Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЮЖНО-ЯКУТСКОГО РЕГИОНА'

ОСОБЕННОСТИ САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЮЖНО-ЯКУТСКОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОХРАНИТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Захарова Елизавета Андреевна, Прокопенко Лариса Анатольевна

В статье рассматриваются особенности самосохранительного поведения студентов, проживающих и обучающихся в Южно-Якутском регионе. Приведены основные структурные элементы, выделенные Ивановой Л. Ю. в качестве социологических аспектов самосохранительного поведения, а также основные компоненты данной структуры. Подробно описаны результаты экспресс-исследования отношения студентов к вредным привычкам, степени внимания к своему физическому и эмоциональному здоровью, а также отношения к проблеме долголетия. Выявлен тип самосохранительного поведения студентов, а также основные проблемы студентов в период обучения, влияющие на состояние их здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Захарова Елизавета Андреевна, Прокопенко Лариса Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SELF-SAFETY BEHAVIOR OF STUDENTS OF THE SOUTH YAKUTSK REGION

The article examines the features of self-preserving behavior of students living and studying in the South Yakutsk region. The main structural elements identified by L.Yu. Ivanova are given as sociological aspects of self-preserving behavior, as well as the main components of this structure. The results of the express study of the students' attitudes to bad habits, the degree of attention to their physical and emotional health, as well as attitudes towards the problem of longevity are described in detail. The type of selfpreserving behavior of students was revealed, as well as the main problems of students during the period of study, affecting their state of health.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЮЖНО-ЯКУТСКОГО РЕГИОНА»

No. 4, pp. 211-215.

Контактная информация: romanova-natasha@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 28.12.2020

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЮЖНО-ЯКУТСКОГО РЕГИОНА

Елизавета Андреевна Захарова, студентка, Лариса Анатольевна Прокопенко, кандидат педагогических наук, доцент, Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета, Нерюнгри

Аннотация

В статье рассматриваются особенности самосохранительного поведения студентов, проживающих и обучающихся в Южно-Якутском регионе. Приведены основные структурные элементы, выделенные Ивановой Л.Ю. в качестве социологических аспектов самосохранительного поведения, а также основные компоненты данной структуры. Подробно описаны результаты экспресс-исследования отношения студентов к вредным привычкам, степени внимания к своему физическому и эмоциональному здоровью, а также отношения к проблеме долголетия. Выявлен тип самосо-хранительного поведения студентов, а также основные проблемы студентов в период обучения, влияющие на состояние их здоровья.

Ключевые слова: самосохранительное поведение, здоровье, студенты, здоровый образ жизни, мотивация.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p337-340

FEATURES OF SELF-SAFETY BEHAVIOR OF STUDENTS OF THE SOUTH

YAKUTSK REGION

Elizaveta Andreevna Zakharova, the student, Larisa Anatolyevna Prokopenko, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, Technical Institute (branch) of the North-Eastern Federal University, Neryungri

Abstract

The article examines the features of self-preserving behavior of students living and studying in the South Yakutsk region. The main structural elements identified by L.Yu. Ivanova are given as sociological aspects of self-preserving behavior, as well as the main components of this structure. The results of the express study of the students' attitudes to bad habits, the degree of attention to their physical and emotional health, as well as attitudes towards the problem of longevity are described in detail. The type of self-preserving behavior of students was revealed, as well as the main problems of students during the period of study, affecting their state of health.

Keywords: self-preservation behavior, health, students, healthy lifestyle, motivation.

Для репродуктивного, социального и трудового формирования потенциала каждой страны особый вклад вносит студенческая молодежь. Выпускники высших учебных заведений вносят существенный вклад в обновление рабочей силы, обеспечивая кадрами различных сфер рынка труда, привнося изменения в профессиональный состав рабочей структуры. Портрет современного молодого специалиста предполагает, как обладание необходимым уровнем профессиональных знаний, так и высоким уровнем физического и психического здоровья. Здоровье студента влияет на качество полноценного вступления в профессиональную сферу жизнедеятельности, и также на активное взаимодействие с социумом. Исходя из этого, следует полагать, что формирование самосохранительного поведения студентов должно быть целенаправленным и осуществляться как на личном уровне, так и на государственном. Неотъемлемой частью профессиональной подготовки

студентов является не только создание необходимых социально-гигиенических условий обучения, но и мотивация студентов на индивидуальное формирование самосохрани-тельного поведения и личному контролю состояния психического и физического здоровья.

