Научная статья на тему 'Особенности самоопределения юношества в зависимости от уровня субъективного благополучия'

Особенности самоопределения юношества в зависимости от уровня субъективного благополучия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
370
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / PERSON / SELF-DETERMINATION / SUBJECTIVE WELL-BEING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бочарова Елена Евгеньевна

В статье рассматривается ценностно-смысловой аспект личностного самоопределения юношества. Автором представлены материалы эмпирического исследования по выявлению и описанию качественных характеристик самоопределения личности в зависимости от ее переживания субъективного благополучия/неблагополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pecutiarities of Self-Determination of Youth Depending on the Level of Subjective Well-Being

In this article was a analyses the value-sens aspect of personal self-determination of youth.. The author submits materials of empirical research on revealing and the description of qualitative characteristics of self-determination of the person depending on its experience of subjective well-being.

Текст научной работы на тему «Особенности самоопределения юношества в зависимости от уровня субъективного благополучия»

5 См.: СеменюкЛ.М. Психология гражданской активности: особенности, условия развития. М., 2006.

6 См.: Большунова Н.Я. Субъектность как социокультурное явление: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Новосибирск, 2005.

7 См.: Грошев И.В. Психофизиологические различия мужчин и женщин. М., 2005.

8 См.: ВержибокГ.В. Концептуальные основы гендерной психологии // Вестн. Полоцкого гос. ун-та. Сер. Педаг. науки. 2005. С. 52-56.

9 Грошев И.В. Психофизиологические различия мужчин и женщин. М., 2005. С. 398.

10 Цит. по: Грошев И.В. Указ. соч. С. 331.

11 См.: Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб., 2005. С.245.

12 См.: Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопр. психол. 1991. №3. С. 90-98.

13 См.: Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства // Вопр. психол. 2000. №1. С. 87-95.

14 См.: Бендас Т.В. Гендерная психология...

15 См.: ИльинЕ.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб., 2002.

16 См.: Бендас Т.В. Гендерная психология...

17 См.: Ильин Е.П. Указ. соч.

18 См.: Алифанов С.А. Указ. соч.

19 См.: Бендас Т.В. Гендерные исследования...

20 Цит по: Алифанов С.А. Основные направления анализа...

21 См.: Ильин Е.П. Указ. соч.

22 См.: Бендас Т.В. Гендерные исследования...

УДК 316.37

Е.Е. БОЧАРОВА

Педагогический институт Саратовского государственного университета, кафедра психологии E-mail: [email protected]

Особенности самоопределения юношества в зависимости от уровня субъективного благополучия

В статье рассматривается ценностно-смысловой аспект личностного самоопределения юношества. Автором представлены материалы эмпирического исследования по выявлению и описанию качественных характеристик самоопределения личности в зависимости от ее переживания субъективного благополучия/неблагополучия.

Ключевые слова: личность, самоопределение, субъективное благополучие.

E.E. BOCHAROVA Pecutiarities of Self-Determination of Youth Depending on the Level of Subjective Well-Being

In this article was a analyses the value-sens aspect of personal self-determination of youth.. The author submits materials of empirical research on revealing and the description of qualitative characteristics of self-determination of the person depending on its experience of subjective well-being.

Key words: person, self-determination, subjective well-being.

Потребность в самоопределении, возникающая на рубеже старшего подросткового и младшего юношеского возрастов, является одним из центральных психологических новообразований, определяющих специфику этого возрастного этапа жизни. При этом на данном узловом возрастном этапе социального становления совершенно особой смысловой доминантой в позиции самоопределения «Я и общество» (Д.И. Фельдштейн) выступает процесс самоопределения, определение личностью своей позиции по отношению к своей жизни1.

Большинство исследователей рассматривают самоопределение как многоуровне-

вый и противоречивый процесс осознания личностью своих потребностей и возможностей и соотнесения их с имеющимися требованиями и социальными установками общества. С одной стороны, самоопределение личности социально детерминировано, с другой - оно выступает как самодетерминация, и в ней выражается осознанное стремление занять определенную позицию. Так, К.А. Абульханова-Славская рассматривает самоопределение как определение личностью своей позиции по отношению к своей жизни, определение самим субъектом своего «способа жизни», который формируется

© Е.Е. Бочарова, 2009

внутри координат системы отношений. при этом она подчеркивает активный, целепо-лагающий характер отношения человека к собственной жизнедеятельности2. основными особенностями самоопределения являются формирование ценностно-смысловых установок относительно смысла своего собственного существования, устремленность в будущее (Л.И. Божович)3. Иначе говоря, самоопределение личности объединяет в себе все субъективные устремления и предпочтения, смыслы, ценности и т.д., которые характеризуют содержательную избирательность всей психики субъекта, всю его систему отношений к себе и к окружающему миру. В то же время именно особенности системы отношений личности определяют многие явления внутреннего мира, психические состояния и процессы, которые связаны со специфическим эмоциональным самочувствием, вызванным переживанием значимых для человека факторов и являются отражением благополучия/неблагополучия жизнедеятельности человека в качестве субъекта социального взаимодействия.

