Научная статья на тему 'Распространенность аномалий рефракции у студентов первого курса Государственного медицинского университета города Семей'

Распространенность аномалий рефракции у студентов первого курса Государственного медицинского университета города Семей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
778
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / МИОПИЯ / ГИПЕРМЕТРОПИЯ / АНОМАЛИИ РЕФРАКЦИИ / НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ / STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITIES / MYOPIA / HYPERMETROPIA / REFRACTIVE ERRORS / МЕДИЦИНАЛЫқ ЖОғАРғЫ ОқУ ОРНЫ СТУДЕНТі / РЕФРАКЦИЯ АНОМАЛИЯСЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кайыржанова Н. Б., Мысаев А. О., Тлеубаев К. А., Ахметова А. К.

Актуальность. Миопия является одним из самых распространенных в мире глазных заболеваний и частой причиной снижения зрения. Увеличение распространенностимиопии среди молодого населения, в том числе у студентов медицинских ВУЗов вызывает интерес к данной проблеме. Материалы и методы. Дизайн поперечное исследование. Выборка сплошная (n=598 студентов, 1195 глаз). Обследованы все студенты 1 курса ГМУ г. Семей, кроме иностранных студентов, с целью выявления распространенности аномалий рефракции. Статистически значимые различия качественных переменных оценивались при помощи критерия Хи-квадрат Пирсона. Статистический анализ проведен в программе SPSS20.0. Результаты. Среди всех студентов у 272 (45,5%) выявлено нарушение рефракции: миопия-у 226 (37,7%) и гиперметропия-у 46 (7,6%) (р<0,001). Основную часть студентов составили девушки (р<0,001). Используют средства для коррекции нарушений рефракций только 187 (68,8%) студентов. При этом из-за перенапряжения зрительного аппарата 173 (63,6%) студентов жалуются на утомляемость, а 132 (48,5%) студентов-на покраснение глаз. Вывод. Распространенность аномалий рефракцииу студентов медицинского ВУЗа является высокой, в особенности миопии. Распространенность миопии ниже, чем в Индии, Китае, Тайване, Сингапуре, Норвегии, Дании, но выше, чем в Турции и Польше.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кайыржанова Н. Б., Мысаев А. О., Тлеубаев К. А., Ахметова А. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PREVALENCE OF REFRACTIVE ERRORSAMONG THE FIRST-YEAR STUDENTS OF SEMEY STATE MEDICAL UNIVERSITY

Background.Myopia is a high prevalent eye disease in the word and is a common cause of visionloss. Increasing myopiaprevalence among young population, including the students of medical universities, has raises scientific interest for this problem. The aim of the study is to examine the prevalence of refractive errors among the first year medical students and to compare it with the World indicators. Methods: A cross-sectional study including 598 students (1195 eyes). All the first year students, excluding the foreign students, have been examined. The statistically significant differences in qualitative variables have been evaluated by the means of Pearson’s Chi squared test. StatisticalanalysiswasperformedbySPSS 20.0. Results: 272 (45.5%) students from the all the subjects had refractive errors: myopia in 226 (37.7%) and hypermetropia in 46 (7.6%) (p<0.001).The main part of the examined students were female (p<0.001). Only 187 (68.8%) of examined students with a refractive error used optic corrections. Due to visual apparatus tension, some students have complaints such as fatigability 173 (63.6%) and eye redness 132 (48.5%). Conclusion: The prevalence of refractive errors, especially of myopia, among the medical students is high. The prevalence of myopia is less than in India, China, Thai, Singapore, Norway, Denmark, but is more than in Turkey and Poland.

Текст научной работы на тему «Распространенность аномалий рефракции у студентов первого курса Государственного медицинского университета города Семей»

Получена: 11 марта 2016 / Принята: 22 апреля 2016 / Опубликована online: 6 мая 2016 УДК 617.726-009.12-08-057.87

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ АНОМАЛИЙ РЕФРАКЦИИ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ГОРОДА СЕМЕЙ

Назерке Б. Кайыржанова 1, http://ordd.org/0000-0001-5585-5135 Аян О. Мысаев 1, http://orcid.org/0000-0001-7332-4856 Касымхан А. Тлеубаев 2, http://orcid.org/0000-0002-7906-2719 Альмира К. Ахметова 1, http://orcid.org/0000-0002-8938-3401

1 Государственный Медицинский Университет города Семей, г. Семей, Казахстан

2 Павлодарский филиал Государственного Медицинского Университета города Семей, Кафедра общей хирургии, г. Павлодар, Казахстан

Актуальность. Миопия является одним из самых распространенных в мире глазных заболеваний и частой причиной снижения зрения. Увеличение распространенностимиопии среди молодого населения, в том числе у студентов медицинских ВУЗов вызывает интерес к данной проблеме.

