ОСОБЕННОСТИ СДЕЛОК ПО СЛИЯНИЮ И ПОГЛОЩЕНИЮ НА АВИАЦИОННОМ РЫНКЕ ЕВРОПЫ Жукова О.А. Email: [email protected]
Жукова Олеся Алексеевна — начальник отдела, коммерческий отдел, ООО «ДП «Аэро-Камов», студент,
кафедра маркетинга, факультет маркетинга, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва
Аннотация: сделки по слиянию и поглощению на различных авиационных рынках существуют уже достаточно давно, однако наибольшее распространение получили в США после дерегуляции авиационного рынка и в Европе, спустя десять лет после либерализации воздушного пространства. Для европейского рынка авиаперевозок абсолютное большинство сделок по слиянию и поглощению проходят по обоюдному согласию, таким образом, на рынке практически полностью отсутствуют враждебные поглощения или слияния. В статье рассматриваются выявление и анализ особенностей сделок по слиянию и поглощению на авиационном рынке Европы на примере компании International Airlines Group. В статье проведен анализ сделок по слиянию и поглощению на территории Европы, а также проведен сравнительный анализ сделок по слиянию и поглощению на территории Северной и Латинской Америки, Азии и Европы. Рассматривается ключевая роль сделок по слиянию и поглощению для Европейских авиакомпаний. Ключевые слова: сделки по слиянию и поглощению, анализ, авиакомпании Европы, IAG, United-Continental holding, LATAM.
KEY FEATURES OF MERGERS & ACQUISITIONS IN AVIATION MARKET
IN EUROPE Zhukova O.A.
Zhukova Olesya Alekseevna — Head of Department, COMMERCIAL DEPARTMENT, "DP "AERO-KAMOV" LTD, Student,
MARKETING DEPARTMENT, MARKETING FACULTY, PLEKHANOV RUSSIAN UNIVERSITY OF ECONOMICS, MOSCOW
Abstract: mergers and acquisitions in various aviation markets have existed for a long time, but the most widespread in the US after the deregulation of the aviation market and in Europe, ten years after the liberalization of air transport. For the European air transportation market, the vast majority of mergers and acquisitions are by mutual agreement, thus, there are practically no hostile mergers on the market. The article examines the identification and analysis of the specifics of Mergers & Acquisitions transactions in the European aviation market on the example of International Airlines Group. The article analyzes the mergers and acquisitions in Europe and compares Mergers & Acquisitions transactions in North and Latin America, Asia and Europe. The key role of Mergers & Acquisitions transactions for European airlines is considered. Keywords: deals of mergers & acquisitions, analysis, European airlines, IAG, United-Continental holding, LATAM.
УДК 334.726
Ежедневно Emirates, Qatar и Etihad забирают поток транзитных пассажиров из Америки и Азии, нанося колоссальные убытки европейским авиакомпаниям. Единственным действенным способом избежать банкротства авиакомпаний на сегодняшний день является сделка по слиянию и поглощению, однако в условиях жесткой конкуренции авиакомпании не могут инвестировать в заведомо неудачную сделку [1].
Для выявления особенностей сделок по слиянию и поглощению на авиационном рынке Европы необходимо проанализировать похожие сделки на других мировых рынках. Наиболее близкими к Европейскому рынку авиаперевозок являются рынки Северной и Латинской Америки, а также Азии. Другие же рынки отличаются слаборазвитой, не конкурентной борьбой. Так, к примеру, на российском рынке авиаперевозок, присутствуют серьезные законодательные отличия: государство оказывает финансовую поддержку авиакомпаниям, а удельный вес пяти крупнейших авиакомпаний составляет более 50%. Вдобавок, эти авиакомпании могут по праву называться регулярными традиционными перевозчиками, тогда как остальные авиакомпании преимущественно работают в сфере чартерных авиаперевозок или занимают совсем небольшую долю рынка [2].
