Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНОЙ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ'

ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНОЙ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
385
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / САМООТНОШЕНИЕ / ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / TEENAGER / ADOLESCENCE / SELF-ATTITUDE / GENDER / GENDER IDENTITY / PERSONALITY TRAITS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Прайзендорф Е.С.

Проанализированы и представлены результаты эмпирического исследования самоотношения подростков в зависимости от типа их гендерной идентичности. Отмечается, что парни и девушки подросткового возраста с разной гендерной идентичностью имеют специфические особенности параметров самоотношения.The results of empirical research of teenagers' self-attitude depending on the type of their gender identity were analyzed and presented. It is noted that boys and girls of teenage age with different gender identity have specific features of self-attitude parameters.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНОЙ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ»

ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНОЙ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ

Алтайский государственный университет, г. Барнаул Прайзендорф Е.С.

Проанализированы и представлены результаты эмпирического исследования самоотношения подростков в зависимости от типа их гендерной идентичности. Отмечается, что парни и девушки подросткового возраста с разной гендерной идентичностью имеют специфические особенности параметров самоотношения.

Ключевые слова: подросток, подростковый возраст, самоотношение, гендер, гендерная идентичность, личностные особенности.

The results of empirical research of teenagers' self-attitude depending on the type of their gender identity were analyzed and presented. It is noted that boys and girls of teenage age with different gender identity have specific features of self-attitude parameters.

Key words: teenager, adolescence, self-attitude, gender, gender identity, personality traits.

В ходе гендерной социализации мальчики и девочки овладевают специфическими качествами, которые приводят к образованию у них различных типов гендерной идентичности. Данное личностное образование имеет достаточно сложный и неоднозначный характер ввиду того, что именно в подростковом возрасте усложняются критерии «маскулинности -фемининности». Подросток, выстраивая собственную картину мира, свой индивидуальный образ «Я», не ограничивается пассивным усвоением гендерных норм и ролей, а стремится самостоятельно и активно осмысливать и формировать свою гендерную идентичность. Исследования самоотношения личности подростков в контексте гендерной идентичности являются крайне актуальными и способствуют расширению знаний о развитии и формировании нормативного полоролевого поведения детей, их адекватной самооценки, а также способствуют профилактике девиаций в межличностном общении подростков.

Цель исследования заключалась в изучении особенностей самоотношения подростков с различной гендерной идентичностью.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие подростки в возрасте 16 лет. Общее количество респондентов - 132, среди которых юношей 68 и девушек 64. Методами исследования выступили «Тест-опросник самоотношения» С.Р. Пантиле-

ева, В.В. Столина и полоролевой опросник С. Бем.

Методы математической обработки данных: сравнение средних значений, U-критерий Манна-Уитни для независимых выборок. Обработка данных проводилась с помощью пакета прикладных программ статистической обработки данных SPSS 17.00.

Результаты и обсуждение

По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что большинство юношей-подростков относятся к маскулинному типу личности, транслируя при этом более доминантный, решительный способ действия. Они больше ориентированы на результат, отличаются целеустремленностью и напористостью. Преобладающим в структуре личности девушек подросткового возраста является фемининный тип. Однако немногим меньше встречаются андрогинный и маскулинный типы, что свидетельствует о не до конца сформированной полоролевой идентичности девушек-подростков.

Юноши с маскулинным типом гендерной идентичности уверены в себе и своих возможностях. Они не склонны к самоинтересу, самопознанию, не озабочены ожиданием положительных оценок со стороны окружающих. Юноши-подростки с фемининным типом гендерной идентичности отличаются неуверенностью в себе, часто испытывают чувство вины,

при этом заинтересованы собой, своим внутренним миром. Мальчики-подростки с андрогин-ным типом гендерной идентичности достаточно последовательны в своих действиях и поступках, положительно относятся к себе, своим особенностям.

Девушки с маскулинным типом гендерной идентичности не до конца понимают себя, не всегда способны дать оценку своим поступкам и действиям, нуждаются в принятии, положительной оценке извне. При этом, используя «мужские» черты поведения, они чувствуют себя достаточно уверенно, решительно. Девушки с фемининным типом гендерной идентичности, несмотря на высокий уровень самопринятия и самоинтереса, зачастую проявляют отсутствие или низкий уровень самоуверенности.

У девушек-подростков с преобладанием андрогинного типа гендерной идентичности отмечается достаточно высокий уровень самоуверенности и решительности, при этом они порой непоследовательны в своих решениях и действиях, вследствие чего у них может снижаться уровень положительного отношения к себе, самоуважения.

Заключение

Таким образом, в ходе проведенного исследования были выявлены особенности параметров самоотношения у юношей и девушек подросткового возраста с разным типом гендерной идентичности.

Список литературы:

1. Ведяшкин В.Н., Владыкина Л.Н., Шереметьева И.И. Суицидальное поведение у несовершеннолетних Алтайского края. Актуальные вопросы детской и подростковой психиатрии: Межрегиональная научно-практическая конференция. Барнаул, 2012: 16-20.

2. Ведяшкин В.Н., Шереметьева И.И. Особенности патоморфоза аддикций у подростков. Уральский медицинский журнал. 2014;1 (115):122-126.

3. Волков Б.С. Психология подростка. Санкт-Петербург: Питер; 2013: 44-47. 1

4. Курочкина И.А. Проблема гендерно-поло-вой идентичности. Екатеринбург; 2014: 205. 2

5. Мищенко Л.В. Формирование пологендер-ной индивидуальности субъектов образования: дис.

... доктора психологических наук. Пятигорск; 2015: 449. 3

6. Нефедова Д.И. Особенности трансформации идентичности человека в процессе вхождения в ментальное пространство особенностей профессиональной среды (на примере сотрудников полиции): дис. ... кандидата педагогических наук. Томск; 2017: 184. 4

7. Номеровская А.Д. Исследование гендерной идентичности в философско-антропологической перспективе: дис. ... кандидата философских наук. Санкт-Петербург; 2016: 168. 5

8. Флотская Н.Ю. Развитие половой идентичности в онтогенезе: дис. ... кандидата психологических наук. Санкт-Петербург; 2006: 246. 6

9. Шереметьева И.И., Ведяшкин В.Н. Бродяжничество у подростков, осложненное де-линквентным поведением. Социальная и клиническая психиатрия. 2012; 22(3): 89-92.

10. Шереметьева И.И., Ведяшкин В.Н. Патоморфоз суицидального поведения у подростков. Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2015;11(3): 61-68.

Информация об авторах

Прайзендорф Екатерина Сергеевна, преподаватель кафедры общей и прикладной психологии Алтайского государственного университета, г. Барнаул.

656049, г. Барнаул, пр. Ленина, 61. Тел.: (3852) 298183. E-mail: catherinears@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.