Вестник СПбГУ. История. 2020. Т. 65. Вып. 1
Особенности системы снабжения ракетной промышленности СССР накануне Карибского кризиса
А. В. Буданов
Для цитирования: Буданов А. В. Особенности системы снабжения ракетной промышленности СССР накануне Карибского кризиса // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2020. Т. 65. Вып. 1. С. 211-227. https://doi.org/10.21638/11701/spbu02.2020.112
Для успешного функционирования плановой экономики важно организовать эффективную систему снабжения. Целью этой статьи является анализ основных принципов советской системы снабжения ракетостроительной отрасли, позволивших создать производство современных баллистических ракет в короткие сроки. Исследование позитивных и негативных характеристик советской системы снабжения высокотехнологичной оборонной промышленности позволяет выявить результативные управленческие методы в этой сфере. Данная проблема недостаточно изучена в историографии, так как более полувека архивные документы были засекречены. Методологической базой настоящей публикации является теория модернизации. Были также использованы элементы системного и макроэкономического анализа. В статье сделаны следующие основные выводы. Система снабжения и система планирования в советской экономике были тесно взаимосвязаны и опирались на рациональное планирование, которое нуждалось в стабильности особенно в условиях, когда предприятий стало более 200 тысяч. Однако создавались новые образцы ракетной техники, в результате планы снабжения менялись, что требовало от правительства постоянного административного контроля и принятия экстраординарных мер, обеспечивающих первоочередное снабжение этой отрасли. Попытка централизовать советскую систему снабжения под контролем Госплана СССР не принесла положительных результатов, так как экономика того времени была сложно организована. Фактически имелись две системы снабжения ракетостроения: производство передовых опытных образцов ракетной техники обеспечивали снабженческие организации Госплана СССР, а серийных — республиканские снабженческие организации. Республиканским госпланам было трудно совмещать планирование и постоянный контроль над системой снабжения. В результате решили создать в 1960 г. республиканские совнархозы, которым подчинили снабженческие организации. Для повышения ответственности руководителей предприятий вводилась
Андрей Вячеславович Буданов — канд. ист. наук, доцент, Челябинский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Российская Федерация, 454077, Челябинск, ул. Комарова, 26; [email protected]
Andrey V. Budanov — PhD in History, Associate Professor, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Chelyabinsk branch, 26, ul. Komarova, Chelyabinsk, 454077, Russian Federation; [email protected]
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта проведения научных исследований «Опыт мобилизации промышленности СССР на производство ракетной техники накануне Карибского кризиса», проект № 16-01-00250, руководитель А. В. Буданов.
The research has been financially supported by the Russian Foundation for Basic Research (RFBR) as part of the research project "Experience of mobilization of the industry of the USSR on production of rocketry on the eve of the Caribbean Crisis", project No. 16-01-00250, head of the project A. V. Budanov.
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2020
административная и уголовная ответственность за срыв поставок материалов и комплектующих для ракетной промышленности. Советская система снабжения была несовершенна, но использование мобилизационных методов позволило организовать производство передовой ракетной техники.
Ключевые слова: система снабжения в СССР, ракетостроение, оборонно-промышленный комплекс, органы государственного управления, реформа.
Specificity of Supply System of Rocket Industry in the USSR оп the eve of the Caribbean Crisis
A. V. Budanov
For citation: Budanov A. V. Specificity of Supply System of Rocket Industry in the USSR оп the eve of the Caribbean Crisis. Vestnik of Saint Petersburg University. History, 2020, vol. 65, iss. 1, pp. 211-227. https://doi.org/10.21638/11701/spbu02.2020.112 (In Russian)
The purpose of the article is to analyze basic principles of the Soviet logistics system of supply of rocket production branch which enabled to organize production of modern ballistic missiles within a short time. This problem is underresearched in historiography as for more than half a century archival documents were kept secret. Methodologically, the article is based on the theory of modernization. The system of logistics and the system of planning in the Soviet economy were closely interconnected. These systems were based on rational planning, which required stability. However, missile production developed dynamically, and plans constantly changed. It entailed constant administrative control from the government and extraordinary measures to provide priority for the supply of missile production. The attempt to centralize Soviet supply system under the State Planning Committee did not bring about positive results due to the complex organization of the Soviet economy. After the reform of 1957 in the country, two logistics system of missile production were created. Production of the advanced prototypes of rocketry was provided by the supplying organizations of the State Planning Committee of the USSR, whereas serial production was provided by the republican supplying organizations. It was difficult for republican State Planning Committees to combine planning and constant control over the system of supply. To solve the problem, republican economic councils were created in 1960. The supplying organizations were subordinated to them. The Soviet supply system was imperfect, but the use of mobilization methods enabled to organize production of the modern rocketry.
Keywords: soviet logistics system, missile production, defense-industrial complex, government bodies, reform.
Карибский кризис стал рубежным событием в российской и мировой истории. Одним из его последствий явилось признание СССР в качестве сверхдержавы, обладающей передовым ракетно-ядерным вооружением. Действительно, еще в 1957 г. СССР не мог по техническим возможностям серьезно угрожать территории США. Однако к 1962 г. страна уже имела боеспособные баллистические межконтинентальные ракеты Р-7 и их модификации, а также новые ракеты Р-16. Были созданы ракеты средней дальности — Р-12 и Р-14. Именно эти изделия и стали основной силой, использовавшейся СССР в октябре 1962 г. для сдерживания военной агрессии Соединенных Штатов в отношении Кубы. По подсчетам С. Н. Хрущева, в тот период к старту с территории СССР были готовы до пяти ракет Р-7. На Кубе же были размещены 42 ракеты средней дальности и около 100 одномегатонных бо-
еголовок к ним, из которых подготовили к использованию более 70. На острове имелись также тактические ракеты «Луна» и ФКР с ядерными боеголовками меньшей мощности1. Фактически за короткий период в пять лет удалось создать основы ракетно-ядерного щита страны, что имело важное для всего мира последствие — стало очевидным, что в ядерной войне больше не может быть победителя, а значит, сам подобный конфликт бессмыслен. Однако добиться подобного результата было невозможно без решения ряда организационно-управленческих и экономических проблем. Одной из них является создание эффективной системы материально-технического снабжения ракетостроительной отрасли.
