Научная статья на тему 'Особенности семейной структуры населения Республики Мали'

Особенности семейной структуры населения Республики Мали Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
480
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Марико Сейду

Рассмотрены вопросы образования семьи, взаимоотношения между ее членами, распределение обязанностей между ними, воспитание молодого поколения и вопрос наследства в малийской семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family structure particularities in the Republic of Mali

Family organization, relationships between its members, the distribution of duties in the family, education of the young generation and the inheritance problem in a traditional malian family.

Текст научной работы на тему «Особенности семейной структуры населения Республики Мали»

УДК. 911.3

Вестник СПбГУ. Сер. 7,2005, вып. 2

Марико Сейду

ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОЙ СТРУКТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МАЛИ

В основе социальной организации общества в странах Африки, как и во всем мире, находится семья. Общество в Африке структурировано согласно строго установленной иерархии, где первое звено составляет семейная ячейка, затем по возрастающему значению следуют род, племя.

Африканская семья, в отличие от европейской, характеризуется многочисленностью, разноплановостью состава родственных отношений и особенностями взаимоотношений между людьми, живущими под одной крышей. На протяжении от юга к центру и далее на север Африки семьи практически идентичны по своей структуре, хотя существуют некоторые культурные и организационные различия. Семья состоит из большого числа совместно проживающих кровных родственников, имеющих общих предков.

В Мали название семьи обозначает племенную принадлежность человека. Так, например, у народов бамбара и малинке семья называется «ду» или «лу». «Ду» (или «большие семьи») - минимальные общественные группировки с едиными экономической (производство, распределение, перераспределение, потребление) и социальной (в первую очередь социально-родственной) сторонами жизни. Эту группу принято рассматривать в ряду общинных ' структур как наименьшие в условиях Западного Судана. Ду образуется совместным проживанием (хозяйственной, социальной и культурной практикой) мужских сиблингов старшего поколения с их женами и потомками [1]. Управление всеми делами ду находится в ведении мужских сиблингов старшего поколения и непосредственно лежит на старшем из них - фа («отец») [1,2]. Ду имеет различные обозначения: у сенуфо - «наригба», у сонгай из Томбукту и Гао - «думи», у догоны из Мопти - «гина». Во главе семьи всегда стоит мужчина, который является самым старшим по возрасту. Семья также состоит из жены (или жен), детей главы семьи от разных жен или детей жен от других браков, внуков и внучек от сыновей, так как внуки и внучки от дочерей принадлежат другой семье. В большую семью также могут входить братья главы семьи, их жены и дети, его незамужние сестры, приемные дети, племянники, племянницы, матери, тети и люди, не имеющие родственных связей, но принятые в семью. В Мали минимальная численность в семье составляет 5 человек, в среднем - 12, а большая семья может состоять из 30 и даже 40 человек. Например, в Гвинее в такой семье насчитывается 45 человек (глава семьи, его жены, его дети от этих жен, дети его жен, рожденные до брака с ним; его мачеха со своими детьми и племянницей; его холостые и женатые братья с женами и детьми) [3].

В Мали члены семьи нередко живут компактно, т. е. они строят свои жилища рядом друг с другом, ограждают их заборами, но имеют общий двор. Во дворе построены палатки и посажены деревья, под которыми собирается большая семья для общения и обсуждения семейных и бытовых проблем. В этих домах также живут члены маленьких семей. На языке бамбара маленькие семьи называются «гуа», у сенуфо - «гбаги». В большой малийской семье можно насчитывать в среднем 6 «гуа». Важно отметить, что терминология «гуа» используется не так давно. Так, например, у народа догонов ее нет.

