Измалкова Е.А.
ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассматриваются вопросы рефинансирования кредитных организаций. Раскрыта сущность рефинансирования как процесса регулирования ликвидности. Рассмотрен исторический опыт Российской империи, связанный с рефинансированием. Определены особенности рефинансирования кредитных организаций на современном этапе, предложены возможные варианты по изменению элементов системы рефинансирования.
Ключевые слова: рефинансирование, Государственный банк Российской империи, институты рефинансирования, инструменты рефинансирования, кредитные организации.
В условиях кризисных явлений в российской экономике, сформировавшихся под воздействием глобального мирового финансового кризиса, остро обозначилась проблема дефицита ликвидности кредитных организаций. В случае избыточной ликвидности проблемы кредитных организаций переходят в другую плоскость. Первый заместитель Председателя Банка России А.В. Улюкаев справедливо отметил, что ни в одной экономике с избыточным уровнем ликвидности не бывает эффективной системы рефинансирования [3].
Развернувшиеся баталии по вопросу функционирования системы рефинансирования требуют выяснения природы и сущности рефинансирования как экономического процесса. В современных условиях еще более остро, чем прежде, возникла необходимость в изменении российской системы рефинансирования кредитных организаций, а следовательно, и в определении путей ее развития.
Нами установлено, что имеются две основные позиции в отношении понятия «рефинансирование». Первая из них является преобладающей (особенно в отечественной литературе), ее последователи рассматривают рефинансирование как метод денежно-кредитной политики, позволяющий Центральному банку выполнять роль кредитора последней надежды.
Представители второй позиции рассматривают рефинансирование на уровне макроэкономики, в широком смысле, как процесс восстановления кредитоспособности заемщика посредством заимствований на рынке ссудного капитала.
Мы придерживаемся второй позиции. Понятие «рефинансирование» было нами уточнено и приняло следующую формулировку: «Ре-
финансирование - это процесс увеличения (или восстановления) ликвидности заемщика на рынке ссудного капитала с целью повышения эффективности его деятельности».
В законодательных актах РФ понятие «рефинансирование» применяется только в одном законе (Федеральный закон от 10 июля 2002 года №86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)»), где в статье 40 рефинансирование рассматривается только как кредитование Банком России кредитных организаций. При этом формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России. За Банком России закреплена функция кредитора последней инстанции и организатора системы их рефинансирования [7].
В проекте Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах» предполагалось ввести понятие «рефинансирование» в отношении выпуска закладных, однако в утвержденном варианте эта позиция была исключена. Таким образом, федеральное законодательство рассматривает рефинансирование только с точки зрения воздействия Центрального банка на банковскую систему.
Субъектами рефинансирования могут быть: государство (в лице Министерства финансов), Центральный банк, кредитные организации, юридические лица, физические лица и другие институты (например, специально созданные агентства).
При этом цели рефинансирования у разных субъектов, прибегающих к рефинансированию, отличаются. В качестве основных можно выделить две:
1) изменение параметров кредитования (например, получение нового кредита с более выгодными условиями и погашение за счет него
предыдущего кредита с менее выгодными условиями);
2) получение дополнительных ресурсов.
В зависимости от цели можно выделить две формы рефинансирования:
1) целевое рефинансирование;
2) общее рефинансирование.
Под целевым рефинансированием мы понимаем получение заемщиком ресурсов под ранее сформированные активы (например, получение коммерческим банком кредита в Центральном банке под залог ранее выданных им кредитов своему клиенту; выпуск ипотечных облигаций и т. д.), то есть возникает встречное движение нового и старого обязательства на финансовом рынке.
Общее рефинансирование предполагает приобретение ресурсов на финансовом рынке при отсутствии встречного движения нового долгового обязательства и ранее сформированного актива (например, валютный своп, прямое РЕПО).
Наблюдается следующая тенденция. Если в ранние периоды развития банковского дела операторы рефинансировали непосредственно сам долг, фактически саму дебиторскую задолженность (например, учет векселей), то в условиях финансовой экономики первоначальный долг остается все дальше от акта рефинансирования.
В зависимости от того, какой институт выступает в роли кредитора, можно выделить следующие основные формы рефинансирования:
- банковское рефинансирование (кредитор - банк);
- государственное рефинансирование (кредитор - государство, государственная структура);
- коммерческое рефинансирование (кредитор - коммерческая структура).
С точки зрения временных рамок рефинансирование кредитных организаций подразделяется на: краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное.
В зависимости от местонахождения субъектов рефинансирования можно выделить:
- внутреннее рефинансирование, когда субъекты являются резидентами одной страны;
- внешнее рефинансирование, в случае, если субъекты рефинансирования выступают резидентами разных стран.
