ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.26794/2408-9303-2020-7-4-33-42 УДК 338.012(045) JEL L97, М15, М21, М41
(CC) ]
Особенности системы управленческого учета затрат в управляющих организациях ЖКХ
Д. Ю. Рожкова
Финансовый университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-0500-2908
АННОТАЦИЯ
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) представляет собой обширную непроизводительную отрасль, целью которой является обеспечивание населения страны комфортной средой проживания. Каждый жилой дом должен получать коммунальные услуги, поэтому, как правило, подлежит управлению специальными управляющими компаниями. В статье рассматриваются особенности системы управленческого учета в управляющих компаниях ЖКХ. Методологической базой исследования являются теоретические аспекты управленческого учета и государственные нормативные акты. Исследование проведено в управляющих организациях ЖКХ, в результате предложена ведомость по управленческому учету с включением специфических статей затрат, отражающих особенности деятельности ЖКХ. Разработан алгоритм определения объема возмещения расходов на содержание дома и придомовой территории. С целью повышения эффективности деятельности управляющих организаций выделены центры ответственности и обоснованы их ключевые показатели.
Ключевые слова: система управленческого учета; бюджетирование; статьи затрат; центры ответственности
Для цитирования: Рожкова Д. Ю. Особенности управленческого учета затрат в управляющих организациях ЖКХ. Учет.Анализ.Аудит. = Accounting.Analysis.Auditing. 2020;7(4):33-42. DOI: 10.26794/2408-9303-2020-7-4-33-42
ORIGINAL PAPER
Special Features of the Cost Accounting System in Managing Organizations of the Housing and Utilities Sector
D. Yu. Rozhkova
Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-0500-2908
ABSTRACT
Housing and utilities sector (HUS) is a vast nonproduction industry, the purpose of which is to provide the country's population with a comfortable living environment. Each residential building should be provided with public utilities, and thus should be controlled by certain managing companies. The article deals with the features of the management accounting system in the managing companies of HUS. The methodological basis of the research is the theoretical aspects of management accounting and state regulations. The study was conducted in the managing organizations of the HUS. As a result of the study, a statement for management accounting is proposed which includes certain cost items special for HUS. An algorithm for determining the reimbursements for the house and the surrounding area maintenance is developed. In order to improve the efficiency of management organizations, the author singles out responsibility centers and substantiates the key indicators for them.
Keywords: management accounting system; budgeting; cost items; responsibility centers
For citation: Rozhkova D. Yu. Special features of the cost accounting system in managing organizations of the housing and utilities sector. Accounting.Analysis.Audit. = Accounting.Analysis.Auditing. 2020;7(4):33-42. (In Russ.). DOI: 10.26794/24089303-2020-7-4-33-42
BY 4.0
© Рожкова Д. Ю., 2020
ВВЕДЕНИЕ
В России вопросы развития ЖКХ и тарифной политики в этой сфере являются актуальными, поскольку они затрагивают интересы каждого гражданина, его благосостояния, условий и обеспечения жизненно необходимыми услугами.
ЖКХ является одним из самых масштабных секторов экономики любого государства. Не является исключением и наша страна. К ключевым составляющим российского ЖКХ относятся содержание и эксплуатация жилищного фонда, водоснабжение и водоотведение, тепло- и электроснабжение, санитарная очистка городов, дорожно-мостовое хозяйство, содержание и благоустройство территорий и др. ЖКХ представляет собой сложный, социально значимый механизм, затрагивающий все слои населения.
Одним из участников отношений по обеспечению качественными коммунальными и жилищными услугами граждан выступают управляющие организации, основным видом деятельности которых являются функции управления жилыми домами [1].
Предприятия ЖКХ несут большую социальную нагрузку и должны минимизировать свои затраты, риск неопределенности в принятии управленческих решений. Очевидно, что для обеспечения современной системы управления организациями ЖКХ необходима принципиально новая система формирования информации, которая удовлетворяла бы потребности всех уровней управления в обоснованной, полезной, своевременной и конкретной информации, оперативно реагируя на изменения, происходящие во внешней и внутренней среде [2, 3].
