Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-10 ЛЕТ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ'

ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-10 ЛЕТ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
127
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / УМЕРЕННАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / СФОРМИРОВАННОСТЬ / ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / СЧЕТНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дроняева О.А.

Данная статья посвящена проблеме сформированности математических представлений у детей с умеренной умственной отсталостью 8-10 лет. Проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Приводится анализ серии заданий, направленных на исследование сформированности счетных операций, временных и геометрических представлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дроняева О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-10 ЛЕТ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

УДК 1

Дроняева О.А.

КГПУ им. В.П. Астафьева

Научный руководитель: Агаева И.Б.

канд. пед. наук, доцент кафедры коррекционной педагогики

Института социально-гуманитарных технологий КГПУ им. В.П. Астафьева

ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-10 ЛЕТ С УМЕРЕННОЙ

УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме сформированности математических представлений у детей с умеренной умственной отсталостью 8-10 лет. Проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Приводится анализ серии заданий, направленных на исследование сформированности счетных операций, временных и геометрических представлений.

Ключевые слова: математические представления, умеренная умственная отсталость, сформированность, временные представления, геометрические представления, счетные операции.

Математические представления играют весомую роль в жизни обучающихся с умственной отсталостью, о чем свидетельствуют большинство образовательных систем. Развитие математических представлений важно для всех звеньев школы, но особенно актуально для системы начального обучения, где закладывается фундамент школьной успеваемости, формируются основные стереотипы учебной деятельности, воспитывается отношение к учебному труду.

В ходе решения первой задачи нашего исследования мы проанализировали психолого-педагогическую, методическую и математическую литературу и определили степень изученности психолого-педагогической характеристики детей с умеренной

умственной отсталостью, математических представлений в онтогенезе, особенности развития математических представлений у обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости, а также проанализировали методики по преодолению трудностей в усвоении математических представлений обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. В результате анализа литературы по проблеме исследования мы выяснили, что формирование математических представлений происходит постепенно и поэтапно в своем развитии. В специальной литературе встречаются различные подходы к работе, направленной на формирование элементарных математических представлений у детей с выраженным нарушением интеллекта (А.Н. Грабаров, Е.В. Герье, Н.Ф. Кузьмина-Сыромятникова, Н.И. Непомнящая, М.Н. Перова, В.В. Эк и другие). Использование различных методик по развитию математических представлений позволит добиться положительных результатов при соблюдении поэтапной подачи материала, учете индивидуальных возможностей обучающихся, осуществлении дифференцированного подхода, учете предметно-практической формы деятельности.

Решая вторую задачу с целью изучения особенностей сформированности математических представлений у обучающихся 8-10 лет с умеренной умственной отсталостью, нами был проведен констатирующий эксперимент. При выборе приемов обследования особенностей сформированности математических представлений у обучающихся 8-10 лет, нами были адаптированы методики, предложенные Е.В. Колесниковой, С.Д. Забрамной, Л.Ф. Фатиховой, С.Ю. Кондратьевой. Модификация заключалась в адаптации заданий, критерий оценивания заданий в связи с интеллектуальными, возрастными и психологическими особенностями детей.

Нами был проведен констатирующий эксперимент на базе Краевого государственного бюджетного образовательного учреждения «Дивногорская школа». Для проведения констатирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа из 10 человек. При комплектовании экспериментальной группы учитывался однотипный характер дефекта (Р71) и обучение по специальной индивидуальной программе развития (СИПР) ФГОС, 2 вариант.

Мы выделили три блока заданий: I - исследование особенностей сформированности счетных операций в пределах 10; II - исследование особенностей сформированности временных представлений; III - исследование особенностей сформированности геометрических представлений.

В результате проведенного исследования по первому блоку, были выявлены следующие особенности состояния сформированности счетных операций обучающихся 8-10 лет с умеренной умственной отсталостью: трудности при пересчете предметов, обусловленные органической недостаточностью деятельности коры головного мозга, не сформированностью понятия о числе и о составе числа, механическим заучиванием порядкового счета; при соотнесении количества предметов с цифрой, наблюдались ошибки при соотнесении предметного множества с образом цифры, ошибочным пересчетом предметов, что объясняется выраженным нарушением мыслительной деятельности; значительные трудности при выполнении арифметических действий на сложение и вычитание, при определении арифметических знаков обучающиеся путали цифры номинально, воспринимали задание фрагментарно, требовалось многократное повторение инструкции и все виды помощи педагога (средний балл выполнения заданий составил 1,9).

Результаты исследования состояния сформированности временных представлений по II блоку заданий выявили следующие особенности: обучающиеся путали названия и последовательность времен года, не могли установить причинно-следственные зависимости, особенно межсезонных изменений; соединяя картинки признаков с временем года, обучающиеся часто выполняли по несущественным признакам, при этом не объясняя свой выбор, в силу бедности представлений об окружающей действительности; при определении частей суток, обучающиеся нарушали последовательность, чаще верно определяли день-ночь, затруднения вызывали утро, вечер; задание на определение дней недели вызвало у обучающихся большее затруднение во II блоке, в силу несформированности активного словаря, а также навыков письма и чтения; большинство обучающихся не ориентировались в последовательности дней недели, затруднялись найти «соседей» дня, путали их

названия или переходили на перечисление месяцев и времен года (средний балл выполнения заданий составил - 1,6).

По результатам исследования состояния сформированности геометрических представлений по III блоку заданий мы выявили следующие особенности: понятие геометрические фигуры у обследуемых детей сформировано недостаточно, не все обучающиеся понимали инструкцию «закрась геометрические фигуры»; обучающиеся редко допускали ошибки при соотнесении геометрических фигур, чаще ошибались при назывании фигуры или определении ее по инструкции; основное количество ошибок наблюдалось в умении чертить фигуру на линованной бумаге, что обусловлено моторной недостаточностью и нарушением восприятия пространственных характеристик; конструирование, дополнение геометрических фигур также было затруднено, по причине нарушения целостности восприятия, ориентации в горизонтальной плоскости (средний балл выполнения заданий составил - 2,2).

По результатам экспериментального исследования нами были выделены две группы обучающихся, характеризующиеся качественно неоднородными особенностями сформированности математических представлений.

В рамках третьей задачи, целью которой являлось составление дифференцированных методических рекомендаций, нами было определено содержание коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений математических представлений у обучающихся 8-10 лет с умеренной степенью умственной отсталости.

Содержание работы было структурировано поэтапными направлениями работы. За основу взяты авторские методические разработки практикующих учителей-дефектологов.

Таким образом, цели и задачи исследования достигнуты, гипотеза нашла свое подтверждение.

Полученные в ходе констатирующего эксперимента результаты не исчерпывают всех вопросов, связанных с преодолением трудностей в формировании математических представлений у обучающихся 8-10 лет с умеренной умственной отсталостью, что свидетельствует о необходимости апробации предложенных нами методических рекомендаций.

Список литературы

Wenzl A. Theorie der Begabung. Leipzig, 1934.

Агаева И.Б. Формирование речи у обучающихся с умеренной интеллектуальной недостаточностью средствами альтернативной коммуникации: практико-ориентированная монография; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2017. - 148 с.

Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002. — 479 с.

Бетц В. Проблема корреляции в психологии. О соотношении психических способностей, гл. V «Способность к математике» (пер. с нем.). М. изд. «Русская книжка», 1923

Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М.: Издат. Институт практической психологии; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 1998. 416 с.

Столяр А.А. Формировние элементарных математических представлений у дошкольников. - М, 1988. - С. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.