Основными инструментами рефинансирования, которые применяются в современном мире, являются:
1) учет (переучет) векселей;
2) кредитование;
3) факторинг;
4) прямое РЕПО;
5) валютный своп;
6) выпуск долговых ценных бумаг (например, облигаций);
7) выпуск производных ценных бумаг (деривативов).
Следует также подчеркнуть, что кредитные организации могут выступать как в роли института, которому требуется рефинансирование, так и в роли института-рефинансиста (см. рисунок 1).
Обращаясь к истории банковского дела в России, можно проследить развитие системы рефинансирования в нашей стране. Впервые рефинансирование кредитных учреждений было осуществлено в конце XVIII века. В России, как и в большинстве стран мира, межбанковский рынок стал первой площадкой рефинансирования кредитных организаций [2].
В дальнейшем по мере формирования двухуровневой банковской системы рефинансированием стали заниматься и центральные банки. При этом первоначально они рефинансировали непосредственно производителей и торговцев.
Государственный банк Российской империи, созданный в 1860 году, был ориентирован
/ \ ( Индивидуальные \
( Кредитные | 1 предприниматели )
\ кооперативы /
Кредитные
организации
Микрофинансо-
/ ——! вые организации \
( Предприятия, ] 'Ч ( по кредитованию ]
У организации / — —---\ \ малого бизнеса /
Другие I Физические ]
\ институты / У лица )
Рисунок 1. Институты, обращающиеся к кредитным организациям за рефинансированием
в том числе и на оживление торговых оборотов. В первые годы создания и вплоть до событий октября 1917 года Государственный банк был рефинансистом частного сектора, активно занимался учетом векселей промышленников и торговцев. В результате реформы министра финансов графа Витте в конце XIX века Государственный банк стал оказывать влияние на развитие хлебной торговли Российской империи. Он не только напрямую кредитовал хлебопроизводителей и хлеботорговцев, но и начал кредитовать коммерческие банки под залог соло-векселей заемщиков, так называемых хлебных ссуд. Этот процесс получил свое развитие в 1893 году. Стоимость ссуд Государственного банка находилась на уровне 3,5% годовых. Коммерческие банки в свою очередь выдавали кредиты под 5,5-6% годовых на срок 9 месяцев. В дальнейшем Государственный банк перешел к прямому целевому кредитованию банков, сокращая соло-вексельное кредитование.
Помимо производителей и торговцев (через учет векселей), частных банков Государственный банк рефинансировал и так называемых посредников, которыми могли быть: 1) земские учреждения; 2) частные кредитные становления (общества взаимного кредита, ссудо-сберегательные товарищества и другие учреждения мелкого кредита), общества и товарищества на началах взаимности и артели, если они действовали на основании утвержденных правительством уставов и были согласны выполнять все правила контроля за их деятельностью по
Рисунок 2. Институты, получавшие рефинансирование в Государственном банке Российской империи
выдаче кредитов, которые установлены Государственным банком; 3) частные лица, избираемые из числа известных банку и вполне благонадежных местных жителей; 4) железные дороги, а также пароходные и транспортные предприятия (см. рисунок 2).
Несмотря на довольно активное кредитование промышленных предприятий в начале XX века, Государственный банк все чаще отказывался от непосредственного кредитования торговли и промышленности, осуществляя кредитование через коммерческие банки, которым выдавал с этой целью крупные кредиты. За период 1900-1914 гг. удельный вес кредитов, предоставленных банкам, в общей сумме учетноссудных операций увеличился с 10 до 43% [2].
В период новой экономической политики в РСФСР был вновь создан Государственный банк, который в том числе занимался кредитованием новых коммерческих банков с участием как государственного, так и частного капитала. По состоянию на 1 октября 1923 года задолженность всех банков Государственному составила 1 259 576 червонцев [2, 320].
В дальнейшем в условиях монопольной банковской системы СССР необходимости в рефинансировании фактически не было, действовала другая схема распределения денежных средств.
Современная система рефинансирования кредитных организаций изменялась во времени, пройдя путь от централизованного кредитования со стороны Центрального банка до применения рыночных механизмов регулирования ликвидности кредитных организаций.
В начале становления российской банковской системы для подавляющего числа банков основным источником кредитных ресурсов выступали не депозиты, как это принято в международной практике, а межбанковский кредит. В 1991 году Московская международная и Московская центральная фондовые биржи начали проводить кредитные аукционы [3]. На межбанковском рынке проводились также операции прямого РЕПО и сделки «валютный своп».
