Психология правонарушающего поведения
PSYCHOLOGY OF DELINQUENT BEHAVIOUR
Научно-практическая статья
УДК 316.6 © Антилогова Л. Н., Церфус Д. Н., Иванова Т. В., 2024 doi: 10. 24412/1999-6241-2024-499-427-432
5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии 5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности
Особенности самосознания подростков, склонных к девиантному поведению
Лариса Николаевна Антилогова, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и педагогической психологии 1; [email protected]; https://orcid.org/0000-0000-5940-4372
Диана Николаевна Церфус, кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры прикладной психологии 2; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-4544-273X
Татьяна Владимировна Иванова, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии экстремальных ситуаций 3; [email protected]; https://orcid.org/0000-0003-0816-570X
10мский государственный педагогический университет, 644099, Омск, наб. Тухачевского, 14, Россия
2 Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра 1,190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9, Россия
3 Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имени Героя Российской Федерации генерала армии Е. Н. Зиничева, 196105, Санкт-Петербург, Московский пр-т, 149, Россия
Реферат. Введение. Рассматриваются психологические особенности самосознания личности подростков с отклоняющимся поведением. Выделяются такие характерологические признаки подростничества, как формирование Я, самооценки, самоотношения, самоконтроля, половой, социальной идентификации; определение в ценностях и ценностных ориентациях, поиск группы, где подростку комфортно ощущать себя. Исходя из этого, не снижается интерес исследователей к данной возрастной группе, отличающейся активностью, экспрессивностью, непредсказуемостью, направленной на совершение как конструктивных, так и деструктивных действий и поступков. Деструкция чаще характеризует девиантных подростков, имеющих искаженное представление о себе и мире, тяготеющих к асоциальным правилам поведения. Цель — раскрытие психологических особенностей самосознания подростков, склонных к отклоняющемуся поведению. Материалы и методы. В исследовании использовались следующие методики: «Методика исследования самоотношения» В. В. Столина и С. Р. Пантилеева, тест «Кто я?» М. Куна, проективная методика «Мой мир» С. Т. Посоховой. Выборку составили 36 подростков. Результаты и обсуждение. Представляется структурно-содержательная характеристика самосознания подростка, определяющая его представление о самом себе, о месте в мире и в отношениях с окружающими. Приводятся данные анализа категории «самосознание» подростков, проведенного отечественными и зарубежными учеными, а также результаты нашего эмпирического исследования особенностей самосознания подростков-девиантов. Выводы. Самосознание девиантных подростков имеет особенности, к которым можно отнести завышенную самооценку, неумение справляться с трудностями, некритичность в оценке себя и своего поведения, негибкость суждений, негативизм, которые приводят часто к внутриличностным и межличностным конфликтам. Слабый самоконтроль препятствует формированию социальных и коммуникативных навыков, позволяющих выстраивать конструктивные отношения с другими людьми. Все это мешает личностному росту подростков, более глубокому постижению своего собственного Я. У определенной части подростков-девиантов слабое представление о себе как о личности, своих способностях и возможностях. Этим подросткам также присущи агрессивность, эгоцентризм, незрелость суждений о себе и других, недифференцированность идентичности. Все это мешает девиантам в построении Я-концепции и образа Я.