В малийской семье как труд, так и имущество общие. Основной вид деятельности - сельское хозяйство. В сезон дождей вся семья занята полевой работой. Урожай общей земли используется в особых случаях (день рождения, свадьба, крещение и т.п.). Параллельно коллективному труду каждая маленькая семья имеет в собственности свой участок, который обрабатывает самостоятельно и индивидуально пользуется полученной продукцией. Большая семья также имеет доходы с торговли продуктами земледелия и скотоводства. Но одним из немаловажных источников ее дохода является выкуп, полученный от выдачи замуж дочерей. Скот, дома, сельскохозяйственное оборудование, автомобили, мотоциклы, велосипеды, ожерелья, оружие, одежды, наличные деньги, урожай, обрядовые предметы (амулеты, талисманы, фетиши, техники обработки ядов и т.д.) являются общими в семье. Ими распоряжаются глава семьи и семейный совет, который состоит изгяав малых семей.

Для принятия любого решения собирается совет и обсуждает возникнувшие вопросы или проблемы. Здесь каждый член совета имеет право выражать свое мнение. Мнение большинства становится принятым решением. Совет контролирует действие главы, обсуждает вопросы женитьбы, замужества (кому выдать дочерей, кого брать в жены сыновьям). Таким образом, сообща обсуждаются воспитание, образование, семейное положение, нравы будущих невест и окончательно принимается решение за или против брака. Бывают случаи, когда за помощью для решения этих вопросов обращаются к колдунам и знахарям, например с целью определить, будет ли брак удачным или нет. Любое решение, касающееся семьи, глава принимает после предварительного обсуждения с советом. Кроме того, совет осуждает и наказывает всех членов, включая главу большой семьи. Последний подчиняется . совету и находится под его наблюдением.

В большой семье, хотя всем распоряжается глава, основные функции разделены между братьями или другими родственниками. Таким образом, один отвечает за полевые работы, другой - за финансовое обеспечение, третий -за драгоценности, оружие, четвертый - за скот, пятый - за обрядовые предметы, шестой - за межплеменные отно-

© Марико Сейду, 2005 122

шения, седьмой - за административные вопросы, восьмой - за различные виды работ внутри семьи, и т. д. Глава семьи все вопросы координирует. Он несет основную ответственность. Именно он выбирает дату начала проведения сельскохозяйственных мероприятий, следит за разделением участков земли и работ между мужчинами и женщинами, обеспечивает коллективное питание, платит налоги за всех членов семьи. Также он следит за духовной и нравственной сторонами жизни членов семьи. Бывает, что в большой семье возникают драки между женами одного мужчины или женами братьев. Тогда глава семьи использует свой авторитет, чтобы восстановить мир. Глава большой семьи всегда должен заботиться об умерших членах семьи, он является посредником между живыми и мертвыми. В Мали считается, что души умерших следят за благополучием семьи, хорошим урожаем, рождением дггей, здоровьем, хорошими отношениями между членами семьи, миром, спокойствием и стабильностью в ней. Таким образом, каждый член семьи старается уважать традиции, обряды семьи и не оскорблять духов умерших родственников.

Крещение, смерть, вступление в брак, обрезание происходят либо по мусульманским, анимистическим или христианским традициям. Через 40 дней после смерти права главы семьи по традиции переходят к следующему по старшинству брату. Если же такого нет, семью возглавляет старший сын умершего главы. Если же у покойного не было сына, то главой семьи становится сын старшей сестры. Таким образом происходит передача прав главы у бамбара, фульбе, малинке в Сегу, Мопти и Ките. Нужно отметить, что у перечисленных народностей женщина не может возглавлять семью.

В некоторых местностях Мали после смерти главы семьи власть передается не брату умершего или сыну родной сестры, а только его сыну. Таким образом, видно, что в стране порядок наследования власти никогда не был строго определенным. Например, в таких местностях, как Бугуни (регион Сикасо), Диойла (регион Куликоро) и Бамако роль главы наследует только брат умершего, тогда как в Сегу (где живет большинство бамбара) - сын покойного. Это право передается брату только в том случае, если у того нет сына. В регионе Каес, особенно у народов Бафулабе и Кита, функции наследника выполняет брат или сын сестры покойного.

