УДК 37.062.465.7/.11
Марьина М.Н.
магистрант 3 курса Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
(г. Абакан, Россия)
Гурова О.П.
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры психолого-педагогического образования, ИНПО Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
(г. Абакан, Россия)
ОСОБЕННОСТИ ПРОКРАСТИНАЦИИ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ
Аннотация: в статье рассматривается феномен прокрастинации. выделяются характеристики данного явления. В эмпирическом исследовании выявлены особенности прократинации, связанные с мотивацией достижения и избеганием неудач в подростковом возрасте, а именно: низкий уровень прокрастинации связан с мотивацией достижения успеха, а высокий уровень прокрастинации - с мотивацией стремления избегания неудач.
Ключевые слова: прокрастинация, прокрастинатор, высокий уровень прокрастинации, низкий уровень прокрастинации.
Феномен прокрастинации не является ни заболеванием, ни чертой характера личности. Человек может потерять мотивацию в своих действиях или потерять уверенность, отчего будут меняться его жизненные ценности, что может привести к возможной неудовлетворенности своей жизни во все.
Авторы и ученые исследователи, определяя термин, выделяют две основные характеристики феномена: откладывание реализации того или иного
146
намерения и наличие в связи с этим чувства психологического дискомфорта. Например, канадский ученый Пирс Стил определяет прокрастинацию как «добровольное откладывание субъектом запланированных дел, несмотря на ожидаемые негативные последствия из-за задержки» [5, с. 927].
Американский психолог Н. Милграм, объясняет явление следующим: «прокрастинация - последовательное поведение по откладыванию выполнения какой-либо задачи, субъективно воспринимаемой как важной, которое приводит как к ухудшению итогового результата, так и к ухудшению эмоционального состояния» [4, с.143].
На данный момент выделяют 4 теоретических подхода для исследования прокрастинации: психодинамический подход, поведенческий, когнитивный и интегративная теория временной мотивации.
Так Дж. Эйнсли назвал прокрастинацию «основным человеческим побуждением» и тех, кто привык выбирать краткосрочную работу, за которую обязательно будет какое-то вознаграждение. Однако такая привычка затрудняет достижение долгосрочных целей, потому что человек находится в порочном круге стремления к быстрому удовлетворению[3].
Российские ученые и исследователи не сталкивались с изучаемым явлением до начала XXI века.
В «Большом психологическом словаре» Б. Г. Мещеряков и В.П. Зинченко определяют прокрастинатора как человека, склонного откладывать и откладывать «на потом» выполнение различных насущных вопросов и задач, даже самых важных, а также принятие решений [2].
Е. П. Ильин, отечественный психолог рассматривает прокрастинацию как «лень, хотя характеризует ее как тенденцию постоянно откладывать неприятные вещи «на потом», несмотря на то, что это приведет к определенным проблемам и осложнениям [1, с.376].
Наиболее подвержены прокрастинации молодые люди, склонные к мотивационной недостаточности и низкой волевой саморегуляции. В учебном
процессе обычно отмечаются условия, в которых чаще всего возникает прокрастинация, приводящие к негативным последствиям.
В связи с этим мы предполагаем, что существуют особенности прократинации, связанные с мотивацией достижения и избеганием неудач в подростковом возрасте, а именно: низкий уровень прокрастинации связан с мотивацией достижения успеха, а высокий уровень прокрастинации - с мотивацией стремления избегания неудач.
Исследование проходило на базе Абаканской гимназии, участие приняли 120 подростков, в возрасте 15-17 лет. Для подтверждения гипотезы мы использовали методику Тукмана (адаптация Т.Л. Крюковой), опросник «Степень выраженности прокрастинации» (СВП) М.А. Киселевой, О.В. Кариной, Н.Е. Шустовой, опросник Мехрабиана (адаптация М. Ш. Магомед - Эминов), методику диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса.
По результатам, полученным в ходе проведения опросника по Шкале общей прокрастинации Б. Тукмана, было сформировано три группы учеников. Подростки с высоким уровнем (33,3%) прокрастинации чаще откладывают любое дело «на завтра», подростки с низким уровнем (33,3%) прокрастинации выполняют поставленные задачи и достигают целей вовремя, следуют намеченному плану, опозданий не допускают и со средним уровнем (33,3%).
Из методики, опросника «Степень выраженности прокрастинации» (СВП) М.А. Киселевой, О.В. Кариной, Н.Е. Шустовой были определены степени выраженности прокрастинации по четырем шкала. По шкале «Общая прокрастинация» - 37% подростков показали средний уровень прокрастинации; 32% подростков показали низкий уровень прокрастинации. Они стремятся реализовать свои жизненные планы, поставленные цели. Молодые люди планируют свое времяпрепровождение, стремятся сделать все вовремя. Ответственно подходят к выполнению деятельности. У 31% исследуемых подростков был диагностирован высокий уровень прокрастинации. Вероятно,
данной группе подростков сложно организовывать свое временное пространство.