Ключевые слова: девиантность, девиантное поведение, самосознание, самоотношение, образ Я, подростки, Я-концепция
Для цитирования: Антилогова Л. Н, Церфус Д. Н., Иванова Т. В. Особенности самосознания подростков, склонных к девиантному поведению // Психопедагогака в правоохранительных органах. 2024. Т. 29, № 4(99). С. 427-432. 1^://(1окогдЛ0. 24412/1999-6241-2024-499-427-432
Scientific and Practical Article
UDC 316.6 © Antilogova L. N., Tserfus D. N., Ivanova T. V., 2024 doi: 10. 24412/1999-6241-2024-499-427-432
5.3.1. General Psychology, Personality Psychology, History of Psychology; 5.3.9. Legal Psychology and Psychology of Security
Peculiarities of Self-Consciousness of Juveniles prone to Deviant Behaviour
Larisa N. Аntilogova, Doctor of Science (in Psychology), Professor at the chair of General and Pedagogical Psychology 1; [email protected]; https://orcid.org/0000-0000-5940-4372
Diana N. Tserfus, Candidate of Medical Sciences, Associate-Professor, Associate-Professor at the chair of Applied Psychology 2; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-4544-273X
Таtiana V. Ivanova, Candidate of Science (in Psychology), Associate-Professor, Associate-Professor at the chair of Pedagogy and Psychology of Extreme Situations 3; [email protected]; https://orcid.org/0000-0003-0816-570X ' Omsk State Pedagogical University, 14 Tukhachevsky embk., Omsk, 644099, Russia
2 St. Petersburg State University of Railway Transport of the Emperor Alexander 1,9, Moskovsky pr., St. Petersburg, 190031, Russia
3 St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters named after Hero of the Russian Federation, Army General E. N. Zinichev, 149, Moskovsky pr.,
St. Petersburg, 196105, Russia
Abstract. Introduction. The authors consider psychological features of self-consciousness of personality of adolescents with deviant behavior. Such characterological features of adolescence as the formation of self, self-esteem, self-attitude, self-control, gender, social identification; determination in values and value orientations, search for a group where the juvenile feels comfortable are revealed. On this basis, the interest of researchers in this age group, characterised by activity, expressiveness, unpredictability, aimed at committing both constructive and destructive actions and deeds, is not decreasing. Destruction more often characterizes deviant juveniles who have a distorted view of themselves and the world and propensity for asocial rules of behaviour. The aim is to explain the psychological features of self-consciousness of juveniles prone to deviant behaviour. Materials and Methods. The study employs the following techniques: 'Self-attitude research methodology' by V. V. Stolin and S. R. Pantileev, test 'Who am I?' by M. Kuhn, the projective method 'My Space' by S. T. Posokhova. The sample consisted of 36 school juveniles. Results and Discussion. The structural and content characteristic of the juvenile's self-consciousness, which determines his/her idea of himself/herself, his/her place in the world and in relations with others, is presented. The data of the analysis of the category 'self-consciousness' of juveniles, carried out by domestic and foreign scientists, as well as the results of the empirical study of the peculiarities of juvenile self-consciousness - deviants, obtained by the authors in the process of empirical research, are given. Conclusions. Deviant juvenile self-consciousness has peculiarities that include exaggerated self-esteem, inability to cope with difficulties, absence of criticism in assessing themselves and their behaviour, inflexibility of judgement, negativism, which often lead to intrapersonal and interpersonal conflicts. Low self-control prevents the formation of social and communicative skills that facilitate creation of constructive relationships with others. All this hinders juveniles' personal growth, a deeper understanding of their own self. A certain part of juvenile deviants have a weak idea of themselves as individuals, their abilities and capabilities. These juveniles are also characterized by aggressiveness, egocentrism, immaturity of judgments about themselves and others, undifferentiated identity. All this interferes with the deviants in the construction of the self-concept and I-image.
Keywords: deviant, deviant behavior, self-consciousness, self-attitude, I-image, juveniles, self-concept
Citation: Аntilogova L. N., Tserfus D. N., Ivanova T. V. Peculiarities of Self-Consciousness of Juveniles prone to Deviant Behaviour. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2024. Vol. 29. No. 4(99). Pp. 427-432 (In Russ). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2024-499-427-432
Основные положения
1. Самосознание — один из основополагающих структурных компонентов личности, определяющийся как знание человека о самом себе, своем месте в обществе, своих интересах и переживаниях.
2. Самосознание формируется в процессе развития человека — от способности к действиям с предметами, назывании себя по имени, оценки себя и других, своих способностей, действий и переживаний, формирования собственных мыслей и чувств, что характерно для дошкольного и младшего школьного возраста, до формирования чувства взрослости, Я-концепции и образа Я в подростничестве.