Проблема организации системы снабжения и сбыта в командной плановой экономике сложнее, чем в рыночной, где основой является соотношение спроса и предложения. В СССР государственным органам приходилось контролировать и согласовывать работу большого количества предприятий, число которых к 1957 г. достигло 200 тысяч, не считая около 100 тысяч строящихся промышленных объектов. В этих условиях система снабжения стала крайне громоздкой и нерациональной. Ведомственный (министерский) принцип управления в середине 1950-х годов приводил к многократному дублированию снабженческих организаций, т. е. в одном регионе или городе могло действовать несколько параллельных снабженческих структур, принадлежавших разным ведомствам. Например, в Челябинской области весной 1957 г. существовало 70 снабженческих контор различных министерств и ведомств, на содержание аппарата которых государство ежегодно тратило 18 млн руб. При этом на многих из них месяцами лежали без движения материалы, необходимые для других предприятий региона, но получить и использовать их в производственных целях было практически нереально из-за принадлежности к различным министерствам2. Еще в 1930-е годы подобные проблемы решались за счет неофициальных горизонтальных связей между руководителями предприятий, когда заинтересованные руководители договаривались о взаимных поставках в обход ведомственных барьеров. Этой практике даже сталинские наркомы вынуждены были попустительствовать и не наказывать подчиненных, понимая необходимость выполнения планов и сложность процедур бюрократических согласований3. В период хрущевской «оттепели» часть правящей элиты решилась на проведение экономического эксперимента, фактически узаконившего подобные связи на региональном уровне. 10 мая 1957 г. после принятия на седьмой сессии Верховного Совета СССР четвертого созыва Закона «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством» горизонтальные взаимоотношения между предприятиями на местах стали официальными. Как известно, в стране было ликвидировано 141 общесоюзное и союзно-республиканское министерство, взамен которых в регионах (экономических административных районах) создавались 105 советов народного хозяйства (совнархозов) для управления промышленностью и строительством4. Фактически новых территориальных органов управления производством количественно было создано меньше, что сокращало бюрократический аппарат и лишние управленческие звенья.
1 Хрущев С. Н. Никита Хрущев. Рождение сверхдержавы. М., 2010. С. 444.
2 Лаптев Н. Партия советуется с народом // Челябинский рабочий. 1957. 3 апреля.
3 Грегори П. Политическая экономия сталинизма. 2-е изд. М., 2008. С. 223.
4 Коржихина Т. П. История государственных учреждений СССР. М., 1986. С. 286.
На управленческий эксперимент в сфере оборонной промышленности решились не сразу. Срыв военных заказов грозил серьезным ослаблением страны на международной арене. В оборонных отраслях реформа была проведена позже — 14 декабря 1957 г., когда Указом Президиума Верховного Совета СССР вместо оборонных министерств создавались четыре Государственных комитета Совета Министров СССР: по оборонной технике, авиационной технике, радиоэлектронике, судостроению5. Показательно, что Министерство среднего машиностроения, ответственное за производство ядерных боеприпасов, вообще не реорганизовывали до 1963 г. Разработка баллистических ракет была сосредоточена в Государственном комитете Совета Министров СССР по оборонной технике, но к этому сложному процессу подключались также предприятия, научно-исследовательские и конструкторские организации других госкомитетов. Например, в Госкомитете по авиационной технике разрабатывались крылатые и зенитные ракеты, а в Госкомитете по радиоэлектронике — электро- и радиотехническая аппаратура для ракет. В подчинении этих ведомств остались научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и опытные заводы бывших министерств.
В ходе реформы заводы по серийному производству продукции были переданы в подчинение совнархозов, одной из причин создания которых стала необходимость сохранения основных производственных мощностей оборонной промышленности в условиях возможной ядерной войны. В своей записке в Президиум ЦК КПСС от 27 января 1957 г. Н. С. Хрущев указывал, что наличие территориальных органов управления промышленностью и строительством в случае ядерного конфликта позволит сохранить в регионах производство и руководящие кадры6. Ракетно-ядерное оружие в этот период уже стало основой военной доктрины СССР, а значит, совнархозы должны были быть привлечены к его созданию. В итоге было принято принципиальное решение о разделении задач между предприятиями, подчиненными оборонным госкомитетам и совнархозам: передовые разработки и новейшие образцы военной техники изготовлялись на опытных заводах, а также в научно-исследовательских и конструкторских организациях госкомитетов, а на заводы совнархозов передавалось производство отработанных и принятых на вооружение образцов ракетной техники. Это означало, что в ракетостроительной сфере требовалось создать как минимум две системы снабжения, так как совнархозы первоначально подчинялись республиканским правительствам, а госкомитеты имели общесоюзный статус и были подведомственны Совету Министров СССР.
Несмотря на то что органы управления ракетостроительной отраслью правящая элита СССР решила реформировать лишь в конце 1957 г., система снабжения в этой отрасли была изменена фактически в мае — июне 1957 г., что подразумевалось логикой преобразований. Общесоюзные снабженческо-сбытовые организации ликвидированных министерств были переданы в ведение Госплана СССР, так как планирование было тесно связано с материально-техническим снабжением
5 Буданов А. В. Высшие и центральные органы управления оборонно-промышленным комплексом СССР в 1957-1965 гг. // Оборонно-промышленный комплекс России: прошлое и настоящее. Материалы междунар. науч.-практ. конф. (апрель 2010 г.). Челябинск, 2010. С. 62-63.
6 Записка Н. С. Хрущева «Некоторые соображения об улучшении организации руководства промышленностью и строительством» 27 января 1957 г. // Президиум ЦК КПСС. 1954-1964. Черновые протокольные записи заседаний. Стенограммы. Постановления. Т. 2: Постановления 19541958 / гл. ред. А. А. Фурсенко. М., 2006. С. 535.