Первоначально следует рассмотреть авиационный рынок Азии. Азиатский рынок авиаперевозок последние несколько лет демонстрирует рекордные темпы роста, преимущественно за счет «бума» бюджетных авиакомпаний. Однако на фоне темпом роста, Азиатский рынок перенасыщен различными авиакомпаниями. В среднем, за последние два года коэффициент занятости пассажирский кресел упал на 15%. В наиболее трудном положении находятся традиционные перевозчики. Таким образом, все исследователи Азиатского рынка авиаперевозок утверждают, что регион находится на пороге всеобщей консолидации, в частности в шаге от крупных сделок по слиянию и поглощению. Хотелось бы выделить единственную крупную сделку по слиянию и поглощению на авиационном рынке в Азии: сделка Cathay Pacific - Dragon Air. Сделка была осуществлена в 2006 году, по инициативе более крупной Cathay Pacific и носила характер враждебной [4]. Так, Cathay Pacific в целях недопущения банкротства, полностью выкупила принадлежащую ей до сделки на 18% авиакомпанию Dragon Air, которая представляла существенную угрозу в главном аэропорту Гонконга. В дальнейшем, Cathay Pacific проводила политику снижения концентрации маршрутов Dragon Air через международный аэропорт Гонконга при общем сокращении маршрутной сети [4].
Основными отличиями от сделок на авиационном рынке Европы являются:
• Авиакомпании не входили в один альянс до сделки по слиянию и поглощению.
• Сделка носила враждебный характер.
• Позднее авиакомпания Dragon Air была переименована в Cathay Dragon, что может служить доказательством того, что со временем авиакомпании-цели на Азиатском рынке авиаперевозок, частично утрачивают возможность осуществлять рейсы под брендом, предшествующем сделки.
Таким образом, в целях выявления особенностей сделок по слиянию и поглощению на авиационном рынке Европы, следует более подробно рассматривать рынки Северной и Латинской Америки. Рассмотрим сделку United - Continental. Данная сделка была осуществлена в октябре 2010 года по инициативе United Airlines. Обе авиакомпании являлись традиционными перевозчиками на территории США. До сделки авиакомпании занимали лидирующие позиции на рынке авиаперевозок: United Airlines занимала четвертую строчку по пассажирообороту в 2009 году, а Continental Airlines пятую. Обе авиакомпании имели разветвлённые маршрутные сети, которые относились к типу «hub - and - spoke». Интересно отметить, что изначально авиакомпании принадлежали к разным глобальным альянсам: United Airlines входила в состав Star Alliance, а Continental Airlines входила в альянс Sky Team. Однако незадолго до совершения сделки, Continental Airlines покинула Sky Team и вошла в Star Alliance. Интересно отметить и тот факт, что данная сделка в большей степени относится к поглощению. Так авиакомпания Continental после сделки перестала выполнять рейсы под собственным брендом, а все самолеты были отданы в управляющую компанию Untied Continental Holdings [7].
Рассмотрим сделку LAN - TAM. Консолидация была проведена в 2011 году, по инициативе более крупной - LAN. Стоит отметить, что данная сделка, так же как и сделка между British Airways и Iberia носила характер трансграничной. Так авиакомпания LAN была прописана в Сантьяго, Чили, а TAM в Сан-Паулу, Бразилия. Обе авиакомпании имели тип маршрутной сети «hub-and- spoke» и относились к традиционным перевозчикам. Важно отметить, что до сделки авиакомпании входили в разные альянсы, так LAN входила в альянс One World, а TAM в Star Alliance, однако после сделки, TAM перешла в альянс One World. Авиакомпании выполняли рейсы под разными брендами до конца 2016 года, однако материнской компанией для обоих авиаперевозчиков являлась LATAM Airlines Group. С начала 2017 года авиакомпании выполняют рейсы под одним брендом [9].