Материалы и методы. Дизайн - поперечное исследование. Выборка сплошная (n=598 студентов, 1195 глаз). Обследованы все студенты 1 курса ГМУ г. Семей, кроме иностранных студентов, с целью выявления распространенности аномалий рефракции. Статистически значимые различия качественных переменных оценивались при помощи критерия Хи-квадрат Пирсона. Статистический анализ проведен в программе SPSS20.0.

Результаты. Среди всех студентов у 272 (45,5%) выявлено нарушение рефракции: миопия-у 226 (37,7%) и гиперметропия-у 46 (7,6%) (р<0,001). Основную часть студентов составили девушки (р<0,001). Используют средства для коррекции нарушений рефракций только 187 (68,8%) студентов. При этом из-за перенапряжения зрительного аппарата 173 (63,6%) студентов жалуются на утомляемость, а 132 (48,5%) студентов-на покраснение глаз.

Вывод. Распространенность аномалий рефракцииу студентов медицинского ВУЗа является высокой, в особенности миопии. Распространенность миопии ниже, чем в Индии, Китае, Тайване, Сингапуре, Норвегии, Дании, но выше, чем в Турции и Польше.

Ключевые слова: студенты медицинского вуза, миопия, гиперметропия, аномалии рефракции, нарушение зрения.

Abstract

THE PREVALENCE OF REFRACTIVE ERRORSAMONG THE FIRST-YEAR STUDENTS OF SEMEY STATE MEDICAL UNIVERSITY

Nazerke B. Kaiyrzhanova 1, http://orcid.org/0000-0001-5585-5135 Ayan О. Myssayev 1, http://orcid.org/0000-0001-7332-4856 Kasymkhan А. Tleubaev 2, http://orcid.org/0000-0002-7906-2719 Almira К. Akhmetova 1, http://orcid.org/0000-0002-8938-3401

1 Semey State Medical University, Semey, Kazakhstan;

2 Pavlodar branch of Semey State Medical University, Pavlodar, Kazakhstan

Background.Myopia is a high prevalent eye disease in the word and is a common cause of visionloss. Increasing myopiaprevalence among young population, including the students of medical universities, has raises scientific interest for this problem.

The aim of the study is to examine the prevalence of refractive errors among the first year medical students and to compare it with the World indicators.

Methods: A cross-sectional study including 598 students (1195 eyes). All the first year students, excluding the foreign students, have been examined. The statistically significant differences in qualitative variables have been evaluated by the means of Pearson's Chi- squared test. StatisticalanalysiswasperformedbySPSS 20.0.

Results: 272 (45.5%) students from the all the subjects had refractive errors: myopia in 226 (37.7%) and hypermetropia in 46 (7.6%) (p<0.001).The main part of the examined students were female (p<0.001). Only 187 (68.8%) of examined students with a refractive error used optic corrections. Due to visual apparatus tension, some students have complaints such as fatigability 173 (63.6%) and eye redness 132 (48.5%).

Conclusion: The prevalence of refractive errors, especially of myopia, among the medical students is high. The prevalence of myopia is less than in India, China, Thai, Singapore, Norway, Denmark, but is more than in Turkey and Poland.

Key words: students of medical universities, myopia, hypermetropia, refractive errors.

ТYЙiндеме

СЕМЕЙ КАЛАСЫНЫН МЕМЛЕКЕТТ1К МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТ1Н1Н Б1Р1НШ1 КУРС СТУДЕНТТЕР АРАСЫНДА РЕФРАКЦИЯ АНОМАЛИЯСЫНЫН ТАРАЛУЫ

Назерке Б. Кайыржанова 1, http://orcid.org/0000-0001-5585-5135 Аян О. Мысаев 1, http://orcid.org/0000-0001-7332-4856 Касымхан А. Тлеубаев 2, http://orcid.org/0000-0002-7906-2719 Альмира К. Ахметова 1, http://orcid.org/0000-0002-8938-3401

1 Семей каласыньщ Мемлекегпк Медицина Университету Семей к-, Казахстан;

2 Семей каласыньщ Мемлекегпк Медицина Университет Павлодар филиалы, Павлодар к-, Казахстан

Эзектшш: Миопия кез ауруларыныц шнде дYние жYзi бойынша алдынгы катардагы аурулардыц 6ipi жэне Kepyqi темендететш себепкер болып табылады. Жастар арасында соныц iшiнде медициналык жогаргы оку орнында окитын студенттер арасында миопияныц кец таралуы езекл мэселелердН бiрi.

Материалдар мен эдютер: Дизайн-келденец зерттеу. Iрiктеу жалпылама (n=598 студенттер, 1195 кез).Рефракция аномалиясын аныктау максатында Семей к. ММУ барлык 1 курс студенттер арасында (шет ел студенттерiнен алынган жок) тексеру жYргiзiлдi. Сапалы тексерютН статистикалык белгiлерi Хи-квадрат критерий кeмегiмен багаланды.Статистикалык анализ SPSS20.0 багдарламасы кeмегiмен жYргiзiлдi.

