Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ И МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПРОКРАСТИНАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ И МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПРОКРАСТИНАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / юноши / девушки / прокрастинация / самооценка / мотивация / мотивация избегания неудач / мотивация достижения успеха / критерии прокрастинации / саморегуляция / students / young men / young women / procrastination / self-esteem / motivation / «avoidance of failure» motivation / «achievement of success» motivation / procrastination criteria / self-regulation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кочиева Елена Михайловна, Мохова Вероника Олеговна, Никитина Александра Александровна

Статья посвящена исследованию прокрастинации у студентов. Выделены критерии прокрастинации как психологического явления. Рассмотрены особенности негативного и позитивного влияния прокрастинации на личность. В статье представлены результаты эмпирического изучения самооценки и особенностей мотивации студентов с разным уровнем прокрастинации. Выявленные особенности общей и личностно-обусловленной прокрастинации, а также самооценки юношей и девушек не имеют статистически значимых отличий, при этом диагностированы различия в выраженности ситуативно-обусловленной прокрастинации и мотивации достижения успеха. Студенты с низким и высоким уровнем прокрастинации не имеют значимых отличий в уровне самооценки. Возможным объяснением является отсутствие обязательной связи между прокрастинацией и ухудшением итогового результата деятельности. Студенты с высоким уровнем прокрастинации более склонны демонстрировать мотивацию избегания неудач и менее мотивацию достижения успеха. Более половины студентов продемонстрировали высокий уровень прокрастинации. Это делает необходимым разработку и организацию психологической поддержки студентов по развитию волевых качеств, тайм-менеджмента и личностной саморегуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кочиева Елена Михайловна, Мохова Вероника Олеговна, Никитина Александра Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the study of studentsprocrastination. The criteria for procrastination as a psychological phenomenon were highlighted. The features of the negative and positive procrastination influence on personality were studied. The article presents the results of an empirical study of self-esteem and motivation's specific of students with different procrastination levels. The revealed features of general and personality-driven procrastination, as well as self-esteem of boys and girls, do not have statistically significant differences, while differences in the severity of situationally-driven procrastination and motivation for success are diagnosed. Students with low and high levels of procrastination have no significant differences in the level of self-esteem. A possible explanation is the absence of a mandatory link between procrastination and deterioration of the final result of activity. Students with high procrastination level are more likely to demonstrate an «avoidance of failure» motivation and less likely to demonstrate an «achievement of success» motivation. More than half of the students demonstrated high procrastination level. This makes necessary to develop and organize psychological support for students in the development of volitional qualities, time management skills and personal self-regulation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ И МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПРОКРАСТИНАЦИИ»

Полученные результаты характеризуют несовершеннолетних правонарушителей как более агрессивных в сравнении с правопослушными сверстниками. Им свойственно проявлять внешне обвинительные агрессивные реакции, импульсивное, протестное поведение, что может свидетельствовать о личностной незрелости, чувстве неудовлетворенности собой, неразвитых механизмах самоконтроля. Девиантные подростки демонстрируют недоверие и осторожность по отношению к окружающим, что, по-видимому, является следствием влияния криминальной субкультуры и особенностей взаимодействия внутри нее. Полученные данные также указывают на склонность и готовность девиантных подростков к применению насилия и физической силы для удовлетворения своих потребностей. Более выраженное чувство вины у девиантных подростков может свидетельствовать об аутодеструктивных тенденциях, негативном отношении к собственной личности, переживаниях по поводу совершенных поступков, что, по-видимому, связано со стремлением подростков избавиться от вынужденной изоляции.

Выводы:

1. Результаты сравнительного анализа, проведенного в трех возрастных группах, показали, что девиантные подростки в возрасте 11-13 и 14-15 лет не различаются между собой в специфике проявления агрессивных реакций. Наиболее агрессивными являются подростки-правонарушители в возрасте 14-15 лет. В целом с возрастом у девиантных подростков наблюдается тенденция к постепенному угасанию агрессивности, которая является универсальной как для правонарушителей, так и доя правопослушных подростков. Однако, вместе с тем девиантные подростки значительно агрессивнее последних.

2. Во всех возрастных группах подростков наблюдается ряд поведенческих изменений, которые проявляют себя в комплексе агрессивности и враждебности. Однако, в структуре поведения подростков старшей возрастной группы данные показатели несколько редуцируются, что, скорее всего, связано с общим снижением эмоциональных проявлений в более поздний возрастной период и развитием механизмов регуляции и контроля своего поведения.