предприятий. Первоначально для совершенствования работы системы снабжения и сбыта решили ее максимально централизовать. Закон от 10 мая 1957 г. предусматривал воссоздание единого общесоюзного органа планирования — Государственного планового комитета Совета Министров СССР, который возглавил И. И. Кузьмин. 22 мая 1957 г. вышло постановление Совмина СССР № 555 «О структуре и штатах Госплана СССР». В его составе теперь действовало 17 главных отраслевых управлений, ведавших вопросами снабжения и сбытом продукции (например, Главметаллосбыт, Главуглесбыт, Главстанкоинструментсбыт, Глававтотракторос-быт, Главприборсбыт, Главпищесбытсырье, Главвтормет и т. д.)7. При этих сбытовых управлениях создавались секретные отделы и группы, занимавшиеся обеспечением ракетного производства необходимыми материалами и комплектующими. Однако подобное дробление задачи между десятком структурных подразделений оказалось не столь эффективным и удобным для снабжения ракетостроительной промышленности. В результате было решено централизовать управление вопросами снабжения ракетостроительной отрасли на общесоюзном уровне путем создания в составе Госплана СССР Главного специального управления. Соответствующее Постановление Совета Министров СССР № 792-380 было принято 25 июля 1958 г. Это структурное подразделение координировало работу Главсбытов, а также занималось вопросами планирования работы и снабжения ракетостроения в масштабах всей страны (это направление деятельности кодировалось как «раздел «Б»), а также проблемами атомной промышленности (раздел «А»). Возглавил Главное специальное управление Госплана СССР В. Д. Манин, его заместителями стали А. А. Мячев и П. А. Щербаков, главным инженером — И. В. Квашин. В составе Управления работали такие специалисты, как Ю. А. Атаянц, Ю. М. Клинаев, Н. Г. Константинов, А. П. Матисен, И. И. Новиков, Н. Е. Петухов и другие. Работу этого структурного подразделения курировал заместитель председателя Госплана СССР М. В. Хруничев, к которому Совет Министров СССР (точнее, заместитель председателя по оборонной промышленности Д. Ф. Устинов) адресовал всевозможные жалобы на нарушения в сфере планирования и материально-технического снабжения производства с требованием их немедленного решения. В 1960 г. на основании постановления Совета Министров СССР № 618 от 17 июня произошла очередная реорганизация структуры Госплана СССР: Главспецуправление было преобразовано в Третий отдел. Превращение управления в отдел не уменьшило его важность и сложность работы, а было вызвано скорее соображениями секретности — новое название не было столь броским и заметным. Кадровый потенциал и руководители остались по большей части прежними. По мере надобности создавались и подотделы. Например, 27 августа 1960 г. было создано три новых подотдела, занимавшихся вопросами производства наземного оборудования и техники для ракетного оружия. Третий подотдел курировал вопросы материально-технического снабжения предприятий госкомитетов и совнархозов, производивших наземное оборудование для ракетных стартов8. Таким образом, вопросы снабжения опытных и передовых ракетных производств первоначально были переданы на обще-
7 О структуре и штатах Госплана СССР // Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик. № 11. 1957. С. 339.
8 Буданов А. В. Система планирования в ракетостроительной отрасли СССР накануне Карибского кризиса // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2018. Т. 63. Вып. 1. С. 105— 121. https://doi.org/10.21638/11701/spbu02.2018.107.
союзный уровень и подчинены органам Госплана СССР. Объединение руководства системами планирования и материально-технического снабжения в одной управленческой структуре казалось логичным, так как в советской экономике приходилось увязывать планы снабжения с планами производства продукции. Фактически материалы, полуфабрикаты и комплектующие, так называемые фонды, зачастую поступали заказчику напрямую с рудников и заводов. Количество стратегических запасов было ограничено, а объемы складов не были столь огромными. Фонды на материалы выделялись снабженческим органами преимущественно на основе проектов плана будущего производства. Подобная, во многом бесскладская, система снабжения в условиях плановой экономики требовала постоянного контроля, так как срыв производства и поставок хотя бы одного из материалов мог привести к остановке всего производства.
Итак, на первом этапе реформы специальным органам Госплана СССР было поручено обеспечение снабжения предприятий, конструкторских бюро и научно-исследовательских организаций, реализующих общесоюзные ракетостроительные проекты. В 1957 г. большинство ракетных предприятий подчинялось Министерству оборонной промышленности, а с конца 1957 г. — Государственному комитету Совета Министров СССР по оборонной технике. В составе этого Госкомитета необходимо было организовать подразделение для взаимодействия со снабженческими органами. Для этого согласно Постановлению Совета Министров СССР от 9 января 1958 г. № 38-19 было сформировано Управление снабжения, комплектации и оборудования. Положение о работе этого управления утверждено 28 января 1958 г. приказом № 20 председателя Госкомитета А. В. Домрачева9. Начальником управления назначен И. Коврижкин, заместителем — Я. С. Копит.
Однако уже в начале 1958 г. стало ясно, что полностью централизовать всю сложную систему снабжения и сбыта в масштабах страны нереально, так как в индустриальном обществе производственный процесс становится сложным и многофакторным, а производственные связи крайне разветвленными. Необходимо было делегировать значительную часть полномочий республиканским снабженческим и плановым организациям, которые курировали работу совнархозов, а также подчиненных им серийных ракетных заводов. Именно в 1958 г. заводам совнархозов стали массово передавать задания по серийному производству баллистических ракет, а не только комплектующих для ракетной техники, как было в 1957 г. Например, 2 января 1958 г. вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 2-1 «О головных заводах для серийного производства ракет Р-7». Согласно этому документу, массовая сборка данных изделий стала осуществляться на заводах Куйбышевского совнархоза, например на заводе № 1 (ныне завод «Прогресс») осуществлялась окончательная сборка ракеты, завод № 24 (авиамоторный им. Фрунзе) производил двигатели, а заводы Харьковского совнархоза Украинской ССР изготавливали бортовую аппаратуру10. ОКБ-1 и завод № 88 Госкомитета по оборонной
9 Приказы председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике за 1958 г. // Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф. 298. Оп. 3. Д. 1. Л. 214.
10 Из Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 2-1 «О головных заводах для серийного производства ракет Р-7» 2 января 1958 г. // Задача особой государственной важности. Из истории создания ракетно-ядерного оружия и Ракетных войск стратегического назначения (1945-1959 гг.): сб. док. / сост. В. И. Ивкин, Г. А. Сухина. М., 2010. С. 613-614.
технике теперь собирали преимущественно опытные и космические модификации ракеты Р-7. В том же году серийная сборка ракеты Р-12 была передана на заводы совнархозов: № 172 Пермского, № 166 Омского и № 47 Оренбургского. Производство этих ракет частично сохранилось и на опытном заводе № 586 Госкомитета по оборонной технике при конструкторском бюро М. К. Янгеля11. К реализации ракетного проекта в той или иной степени привлекались предприятия многих совнархозов советских республик в качестве поставщиков разнообразных материалов и комплектующих. Массовое привлечение предприятий СССР к ракетному проекту началось после 1954 г., когда НИИ-88 перерастал быть монополистом в разработке и производстве баллистических ракет. Теперь предприятия новой отрасли размещались не только в столичном регионе, но и на Урале, в Сибири, Украине, Поволжье. При этом постоянно возрастали объемы производства этих изделий. Например, в 1962 г. ракетной техники производилось в 5 раз больше, чем в 1958 г.12 Это было связано с тем, что в конце 1950-х годов ракетно-ядерное оружие стало основой военной доктрины СССР, которая окончательно оформилась в 1959 г., когда появился новый элитный вид Вооруженных сил СССР — Ракетные войска стратегического назначения13.