3. Структура самосознания представлена когнитивным компонентом, способствующим самопознанию (сравнение человеком своих качеств, устремлений с другими людьми), на основе чего формируется образ Я; эмоциональным компонентом, проявляющимся в пе-
реживаниях личности по поводу различных событий, характеризующимся ценностным отношением человека к различным сторонам своего «Я»; поведенческим, реализующимся в умении человека предвидеть последствия своих действий и поступков, умении выстраивать стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели.
4. В подростковом возрасте самосознание находится в стадии формирования, что приводит к его неустойчивости и множеству образов Я, которые сменяют друг друга до тех пор, пока подросток не сформирует собственную Я-концепцию.
5. Самосознанию и личности в целом девиантных подростков присущи неадекватно завышенная самооценка, неспособность справляться с возникающими сложными ситуациями, тяготение к группам и лицам с асоциальной направленностью, неразвитая самокритичность, низкий уровень самоконтроля своих действий
и поступков, агрессивность, проявляемая в отношениях со сверстниками и взрослыми, эгоцентризм.
Введение
Актуальность, значимость, сущность проблемы. Интенсивное развитие общества, новые открытия и прорывы в экономической и социальной сферах общественной жизни не всегда сопровождаются совершенствованием личности человека, способной в полной мере направлять свои устремления на укрепление и развитие своей страны, посредством созидательной деятельности способствовать ее процветанию. Речь идет, прежде всего, о подрастающем поколении и, в частности, о таком возрастном периоде становления человека, как подростни-чество. Именно на подрастающее поколение возлагаются надежды, связанные с различными преобразованиями, способствующими продвижению нашей страны вперед. Однако подростки, обладая невероятной энергией, активностью, не всегда направляют их в позитивное русло. Отсюда желание выделиться из группы сверстников, заявить о себе осуществляется часто социально неприемлемыми способами, проявлением отклоняющихся форм поведения.
Говоря об особенностях подросткового возраста, нельзя не отметить то, что в этот период происходит бурное развитие всего организма, личностных структур, одной из которых является самосознание, развивающееся в этот период особенно интенсивно, обретая определенную зрелость. Подросток становится способным анализировать свои действия и поступки, а также происходящее в его внутреннем мире, однако этот анализ еще недостаточно глубок и объективен. Становление самосознания подростка зависит как от объективных, так и от субъективных факторов. Нарушение детско-родительских отношений, дисгармония межличностных отношений со сверстниками, наличие социально-психологической уязвимости, детерминированной дефицитами рефлексии, самооценки, социальной идентичности, негативно влияют на формирование самосознания подростка.
Проблема исследования заключается в наличии ряда противоречий:
— между необходимостью удовлетворения подростковой потребности в ощущении взрослости (употребление алкоголя, курение, независимость в принятии решений) и отсутствием социально приемлемых способов удовлетворения потребностей;
— между политикой государства, направленной на укрепление здоровья граждан, и отсутствием механизмов контроля поп-культуры, транслирующей употребление наркотиков, алкоголя, табакокурения, формирующих образ зависимого, но успешного человека;
— между осознанием необходимости психологической коррекционной помощи подросткам в развитии конструктивного самосознания и недостатком заинтересованности специалистов для разработки комплексных программ подобного рода;
— между необходимостью систематической профилактики девиантного поведения и фактическим от-
сутствием системного применения превентивных мер в отношении различных видов девиаций.
Необходимость разрешения приведенных противоречий обусловливает актуальность данного исследования, целью которого выступает выявление психологических особенностей самосознания девиантных подростков.
Теоретические предпосылки и состояние проблемы. В последнее время возросло число исследований, посвященных проблеме девиантного поведения подростков, что вызвало появление новой дисциплины — девиантологии как науки, изучающей причины, факторы и механизмы отклоняющегося поведения и реакцию общества на проявление девиаций. Выделяя причину девиантности, ученые сходятся во мнении, что подростки с низким уровнем самооценки, самопринятия, неразвитыми коммуникативными навыками, которым свойственен страх отвержения группой, имеют более выраженное стремление войти в группу асоциальной направленности, где можно встретить более сильных физически сверстников или старших по возрасту людей.
