Научная статья на тему 'Особенности системы государственного управления Республики Кубы'

Особенности системы государственного управления Республики Кубы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
707
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА КУБА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КОНСТИТУЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ НАРОДНОЙ ВЛАСТИ / THE NATIONAL ASSEMBLY OF PEOPLE''S POWER / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ / ПРЕДСЕДАТЕЛЬ / СОВЕТ МИНИСТРОВ / НАРОДНЫЙ ВЕРХОВНЫЙ СУД / THE PEOPLE''S SUPREME COURT / ПРАВИТЕЛЬСТВО / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР РЕСПУБЛИКИ / REPUBLIC OF CUBA / GOVERNMENT / CONSTITUTION / STATE COUNCIL / CHAIRMAN / COUNCIL OF MINISTERS / THE ATTORNEY GENERAL OF THE REPUBLIC

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Миннибаев Б.И.

В данной статье, были предприняты попытки изучения особенностей системы государственного управления Кубы, на основании Конституции принятого 1976 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности системы государственного управления Республики Кубы»

Миннибаев Б.И. ©

Старший преподаватель кафедры частного и публичного права, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ

КУБЫ

Аннотация

В данной статье, были предприняты попытки изучения особенностей системы государственного управления Кубы, на основании Конституции принятого 1976 году.

Ключевые слова: Республика Куба, государственное управление, Конституция, Национальная Ассамблея Народной Власти, Государственный Совет, Председатель, Совет Министров, Народный Верховный Суд, Правительство, Генеральный прокурор Республики.

Keywords: The Republic of Cuba, government, the Constitution, the National Assembly of People's Power, the State Council, Chairman, Council of Ministers, the People's Supreme Court, the Government, the Attorney General of the Republic.

Актуальность данной исследовательской темы заключается в том, что была проведена работа, в целях выявления специфических особенностей государственного управления Республики Кубы.

Одной из важных особенностью конституционного строя Республики Кубы заключается в том, что согласно ст. 4. Конституции Кубы, «вся власть принадлежит трудовому народу, который осуществляет ее через Ассамблеи народной власти и другие образуемые ими государственные органы или же непосредственно. Власть трудового народа опирается на прочный союз рабочего класса с крестьянами и другими слоями трудящихся города и деревни под руководством рабочего класса» [1].

По форме государственного устройства Куба является унитарным государством состоящая из 14 административно-территориальных делений - провинций, которые свою очередь делятся на 169 муниципий.

Высшим органом государственной власти в Кубы является Национальная Ассамблея Народной Власти, которая избирается всеобщим прямым тайным голосованием сроком на 5 лет. По действующей конституции Кубы, ст. 73. Национальной Ассамблеи Народной Власти осуществляет следующие полномочия. Вот некоторые из них.

- постановлять о реформах Конституции соответственно установлениям статьи 141;

- одобрять, изменять или отменять законы; выносить их предварительно на народное обсуждение, когда она сочтет это целесообразным, принимая во внимание характер законодательства, о котором идет речь;

- принимать решения о конституционности законов, декретов-законов, декретов и других общих актов;

- отзывать полностью или частично декреты-законы, изданные Государственным Советом;

- обсуждать и одобрять национальные планы экономического и социального развития;

- обсуждать и одобрять государственный бюджет;

- одобрять принципы системы планирования и управления народным хозяйством;

- постановлять о денежной и кредитной системе;

- одобрять общие направления внешней и внутренней политики;

- объявлять состояние войны в случае военной агрессии и одобрять мирные договоры;

- устанавливать и изменять политико-административное деление страны соответственно установлениям статьи 100;

© Миннибаев Б.И., 2014 г.

- избирать Председателя, заместителя Председателя и Секретаря Национальной Ассамблеи;

- избирать Председателя, Первого заместителя Председателя, заместителей Председателя, Секретаря и остальных членов Государственного Совета и т. д. [1].

Главой государства и Главой Правительства является Председатель Государственного Совета, который ответствен перед Национальной Ассамблеей Народной Власти и отчитывается перед ней во всей своей деятельности.

На основании статьи 91, Конституции Кубы, Председатель Государственного Совета и Главы Правительства реализует следующие полномочия:

- представлять государство и Правительство и руководить их общей политикой;

- организовывать деятельность Государственного Совета и Совета Министров и руководить ею, созывать заседания этих органов и председательствовать на них;

- контролировать и обеспечивать развертывание деятельности министерств и других центральных ведомств администрации;

- принимать на себя руководство любым министерством или центральным ведомством администрации;

- после своего избрания Национальной Ассамблеей Народной Власти предлагать ей кандидатуры членов Совета Министров;

- принимать отставку членов Совета Министров или же предлагать Национальной Ассамблее Народной Власти либо Государственному Совету в зависимости от того, какой орган заседает, замену любого члена Совета Министров и в обоих случаях представлять соответствующие кандидатуры для замены;

- принимать верительные грамоты от глав иностранных дипломатических миссий. Эту функцию он сможет делегировать любому из заместителей Председателя Государственного Совета;

- осуществлять верховное главнокомандование Революционными Вооруженными Силами;

- подписывать декреты-законы и другие постановления Государственного Совета и отдавать приказы об их опубликовании в «Гасета офисьяль де ла Република»;

- осуществлять другие полномочия, которыми его наделяют настоящая Конституция или Ассамблея [1].

Высшим исполнительным и административным органом государства является Совет Министров. По статье 96, Конституции Кубы определены полномочия Совета Министров. Вот некоторые из них:

- организовывать деятельность в политической, экономической, культурной, научной, социальной и оборонной сферах и руководить ее осуществлением в соответствии с постановлениями Национальной Ассамблеи Народной Власти;

- предлагать проекты общих планов социально-экономического развития государства и после одобрения их Национальной Ассамблеей Народной Власти организовывать выполнение планов, руководить им и контролировать его;

- руководить внешней политикой Республики и отношениями с другими правительствами;

- одобрять международные договоры и представлять их на ратификацию Государственному Совету;

- руководить внешней торговлей и контролировать ее;

- разрабатывать проект государственного бюджета и после его одобрения Национальной Ассамблеей Народной Власти обеспечивать его исполнение;

- принимать меры по укреплению денежной и кредитной системы;

- разрабатывать проекты законодательных актов и представлять их на рассмотрение Национальной Ассамблеи Народной Власти или Государственного Совета в зависимости от того, какой орган заседает и т. д. [1].

Таким образом, наряду существующей системой государственного управления, Конституция Кубы провозглашает власть трудового народа, волю народа на строительство

социализма, осуждает «прямое и косвенное империалистическое вмешательство во внутренние дела или во внешнюю политику любого государства и, следовательно, вооруженную агрессию и экономическую блокаду, так же как и любую другую форму экономического принуждения и вмешательства или же угрозу целостности государств, политическим, экономическим и культурным основам наций» [1].

Литература

1. Конституция Республики Куба. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sovetika.ru/ сиЬа/ко^ 1976.htm

2. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Батлер У.Э., Бойцова В.В., Бойцова Л.В., Додонов В.Н., и др.; Отв. ред.: Сухарев А.Я. - М.: Инфра-М-НОРМА, 2001. - С. 355364.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.