Признавая, что вопросы становления системы управленческого учета затрат современными российскими учеными рассмотрены пока недостаточно полно, научные разработки в части проблем управленческого учета затрат не затронули особенностей деятельности управляющих организаций. Поэтому изучение методических подходов к становлению этого учета в управляющих организациях приобретает в настоящее время важность и целесообразность.
Поскольку целью исследования является разработка научно-обоснованной концепции развития системы управленческого учета затрат в сфере ЖКХ, нацеленной на дальнейшее повышение эффективности деятельности управляющих компаний, автор считает необходимым решение следующих взаимосвязанных задач:
• выявить проблемы управленческого учета затрат в организациях по управлению жилыми домами;
• исследовать влияние особенностей ЖКХ на формирование информации о затратах управляющих компаний;
• предложить методические подходы к совершенствованию управленческого учета.
МЕТОДЫ
Исследование проводилось в организациях, основным видом деятельности которых является управление жилыми домами: ООО «УК Лидер-эксплуатация», ООО «УК «Жилфонд», ООО «УК «Сервис-групп».
Теоретическую основу исследования составляют труды и методологические разработки отечественных и зарубежных ученых, а также нормативно-правовые акты в сфере управленческого учета затратами в управляющих организациях ЖКХ.
Для решения поставленных задач использовались методы анализа, обобщения, классификации, математической статистики, тарифообразования.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования предложенных научно-методических подходов в процессе организации управленческого учета затрат в управляющих организациях ЖКХ.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В жилищно-коммунальной сфере функционируют три категории покупателей услуг: юридические лица, организации бюджетной сферы и население. При этом между производителями и потребителями услуг, как правило, всегда существует постоянное противостояние в вопросах формирования уровня цен и тарифов, поскольку их интересы имеют разную направленность [4-6]. Производители заинтересованы в росте цен и тарифов, а потребители как покупатели услуг заинтересованы в их снижении. В результате в теории и на практике возникает проблема модификации ценообразования, требующая учета интересов обеих сторон.
Главная цель в области ценообразования и тарифного регулирования в сфере ЖКХ — объективно оценивать платежеспособность потребителей и потребности поставщиков работ и услуг. Уровень цены определяется совокупными затратами труда, связанными с производством и реализацией коммунальной услуги. Однако в сфере формирования цены, стоимости услуги имеются отраслевые осо-
бенности, которые предопределяют специфику установления тарифов и процедуру предоставления услуги [7, 8]. Для эффективного управления затратами в организациях ЖКХ разработан и на практике используется научно-методический аппарат, предусматривающий единые требования к постановке управленческого учета, в частности к решению проблем определения уровня и управления затратами. В последние десятилетия в соответствии с утвержденными и действующими нормативными документами вся полнота функций по обслуживанию объектов ЖКХ возложена на специально созданные управляющие компании1. Хотя в целом ряде случаев эта работа выполняется и собственниками, например ТСЖ2.
Специфика деятельности управляющих компаний в сфере ЖКХ определяет структуру затрат, а также подходы к калькулированию себестоимости услуг. В целях подтверждения достоверности управляющие компании обязаны раскрывать финансово-экономическую информацию своей работы. Одними из важнейших документов с такой информацией выступают сметы доходов и расходов, а также отчеты об их выполнении. Смета как учетный регистр является документом, на основе которого формируется бюджет управляющей компании с отражением всех направлений его доходной и расходной частей [9-11].
В управляющих компаниях используются три вида сметы:
• сводная — отражает общие затраты деятельности управляющей компании;
• объектная — в нее вносят сведения о затратах на одно помещение;
• локальная — отражает информацию о величине расходов на восстановление определенного узла в здании или на прилегающей к нему терри-тории3.
