Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЫНКА И КОНКУРЕНЦИИ В СФЕРЕ КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ'

ОСОБЕННОСТИ РЫНКА И КОНКУРЕНЦИИ В СФЕРЕ КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОДУКТА / СТРУКТУРА РЫНКА / КОНКУРЕНЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК / СФЕРА КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ / DIFFERENTIATION OF THE PRODUCT / MARKET STRUCTURE / COMPETITION / INTERNATIONAL MARKET / SPHERE OF CONSULTING SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чухалдин В.С., Кузнецов Т.Г., Дмитрук К.И., Маштаков А.Н., Шматко А.Д.

Рынок консалтинговых услуг имеет особое значение в ситуации существующих внешнеэкономических вызовов: глобализация, импортозамещение, санкции. Он способствует созданию постоянного спроса на отечественную продукцию на международном рынке. Именно в состоянии нестабильности и российской экономики приобретает особую значимость необходимость разработки новых методов работы со сферой консалтинговых услуг общемировом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MARKET AND COMPETITION OF THE SPHERE OF CONSULTING SERVICES

In the context of globalization and import substitution, the importance of consulting services for the formation of long-term demand for Russian products on the international market is growing. In the situation of the crisis, the instability of the Russian economy and the need to improve the methods of developing a marketing strategy for the promotion of consulting services on the international and national markets are increasing.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЫНКА И КОНКУРЕНЦИИ В СФЕРЕ КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ»

УДК 338

Чухалдин В. С. студент магистратуры 1 курса

Кузнецов Т.Г. студент магистратуры 1 курса

Дмитрук К.И. студент магистратуры 1 курса Маштаков А.Н. студент магистратуры 1 курса институт магистратуры

СПбГЭУ Шматко А.Д., д.э.н. доцент, профессор СЗГМУ им. И.И. Мечникова Россия, г. Санкт-Петербург ОСОБЕННОСТИ РЫНКА И КОНКУРЕНЦИИ В СФЕРЕ КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ Аннотация: Рынок консалтинговых услуг имеет особое значение в ситуации существующих внешнеэкономических вызовов: глобализация, импортозамещение, санкции. Он способствует созданию постоянного спроса на отечественную продукцию на международном рынке. Именно в состоянии нестабильности и российской экономики приобретает особую значимость необходимость разработки новых методов работы со сферой консалтинговых услуг общемировом рынке.

Ключевые слова: дифференциация продукта, структура рынка, конкуренция, международный рынок, сфера консалтинговых услуг

Chukhaldin V.S.

Master of 1 course, Institute of Magistracy SPbGEU

Russia, Saint-Petersburg Kuznetsov T.G.

Master of 1 course, Institute of Magistracy SPbGEU

Russia, Saint-Petersburg Dmitruk K.I.

Master of 1 course, Institute of Magistracy SPbGEU

Russia, Saint-Petersburg Mashkatov A.N.

Master of 1 course, Institute of Magistracy SPbGEU

Russia, Saint-Petersburg Shmatko A.D. Doctor of economic sciences professor of Mechnikov North-West State Medical University

Russia, Saint-Petersburg

FEATURES OF MARKET AND COMPETITION OF THE SPHERE OF CONSULTING SERVICES

Abstract: In the context of globalization and import substitution, the importance of consulting services for the formation of long-term demand for Russian products on the international market is growing. In the situation of the crisis, the instability of the Russian economy and the need to improve the methods of developing a marketing strategy for the promotion of consulting services on the international and national markets are increasing.

Keywords: differentiation of the product, market structure, competition, international market, sphere of consulting services.

