Научная статья на тему 'Особенности самосознания у несовершеннолетних правонарушителей'

Особенности самосознания у несовершеннолетних правонарушителей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
117
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности самосознания у несовершеннолетних правонарушителей»

Н. В. Ковригина

Г. Я. Кошелева, А. С. Охапкин, Е. А. Северова

85

Таблица 2. Нежелательные реакции в поствакцинальном периоде у детей, привитых АаКДС

Возраст детей Лихорадка выше 38,00 С, Болезненность, Лихорадка Судороги,

беспокойство, нарушение сна, гиперемия, отечность в выше 40,00 С пронзительный

аппетита(%) месте инъекции (%) (%) крик (%)

0-6мес 2 0 0 0

7-12 мес 1 1 0 0

1-2 года 1 0 0 0

3-5 лет 0 0 0 0

УДК 616.089-053.5-072.8

ОСОБЕННОСТИ САМОСОЗНАНИЯ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

Г. Я. Кошелева, А. С. Охапкин, Е. А. Северова

Смоленская государственная медицинская академия

Важнейшим результатом развития личности в подростковом возрасте является формирование идентичности как внутренней целостности, устойчивости и структурированности « Я» а также самосознания как субъективного отражения «Я». Эти образования позволяют человеку осуществлять осознанное и ответственное социально значимое поведение. Напротив, нарушения развития идентичности и самосознания свидетельствуют об аномалиях формирования личности .

Нами были изучены взаимосвязь агрессивных тенденций как индивидуально-типических особенностей у несовершеннолетних с уровнем их самооценки как составной части самосознания. Исследование проводилось на базе амбулаторной судебно психолого-психиатрической экспертизы ОГУЗ СОПКД. Объектом изучения стали 138 подростков в возрасте 16,8+1.3 года, обвиняемых в совершении преступлений против личности, в то числе, убийств и нанесении тяжких телесных повреждений.

Уровень выраженности агрессивных реакций коррелирует с сознательной самооценкой подростка. Общая тенденция заключается в наличии прямой связи: чем выше уровень сознательной самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих. Таким образом, оппозиционная манера поведения, направленная против авторитетов и установившихся правил, в большей степени характерна именно для подростков с высокой самооценкой своих лидерских потенций, а также для подростков, высоко оценивающих свою физическую привлекательность и телесное совершенство. Очевидно, в наибольшей степени подростковый негативизм выражен в том случае, когда обе эти парциальные самооценки "сходятся" в одной личности.

Вербальная агрессия коррелирует с различными аспектами самооценки подростков. Так же как и в случае с негативизмом, уровень проявления вербальной агрессии выше у тех, для кого характерна высокая самооценка способности к

86

Вестник Смоленской Медицинской Академии № 3, 2008

лидерству. Кроме того, вербальная агрессия оказалась связанной с уровнем самооценки собственной самостоятельности, автономности и с самооценкой интеллекта. Еще одна тенденция состоит в том, что более агрессивные подростки чаще имеют крайнюю, экстремальную самооценку - либо чрезвычайно высокую, либо крайне низкую. Для не агрессивных подростков более характерной тенденцией является распространенность средней по уровню самооценки. Так, если в группе высокоагрессивных подростков высокую самооценку имеют 70% испытуемых, то в группе менее агрессивных такую самооценку имеют в два раза меньше подростков - 35%. Соответственно, низкую самооценку в группе высокоагрессивных имеют 25%, а в группе неагрессивных - только 15%.

Для понимания подростковой агрессии значение имеет рассмотрение не только самой по себе самооценки личности, но и анализ соотношения самооценки и внешней оценки, которая дается референтными лицами, например, учителями или сверстниками. Если самооценка не находит должной опоры во внешнем социальном пространстве, если оценка подростка значимыми лицами из ближайшего окружения всегда (или преимущественно) ниже его самооценки, то эта ситуация, несомненно, должна рассматриваться как фрустрирующая. Наше исследование, проведенное по этому поводу, показало, что, действительно, подростки, чья самооценка находится в конфликте с внешней оценкой социума (оценка ниже и не соответствует самооценке), значимо отличаются от своих сверстников более высокими показателями агрессии. Наиболее существенные различия обнаруживаются по уровню выраженности косвенной агрессии и негативизма. Однако, кроме того, подростки с конфликтным соотношением самооценки и внешней оцен-

ки имеют также и более высокий уровень таких форм агрессии, как раздражительность, физическая агрессия и обида.

По данным проведенного исследования смысловых структур, представляющих психологическое ядро личности и лежащие в основе личностной регуляции человека, наиболее значимым смысловым образованием у несовершеннолетних с агрессивными деликтами является мужская половая идентификация, основной атрибут которой -сила. При этом у подростков-правонарушителей отсутствует эмоциональная идентификация образов «Я» и мужчины с образами реальных близких (отца, брата), что свидетельствует о недостаточной социальной опосредованности полоролевых представлений. Образ желаемого «Я» связан с мотивационными категориями гедонистического характера, Типичной является тесная смысловая связь категорий «жизнь»-«риск», подтверждающая данные литературы о том, что склонность к риску является одним из предикторов противоправного поведения. В морально-этической сфере категория «совесть» входит в одно смысловое образование с понятием «слабость». С учетом выраженной ориентации подростков с агрессивными деликтами на силу можно заключить, что внутренняя этическая регуляция поведения не только не входит в число их субъективных приоритетов, но и находится в определенной смысловой оппозиции к ним. Утрированная полоролевая идентификация и самоутверждение за счет физической силы и готовности к риску при слабой социальной опосредованности мотивов, недостаточной ориентации на нормативно-этическую регуляцию поведения составляют комплекс смысловых личностных проблем подростков, предрасполагающий к агрессивно-насильственным криминальным действиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.