Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО АУДИТА В РОССИЙСКОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКЕ'

ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО АУДИТА В РОССИЙСКОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
рынок обязательного аудита / экономическая ценность аудита / маркетинговая характеристика обязательного аудита / аудит общественно значимых организаций. / statutory audit services market / economic value of audit / marketing characteristic of compulsory audit / audit of public interest entity.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Любофеев Владимир Дмитриевич

В статье исследована динамика рынка обязательного аудита в РФ за 2016–2023 годы и основные влияющие на нее факторы, предложены направления повышения эффективности выполнения аудитом своей макроэкономической функции. Динамика рынка обязательного аудита в РФ определяется тремя ключевыми факторами: категориями подлежащих аудиту организаций, количеством организаций каждой категории и средней стоимостью аудиторских услуг. Было проведено сравнительное исследование категорий организаций, подлежащих обязательному аудиту в РФ и странахлидерах по объему ВВП, включая общественно значимые организации. Также была изучена динамика соотношения доходов аудиторов с выручкой аудируемых лиц как индикатор экономической ценности аудита для клиентов. Рынок обязательного аудита в РФ за 2016–2023 годы постоянно стагнировал. Категории подлежащих обязательному аудиту организаций в РФ в целом соответствуют мировой практике, но экономическая ценность аудита для клиентов неодинакова для различных сегментов рынка. Минфин РФ не публикует данные о количественном составе различных категорий подлежащих обязательному аудиту организаций и соотношении доходов аудиторов с выручкой аудируемых лиц. Сбор и публикация Минфином указанной информации, ее анализ и корректировка на его основе категорий подлежащих обязательному аудиту организаций позволят повысить эффективность выполнения аудитом своей макроэкономической функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of the Mandatory Audit Market in Russian and International Practice

The article studies the dynamics of the mandatory audit market in the Russian Federation for 2016–2023 and the main factors affecting it, and suggests ways to improve the efficiency of the audit performance of its macroeconomic function. The dynamics of the mandatory audit market in the Russian Federation is determined by three key factors: the categories of organizations subject to audit, the number of organizations of each category and the average cost of audit services. A comparative study of the categories of organizations subject to mandatory audit in the Russian Federation and the leading countries in terms of GDP, including publicly important organizations, was carried out. We also studied the dynamics of the ratio of auditors’ income to the revenue of audited entities as an indicator of the economic value of audit for clients. The mandatory audit market in the Russian Federation has been stagnating steadily over 2016–2023. The categories of organizations subject to mandatory audit in the Russian Federation generally correspond to the global practice, but the economic value of audit for clients is not the same for different market segments. The RF Ministry of Finance does not publish data on the quantitative composition of various categories of organizations subject to mandatory audit and the ratio of auditors’ income to the revenue of audited entities. Collection and publication by the Ministry of Finance of the above information, its analysis and adjustment on its basis of the categories of organizations subject to compulsory audit will improve the efficiency of the audit of its macroeconomic function.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО АУДИТА В РОССИЙСКОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАКТИКЕ»

УДК / UDC 339.138

DOI: 10.24412/2071-3762-2024-9327-12-17

ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО АУДИТА В РОССИЙСКОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ

ПРАКТИКЕ

Peculiarities of the Mandatory Audit Market in Russian and International Practice

Любофеев Владимир Дмитриевич,

к.э.н., аудитор ООО «Аудит без границ»; г. Краснодар, Россия, ул. Коммунаров, д. 268 Lyubofeev Vladimir Dmitrievich,

PhD in Economics, Auditor of Audit Without Borders LLC; 268, Kommunarov Str., Krasnodar, Russia lvd.audit@gmail.com