Однако сформированные сметы в управляющих организациях ЖКХ не дают исчерпывающего пред-
1 Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_51057 (дата обращения: 06.03.2020).
2 Постановление Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (вместе с «Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»). URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_146444 (дата обращения: 06.03.2020).
3 Как разобраться в смете доходов и расходов ТСЖ? URL: https://101urist.com/nedvizhimost/uprav-mkd/tszh/smeta-dohodov-i-rashodov.html (дата обращения: 06.03.2020).
ставления о затратах, которые она несет, поскольку в них не заложены основания для определения структуры расходов, что снижает возможности ее использования в качестве аналитического документа. В целях осуществления всестороннего подробного анализа реальной структуры затрат на основе данных сметы разработан учетный регистр «Аналитическая ведомость», фрагмент которой с заполненными для примера данными представлен в виде табл. 1.
Алгоритм вычисления основных показателей в разработанной аналитической ведомости иллюстрирует рис. 1.
В общей сумме расходов управляющих компаний, как правило, более половины составляют административные расходы, 1/3 — хозяйственные и почти 1/5 — отчисления в ее фонды. Среди хозяйственных расходов по 1/3 приходится на техническое обслуживание лифтов и электроснабжение дома, еще почти 20% на вывоз твердых бытовых отходов. В статью административных затрат практически полностью входит вся начисленная заработная плата всех категорий работников компании и отчисления из нее.
Как показало исследование, на практике перечисления в специальные фонды (ремонтный и резервный) осуществляют лишь незначительное число управляющих компаний. Однако, поскольку через эти отчисления формируется финансовая база будущего технического состояния дома, расчет суммы предложено производить с учетом показателей социально-экономического состояния дома, используя следующую формулу:
Вм = Ср / Кл / 12,
где Вм — сумма ежемесячного взноса собственника жилого или нежилого помещения;
Ср — сумма, необходимая для осуществления ремонта;
Кл — количество лет для сбора средств, учитывая финансовую состоятельность жителей.
Предлагаемую формула рекомендовано модифицировать путем применения процесса дисконтирования, введя в нее индекс инфляции, или вычисляемую по ней сумму привязать к размеру твердой валюты.
В процессе исследования установлено, что величину платы за содержание домов и сооружений, а также придомовых территорий в расчете на 1 м2 определяет управляющая компания, поскольку каж-
Таблица 1 / Table 1
Аналитическая ведомость затрат управляющей компании, тыс. руб. / Analytical statement of costs of the management company, thousand rubles
Статьи затрат / Cost items Годовые расходы / Annual costs Удельный вес, % / Percentage, % Расходы годовые на 1 квартиру на год / Annual costs for 1 apartment per year Расходы годовые на 1м2/ Annual costs per 1 m2 Расходы месячные на 1м2 / Monthly costs per 1m2
Затраты - всего 194 383,16 100,00 1799,84 24,53 2,04
Основные затраты 59 476,40 30,60 550,71 7,51 0,63
Техническое обслуживание лифтов 18 780,00 9,66 173,89 2,37 0,20
Электроснабжение в доме 19 344,0 9,95 179,11 2,44 0,20
Водоснабжение 9215,00 4,29 105,21 0,07 0,01
Проверка систем газосигнализации и дымоудаления 750,00 0,39 6,94 0,09 0,01
Вывоз твердых бытовых отходов 12 630,00 6,50 116,94 1,59 0,13
Подготовка к отопительному периоду 5300,00 2,73 49,07 0,67 0, 06
Материалы и инвентарь для обслуживания дома 850,00 0,44 7,87 0,11 0,01
Проверка электрической системы 1260 0,66 11,66 0,16 0,01
Административные затраты 99 734,90 51,31 923,47 12,59 1,05
Фонд зарплаты 70 050,00 36,04 648,61 8,84 0,74
Канцтовары, бланки и пр. 600,00 0,31 5,56 0,08 0,01
Услуги банка 2700,00 1,39 25,00 0,34 0,03
Другие операционные расходы 540,00 0,28 5,00 0,07 0,01
Перечисление в специальные фонды 34 631,86 17,82 320,67 4,37 0,36
Резервный фонд 24 515,93 12,61 227,00 3,09 0,26
Ремонтный фонд 10 115,93 5,20 93,67 1,28 0,11
Источник/Source: разработано автором / developed by author.