Нэтижелер: Барлык студенттер арасында 272 (45,5%) рефракция ез^а аныкталды: миопия -226 (37,7%) жэне гиперметропия - 46 (7,6%) (р<0,001). Студенттер арасында непзп кeрсеткiштердi кыздар курады. Рефракция бузылысын тYзету максатында тек 187 (68,8%) студенттер кез^рк немесе жанаспалы кез линзасын колданады. Осыдан керу аппаратыныц аскынуына байланысты 173 (63,6%) студенттер шаршацдылыкка, 132 (48,5%) студенттер-кездщ кызаруына шагымданды.

Корытынды: Медициналык жогаргы оку орнында студенттер арасында рефракция аномалиясыныц таралуы жогары, эсiресе миопияныц. Миопия таралуы Yндiстан, ^ытай,

Тайван, Сингапур, Норвегия, Дания елдерше Караганда темен, бiрак¡ ТYркия мен Польша елдершен жогары.

Непзп сездер: медицинальщ жогаргы оку орны студентi, миопия, гиперметропия, рефракция аномалиясы.

Библиографическая ссылка:

Кайыржанова Н.Б., Мысаев А.О., Тлеубаев К.А., Ахметова А.К. Распространенность аномалий рефракции у студентов первого курса Государственного медицинского университета города Семей / / Наука и Здравоохранение. 2016. №2. С. 129-138.

Kaiyrzhanova N.B., MyssayevA.O., Tleubaev K.A., Akhmetova A.K. The prevalence of refractive errorsamong the first-year students of Semey State Medical University. Nauka i Zdravookhranenie [Science & Healthcare]. 2016, 2, pp. 129-138.

Кайыржанова Н.Б., Мысаев А.О., Тлеубаев К.А., Ахметова А.К. Семей каласыныц мемлекетж медицина университетУц бiрiншi курс студенттер арасында рефракция аномалиясыныц таралуы / / Гылым жэне Денсаулык сактау. 2016. №2. Б. 129-138.

Введение

Основными показателями, отражающими уровень социально-экономического развития страны, являются заболеваемость и инвалидность. По программе Всемирной Организации Здравоохранения «Ликвидация устранимой слепоты в мире. Зрение 2020», среди выделенных заболеваний глаз, по которым созданы целевые программы, четвертое место занимает офтальмология детей. В глобальных масштабах, по данным ВОЗ, основными причинами нарушения зрения являются: нескорректированные аномалий рефракции (миопия, дальнозоркость или астигматизм) - 43%; непрооперированная катаракта - 33%; глаукома - 2%[2].

Известно, что 75-90% восприятия внешнего мира осуществляется с помощью зрения. Одна из причин ухудшения зрения - миопия. Это обусловлено ее широким распространением и склонностью к прогрессированию, необратимыми

изменениями на глазном дне. Миопия прочно занимает 1-11 место по причинам первичной инвалидности по зрению среди лиц молодого возраста[3].

По данным КазНИИГБ за 2014год, аномалий рефракции являются лидирующей причиной слабовидения у детей и подростков. В настоящее время, актуальной проблемой охраны зрения детей является рост уровня школьной близорукости, во многом, обусловленный увеличением зрительной нагрузки. При отсутствии лечения быстрое

прогрессирование близорукости приводит к необратимым изменениям на глазном дне и снижению остроты зрения. Близорукость занимает первое место среди причин инвалидности по зрению у детей (35,9%) и составляет 20-25% в структуре всех глазных болезней. По статистическим данным, в Казахстане миопией страдает каждый 5-й подросток, 10-й ребенок, а по данным активных медицинских осмотров распространенность миопии в 3,5 раза больше официально зарегистрированного количества детей с близорукостью. По прогнозам, число детей с миопией увеличится в 2 раза в ближайшие 3-5 лет. Таким образом, при отсутствии профилактических мероприятий к 2020 году количество близоруких детей среди старшеклассников будет составлять 45 - 50% [6].

Население Восточно-Казахстанской

области составляет 1394018 человек. По данным отчета главного офтальмолога ВКО, за 2015 год, амбулаторно-поликлиническая структура офтальмопатологии у детей (возраст до 18 лет), первое место занимает близорукость. Всего 12321 детей страдают близорукостью, из них впервые выявлена у 2828 детей, состоят на «Д» учете-3181 детей. Всего инвалидов по зрению - 147 детей.

Среди взрослого населения так же лидирующие позиции по распространенности занимает миопия. Так, например, распространенность миопии примерно одинаково с детским населением - 12476

человек. Впервые выявлено у 1440 и состоят на «Д» учете1212 человек. В структуре первичной инвалидности по зрению за 2015 год, число близоруких-89 человек. А в структуре общей инвалидности по зрению, всего страдают 540 человек

Статистика показывает, что в Восточно-Казахстанской области из 1000 человек 24 страдают социально значимой близорукостью [5].