Привлечение предприятий совнархозов к серийной сборке ракетной техники заставило ускоренно реформировать систему снабжения и сбыта в республиках, прежде всего в РСФСР и Украинской ССР. Необходимо помнить, что совнархозы и республиканские госпланы первоначально подчинялись правительствам советских республик. Например, 14 июня 1957 г. сразу же после упразднения министерств в России, их главные управления материально-технического снабжения были подчинены Госплану РСФСР. Через полгода начался новый виток реформирования этой системы. 17 января 1958 г. вышло Постановление Совета Министров СССР № 72 «О передаче в ведение Совета Министров РСФСР сбытовых организаций находящихся на территории РСФСР», во исполнение которого было издано Постановление Правительства РСФСР от 5 февраля 1958 г. № 98 «Об организации материально-технического снабжения и сбыта промышленной продукции в РСФСР». Это был первый пробный шаг по разгрузке Госплана СССР от задач по организации централизованного снабжения и сбыта в республиках и отдельных областях страны. Госплану РСФСР от главных управлений Госплана СССР по сбыту и Министерства химической промышленности в срок до 1 марта 1958 г. передавались сбытовые конторы, базы, склады, магазины и другие хозяйственные предприятия на территории РСФСР. Для руководства этими объектами и создания слаженной системы снабжения и сбыта при Госплане РСФСР организовывались отраслевые главные управления по снабжению и сбыту — росглавсбыты, которых насчитывалось 19, а снабженческие структуры, доставшиеся в наследство от министерств, упразднялись. Новые управления должны были организовывать снабжение предприятий, организаций и учреждений РСФСР необходимым сырьем, материалами,
11 Первов М. А. Межконтинентальные баллистические ракеты СССР и России. Краткий исторический очерк. М., 1998. С. 49.
12 Симонов Н. С. Военно-промышленный комплекс СССР в 1920-1950-е годы: темпы экономического роста, структура, организация производства и управление. М., 1996. С. 297.
13 Быстрова И. В. Советский военно-промышленный комплекс: проблемы становления и развития (1930-1980-е годы). М., 2006. С. 249.
продукцией, а также организовывать межреспубликанские и экспортные постав-ки14. «Положение о Главном управлении снабжения и сбыта при Совете Министров РСФСР (Главснабсбыте РСФСР) и его местных органах» было утверждено Совмином РСФСР 24 февраля 1958 г. Из документа следовало, что Главснабсбыт РСФСР являлся хозрасчетной организацией и подчинялся непосредственно Правительству РСФСР. Эти организации руководили управлениями снабжения и сбыта при Советах министров автономных республик, крайисполкомах и облисполкомах, а также предприятиями, подчиненными им непосредственно15. Снабжением раке-тостроительной отрасли в РСФСР занимался Росглавоборонснабсбыт (начальник Н. Н. Денисенко). Эта структура была ответственна за обеспечение материалами и комплектующими производства серийной ракетной техники на заводах совнархозов России.
Тем не менее в связи с кардинальной перестройкой системы управления промышленностью, а также постоянно проявлявшимися проблемами, реформаторы во главе с Н. С. Хрущевым вынуждены были постоянно менять и совершенствовать структуру органов снабжения и сбыта, улучшать методы и принципы их работы. Так, 17 апреля 1958 г. было издано совместное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 432 «О мерах по улучшению организации материально-технического снабжения народного хозяйства СССР», вследствие чего был изменен статус и структура главных управлений по сбыту продукции при Госплане СССР. Прежде всего, они были укрупнены: их стало 10, изменилось также наименование этих структур: теперь они именовались «главными управлениями по межреспубликанским поставкам продукции». Например, Главное управление по межреспубликанским поставкам оборонной и радиотехнической продукции, организовавшее поставку значительной части материалов для ракетостроения, было создано на базе Главрадиосбыта и Управления сбыта продукции оборонной промышленности. Эти органы становились координаторами и контролерами работы совнархозов и предприятий других ведомств в вопросах межреспубликанских (общесоюзных) поставок. В то же время они передавали совнархозам и республиканским госпланам в управление расположенные в регионах сбытовые конторы, базы и склады. Фактически Госплан СССР начал постепенно передавать решение конкретных и текущих задач на места, но стремился сохранить контроль над процессом снабжения в стране в целом.
Следующим шагом в направлении делегирования полномочий от центра к республикам и совнархозам стало принятие Постановления Совета Министров СССР от 29 апреля 1958 г. № 455-221, согласно которому Совет Министров РСФСР и подчиненные ему органы снабжения (Госплан РСФСР являлся по статусу комиссией при Правительстве) объявлялись фондодержателями материально-технических ресурсов, необходимых для серийного производства ракетной техники, а также
14 Постановление Правительства РСФСР от 5 февраля 1958 г. № 98 «Об организации материально-технического снабжения и сбыта промышленной продукции в РСФСР» // Собрания постановлений правительства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. № 8. 1958. С. 330-333.
15 Положение о Главном управлении снабжения и сбыта при Совете Министров РСФСР (Глав-снабсбыте РСФСР) и его местных органах, утверждено Советом Министров РСФСР 24 февраля 1958 г. // Собрания постановлений правительства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. № 8. 1958. С. 373-378.
капитального строительства новых производственных мощностей в ракетострои-тельной отрасли. При этом Росглавснабсбытам при Госплане РСФСР указывалось на необходимость первоочередного обеспечения ракетостроительной промышлен-ности16. Постановление Совета Министров РСФСР от 22 мая 1958 г. № 509-59 определило, что выполнять указанные функции фондодержателя материально-технических ресурсов по разделу «Б» для серийного производства средств реактивного вооружения, а также капитального строительства предприятий и объектов ракетной отрасли будет Управление оборонной промышленности Госплана РСФСР (начальник В. П. Баландин, а с июля 1960 г. — А. В. Ермаков). Эта структура обеспечивала материально-техническое снабжение ракетостроительных предприятий, подчиненных совнархозам. Вскоре 16 июля 1958 г. Госплан РСФСР издал Указание № ОП-4034сс «О порядке составления и предоставления совнархозами заявок и расчетов потребности на материалы, оборудование и комплектующие изделия, необходимые для выполнения специальных работ по разделу "Б" на 1959 год», в котором был описан процесс получения необходимых материальных ресурсов. Заявки на материалы для производства элементов ракетной техники и комплектующих для общесоюзных проектов (опытные и новейшие образцы ракетной техники) совнархозы должны были направлять в Управление оборонной промышленности Госплана РСФСР, а для серийных ракетных изделий союзно-республиканской и республиканской номенклатуры — в Росглавоборонснабсбыт при Госплане РСФСР. Для большего контроля секретные копии подобных заявок направлялись в Министерство финансов СССР и оборонным Госкомитетам.