3. По мере взросления различия в проявлениях агрессивности у подростков мужского и женского пола усиливаются. Подростки мужского и женского пола в возрасте 14-15 лет различаются по показателю косвенной агрессии, который достоверно выше в группе девочек. Подростки мужского пола в возрасте 16-18 лет отличаются от своих сверстниц более высоким уровнем физической агрессии, негативизма и обиды. В группе девиантных девочек 16-18 лет зафиксировано более высокое чувство вины.

4. Девиантные подростки, обучающиеся в специальных учреждениях закрытого типа значительно агрессивнее подростков, содержащихся в воспитательных колониях и следственном изоляторе. Достоверно значимые различия зафиксированы по всем параметрам агрессивности.

5. Подростки, отбывающие наказание больше года агрессивнее, чем те, подростки срок заключения, которых не превышает полгода. Уровень вербальной, косвенной агрессии, раздражительности и чувства вины достоверно выше в группе подростков, находящихся в заключении больше года.

6. Изучение специфики проявления агрессивных реакций девиантных подростков в зависимости от вида совершенного преступления показало, что корыстно-насильственные и корыстные правонарушители не различаются между собой в проявлениях агрессивности. Вместе с тем для данной группы характерен более высокий уровень физической и вербальной агрессии в сравнении с насильственными преступниками. Уровень физической агрессии также выше в группе корыстно-насильственных правонарушителей по сравнению с насильственными.

Литература:

1. Бурминская, Т.В. Взаимосвязь особенностей развития личности подростков и форм агрессивных реакций: диссертация ... канд. псих, наук: 19.00.07 / Бурминская Татьяна Владимировна. - Ставрополь, 2004. - 199 с.

2. Исаева, М.А. Тендерные и этнические различия в проявлениях агрессивности у подростков: диссертация ... канд. псих, наук: 19.00.01 / Исаева Мариям Абдусамадовна. - М., 2008. - 170 с.

3. Кириллова, Е.Б. Личностные психологические детерминанты предрасположенности подростков к девиантному поведению: диссертация ... канд. псих, наук: 19.00.06 / Кириллова Елена Борисовна. - М., 2020. - 231 с.

4. Ковалев, В.В. Социально-психиатрический аспект проблемы девиантного поведения подростков / В.В. Ковалев // Нарушения поведения у детей и подростков (особенности клиники, терапии, и социальной адаптации). - М.: Московский научно-иссл. ин-тпсихиатрии, 1981. - С. 11-23

5. Обозов, H.H. Девиантное поведение подростка / H.H. Обозов, А.Г. Шестаков. - СПб.: СПб университет МВД России, Академия психологии, предпринимательства и менеджмента; «Облик», 2000. - 120 с.

Психология

УДК 159.9.07

кандидат психологических наук, доцент Кочнева Елена Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук Мохова Вероника Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук Никитина Александра Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ И МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПРОКРАСТИНАЦИИ

Аннотация. Статья посвящена исследованию прокрастинации у студентов. Выделены критерии прокрастинации как психологического явления. Рассмотрены особенности негативного и позитивного влияния прокрастинации на личность. В статье представлены результаты эмпирического изучения самооценки и особенностей мотивации студентов с разным уровнем прокрастинации. Выявленные особенности общей и личностно-обусловленной прокрастинации, а также самооценки юношей и девушек не имеют статистически значимых отличий, при этом диагностированы различия в выраженности ситуативно-обусловленной прокрастинации и мотивации достижения успеха. Студенты с низким и высоким уровнем прокрастинации не имеют значимых отличий в уровне самооценки. Возможным объяснением является отсутствие обязательной связи между прокрастинацией и ухудшением итогового результата деятельности. Студенты с высоким уровнем прокрастинации более склонны демонстрировать мотивацию избегания неудач и менее - мотивацию достижения успеха. Более половины студентов продемонстрировали высокий уровень прокрастинации. Это делает необходимым

разработку и организацию психологической поддержки студентов по развитию волевых качеств, тайм-менеджмента и личностной саморегуляции.

Ключевые слова: студенты, юноши, девушки, прокрастинация, самооценка, мотивация, мотивация избегания неудач, мотивация достижения успеха, критерии прокрастинации, саморегуляция.

