Научная статья на тему 'Особенности системы высшего профессионального образования во Франции'

Особенности системы высшего профессионального образования во Франции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФРАНЦИЯ / УНИВЕРСИТЕТ / ВЫСШИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / HIGHER EDUCATION / FRANCE / UNIVERSITY / HIGHER EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / BOLOGNA PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуськова Надежда Дмитриевна, Неретина Евгения Алексеевна, Еналеева Юлия Рифатовна

Рассмотрены особенности современной системы высшего профессионального образования Франции. Приведены данные о структуре и количестве вузов Франции, выявлены особенности обучения в различных типах учебных заведений. Определены основные направления и национальные особенности модернизации системы высшего профессионального образования в контексте Болонского процесса. Уделено внимание проблемам перехода французских вузов на автономию и проведения оценки качества высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гуськова Надежда Дмитриевна, Неретина Евгения Алексеевна, Еналеева Юлия Рифатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main features of the higher professional educational system in France

The article deals with the main features of the higher professional educational system in France. The authors discussed the data about the structure and number of the universities in France and revealed the specificity of the teaching in the different types of the educational organizations. The authors identified the main directions and national distinctive features of the educational system modernization in the context of the Bologna process. The article is also concerned with the problems of the French universities transfer to the autonomy and the problems of the higher educational system quality assessment

Текст научной работы на тему «Особенности системы высшего профессионального образования во Франции»

. тэ

Н. Д. Гуськова, Е. А. Неретина, Ю. Р. Еналеева

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ФРАНЦИИ

Рассмотрены особенности современной системы высшего профессионального образования Франции. Приведены данные о структуре и количестве вузов Франции, выявлены особенности обучения в различных типах учебных заведений. Определены основные направления и национальные особенности модернизации системы высшего профессионального образования в контексте Болонского процесса. Уделено внимание проблемам перехода французских вузов на автономию и проведения оценки качества высших учебных заведений.

Ключевые слова: высшее образование, Франция, университет, высшие образовательные организации, Болонский процесс.

N. D. Guskova, E. A. Neretina, Y. R. Enaleeva

The main features of the higher professional educational system in France

The article deals with the main features of the higher professional educational system in France. The authors discussed the data about the structure and number of the universities in France and revealed the specificity of the teaching in the different types of the educational organizations. The authors identified the main directions and national distinctive features of the educational system modernization in the context of the Bologna process. The article is also concerned with the problems of the French universities transfer to the autonomy and the problems of the higher educational system quality assessment.

Keywords: higher education, France, university, higher educational organizations, Bologna process.

Образование во Франции является одним из приоритетных направлений внутренней политики государства. Французская система образования считается одной из лучших в мире.

В 2007/08 уч. г. в системе государственного и частного образования обучались 14,9 млн школьников и студентов (табл. 1) [3, с. 178]. В 2007 г. доля учащихся составила 23,5 % населении Франции, что является довольно высоким показателем, несмотря на существующие в стране демографические проблемы.

Начальное образование французы получают бесплатно. Большинство детей с 2-3 лет посещают «материнские школы» (прообраз детских садов), а с 6 лет поступают в начальную школу, где учатся 5 лет. В 11 лет переходят в колледж, где учатся 4 года, а в 15 лет поступают в лицей или центры подготовки подмастерьев (CFA).

Иностранцам, проживающим во Франции, получить образование сложнее. Их дети имеют право учиться в частных лицеях-интернатах, а также в пяти достаточно престижных государственных лицеях (в Сен-Жермен-ан-Ле, Ферней-Вольтере, Ницце, Лионе, Страсбурге).

Система высшего образования во Франции исторически является довольно сложной. Она

© Гуськова Н. Д., Неретина Е. А., Еналеева Ю. Р., 2012

включает университеты, институты, высшие школы и др. (табл. 2) [3, с. 179]. В настоящее время во Франции действует более 80 университетов и 140 институтов при университетах. Кроме того, имеются высшие школы инженеров, коммерции, архитектуры, а также высшие учебные заведения при частных университетах и др.

Во Франции обучается 2,4 млн студентов, из них 1,5 млн — в университетах, 0,5 — в высших школах и 0,4 — в других вузах. Каждый вуз Франции, как правило, работает на свой регион. Около 10 % студентов в каждом вузе составляют иностранцы (их них 7 % — дети иностранцев, проживающих во Франции). Если в вузах Великобритании обучается 90 % иностранцев, то во Франции — 33,3 %.