В настоящее время происходит рост аномалий рефракции среди молодежи, вызванный уменьшением толерантности органа зрения к зрительным нагрузкам во всех учебных заведениях, малоподвижным образом жизни и быстрым развитием бытовой технологий и студенты-медики не исключение [11,1]. Значительная часть студентов страдает миопией. По мере перехода на старшие курсы отмечается тенденция к ее прогрессированию[19].

В последнее время ряд исследований были посвящены изучению распространенности миопии среди студентов медицинских вузов: высокие показатели миопии выявлены в Турции [16], Индии[18], Сингапуре [20,9], Тайване [12], Норвегии [14], Дании [10], Китае [21], Пакистане [8], Польше [15], России [16].

В Казахстане подобное исследование впервые было сделано в АО «Медицинский университет Астана», где распространенность миопии среди студентов медиков первого курса составила 28,0%[7].

Целью же данной работы стало изучение распространенности миопии и факторов, способствующих ее возникновению, среди студентов 1 курса ГМУ г.Семей и ее сравнение с мировыми показателями.

Материалы и методы исследования:

Дизайн: поперечное исследование. Выборка сплошная. В исследования были включены все студенты первого курса всех факультетов ГМУ г. Семей (п=598,1 195 глаз), за исключением студентов из стран дальнего зарубежья. Средний возраст респондентов составил19,2 лет.

Программа исследования. Исследование проведено в два этапа. На первом этапе было проведено анкетирование студентов. Им была предложена анкета включающая вопросы, о

наличии в анамнезе близоруких близких родственников, о предпочитаемом методе коррекции зрения, о причине отсутствия коррекции аметропии, возраст возникновения миопии, перенесенных операциях, травмах, перенесенных заболеваниях органа зрения, наличие утомления и покраснение глаз. Вторым этапом проведено

офтальмологическое обследование, которое включало визометрию, рефрактометрию до и после циклоплегии на авторефрактометре «MedizsRK 11» (производитель Южная Корея), биомикроскопию преденего отрезка глаза на щелевой лампе «Huvitz» (производитель Южная Корея), обратная и прямая офтальмоскопия. Для достижения циклоплегии применили глазные капли «Тропикамид 1%» (тропикамид 10 мг в 1 мл, производитель «Ромфарм»), через пять минут глазные капли «Цикломед 1» (циклопентолата гидрохлорид 100 мг в 1 мл., производитель «Промед»), затем через 30 минут проводилась рефрактометрия.

На проведение исследования было получено разрешение Локальной этической комиссии ГМУ г. Семей (протокол № 5 от 15.12.2015г).

Статистический анализ. Полученные данные в основном представлены в виде абсолютных значений и процентов. Анализ качественных данных проводился при помощи критерия Хи-квадрат Пирсона. Наличие связи степени миопии и пола было проверено при помощи критерия Тау С Кендала. За физиологический коридор эмметропии принято значение ±0,50D, отклонение от нулевого значения. За степень рефракции принято значение сфероэквивалента после циклоплегии. Критический уровень значимости p при проверке статистических гипотез в данном исследовании принимался равным 0,05. Статистический анализ проводился при помощи программы SPSS версия 20.0.

Результаты: В исследовании участвовали 188 (31,4%) юношей и 410 (68,6%) девушек. Характеристика студентов, участвовавших в исследовании (факультет, национальность, место окончания средней школы, наличие хотя бы у одного из родителей нарушения зрения), представлены в таблице 1.

Характеристика студентов, участвовавших в исследовании

Таблица 1.

Параметр N %

Факультет

Общая медицина 484 80,9

Общественное здравоохранение 15 2,5

Стоматология 79 13,2

Сестринское дело 5 0,8

Медико-профилактическое дело 9 1,5

Фармация 6 1

Национальность

Казах 560 93,6

Русский 24 4,0

Другая 14 2,4

Окончание средней школы

Город 405 67,7

Село 193 32,3

Наличие у родителей нарушения зрения (хотя бы у одного)

Нет 453 75,8

Да 145 24,2

Распределение вида аномалий зависимости от пола и степени.

Таблица 2.