Исследователем Л.Ю. Ивановой самосохранительное поведение определяется как «система действий и отношений людей, опосредующих сохранение или отказ от сохранения здоровья и жизни». В качестве социологических аспектов самосохранительного поведения она выделяет следующие структурные элементы: показатель собственного здоровья в структуре ценностных ориентаций личности; оценку своего здоровья; мотивы, заставляющие человека уделять внимание собственному здоровью; динамику отношения к здоровью в течение жизни и обусловливающие его факторы; мнение об обстоятельствах, влияющих на хороший уровень здоровья; оценку того, насколько собственный образ жизни является здоровым; мнение о том, что мешает вести здоровый образ жизни и какие факторы на это влияют. Действия, относящиеся к здоровому образу жизни, - это правильное питание, занятия физической культурой, поведенческие стратегии взаимодействия с врачами и медицинскими организациями, отсутствие вредных привычек, профилактика заболеваний, интерес к информации о здоровье и здоровом образе жизни, оценка наилучшей, желаемой и ожидаемой продолжительности жизни [1, с. 112].

Структура самосохранительного поведения включает в себя три основных компонента:

1. Когнитивный компонент, который содержит в себе знания о собственном здоровье, о факторах, оказывающих положительные и отрицательные воздействия на здоровье;

2. Эмоциональный компонент отражает чувства и эмоции, связанные с изменениями состояния здоровья в различные периоды жизни;

3. Мотивационно-поведенческий компонент включает в себя специфику поведения человека в сфере здоровья, стратегии в случае различных заболеваний, а также мотивы здорового или нездорового образа жизни, которые отражают ценностные установки личности на сохранение здоровья [2].

Целью настоящего исследования является выявление особенностей самосохранительного поведения студентов Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета в г. Нерюнгри. Самосохранительное поведение студентов, проживающих в Южно-Якутском регионе, требует особого внимания, исходя из отличительных климатических условий. В экспресс-исследовании приняли участие 177 студентов, обучающихся на 1-3 курсах технических и гуманитарных направлений. Студентам была представлена анкета, включающая в себя блоки с вопросами о их отношении к вредным привычкам, о степени внимания к своему физическому и эмоциональному здоровью, а также вопросы, связанные с долголетием.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Результаты анкетирования показали нам, что только 42% всех опрашиваемых студентов ответственно подходят к заботе о своем здоровье, 53% студентов заботятся о себе «от случая к случаю», остальные же не проявляют интереса к состоянию собственного здоровья. На вопрос «Должен ли человек всегда заботиться о своем здоровье?» ответы распределились таким образом: «Всегда» - 83%, «Только если болен» - 6%, «Только при угрозе заражения» - 2%, «При достижении определенного возраста» - 1%, и остальные 8% затруднились ответить. К советам по сохранению и поддержанию здоровья внимательно прислушивается 21% студентов, не прислушивается 10%, и вариант ответа «более-менее» отметили 69%. Также студентам было предложено выбрать факторы, влияющие на их здоровье. Самыми распространёнными вариантами стали факторы «климатических условий Севера» (29%) и «нездоровый образ жизни» (28%). 17% отме-

тили плохую экологию, 8% - «условия обучения», 7% - «условия домашнего быта» и 11% выбрали «другое». В целом можно отметить, что более 50% студентов, участвующих в исследовании, проявляют высокий интерес к личному здоровью.

Важной частью самосохранительного поведения студенческой молодежи является наличие правильных и отсутствие вредных привычек. Среди опрошенных студентов против курения высказываются более 70%, категорически против наркотиков 94%, в редких случаях «по праздникам» спиртные напитки употребляют 58%. Активный образ жизни за пределами образовательного учреждения ведут 40% студентов, остальные же занимаются спортом только на обязательных учебных занятиях. Данные результаты дают нам право говорить о положительной динамике в данной категории особенностей самосохранитель-ного поведения.

Ответственное отношение к личному эмоциональному здоровью также является весомой составляющей самосохранительного поведения. Студентам было предложено выбрать подходящий ответ на вопросы «Как часто вы испытываете положительные эмоции» и «отрицательные эмоции». Варианты на вопрос о положительных эмоциях распределились следующим образом: «Ежедневно» - 33%, «Часто» - 44%, «Иногда» - 22%, «Никогда» - 1%. Негативные эмоции студенты испытывают: «Ежедневно» - 10%, «Часто» - 26,5%, «Иногда» - 56,5%, «Никогда» - 7%.