Проанализируем сделки по слиянию и поглощению в Европе. На территории Европы в 2011 году была проведена сделка такого рода и в следствии образовалась компания International Airlines Group путем слияния двух авиакомпаний Европы: British Airway и Iberia [3]. Сегодня это один из крупнейших холдингов во всем мире, со штаб квартирой в Лондоне и регистрацией в Мадриде. В портфель холдинга по состоянию на февраль 2016 года входят не только национальные перевозчики Великобритании и Испании, но и Ирландская авиакомпания Aer Lingus и бюджетный перевозчик Vueling [6]. В 2016 году компания показала рекордную выручку от пассажирских авиаперевозок в 20,3 миллиарда евро, что на 15% больше результата 2014 года. Общее число перевезенных пассажиров составляет 95 миллионов. По данному показателю холдинг занимает третью строчку в Европе. В первую очередь, хотелось бы отметить, что инициатором данной сделки в первую очередь выступала авиакомпания British Airways. К 2009 году авиакомпания находилась в тяжелейшем состоянии, показав рекордный убыток в 358 миллионов фунтов согласно официальному отчету. С одной стороны, руководство авиакомпании винило во всем высокие цены на нефть; к тому времени цена на баррель нефти марки Brent поднялась практически в два раза по сравнению с кризисным 2008 годом, с другой же стороны British Airways стала заложником неграмотно стандартизированного флота, ввиду чего
издержки на содержание и обслуживание воздушного парка оставались стабильно высокими. Важную роль сыграла и проблема пенсионных схем компании. Так, к 2009 году в авиакомпании было два закрытых пенсионных фонда, задолженность по которым превышала рекордных 2.6 миллиарда фунтов. Все это происходило на фоне снижения цены акций British Airways [8].
Итак, сведем общие сведения в таблицу (Таблица 1).
Таблица 1. Анализ выявления особенностей сделок по слиянию и поглощению в Европе
1 IAG 1 United | LATAM
Общие сведения
Компании Общее ВА+1В British Airways Iberia United Continental LAN TAM
Регион - Великобритания Испания США Чили Бразилия
Год слияния и поглощения 2011 2010 2011
Инициатор сделки British Airways United LAN
Зрелость рынка Высокая Высокая Низкая
Альянсы One World Star Alliance Sky Team (Star Alliance) One World Star Alliance (One World)
Тип маршрутной сети Hub-and-Spoke Hub-and-Spoke Hub-and-Spoke
Наиболее яркой первоначальной особенностью сделок по слиянию и поглощению на авиационном рынке Европы можно считать, то, что в Европе авиакомпании до сделки входят в единый стратегический альянс, в то время как на других рынках авиакомпании до сделки входили в разные альянсы. Если сравнивать рынки Европы и Северной Америки, то можно отметить и тот факт, что на рынке Северной Америки авиакомпании - цели теряют возможность совершать рейсы под брендом, предшествующим сделке.
Можно отметить отдельно и тот факт, что мотивы совершения сделок по слиянию и поглощению на рынках Северной и Южной Америки схожи с мотивами на Европейском. Так главной целью является рационализация маршрутной сети, оптимизация воздушного флота, а также снижение основных статей затрат. Кроме этого, на всех рынках инициаторами сделок выступают более крупные авиакомпании. Итак, ключевыми особенностями сделок по слиянию и поглощению в Европе являются:
1. Сделки по слиянию и поглощению обладают наибольшей степенью интеграции и потенциальной выгодой по сравнению с другими видами объединений.
2. Сделка по созданию International Airlines Group в большей степени схожа со сделками на территории Северной и Латинской Америки по сравнению с другими рассмотренными кейсами на территории Европы.
3. Инициаторами сделок по слиянию и поглощению всегда выступают более крупные компании.
4. На сегодняшний день на авиационных рынках не сложилось, общепринятых способов по финансированию сделок такого типа. Однако наиболее популярным методом является привлечение заемных средств.
Список литературы / References
1. Гохан. Слияния, поглощения и реструктуризация компаний // Альпина Паблишер, 2015. 744 с.
2. Рид Лажу. Искусство слияний и поглощений // АТОН, 2006. 957 с.
3. Barbot. Trends in European airline market: competition, concentration and strategic behavior // Journal of the Brazilian Air Transportation research society, 2006. Volume 2.
