Научная статья на тему 'Особенности самостоятельной работы студентов магистратуры в процессе обучения экспертному оцениванию'

Особенности самостоятельной работы студентов магистратуры в процессе обучения экспертному оцениванию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
614
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / КОМПЕТЕНЦИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дегтярева Галина Николаевна

В статье автор раскрывает сущность понятия экспертной оценки образовательной среды и особенности организации самостоятельной работы студентов магистратуры, обусловленные формированием компетенции экспертной оценки образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дегтярева Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности самостоятельной работы студентов магистратуры в процессе обучения экспертному оцениванию»

УДК 37.026.7:37.062.5

Дегтярева Галина Николаевна

Аспирант кафедры педагогики и педагогических технологий ФГБОУ ВПО «Ставропольского государственного университета», gala28038@mail. т, Ставрополь

ОСОБЕННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭКСПЕРТНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ

Degtyareva Galina Nikolaevna

Рost-graduate student of the department of pedagogical technologies of State Stavropol University, [email protected], Stavropol

PECULIARITIES OF SELF-MAINTAINED WORK OF MASTER DEGREE STUDENTS IN STUDYING ExPERT Assessment

В последнее десятилетие новым явлением в развитии университетского образования стало открытие магистратур, которые реализуют одну из основных профессиональных образовательных программ в многоуровневой структуре высшего образования.

Сегодня уже можно сделать вывод о том, что магистратура является востребованной формой образования и с каждым годом становится популярной среди молодежи, нацеленной на получение качественного образования.

Магистратура - это завершающая ступень высшего профессионального образования. В структуре современного высшего образования степень магистра следует по научному уровню за степенью бакалавра и предшествует степени кандидата наук. Эта степень отражает уровень выпускника высшей школы и свидетельствует о наличии у него умений и навыков, присущих исследователю, аналитику или начинающему научному работнику [1, с. 78].

Прежде всего, магистратура - это научная школа, призванная подготовить выпускников к научным исследованиям, вооружить их современной методологией и методикой научного познания.

В свою очередь, магистр (от лат. magister - наставник, учитель, руководитель) - это широко эрудированный специалист, владеющий методологией научного творчества, современными информационными технологиями, подготовленный к исследовательской, консультационной и аналитической деятельности [1, с. 79].

По сравнению с другими формами высшего образования магистратура способна выработать у выпускника вуза универсальный подход к конкретной профессиональной деятельности. В магистратуре больше часов и усилий отводится на дисциплины специализации, исследовательские проекты, производственную практику и самостоятельную работу.

Целью программы подготовки магистров является формирование и развитие необходимого набора компетенций - интегральных способностей выпускника магистратуры самостоятельно решать определенный класс профессиональных задач в изменяющихся условиях социального заказа [2, с. 34] . В данной статье речь пойдет об обучении магистрантов экспертному оцениванию, что соответственно предполагает формирование у них компетенции экспертной оценки образовательной среды.

Экспертное оценивание, по мнению Э. В. Литвиненко, является методом познания, основанном на высказываниях (мнениях) об изучаемом объекте высококвалифицированных специалистов (экспертов) [8, с. 8].

Рассматривая экспертную оценку, Д. А. Иванов определяет ее как «особый метод экспертно-аналитической деятельности, требующий специальных знаний об объекте и предмете экспертного оценивания и профессиональных умений (проектировать, анализировать, оценивать, контролировать, управлять и т. д.), результатом которой является представление мотивированного заключения» [4, с. 89]

Экспертная оценка используется тогда, когда можно измерить составляющие процесса и его результаты при помощи уже известной меры или эквивалента.

Очевидно, что в понимании оценки как ценности заложен смысл сравнения с какой-либо нормой, в то время как в толковании оценки как установления качества чего-либо - смысл исследования.

В соответствии с этим определение экспертной оценки образовательной среды может быть следующее: Экспертная оценка образовательной среды -есть метод, с помощью которого возможно установление соответствия (несоответствия) образовательной среды конкретного образовательного учреждения, созданию условий для проявления творческого потенциала учащихся и тем самым для развития их физических, познавательных и личностных способностей.

Под компетенцией экспертной оценки образовательной среды нами понимается интегральная характеристика личности субъекта специализированной деятельности, выражающаяся в способности оценить функционирование и развитие образовательной среды конкретного образовательного учреждения.

Рассматривая проблему формирования компетенции экспертной оценки образовательной среды, следует отметить, что в процессе обучения экспертному оцениванию студентов магистратуры происходит существенное увеличение доли самостоятельной работы в качестве одной из важнейших форм деятельности магистрантов, связанной с освоением профессиональной образовательной программы.

Не вызывает сомнений, что процесс самостоятельного постижения студентами магистратуры учебного материала придает личностный смысл получаемому образованию, мобилизует творческие силы, актуализирует внутренние познавательные мотивы учения, способствует развитию навыков

самообразования, будит стремление к саморазвитию, способность к рефлексии [10, с. 113].