рефракции среди студентов по хуже видевшему глазу в

Миопия

N

%

Гиперметропия

N

%

Всего

N

%

Пол

Девушки Юноши

176 50

77,9 22,1

25 21

54,3 45,7

201 71

73,9 26,1

<0,001

0,555

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<0,001

Степень

Слабая

Средняя

Высокая

140 69 17*

61,9 30,5 7,6

41 5 0

89,1 10,9 0

181 74 17

66,5 27,2 6,3

р

<0,001

<0,001

<0,001

Время возникновения

Дошкольный период 1 по 4 классы 5 по 9 классы 10-11 классах

Не указали_

1

19 91 68 47

0,4 8,4 40,3 30,1 20,8

0 2 2 2

40

0

4,3 4,3 4,3 87,1

1 21 93 70 87

0,4 7,7 34,2 25,7 32,0

р

<0,001

1,0

<0,001

Операция на глазах

Нет

Склеропластика Биостимуляция Исправление косоглазие Периферическая лазерная коагуляция сетчатки_

215 1 1 1 8

95,1 0,4 0,4 0,4 3,5

46 0 0 0 0

100,0 0,0 0,0 0,0 0,0

261 1 1 1 8

96 0,4 0,4 0,4 2,9

Заболевания глаз в анамнезе

Нет

Конъюнктивит Кератит_

216 9 1

95,6 4,0 0,4

45 1 0

97,8 2,2 0,0

261 10 1

96 3,7 0,4

Всего

226

100

46

100

272

100

Среди обследованных студентов эмметропия выявлена у 326 (54,5%) человек. У одного студента выявлен анофтальм правого глаза, но так как в левом глазу эмметропия, то он был отнесен в группу эмметропов.

Нарушение зрения выявлено у 272 (45,5%) студентов: миопия - у 226 (37,7%,) и гиперметропия - у 46 (7,6%). Частота распространения миопии среди обследованных студентов в 4,9 раза выше, чем гиперметропии (р<0,001) (таблица 2).

Среди 272 студентов с нарушениями рефракции почти три четверти составили девушки (п=201; 73,9%; р<0,001), причем как в группе миопов (п=176; 77,9%; р<0,001), так и в группе гиперметропов (п=25; 54,3%; р=0,555). В тоже время мы не нашли статистически значимую связь степени миопии и пола (р=0,303).

По степени нарушения рефракции статистически значимо преобладает легкая степень, как при миопии (р<0,001), так и при гиперметропии (р<0,001). Миопия в основном возникала в период средней и старшей школы, что видимо связано с увеличением нагрузки на глаза детей в этот период

(р<0,001). Травматических повреждений глаз у студентов с нарушениями зрения не было.

Из 272 студентов с нарушением зрения только у 88 (32,4%) хотя бы один из родителей имеет нарушение рефракции: 78 (88,6%) -миопию и 10 (11,4%) - гиперметропию. Используют средства коррекции зрения только 187 (68,8%) студентов: очки - 185 (98,9%) и контактные линзы - 2 (1,1%). Восемьдесят пять (31,2%) первокурсников не пользуются средствами коррекции зрения, хотя нуждаются в этом. На вопрос о причине отсутствия методов коррекции зрения, 32 (37,7%) студента ответили, что не обследовались. Обследовались несколько лет назад, но не выписывались средства коррекции аметропии - 5 (5,9%) студентам. Выписывались очки, но нет желания носить у двух студентов (2,3%), воздержались от ответа 46 человек (54,1%).

На наличие дискомфорта со стороны глаз в виде утомляемости жалуются 173 (63,6%), на покраснение глаз - 132 (48,5%) студентов (таблица 4), что говорит о недостаточной коррекции нарушения рефракции глаз, которая приводит к перенапряжению зрительного аппарата и проявляется в виде чувства утомления и покраснения глаз.

Распространенность наличия у студентов утомляемости и зависимости от вида нарушения зрения._

Таблица 4. покраснение глаз в

Миопия

N

%

Гиперметропия

N

%

Всего

N

%

Утомление глаз нет

иногда часто

всегда_

74 125 22 5

32,7 55,3 9,7 2,2

25 19 2 0

54,3 41,3 4,3 0,0

99 144 24 5

36,4 52,9 8,8 1,8

р

<0,001

<0,001

<0,001

Покраснение глаз нет

иногда часто

всегда_

113 107 5 1

50,0 47,3 2,2 0,4

27 19 0 0

58,7 41,3 0,0 0,0

<0,001

0,238

140 126 5 1

51,5 46,3 1,8 0,4

<0,001

р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обсуждение. В ходе исследования были выявлена распространенность аномалий рефракции, показатели развития миопии по возрастным категориям, а так же предпочитаемые методы коррекции зрения.

В данной работе выявлено, что распространенность миопии у студентов

первого курса ГМУ г. Семей является высокой, почти у каждого третьего студента. Однако, по данным литературы наши показатели ниже ряда Европейских стран [10,14] и намного ниже Азиатских стран [8,9,19,12,13,18,20,21], но выше чем в Польше и Турции [15,16]. Так, например, среди Европейских стран в Польше

распространенность миопии 32% [15], в Турции - 33% [16]; в Норвегии и Дании - 50% [10,14,]. В Индии исследователи отмечают распространенность миопии у 45-51,94% обследованных студентов-медиков [12,18,19]; в Пакистане - у 58% [8]; в Китае - у 71-84,1% [12, 21]; в Сингапуре - у 82%-90% [9, 20]; на Тайване - у 93% [12]. Исследования, проведенные в России, показали, что за период обучения у студентов медицинского университета (с1 -го по 5-й курсы) увеличивается распространенность миопии с 59% до 65% [6].