Структура французских университетов похожа на структуру российских вузов: обучение ведется на факультетах UFR (Unite de Formation de Recherches) практически по любым специальностям. Для поступления во французский университет не требуется сдача вступительных экзаменов. Французский диплом о среднем образовании (Baccalaureat Francais) дает право выпускникам французских школ (лицеев) поступать в университет без экзаменов.

Таблица 1

Численность школьников и студентов высших учебных заведений Франции, тыс. чел.

Учебный год

Организации среднего и высшего образования 1980/ 1990/ 2000/ 2004/ 2005/ 2006/ 2007/

81 91 01 05 06 07 08

Подготовительные классы в школах высшего

образования 42,9 68,4 73,8 76,5 77,8 79,3 81,9

Подготовительные курсы для техников

в системе высшего образования 67,9 199,3 238,9 230,3 230,4 228,3 230,9

Институты при технологических университетах 53,7 74,3 119,2 112,4 112,6 113,8 116,2

Университеты 796,1 1075,1 1254,3 1286,4 1283,5 1259,4 1221,1

Высшие инженерные школы 40,0 57,7 96,5 107,2 108,1 108,8 108,8

Высшие школы коммерции, управления,

бухгалтерского учета и торговли 15,8 46,1 63,4 83,2 88,4 87,3 95,8

Школы медицинского персонала и работников

социального обеспечения 91,7 74,4 93,4 124,2 131,7 131,1 131,1

Другие учебные заведения, в том числе 76,0 128,5 232,4 263,7 265,1 260,3 253,8

инженерного профиля, в технологических

университетах и политехнических институтах — 6,8 11,7 14,0 14,4 14,6 11,4

Всего учащихся в учреждениях высшего

образования 1184,1 1717,1 2160,3 2269,8 2283,3 2253,8 2228,2

Всего учащихся в системе образования 14346,9 14827,5 14935,4 15004,0 15020,1 14965,7 14815,9

Доля учащихся в учреждениях высшего

образования от общего количества учащихся

в системе образования, % 8,25 11,58 14,46 15,13 15,20 15,06 15,3

Высшее образование можно также получить в Grandes Ecoles (высших школах). Они значительно отличаются от университетов: зачисление в высшую школу происходит по результатам вступительных экзаменов. Высшие школы — это небольшие учебные заведения, ежегодный набор в которые может насчитывать всего 3050 человек. Перечень специальностей в них намного меньше, чем в университетах. Образование в высших школах платное (за некоторым исключением). Выпускники этих школ возглавляют крупные предприятия и входят в управленческую элиту Франции и других стран.

Высшие школы во Франции двух видов: частные и государственные. Самые распространенные из них инженерные (около 240 школ). Продолжительность обучения для получения диплома инженера составляет 3 года. Уровень подготовки инженера соответствует степени магистра.

Другая категория высших школ — высшие коммерческие школы и школы управления (Ecoles Supérieures de Commerce или ESC — 230 школ). Они реализуют программы подготовки по экономическому профилю и управлению. Патронаж над ESC осуществляют местные торгово-промышленные палаты. Учебным планом

предусмотрены обязательные стажировки на предприятиях. Качество обучения в этих школах и их соответствие международным стандартам подтверждается аккредитациями — EQUIS, AACSB, AMBA.

Во Франции также функционируют три высшие педагогические и две высшие ветеринарные школы. В отличие от университетов они не дают высшего образования, они могут быть интересны только тем, кто хочет получить узкоспециализированную профессию. Продолжительность обучения в них варьируется от 1 до 5 лет в зависимости от специальности и диплома [3].

Получить экономическое образование по вполне умеренным ценам (5-6 тыс. евро в год) можно и в институтах управления предприятиями (Ecoles Universitaires de Management). Они созданы на базе университетов для подготовки высококвалифицированных специалистов-управленцев. В настоящее время при университетах открыт 31 такой институт.

Кроме университетов и высших школ во Франции существует несколько престижных высших учебных заведений особого типа, где продолжают обучение студенты, которые хотят получить ученую степень доктора наук (Docteures sciences). Они должны подготовить These de

Таблица 2

Структура и количество учебных заведений в системе высшего образования Франции

Учебный год

Типы учебных заведений 1998/ 99 1999/ 2000 2000/ 01 2001/ 02 2002/ 03 2003/ 04 2004/ 05 2005/ 06 2006/ 07 2007/ 08

Университеты 80 80 80 80 82 82 81 81 81 81

Институты при технологических университетах 103 103 104 112 112 113 114 114 114 114

Институты при университетах по подготовке руководителей 28 28 28 30 30 30 30 30 30 30