https://orcid.org/0000-0001-6128-0702

В статье исследована динамика рынка обязательного аудита в РФ за 2016-2023 годы и основные влияющие на нее факторы, предложены направления повышения эффективности выполнения аудитом своей макроэкономической функции. Динамика рынка обязательного аудита в РФ определяется тремя ключевыми факторами: категориями подлежащих аудиту организаций, количеством организаций каждой категории и средней стоимостью аудиторских услуг. Было проведено сравнительное исследование категорий организаций, подлежащих обязательному аудиту в РФ и странах-лидерах по объему ВВП, включая общественно значимые организации. Также была изучена динамика соотношения доходов аудиторов с выручкой аудируемых лиц как индикатор экономической ценности аудита для клиентов. Рынок обязательного аудита в РФ за 2016-2023 годы постоянно стагнировал. Категории подлежащих обязательному аудиту организаций в РФ в целом соответствуют мировой практике, но экономическая ценность аудита для клиентов неодинакова для различных сегментов рынка. Минфин РФ не публикует данные о количественном составе различных категорий подлежащих обязательному аудиту организаций и соотношении доходов аудиторов с выручкой аудируемых лиц. Сбор и публикация Минфином указанной информации, ее анализ и корректировка на его основе категорий подлежащих обязательному аудиту организаций позволят повысить эффективность выполнения аудитом своей макроэкономической функции.

Ключевые слова: рынок обязательного аудита; экономическая ценность аудита; маркетинговая характеристика обязательного аудита; аудит общественно значимых организаций.

The article studies the dynamics of the mandatory audit market in the Russian Federation for 2016-2023 and the main factors affecting it, and suggests ways to improve the efficiency of the audit performance of its macroeconomic function. The dynamics of the mandatory audit market in the Russian Federation is determined by three key factors: the categories of organizations subject to audit, the number of organizations of each category and the average cost of audit services. A comparative study of the categories of organizations subject to mandatory audit in the Russian Federation and the leading countries in terms of GDP, including publicly important organizations, was carried out. We also studied the dynamics of the ratio of auditors' income to the revenue of audited entities as an indicator of the economic value of audit for clients. The mandatory audit market in the Russian Federation has been stagnating steadily over 2016-2023. The categories of organizations subject to mandatory audit in the Russian Federation generally correspond to the global practice, but the economic value of audit for clients is not the same for different market segments. The RF Ministry of Finance does not publish data on the quantitative composition of various categories of organizations subject to mandatory audit and the ratio of auditors' income to the revenue of audited entities. Collection and publication by the Ministry of Finance of the above information, its analysis and adjustment on its basis of the categories of organizations subject to compulsory audit will improve the efficiency of the audit of its macroeconomic function.

Keywords: statutory audit services market; economic value of audit; marketing characteristic of compulsory audit; audit of public interest entity.

Введение (Introduction)

Рынок обязательного аудита составляет значительную долю рынка аудиторских услуг. В 2016—2023 годах доля доходов от проведения обязательного аудита в общих доходах от оказания аудиторских услуг составляла в среднем 78% с тенденцией к сокращению (рис. 1).

В стоимостном выражении объем рынка обязательного аудита в 2016— 2023 гг. составил в среднем 44,8 млрд руб. с общей тенденцией к сокращению (рис. 2). Без учета инфляции в 2017 году объем рынка упал на 4,4 млрд руб. (9%) от уровня 2016 года, в 2017—2021 годах незначительно восстанавливался, в 2022 году упал вновь на 4,1 млрд руб. (9%) от

уровня 2021 года, а в 2023 году упал еще на 3,1 млрд руб. (7%) от уровня

2022 года. Таким образом, за 2016—

2023 год объем рынка обязательного аудита сократился в номинальном

90% Т „-„, 85%

85% -80% -75% -70% -

выражении на 9,5 млрд руб. (19,5%) к уровню 2016 года. Если же учесть инфляцию и сопоставить с ростом ВВП*, то падение рынка будет выглядеть еще драматичнее.

65%

77% 77%

75%

72%

Рис. 1. Доля доходов от проведения обязательного аудита в общих доходах от оказания аудиторских услуг, %* Fig. 1. Share of revenues from compulsory audit in total revenues from audit

services, %

' Основные показатели рынка аудиторских услуг в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/ (дата обращения: 10.08.2024).

* ВВП: годовые данные. [Электронный ресурс]. ния: 10.08.2024).

■ Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/94cQBbmp/tab1.htm (дата обраще-

2017

2020

2023

Оценка динамики рынка обязательного аудита затрудняется тем, что этот рынок не является независимым. Ценность аудита с точки зрения потребителя базируется на том, насколько аудит может улучшить качественные характеристики финансовой информации, используемой пользователями для принятия решений. Фундаментальными качественными характеристиками финансовой информации являются ее уместность и правдивое представление.

Целью аудита является обеспечение уверенности акционеров, что финансовая отчетность, подготовленная руководством организации, дает правдивое и справедливое представление о компании, включая ее активы, обязательства, финансовое положение, прибыль или убытки**. В России, как указал Конституционный суд, «отношения, возникающие в ходе обязательной аудиторской проверки, в значительной мере имеют публично-правовой характер. Аудиторское заключение, составленное по результатам проверки, входит в официальную бухгалтерскую отчетность за год в качестве обязательного элемента; без него отчетность не может быть принята, а пользователи финансовой (бухгалтерской) отчетности не вправе считать ее достоверной»3*.

лей [1, 2, 3], мнений представителей экспертного сообщества. Анализировались статистические данные Минфина РФ, концепции и перспективные планы.

Результаты (Results)

Основными факторами, влияющими на объем рынка обязательного аудита, являются количество оказанных услуг аудита и их стоимость. Количество оказанных услуг по проведению аудита определяется установленным законодательством перечнем случаев обязательного аудита, количеством организаций, которые в соответствии с установленными требованиями должны проходить обязательный аудит, и долей фактически

60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0

48,8

44,4

проходящих аудит организаций в общем количестве обязанных это делать. Перечень случаев обязательного аудита устанавливается Федеральным законом от 30.12.2008 N Э07-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и иными федеральными законами.

В период с 2016 по 2023 годы публикуемый Минфином РФ перечень случаев обязательного аудита постоянно рос, увеличившись с 69 в 2016 году до 87 в 2023 году (рис. 3).

Российская практика установления случаев обязательного аудита в целом соответствует аналогичной в странах-лидерах по объему ВВП: США, Китай, Япония, Германия, Индия, Великобритания, Франция, Италия, Бразилия, Канада (табл. 1).

46,4 46,5

42,4 39 3

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

Рис. 2. Объем рынка обязательного аудита в стоимостном выражении,

млрд. руб.

Fig. 2. Volume of the mandatory audit market in value terms, bln. rub.

100 80 -60 -40 20 0

71

73

73

Материалы и методы (Materials and Methods)

Исследование осуществлялось путем изучения нормативной базы, научных и практических публикаций по проблематике финансового мониторинга предприятий различных отрас-

Рис. 3. Количество позиций в опубликованном Минфином РФ перечне случаев обязательного аудита с 2016 по 2023 годы*. Fig. 3. Number of items in the list of mandatory audit cases published by the RF Ministry of Finance from 2016 to 2023

* Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/document?id_4=126466-perechen_sluchaev_provedeniya_obyazatelnogo_audita_bukhgalterskoi_finansovoi_otchetnosti_ za_2023_god_soglasno_zakonodatelstvu_rossiiskoi_federatsii (дата обращения: 30.08.2024).

Таблица 1

Категории организаций, подлежащих обязательному аудиту Table 1. Categories of organizations subject to mandatory audit

44,8

45,4

84

87

75

69

Страна Категории организаций

1 2

США Публичные компании, отвечающие одному из следующих критериев: - компанией подается финансовая отчетность в Комиссию по ценным бумагам и биржам США или в иной регулирующий орган; - компании требуется подать финансовую отчетность при подготовке к продаже или в целях выпуска ценных бумаг, на передачу которых не распространяются договорные ограничения; - компания выпустила или является плательщиком по облигациям, которые обращаются на бирже или внебиржевом рынке; - компания эмитировала одну или несколько ценных бумаг, на передачу которых не распространяются договорные ограничения, и в соответствии с законом, договором или нормативным актом требуется составлять финансовую отчетность и периодически публиковать ее1.

**Company audits: issues and proposed reforms. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://researchbriefings.files.parliament.uk/documents/

CBP-8385/CBP-8385.pdf (дата обращения 1 1.08.2024). 3* Постановление Конституционного Суда РФ от 01.04.2003 N 4-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в связи с жалобой гражданки И.В. Выставкиной».

