., Boiko E.O., Lozhnikova L.E., Zaitseva O.G. Trevozhno-depressivnye rasstroistva v meditsinskoi studencheskoi srede [Anxiety-depressive disorder in
population of medical students]. Kubanskii nauchnyi meditsinskii vestnik. [Kuban Scientific Medical Bulletin]. 2016. № 2 (157). pp. 126-131. [in Russian]
11. Shifner N.A., Bobrov A.E., Kulygina M.A. Klinicheskie osobennosti i varianty dinamiki rasstroistv adaptatsii u studentov [Clinical features and variants of the dynamics of adaptation disorders in students]. Vestnik psikhiatrii i psikhologii Chuvashii. [the Bulletin of Chuvash Psychiatry and Psychology]. 2012. № 8. pp. 43-61. [in Russian]
12. Anand N., Thomas C., Jain P.A., Bhat A., Thomas C., Prathyusha P.V., Aiyappa S., Bhat S., Young K., Cherian A.V. Internet use behaviors, internet addiction and psychological distress among medical college students: A multi centre study from South India. Asian J Psychiatr. 2018. №37. P. 71-77.
13. Austic E., McCabe S.E., Stoddard S.A., Ngo Q.E., Boyd C. Age and Cohort Patterns of Medical and Nonmedical Use of Controlled Medication Among Adolescents. J Addict Med. 2015. №9(5). P. 376-382.
14. Ayala E.E., Roseman D., Winseman J.S., Mason H.R.C. Prevalence, perceptions, and consequences of substance use in medical students. Med Educ Online. 2017. № 22(1). P. 1392824.
15. Georgie J.M., Sean H., Deborah M.C., Matthew H., Rona C. Peer-led interventions to prevent tobacco, alcohol and/or drug use among young people aged 11-21 years: a systematic review and meta-analysis. Addiction. 2016. №111(3). P.391-407.
16. Ho R.C., Zhang M.W., Tsang T.Y., Toh A.H., Pan F., Lu Y., Cheng C., Yip P.S., Lam L.T., Lai C.M., Watanabe H., Mak K.K.. The association between internet addiction and psychiatric co-morbidity: a meta-analysis. BMC Psychiatry. 2014. №14. P. 183.
17. Moon S.J., Hwang J.S., Kim J.Y., Shin A.L., Bae S.M., Kim J.W. Psychometric Properties of the Internet Addiction Test: A Systematic Review and Meta-Analysis. Cyberpsychol Behav Soc Netw. 2018 №21(8). P.473-484.
18. Roncero C., Egido A., Rodríguez-Cintas L., Pérez-Pazos J., Collazos F., Casas M. Substance Use among Medical Students: A Literature Review 1988- 2013. Actas Esp Psiquiatr. 2015. №43(3). P.109-121.
19. Trostler M., Li Y., Plankey M.W. Prevalence of binge drinking and associated co-factors among medical students in a U.S. Jesuit University. Am J Drug Alcohol Abuse. 2014. №40(4). P.336-337.
20. Zhang M.W., Lim R.B., Lee C., Ho R.C.M. Prevalence of Internet Addiction in Medical Students: a Meta-analysis. Acad Psychiatry. 2018. №42(1). P.88-93.
Контактная информация
*Алтыбаева Гульжан Калибековна - магистр медицинских наук, ассистент кафедры «Психиатрии и наркологии ». Государственный Медицинский университет города Семей.
Почтовый адрес: 071400, Республика Казахстан, Восточно-Казахстанская область, г. Семей, ул.Найманбаева 200. E-mail: [email protected] Телефон: 87058014015