Анализ психолого-педагогической литературы и собственные наблюдения авторов позволяют выделить такие особенности девиантных подростков, как неадекватность реакций в ситуации фрустрации, эгоцентризм, вспыльчивость, несдержанность, дерзость, мстительность, сквернословие, низкое проявление самоконтроля, отсутствие интереса к учебе, перекладывание ответственности за свои промахи на других. Не обладая глубокими знаниями о правовых и нравственных нормах, деви-антные подростки практически лишены чувства ответственности за совершаемые противоправные действия, толчком к совершению которых может выступать и наличие асоциальных интересов, связанных с достижением желаемого посредством различных выигрышей и побед.
Подростки-девианты имеют «перевернутые» представления о личностных качествах человека. Они считают напористость, наглость, цинизм, жестокость положительными качествами. Тогда как такие качества, как совестливость, отзывчивость, участливость, честность, — отрицательными. Эти подростки в абсолют возводят качества, относящиеся к волевой сфере личности: храбрость, мужество, стойкость, смелость и др., поскольку, обладая ими, можно постоять за себя, добиться желаемого результата.
Таким образом, девиантность подростков в широком смысле слова можно определить как отклонение от общепринятых норм поведения.
Известно, что поведение человека регулируется на основе сознания и самосознания. Не являются исключением в этом смысле и девиантные подростки.
Что же представляет собой самосознание подростков вообще и девиантных в частности?
В психологической литературе при изучении самосознания подростков акцент делается на появлении следующих психологических новообразований: становления образа Я и идентичности.
Я-концепция и образ Я в подростковом возрасте приобретают наибольшее значение. В психологическом
словаре под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошев-ского дается следующее определение изучаемого феномена: «Я-концепция — целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе и включающий компоненты: когнитивный — образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости (самосознание); эмоциональный — самоуважение, себялюбие; оценочно-волевой — стремление повысить самооценку, завоевать уважение» * [1, с. 477].
В отечественной психологии изучением образа Я и самосознания подростков занимались такие ученые, как И. С. Кон, который выделял в понятии «Я» способность индивида осознавать себя и сознательно регулировать свою деятельность [1]; Б. Г. Ананьев, полагавший, что в подростковом возрасте самосознание способствует стабилизации личности [2]; Л. И. Божович, считавшая, что в подростковом периоде начинают развиваться самосознание и самоопределение, способствующие формированию жизненной позиции подростка [3].
Отечественные психологи прослеживают также связь самосознания с появлением сознательного Я, рефлексии, самооценки [4-6].
Взгляды зарубежных ученых во многом совпадают с мнением отечественных.
Так, К. Хорни при изучении самосознания акцентирует внимание на взаимодействии «реального Я» и «идеального Я», подчеркивая при этом, что отношение индивида к себе складывается под влиянием родителей, определяющих характер этих отношений [7].
Согласно теории Э. Эриксона, развитие человека связано с соматическим и социальным развитием, а также с развитием сознательного Я. Он считал, что самосознание — это постепенный процесс, который возникает тогда, когда человек способен научиться понимать себя [8].
Можно заключить, что подростковому возрасту свойственен повышенный интерес к самовосприятию, самопознанию и к осознанию своего места в жизни.
В подростковом возрасте образ Я только начинает формироваться, что приводит к неустойчивости самосознания и множеству образов Я, которые сменяют друг друга до тех пор, пока подросток не сформирует собственную Я-концепцию.
Основными проблемами современных подростков в данный период являются эмоциональная возбудимость, снижающая саморегуляцию поведения, и завышенная самооценка, вселяющая в подростка уверенность в том, что он «крутой» и ему все можно. Однако следует отметить несоответствие самооценки и оценки окружающих поведения подростка, что приводит к формированию у него отрицательных черт характера, появлению мотивов асоциального поведения.