4. GledhillMangaldas. Merger regulation in Asia and the EU, 2015. 128 c.
5. McMullen. BA and Iberia: A merger of equals? // Aviation strategy, 2009. № 146. С. 2.
6. CAPA. Centre for aviation. British Airways: IAG's favourite child should follow reformed sister Iberia's unit cost example. [Electronic resource]. URL: http://centreforaviation.com/analysis/british-airways-iags-favourite-child-should-follow-reformed-sister-iberias-unit-cost-example-241629/ (date of access: 18.06.2017).
7. Continental Airlines, 2016 annual report to stockholders. [Electronic resource]. URL: https://www.united.com/ual/en/ru/?root=1/ (дата обращения 18.06.2017).
8. International Airlines Group. Annual report and accounts. [Electronic resource]. URL: http://www.iairgroup.com/phoenix.zhtml?c=240949&p=irol-reportsannual/ (date of access: 19.06.2017).
9. LATAM Airlines Group. [Electronic resource]. URL: http://www.latamairlinesgroup.net/phoenix.zhtmr7c =81136&p=irol-reportsannual/ (date of access: 19.06.2017).
УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ В КОМПАНИИ Гончаров А.В. Email: [email protected]
Гончаров Андрей Викторович — студент магистратуры, факультет экономики, управления и государственной службы, направление: менеджмент, профиль: стратегический менеджмент, Международный институт рынка, г. Самара
Аннотация: в статье рассматривается процесс управления изменениями в компании. Представлено видение процессов изменений согласно поведенческим стилям. Проведен анализ возможности совмещения обоих стилей для достижения эффективных изменений. Рассмотрена проблема выживания компании по окончании периода жизненного цикла соответствующей технологии или продукта, с которой они неизбежно встречаются. Проведено сравнение основных характеристик организационных процессов и типов поведения в организациях. Сделан вывод о рациональном использовании разных типов поведения в организациях.
Ключевые слова: организационные изменения, предпринимательский стиль, приростной стиль, управление, сопротивление изменениям.
CHANGE MANAGEMENT IN THE COMPANY Goncharov A.V.
Goncharov Andrey Viktorovich — Student of the Magistracy, FACULTY OF ECONOMICS, MANAGEMENT AND PUBLIC SERVICE, DIRECTION: MANAGEMENT, PROFILE: STRATEGIC MANAGEMENT, INTERNATIONAL MARKET INSTITUTE, SAMARA
Abstract: the article discusses the change management process in the company. Presents a vision of the change processes according to behavioral styles. The analysis of the possibility of combining both styles to achieve effective change. The problem of survival of the company at the end of the life cycle of the corresponding technology or product, with which they inevitably occur, is considered. The main characteristics of organizational processes and types of behavior in organizations are compared. A conclusion is made about the rational use of different types of behavior in organizations. Keywords: organizational change, entrepreneurial style, the bushes for incremental style, uprvlenie, resistance to change.
УДК 65.015.07
Современное общество постоянно движется вперед как в политике и экономике, так и в социальном отношении. Вызванные этим развитием значительные перемены оказали существенное влияние на статус организаций. Перемены затронули и пользовательские требования к качеству работы организаций. Стало очевидно, что специалистам для выполнения их функции необходимо встать на путь обновления и развития, пересмотрев все направления работы. Однако введение в работу инноваций представляет собой довольно сложный процесс, сопровождающийся организационными, экономическими и психологическими трудностями и различными профессиональными рисками. Для решения данных проблем необходимо применять такие подходы к процессу внедрения инноваций в деятельность организации, которые являются научно обоснованными.
Корпоративная культура организации стала важнейшим ресурсом, способным создать стабильную, адаптивную и тем самым жизнеспособную производственную систему, поскольку именно она определяет, как, каким образом и с какими усилиями (финансовыми и производственными) достигаются результаты деятельности организации, устанавливая изменение соотношения между уровнем производства и измеряемыми затратами. Понимание значимости корпоративной культуры становится одной из граней, разделяющих успех и неудачу в условиях современного бизнеса.