ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ К ОБРАЗУ ФИЗИЧЕСКОГО «Я» В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РЕАЛЬНОСТИ ТЕЛЕСНОГО САМОВОСПРИЯТИЯ
© А. Г. Черкашина
Черкашина Анна Георгиевна кандидат
психологических наук
доцент кафедры психологии управления Самарская
гуманитарная академия [email protected]
В статье представлены результаты исследования самовосприятия и самоотношения к характеристикам образа физического «Я» на выборке девушек 16-18 лет. Описаны достоверные различия особенностей само-отношения к образу физического «Я» в двух группах девушек с реальным и неадекватным самовосприятием образа тела.
Ключевые слова: самовосприятие, самоотношение, характеристики образа физического «Я».
В современном социально-психологическом исследовании образ физического «Я» является очень важным образованием в целостной структуре личности, в её концепции «Я», оказывающим влияние не только на эмоциональную и межличностную сферы, но и задающим динамику протекания объективных жизненных процессов индивида.
Я-концепция — это существующая в сознании человека система представлений, образов, оценок, относящихся к нему самому. Она включает представления о том, как он выглядит в глазах других людей, а также то, каким бы он хотел быть и как он должен себя вести. Согласно этому определению Я-концепция
— это реальный, идеальный образы Я и образ Я как результат отраженного самоот-ношения (Я в представлениях других людей, или зеркальное Я). Все три составляющие Я-концепции являются ее модальностями.
По Р. Бернсу, в концепции «Я» выделяются описательная составляющая, называемая
образом «Я», как некая когнитивная подструктура и эмоционально-ценност-ное отношение человека к себе, именуемое самоотношением. Поведенческие реакции, порождаемые образом «Я»и самоотношением, конструируют поведенческую составляющую концепции «Я». По мнению Р. Бернса, поведенческая составляющая Я-концепции служит проверкой и подтверждением когнитивной и аффективной структур [2].
Образ «Я» — это представление индивида о самом себе. Согласно Р. Бернсу, характеристики, которые приписываются себе, могут быть самыми разными — атрибутивными, ролевыми, статусными, психологическими качествами индивида, включая вещи, с которыми человек себя ассоциирует, типичные поведенческие стратегии, жизненные цели, близких и значимых людей и т. д. Все эти образы называются аспектами целостного «Я»и в более общем виде представляют собой физическое «Я»— образ, или схему, тела, социальное «Я»— роли, с которыми человек себя идентифицирует, возрастное «Я»— ощущение себя человеком определенного возраста, половую идентичность — все качества индивидуальных сочетаний мужских и женских черт, обусловленных биологическим полом и психологическими факторами, психологическое «Я»— неотъемлемые эмоциональные реакции и интеллектуальные качества, а также устойчивые потребности и мотивы [2].
Для лучшего понимания особенностей образа физического «Я» в структуре Я-концепции прослеживается динамика изучения феномена тела в психологии. Так, когнитивному компоненту физического «Я» в рамках различных теорий соответствуют такие понятия, как «схема тела», «образ тела», «внешность» [2, 5, 7]. Некоторые исследователи разводят данные понятия, другие отождествляют, третьи же стараются выстроить из них определенного рода иерархию.
В современном мире на образ физического «Я» человека оказывают влияние не только объективные физиологические факторы, но даже в большей мере социальные, которые могут выражаться в суждениях, мнениях, представлениях, стереотипах, эталонах, преобладающих в культуре сообщества. Вследствие этого образу тела скорее соответствует такое понятие, как «культурное тело», которое включает в себя и сам образ тела, и схему тела, и социальные компоненты внешности, такие как одежда, прическа, косметика и т. д. Таким образом, образ физического «Я» является социокультурным феноменом, конкретное содержание и значимость которого варьируется в зависимости от социальных особенностей культуры и психологических состояний индивида [9].
Очевидность данного факта подтверждается тем, что тело человека, которое, казалось бы, представляет собой одну и ту же природную данность, в разном социокультурном пространстве приобретает совершенно разные смыслы, ценностные акценты и ориентации, превращаясь, таким образом, из биологического феномена в социокультурный. Общество и культура диктуют свои нормы правильного и красивого облика человека. Метафора Ф. Кафки становится буквальной, и общество «вырезает» свой приговор на теле жертвы. Результат этой операции — новая реальность «культурного тела», порождающая особый контур «Я», не совпадающий с
границами физического «Я», очерченными природой [15]. Таким образом, рассматривая проблему когнитивного компонента образа физического «Я» в контексте социально-психологического исследования, используется именно понятие «культурного тела» как новообразования, возникающего в результате социализации индивида.