Подростки с девиантным поведением чаще всего характеризуются низким уровнем сознания и самосознания, равнодушием, лживостью и агрессивностью, они склонны к подражанию, конфликтам, немотивиро-
ванным поступкам, у них преобладают противоправная мотивация, негативизм, в школе они доминируют над сверстниками и, как правило, не имеют друзей.
Такие подростки склонны к употреблению психотропных веществ, свои неудачи объясняют внешними причинами и перекладывают ответственность на других, т. е. им присущ внешний локус контроля. Девиантов отличают низкий уровень саморегуляции и притупленность чувства ответственности за совершенное противоправное действие [9-11].
Таким образом, к особенностям образа Я и самосознания девиантных подростков можно отнести завышенную самооценку, неумение преодолевать трудности, конформность в группе с асоциальными установками, отсутствие критичности к своему поведению, негативное отношение к себе и к окружающим людям, слабый самоконтроль, агрессивность, эгоцентризм.
Материалы и методы
Выявление особенностей развития самосознания девиантных подростков мы осуществляли через самоотношение, его структурный компонент. Получение эмпирических данных, характеризующих данный компонент самосознания подростков, осуществлялось с помощью «Методики исследования самоотношения» В. В. Столина и С. Р. Пантилеева, которая способствовала выявлению таких уровней самоотношения, как глобальный, дифференцированный и уровень готовности к действиям. Помимо данной методики, применялся тест «Кто Я?» М. Куна, который позволил выявить содержательные характеристики идентичности личности, а также составляющие Я-концепции. Кроме того, осуществлялась также проективная рисуночная проба «Мой мир» С. Т. Посо-ховой, дающая представление о внутреннем мире подростков. В исследовании приняли участие 36 подростков школ Омска 15-16 лет, состоящих на внутришкольном учете или на учете в подразделении по делам несовершеннолетних за мелкие правонарушения.
Результаты и обсуждение
Применение «Методики исследования самоотношения» В. В. Столина и С. Р. Пантилеева позволило получить следующие результаты: большинство подростков с девиантным поведением (28 человек (77,8%)) продемонстрировали закрытость в себе (шкала «открытость — закрытость»), т. е., стремясь защитить себя от внешнего мира, они не раскрывают свои намерения, цели и мотивы своих поступков.
Позитивно-снисходительное отношение к своим качествам, чертам характера, направленности личности (шкала «самопринятие») высказали 29 респондентов (82,2%), что говорит об отсутствии у них критичности в оценке себя.
Значительное число опрошенных (29 человек (80,5%)) продемонстрировали высокие показатели по шкалам «внутренняя конфликтность» и «самообвинение», отражающим негативное отношение девиантов к себе. Здесь возникает парадокс, поскольку это идет вразрез с вы-
* Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л. А. Карпенко ; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов н/Д, 1998. 512 с.
сокими показателями, полученными по шкале «самопринятие». Возможно, это связано с тем, что подростковый возраст характеризуется противоречивостью, амбивалентностью. Отсюда подростки одновременно принимают себя и негативно относятся к себе, что сопровождается внутриличностным конфликтом, особенности протекания которого описаны в работах ряда исследователей [12-14]. Необходимо пояснить, что для анализа по вышеназванной методике были взяты только высокие показатели по шкалам.
Далее респондентам был предложен тест М. Куна «Кто я?», где в качестве показателей самоотношения выступали «неадекватная самооценка», «завышенная валентность», «гендерная идентичность», «социальная идентичность», «высокая дифференцированность». Мы также взяли для анализа только высокие показатели. Было выявлено, что частота завышенной самооценки встречается у 21 человека (50,3%). Это можно истолковать следующим образом: как известно, самооценка подростка формируется на основе мнения окружающих, и если это окружение не осуждает поведение и действия девиант-ного подростка, то возникает завышенная самооценка, которая приводит к мысли, что ему все можно, в том числе и совершение противоправных деяний. В то же время завышенная самооценка может выступать антиподом заниженной самооценки. Если в детстве ребенок подвергался унижению, наказанию, издевательствам, побоям, то в подростничестве завышенная самооценка может выступать в роли психологической защиты.