В Казахстане проводилась работа по определению распространенности миопии только среди студентов - медиков первого курса АО «Медицинского университета Астана» [7]. По их данным, распространенность миопии среди студентов первого курса составляет 28,0%., что ниже, чем среди студентов первого курса ГМУ г.Семей. Возможно, это связано с различием в количестве осмотренных студентов: 140 в [7] против 598 у нас.

В проведенной нами работе выявлено, что по степени нарушения рефракции статистически значимо преобладает легкая степень, как при миопии, так и при гиперметропии. В работах зарубежных исследователей также отмечают превалирование распространенности легкой и средней степеней аномалий рефракции [6,7,14,16,17,20].

В литературе многие авторы отмечают, что нет статистически значимой разницы распространения миопии по полу[8,12,14,16]. В нашей работе мы нашли статистически значимую разницу распространения аномалий рефракции между юношами и девушками. По данным исследователей [7], удельный вес юношей с близорукостью20,7%, девушек -79,3%. Мы связываем это с тем, что в медицинских ВУЗах Казахстана преимущественно обучаются девушки. Однако мы не нашли статистически значимую связь между степенью миопии и полом.

Возраст возникновения миопии в нашем исследовании приходиться на период средней и старшей школы. Наши данные совпадают с результами других исследований [9,14,20]. Однако часть исследователей отмечают возникновениемиопии после 18 лет [8,16].

По результатам анкетирования, предпочитаемый метод коррекции аметропии-очки. Они являются наиболее распространенным видом коррекции зрения среди студентов-медиков по нашим и литературным данным [7,14]. Так же обращает внимания тот факт, что среди студентов-медиков нуждающихся в коррекции аметропии, часть студентов не используют средства коррекции зрения. Причем, больший процент опрошенных студентов, не имеющих средства коррекции, были необследованными. Это означает, что они и не подозревали о наличии у них аномалий рефракции. Учитывая недостаточность коррекции аметропии среди студентов и нагрузку на близком расстоянии, выявлены частые симптомы астенопии, такие какутомляемость, покраснение глаз.

Выводы

Нами выявлена высокая

распространенность аномалий рефракции среди студентов ГМУ г. Семей, особенно такой социально значимой медицинской проблемы, какой является миопия. В нашем исследовании она зарегистрирована на более низком уровне, чем в Индии, Китае, Тайване, Сингапуре, Норвегии, Дании, но выше, чем, например, в Турции и Польше. В нашей работе мы нашли статистически значимую разницу распространения аномалий рефракции между юношами и девушками. В тоже время мы не нашли статистически значимую связь степени миопии и пола.

Заключение

Нами выявлено, что распространенность миопии и факторов, способствующих её развитию среди студентов ГМУ г. Семей, во многом совпадают с мировыми показателями. Это требует особого внимания со стороны руководства ВУЗа и самих студентов по профилактике возникновения и

прогрессирования миопии. В студенческих поликлиниках необходимо ежегодное обследование студентов, с целью выявления лиц страдающих миопией и назначить, в первую очередь, адекватную коррекцию аметропии. Необходимо проводить просветительскую работу по охране зрения и о методах коррекции аметропии среди студенческой молодежи. В будущем необходима разработка программ по активной

профилактике нарушения рефракции у студентов, адаптированной под особенности системы образования медицинского ВУЗа.

Конфликт интересов. Коллектив авторов заявляет об отсутствии конфликта интересов в определении структуры исследования, при сборе, анализе и интерпретации данных.

Вклад авторов.

1. Кайыржанова Н.Б. - сбор материала исследования, осмотр студентов, обеспечение информированного согласия, обработка данных.

2. Мысаев А.О. - структурирование дизайна исследования, обеспечение материалов исследования, обработка данных и обеспечение информированного согласия.

3. Тлеубаев К.А. - сбор материала исследования, обеспечение информированного согласия

4. Ахметова А.К. - структурирование дизайна исследования, обеспечение материалов исследования, обработка данных и обеспечение информированного согласия.

Литература:

1. Аветисов Э.С. Близорукость. 2-е издание, перераб. и допол. - М.: Медицина, 1999. 258 с.

2. ВОЗ. Информационный бюллетень №282. Август 2014. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.who.int

3. Марчук С.А. Профилактика и коррекция зрительных функций у студенческой молодежи: учебно-методическое пособие // РППТУ. - Екатеринбург: 2004.-77с.

4. Нугуманова А.М., Самойлов А.Н., Хамитова Г.Х. Изучение контактной коррекции у студентов-медиков // Казанский медицинский журнал. 2012.Т. 93, №6. С. 975-978.