Крупные государственные учреждения 8 8 8 8 8 8 9 9 9 10

Подготовительные курсы для техников в системе высшего образования 1987 2015 2040 2068 2100 2118 2116 2109 2125 213

в том числе:

— государственные 1203 1228 1251 1275 1293 1305 1311 1312 1323 1319

— частные 784 787 790 793 807 811 805 797 802 814

Подготовительные классы в школах высшего образования 407 407 403 403 403 405 406 407 406 414

в том числе:

— государственные 309 311 309 311 312 314 315 317 318 324

— частные 98 96 94 92 91 91 91 90 88 90

Школы подготовки инженеров 246 245 241 243 243 244 250 246 247 240

в том числе:

— государственные при университетах 69 69 69 68 69 66 70 69 70 74

— государственные при национальных политехнических институтах 20 21 21 19 20 20 21 21 21 11

— государственные при технологических университетах 3 3 3 3 3 3 3 3 3 2

— государственные, входящие в университетскую систему 85 84 81 85 83 83 85 84 86 85

— частные 69 68 67 68 68 72 71 69 67 68

Doctorat (примерно аналог российской кандидатской диссертации). К ним относятся [4]:

— Высшая нормальная школа в Лионе (за получение степени магистра необходимо заплатить обязательный ежегодный сбор — 250 евро и 23 тыс. евро в год за обучение, по окончании каждого года администрация возвращает студенту 1 % от стоимости);

— Высшая политехническая школа Франции (стоимость составляет 20 тыс. евро за год обучения);

— Институт политических исследований Парижа (5900 евро — ежегодный сбор, 13 707 евро — стоимость обучения, возврат оплаты — 43 %);

— Национальная школа администрации при премьер-министре (стоимость обучения — 83 300 евро);

— Парижская специальная школа общественных работ, строительства и промышленности (ESTP) (ежегодный сбор — 6096 евро, стоимость обучения — 10 тыс. евро, возврат оплаты — 61 %).

Высшие учебные заведения Франции тесно сотрудничают с 200 научными центрами. К ним относятся: CNRS — национальный центр научных исследований, а также INSERM, CEA, IFP и др. Они осуществляют научные исследования, консультационную поддержку органов государственной власти, тесно сотрудничают с университетами (есть смешанные научные группы).

Почти все высшие учебные заведения Франции получают государственную финансовую поддержку, поэтому стоимость обучения во Франции гораздо ниже, чем в других странах. Ежегодная субсидия в расчете на 1 студента, как французского, так и иностранного, составляет 10 тыс. евро. В среднем год обучения в вузах Франции для самого студента составляет 300 евро, а в государственных инженерных школах — 600 евро.

В негосударственных высших школах бизнеса стоимость обучения составляет от 8 до 12 тыс. евро в год. Стоимость обучения на англоязычных магистерских программах — от 5 до 18 тыс. евро.

Одна из особенностей системы высшего профессионального образования Франции — формирование профессорско-преподавательского состава. Преподаватели являются государственными служащими. Для того чтобы стать преподавателем вуза, необходимо пройти национальный конкурс. Раньше преподаватели имели возможность получать пожизненную работу. Существует две категории профессоров:

1)полный;

2)ассоциированный.

Полный профессор имеет разрешение на управление научными работами, у него 0,5 нагрузки — учебная и 0,5 — научная. Кроме преподавателей в вузах Франции имеются также две категории научных сотрудников:

1)координатор научных исследований;

2) директор научных исследований.

В настоящее время в системе высшего профессионального образования Франции занято 60 тыс. профессоров и 40 тыс. научных сотрудников, работающих на полную ставку.

Средняя учебная нагрузка у профессоров и доцентов Франции составляет 200 часов в месяц. В структуру оплаты труда входит общая ставка за учебную и научную работу, а рост оплаты труда зависит от стажа работы [5].

Как известно, Франция была одним из инициаторов сближения образовательных систем европейских стран и начиная с 1998 г. последовательно проводит политику реформирования высшего образования в соответствии с принципами Болонского процесса. За это время во Франции был принят ряд законодательных документов, регламентирующих введение новой степени магистра (master) и краткосрочных программ профессионального лиценциата, изменения относительно обучения в докторантуре. Наиболее значимым документом стал декрет «О реализации принципов европейского пространства высшего образования в системе высшей школы Франции», где определена новая структура высшего образования по модели LMD (лиценциат — магистратура — докторантура) и изложены основные составляющие новой реформы:

1) трехступенчатая структура высшего образования, предполагающая получение степени после каждого цикла;

2) организация обучения по семестрам и блокам дисциплин (модулям);

3) использование системы накопительных кредитов по типу ECTS (Европейская система перевода и накопления кредитов);

Y 4) приложение к диплому (Diploma Supplement —DS) для обеспечения в рамках международной мобильности понимания пройденного обучения и полученных квалификаций.