Таблица 1 (Окончание)

Table 1(End)

1 2

Китай Общества с ограниченной ответственностью и Акционерные общества; Банки и страховые компании; Эмитенты публично размещаемых ценных бумаг; Биржи, брокерские, клиринговые компании2.

Япония Эмитенты публично размещаемых ценных бумаг; Акционерные общества; Компании, имеющие аудиторский комитет; Банки и Кредитные союзы; Компании взаимного страхования жизни; Компании специального назначения; Инвестиционные корпорации; Инвестиционные товарищества с ограниченной ответственностью; Трастовые фонды; Школы, получающие национальные или региональные государственные субсидии; Инкорпорированные школы, подающие заявку на пожертвования; Независимые административные учреждения; Национальные университетские и межуниверситетские научно-исследовательские корпорации; Ассоциации и фонды, объединенные общественными интересами; Ассоциации сельскохозяйственных кредитных фондов; Политические партии в части Отчетов о расходах и аналогичных документов, составленные с использованием партийных субсидий; Корпорации социального обеспечения и медицинские корпорации; Поставщики услуг обмена виртуальной валюты; Сельскохозяйственные кооперативы3.

Германия Эмитенты публично размещаемых ценных бумаг; Средние и крупные компании; Кредитные организации и страховые организации; Товарищества и кооперативы4.

Индия Эмитенты публично размещаемых ценных бумаг; Средние и крупные компании, показатели деятельности которых превышают установленные критерии; Кредитные и страховые организации; Организации, занимающиеся генерацией и транспортировкой электроэнергии; Иные организации в установленных отдельным законодательством случаях5.

Великобритания Все компании, за исключением малых компаний (с учетом сферы и обстоятельств деятельности, формы собственности) и бездействующих компаний; Организации государственного сектора и НКО (за исключением незначительных по размеру) в предусмотренных соответствующим законодательством случаях6.

Франция Публичные компании; Компании с ограниченной ответственностью, показатели которых непосредственно или в составе группы превышают пороговые значения; Благотворительные фонды, показатели которых превышают пороговые значения; Организации госсектора (собственником которых является государство), социального обеспечения, больницы, университеты и профсоюзы; Эндаументы; Кредитные учреждения, сберегательные банки, взаимные фонды, отвечающие определенным критериям; Сельскохозяйственные кооперативы; Торгово-промышленные палаты7.

Италия Общественно значимые организации (публичные компании, кредитные организации, страховые компании и пенсионные фонды); Товарищества с ограниченной ответственностью; ООО, отвечающие одному из следующих критериев: - предоставляет консолидированную финансовую отчетность; - контролирует компанию, финансовая отчетность которой подлежит аудиту; - показатели компании превышают пороговые значения8.

Бразилия Публичные компании; Группа (в части консолидированной отчетности), в состав которой входит публичная корпорация; Эмитенты ценных бумаг; Крупные компании, финансовые показатели которых превышают установленные критерии; Финансовые учреждения; Страховые компании и пенсионные фонды; Компании, подчиненные регулирующим органам; Открытые предприятия в соответствии с Законом о корпорациях № 6404/76 от 15.12.19769.

Канада Все компании. Согласно Закону о коммерческих корпорациях Канады и Законам о коммерческих корпорациях провинций, требование аудита может быть отменено, если все акционеры в письменной форме согласятся на освобождение от аудита на отчетный год10.

1 Сведения о члене МФБ (США). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ifac.org/about-ifac/membership/profile/united-states-america (дата обращения: 11.08.2024).

2 Сведения о члене МФБ (Китай). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ifac.org/about-ifac/membership/profile/china-mainland (дата обращения: 10.08.2024).

3 The main types of audit performed by CPAs in Japan. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://jicpa.or.jp/english/0-0-0-0f-20220221.pdf (12.08.2024).

4 Коммерческий кодекс Германии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gesetze-im-internet.de/hgb/ (дата обращения: 14.08.2024).

5 Закон об аудиторах (Индия). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mca.gov.in/Ministry/pdf/ CA_AmendmentAct_2011_07092016.pdf (дата обращения: 14.08.2024).