Само понятие социализации подразумевает процесс, посредством которого индивид становится членом социума, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. То же самое происходит и с телом человека. Все телесные функции (кроме наиболее непроизвольных и неосознаваемых), как и тело в целом, проходят социализацию, приводящую к формированию нового когнитивного образования — «культурного тела», а также появлению многочисленных психологических и психосоматических патологий [3, 15].
Применительно к проблеме образа физического «Я»рассматриваются основные механизмы социализации, такие как идентификация, подражание, внушение, а также механизмы, запрещающие или подавляющие определенное поведение, формируя чувство стыда и вины. Табуирование телесных проявлений как важнейший инструмент социализации развития операционально может выражаться не только в прямом запрете или наказании, но и в «не наделении» того или иного действия поощрительной эмоцией. Так, например, натуральные проявления жизнедеятельности телесности в одних культурах поощряются и являются нормой, в других же считаются проявлениями запретными и сугубо индивидуальными и, если возникают прилюдно, сопровождаются чувством вины и стыдом.
Таким образом, общество и культура формируют свои нормы образа физического «Я», «навязывая» жесткий идеал внешности, не соответствующий зачастую реальному телу индивида. Поскольку любой образ порождает эмоциональную оценку, интенсивность которой будет зависеть как от самого когнитивного содержания, так и от социального контекста, то и образ физического «Я» обладает своей аффективной составляющей. Несоответствие реального образа физического «Я»идеальному может оказывать влияние не только на самооценку своего тела, но и на самопринятие и аутосимпатию в целом [2].
Поведенческий компонент Я-концепции в целом и образа физического «Я »в частности является наименее изученным. Обобщая теоретические данные, можно выделить два плана поведенческого компонента Я-концепции. Первый план представлен установками, побуждениями субъекта, формирующимися на основе его знаний и отношений к себе, второй план представлен конкретными внешними действиями субъекта, непосредственно реализующимися в поведении. Оба эти процесса не противоречат друг другу, а скорее отражают две последовательные фазы поведенческого аспекта. Ведь совершению любого действия всегда предшествует побуждение, установка к этому действию. Таким образом, поведенческий аспект Я-концепции всегда содержит, в первую очередь, желание, склонность, стремление к какому-либо действию. Одной из функций этих намерений или непосредственно самих действий является регуляторная функция, обеспечиваю-
щая согласованность внутри Я-концепции в целях ее гармонизации. Такой подход к пониманию поведенческого компонента Я-концепции наглядно демонстрируют, что поведенческий уровень является как результатом когнитивного и аффективного аспекта, (сложившийся образ и его самооценка приводят индивида к определенным действия), так и источником изменений когнитивного и аффективного компонентов Я-концепции (под определенным поведением меняется образ и его аффективная оценка). Не является исключением и образ физического «Я» [2].
В случаях, когда собственный физический недостаток ясно осознается и фрустрирует личность, либо реальный образ тела не совпадает с идеальным, социально обусловленным, то для обеспечения внутренней согласованности физического «Я» и Я-концепции в целом, т. е. их гармонизации, могут развертываться не только процессы психической защиты, но и процессы компенсации и сверхкомпенсации, которые являются по своей природе адаптационными процессами и которые могут реализовываться в конкретных действиях по преобразованию внешности. Эти действия или стремления к такого рода поведенческим актам и есть поведенческий аспект образа физического «Я». Следовательно, обеспечение гармоничности Я-концепции (степень внутренней последовательности, стабильности и прочности убеждений человека о самом себе) и образа физического «Я» прямо связано с адаптационно-компенсатор-ными стратегиями преобразования внешности.
Преобразование собственного внешнего облика, выполняя различные со-циально-психологические функции, позволяет человеку адаптироваться к жизни в обществе. Оно играет роль адаптационно-компенсаторного механизма, позволяющего осуществлять регуляцию взаимоотношений личности и социума.
Образ физического «Я» — гораздо более важный компонент юношеского самосознания, чем это обычно считают взрослые. Так же, как и подросткам, юношескому возрасту свойственно болезненное внимание к представлениям о норме в отношении роста тела, его размера, веса, пропорции и т. п. Возрастная граница 17-18 лет является пограничным рубежом между ранней и поздней юностью, своеобразным психосоциальным мораторием. В данном возрасте уже присутствует наличие устойчивых особенностей, ценностей, мировоззрения и т. п., но процесс формирования самоотношения еще находится под влиянием социального окружения (эталонов и стереотипов). Психосоциальный мораторий институциирован в форме системы высшего образования — период студенчества, где общая деятельность в сочетании с однородностью возраста способствует формированию специфического группового самосознания, студенческой субкультуры поведения. Все это представляется фундаментом, на котором будут строиться дальнейшие социальные отношения, опробование социальных и профессиональных ролей и успешная личностная самореализация [6].