На примере Челябинского совнархоза можно рассмотреть, как эта работа была организована на местах. Согласно распоряжению руководства совнархоза № 104 от 9 августа 1958 г. начальнику отдела производства и кооперирования М. Ф. Федотову до 10 августа (т. е. за одни сутки) указывалось предоставить управлению материально-технического снабжения и сбыта, а также отраслевым управлениям Челябинского совнархоза, задействованным в производстве комплектующих для ракетостроения (раздел «Б»), номенклатурный план элементов ракетной техники (список производства конкретных изделий в количественном выражении). Управлению строительства предоставлялся план строительно-монтажных работ на 1959 г. по разделу «Б». Отраслевые управления (оборонной промышленности, приборостроения и инструментальной промышленности, машиностроения, цветной металлургии и химической промышленности, строительства) должны были составить и передать Управлениям оборудования, а также материально-технического снабжения и сбыта совнархоза до 16 августа заявки на необходимые для выполнения плана материалы, оборудование и комплектующие. В этих заявках указывались все ресурсы, необходимые не только для выпуска конкретной продукции, но и для подготовки производства, капитального строительства, а также запасы материалов для переходящих на следующий год производственных заданий. При этом заявки на материалы распределись по видам: трубы, цветные металлы, топливо, химикаты, чугун и ферросплавы и т. д. Затем начальник технического управления А. Т. Ларин заверял обоснованность расхода материалов, и к 16 августа 1958 г. эти сведения
16 Распоряжения совнархоза за 1958 год. Т. 3 // Объединенный государственный архив Челябинской области (далее — ОГАЧО). Ф. Р-1613. Оп. 1. Д. 47. Л. 1.
направляли в Управление оборонной промышленности Госплана РСФСР17. Последний факт свидетельствует, что предприятия совнархоза выпускали комплектующие и материалы для общесоюзных ракетостроительных нужд. Фактически в процессе составления заявки на материалы для ракетной техники информация многократно перепроверялась различными структурными подразделениями совнархозов, а затем органами Госплана РСФСР. Система работала под строгим административным контролем и жесткими временными ограничениями, только так удавалось обеспечить относительно слаженную работу многих предприятий. Однако любой административный сбой на одном из звеньев управленческой цепи мог привести к срыву поставок и производства.
Создание специальных отделов и групп на этом не закончилось. Появлялись все новые управленческие звенья, призванные упорядочить процесс материально-технического снабжения в ракетостроительной и атомной отраслях. Так, 11 декабря 1958 г. было издано Постановление Совета Министров РСФСР № 1374-177 об организации специального отдела при Госплане РСФСР в количестве 35 человек для размещения на предприятиях России заказов для атомной промышленности, а также подготовки проектов планов производства наземного оборудования (пускового, подъемно-транспортного, заправочного, электросилового и вспомогательного) для баллистических и зенитных управляемых ракет и иных видов ракетного оружия на предприятиях Российской Федерации. Также при главных управлениях по снабжению и сбыту промышленной продукции Госплана РСФСР, в Министерстве строительства РСФСР и совнархозах создали военные (специальные) секретные отделы и группы, занимавшиеся «занарядкой» (заказом производства и поставки) промышленных изделий для вышеуказанной цели18. Однако новые управленческие и административные структуры так и не смогли решить проблему организации слаженной и стабильно работающей системы снабжения и сбыта. Руководителям народного хозяйства приходилось постоянно оказывать административное воздействие и детально контролировать выполнение планов снабжения.
Практически ежегодно Совет Министров РСФСР вынужден был принимать постановления о первоочередном снабжении ракетостроительных предприятий в связи с появлением новых заданий. Приходилось постоянно напоминать хозяйственным руководителям о важности этой проблемы, что свидетельствовало о трудностях в системе материально-технического снабжения. Например, в связи с началом строительства военного космодрома «Плесецк» (объект «Ангара»), где размещали стартовые позиции боевых ракет Р-7, Правительство РСФСР 8 апреля 1959 г. приняло Постановление № 597-73, обязавшее все росглавснабсбыты при Госплане РСФСР вне очереди и за счет любых источников обеспечивать строительство всем необходимым19. Когда в 1959 г. возникла проблема организации массового производства наземного оборудования для ракетной техники, Совет Министров РСФСР Постановлением № 1639-195 от 7 октября 1959 г. обязал Росглавчермет-снабсбыт, Росглавцветметснабсбыт, Росглавхимснабсбыт, Росглавэлектроснаб-сбыт, Росглаврадиоснабсбыт, Росглававтотракторснабсбыт, Росглавприборснаб-
17 Распоряжения совнархоза за 1958 год //ОГАЧО. Ф. Р-1613. Оп. 1. Д. 47. Л. 61.
18 Историческая справка к описи // РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 78; Распоряжения совнархоза за 1958 год. Д. 47. Л. 319-321; Д. 47. Л. 170.
19 Распоряжения совнархоза за 1958 год. Д. 47. Л. 157-158; Д. 101. Л. 250.
сбыт, Росглавмашснабсбыт, Росглавтяжмашснабсбыт, Росглавподшипникснабсбыт и Росглавстанкоинструментснабсбыт при Госплане РСФСР, Главнефтеснабсбыт РСФСР и совнархозы незамедлительно обеспечить эту производственную программу всеми необходимыми материалами и фондами20. Ранее, 4 апреля 1959 г., Совмин РСФСР Распоряжением № 1621 указывал росглавснабсбытам на первоочередность обеспечения ракетостроения необходимыми материалами (прокатом черных и цветных металлов, нефтепродуктами, химикатами, резинотехническими изделиями, оборудованием, подшипниками, лесными материалами и целлюлозно-бумажной продукции, строительными материалами, промышленными и продовольственными товарами)21.
Необходимость регулярного административного контроля над системой снабжения в ракетостроительной отрасли указывала на несовершенство этой системы, а возможно, и принципов всего советского планирования. Региональным совнархозам также приходилось постоянно напоминать о необходимости первоочередного выполнения общесоюзных заданий, к которым относилось и производство ракетной техники. Совнархозы же, получив дополнительные права и возможности в сфере материально-технического снабжения, стремились использовать их для местных целей — укрепления экономики своего региона. Новые полномочия, согласно «Положению о совете народного хозяйства экономического административного района», принятому 26 сентября 1957 г., были следующими. Совнархозам предоставлялись широкие возможности по перераспределению сырья, материалов, топлива, оборудования, машин и транспорта между подведомственными предприятиями, организациями и учреждениями (пункт 83). Они могли самостоятельно реализовывать продукцию, которая не имела планового сбыта (пункт 84). Предприятия также получили право использовать мобилизационные ресурсы (запасы, сделанные на случай войны) в размере до 50 % для выполнения плана производства при условии их возвращения в не более чем трехмесячный срок с информированием столичных военно-мобилизационных органов (пункт 88)22. Этот пункт позволял включить в хозяйственный оборот значительные материальные ресурсы. Фактически у предприятий появился резерв для успешного выполнения плана при появлении каких-либо производственных проблем. Однако часто совнархозы пользовались этими правами лишь в собственных интересах — проявилась проблема местничества. Руководство совнархозов стремилось обеспечить ресурсами в первую очередь предприятия собственного экономического административного района часто в ущерб другим регионам. Это негативно сказывалось на реализации общесоюзных проектов, в частности таких как производство ракетной техники. Для ракетостроения это было серьезной проблемой, так как для создания одного образца ракетного оружия требовалась кооперация около 300 предприятий со всего Советского Союза. Например, в 1959 г. Свердловский завод резинотехнических изделий с согласия Свердловского совнархоза письмом от 9 сентября 1959 г.