дый совладелец квартиры или здания берет на себя обязательства вносить свою долю в общие расходы, пропорционально общей площади дома. Предложенный алгоритм расчета представлен в табл. 2.
Для определения месячной суммы, которую каждый владелец должен вносить, необходимо полученную сумму разделить на общую площадь всех квартир дома и умножить на площадь квартиры собственника. Для предотвращения влияния инфляционных процессов средства, которые накапливают
в ремонтном фонде, целесообразно хранить в банковском учреждении на депозитном счете с правом пополнения, заключив с ним депозитный договор на 6 или 12 месяцев, и ежегодно, в зависимости от возможностей, продлевать на следующий период. Эти средства могут быть финансовым залогом для открытия банком кредитной линии для временного пополнения оборотных средств.
При формировании бюджета затрат управляющей организации ЖКХ большое значение имеет
Рис. 1 /Fig. 1. Алгоритм вычисления показателей аналитической ведомости / The algorithm for calculating
the analytical statement indicators
Источник/Source: разработано автором / developed by author.
Таблица 2 / Table 2
Предложенный алгоритм определения объема возмещения расходов на содержание дома / The proposed algorithm for determining the reimbursements of a house maintenance costs
Этап / Step Содержание этапа / Step description
Первый этап Определение общей суммы плановых расходов организации, подлежащих возмещению. На этом этапе составляется бюджет затрат и оцениваются риски
Второй этап Определение величины годового возмещения расходов в расчете на 1 м2 общей площади
Третий этап Расчет объема месячного возмещения на 1 м2 общей площади
Четвертый этап Определение месячной суммы возмещения расходов для каждого владельца
Источник/Source: разработано автором / developed by author.
эффективная организация управленческого учета затрат на осуществление ремонта, поскольку затраты на ремонт занимают значительную долю в расходах. Текущий ремонт и техническое обслуживание многоквартирного дома и придомовых территорий сопровождается расходами на такие нужды, как техническое обслуживание лифтов, внутридомовых систем тепло-, водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации, систем противопожарной автоматики, газовых и дымо-вентиляционных каналов, электроплит, текущий ремонт конструктивных элементов, инженерных
систем и технических устройств домов и элементов внешнего благоустройства, расположенных на придомовой территории; ремонт оборудования спортивных, детских и хозяйственных площадок, принадлежащих дому; подготовка жилых зданий к эксплуатации в осенне-зимний период; периодическая проверка, обслуживание и ремонт квартирных средств учета воды и тепловой энергии.
Эти расходы являются возмещаемыми, поскольку осуществляются за счет средств целевого назначения, расчет суммы на текущий ремонт четко прописывается в смете компании на текущий год
Рис. 2 /Fig. 2. Состав центров ответственности управляющих компаний / The organizational chart
of responsibility centers of managing companies
Источник/Source: разработано автором / developed by author.
и утверждается общим собранием. Их выполнение контролирует ревизионная комиссия, созданная в управляющей компании.
В результате проведенного исследования установлено, что в управляющих компаниях выделяются следующие центры ответственности: центр прибыли, управления, центр доходов, центры затрат [12]. Состав центров ответственности и их взаимосвязь показаны на рис. 2.