Изменения во внешнем облике потенциально являются для девушек более болезненными, чем для юношей, так как внешность является для них более значимой. Поэтому у девушек Я-концепция сильнее коррелирует с оценкой привлекательности своего тела, чем с оценкой его эффективности. Уверенность в собственной физической привлекательности также
взаимосвязана с успешностью в межличностном общении и проявляется в самопрезентациях внешности. Правильно сформированное представление о себе, соответствие физического развития стандартам, принятым в группе ровесников и друзей, эмоционально переживается девушками сильнее и чаще влияет на обобщенное самоотношение, а также является определяющим фактором в социальном признании и положении в группе, успешной половой идентификации [4, 10].
Методика исследования
С целью изучения особенностей самоотношения к образу физического «Я»в зависимости от реальности телесного самовосприятия было проведено исследование с девушками 16-18 лет (п=72) — ученицами 11-х классов общеобразовательных школ и студентками 1-2 курсов Самарских вузов.
В качестве основного эмпирического инструментария использовались две методики:
1) Методика «Человечек Фельденкрайза»[ 13, 16], которая применялась для того, чтобы определить, какими видят девушки свое тело — телесное самовосприятие. Методика позволяет выявить реальные и воображаемые размеры собственного тела, а также определить адекватность восприятия размеров собственного тела.
С помощью методики «Человечек Фельденкрайза» можно выявить следующее: если воображаемый размер какой-то части тела оказался значительно
— более, чем на десять процентов, — крупнее, чем он есть в реальности, это признак того, что энергии на функционирование этой части тела тратится больше, чем она того требует. Первое, что из этого следует, — в этой части тела существует большое количество избыточных мышечных напряжений. Раз мы тратим на ее жизнедеятельность больше энергии, чем нужно, значит, мы придаем ей большее значение, нежели она имеет в реальном физическом теле.
Если же воображаемый размер какой-то части тела меньше, чем он есть на самом деле, можно сделать предположение, что на функционирование этой части тела уходит далеко не столько энергии, сколько это функционирование в реальности требует. То есть вполне можно догадаться, что существует значительное количество мышечных блоков, что означает, что данной части тела мы не уделяем должного внимания, не придаем ей того значения, которого она вполне заслуживает исходя из ее реальной физической роли.
2) «Методика исследования самоотношения к образу физического “Я”» (МИСОФ). Сокращенный вариант авторской методики применялась для изучения самоотношения к характеристикам образа физического «Я» [17]. Образ физического «Я» понимается как единство восприятия, установок, оценок, представлений, связанных и с телесной внешностью, и с функциями тела. Образ физического «Я»— это социальный феномен, обладающий рядом особенностей, которые выражаются критериями внешней привлекательности: физический облик человека существует в гармонии анатомических, социальных и функциональных признаков (характеристик), ни один из которых нельзя оставить без внимания. Определяющим фактором поведенческой активности в отношении телесного «Я»выступает субъективная личностная значимость. Параметрами исследования в методике выступают
79
анатомические, функциональные и социальные характеристики образа физического «Я» в контексте субъективного отношения. Такое субъективное отношение исследуется в двух подсистемах глобального самоотношения (по Столину В. В., Пантелееву С. Р.): системе «Я в сравнении с другими», или самооценки, и системе «Я-Я», или эмоционально-ценностное отношение (личностная значимость) [8, 12].
Процедура исследования. Измерения по методике «Человечек Фель-денкрайза» проходили в три этапа. На первом этапе испытуемые были разделены по парам (испытуемая и помощница). Помощница предлагала испытуемой с закрытыми глазами показывать ладонями размеры различных частей своего тела, а затем измеряла показываемое сантиметром и записывала полученные данные.
Вторым этапом работы было измерение тех же параметров, но уже в реальности. Таким образом, были получены два вида результатов восприятия собственного тела: «воображаемые»(с закрытыми глазами) и «реальные» (измерение наличных частей тела).
Третьим этапом исследования последовал расчет среднего арифметического и расчет процентной разницы между реальными и воображаемыми размерами тела.