6 Закон о компаниях (Великобритания). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/2006/46/pdfs/ ukpga_20060046_en.pdf (дата обращения: 1 1.08.2024).

7 Обязательный аудит во Франции. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cdn.cncc.fr/download/ cncc_plaquetteinstitvanglaise_web_nov2014.pdf (дата обращения: 10.08.2024).

8 Сведения о члене МФБ (Италия). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ifac.org/about-ifac/membership/profile/italy (дата обращения: 12.08.2024).

9 Закон о компаниях (Бразилия). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://conteudo.cvm.gov.br/export/sites/cvm/subportal_ingles/menu/ investors/anexos/Law-6.404-ing.pdf (дта обращения: 1 1.08.2024).

10 Сведения о члене МФБ (Канада). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ifac.org/about-ifac/membership/profile/canada (дата обращения: 14.08.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особую категорию организаций, подлежащих обязательному аудиту, во всех странах составляют общественно значимые организации. В российской практике к общественно-значимым организациям отно-сят4*:

1) публичные акционерные общества;

2) организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также организации, финансовая отчетность которых включается в проспект ценных бумаг;

3) кредитные организации, головные кредитные организации банковских групп, головные организации банковских холдингов;

4) страховые организации, общества взаимного страхования;

5) организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

6) государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании;

7) организации, в уставных капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов.

Концептуальное международное определение общественно значимых организаций опубликовано Советом по международным стандартам этики для бухгалтеров (International Ethics Standards Board for Accountants (/ESBA)5*. На базе сформулированного Советом концептуального определения каждой страной устанавливается перечень организаций, которые рассматриваются

в качестве общественно значимых (табл. 2).

Категориальный состав организаций, подлежащих обязательному аудиту и выделяемых в их составе общественно-значимых организаций в российской и зарубежной практике в целом схожи, хотя в некоторых странах (США, Китай, Индия, Франция, Италия) все подлежащие обязательному аудиту организации являются общественно значимыми, а в Канаде аудиту подлежат все компании, но любая из них может реше-

нием акционеров снять с себя эту обязанность.

Вторым фактором, влияющим на объем рынка аудита, является стоимость услуги. В России по данным Минфина происходит постоянное сокращение доходов аудиторов относительно доходов их клиентов (рис. 4). С 2016 по 2023 годы объем доходов аудиторских организаций от аудита, приходящийся на 1 млн руб. выручки клиентов, уменьшился на 30% с 298 рублей до 209 рублей.

Таблица2

Состав общественно значимых, организаций в отдельных странах* Table 2. Composition of socially important organizations in selected countries

Страна Виды общественно значимых организаций

США, Китай Листинговые компании Иные компании, для которых предусмотрен обязательный аудит

Япония, Германия, Великобритания Листинговые компании Банки и кредитные союзы Страховые компании и перестрахователи

Индия, Франция Листинговые компании Банки и кредитные союзы Страховые компании и перестрахователи Иные компании, для которых предусмотрен обязательный аудит

Италия Листинговые компании Банки и кредитные союзы Страховые компании и перестрахователи Пенсионные фонды и трасты (частично) Инвестиционные/секьюритизационные фонды Управляющие компании инвестиционных фондов Эмитенты электронных денег Иные компании, для которых предусмотрен обязательный аудит

Бразилия Листинговые компании Банки и кредитные союзы Страховые компании и перестрахователи Инвестиционные/секьюритизационные фонды

Канада Листинговые компании Инвестиционные фонды

* Database of Public Interest Entity (PIE) Definitions by Jurisdiction. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ethicsboard.org/publications/database-public-interest-entity-pie-definitions-jurisdiction?utm_source = Main + List+New&utm_campaign=1 1 ec7b061 e-EMAIL_CAMPAIGN_2023_04_27_04_25&utm_medium=email&utm_term=0_-11ec7b061e-%5BLIST_EMAIL_ID%5D (дата обращения: 15.08.2024).

4* Revisions to the Definitions of Listed Entity and Public Interest Entity in the Code. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ifac.org/ _flysystem/azure-private/publications/files/IESBA-Final-Pronouncement_Listed-Entity-and-Public-Interest-Entity.pdf (дата обращения: 10.08.2024).