Формирование центров ответственности в управляющих организациях ЖКХ позволяет выполнять комплекс организационно-экономических мероприятий, включающих, как минимум, две составляющие:
• учетно-аналитическое обеспечение: создание информационной системы аналитического учета по центрам ответственности с учетом классификации расходов, объектов и этапов их возникновения,
аналитические исследования динамики показателей и их причинно-следственные связи;
• организационно-управленческая реорганизация: оценка возможности осуществления реструктуризации, формирования квалифицированной команды исполнителей, разработка плана-графика проведения реструктуризации и необходимых внутренних нормативных документов, административное сопровождение комплексной системы внутрихозяйственного учета, анализа (в том числе с использованием методов математического моделирования), внутреннего управленческого аудита показателей деятельности центров ответственности.
Центры затрат рекомендовано формировать в виде трех самостоятельных, но взаимосвязанных, взаимодействующих структур:
• по основному производству — учет затрат на выполнение работ по текущему ремонту, содержанию жилья, оказанию услуг по управлению жилым домом [13];
• по снабжению, складскому хозяйству и закупкам — затраты по приобретению, доставке, хранению материальных запасов;
• по управлению организацией — общеадминистративные расходы.
Разработка и внедрение данной системы опирается на группировку затрат по элементам и статьям калькуляции, местам их возникновения. Решая данные задачи в управляющих организациях ЖКХ, было предложено обеспечить организацию учета в одной информационной системе, используя возможности кодирования затрат по примеру финансового учета (табл. 3).
Управленческий учет затрат по каждому центру финансовой ответственности в управляющих компаниях должен базироваться на следующих постулатах:
• затраты учитываются по каждому центру финансовой ответственности;
• затраты, непосредственно относящиеся к конкретному центру финансовой ответственности, списываются на него прямо и без распределения;
• затраты, которые нельзя прямо отнести к центру финансовой ответственности, распределяются с помощью методов косвенного распределения.
В целях повышения эффективности деятельности центров финансовой ответственности рекомендовано за каждым из них закрепить сле-
дующие ключевые показатели: объем оказанных услуг, качество услуг, величина и структура затрат на объем оказанных услуг, показатели эффективности использования средств производства и трудовых ресурсов.
ВЫВОДЫ
В результате проведенного исследования выявлено, что система управленческого учета в управляющих компаниях характеризуется следующими основными недостатками:
• отсутствуют формы документов-регистров, которые должны в наиболее удобном виде представлять его руководству информацию для принятия управленческих решений. В управляющих компаниях делают попытки использовать бухгалтерскую отчетность как информационную базу, что не является оправданным, так как снижается информативность процесса принятия управленческих решений;
• перечисления в специальные фонды (ремонтный и резервный) осуществляют лишь незначительное число управляющих компаний;
• величина платы за содержание домов, сооружений и придомовых территорий в расчете на 1 м2 устанавливается управляющей компанией. Однако методика расчета размера оплаты отсутствует;
• в исследуемых управляющих организациях ЖКХ остро стоит проблема организации учета затрат по центрам ответственности.
В целях осуществления всестороннего анализа реальной структуры затрат на основе данных сметы разработан учетный регистр «Аналитическая ведомость затрат управляющей компании», которая позволит вести аналитическую деятельность в рамках управленческого учета.
Для активации и упрощения расчетов по отчислениям в специальные фонды предложено расчет суммы ежемесячного взноса собственника производить с учетом показателей социально-экономического состояния дома как частное от деления суммы, необходимой для осуществления ремонта, на количество месяцев для сбора средств с учетом финансовой состоятельности жителей.
В целях определения реальных тарифов платы за содержание домов, сооружений и придомовых территорий в расчете на 1 м2 разработан алгоритм определения объема величину платы на их содержание, состоящий из четырех этапов.