Затем проводилось тестирование по «Методике исследования самоотношения к характеристикам образа физического “Я”».
Результаты исследования
На рис. 1 представлены реальные и воображаемые величины исследуемых параметров образа физического «Я»по методике «Человечек Фель-денкрайза». Реальные величины — в первых столбцах, воображаемые — во вторых столбцах.
1*0 т
им
■ВС
Рис. 1. Средние значения телесного самовосприятия
(реальные и воображаемые размеры) по методике «Человечек Фельденкрайза»
Ниже приведена табл. 1 средних значений изучаемых параметров данной группы.
Таблица 1
Средние значения телесного самовосприятия по методике «Человечек Фельденкрайза»
Измеряемые параметры реальное воображаемое % разницы реального и воображаемого
Высота головы 23,1 27,9 120,7
Ширина головы 14,3 18,7 130,7
Длина шеи 7,9 13,9 175,9
Ширина шеи 13 14,5 111,5
Ширина плеч 40,3 45,9 113,3
Длина правой руки 67,9 71,1 104,7
Длина левой руки 66,9 68 101,6
Ширина правого локтя 10,5 12,1 115,2
Ширина левого локтя 10,7 12,1 113
Длина правой кисти 16,5 16,5 100
Длина левой кисти 16,6 17 102,4
Ширина грудной клетки 31 30,8 99,3
Ширина талии 28,9 31,8 110,3
Ширина бедер 34,2 33,8 98,8
Длина туловища 48,7 54,2 111,2
Длина правой ноги 94,9 96,8 102
Длина левой ноги 95,3 96 100,7
Ширина правого колена 11,4 11,8 102,6
Ширина левого колена 11,5 12,9 116,2
Длина правой ступни 23,9 23,8 99,5
Длина левой ступни 23,6 24 101,6
Средний % разницы реального и воображаемого 111
Нормальным считается отклонение от 100% в ± 10%.
Исходя из результатов, полученных по методике «Человечек Фельденкрайза» и показанных на рис. 1 и в табл. 1 (столбец 3), можно сделать вывод о том, что испытуемые в большинстве случаев имеют реальное представление о собственных частях тела. Так как процентная разница реальных и воображаемых размеров тела не превышает 110%. В то же время есть части тела, которые представляются девушками значительно больше, чем есть на самом деле. К таким частям тела относятся: высота и ширина головы, длина и ширина шеи, ширина плеч, ширина правого и левого локтя, длина туловища, ширина левого колена, их процентная разница реальных размеров тела и воображаемых превышает 110%. Так как воображаемые размеры высоты и ширины головы, длины шеи значительно больше реальных размеров, можно сказать, что в этих частях тела присутствует мышечное напряжение и у испытуемых большинство энергии тратится на связь между «мозговым центром» и всеми исполнительными силами» организма.
Средний процент разницы реальных и воображаемых размеров тела составляет 111%. Можно заключить, что исследуемые девушки в принципе имеют реальное представление о размерах собственных частей тела. Но все же присутствует напряжение в некоторых частях тела, так как им придается большее значение, нежели они имеют в реальном физическом теле, так как разница реального и воображаемого размера превышает 110%. Девушки тратят неадекватное количество жизненных сил на поддержание связи головы и остальных частей тела.
В результате обработки данных по методике исследования самоотно-шения к образу физического «Я»самооценка («Я в сравнении с другими») и личностная значимость («Я-Я») характеристик внешности у девушек выглядят следующим образом (рис. 2).
Рис. 2. Самооценка (первые столбцы) и личностная значимость (вторые столбцы) характеристик образа физического «Я»
Оценка параметров внешности проводится по 10-балльной шкале (10
— баллов самое высокое значение, 0 баллов — самое низкое значение), по двум категориям самоотношения: в системе «Я и другие» оценка признака означает оценку данного фактора в сравнении с другими (лучше, чем у других, хуже, чем у других) и в системе «Я-Я» балл означает, насколько оценка данного фактора личностно значима. Значение 0-3 показывает низкий уровень самооценки, 4-6 — средний уровень самооценки, 7-10 — высокий уровень самооценки [17].
Результаты самооценки характеристик образа физического «Я», показанные на рис. 2, означают, что у испытуемых девушек ближе к высокому
уровню самооценка анатомических характеристик (лицо, фигура, ноги, руки) и высокая самооценка социальных (одежда, аксессуары, косметика) характеристик образа физического «Я». Функциональные характеристики образа физического «Я»(выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость) оцениваются выше среднего уровня. Можно сказать, что девушки в целом довольны своей внешней привлекательностью, как их тело функционирует и как оно одето. Больше всего они довольни социальными атрибутами внешности — это одежда, аксессуары и косметика.