5* Там же.

Обсуждение (Discussion)

Рынок аудиторских услуг является рынком с существенно асимметричной информацией, поскольку собственники аудируемого лица нередко знают о качестве аудиторской проверки гораздо меньше, чем аудиторы и директорат (особенно в случае недостоверной бухгалтерской отчетности, сопровождаемой положительным аудиторским заключением). В еще большей степени это относится к внешним пользователям аудита [4]. Потребительская ценность аудита заключается в увеличении степени уверенности пользователей в правдивости уместной финансовой информации. Если пользователи имеют альтернативную возможность со сравнительно меньшими затратами получить правдивую и уместную финансовую информацию из иных источников (кроме подлежащей аудиту финансовой отчетности), то для них экономическая ценность аудита уменьшается до стоимости альтернативы.

За анализируемый период менялся как качественный состав сегментов рынка (определяемый перечнем случаев обязательного аудита), так и количество организаций в каждом сегменте. Еще одной причиной относительного уменьшения доходов аудиторов может быть уменьшение цен аудиторских услуг, которые существенно различаются в разных сегментах рынка.

Хорошей базой для сегментирования рынка обязательного аудита по уровню цен является характеристика экономической ценности услуги для потребителей как фактора формирования ее цены. Подходы к определению экономической ценности аудита зависят от типов аудируемых организаций. Нами проведено сегментирование рынка обязательного аудита финансовой отчетности по критерию сходства предпосылок формирования экономической ценности услуги для потребителя (рис. 5).

Экономическая ценность аудита для организаций, привлекающих капитал на финансовом рынке(эмитенты ценных бумаг, кредитные, микрофинансовые, страховые, фонды, и иные аналогичные привлекающие средства физических лиц организа-

ции) определяется снижением стоимости фондирования.

Инфраструктурным организациям финансового рынка и организациям, привлекающим от физических лиц значительные суммы авансовых платежей в счет будущих поставок товаров или услуг (застройщики и туроператоры) аудит помогает увеличивать объемы продаж.

Для организаций, раскрывающих консолидированную финансовую отчетность, а также организаций, выручка или сумма активов которых превышает установленные критерии, экономическая ценность аудита не очевидна. Иногда аудит действительно помогает им привлекать

и/или удешевлять финансирование, но в остальных случаях аудит становится для них просто обременением, экономическая ценность которого определяется размером ответственности за нарушение законодательства.

В мировой практике, как и в России, дискуссионным остается вопрос о необходимости обязательного аудита, обусловливаемого количественными критериями:стоимостью активов, оборотом, численностью работников. Вероятность инициативного аудита коррелирует с долей владельцев компании, не участвующих в управлении, а также с тем значением, которое менеджеры придают

350 -, 300 -250 -200 -150 -100 -50 -0 -

276

261

258

230

Рис. 4. Объем доходов аудиторских организаций от аудита, приходящийся на 1 млн руб. выручки клиентов, руб.* Fig. 4. Volume of audit revenues of audit organizations per 1 million rubles of client revenue, rubles

* Основные показатели рынка аудиторских услуг в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/ (дата обращения 10.08.2024).

Сегменты рынка обязательного аудита финансовой отчетности

• Эмитенты ценных бумаг, обращающихся на организованных торгах

• Страховые и связанные с ними организации

• Фонды-участники финансового рынка и связанные с ними организации

• Кредитные, микрофинансовые и связанные с ними организации

• Инфраструктурные организации финансового рынка

• Организации, привлекающие от физических лиц значительные суммы авансовых платежей в счет будущих поставок товаров или услуг

• Иные организации, привлекающие средства физических лиц

• Фонды и иные некоммерческие организации, не являющиеся участниками финансового рынка и связанные с ними организации

• Организации, раскрывающие консолидированную финансовую отчетность

• Эмитенты ценных бумаг, не допущенных к организованным торгам

• Организации, выручка или сумма активов которых превышает установленные критерии

• Организации осуществляющие отдельные виды деятельности

• Организации, в капитале которых участвует государство или финансируемые государством на иной основе

• Саморегулируемые организации, партии и иные аналогичные организации

Рис. 5. Сегменты рынка обязательного аудита финансовой отчетности по критерию сходства предпосылок формирования экономической

ценности услуги

Fig. 5. Segments of the market of mandatory audit of financial statements by the criterion of similarity of prerequisites for the formation of economic value

of the service

298

273

209

2017

2018

2020

2021

2023

бухгалтерской информации для целей управленческого учета6*.