Экспериментальной площадкой для проведения новой реформы стали университеты и университетские структуры, за исключением медицинских и фармацевтических факультетов. В Высших школах и на медицинских отделениях университетов новая реформа проходит более медленными темпами, в силу специфики подготовки специалистов [1].

Таким образом, Франция наряду с 46 странами Европы реализует основные принципы Болонского процесса, который способствует:

— профессиональной мобильности;

— сближению систем образования и гарантий качества;

— эквивалентности дипломов (благодаря кредитно-модульной системе).

В соответствии с Болонским процессом в 2002 г. была инициирована автономия французских вузов. Важным событием для высшей школы стало принятие в 2007 г. Закона о правах и ответственности университетов, официально призванного повысить конкурентоспособность французских университетов на мировом образовательном пространстве, а также их привлекательность и открытость для предпринимательского сектора [7]. Переход французских вузов на автономию проходил до 1 января 2012 г. Она вводилась по разным направлениям:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— образовательные программы вуза;

— ресурсы вуза;

— управление человеческими ресурсами.

Автономия вузов носит противоречивый характер. С одной стороны, вузы получили большую свободу, а с другой — возросла их ответственность, связанная с финансированием, качеством подготовки специалистов, а также распоряжением имущественным комплексом вузов.

В связи с этим меняются механизмы взаимодействия вузов с Министерством образования и науки Франции. Документ, по которому оценивается деятельность вуза министерством, — это рамочный документ.

Для реализации государственной политики в области развития высшего образования и исследований во Франции в 2007 г. создан независимый административный орган AERES. Цель AERES — формирование единого механизма оценки качества вузов на национальном уровне, так как на него возложены функции, связанные с проведением оценки качества высших учебных

заведении, а также исследовательских институтов, научных организации и научно-исследовательских подразделении [2, 6]. AERES осуществляет свою деятельность в соответствии с европейскими стандартами и руководящими принципами ENQA (они были введены с 2005 г. в Бергене, Норвегия) и стремится распространить культуру качества в учреждениях и организациях, поощряя вузы к разработке процедур обеспечения качества по европеиским стандартам. Однако Франция медленно вводит у себя эти стандарты. В настоящее время готовится новый набор европеиских стандартов.

Реализация мировых принципов обеспечения качества, доступности, демократичности и эффективности высшего образования требует решения вузами Франции целого ряда проблем:

— обеспечения сбалансированности государственной поддержки с автономией вузов;

— поиска механизмов, обеспечивающих гибкость и сохранение высоких академических образовательных стандартов;

— реализации принципа экономической эффективности при обеспечении доступности высшего образования;

— умелого сочетания преимуществ, которые дает участие вузов в глобальном образовательном пространстве, с национальными традициями и особенностями системы высшего образования страны;

— обеспечения оптимального соотношения между иностранными гражданами, обучающимися в вузах Франции, и французскими гражданами, обучающимися в вузах других стран.

1. Апкарова Е. Б. Система высшего образования во Франции и пути ее реформирования в рамках Бо-лонского процесса // Проблемы современного образования. 2011. № 4. С. 60-66.

2. Горбашко Е. А., Бонюшко Н. А., Семченко А. А. Гарантии качества высшего образования в условиях международной интеграции : учеб. пособие. СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2011. 91 с.

3. Казанцев А. К., Киселев В. Н., Рубвальтер О. В. NBIC-технологии: инновационная цивилизация XXI века. М. : ИНФРА-М, 2012. 383 с.

4. Сайт Французского государственного агентства по продвижению французского высшего образования за рубежом [Электронный ресурс]. URL: http:// www.russie.campusfrance.org

5. Самые дорогие вузы Франции [Электронный ресурс]. URL: http://money.ru.msn.eom/reviews/calc/258051/2/

6. Fouquet R. Quality Assurance and University Governance in the context of the Bologna Process in France / / Управление качеством образования и инновационные технологии преподавания: опыт французских университетов : материалы стажировки, 1-8 мая 2012 г., г. Севр, Франция, Междунар. центр пед. исслед. Севр, 2012.

7. Gasquet G. Introduction of Institutional Autonomy and University Governance in France // Там же.

8. L'etat de l'Enseignement superieur et de la Recherche en France [Electronic resource]. URL: http:// cache.media.enseignementsup-recherche.gouv.fr.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.