Испытуемым важно (высокий уровень) быть хорошо одетыми и использовать аксессуары в одежде, а также иметь привлекательные черты лица, фигуры, рук и ног (ближе к высокому уровню). Значимость развития физических качеств (выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости) собственного тела у испытуемых находится на среднем уровне значимости.
В целом следует заключить, что испытуемые девушки довольны своей внешней привлекательностью и для них важно выглядеть внешне привлекательными. Особое внимание здесь уделяется социальным атрибутам внешности.
Таким образом, проведенное исследование по изучению самовоспри-ятия и самоотношения к образу физического «Я» девушек 16-18 лет показало, что испытуемые имеют в большем случае реальное представление о собственных частях тела. Но в то же время склонны преувеличивать некоторые размеры тела, что говорит о неком мышечном напряжении и неадекватной трате жизненной энергиии на поддержание связи между головой и частями своего тела. Девушки 16-18 лет довольны своей внешностью и придают высокое значение внешней привлекательсти. Особенно это выражается в важности быть хорошо одетыми, причесаными, украшенными, иметь хорошие аксессуары.
На следующем этапе нашего исследования с целью изучения особенностей самоотношения к образу физического «Я» в зависимоси от реальности телесного самовосприятия испытуемые девушки были разделены на две группы.
В группу № 1 попали девушки, которые по результатам методики «Человечек Фельденкрайза» имеют представление о размерах своего тела ближе к норме, т. е. процентная разница между реальными и воображемыми размерами тела составляет не более 110% (п=31).
В группу № 2 попали девушки, у которых эта разница составила более 110% (п=41).
С помощью критерия Манна-Уитни нами были выявлены достоверные различия в процентной разнице между реальными и воображаемыми размерами тела в группе № 1 и группе № 2 (табл. 2).
Из табл. 2 видно, что девушки группы № 1 и № 2 отличаются по са-мовосприятию таких размеров своего тела, как высота и ширина головы, длина и ширина шеи, длина правой руки, ширина правого и левого локтя, длины правой и левой кисти, ширины талии, ширины правого и левого колена, длины правой ступни. По другим измеряемым параметрам достоверных различий не обнаружено.
Таблица 2
Значимые различия процентной разницы между реальными и воображаемыми размерами тела в группе № 1 и группе № 2 р < 0,05
Измеряемые параметры Rank Sum Group 1 Rank Sum Group 2 U Z adjusted P- level
Разница высота головы 826,00 1730,00 361,00 -2,96 0,00
Разница ширина головы 819,50 1526,50 384,50 -2,24 0,02
Разница длины шеи 577,50 1978,50 112,50 -5,85 0,00
Разница ширины шеи 819,00 1666,00 354,00 -2,92 0,00
Разница длины правой руки 828,00 1657,00 393,00 -2,40 0,02
Разница ширины правого локтя 864,00 1692,00 399,00 -2,51 0,01
Разница ширины левого локтя 783,00 1773,00 318,00 -3,46 0,00
Разница длины правой кисти 827,00 1658,00 392,00 -2,41 0,02
Разница длины левой кисти 747,50 1737,50 312,50 -3,36 0,00
Разница ширины талии 745,50 1739,50 310,50 -3,39 0,00
Разница ширины правого колена 894,00 1662,00 429,00 -2,17 0,03
Разница ширины левого колена 723,00 1833,00 258,00 -4,16 0,00
Разница длины правой ступни 812,50 1672,50 377,50 -2,59 0,01
Средний % разницы реального и воображаемого 486,00 2070,00 21,00 -6,91 0,00
Для того чтобы узнать как разнятся в группах выявленные различия, были сопоставлены средние значения обнаруженных параметров (табл. 3).
Таблица 3
Соотношение средних значений процентной разницы между реальными и воображаемыми размерами тела в группе № 1 и группе № 2
Группа № 1 (ближе к норме), средние значения Значимые различия в показателях Группа №2 (больше 110%), средние значения
110,4 Разница высоты головы 129,4
116,5 Разница ширины головы 142,6
127 Разница длины шеи 217,5
103 Разница ширины шеи 118,4
99,5 Разница длины правой руки 108,8
107,8 Разница ширины правого локтя 104,9
104,3 Разница ширины левого локтя 117,9
93,4 Разница длины правой кисти 104,3
94,1 Разница длины левой кисти 109,2
102 Разница ширины талии 115,4
95,9 Разница ширины правого колена 110,3
96,8 Разница ширины левого колена 125,7
95,7 Разница длины правой ступни 102,5
102,7 Средний % разницы реального и воображаемого 117,1
Соотношение средних значений в табл. 3 показывает, что члены группы № 2 по выделенным параметрам склонны преувеличивать размеры своего тела по сравнению с группой № 1, за исключением ширины правого локтя. Средний процент разницы реальных и воображаемых размеров тела также у группы № 2 больше и выходит за рамки границы нормы — 110%.