В большой малийской семье воспитание детей происходит коллективно, т. е. это обязанность не только родителей, но и всех членов семьи. Детей учат, как себя вести среди домашних, с родственниками, уважению старших, вежливости и т.п. Детям часто делают подарки. В Мали ребенок всегда носит фамилию отца. Дети обращаются к старшим, используя слова «буа» (отец), «ма» (мать), «коро» (брат), «ун коро мусо» (моя сестра), «тонтон» (дядя), «танти» (тетя) и т. д., даже если нет родственных отношений. Женщины играют очень важную роль в воспитании девушек. Они учат их, как вести хозяйство, т.е. как готовить еду, стирать, убирать в доме, принимать гостей, заботиться о супруге, вести себя в гостях и т.д. Девушки проводят больше время с женщинами. Такое же влияние на воспитание юношей оказывают мужчины. Мальчиков учат быть физически сильными, психологически и морально устойчивыми, вежливыми и ответственными. Кроме того, их обучают, как выполнять мужские хозяйственные работы. Как было уже сказано, все члены семьи участвуют в воспитании детей, поэтому нередко за непослушание ребенок наказывается не родителями, а дядей, дедушкой или бабушкой, кузеном и т.д. Братья и сестры делятся с молодыми своим жизненным опытом.

Муж как глава семьи всегда выбирает дом. Именно он отвечает за питание, медицинские расходы, одевает и обувает домочадцев. Межсупружеские отношения основаны на взаимоуважении, взаимоподдержке, взаимопомощи и т. п. Нередко в Мали муж заботится о родителях жены (материально и т. д.). Часто жена, обращаясь к мужу, используетггакие прозвища, как «ду таги» (глава семьи) или «ден у фа» (отец детей) и др.

В семье существует такая практика, как «сененкуниа»', которую соблюдают носители разных фамилий. Например, Марико и Кулибали, Траоре и Диара, Коне и Траоре. Сененкуниа используется одинаково всеми народами Мали, но подушными названиями. Существует и другая семейная игровая практика, отличающаяся от сененкуниа и имеющая место только у бамбара, - «дуо». Это так называемый сакраментальный союз между двумя людьми, цель которого создать между ними родственную связь, как у единокровных братьев [4].

Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время в городах Мали малых семей стало больше. Молодые люди после женитьбы предпочитают уходить из больших семей, чтобы создать свою семью отдельно. Этот фактор можно объяснить не только индивидуализмом, а изменением традиции и менталитета. У современного городского поколения другой менталитет: получили образование в институтах и университетах Западной Европы и США. Европейская культура, западная цивилизация очень сильно повлияли на структуру семьи в Мали. В настоящее время не редкость в городах Бамако, Сикасо, Сегу, Каес, Мопти и других семьи, которые состоят только из мужа, жены и одного-двух детей. Если у них нет детей, тогда берут на воспитание племянника или племянницу.

Summary

Seydou Mariko. Family structure particularities in the Republic of Mali.

Family organization, relationships between its members, the distribution of duties in the family, éducation of the young génération and the inheritance problem in a traditional malian family.

1 Сененкуниа - шутка, игра между фамилиями.

>

Литература

1. Арсеньев В. А Бамбара: люди в переходной экономике. Очерк традиционной организации хозяйственной деятельности. СПб., 1997. 2, Арсеньев В. Р. Бамбара: от образа жизни к образам мира и произведениям искусства. Опыт этнографического музееведения. СПб., 2000. 3. Ministère de la F. О. M. Service des statistiques. Etude démographique par sondage - Guinée 1954-1955. Fiches no 489-491. Cercle Kankan, canton Diénne Djemberen, village Santiguila, quartier Kénédou. 4. N'Diaye B. Les castes au Mali. Paris, 1997.

Статья поступила в редакцию 25 декабря 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.