В настоящее время работают фрагментированные межбанковские региональные площадки с разными технологиями доступа и получения возможностей работать на них. Все банки Оренбургской области являются учас-
тниками Саратовской площадки, созданной в 2004 году под эгидой Главного управления Банка России по Саратовской области. В Санкт-Петербурге также есть своя региональная площадка на базе Санкт-Петербургской биржи.
События осени 2008 года показали высокую уязвимость российского межбанковского рынка. Необходим новый механизм его функционирования, основной идеей которого должно стать определение «центрального звена», с которым будут работать кредитные организации в условиях нейтрализации фактора взаимного недоверия.
Инструменты рефинансирования, применяемые Банком России в девяностые годы XX столетия, изменялись в соответствии с целями проводимой денежно-кредитной политики и степенью развития рыночных методов регулирования экономики.
В начале девяностых годов Банк России осуществлял прямое рефинансирование коммерческих банков, т. е. выдавал прямые кредиты из централизованных ресурсов по мере поступления заявок от коммерческих банков. Основными целями предоставления подобных кредитов являлись: финансирование сельского хозяйства, топливно-энергетического комплекса, завоза товаров в районы Крайнего Севера, а также выполнение важнейших государственных мероприятий.
Начиная с 1995 года Центральный банк прекратил прямое кредитование коммерческих банков из централизованных источников, причиной чего стало образование огромной непогашенной задолженности по централизованным кредитам. В связи с отсутствием возможности у кредитуемых отраслей погасить задолженность она была переоформлена по состоянию на 1 апреля 1995 г. в долг Министерству финансов Российской Федерации. На сумму задолженности были выпущены векселя со сроком погашения в течение 10 лет, начиная с 1998 года, из расчета 10% годовых. Идя навстречу просьбам многих коммерческих банков о досрочном выкупе векселей, Банк России скупил основную их часть.
В дальнейшем Банк России изменял механизм предоставления кредитов рефинансирования кредитным организациям, а именно способы и сроки предоставления кредитов, обеспечение кредитов. Последние существенные изме-
нения произошли в период острой фазы мирового финансового кризиса (осень 2008 года), когда заработала схема предоставления безза-логовых кредитов.
В 1996 году Банк России приступил к проведению операций прямого РЕПО. В настоящее время они являются одним из самых востребованных инструментов рефинансирования, который позволяет регулировать в основном краткосрочную ликвидность.
В 2002 году Банк России ввел в действие механизм рефинансирования кредитных организаций с использованием сделок «валютный своп», которые способствуют регулированию краткосрочной ликвидности кредитных организаций.
Помимо межбанковского рынка, Центрального банка Российской Федерации роль рефинансистов кредитных организаций законодательно закреплялась за другими институтами.
Последствия кризиса 1998 года, основной причиной которого стал дефолт по долгам российского Правительства, потребовали создать институт, способный оказывать помощь нуждающимся кредитным организациям, которые отвечают установленным критериям. Поэтому в 1998 году было создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). Оно получило право выдавать кредиты испытывающим трудности кредитным организациям для восстановления их работоспособности.
В конце XX века в РФ начал формироваться еще один уровень институтов, осуществляющих рефинансирование кредитных организаций. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 августа 1996 г. №1010 «Об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию» [5] в целях реализации федеральной целевой программы «Свой дом» и привлечения внебюджетных финансовых средств для предоставления населению долгосрочных ипотечных кредитов на улучшение жилищных условий было создано Агентство по ипотечному жилищному кредитованию. Одной из его задач стало рефинансирование кредитных организаций, занимающихся выдачей ипотечных жилищных кредитов. В дальнейшем появились и частные операторы в лице крупных кредитных организаций, которые также приступили к рефинансированию ипотечных жилищных кредитов. На региональных уровнях были созданы
институты, занимающиеся рефинансированием ипотечных жилищных кредитов. В Оренбургской области это Оренбургская ипотечная жилищная корпорация. Инструменты рефинансирования - приобретение закладных, выдача кредитов.
Федеральным законом РФ от 13 октября 2008 года №173 - ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» до конца 2009 года наделена правом осуществлять рефинансирование долгов организаций, которые удовлетворяют установленным требованиям и до 25 сентября 2008 года получили кредиты (займы) у иностранных организаций [8]. В качестве инструмента рефинансирования используется кредитование.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 27 октября 2008 года №175 - ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» Агентство по страхованию вкладов получило право выдавать кредиты ограниченному кругу кредитных организаций, а также при необходимости обращаться за кредитами в Банк России [9].