Определена структура центров затрат и центров финансовой ответственности с учетом специфики
Таблица 3 / Table 3
Система кодирования затрат при организации центров финансовой ответственности и мест возникновения затрат в управляющих компаниях / Cost coding system for the organization of financial responsibility centers and cost centers in management companies
Наименование бизнес- процесса / Business process Наименование центра финансовой ответственности и места возникновения затрат / Financial responsibility center and cost center Код центра финансовой ответственности и места возникновения затрат / Code of the financial responsibility center and cost center
Администрация 01.01
Бухгалтерия 01.02
Экономический отдел 01.03
Управление Юридический отдел 01.04
Инженерно-техническая служба 01.05
Руководители производственных участков 01.06
Реализация Маркетинговая служба 02.01
Отдел снабжения 03.01
Склад хранения сырья и материалов 03.01
Снабжение Производственный участок № 1 04.01
текущий ремонт 04.01.01
содержание жилья 04.01.02
Производственный участок № 2 04.02
текущий ремонт 04.02.01
содержание жилья 04.02.02
Основное производство Абонентский отдел 04.03
управленческие услуги 04.03.01
прочие жилищно-коммунальные услуги 04.03.02
Источник/Source: разработано автором / developed by author.
деятельности управляющих компаний, что позволяет реально оценивать объем и структуру затрат в системе управленческого учета. Выделены центры затрат на основе анализа мест их возникновения, а именно:
• связанный с основной деятельностью управляющей компании, который контролирует затраты на выполнение услуг по текущему ремонту, содержанию помещений;
• связанный со снабжением, затраты по складскому хозяйству и закупкам;
• связанный с управлением управляющей компанией.
Разработка и внедрение данной системы опирается на группировку затрат по элементам и статьям калькуляции, местам их возникновения. Решая данные задачи в управляющих организациях ЖКХ, предложено обеспечить организацию учета в одной информационной системе, используя возможности кодирования затрат по примеру финансового учета.
Приведенные рекомендации направлены на формирование в управляющих организациях ЖКХ эффективной системы управленческого учета, способной собирать информацию о затратах, создавая предпосылки для принятия оперативных и эффективных управленческих решений.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Agapitova E., Chahkiev G., Gerasimova V. The factors to assess the quality of management of housing and communal services. MATEC Web of Conferences. 2017;106(08075). DOI: 10.1051/ matecconf/201710608075
2. Rozhkova N., Blinova U., Rozhkova D. The concept of management accounting based on the information technologies application. International Conference on Information Technology Science. 2017:89-95. DOI: 10.1007/978-3-319-74980-8_8
3. Шулепина С. А. Развитие методологии и организации управленческого учета в управляющих организациях ЖК. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). 2014;102(08):816-825.
4. Grady B. P. Shelter poverty in Ohio: An alternative analysis of rental housing affordability. Housing Policy Debate. 2019;29(6):977-989. DOI: 10.1080/10511482.2019.1639065
5. Reshetnikova K. V. Analysis of the problems of pricing housing and communal services and ways of their effective solution. Eurasian Union of Scientists. 2016;(4)97-98.
6. Щепелин В. П. Региональная тарифная политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства: практика и проблемы. Проблемы развития территории. 2005;(30):41-51.
7. Hartley P. R., Medlock K. B., Jankovska O. Electricity reform and retail pricing in Texas. Energy Economics. 2019;80(C):1-11.
8. Городкова С. А., Кибирева Е. А. Процесс формирования себестоимости услуг субъектов жилищно-коммунального хозяйства с позиций косвенных затрат. Вестник ЗабГУ. 2015;126(11):79-84.
9. Юдина Г. А. Особенности учета в управляющих компаниях сферы жилищно-коммунального хозяйства. Аудит и финансовый анализ. 2012;(4):41-50.
10. Фиголь В. Ю. Особенности бюджетирования предприятий ЖКХ в условиях неопределенности платежных обязательств. Baikal Research Journal. 2016;7(1). DOI: 10.17150/2411-6262.2016.7(1).3
11. Алексикова Т. В. Развитие методики учета затрат в сфере услуг ЖКХ (на примере ООО «Коммунальщик»). Молодой ученый. 2015;103(23)438-440.
12. Овчинникова О. П. Управление затратами предприятия на основе организации центров финансовой ответственности. Справочник экономиста. 2015;(6). URL: https://www.cfin.ru/management/ finance/cost/cfr.shtml (дата обращения: 06.03.2020).