Понятие «самостоятельная работа» многогранно, поэтому вполне естественно, что оно не получило единого толкования в педагогической литературе и используется авторами в разных значениях. Приведем некоторые из них: - самостоятельный поиск необходимой информации, ее использование для решения учебных, научных и профессиональных задач (С. И. Архангельский); - деятельность, складывающаяся из многих элементов: творческого восприятия и осмысления учебного материла в ходе лекции, подготовки к занятиям, экзаменам, зачетам, выполнения курсовых и дипломных работ (А. Г. Молибог); - разнообразные виды индивидуальной, групповой познавательной деятельности студентов на занятиях или во внеаудиторное время без непосредственного руководства, но под наблюдением преподавателя (Р А. Низамов); - система мер по воспитанию активности и самостоятельности как черт личности, по выработке умений и навыков по рациональному приобретению полезной информации (Б. Г. Иоганзен); - деятельность, которая отождествляется с самообразованием (С. И. Зиновьев); - часть учебного процесса, которую студент проводит без непосредственного участия преподавателя, сам ее планирует и выполняет (В. И. Богданов); - система организации педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью, протекающей в отсутствие преподавателя (Х-В. Граф, И. И. Ильясов, В. Я. Ляудис); - планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (К. К. Гомоюнов) [9, с. 99-134].

Самостоятельная работа студентов магистратуры является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью в учебном процессе.

При изучении курса «Экспертное оценивание в образовании» самостоятельная работа представляет собой форму организации (вид) аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности магистранта, нацеленную на получение совершенно нового, ранее неизвестного знания. В данном случае самостоятельную работу магистрантов следует рассматривать как планируемую, то есть выполняемую под методическим руководством преподавателя, но без его непосредственного участия.

Для управления самостоятельной работой в процессе обучения экспертному оцениванию образовательной среды наиболее приемлемы косвенные методы. Магистрант имеет право на выбор собственной стратегии поведения и отсутствие жесткого регламента, поскольку сам несет ответственность за собственный выбор, осуществляя рефлексию и самокоррекцию. Следовательно, самостоятельную работу в процессе освоения экспертного оценивания образовательной среды целесообразно организовывать с учетом андро-гогических принципов обучения, имея в виду приоритет самостоятельного обучения и совместной деятельности; индивидуализации; системности и

контекстности обучения; актуализации результатов обучения; элективности курсов; осознанности обучения [3, с. 76].

При реализации андрогогических принципов организации самостоятельной работы студентов-магистрантов в процессе обучения экспертному оцениванию образовательной среды изменяется и роль преподавателя в образовательном процессе: в русле субъект-субъектного подхода преподаватель становится лишь одним из субъектов образовательной деятельности (консультирует при выполнении самостоятельной работы, предлагает способы ее оценивания) [5, с. 114].

Для улучшения качества процесса самостоятельной работы необходимо, чтобы вся информация об экспертном оценивании образовательной среды, имеющаяся у преподавателя, была в полном объеме доведена до магистранта. В условиях дефицита информации, процесс формирование компетенции экспертной оценки будет неудовлетворительным. Преподавателю следует обращать внимание не только на объем информации, но и на форму ее подачи: информация должна быть свернута, компактна, и отражать необходимые сведения об экспертной оценке образовательной среды [7, с. 66].

Самостоятельная работа магистрантов в процессе обучения экспертному оцениванию образовательной среды предполагает не только необходимость понимания информации о процедуре экспертной оценки, преобладание практических форм организации обучения над репродуктивными, но и выполнение коллективных заданий, что способствует формированию у магистрантов адекватной самооценки своих интеллектуальных возможностей и достижений в овладении методом экспертной оценки.

Самостоятельная работа студентов магистратуры в процессе обучения экспертному оцениванию образовательной среды предусматривает знание:

• сущности, цели, предмета, задач (исследовательская, контрольная, развивающая) экспертного оценивания образовательной среды;

• принципов экспертной оценки (экологичности, диалога и сотрудничества, конструктивности, креативности и гибкости, разносторонности и плюрализма, конфиденциальности, личной ответственности).

• функций экспертной оценки (проясняющая, защитная, развивающая, оценочная);

• методов и формы проведения экспертной оценки (индивидуальная, групповая);

• организационных и технологических основ деятельности экспертов;

• основных этапов экспертной оценки (начальный, основной, завершающий);

• процедуры анализа и обработки полученных результатов экспертного оценивания образовательной среды [8, с. 10].

Магистрант в ходе выполнения самостоятельной работы должен уметь не только определить цели и задачи экспертного оценивания образовательной среды, но и распознавать объект экспертной оценки (образовательная среда, люди, материальные объекты и процессы, протекающие в образовательном

учреждении), выделить его основные свойства (стороны, аспекты), отражающие специфику объектов оценки, и на этой основе сформулировать показатели и критерии оценивания [4, с. 120].