Annotation. The article is devoted to the study of students' procrastination. The criteria for procrastination as a psychological phenomenon were highlighted. The features of the negative and positive procrastination influence on personality were studied. The article presents the results of an empirical study of self-esteem and motivation's specific of students with different procrastination levels. The revealed features of general and personality-driven procrastination, as well as self-esteem of boys and girls, do not have statistically significant differences, while differences in the severity of situationally-driven procrastination and motivation for success are diagnosed. Students with low and high levels of procrastination have no significant differences in the level of self-esteem. A possible explanation is the absence of a mandatory link between procrastination and deterioration of the final result of activity. Students with high procrastination level are more likely to demonstrate an «avoidance of failure» motivation and less likely to demonstrate an «achievement of success» motivation. More than half of the students demonstrated high procrastination level. This makes necessary to develop and organize psychological support for students in the development of volitional qualities, time management skills and personal self-regulation.

Key words: students, young men, young women, procrastination, self-esteem, motivation, «avoidance of failure» motivation, «achievement of success» motivation, procrastination criteria, self-regulation.

Введение. Социально-экономические трансформации общества, происходящие в настоящее время, сопровождаются значительной информационной перегрузкой и интенсивной многозадачностью. В связи с возросшими требованиями к эффективности человека в процессе обучения или работы, становятся необходимыми исследования прокрастинации, как процесса, потенциально угрожающего результативности деятельности. Термин «прокрастинация» появился в конце XX века, получив широкое распространение благодаря книге американских исследователей А. Эллиса и В. Кнауса «Преодоление прокрастинации», вышедшей в 1979 г. [7]. Феномен прокрастинации находится в фокусе внимания как отечественных ученых (Я.И. Варваричева, Е.П. Ильин, B.C. Ковылин, А.Н. Курденко, Д.Е. Расков), так и зарубежных (Д.В. Деметер, В. Кнаус, К. Краус, К. Лей, П. Стил, Дж. Феррари, А. Эллис). Явление прокрастинации отличается неоднозначностью в психологическом плане и все еще находится на стадии концептуализации.

Студенческий возраст (18-24 года) рассматривается как критический период для личностного развития, процессов самоопределения, личностной адаптации. Данный период предъявляет повышенные требования к самостоятельности, целеустремленности и ответственности. При переходе от контроля родителей над обучением к самоконтролю студенты оказываются в ситуации наличия свободного времени и большого количества учебных заданий самостоятельной внеаудиторной подготовки. Это может приводить к отсрочке выполнения заданий на неопределенный срок. Прокрастинация может мешать студентам в освоении профессии и препятствовать их формированию как будущих специалистов. Авторами отмечаются такие составляющие личностной саморегуляции, как «равномерное распределение своих сил по ходу работы; планирование своих дел и поступков; проверка правильности по ходу выполнения задания; целеустремлённость, то есть стремление к результату; доведение дела до конца; самостоятельные действия; активность» [6, С. 11]. Данные качества формируются еще в школьном возрасте, но являются необходимыми для успеха студента.

Анализ исследований по проблеме взаимосвязи личностных особенностей с прокрастинацией у юношей и девушек был представлен в работах Н.В. Даниловой, Л.А. Забродиной, Т.В. Зариповой, Е.В. Колосовой, А.П. Макаровой, Ю.Р. Мухиной, П.С. Сидоренко, М.Э. Тангаровой, и др. Прокрастинация связывается с такими негативными факторами, как низкая успеваемость, повышенный стресс, ухудшение психического здоровья, более высокий уровень тревоги, чувство вины, страх перед будущими заданиями. Положительный эффект данного явления состоит в регуляции эмоционального состояния (кратковременном восстановлении настроения), потенциальной пользе более длительного сбора информации до начала выполнения задания [3].

В связи с неоднозначностью и недостаточной концептуализацией феномена прокрастинации, необходимостью понимания ее детерминант, целью данного психологического исследования является изучение особенностей самооценки и мотивации у студентов с разным уровнем прокрастинации.

Изложение основного материала статьи. Обращаясь к описаниям феномена «прокрастинация», большинство авторов подчеркивают в качестве стержневой основы данного явления - откладывание важных дел на потом. Можно выделить следующие критерии отнесения поведения к прокрастинации: добровольность, нерациональность, осознанность важности запланированной и отложенной задачи, наличие альтернативной активности вместо запланированной [8]; наличие поведенческого паттерна, последовательности в поведении [4; 9]; возможное ухудшение итогового результата, ухудшение эмоционального состояния [9]; осознанность ожидаемых негативных последствий из-за откладывания работы над задачей [2; 10].