Рынок консалтинговых услуг имеет особое значение в ситуации существующих внешнеэкономических вызовов: глобализация, импортозамещение, санкции. Он способствует созданию постоянного спроса на отечественную продукцию на международном рынке. Именно в состоянии нестабильности и российской экономики приобретает особую значимость необходимость разработки новых методов работы со сферой консалтинговых услуг общемировом рынке. Повышение качества консалтинговых услуг способствуют созданию конкурентного уровня интеграции ресурсного интеллектуального и инновационного потенциала страны. В мире известно примерно 1800 крупных игроков, специализирующихся в сфере консалтинга [9]. Внешние факторы конкуренции, потребности клиентов непрерывно меняются. Это требует опережающей разработки маркетинговых стратегий продвижения консалтинговых услуг.

Отечественный рынок консалтинговых услуг находится в стадии становления, а специальные услуги по совершенствованию маркетинговых стратегий их продвижения отсутствуют. Деятельность консалтинговых компаний в России ориентирована в большей степени на предоставление обязательного финансового аудита. Это сдерживает разработку услуг стратегического консалтинга в расширенном диапазоне услуг по показателям диверсификации и дифференциации [3].

В условиях экономической экономического спада ожидается стагнация рынка консалтинга. Можно предположить, что рынок консалтинговых услуг в период кризиса 2017-2020 гг. не будет расти. Это обусловливает расширение возможностей переориентации потребителей услуг бизнес-консалтинга при реализации стратегий диверсифицированного вида [4].

Такой переход требует совершенствования методов разработки маркетинговых стратегий продвижения консалтинговых услуг. Актуальность проблемы диктует необходимость разработки практического алгоритма формулирования маркетинговых стратегий продвижения консалтинговых услуг и структурно функциональной маркетинговой модели организации. Актуальность, высокая практическая значимость и неразработаность проблемы обусловили выбор темы, цели и задачи статьи.

Цель состоит в обосновании методических положений по совершенствованию разработки маркетинговых стратегий продвижения консалтинговых услуг. Для этого решены следующие задачи: раскрыта сущность и специфика маркетинговых стратегий продвижения консалтинговых услуг; обоснована концепция и принципы использования маркетинговых стратегий в сфере консалтинга; сформированы методы использования структурно-функциональной маркетинговой модели предприятия в сфере консалтинга; разработан алгоритм стратегических маркетинговых решений по продвижению консалтинговых услуг.

Существующее понимание содержания понятия маркетинговых стратегий не отражает значение консалтинговых услуг для формирования конкурентного рыночного развития предприятию. В то же время именно эти услуги способствуют лучшему продвижению товаров, производимых предприятиями-клиентами.

Действительно, одной из задач разработки маркетинговых стратегий продвижения консалтинговых услуг являются долговременные и устойчивые взаимоотношения между заказчиком и консультантом. Такой результат трудно достижим в рамках крупных организаций сферы консалтинга, где обслуживаются тысячи клиентов. По этой причине возникает необходимость введения в практику структурно - уровневого признака их классификации, позволяющего специализировать действия в зависимости от конкретных характеристик долгосрочного развития предприятия-заказчика.

В условиях нестабильной экономики особую значимость приобретают принципы реализации маркетинговых стратегий консалтинга: стратегически организованного долгосрочного поведения персонала и руководителей; стратегической компетентности руководства; мотивационной обусловленности распределения ресурсов долгосрочного развития по показателям диверсифицированности и дифференцированости; экономической целесообразности консалтинговых услуг.

Принцип стратегически организованного поведения является долгосрочным компонентом системы управления, влияющим на качество разработки услуг. Это означает уровневое взаимодействие структурных подразделений внутри предприятия. Осведомленность о разделяемых персоналом предприятия-клиента целях развития как факторов стабильности корпоративной культуры обеспечивает взаимодействие и выстраивание взаимоотношений с клиентом в долгосрочном периоде.

Принцип стратегической компетентности руководства консалтинговой фирмы и предприятия-клиента используется для организации успешного выполнения заказа. Обычно за его качество отвечают подразделения всех уровней. За взаимодействие с клиентом отвечают менеджеры корпоративного и бизнес-уровня, контролирующих завершающую часть заказа. На практике компетентность растет в циклах стратегического развития.