Более подробно самовосприятие размеров своего тела девушками группы № 1 и группы № 2 представлено на рис. 3 и в табл. 4.
250
150
100 50
0
Рис. 3. Средний процент разницы реальных и воображаемых размеров тела по методике «Человечек Фельденкрайза» группы № 1 (первые столбцы) и группы № 2 (вторые столбцы)
Как видно из рис. 3 и табл. 4, у девушек группы № 1 только лишь ширина головы и длина шеи имеют преувеличение больше 110%, остальные измеряемые параметры находятся в пределах нормы. В целом средний процент разницы реального и воображаемого представления о собственных размерах тела составляет 102,7%, следовательно, можно заключить, что данная группа девушек имеет реальное представление о собственном образе физического «Я».
£ 1 Я. I * -В -б
■нИНШНН;
I I
3 к
11
^11
с
= *
5'5-1 |да|
“Ч .= = I = = * с. = | | ? £ ■? 1 С & в ■£ ■“ !■ 4 -2. г-с =■
** 4= Г з г =
14^
I Группа №1 I Группа N>5
Таблица 4
Средний процент разницы реальных и воображаемых размеров тела группы №1 и группы №2
Измеряемые параметры Разница процента отклонения между реальными и воображаемыми размерами тела
Группа №1 Г руппа №2
Высота головы 110,4 129,4
Ширина головы 116,5 142,6
Длина шеи 127 217,5
Ширина шеи 103 118,4
Ширина плеч 110,8 115,4
Длина правой руки 99,5 108,8
Длина левой руки 96,9 104,9
Ширина правого локтя 107,8 117,9
Ширина левого локтя 104,3 119,6
Длина правой кисти 93,4 104,3
Длина левой кисти 94,1 109,2
Ширина грудной клетки 98 99
Ширина талии 102 115,4
Ширина бедер 98 99,1
Длина туловища 110,1 112,1
Длина правой ноги 100,9 102,6
Длина левой ноги 98,6 102,9
Ширина правого колена 95,9 110,3
Ширина левого колена 96,8 125,7
Длина правой ступни 95,7 102,5
Длина левой ступни 98,3 102
Средний % разницы реального и воображаемого 102,7 117,1
Группа № 2 чаще склонна преувеличивать свои реальные размеры, в отличие от группы № 1. Но и в этой группе воображаемые размеры таких параметров, как длина правой и левой руки, длина правой и левой кисти, ширина грудной клетки, ширина бедер, длина правой и левой ноги, ширина правого колена, длина правой и левой ступни, находятся в пределах допустимой нормы. Остальные параметры значительно превышают верхний предел допустимой нормы — 110%. В целом средний процент разницы реального и воображаемого составляет 117,1%. Можно сделать вывод, что данная группа девушек преувеличивает свои реальные размеры тела и имеет в своем представлении неадекватный образ физического «Я».
Подробно остановимся на частях тела, которые имеют преувеличенные размеры, а значит, здесь присутствует мышечное напряжение [11]. Так, согласно телесной психологии «голова» представляет собой центр контроля и энергии разума. Голова — это коммуникативный центр. Здесь осуществляется восприятие мира посредством зрения, слуха, обоняния. Это место, где можно укрыться от внешнего мира и достичь высших уровней сознания. Напряжение в этой области связано с опасением, что мы (символически) «потеряем голову», т. е. потеряем способность четко мыслить.
Шея — это «пропускной пункт», место перехода жизненной энергии и чувств из головы в туловище, а от него в голову. Напряжение шеи блокирует переход жизненной энергии и чувств. Канал, связанный с ним, будет закрыт, закрытым будет и сердце. Это выражается в неспособности принять и проявить свои реальные чувства. Возникает проблема принятия реальности.
Область локтя, локтевого сустава, имеет ограждающую функцию. Выставление их в сторону происходит, когда необходимо оградиться от влияния окружающих, проложить себе дорогу, расталкивать других. Напряжение в этой области связано с необходимостью «расчищать себе дорогу локтями», проявлять жесткость в контакте с другими людьми.