В классификации прокрастинации Н. Милграма выделяются следующие виды: бытовая, откладывание ежедневных дел связанных с домашним хозяйством; невротическая, откладывание значимых жизненных решений (выбор профессии, университета и пр.); академическая, откладывание учебной деятельности; прокрастинация принятия решений, откладывание любых, даже несущественных ситуаций выбора; компульсивная, как комплексное сочетание бытовой, невротической и прокрастинации принятия решений [9].

Прокрастинация рассматривается как часть совладающего поведения во взаимосвязи с личностной тревожностью у молодых людей, занимающихся учебной деятельностью и имеющих недостаточно высокий уровень волевой саморегуляции [8]; как форма реакции на стресс, во взаимосвязи между предпочитаемой копинг-стратегией «бегство» и всеми видами прокрастинации [1].

Таким образом, прокрастинация понимается авторами как процесс, который может быть связан как с индивидуальными волевыми особенностями, так и с защитной реакцией психики в ситуации стресса и необходимости увеличения времени подготовки к выполнению задачи. Иногда упоминается возможное негативное влияние прокрастинации на результативность работы, но ухудшение результативности не позиционируется как обязательное.

Эмпирическое исследование личностных особенностей студентов с разным уровнем прокрастинации включало следующие гипотезы:

1) Юноши и девушки обладают разным уровнем прокрастинации, самооценки и мотивации достижения успеха;

2) Студенты с низким уровнем прокрастинации демонстрируют более высокий уровень самооценки и мотивации достижения успеха по сравнению со студентами с высоким уровнем прокрастинации.

Для изучения личностных особенностей студентов использовался следующий диагностический инструментарий: Тест на определение склонности личности к прокрастинации (О.А. Ширвари, Е.Е. Чёрная, В.А. Панов); Тест-опросник

«Определение уровня самооценки» (C.B. Ковалёв); Измерение мотивации достижения А. Мехрабиана (модификация М.Ш. Магомед-Эминова).

Первоначальная выборка составила 60 человек в возрасте от 18 до 24 года (30 девушек и 30 юношей), студенты НГПУ им. К. Минина, обучающиеся на факультете психологии и педагогики.

По методике определения склонности личности к прокрастинации, высокий уровень прокрастинации показали 57% студентов, средний - 15%, низкий - 28% студентов. Высокий уровень прокрастинации приводит к тому, что студенты тратят значительную часть своего рабочего времени на деятельность, не связанную с учебой. Они могут учиться дольше, чтобы закончить свои повседневные задачи, что приводит к снижению уровня концентрации и большему истощению, или могут спешить со своими делами, что может привести к ошибкам.

По методике определения уровня самооценки 57% студентов показали высокий уровень самооценки, 27% - средний, 16% - низкий.

По методике определения мотивации 78% студентов показали преобладание мотивации избегание неудач и 22% студентов - преобладание мотивации достижения успеха. Мотивация избегания неудач означает страх последствий, наказаний в случае невыполнения учебной задачи, тогда как мотивация достижения успеха характеризуется радостью от учебных результатов, предвкушением удовольствия от достижения целей.

Для первой части гипотезы мы сравнили группы юношей (N=30) и девушек (N=30) используя t-критерий Стьюдента. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнение прокрастинации, самооценки и мотивации юношей и девушек

Показатель (среднее) юноши девушки t ЭМИ р<0.05 р<0.01 значимость отличий

Общий показатель прокрастинации 51,07 61,30 1,50 2,00 2,66 не значимы

Личностно-обусловленная прокрастинация 8,17 9,22 1,00 2,00 2,66 не значимы

Ситуативно-обусловленная прокрастинация 4,77 6,47 2,50 2,00 2,66 значимы

Уровень самооценки 47,83 50,63 0,50 2,00 2,66 не значимы

Уровень мотивации достижения успеха 148,63 127,66 2,8 2,00 2,66 значимы

Согласно полученным данным группы юношей и девушек имеют статистически значимые различия по шкале ситуативно-обусловленной прокрастинации, что иллюстрирует тот факт, что девушки в большей степени, чем юноши склонны выполнять задания только при условии, если у них это вызывает интерес и присутствует мотивация. Также различия статистически значимы по шкале мотивации: юноши демонстрируют более выраженную тенденцию к мотивации достижения успеха, чем девушки. По уровню самооценки и показателям общей и личностно-обусловленной прокрастинации сравниваемые группы не имеют статистически значимых различий: юноши и девушки имеют сходный уровень общей и личностно-обусловленной прокрастинации, а также самооценки.