Принцип мотивационного обусловленности распределения ресурсов

является очень важным в сфере услуг. Главное состоит в том, что в знаниях специалистов, основные инвестиции должны соответствовать долгосрочным направлениям диверсификации услуг и дифференциации результатов их применения. Работа с клиентом подразумевает соблюдение всех его интересов и требований в условиях диверсификации и дифференциации результатов применения услуг. Одной из составляющих реализации принципа является система морального и материального стимулирования повышения соответствующей квалификации персонала консалтинговых фирм.

Принцип рационального распределения ресурсов в планировании означает приведение в соответствие содержания задачи и стратегии развития предприятия-клиента с повышенными профессиональными возможностями персонала. Выполнение плановых задач специалистами подразделений должно распределятся по уровням разработки маркетинговых стратегий продвижения консалтинговых услуг.

Принцип экономической целесообразности реализации стратегий консалтинговых услуг обеспечивает успех долгосрочной рыночной ориентации фирмы в целях снижения неудовлетворенности спроса потребителей консалтинговых услуг. В стратегии и тактике развития клиента должны применяться факторы диверсификации и дифференциации, обеспечивающие разнообразие результатов и их конкурентные преимущества.

Авторская коррекция принципов обосновывает концептуальную модель формирования маркетинговых стратегий продвижения консалтинговых услуг. Пирамидальное представление модели позволяет показать основные структурные уровни разработки стратегий: операционный, функциональный, бизнес-стратегий продвижения услуг по заказам предприятий-клиентов, корпоративные стратегии маркетинга консалтинговой фирмы. Это обеспечивает нацеленность стратегических воздействий на повышение качества консалтинговых услуг по критериям их диверсифицированности и дифференцированности конкурентных отличий.

Уровневая модель реализует концепцию и принципы повышения качества консалтинговых услуг на основе специализации подразделений консалтинговой фирмы. Так, на операционном уровне специалисты формируются в проектные группы, реализующие инновационно-креативные возможности в повышении разнообразия консалтинговых услуг. Высокая специализация позволяет также учесть дополнительные возможности консалтинговой фирмы по увеличению объемов реализации на рынке на основе конкурентных отличий услуг. Внутренние ресурсы разработки стратегий продвижения в маркетинге связаны с работой персонала организации в подразделениях, разрабатывающих функциональные стратегии консалтинга предприятий-клиентов на основе коммуникативных навыков в области функциональной и отраслевой специфики бизнеса. Использование возможностей внешнего маркетинга в консалтинге важно так

же, как и в любой другой сфере услуг. Оно включает формирование ассортимента консалтинговых услуг, цен на них, системы сбыта, коммуникаций и рекламы. Третий структурный уровень представляет направление маркетинга взаимодействия на уровнях бизнес-корпоративных стратегий. Он является завершающей подсистемой в пирамиде стратегий продвижения консалтинговых услуг. Это включает в себя взаимодействие клиента (потребителя консалтинговой услуги) и консультанта или консалтинговой фирмы, разрабатывающий стратегии консалтинга.

Концептуальная модель стратегического маркетинга консалтинговых услуг реализует трехстороннюю направленность взаимодействия внутренних и внешних подсистем, инициируя работу консалтинговой компании с коммерческими предложениями клиентов [8].

Задачи специализации проведения сегментации рынка в стратегическом маркетинге консалтинговых услуг направлены на особые показатели их качества: точное понимание диверсифицирования требований, нужд и мотиваций потребителей; понимание структуры конкуренции на отраслевых рынках по показателям дифференциации; концентрация ресурсов и усилий персонала на структурно - функциональных уровнях в наиболее прибыльных направлениях; возможность выбора маркетинговой стратегии по показателям эффективности диверсификации и дифференциации деятельности фирмы. Конкретизация и распределение задач осуществляется на основе ниже предлагаемой матричной модели.