13. Говдя В. В., Шулепина С. А. Основные принципы построения системы учета затрат в управляющих организациях ЖКХ. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). 2015;(106)1-16.
REFERENCES
1. Agapitova E., Chahkiev G., Gerasimova V. The factors to assess the quality of management of housing and communal services. MATEC Web of Conferences. 2017;106(08075). DOI: 10.1051/ matecconf/201710608075
2. Rozhkova N., Blinova U., Rozhkova D. The concept of management accounting based on the information technologies application. International Conference on Information Technology Science. 2017:89-95. DOI: 10.1007/978-3-319-74980-8_8
3. Shulepina S. A. Development of the methodology and organization of management accounting in the management organizations of the housing and utilities sector. Politematicheskii setevoi elektronnyi nauchnyi zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyi zhurnal KubGAU) = Multi-thematic Network Electronic Scientific Journal of the Kuban State Agrarian University (Scientific Journal KubSAU). 2014;102(08):816-825. (In Russ.).
4. Grady B. P. Shelter poverty in Ohio: An alternative analysis of rental housing affordability. Housing Policy Debate. 2019;29(6):977-989. DOI: 10.1080/10511482.2019.1639065
5. Reshetnikova K. V. Analysis of the problems of pricing housing and communal services and ways of their effective solution. Eurasian Union of Scientists. 2016;(4)97-98.
6. Shchepelin V. P. Regional tariff policy in the field of housing and communal services: Practice and problems. Problemy razvitiya territorii = Problems of Development of the Territory. 2005;(30):41-51. (In Russ.).
7. Hartley P. R., Medlock K. B., Jankovska O. Electricity reform and retail pricing in Texas. Energy Economics. 2019;80(C):1-11.
8. Gorodkova S. A., Kibireva E. A. The process of costing the public utilities services from the standpoint of indirect costs. Vestnik ZabGU = Bulletin of ZabSU. 2015;126(11):79-84. (In Russ.).
9. Yudina G. A. Features of accounting in management companies in the field of housing and communal services. Audit i finansovyi analiz = Audit and Financial Analysis. 2012;(4):41-50. (In Russ.).
10. Figol' V. Yu. Features of budgeting of housing and communal services enterprises in the face of uncertainty of payment obligations. Baikal Research Journal. 2016;7(1). (In Russ.). DOI: 10.17150/2411-6262.2016.7(1).3
11. Aleksikova T. V. Development of cost accounting methods in the sphere of housing and utilities services (for example, LLC "Kommunalschik"). Molodoi uchenyi = Young Scientist. 2015;103(23)438-440. (In Russ.).
12. Ovchinnikova O. P. Cost management of the enterprise based on financial responsibility centers. Spravochnik ekonomista = Handbook of an Economist. 2015;(6). URL: https://www.cfin.ru/management/finance/cost/cfr. shtml (accessed on 06.03.2020). (In Russ.).
13. Govdya V. V., Shulepina S. A. The basic principles of building a cost accounting system in the managing organizations of housing and communal services. Politematicheskii setevoi elektronnyi nauchnyi zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyi zhurnal KubGAU) = Multi-thematic Network Electronic Scientific Journal of the Kuban State Agrarian University (Scientific Journal KubSAU). 2015;(106)1-16. (In Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Дарья Юрьевна Рожкова — кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры КПМГ, Финансовый университет, Москва, Россия
ABOUT THE AUTHOR
Dar'ya Yu. Rozhkova — Cand. Sci. (Econ.), Senior Lecturer, KPMG Department, Financial University, Moscow,
Russia
Статья поступила в редакцию 17.04.2020; после рецензирования 20.05.2020; принята к публикации 01.06.2020.
Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи.
The article was submitted on 17.04.2020; revised on 20.05.2020 and accepted for publication on 01.06.2020.
The author read and approved the final version of the manuscript.