5. Отчет главного внештатного офтальмолога ВКО за 2015 год.

6. Официальный интернет-ресурс Сайт акима Восточно-Казахстанской области. Режим доступа: www.akimvko.gov.kz

7. Сарыбаева М.С., Карп Л.Л., Распространенность миопии среди студентов первого курса АО «Медицинского университета Астана» // Научно-практический журнал "Вестник КазНМУ". 2013. №2. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://kaznmu.kz/press/

8. Chaudhry R., Ali H. and Sheikh N.H., Frequency and underlying factors of myopia among medical students // Biomedica 2011 Vol. 27(2). P.154-160.

9. Chow YC, Dhillon B, Chew PT, Chew SJ. Refractive errors in Singapore medical students// Singapore Med J 1990. Vol. 31. P.472-473.

10. Fledelius H.C. Myopia profile in Copenhagen medical students 1996-98. Refractive stability over a century is suggested// Acta Ophthalmologica Scandinavica 2000. Vol. 78(5). P.501-505.

11. Kathrotia R.G., Dave A.G, Dabhoiwala S.T, Patel N.D, Rao P.V, Oommen E.R. Prevalence and progression of refractive errors among Medical students // Indian J Physiol Pharmacol 2012.Vol. 56(3).P.284-287.

12. Lin L.L., Shih Y.F., Lee Y.C., P.T. Hung and Hou P.K.

Changes in ocular refraction and its components among medical students- a 5-year longitudinal study // Optometry and Vision Science. 1996. Vol.73(7). P.495-498.

13. LvL., ZhangZ. Pattern of myopia progression in Chinese medical students: a two-year follow-up study // Graefes Arch Clin Exp Ophthalmol. 2013. Vol.251(1). P.163-168.

14. Medelfart A., Aamo B., Sjqhaug K.A. and Dysthe B.E. Myopia among medical students in Norway // Acta Ophthalmologica.1992. Vol. 70(3). P.317-322.

15. Mozolewska - Piotrowska K., Stepniewskaand J., Nawrocka J., Frequency and incidence of myopia among medical students // Klinika Oczna. 2005. Vol.107(7-9). P.468-470.

16. Onal S., Toker E., Akingol Z., Arslan G., Ertan S., Turan C. and Kaplan O. Refractive errors of medical students in Turkey: one year follow-up of refraction and biometry // Optometry and Vision Science. 2007. Vol. 84(3). P.175-180.

17. Pajdeep P, Patel R. Astudy of refractive errors on students of BarodaMedical College // IJRRMS 2013Vol. 3(1). P.18-19.

18. Sood R.S., Sood A. Prevalence of myopia among the medical students in western India vis-à-vis the east Asian epidemic // IOSR Journal of Dental and Medical Sciences. 2014. Vol. 13(1). P.65-67.

19. Suneetha Chalasani, Vasantha Kumar Jampala, Prasuntpryia Nayak. Myopia among medical students - A Cross Sectional Study in a

South Indian Medical College // AL Ameen J Med Sci. 2012. Vol. 5(3). P. 233-242.

20. Woo W.W., Lim K.A., Yang H., Lim X.Y., Liew F., Lee Y.S. and Saw S.M. Refractive errors in medical students in Singapore // Singapore Medical Journal. 2004. Vol. 45(10). P.470-474.

21. Wu Y., Yi H., Liu W., Jia H., Eshita Y., Wang S., Qin P. and Sun J. Risk factors for myopiain Inner Mongolia medical students in China // Open Journal of Epidemiology. 2012. Vol. 2(4). P.83-89.

22. Yoshikawa M., Yamashiro K., Miyake M., Oishi M., Akagi-Kurashige Y., Kumagai K., Nakata I., Nakanishi H., Oishi A., Gotoh N., Yamada R., Matsuda F., Yoshimura N.Comprehensive replication of the relationship between myopia-related genes and refractive errors in a large Japanese cohort // Invest Ophthalmol Vis Sci. 2014. Vol. 55(11).P.343-54.

References:

1. Avetisov E.S. Blizorukost'. 2-e izdanie, pererab.idopol.[ Myopia 2-nd edition] -M.:Meditsina, 1999. 258 p.

2. VOZ. Informatsionnyi byulleten' [WHO newsletter] N°282. Avgust 2014. [Elektronnyi resurs] Rezhimdostupa [electronic resource]: www. who.int.

3. Marchuk S.A. Profilaktika i korrektsiya zritel'nykh funktsii u studencheskoi molodezhi: [Correction and prophylactics of visual functions among students] uchebno-metodicheskoe posobie [educational methodical grant]. RPPTU. -Ekaterinburg: 2004. - 77p.