Структурно - функциональная модель разработки маркетинговых стратегий представляет двухмерную матрицу функциональной структурной взаимозависимости с учетом ориентации на запросы потребителей. Ее анализ и применение позволяет повысить качество консалтинговой услуги вследствие распределения функций консалтинга с учетом компетентности консультанта в области осуществления функциональной и отраслевой экспертной оценки по показателям уровня диверсификации и дифференциации услуг [7,10].

Специалисты консалтинговых компании по уровням концептуальной модели маркетинговых стратегий в основном направляют действия на решение управленческих задач стратегического характера в области продвижения консалтинговых услуга отраслевой рынок (вертикаль матрицы). Тенденции отраслевого рынка влияют на формировании маркетинговой стратегии продвижения консалтинговых услуг по функциональным направлениям диверсифицированного вида (горизонталь матричной модели). Качество услуг возрастает вследствие повышения функциональной специализации работника по четырем уровням. Распределение по уровням и функциям (на пересечениях столбцов и строк матрицы) позволяет конкретизировать действия персонала консалтинговой фирмы.

Исследование и сегментация отраслевых рынков направлены на более глубокое внедрение и понимание задач бизнеса консультантами

организации. Необходимость повышения уровня диверсификации и дифференциации наиболее высока при разработке и применении функций консалтинга (5,6,7). Это подтверждается практикой выполнения составления договоров с выполнением программ по развитию информационных технологий стратегического управления и международной интеграции. Из этого следует, что результаты работы консалтинговой компании зависят от своевременности учета обратной связи и профессиональной реакции на нее. Это образует исходные данные по заказам потребителей и позволяет организовать циклический процесс взаимодействия в длительном периоде времени.

В практическом применении маркетинговых технологий продвижения консалтинговых услуг часто отсутствует системных подход и опережающее планирование [11]. Это приводит к хаотичному и не всегда качественному применению маркетинговых технологий. В то же время, маркетинговые технологии продвижения консалтинговых услуг взаимосвязаны, что повышает возможности достижения синергетического эффекта.

Формирование алгоритма разработки маркетинговых решений по продвижению консалтинговых услуг практически реализует циклическую последовательность продвижения консалтинговых услуг. При этом учитывается специфика консалтинговых услуг по использованию специальных компетенций персонала по структурно - функциональным уровням разработки стратегий. Позиционирование консалтинговых организаций с учетом выявленных конкурентных преимуществ позволяет им более эффективно осуществлять обслуживание целевых сегментов рынка консалтинговых услуг.

Последовательность действий включает в себя три основных этапа: формирование базовой отраслевой маркетинговой стратегии для функционирования структурно - функциональной модели; разработка стратегии применения маркетинговых стратегий продвижения консалтинговых услуг на отраслевом рынке; выбор альтернативных шагов по применению маркетинговых решений по продвижению консалтинговых услуг [13].

Для разработки выбора стратеги маркетингового продвижения на отраслевом рынке предлагается матрица выбора. В матричном анализе на рынке консалтинговых услуг необходимо определить экспертные оценки показателей объемов диверсифицированности деятельности и степени дифференцированности консалтинговых услуг. В первую очередь выбираются стратегии оказания массовых услуг и выпуска однотипной продукции. Затем изучаются инновационные лидеры отраслевого рынка с высоким уровнем дохода и выручки. Они реализуют основные маркетинговые стратегии продвижения консалтинговых услуг, не отличающихся от других. После выбираются инновационные конкурентные стратегии.

На рынке консалтинговых услуг существует разведка, применение

которой клиента могут отнести на определенный срок по причине того, что у нее нет потенциальных выигрышных проектов развития. В конце рассматриваются наименее важных с точки зрения стратегии консалтинговой компании участников отраслевого рынка. Их маркетинговые стратегии продвижения консалтинговых услуг отличаются высоким уровнем организации, но они высокорисковые в следствии новизны. Поэтому могут быть реализованы по одной из указанных семи функций консалтинга.

Наличие высокой конкуренции среди международных и российских компаний на рынке консалтинговых услуг требует анализа и выбора маркетинговых стратегий продвижения консалтинговых услуг.