Таким образом, на современном этапе законодательно закрепленными институтами рефинансирования кредитных организаций в РФ являются: Банк России, Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), Агентство по страхованию вкладов (АСВ), ОАО «Внешэкономбанк».
С точки зрения форм собственности в настоящее время можно выделить три группы ос-
| Г осударственная форма собственности
новных институтов - рефинансистов (см. рисунок 3).
Что касается инструментов рефинансирования кредитных организаций, то практически все из них в той или иной степени применяются в Российской Федерации. Исключением являются деривативы, которые в нашей стране формируются как ценные бумаги под пул ипотечных жилищных кредитов. Российские кредитные организации проводят секьюритизацию своих активов, но реализуют их на зарубежных рынках. Этот процесс начался в нашей стране в начале XXI века, тогда как зародился он в середине XX века в американской финансовой системе [6].
У региональных банковских секторов есть свои особенности в системе рефинансирования, в частности в Оренбургской области в настоящее время они следующие. Для оренбургских региональных банков доступны такие инструменты рефинансирования, как кредитование, а также выпуск ценных бумаг под залог ипотечных жилищных кредитов. С 31 декабря 2008 года появилась возможность совершения операций прямого РЕПО с Банком России через ММВБ. Другие инструменты недоступны. Что касается институтов, то это - кредитные организации, Банк России, АИЖК, оренбургский оператор -ОАО «Оренбургская ипотечная корпорация», другие кредитные организации.
Отрицательным является тот факт, что региональные кредитные организации не имеют доступа к таким инструментам рефинансирования, которые применяет Банк России, как сделки валютный своп, беззалоговые кредиты.
Развитие экономики требует модернизации системы рефинансирования. Необходима
Частная форма собственности 1
Смешанная форма собственности
Центральный банк Российской Федерации
Г осударственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»
Кредитные организации
Агентство по ипотечному жилищному кредитованию ОАО «Сберегательный банк РФ»
Агентство по страхованию вкладов ОАО «Россельхозбанк»
Региональные институты ипотечного жилищного кредитования
ОАО «Внешторгбанк»
Рисунок 3. Структура основных российских институтов - рефинансистов кредитных организаций
в зависимости от форм собственности
законодательная платформа для развития третьего уровня рефинансирования, где в качестве инструментов рефинансирования выступает выпуск производных ценных бумаг. При этом очень важно разработать и утвердить законодательство, которое сделает открытой информацию об использовании кредитными организациями секьюритизации активов, а также определит консервативный подход к ее использованию. В настоящее время кредитные организации прибегают крайне редко к этому инструменту и в качестве кредитора выбирают зарубежные кредитные организации или при-
обретают пулы однотипных активов друг у друга.
Требуется также законодательно закрепить за Агентством по страхованию вкладов роль рефинансиста кредитных организаций, являющихся участниками страхования вкладов, которым требуется стабилизационный или чрезвычайный кредит.
Банку России пересмотреть нормативные документы, открыв доступ ко всем инструментам рефинансирования стабильно работающим региональным банкам, независимо от наличия оценки рейтинговых агентств.
Список использованной литературы:
1. Временные правила для выдачи железными дорогами, при участии Государственного Банка, ссуд под залог хлебных товаров. - Проект. Спб, 1886. - 6 с.
2. Гурьев А.Н., Памфилов С.Ф. История России: Кредитная система / Репринтное воспроизведение; 1. Гурьев А.Н. Очерки развития кредитных учреждений в России. - Спб., 1904. 2. Памфилов С.Ф. Акционерные Коммерческие Банки в России в прошлом и настоящем. - Нижний Новгород, 1924. - М.: ЮКИС, 1995. - 336 с. - ISBN 5-86030-049-2.
3. Зеленский Ю.Б., Бирюкова Е.А. Механизмы повышения устойчивости банковской системы // Деньги и кредит. - №7. -2006. - С. 13-17 - ISSN 0130-3090.
4. Петлин Н.С. Назначение, устройство и очерк деятельности Государственного Банка - С.-Петербург, Типо-Литография И. Ефрона, 1892, 139 с. + 10 прил.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 1996 г. №1010 «Об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию» // Российская газета. - №168. - 4 сентября 1996.
6. Резванова Л.М. Механизм секьюритизации в системе рефинансирования ипотечного кредитования // Банковское кредитование. - №1. - 2008. - С. 54-64.
7. Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 2002 года №86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» // Российская газета. - №127 - 13 июля 2002.
8. Федеральный закон Российской Федерации от 13 октября 2008 года №173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» // Российская газета. - №214 - 14 октября 2008.
9. Федеральный закон Российской Федерации от 27 октября 2008 года №175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» // Российская газета. - №224. - 28 октября 2008.