20 Распоряжения совнархоза за апрель — ноябрь 1959 года // ОГАЧО Ф. Р-1613. Оп. 1. Д. 102. Л. 251-254.
21 Распоряжения совнархоза за февраль — июнь 1959 года. Д. 101. Л. 276.
22 Положение о совете народного хозяйства экономического административного района // Собрание постановлений Правительства Союза Советских Социалистических Республик № 6. 1957. С. 408-412.
№ 2487 отказался принять и исполнять наряд Союзглавхима при Госплане СССР о производстве специальных рукавов-шлангов для заправщиков ракетной техники23. Часто срывы поставок в другие регионы нарушали работу предприятий своего же района. Например, Специальное конструкторское бюро Госкомитета по оборонной технике № 385 и его опытный завод, расположенные на Южном Урале в городах Златоуст и Миасс, производили баллистические ракеты для подводных лодок. Однако в 1961 г. они не получили спецразъемы для бортовой аппаратуры ракет от НИИ-592, так как он не получил заготовки от завода № 371 Татарского совнархоза, тот, в свою очередь, не получил необходимую для их производства нержавеющую сталь от Челябинского и Златоустовского металлургических заво-дов24. Сложная система производственных связей требовала постоянного контроля и строгой производственной дисциплины исполнителей, которые зачастую не имели представления о всей полноте взаимосвязей, и, срывая поставки в другие регионы, могли навредить своим же производствам.
В условиях несовершенной системы снабжения и сбыта руководители предприятий стремились создать запасы сырья, материалов и комплектующих. С этим явлением систематически боролось высшее хозяйственное руководство страны. Наличие запаса дефицитных материалов, конечно же, было выгодно руководству конкретного предприятия, но в масштабах всей отрасли это явление создавало проблемы. Для контроля над ситуацией со стороны органов управления народным хозяйством в планы предприятий вносился такой обязательный пункт, как «ликвидация сверхнормативных запасов». Однако этот показатель все равно оставался высоким. Например, на 1 января 1958 г. на предприятиях Госкомитета по оборонной технике сверхнормативные запасы материалов составляли 67,6 млн руб. Наиболее высокими (21 млн руб.) они были на Южно-Уральском заводе № 385, где разрабатывались ракеты для подводных лодок25. В 1958 г. этот показатель по ракетострои-тельным предприятиям Госкомитета по оборонной технике составил уже 113,6 млн руб.26 В последующие годы ситуацию не удалось значительно изменить к лучшему. Например, в 1962 г. на ракетостроительном заводе № 1001 в Красноярске сверхнормативные запасы товарно-материальных ценностей составляли 15 млн 379 тыс. руб.27 Схожая ситуация была и на заводах, подчиненных совнархозам. Так, на 1 января 1961 г. Усть-Катавский вагоностроительный завод Челябинского совнархоза, привлеченный к производству комплектующих для ракетной техники, несмотря на принятые меры по сокращению сверхнормативных запасов материалов, имел их на 1 млн 390 тыс. руб.28 Причина этого явления заключалась в том, что проблемы
23 Переписка с Советом Министров СССР, Госпланом СССР, Министерством обороны СССР и другими по обеспечению выпуска и поставок оборудования для ракетной техники. 8 января 1959 — 7 января 1960 г. // РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 78. Д. 11. Л. 175.
24 Поручения Совета Министров СССР и руководства Госплана СССР по производству ракет и ракетной техники, предложения и заключения Госплана СССР по поручениям. 25 февраля — 30 декабря 1961 г. // Там же. Оп. 79. Д. 854. Л. 153.
25 Отчет Государственного Совета Министров СССР по оборонной технике об итогах выполнения плана производства и экономических показателей за 1957 год // РГАЭ. Ф. 298. Оп. 1. Д. 13. Л. 12.
26 Отчет Государственного Совета Министров СССР по оборонной технике об итогах работы предприятий и организаций за 1958 г. // Там же. Д. 173. Л. 54.
27 Решения начальника Седьмого управления ГКОТ за 1962 г. // Там же. Д. 3272. Л. 24.
28 Отчетный доклад по основной деятельности предприятия п/я № 6 за 1960 год // ОГАЧО. Ф. Р-1613. Оп. 1. Д. 380. Л. 28.
материально-технического снабжения заставляли руководителей заводов и конструкторских бюро делать подобные запасы, чтобы обезопасить свое предприятие от срывов снабжения, что могло привести к срывам сроков разработки и производства ракетной техники. Иногда возникали ситуации, когда отсутствие запасов фондируемых материалов и оборудования ставило ракетостроительные предприятия в сложные условия. Например, позднее других подключившееся к ракетному проекту ОКБ-52 В. Н. Челомея в 1960 г. столкнулось с проблемой отсутствия оборудования и материалов для оснащения нового производственного корпуса. При этом соответствующие Главные управления по межреспубликанским поставкам продукции при Госплане СССР исчерпали резервные фонды и предложили решить проблемы за счет резервов на 1960 г. Госкомитета по авиационной технике, которому подчинялось конструкторское бюро Челомея29. Показательно, что в знаменитых конструкторских бюро В. П. Глушко, М. К. Янгеля и других конструкторов, а также на связанных с ними опытных заводах ежегодно выявляли сверхнормативные запасы сырья, материалов и дефицитного оборудования. А в ОКБ-1 соратник С. П. Королева Б. Е. Черток даже пытался скрыть наличие в организации испытательного стенда УС-6 во избежание его передачи другой организации, находившейся в подчинении Московского городского совнархоза30.
Окончательно решить проблему бесперебойного снабжения не удавалось на протяжении всего периода реформы органов управления промышленностью и строительством 1957-1965 гг. Практика административного давления на хозяйственных руководителей продолжилась. Так, в 1961 г. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 832-365 от 9 сентября вновь указывало на необходимость первоочередной поставки материалов, оборудования, приборов и комплектующих для ракетной техники «вне зависимости от обеспечения любых других потребителей с выдачей специальных нарядов на поставки с надписью "А"». Это постановление особое внимание уделяло созданию шахтных пусковых установок моделей «Десна», «Шексна», «Чусовая» для баллистических ракет31.
Ситуацию не могла принципиально исправить даже работа Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам под председательством Д. Ф. Устинова. Эта структура была создана после 6 декабря 1957 г. одновременно с оборонными госкомитетами и должна была координировать их работу по производству военной техники, а в особенности — атомного и ракетного оружия32. Однако на практике этот орган управления не мог непосредственно решать всю полноту сложных проблем системы снабжения и сбыта. Военно-про-
29 Поручения Совета Министров СССР и руководства Госплана СССР по вопросам производства и поставки ракетной техники и другое, предложения и заключения Госплана СССР по поручениям. 31 октября 1959 — 28 декабря 1960 г. // РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 79. Д. 351.