По шкале «Перфекционизм» - 15% подростков имеют высокий уровень прокрастинации по типу перфекционизма и большая часть - 54% средний уровень. Такие люди завышают требования к близким людям, ожидают от них покорности и подчинения. Эти люди восприимчивы к критике, может преобладать болезненная самооценка, испытывают тревожность за качествовыполняемой деятельности, которая должна соответствовать их стандарту. 31 % подростков имеют низкий уровень прокрастинации по типу перфекционизма, проявляющийся в определенных требованиях к жизни, которые могут изменяться под воздействием жизненных обстоятельств, не стремятся к идеалу и совершенству, имеют умеренную самооценку и открыты для критики.
По шкале «Тревожность» у подростков преобладает средний (51%) и низкий (36%) уровень тревожности. Т.е. молодые люди спокойно относятся к различным жизненным ситуациям, проявляют самообладание, открыты к общению, взаимодействию с окружающими. 13 % подростков имеют высокий уровень прокрастинации по типу тревожности, который может отражаться на их жизнедеятельности. Преобладание тревоги по отношению к учебе, общению с окружающими может сказаться на социальном самочувствии молодых людей. Им сложно адаптироваться в различных ситуациях и проявлять самообладание.
По шкале «Мотивационная недостаточность» у молодых людей наблюдается 26% низкий и 61% средний уровень прокрастинации по типу мотивационной недостаточности. Т.е. такие люди проявляют активность, стремятся получить результат от выполняемой деятельности, готовы к сотрудничеству и взаимовыручке. Лишь у 13% респондентов наблюдается высокий уровень прокрастинации по типу мотивационной недостаточности. Их мотивация к жизнедеятельности находится на низком уровне, они не проявляют интереса к окружающей действительности, живут в своем мире. Мало чем
интересуются, не ставят перед собой дальнесрочных целей. Такое поведение транслирует внутриличностный конфликт, где, проявляя механизмы психологической защиты, молодые люди отстраняются от проблем.
Из методики, опросника измерения мотивации достижения по А. Мехрабиану были определены устойчивые мотивы личности подростка, а именно: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи.
Анализ результатов проведенной методики позволяет сделать вывод о том, что у подростков с незначительной разницей преобладает мотивация избегания неудач над мотивацией достижения успеха. Подростки уверены в себе, но не всегда в своих силах, объясняя это тем, что сегодня «требования к ним высоки», школьная программа, ЕГЭ (учеба, поступление). А они стараются ответственно подходить к выполнению заданий.
По результатам методики диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса можно сказать, что у подростков преобладает средний и высокий уровни мотивации избегания неудач.
Следует вывод, что на основе данного исследования существуют особенности прократинации, связанные с мотивацией достижения и избеганием неудач в подростковом возрасте, а именно: низкий уровень прокрастинации связан с мотивацией достижения успеха, а высокий уровень прокрастинации - с мотивацией стремления избегания неудач.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Ильин, Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень [Текст] / Е. П. Ильин. М.: Питер, 2011. - 224 с.
Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А.Маслоу. 3-е издание. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 352 с.
Lay, C.H. At last, my research article on procrastination [Техт] / C.H. Lay // Journal of Research in Personality. 1986. Volume 20. Issue 4. P. 474-495.
Missildine, W. Perfectionism - If you must strive to do better [TexT] / W. Missildine // Your inner child of the past. N.Y.: Pocket Books, 1963. P. 75-90. Solomon, L.J. Academic procrastination: Frequency and cognitive-behavioral correlates [TexT] / L.J. Solomon, E.D. Rothblum // Journal of Counseling Psychology. 1984. № 31(4). P. 503-509.
Maryina M.N.
3rd year master's student N.F. Katanov Khakass State University (Abakan, Russia)
Gurova O.P.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Psychological and Pedagogical Education, N.F. Katanov Khakass State University (Abakan, Russia)
FEATURES OF PROCRASTINATION ADOLESCENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF MOTIVATION TO ACHIEVE & AVOID FAILURES
Abstract: the article discusses the phenomenon ofprocrastination. the characteristics of this phenomenon are highlighted. The empirical study revealed the features of procrastination associated with achievement motivation and failure avoidance in adolescence, namely: a low level of procrastination is associated with the motivation to achieve success, and a high level of procrastination is associated with the motivation of the desire to avoid failure.
Keywords: procrastination, procrastinator, high level of procrastination, low level of procrastination.