Талия — место соединения центральной части (груди) с областью таза. Напряжение в этой области указывает на блокирование злости, агрессии, стремление к доминированию, тревогу и обиду, страхи.
Область колен выполняет функцию способности выносить нагрузку, быть устойчивым и гибким. Напряжение в коленных суставах означает пассивное отношение к жизни, но при этом наблюдается агрессивность по отношению к людям. По мнению В. Ю. Баскакова, в коленях содержится страх, неустойчивость и неуверенность [1].
Таким образом, нарушения телесного самовосприятия в данных частях тела предполагают, что у исследуемых девушек группы № 1 и группы № 2 нарушен диалог между головой и телом, разумом и чувствами, в группе № 2 это выражено более сильно. Также девушки группы № 2 переживают проблему в принятии своих истинных чувств и неспособности их выразить, они более агрессивны в отношении других людей и прикладывают больше усилий для достижения своих целей и поддержания чувства уверенности в себе.
С помощью критерия Манна-Уитни были выявлены достоверные различия в группе № 1 и группе № 2 по самоотношению к характеристикам образа физического «Я» (табл. 5).
Как видно из табл. 5, девушки группы № 1 и группы № 2 отличаются по самоотношению к характеристикам образа физического «Я» по таким параметрам, как самооценка и личностная значимость анатомических характеристик (ноги, фигура), а также самооценка и личностная значимость социальных характеристик (одежда, аксессуары и косметика).
Таблица 5
Значимые различия самоотношения к характеристикам образа физического «Я» в группе № 1 и группе № 2, р < 0,05
Измеряемые параметры Капк Бит Огоир 1 Капк Бит Огоир 2 и Ъ асуийесі Р- ІЄУЄІ
Самооценка ног 632,50 1383,50 332,50 -1,96 0,05
Самооценка одежды 583,00 1433,00 283,00 -2,62 0,01
Самооценка аксессуаров 630,50 1385,50 330,50 -1,95 0,05
Самооценка косметики 581,00 1435,00 281,00 -2,65 0,01
Значимость фигуры 914,00 1102,00 322,00 2,07 0,04
Значимость одежды 936,00 1080,00 300,00 2,38 0,02
Таблица 6
Соотношение средних значений самоотношения к характеристикам образа физического «Я» в группе № 1 и группе № 2
Группа №1 (ближе к норме), средние значения Значимые различия в показателях Группа №2 (больше 110%), средние значения
6 Самооценка ног 7,8
6,6 Самооценка одежды 8,7
6,3 Самооценка аксессуаров 8,2
6,2 Самооценка косметики 8,6
8 Значимость фигуры 6,7
9Д Значимость одежды 8,1
Данные табл. 6 иллюстрируют, что девушки группы № 1 в отличие от девушек группы № 2 имеют средний уровень самооценки, так как их значения не превышают 7 баллов. У девушек второй группы самооценка находится на высоком уровне. Личностная значимость таких характеристик, как фигура и одежда, у девушек первой группы высока, у девушек группы №2 — на среднем (фигура) и высоком уровне (одежда).
Рис. 4 и 5 показывают сравнительные данные по самоотношению к характеристикам образа физического «Я» группы № 1 и группы № 2.
Результаты самооценки характеристик образа физического «Я», показанные на рис. 4, означают, что у испытуемых девушек группы № 1 все характеристики образа физического «Я», за исключением «головы», находятся на среднем уровне. У группы № 2 самооценка анатомических (голова, фигура, ноги, руки) и социальных характеристик (одежда, аксессуары, косметика) расположена в пределах высокого уровня, а самооценка функциональных характеристик (выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость) — в границах ближе к высокому уровню.
(Группа ЦП
1'ругло N’2
Рис. 4 Самооценка характеристик образа физического «Я» в группе № 1 и в группе № 2
І І І І І І І I
І I
I :>; м.-: Г 1
:г,
/¿'У'//////
Рис. 5. Личностная значимость характеристик образа физического «Я» в группе № 1 и группе № 2
Из рис. 5 видно, что испытуемым группы ц 1 важно (высокий уровень) иметь привлекательные черты лица, фигуры, рук и ног, а также быть хорошо одетыми и использовать косметику и аксессуары в одежде. Значимость развития физических качеств (выносливости, силы, быстроты, ловкости, гибкости) собственного тела у испытуемых находится на уровне, близком к высокому.