В процессе самостоятельной работы студент магистратуры должен научиться моделировать процедуру экспертной оценки образовательной среды, предлагать новые (оптимальные) условия решения экспертных задач, разрабатывать анкеты для экспертного опроса, аргументировано излагать свою точку зрения по результатам оценивания образовательной среды.

Самостоятельная работа в процессе обучения экспертному оцениванию способствует не только накоплению магистрантом специальных знаний об экспертной оценке образовательной среды, но и приобретению опыта применения этих знаний в стандартных и нестандартных ситуациях, развитию интуиции, способности быстрого понимания анализируемой ситуации [10, с. 127].

Формирование компетенции экспертной оценки образовательной среды у студентов магистратуры происходит комплексно, в области информационной, аналитической, конструктивной и диагностической деятельности. Самостоятельная работа создает возможность постепенного наращивания информации об экспертном оценивании образовательной среды, помогает глубже понять суть экспертной оценки, более технологично подойти к решению задач экспертной оценки образовательной среды.

Существенно увеличивается в процессе самостоятельного обучения экспертному оцениванию удельный вес заданий, требующих самостоятельного творческого приложения сил со стороны самого магистранта (от обычных тестов до написания статей, рекомендаций, экспертных заключений, аналитических справок и др.).

Следует подчеркнуть, что важными факторами повышения эффективности самостоятельной работы студентов магистратуры являются планирование и рефлексия, сочетание контроля и самоконтроля. Самостоятельная работа в процессе обучения экспертному оцениванию образовательной среды требует организации адекватного контроля над ее выполнением. Прежде всего - внешнего. Формами такого контроля могут быть письменные отчеты по результатам выполнения самостоятельной работы, коллоквиумы, творческие презентации, выступление на научных конференциях и т. п. Внешний самоконтроль характеризует умение магистранта адекватно оценивать уровень овладения учебным материалом в ходе решения учебных задач; внутренний - умение самостоятельно ставить перед собой вопросы, позволяющие решить учебную задачу [6, с. 83].

Специфика самостоятельной работы магистрантов в процессе обучения экспертному оцениванию заключается в формировании и развитии компетенции экспертной оценки, то есть способности самостоятельно проводить экспертное оценивание образовательной среды, принимать решения, брать на себя ответственность за результаты экспертной оценки, проводить анализ экспертной информации, осуществлять коммуникативные функции. Магистрант, владеющий компетенцией экспертной оценки должен не только

умеют пользоваться готовыми знаниями об экспертном оценивании образовательной среды, но и вырабатывают новые, а что еще более важно - транслировать их другим лицам.

Неоспорим тот факт, что именно в стенах высшего учебного заведения возможно и необходимо сформировать те компетенции, которые будут в дальнейшем способствовать переходу магистрантов на более высокие уровни профессиональной деятельности.

Именно самостоятельная работа призвана завершать задачи всех видов учебной работы в магистратуре. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием магистранта. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного магистра. Именно поэтому она становится главным резервом повышения эффективности подготовки в системе «бака-лавр-специалист-магистр».

Библиографический список

1. Бутенко, И. В. О магистратуре как высшей ступени образования [Текст] / И. В. Бутенко // Вестник магистратуры, 2011. - №2. - С. 78-85.

2. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня, 2003. - №5. - С. 34-42.

3. Змеев, С. И. Технология обучения взрослых [Текст] / С. И. Змеев. - М., 2002. -189 с.

4. Иванов, Д. А. Экспертиза в образовании: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Д. А. Иванов. - М.: Академия, 2008. - 329 с.

5. Ковалевский, И. Организация самостоятельной работы студента [Текст] / И. Ковалевский // Высшее образование в России, 2000. - № 1. - С. 114-115.

6. Краевский, В. В. Основы обучения: дидактика и методика [Текст] / В. В. Кра-евский, А. В. Хуторской. - М.: Академия, 2007. - 135 с.

7. Крулехт, М. В. Экспертные оценки в образовании: Учебное пособие [Текст] / М. В. Крулехт, И. В. Тельнюк. - М.: Academia, 2002. - 110 с.

8. Литвиненко, Э. В. Экспертное оценивание в лицензировании и аттестации образовательных учреждений и управленческих кадров: Учебное пособие [Текст] / Э. В. Литвиненко, М. А. Сергеева, М. П. Нечаев. - М.: 5 за знания, 2008. - 176 с.

9. Педагогика и психология высшей школы [Текст]. - Ростов - на - Дону, 1998. -С.99-134.

10. Самостоятельная работа студентов в условиях многоуровневого педагогического образования [Текст] / Сост. Ф. К. Савина. - Волгоград, 1993. - 204 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.