Полученные данные, характеризующие гендерную идентичность, показали, что 25 подростков (69,4%) косвенно указывают на свой пол — через различные социальные роли. Отсюда напрашивается вывод, что совершаемые правонарушения для девиантных подростков — это способ попробовать себя в роли взрослого, «примерить» на себя образ крутого сильного человека [15].
Социальная идентичность, причастность к которой продемонстрировали 32 подростка (91,6%), активно развита. Девиантные подростки, входя в определенную группу, чаще всего с асоциальной направленностью, принимают и следуют установленным правилам, подчиняются существующей иерархии.
Можно согласиться с мнением В. Ф. Пирожкова о том, что асоциальная, враждебная, агрессивная среда формирует необходимую ей социальную идентичность, вынуждая человека реализовывать разные социальные роли [16].
Уровень дифференцированности в социальной, коммуникативной сфере у девиантных подростов также высок: он присущ 31 подростку (86,1%). Это может свидетельствовать о том, что девиантные подростки уверенно ощущают себя в социуме, не испытывая трудностей в коммуникации и вступлении в контакт с другими людьми.
Подводя итог, можно отметить, что у девиантных подростков доминируют завышенная самооценка, закрытость внутреннего мира, самопринятие, половая и социальная идентичность. Им присуща также опреде-
ленная степень осознанности, т. е. понимание того, что они совершают правонарушение, которое происходит часто из-за несформированности самоконтроля.
Далее была применена проективная методика «Мой мир», позволяющая определить направленность самосознания через ранее описанные его структурные компоненты. Так, агрессивность отражает эмоциональный компонент самосознания; потребность в общении, создание образа собственного мира — когнитивный компонент; потребность в опоре, поддержке — оценочно-волевой компонент.
Диагностика подростков на основе данной методики показала следующие результаты.
Таблица. Доминирующие показатели направленности самосознания у девиантных подростков (методика «Мой мир») (ТаЫе. Dominant indicators of self-consciousness orientation
in deviant juveniles («My Space» technique))
Показатели Количество человек Процент
Агрессивность 27 75,0
Потребность в общении 23 63,8
Потребность в любви 26 72,2
Потребность в опоре, поддержке 13 36,1
Потребность в теплых взаимоотношениях 13 36,1
Образ собственного мира 10 27,7
Наличие тревоги 13 36,1
Ресурсы внешнего мира 23 63,8
Проективная методика показала, что у 75% деви-антных подростков на их рисунках отражена агрессивность человека (изображение драк, оружия, насилия). На рисунках 23 подростков (63,8%) представлены сюжеты с различным изображением людей, что можно рассматривать как стремление подростков к общению, которого им не хватает, поскольку их сверстники с нормативным поведением не испытывают желания взаимодействовать с ними и коммуницировать. Изображенные на рисунках подростков деревья, солнце, дом, играющие дети, домашние животные можно оценить как желание подростков найти в лице близких, родных людей любовь, заботу и ласку. Такую потребность испытывают 26 респондентов (72,2%).
В отношении образа внутреннего мира, представленного на рисунке «Земля», следует сказать, что он нашел отражение лишь у 10 подростков (27,7%). Это свидетельствует об отсутствии или «размытом» представлении девиантов об их собственном мире, а также и о мире, в котором они живут.
Незначительное число подростков (13 человек (36,1%)) отобразили на своих рисунках различные штрихи, зачеркивания, множество линий, что можно интерпретировать как переживание ими тревоги, волнения.
На рисунках 23 респондентов (63,8) отражена природа, что может говорить об их потребности в ресурсах внешнего мира.