Организации, в капитале которых участвует государство или финансируемые государством на иной основе, аудиторские услуги приобретают в силу законодательства, и они не имеют для них экономической ценности. Чаще всего аудиторские услуги они закупают с использованием тендеров, и главным критерием служит минимальная цена. Политические партии, саморегулируемые и иные аналогичные организации, а также организации, осуществляющие отдельные виды деятельности, аудиторские услуги приобретают в силу законодательства для обеспечения прозрачности своей деятельности.

Заключение (Conclusion)

Сфера обязательного аудита в России в целом соответствует мировой практике. Дать однозначную положительную или отрицательную оценку произошедшему за 2016—2023 годы сокращению рынка обязательного

аудита на базе имеющейся статистики затруднительно. Однозначно негативно можно оценить лишь тенденцию сокращения объема доходов аудиторских организаций относительно выручки их клиентов. Эта тенденция, сопровождаемая увеличением объема работы аудиторов на проверках, связанным с переходом России с 2017 года на международные стандарты аудита и ежегодным увеличением объема документирования работы и отчетности аудиторов, свидетельствует о сокращении экономической ценности аудита для клиентов, снижении аудиторами цен и возможном снижении качества аудита.

Между тем экономическая ценность аудита для клиентов значительно различается в разных сегментах рынка. В целях объективной маркетинговой оценки рынка обязательного аудита было бы полезным дополнение Минфином ежегодно публикуемой статистической информации данными о количестве организаций, подлежащих обязательному аудиту

и фактически прошедших проверку по каждому из установленных законодательством случаев, а также о соотношении доходов аудиторских организаций и выручки их клиентов по каждой категории аудируемых лиц. Анализ этой статистической информации позволил бы выявить сегменты рынка с необоснованно низкими ценами на аудиторские услуги, провести анализ экономической ценности для клиентов аудиторских услуг и принять решение о корректировке законодательных требований (например, в части аудита по количественным или стоимостным критериям) или о законодательном установлении минимальных обеспечивающих качество аудита цен (например, в части организаций государственного сектора). Результатом будет качественное развитие рынка обязательного аудита, сопровождающееся повышением качества аудиторских услуг и эффективности выполнения аудитом своей общественно-значимой функции в российской экономике.

ИСТОЧНИКИ (References)

1. Алцыбеева, И. Г. Анализ уровня финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций как элемента экономической безопасности и атрибута социально-экономического развития / И. Г. Алцыбеева, А. А. Созинова, М. В. Царева // Экономика и предпринимательство. - 2021. - № 7(132). - С. 1339-1342. - DOI 10.34925/EIP.2021.132.7.244. - EDN SKXMKQ.

2. Волобуева, А. А. Проблемы выхода на рынок аудиторских услуг в Российской Федерации / А. А. Волобуева // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. Серия: Экономика. - 2011. - № 5(2). - С. 96-102. - EDN RYEDCT.

3. Степченко, Т. С. Институциональные особенности финансирования субъектов строительно-подрядной деятельности / Т. С. Степченко, А. А. Воронов // Новая наука: Стратегии и векторы развития. - 2015. - № 3. - С. 61-63. - EDN UKACON.

4. Гутцайт, Е. М. Рынок аудиторских услуг: функционирование, статистика, анализ, регулирование / Е. М. Гутцайт. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью Рекламно-издательское агентство «ВивидАрт», 2017. - 540 с. - ISBN 978-59909326-1-6. - EDN XYFNRH.

6* Research Insights: Drivers for Voluntary Audit in Small German Companies. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ifac.org/knowledge-gateway/contributing-global-economy/discussion/research-insights-drivers-voluntary-audit-small-german-companies (дата обращения: 30.08.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.