Говоря о субъективном благополучии личности, следует подчеркнуть, что его оценка, складывается на основе социально-психологических ценностей, опирается на смысл отношения личности и переживания по отношению к различным сторонам своей жизни, деятельности и самому себе. В то же время именно переживание субъективного благополучия/неблагополучия задает личностно значимую ориентацию на достижение определенного уровня в системе социальных отношений, определяет социальную активность, позицию личности практически во всех сферах жизнедеятельности. поэтому основную задачу данного исследования мы видели в том, чтобы раскрыть особенности личностного самоопределения учащейся молодежи в зависимости от переживания субъективного благополучия/неблагополучия.

В качестве диагностического инструментария применялся комплекс методик: «Шкала субъективного благополучия» М.В. Соколовой, позволяющая выявить уровень субъективного эмоционального благополучия; для исследования смысловой сферы личности использовалась методика «Смысложизнен-ные ориентации» (СЖо) Д.Леонтьева; для выявления степени значимости жизненных

целей в различных жизненных сферах, определения направленность личности применялся «Морфологический тест жизненных ценностей» (МТЖЦ) В.Ф. Сопова, Л.В. Карпу-шиной. В исследовании принимали участие учащиеся 11 классов общеобразовательных школ г.Саратова (л=100).

В целях выявления особенностей содер-жанияличностногосамоопределенияучащих-ся нами выделены две группы испытуемых, отличающихся крайними типами субъективного эмоционального благополучия. основанием для этого выделения послужили средние данные, полученные по шкале субъективного эмоционального благополучия. Сравнительный анализ по Г-критерию Стью-дента подтвердил достоверность различий этих показателей. Лица с высоким уровнем эмоционального благополучия обладают позитивной самооценкой, оптимистичны, не склонны высказывать жалобы на различные недомогания, уверены в своих способностях, эффективно действуют в условиях стресса, не склонны к тревогам. У лиц с низким уровнем значительно выражен эмоциональный дискомфорт, возможно наличие комплекса неполноценности, неудовлетворённость собой и своим положением. Кроме того, они проявляют беспокойство по поводу реальных и воображаемых неприятностей, фиксиро-ванность на своём здоровье.

обратимся к результатам исследования. Следует отметить, что система ценностей человека представляет собой осознаваемую, интернализованную часть системы его личностных смыслов. Смысловая сфера направляет поведение человека, определяет развитие личности, ее интересы, выбор жизненного пути, самоопределение, актуализируя его потенциал в будущем. Исследователи рассматривают смысловую сферу как особым образом организованную совокупность смысловых образований и связей между ними, обеспечивающую смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах. результат осознания целей и смысла собственной жизни представляет собой смысложизненные ориентации человека.

Сравнительный анализ (по Г-критерию Стьюдента) показателей смысложизненных ориентаций у лиц с высоким/низким уровнем субъективного благополучия показал,

что такие показатели как «цели в жизни», «ло-кус контроля - Я», «локус контроля - жизнь», «общий показатель осмысленности жизни» имеют большую выраженность у лиц с высоким уровнем субъективного эмоционального благополучия на достоверно значимом уровне (р<0,05; р<0,01). Отсутствие достоверно значимых различий таких показателей как «процесс жизни», «результативность жизни» свидетельствует о сходстве данных показателей в исследуемых выборках. Данный факт позволяет говорить о том, что лица с высоким уровнем благополучия отличаются большей целеустремленностью, заинтересованностью своим будущим, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Кроме того, данная категории испытуемых обнаруживает стремление построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, контролировать события собственной жизни, принимать решения и воплощать их в жизнь, при этом демонстрируя уверенность в своих силах. В выборке «неблагополучных», напротив, наблюдается сомнения, неуверенность относительно своего будущего. Удовлетворенность прожитой частью жизни, удовлетворенность самореализацией, оценка пройденного отрезка жизни, переживание того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть, в исследуемых выборках имеет одинаковую представленность. Тем не менее личность с высоким уровнем субъективного благополучия характеризуется субъективно переживаемой более высокой осмысленностью собственной жизни, нежели личность с низким уровнем.