У группы № 2 тенденцию ближе к высокому уровню значимости показывают анатомические характеристики образа физического «Я»(голова, фигура, ноги, руки). Функциональные характеристики по значимости находятся на среднем уровне. Более ценными являются социальные характеристики внешности (одежда, аксессуары, косметика), они расположены на высоком уровне.
В целом следует заключить, что испытуемые девушки группы № 2 в сравнении с группой № 1 выше оценивают свою внешнюю привлекательность по всем характеристикам образа физического «Я», девушки в целом довольны своей внешней привлекательностью, как их тело функционирует и как оно одето. Также для них важно выглядеть внешне привлекательными и особенно важно оформлять свою внешность социальными атрибутами.
Испытуемые группы № 1 имеют среднюю самооценку характеристик образа физического «Я». Для этих девушек высока значимость внешней привлекательности во всех ее проявлениях (анатомическом, функциональном и социальном).
Выводы
На основании вышеизложенного, можно сделать утверждение, что самоотношение к образу физического «Я»девушек имеет свои особенности в зависимости от реальности телесного самовосприятия.
Девушки с реальным восприятием собственного тела имеют средний уровень самооценки анатомических, функциональных и социальных характеристик образа физического «Я». Также для них важно чувствовать свою внешнюю привлекательность, модно одеваться и украшать свою одежду различными аксессуарами, иметь хорошо физически развитое тело.
Девушки, склонные к преувеличению размеров своего тела, а значит имеющие в своем представлении неадекватный образ физического «Я», высоко оценивают свою внешнюю привлекательность в сравнении с другими людьми. Наиболее значимо для них украшать свое тело социальными атрибутами внешности и подчеркивать привлекательность черт лица. Такое поведение позволяет им чувствовать себя увереннее, привлекательнее в общении с другими людьми. Развитию физических качеств своего тела уделяется внимания меньше.
Поскольку любой образ порождает эмоциональную оценку, можно заключить, что девушки с нереальным телесным самовосприятием имеют неадекватно высокую самооценку характеристик образа физического «Я». Преувеличенные размеры тела указывают на наличие мышечного напряжения и излишней траты жизненной энергии на поддержание внешней привлекательности за счет социальных атрибутов внешности.
Особенности самоотношения к образу физического «Я» в зависимости... СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баскаков,В. Ю. Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. — М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2001. — 224 с.
2. Бернс,Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М. : Прогресс, 1986. — 361
с.
3. Быховская, И. М. Homo somatikos: аксиология человеческого тела. — М. : Издательская группа URSS, 2000. — 208 с.
4. Визгина,А. В. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин / А. В. Визгина, С. Р. Пантелеев // Вопросы психологии. — 2001. — № 3. — С. 91—100.
5. Куницына,В. Н. Проблема отношений личности в трудах В. Н. Мясищева /
B. Н. Куницына, В. Н. Панферов // Психологический журнал. — 1992. — Т. 13. — № 3. —
C. 40—45.
6. Кривцова, С. В. Подросток на перекрестке эпох. — М. : Генезис, 1997. — С. 78—94.
7. Лабунская,В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. — Ростов н/Д : Феникс, 1999. — 608 с.
8. Пантелеев, С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. — М. : Наука, 1991. — 238 с.
9. Раусте фон Вихт,М. Л. «Образ-Я»как подструктура личности // Проблемы психологии. — М., 2002. — № 4. — С. 104—111.
10. Ремшмидт,Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. — М. : Наука, 1994. — 387 с.
11. Сахарова,В. Г. Психология тела. Диагностика отношения к телу : учеб.-метод, пособие. — СПб. : Речь, 2011. — 112 с.
12. Столин,В. В. Самосознание личности. — М. : Наука, 1983. — 280 с.
13. Тимошенко, Г. В. Знакомство с собой. Как чувствует себя ваше тело? / Г. В. Тимошенко, Е. А. Леоненко. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2006. — 144 с.
14. Тимошенко,Г. В. Знакомство с собой. О чем говорит ваше тело? / Г. В. Тимошенко, Е. А. Леоненко. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2006. — 150 с.
15. Тхостов,А. Ш. Психологиц телесности. — М. : Смысл, 2002. — 287 с.
16. Фельденкрайз,М. Осознавание через движение. Оздоровительные движения для личностного роста. — М., 1994.
17. Черкашина,А. Г. Методика исследования самоотношения к образу физического Я (женский вариант) : метод, разработка. — Самара : Издательство СГПУ, 2008. — 32 с.