30 Приказы начальника Седьмого управления ГКОТ за 1963 г. // РГАЭ. Ф. 298. Оп. 1. Д. 3949.
Л. 31.
31 Поручения ЦК КПСС, Совета Министров СССР и руководства Госплана СССР по производству и поставкам наземного оборудования для ракетной техники, предложения и заключения Госплана СССР в ЦК КПСС и Совет Министров СССР по поручениям. Протоколы совещаний в отделе от 9 февраля по 25 сентября 1960 г. 30 декабря 1961 — 27 ноября 1962 г. // РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 80. Д. 371. Л. 53.
32 Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1350-639 «Об организации работ в области ракетной и военной техники» 6 декабря 1957 г. // Задача особой государственной важности... С. 597.
мышленная комиссия могла оказать помощь в решении какой-то конкретной проблемы, но не в состоянии была контролировать весь процесс снабжения, так как это заставило бы ее членов, среди которых были высшие хозяйственные руководители, например председатели госкомитетов, заседать практически круглосуточно и отказаться от решения остальных вопросов. К тому же экстренная переброска дефицитных ресурсов для решения одной из проблем лишала этих же самых ресурсов другое направление в развитии ракетостроения. Комиссия гораздо чаще занималась проблемами рационального планирования производства военной техники, согласования производства ракетной техники, чем решением конкретных снабженческих проблем. Нередко этот орган требовал сократить сроки разработки новейших ракетных систем, что зачастую усугубляло проблему нехватки дефицитных комплектующих. В этом случае Военно-промышленная комиссия указывала на необходимость изъятия требующихся ресурсов «за счет других потребителей», т. е. предлагала традиционные мобилизационные методы решения. В качестве примера можно привести решение о создании твердотопливных баллистических ракет РТ-1 и РТ-2 в 1959 г., для чего дефицитные материалы и комплектующие были изъяты из других военных проектов33. Однако проекты по созданию твердотопливных межконтинентальных баллистических ракет удалось реализовать лишь после смерти С. П. Королева его последователями И. Н. Садовским, С. О. Охапкиным и Я. И. Трегубом34. Иногда в Комиссию жаловались руководители предприятий совнархозов, которые не получали требуемого оборудования. Например, директор Уралмашзавода В. В. Кротов 2 марта 1961 г. направил председателю военно-промышленной комиссии письмо с просьбой обязать Армянский совнархоз поставить предприятию газотурбинные двигатели и агрегаты питания для отработки зенитного комплекса «Круг», так как Госплан РСФСР не смог своевременно решить эту проблему. В итоге Устинов перенаправил это письмо заместителю председателя Госплана СССР М. В. Хруничеву, который направил материалы начальнику Третьего специального управления В. Д. Манину35. Таким образом, руководство военно-промышленной комиссии было вынуждено перенаправлять подобные дела в специализированные снабженческие организации Госплана СССР. Значительный объем делопроизводственной документации Комиссии в сфере материально-технического снабжения также указывает на неприспособленность этой структуры для систематического решения подобных задач.
Создание сбалансированной и слаженной системы материально-технического снабжения требовало системных преобразований. Ситуация для советской централизованной экономики усугублялась тем, что в условиях хрущевской оттепели из советской системы управления был изъят такой «дисциплинирующий» фактор, как репрессии. Необходимо было срочно принимать меры для упорядочивания системы материально-технического снабжения, и в этих условиях решили вновь
33 Приказы Председателя Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике за 1959 г. Л. 101.
34 Мишин В. П. От создания баллистических ракет к ракетно-космическому машиностроению. М., 1998. С. 36
35 Поручения Совета Министров СССР и руководства Госплана СССР по производству и поставке технологического и энергооборудования для ракетной техники, предложения и заключения Госплана ССР в ЦК КПСС и Совет Министров СССР по поручениям. 13 декабря 1960 г. по 20 декабря 1961 г. // РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 79. Д. 886. Л. 60.
применить репрессивные механизмы, но к сталинским методам после XX съезда КПСС вернуться было уже нельзя. Пришлось ограничиться угрозой уголовного преследования наиболее злостных нарушителей. 28 мая 1958 г. был издан Указ Верховного Совета СССР «Об ответственности за невыполнение планов и заданий по поставкам продукции», который предусматривал для нерадивых руководителей дисциплинарную, материальную или уголовную ответственность. Предусматривался также денежный штраф в размере до трех месячных окладов. Уголовная ответственность могла применяться за срыв межрегиональных и межреспубликанских поставок продукции без уважительных причин36. Однако эта мера оказалась недостаточной, нужно было как-то менять систему либо создавать новые контрольные и управленческие органы.
Другим способом повысить эффективность системы материально-технического снабжения считалось создание все новых контрольных и управленческих структурных подразделений, ответственных за эту народнохозяйственную сферу. Например, 15 мая 1959 г. в Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от № 525-237 «О порядке обеспечения материалами, оборудованием и комплектующими изделиями производства военной техники и о сроках разработки проекта плана по военной технике на 1960 г.», а также в Постановлении Совета Министров РСФСР от 1 июня 1959 г. № 887-113 было отмечено наличие существенных недостатков в сфере материально-технического обеспечения реактивного вооружения (раздел «Б»). Для дополнительного контроля над этой сферой в составе Госплана СССР решили создать в составе Отдела оборонной промышленности подотдел материально-технического обеспечения оборонной техники и подотдел комплектации важнейших изделий оборонной техники общей численностью 50 человек. Эти структуры отвечали за определение потребности в материальных ресурсах по номенклатуре, планируемой Госпланом СССР для «специальных работ раздела «Б» и оборонной техники, за распределение по союзным республикам, министерствам и ведомствам СССР выделяемых для этой цели материальных ресурсов, за осуществление контроля за правильным использованием этих ресурсов, а также за их разработкой и созданием запасов нормативных материалов. Было также решено организовать аналогичные структурные подразделения в Управлении оборонной промышленности Госплана РСФСР и Втором отделе Госплана Украинской СССР. В госпланах СССР и РСФСР, в отраслевых отделах электротехнической и приборостроительной промышленности, тяжелого машиностроения, машиностроения и химической промышленности, создавались специальные группы по комплектующим изделиям и материалам для нужд ракетостроения, а в главных управлениях по межреспубликанским поставкам продукции при Госплане СССР и главснабсбытах при госпланах союзных республик — специальные отделы или группы, ответственные за своевременное и полное обеспечение распределяемой этими организациями продукции 37. Фактически система стала сложной и еще более многоуровневой.