В анкете была представлена категория вопросов, направленная на выявление отношения студентов к вопросу долгожительства, на что в целом и направлено самосохра-нительное поведение в течении всей жизни. На вопрос «Хотели бы Вы прожить как можно дольше?» положительный ответ дали 81% из всех участников анкетирования. На вопрос «Что побуждает Вас жить как можно дольше» вариант «Хочу испытать и увидеть в мире как можно больше» выбрали 73% студентов, нежелание расставаться с близкими отметили 15%, 6% испытывают страх перед смертью, 5% выбрали вариант «Надеюсь дожить до времени, когда медицина найдет средства от всех моих болезней» и позицию «Лучше жить болея, чем не жить вообще» выбрал 1% студентов. Причину своей отрицательной позиции по вопросу желания прожить дольше студенты объяснили так: «Нежелание быть в старости обузой своим родным и близким» - 36%, «Страх болезни и беспомощности» - 42%, «Ради продления жизни не хочу себя ничем ограничивать» - 22%. В вопросе «Сколько лет Вам хотелось бы прожить при самых благоприятных условиях» средний выбор был от 85 до 100 лет. Также перед студентами стояла задача распределить факторы степени влияния на продолжительность жизни. 38% студентов на первое место поставили фактор «Условия жизни». «Усилия самого человека» на первое место выбрали 29%, «Наследственность» - 28%, «Медицина» - 5%.

Общие результаты исследования говорят о том, что большинство студентов ответственно подходят к выполнению действий, направленных на поддержание и охрану собственного здоровья. Тип их самосохранительного поведения можно определить, как позитивный.

Позитивный тип самосохранительного поведения - это поведение личности, направленное на сохранение и укрепление биологического, психического и социального здоровья. Характерными чертами такого поведения являются регулярное медицинское обследование, здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек, бережное отношение к своему эмоциональному и психическому состоянию. Негативный же тип самосохрани-тельного поведения предполагает поведение, направленное на разрушение здоровья. Оно может выражаться как в осознанных целях, например, студенты в 80% случаев жертвуют своим здоровьем для достижения высоких академических успехов, так и в неосознанных действиях, при недостаточной информированности о влиянии на здоровье студента различных факторов [3].

Обобщая вышеизложенные результаты исследования, можно сделать вывод о том, что студенческая молодежь заботится о личном здоровье, хорошо проинформированы о

различных факторах, но не всегда используют данную информацию в своем опыте. Глав -ными проблемами студентов является отсутствие качественного и продолжительного сна, отсутствие физических нагрузок, зачастую эмоциональное выгорание на фоне плотной учебной занятости. Образовательным учреждениям необходимо обратить должное внимание на проблему мотивации студентов к здоровому образу жизни и позитивному само-сохранительному поведению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванова Л.Ю. Самосохранительное поведение и его гендерные особенности / Л.Ю. Иванова // Россия реформирующаяся. - 2005. - № 5. - С. 110-113.

2. Уляева Л. Г. Психологический индикатор здоровьесбережения личности // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 6. - С. 54-55.

3. Шушунова Т.Н. Самосохранительное поведение студенческой молодежи: социологический анализ (на примере минских вузов) / Т.Н. Шушунова. - Минск : Право и экономика, 2010. -114 с.

REFERENCES

1. Ivanova, L.Yu. (2005), "Self-Preservation behavior and its gender features", Russia reforming, No. 5, pp. 110-113.

2. Ulyaeva, L.G. (2006), "Psychological indicator of health saving of the individual", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 54-55.

3. Shushunova, T.N. (2010), Self-Preservation behavior of students: a sociological analysis (on the example of Minsk universities), Law and economy, Minsk.

Контактная информация: lizu98@mail.ru, larisana4@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.11.2020

УДК 159.9.072.432

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Валерий Сергеевич Иванов, кандидат педагогических наук, доцент, Виктор Иванович Шарагин, кандидат военных наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет; Роман Валерьевич Козьяков, кандидат психологических наук, доцент, Гжельский государственный университет; Наталья Григорьевна Пучко-ва, доцент, заведующая кафедрой, Московский архитектурный институт

Аннотация

Введение. Современное высшее образование оказалось под прессом социальных обстоятельств, обусловленных распространением коронавирусной инфекции. В статье раскрывается вопрос влияния психолого-педагогического воздействия преподавателя на тревожность студентов в период пандемии в условиях дистанционного обучения. Цель исследования. Выявить эффективность методики психолого-педагогического воздействия преподавателя на тревожность студентов в ходе проведения дистанционных занятий. Методика и организация исследования. В исследовании эффективности методики психолого-педагогического воздействия преподавателя на тревожность студентов-психологов приняло участие 60 человек. Для диагностирования уровня тревожности студентов использовались методики: Спилбергера-Ханина, Дж. Тейлора и А.М. Прихожан. Результаты исследования. Методика, направленная на изменение (центрирование) уровня тревожности у студентов в процессе дистанционных занятий является эффективным средством изменения ее уровня. Проведенная диагностика показала увеличение количества студентов со средним уровнем тревожности, в среднем в 0,55 раза. Значимость такого результата подтверждена методом математической статистики. Выводы. Предложенная методика позволила увеличить долю студентов со средним уровнем тревожности в среднем на 55%.

Ключевые слова: студент, преподаватель, тревожность, образовательная ситуация, дистанционное обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.