Использованные источники:

1. Алабугин А.А. Управление сбалансированным развитием предприятия в динамичной среде. - Книга 2. Модели и методы эффективного управления развития предприятия; монография / Алабугин, А.А. - Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2005. - 345 с.

2. Алехина Е.С. Развитие маркетинговых технологий в сфере услуг региона: автореферат, дис, канд. эконом. наук: 08.00.05 / Екатерина Сергеевна Алехина; Рост. гос. экон. ун-т. - Шахты, 2010. - 26 с.

3. Барабанова Ю.С. Российский консалтинг - Троевластие / Ю.С. Барабанова, Л. Кращенко // Эксперт. -2005. - 94 с.

4. Ильичева И.В. Маркетинговые технологии: учеб-метод. пособие / И.В. Ильвичева, 2012. - 157. с.

5. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. Эксперсс-курс / Ф.Котлер; 2-е изд-СПб: Питер, 2006. - 464 с.

6. Нестеренкова О.А Маркетинговые технологии продвижения консалтинговых услуг с учетом введения отраслевой сегментации / Нестеренкова // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - Вып. 1.Ч.1. - С. 101-107

7. Кумар Н. Маркетинг как стратегия / Н.Кумар. - М: Протекст, 2008. - 342 с.

8. Черенков В.И. Международный маркетинг / В.И. Черенков, Г.Л. Багиев, Н.К. Моисеева. - СПб.: Питер, 2008 - 688 с.

9. Шматко А.Д. Организация инновационной деятельности производственных предприятий: современные условия и существующие подходы // Вестник экономической интеграции. 2009. Т. 1. С. 155-159.

10. Шматко А.Д. Основные вопросы организации финансирования инновационной деятельности организаций // Вестник экономической интеграции. 2010. Т. 1. № 11. С. 80-83.

11. Марков А.В., Шматко А.Д. Функциональное моделирование процессов в организационно-технических системах. Учебное пособие для вузов / Балтийский государственный технический университет "Военмех". Санкт-Петербург, 2005.

12. Шматко А.Д. Развитие инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства высшей школы в условиях инновационной экономики.

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук / Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. Санкт-Петербург, 2012.

13. Шматко А.Д. Моделирование инновационной деятельности предприятий на основе методологии систем менеджмента качества // Вестник экономической интеграции. 2009. Т. 1. С. 78-81.

УДК 658.152.5

Шагиева Г.Р. студент магистратуры факультет Институт экономики, финансов и бизнеса Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Нефтекамск

научный руководитель: Ширяева Г.Ф., Башкирский государственный университет Российская Федерация, Республика Башкортостан, г. Уфа УЧЕТ АМОРТИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

ПРЕДПРИЯТИЯ Аннотация. В современных условиях перед предприятиями возникает необходимость эффективного использования системы бухгалтерского учета с целью контроля и совершенствования своей работы. Учет позволяет отражать процессы производства и распределения, характеризует финансовое положение организации, а также служит основой для планирования его деятельности. Особое значение отводится учёту амортизации основных средств как важной составляющей части учёта основных средств. Знание экономического содержания, назначения и способов начисления амортизации важны как для сотрудников бухгалтерского отдела, руководителей в целом, так и для работников финансового и экономического отделов организации.

Ключевые слова: основные средства, амортизация, износ, амортизационные отчисления, срок полезного использования, методы начисления амортизации.

Shagieva G.R. master's degree student The faculty of the Institute of Economics, Finance and business Russian Federation, Republic of Bashkortostan, Neftekamsk

Scientific adviser: Shiryaeva G.F.

PhD in economics Bashkir state University Russian Federation, Republic of Bashkortostan, Ufa ACCOUNTING FOR DEPRECIATION OF FIXED ASSETS OF THE

ENTERPRISE

Annotation. In modern conditions, enterprises need to effectively use the accounting system in order to control and improve their work. Accounting allows

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.