36 Указ Верховного Совета СССР «Об ответственности за невыполнение планов и заданий по поставкам продукции» // Ведомости Верховного Совета СССР. 28 мая. 1958. № 9 (904). Ст. 202. С. 499.
37 Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 525-237 «О порядке обеспечения материалами, оборудованием и комплектующими изделиями производства военной техники и о сроках разработки проекта плана по военной технике на 1960 год» 15 мая 1959 г. // Задача особой государственной важности: из истории создания ракетно-ядерного оружия и Ракетных войск стратегического назначения (1945-1959 г.): сб. документов / сост. В. И. Ивкин, Г. А. Сухина. М., 2010.
При этом имели место и объективные факторы, срывавшие процесс материально-технического снабжения: передовые отрасли, к которым относилось и ракетостроение, часто требовали для своих нужд остродефицитные материалы и полуфабрикаты. Например, для ракетостроения нужны были цветные металлы и их сплавы, нержавеющая сталь и трубы, качественная резина и синтетические материалы, редкоземельные элементы для электроники и аппаратуры управления и тому подобное. 13 октября 1961 г. советскому правительству и ЦК КПСС пришлось принять Постановление № 947 «Об упорядочивании материально-технического снабжения народного хозяйства и нормирования расхода материальных ресурсов». Было решено организовать в Госплане СССР Отдел по экономии остродефицитных материалов взамен упраздняемой Межведомственной комиссии по экономии никеля и других остродефицитных цветных металлов. Одновременно Госкомитетам Совета Министров СССР, правительствам союзных республик и госпланам при них предлагалось создать аналогичные отделы. На осуществление преобразований, исправление нарушений, составление необходимых планов снабжения и производства давался срок от одного месяца до полугода в зависимости от важности и сложности задания38.
В 1960 г. система снабжения и сбыта в советских республиках была вновь реформирована. Стало очевидным, что республиканские правительства и госпланы перегружены экономической, административной и контрольной работой. При этом материально-техническое снабжение требовало постоянного и зачастую мелочного контроля над поставками продукции, отчего необходимо было постоянно напоминать совнархозам о важности тех или иных из тысяч имевшихся заказов и нарядов. Стало очевидным, что в крупных республиках — РСФСР, Украинской ССР и Казахской ССР подчинение совнархозов правительствам республик перегружает работу этих органов власти. В республиках было решено создать общереспубликанские совнархозы, которым подчинили совнархозы экономических административных районов. Всероссийский совет народного хозяйства был образован 18 июня 1960 г. В ведение новых органов управления перешли задачи организации материально-технического снабжения промышленности и строительства. Им стали подчиняться республиканские снабженческие организации, переданные из подчинения Госплана РСФСР. Например, Росглавоборонснабсбыт был подчинен Всероссийскому совету народного хозяйства 9 июля 1960 г. и находился в составе ведомства до 15 мая 1965 г.39 Для улучшения функционирования системы вновь пришлось создавать новые управленческие звенья, что в условиях борьбы за сокращение и удешевления аппарата воспринималось руководством страны негативно, но другого метода решения проблемы тогда найти не удалось.
После окончания Карибского кризиса реформы продолжились. 24 ноября 1962 г. был создан Совет народного хозяйства СССР, которому подчинили значительную часть работы по текущему планированию и материально-техническо-
С. 811-816; Распоряжения совнархоза за апрель — ноябрь 1959 года // ОГАЧО. Ф. Р-1613. Оп. 1. Д. 102. Л. 137.
38 Историческая справка к описи.
39 Главное снабженческо-сбытовое управление по оборонной промышленности (Росглавобо-ронснабсбыт) при СНХ РСФСР (1958-Д, Москва) // Высшие органы государственной власти и органы центрального управления РСФСР (1917-1967 гг.). Справочник (по материалам государственных архивов) / ред. Е. Л. Скандова. М., 1971. С. 429, 503.
му снабжению оборонной промышленности. 13 марта 1963 г. был создан Высший совет народного хозяйства СССР, которому подчинили Госплан СССР40. Система стала еще более сложной. Таким образом, успехи советского ракетостроения накануне Карибского кризиса в вопросах материально-технического снабжения были достигнуты не столько за счет организации слаженной и эффективно работавшей системы снабжения, но во многом благодаря постоянному административному контролю со стороны ответственных органов, их сотрудников и руководителей, применявших мобилизационные принципы управления.
References
Budanov A. V. Planning System in the Field of Rocket Engineering in the USSR before the Caribbean Crisis.
Vestnik of Saint Petersburg University. History, 2018, vol. 63, iss. 1, pp. 105-121. (In Russian) Budanov A. V. The Highest and Central Governing Bodies of the Military-Industrial Complex of the USSR in 1957-1965. Oboronno-promyshlennyi kompleks Rossii: proshloe i nastoiashchee. Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Aprel', 2010). Cheliabinsk, Cheliabinskii institut (filial) FGOU VPO "Ural'skaia akademiia gosudarstvennoi sluzhby" Publ., 2010, pp. 56-74. (In Russian)
Bystrova I. V. Soviet Military Industrial Complex: Problems of Formation and Development (1930-1980th
Years). Moscow, IRI RAN Publ., 2006, 704 p. (In Russian) Chertok B. E. Rockets and People. Podlipki — Kapustin Iar — Tyratam. Moscow, RTSoft Publ., 2011, 656 p. (In Russian)
Gregori P. The Political Economy of Stalinism. Moscow, Rossiiskaia politicheskaia entsiklopediia (ROSSPEN)
Publ., 2008, 400 p. (In Russian) Korzhikhina T. P. History of state institutions of the USSR. Moscow, Vysshaia shkola Publ., 1986, 398 p. (In Russian)
Khrushchev S. N. Nikita Khrushchev. Birth of Super State. Moscow, Vremia Publ., 2010, 576 p. (In Russian) Mishin V. P. From Ballistic Missiles to Space Rocket Engineering. Moscow, Inform-Znanie Publ., 1998, 126 p. (In Russian)
Pervov M. A. Intercontinental Ballistic Missiles of the USSR and Russia. A Brief Historical Outline. Moscow,
Krasnyi proletarii Publ., 1998, 208 p. (In Russian) Simonov N. S. Military Industrial Complex of the USSR in the 1920-1950th Years: Rates of Economic Growth, Structure, Organization of Production and Management. Moscow, Rossiiskaia politicheskaia entsiklopediia (ROSSPEN) Publ., 1996, 336 p. (In Russian)
Статья поступила в редакцию 27 июня 2018 г.
Рекомендована в печать 2 декабря 2019 г.
Received: June 27, 2018 Accepted: December 2, 2019
40 Коржихина Т. П. Советское государство и его учреждения: ноябрь 1917 г. — декабрь 1991 г. М., 1994. С. 284.