Далее, первичная выборка была разделена по уровню прокрастинации. Средний уровень прокрастинации был диагностирован у 9 человек, они были исключены из дальнейшего сравнения. Основная выборка составила 51 человек, среди них 17 студентов с низким уровнем прокрастинации и 34 человека с высоким уровнем. Данные по сравнению групп студентов с разным уровнем прокрастинации представлены в таблице 2.

Таблица 2

Самооценка и мотивация студентов с разным уровнем прокрастинации

Студенты с низким Студенты с высоким

Показатель (среднее) уровнем прокрастинации (п=17) уровнем прокрастинации (п=34) t эмп р<0.05 р<0.01 значимость отличий

Уровень самооценки 52,94 49,91 0,50 2,00 2,68 не значимы

Мотивация избегания 71,18 116,88 3,00 2,00 2,68 значимы

неудач

Мотивация достижения 83,53 11,09 3,80 2,00 2,68 значимы

успеха

Согласно полученным данным группы студентов с низким и высоким уровнем прокрастинации не имеют статистически значимых отличий в уровне самооценки. Это можно объяснить тем, что факт прокрастинации не гарантирует плохого качества выполнения работы. Студенты, откладывающие выполнение учебных задач, могут в итоге успешно справляться с ними. Статистически значимые отличия были обнаружены в особенностях мотивации. Группа студентов с низким уровнем прокрастинации значимо отличается от группы студентов с высоким уровнем по мотивации избегания неудач и мотивации достижения успеха. Мотивация избегания неудач чаще встречается у студентов с высоким уровнем прокрастинации, а мотивация достижения успеха представлена чаще у студентов с низким уровнем прокрастинации.

Выводы. Гипотеза о том, что юноши и девушки отличаются по уровню прокрастинации, самооценки и мотивации достижения успеха - частично подтвердилась. Студенты обеих сравниваемых групп имеют сходный уровень самооценки, общей и личностно-обусловленной прокрастинации, но девушки демонстрируют статистически значимо более высокие значения по шкале ситуативно-обусловленной прокрастинации, в то время как юноши более выраженную тенденцию к мотивации достижения успеха.

Гипотеза о том, что студенты с низким уровнем прокрастинации демонстрируют более высокий уровень самооценки и мотивации достижения успеха по сравнению со студентами с высоким уровнем прокрастинации- подтвердилась частично. У студентов с разным уровнем прокрастинации не было обнаружено значимых отличий в уровне самооценки. Это можно объяснить тем, что прокрастинирование как постоянное откладывание работы над задачей не обязательно приводит к ухудшению результата или не выполнению задачи. Студент может в итоге справиться с поставленной задачей на достаточном или высоком уровне успешности, несмотря на наличие прокрастинации при ее выполнении.

Обнаружены значимые отличия у студентов с низким и высоким уровнем прокрастинации в особенностях мотивации. Студенты с низким уровнем прокрастинации мотивации действительно показали более низкий уровень мотивации избегания неудач и более высокий уровень мотивации достижения успеха, в сравнении со студентами с высоким уровнем прокрастинации, что соответствует нашему предположению. Студенты с высоким уровнем прокрастинации более склонны к мотивации избегания неудач и менее склонны к мотивации достижения успеха. Этим можно объяснить потребность данной группы студентов в откладывании начала работы над задачей: у них выше тревога (страх неудачи) перед выполнением заданий, особенно если результаты проделанной работы будут оцениваться другими людьми.

Поскольку высокий уровень прокрастинации показали 57% студентов, мы считаем важным способствовать развитию навыков саморегуляции и тайм-менеджмента, разработку психологического сопровождения и соответствующих рекомендаций для студентов. С технологиями и упражнениями по развитию навыков саморегуляции у студентов можно познакомиться в теоретико-экспериментальной статье О.В. Лебедевой, Ф.В. Повшедной, Н.Б. Карабущенко. Авторы отмечают, что чем выше «общий уровень осознанной регуляции, тем легче человек овладевает новыми видами активности, увереннее чувствует себя в незнакомых ситуациях, тем стабильнее его успехи в привычных видах деятельности» [5, С. 8].