4. Nugumanova A.M., Samoilov A.N., Khamitova G.Kh. Izuchenie kontaktnoi korrektsii u studentov-medikov [Studying of contact correction methodsamong medical students]. Kazanskii meditsinskii zhurnal [Medical Journal of Kazan]. 2012. T. 93, №6. pp. 975-978.

5. Otchet glavnogo vneshtatnogo oftal'mologa VKO Kamasavoi Z.A. za 2015 god

6. Ofitsial'nyi internet-resurs Ministerstva Zdravookhraneniya i Sotsial'nogo razvitiya Respubliki Kazakhstan mzsr.gov.kz

7. Sarybaeva M.S., Karp L.L., Rasprostranennost' miopii sredi studentov pervogo kursa AO «Meditsinskogo universiteta Astana» [Prevalence of myopia among first course students of J.C. «Medical university of Astana»]. Nauchno-prakticheskii zhurnal "Vestnik

KazNMU" [Scientific- practical Journal "VestnikKazNMU" 2013. №2. [Elektronnyi resurs] Rezhim dostupa [electronic resource]: http://kaznmu.kz/press/

8. Chaudhry R., Ali H. and Sheikh N.H., Frequency and underlying factors of myopia among medical students. Biomedica. 2011, Vol. 27(2), P.154-160.

9. Chow YC, Dhillon B, Chew PT, Chew SJ. Refractive errors in Singapore medical students. Singapore Med J. 1990, Vol. 31. P.472-473.

10. Fledelius H.C. Myopia profile in Copenhagen medical students 1996-98. Refractive stability over a century is suggested. Acta Ophthalmologica Scandinavica. 2000. Vol. 78(5). P.501-505.

11. Kathrotia R.G., Dave A.G, Dabhoiwala S.T, Patel N.D, Rao P.V, Oommen E.R. Prevalence and progression of refractive errors among Medical students. Indian J Physiol Pharmacol 2012.Vol. 56(3).P.284-287.

12. Lin L.L., Shih Y.F., Lee Y.C., P.T. Hung and Hou P.K. Changes in ocular refraction and its components among medical students- a 5-year longitudinal study. Optometry and Vision Science. 1996. Vol.73(7). P.495-498.

13. LvL., ZhangZ. Pattern of myopia progression in Chinese medical students: a two-year follow-up study. Graefes Arch Clin Exp Ophthalmol. 2013. Vol.251(1). P.163-168.

14. Medelfart A., Aamo B., Sjqhaug K.A. and Dysthe B.E. Myopia among medical students in Norway. Acta Ophthalmologica. 1992. Vol. 70(3). P.317-322.

15. Mozolewska - Piotrowska K., Stepniewskaand J., Nawrocka J., Frequency and incidence of myopia among medical students. Klinika Oczna. 2005. Vol. 107(7-9). P.468-470.

16. Onal S., Toker E., Akingol Z., Arslan G., Ertan S., Turan C. and Kaplan O. Refractive errors of medical students in Turkey: one year follow-up of refraction and biometry. Optometry and Vision Science. 2007. Vol. 84(3). P.175-180.

17. Pajdeep P, Patel R. Astudy of refractive errors on students of Baroda Medical College. IJRRMS 2013 Vol. 3(1). P.18-19.

18. Sood R.S., Sood A. Prevalence of myopia among the medical students in western India vis-à-vis the east Asian epidemic. IOSR Journal of Dental and Medical Sciences. 2014. Vol. 13(1). P.65-67.

19. SuneethaChalasani, VasanthaKumar Jampala, PrasuntpryiaNayak. Myopia among medical students - A Cross Sectional Study in a South Indian Medical College. AL Ameen J Med Sci. 2012. Vol. 5(3). P. 233-242.

20. Woo W.W., Lim K.A., Yang H., Lim X.Y., Liew F., Lee Y.S. and Saw S.M. Refractive errors in medical students in Singapore. Singapore Medical Journal. 2004. Vol. 45(10). P.470-474.

21. Wu Y., Yi H., Liu W., Jia H., Eshita Y., Wang S., Qin P. and Sun J. Risk factors for

myopiain Inner Mongolia medical students in China. Open Journal of Epidemiology. 2012. Vol. 2(4). P.83-89.

22.Yoshikawa M., Yamashiro K., Miyake M., Oishi M., Akagi-Kurashige Y., Kumagai K., Nakata I., Nakanishi H., Oishi A., Gotoh N., Yamada R., Matsuda F., Yoshimura N.Comprehensive replication of the relationship between myopia-related genes and refractive errors in a large Japanese cohort. Invest Ophthalmol Vis Sci. 2014. Vol. 55(11). P.343-54.

Контактная информация:

Кайыржанова Назерке Багдановна - магистрант второго года обучения Государственного медицинского университета города Семей.

Почтовый адрес: Республика Казахстан, г.Усть-Каменогорск, 070010, ул. Ульяновская, 67, кв. 43. E-mail: naz_ssma@mail.ru Телефон: 87057551406

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.