Таким образом, результаты, полученные по проективной методике «Мой мир», свидетельствуют о том, что большинство девиантных подростков во взаимо-
действии с другими людьми проявляют агрессивность, которая находит выражение в драках, конфликтах. У них не сформирован образ собственного мира. Они тревожны и испытывают потребность в общении, любви и теплых отношениях, особенно со стороны родных и близких.
Выводы
1. Подростков с девиантным поведением характеризует то, что они скрытны, стремятся отгородить свой внутренний мир, свои переживания, чувства от других, боясь с их стороны либо отрицательных оценок, либо насмешек, либо порицаний. В закрытости подростков проявляется их стремление обезопасить и защитить себя.
2. Девиантные подростки отличаются позитивно-снисходительным отношением к своим потребностям, желаниям, устремлениям, недостаткам, принимают себя такими, какие они есть («самопринятие»), несмотря на правонарушение, которое они совершили. Это согласуется с другими исследованиями, где отмечается, что недостаток критики и ригидность поведения, подверженность эмоциональным порывам побуждает подростков-девиантов к безрассудным и бесконтрольным поступкам.
3. Самооценка как структурный компонент самосознания у девиантных подростков неадекватно завышена, что придает им уверенность в себе, а также в том, что они все могут и никто их не остановит в совершении задуманного, которое часто идет вопреки нормам морали и права. Совершая правонарушение, такие подростки осознают, что они не следуют закону, т. е. идут на противоправный поступок сознательно.
4. Самосознание девиантных подростков деформировано, что не позволяет им адекватно воспринимать себя и относиться к себе, а также выстраивать конструктивные отношения с другими людьми, избегать конфликтов, агрессивности, которые, как правило, приводят их к совершению правонарушений.
Область применения и перспективы. Коррекция агрессивности и тревоги, препятствующих конструктивным отношениям с другими людьми, актуализация потребности в позитивном общении. В дальнейшем при обращении к данной проблеме важно рассмотрение самопознания девиантных подростков в контексте их представлений о себе и окружающем мире.
Список источников / References
1. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978. 367 с.
2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. М., 1980. Т. 2 / сост.: В. П. Лисенкова, Н. В. Кузьмина. 287 с.
3. БожовичЛ. И. Проблемы формирования личности : избр. психол. тр. / под ред. Д. И. Фельдштейна. М.; Воронеж, 1995. 348 с.
4. Дьяченко Е. В. Самосознание в профессиональной жизни человека : монография. Екатеринбург, 2020. 260 с.
5. Иващенко А. В., Агапов В. С., Барышникова И. В. Проблемы Я-концепции личности в отечественной психологии // Мир психологии. 2002. № 2(30). С. 17-30.
6. Щербина А. И. Основные подходы к изучению проблемы самосознания в отечественной психологии // Культурная жизнь Юга России. 2009. № 2(31). С. 146-148.
7. Хорни К. Невроз и личностный рост: борьба за самореализацию. СПб., 2019. 400 с.
8. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ. ; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. М., 1996. 340 с.
9. Егоров А. Ю., Игумнов С. А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. СПб., 2005. 436 с.
10. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. М., 2016. 385 с.
11. Подольский Д. А., Пупырева Е., Борисова И. Возрастно-психологические особенности «трудных подростков». М., 2005.
124 с.
12. Антилогова Л. Н., Евтихов О. В. Конфликтная некомпетентность как фактор деструктивного поведения подростков // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. № 2(85). С. 164-169. https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2021-2-164-169.
13. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. М., 2007. 198 с.
14. Новгородцева А. П. Внутренние конфликты подросткового возраста // Культурно-историческая психология. 2006. № 3. С. 38-50.
15. Кнутова А. И. Особенности «Образа — Я» в подростковом возрасте // Концепт. 2019. № 3. С. 88-92.
16. Пирожков В. Ф. Криминальная психология. М., 2001. 702 с.
Поступила 28.03.2024; одобрена после рецензирования 14.04.2024; принята к публикации 30.06.2024.
Все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.