Ценности являются специфической формой смысловых образований в личностных структурах и поэтому имеют непосредственное отношение к осмысленной мотивации деятельности. Выявление причин действий, поступков, деятельности человека показывает, что сила мотивов и эффективность деятельности человека зависит от того, насколько ясно осознается им цель, смысл деятельности.

Сравнительный анализ (по Г-критерию Стьюдента) показал сходства и различия показателей мотивационно-ценностной структуры в исследуемых выборках. Полученные результаты свидетельствуют о том, что сфера профессиональной деятельности, по мне-

нию «благополучных», позволяет реализовать стремления в саморазвитии, самосовершенствовании. Лица с низким уровнем субъективного благополучия проявляют стремление к достижению результатов, признанию в сфере профессиональной деятельности за счет расширения своих социальных контактов, установления благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, сохранив при этом свою индивидуальность, собственное мнение. Кроме того, данная категория испытуемых обнаруживает желание самосовершенствоваться в сфере общественной активности и увлечений, проявляя при этом свои творческие и коммуникативные способности. Наибольшее духовное удовлетворение «неблагополучные» получают от проявления активности в сфере профессиональной деятельности и в общественной сфере. Кроме того, результаты сравнительного анализа ценностных предпочтений позволяют судить о направленности и степени активности респондентов в тех или иных сферах жизнедеятельности. Так, в выборке «благополучных» наблюдается нравственно-деловая направленность (саморазвитие, духовная удовлетворённость, креативность, социальные контакты), в то время как в выборке «неблагополучных» -эгоистически-престижная направленность.

Корреляционный анализ позволил выявить связи между компонентами смысло-жизненных ориентаций и паттерном «ценность - сфера», характеризующие жизненную позицию и характер жизненного пути у лиц высоким/низким уровнем субъективного благополучия. Так, в выборке «благополучных» проявление целеустремленности, активности наблюдается в сфере профессиональной деятельности и сфере образования. В сфере профессиональной деятельности испытуемые стремятся к достижению конкурентно значимых и ощутимых результатов. они стремятся внести элементы творчества в выполнение своих профессиональных обязанностей, проявляя при этом увлеченность, опираясь на коллегиальные начала, делегируют полномочия, устанавливают благоприятные взаимоотношения с коллегами по работе. В сфере семейных отношений респонденты обнаруживают стремление к глубокому взаимопониманию со всеми членами семьи, духовной близости с ними. В супру-

жестве ценят настоящую любовь, считают ее главным условием семейного благополучия. Проявляя активность в общественной деятельности, испытуемые стремятся занять такое место в структуре общественной жизни, которое обеспечивало бы более тесный контакт с определенным кругом лиц и давало бы возможность взаимодействовать с ним в общественной жизни. Выполнение общественной деятельности приносит им моральное удовлетворение. Следует отметить, что проявление целеустремленности, активности у данной категории испытуемых наблюдается в сферах профессиональной деятельности, образования и в сфере общественной активности, что свидетельствует об их высокой значимости. Таким образом, профессиональная деятельность, получение образования, вовлеченность в общественно-политическую жизнь является главным содержанием жизни для «благополучных». Кроме того, стремление к самосовершенствованию, расширению кругозора, расширению социальных контактов, проявление увлеченности в спорте, хобби, активности в общественной деятельности делает жизнь насыщенной и интересной, наполненной смыслом и сопровождается переживанием позитивных эмоций. Возможность самореализоваться в сферах образования и увлечений является одним из критериев удовлетворенности прожитым периодом жизни. Уверенность в себе, независимость в выборе целей и средств их достижения, убежденность в том, что жизнь человека подвластна сознательному контролю, позволяют контролировать события собственной жизни и выстроить ее в соответствии со своими представлениями о ее смысле. В частности, самосовершенствование в профессиональной, учебной деятельности, в сфере семейных отношений, расширение кругозора, социальных контактов, стремление к признанию окружающих, достижение успехов, по мнению испытуемых, подвластно самому человеку, невзирая на жизненные обстоятельства. В то же время испытуемыми не отвергается их влияние на возможность самореализации в профессиональной, учеб-

ной деятельности, но, как отмечают респонденты, признание и достижение высоких результатов практически во всех сферах жизнедеятельности зависит преимущественно от собственных усилий, принятия ответственности за принятые решения. Смысловая направленность личности «благополучных» связана с самореализацией также в сферах профессиональной деятельности, образования, семейных отношений и общественной активности. Осмысление своего прошлого, настоящего и будущего позволяет молодым людям выстраивать жизненную стратегию, жизнь в целом.