Дальнейшим направлением исследования может стать увеличение выборки испытуемых, а также сравнение успешности в обучении студентов с низким и высоким уровнем прокрастинации.

Литература:

1. Белышева, А.Н. Прокрастинация подростков как форма реакции на стресс у подростков / А.Н. Белышева, Л.А. Глинчева // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - №80-4. - С. 202-205

2. Варваричева, Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования / Я.И. Варваричева // Вопросы психологии. - 2010. - № 3. - С. 121-130

3. Киселева, М.А. Теоретический анализ позитивных и негативных аспектов прокрастинации личности / М.А. Киселева // Гуманизация образования. -2014. - № 6. - С. 68-73

4. Ковылин, B.C. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации / B.C. Ковылин // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. -2013. - № 2(2). - С. 22-41

5. Лебедева, О.В. Возможности развития саморегуляции студента - будущего педагога в условиях современного педагогического вуза / О.В. Лебедева, Ф.В. Повшедная, Н.Б. Карабущенко // Вестник Мининского университета. - 2016. -№2(15).-С.32.

6. Мамонова, Е.Б. Особенности проявления личностной саморегуляции мальчиков и девочек младшего школьного возраста / Е.Б. Мамонова, И.В. Черемисова, О.В. Суворова // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 3(16). - С. 21.

7. Knaus, W.J. The procrastination workbook. Your personalized program for breaking free from the patterns that hold you back/W.J. Knaus.-New Harbinger. 2002. - 170 p.

8. Гау, C.H. At last, my research article on procrastination / C.H. Гау 11 Journal of Research in Personality. - 1986. - Volume 20. Issue 4.-P. 474-495

9. Milgram, N. Procrastination in daily living / N. Milgram // Psychological Reports. - 1988. - №63(3). - P. 752-754

10. Steel, P. The nature of procrastination: a meta-analytic and theoretical review of quintessential self-regulatory failure / P. Steel //Psychological bulletin, 133,-2007. - P. 65-94

Психология

УДК 37.015.3 (045)

кандидат психологических наук, доцент Кудашкина Ольга Васильевна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); старший преподаватель Кечина Марина Александровна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ИЗУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Аннотация. Статья посвящена изучению эмоционального интеллекта студентов направления подготовки Психолого-педагогическое образование. Сформированный эмоциональный интеллект может воздействовать на достижения студента в учебной и профессиональной деятельности, а также в сфере межличностных отношений. Он является основой психического здоровья личности и способствует формированию позитивного отношения к себе, людям и будущей профессии. Исследование проводилось в несколько этапов: систематизация психолого-педагогических исследований по изучаемому вопросу; подбор и проведение методик «Тест на эмоциональный интеллект» Н. Холла, «Эмоциональный интеллект «Эмин» Д. В. Люсина; проектирование и реализация развивающей программы; математическая обработка данных (ф*-угловое преобразование Фишера), свидетельствующая о позитивной динамики межличностного и внутриличностного эмоционального интеллекта будущих психологов.

Ключевые слова: исследование, развитие, развивающая программа, эмоциональный интеллект, студенты-психологи, внутриличностный и межличностный интеллект, профессиональная деятельность, эмоциональная гибкость и устойчивость.

Annotation. Is devoted to the study the article of intelligence emotional of students in the field of Psychological and Pedagogical Education. The formed emotional intelligence can affect the student's achievements in educational and professional activities, as well as in the field of interpersonal relationships. It is the basis of a person's mental health and contributes to the formation of a positive attitude towards oneself, people and the future profession. Was carried out in several stages the study: systematization of psychological and pedagogical research on the issue under study; selection and implementation of the methods by N. Hall «Emotional Intelligence Test», Emotional Intelligence «Emin» by D. V. Eyusin; design of a developmental program; mathematical data processing (ф* Fisher angular transformation), which testifies to the positive dynamics of interpersonal and intrapersonal emotional intelligence of future psychologists.

Key words: research, development, development program, emotional intelligence, psychology students, intrapersonal and interpersonal intelligence, professional activity, emotional flexibility and resilience.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.