В выборке «неблагополучных» проявление целеустремленности, активности наблюдается в сферах образования, семейных отношений и сфере увлечений, что свидетельствует об их высокой значимости. Таким образом, получение образования, создание семьи, хобби являются главным содержанием жизни для данной категории испытуемых. Расширение кругозора, проявление творчества, увлеченности в спорте, хобби делает жизнь насыщенной и интересной, наполненной смыслом и сопровождается переживанием позитивных эмоций. Возможность самореализации в сфере семейных отношений и увлечений является одним из критериев удовлетворенности прожитым периодом жизни. Самосовершенствование в сфере семейных отношений, расширение кругозора, социальных контактов в профессиональной деятельности, стремление к признанию окружающих, достижение успехов в профессиональной деятельности и увлечений, по мнению респондентов, зависит преимущественно от стечения жизненных обстоятельств. Смысловая направленность «неблагополучных» также связана с этими сферами.

Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что переживание личностью субъективного благополучия/неблагополучия находит отражение в качественных характеристиках личностного самоопределения юношества и определяет уровень активности в системе социальных отношений.

Примечания

1 См.: ФельдштейнД.И. Психология развития человека как личности: Избранные тр.: В 2 т. М., 2005. Т. 1.

2 См.: Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.,1991.

3 См.: Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопр. психол. 1976, № 6. С. 15-28.

Н.В. Молчанова. Роль эмоционального оценивания в коммуникативной интеракции

31

УДК 159.923:316.6

Н.В. МОЛЧАНОВА

Смоленский гуманитарный университет, кафедра общей и социальной психологии E-mail: [email protected]

Pоль эмоционального оценивания в коммуникативной интеракции

В статье рассматривается процессуальный аспект коммуникативной интеракции. Представлены результаты влияния эмоций на содержание и структуру конфронтационного диалога. Показано воздействие эмоциональной оценки на возникновение личностного смысла, вследствие чего возникает искажение реальной ситуации взаимодействия. Дан анализ структуры коммуникативной интеракции, единицей которой выступает акт обмена отдельными взаимообусловленными поведенческими проявлениями партнеров.

Ключевые слова: эмоциональная оценка, интериоризация, экстериоризация, структура коммуникативной интеракции, конфронтационный диалог.

N.V. MOLCHANOVA Role Emotional Estimations in Communicative Interaction

In clause the remedial aspect communicative interaction is considered. Results of influence of emotions on the maintenance and structure of confrontational dialogue are presented. Influence of an emotional estimation on occurrence of personal sense owing to what there is a distortion of a real situation of interaction is shown. The analysis of structure communicative интеракции which unit the certificate of an exchange separate direct acts as behavioural displays of partners is given.

Key words: emotional estimation, interiorization, exteriorization, structure communicative interaction, confrontational dialogue.

Коммуникативную интеракцию мы исследуем как систему поведенческих действий, являющихся экстериоризацией внутренних психических состояний индивидов, включенных в межличностную коммуникацию. Мы полагаем, что анализ внешне проявляемых действий, изучение их как процесса экстерио-ризации индивидуально-психических возможностей субъекта позволяет выявить механизмы межличностного взаимодействия в целом. Для каждого субъекта межличностная коммуникация имеет личностную значимость, в соответствии с которой он действует и интерпретирует поступающую информацию по-своему. С нашей точки зрения, это во многом зависит от эмоционального оценивания себя, партнера и ситуации взаимодействия в целом.

Цель нашего исследования1 состояла в выявлении особенностей коммуникативной интеракции, связанных с функционированием эмоций субъектов коммуникации. В ходе исследования предполагалось раскрытие феномена, согласно которому эмоциональная оценка личной значимости реально происходящего определяет содержание и структуру коммуникативного взаимодействия.

Правомерность анализа функционирования эмоций в процессе непосредственного взаимодействия основывалась на следующих положениях.

В индивидуальной психике каждого человека в свернутой форме содержатся те или иные социальные феномены, воспринятые и усвоенные им из реальной жизни. Это объясняется явлениями интериоризации и эксте-риоризации (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Интериоризация предполагает присвоение из внешней реальности сущности внешних предметов и явлений, в том числе и значений социального мира. Экстериоризация означает переход внутренних мыслительных действий и операций в развернутую внешнюю форму, следовательно, внешние поведенческие реакции участников коммуникативного взаимодействия - это проявление их внутриличностных феноменов.

В эксперименте моделировался конф-ронтационный диалог, участники которого имели противоположные цели и намерения по поводу обсуждаемой проблемы. при этом ставилась общая цель - договориться между собой. Вследствие столкновения различных точек зрения возникало эмоциональное напряжение, которое препятствовало достижению взаимной договоренности между партнерами, что также определяло их поведенческие реакции.

ролевое проигрывание конфронтацион-ных диалогов предполагало решение лич-ностно значимых проблем, с которыми учас-

© Н.В. Молчанова, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.