Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ'

ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГИ / КОНСАЛТИНГ / КОНСАЛТИНГОВЫЕ УСЛУГИ / МАРКЕТИНГ / МАРКЕТИНГ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петриченко Ю.В., Новикова М.В.

Статья посвящена особенностям продвижения консалтинговых услуг. Автор обозначает проблемы, влияющие на эффективное продвижение на рынке консалтинга, и предлагает рекомендации по их преодолению. В статье рассмотрены свойства услуг, их интерпретация для консалтинга. Описаны трудности, возникающие у организаций предоставляющих консалтинговые услуги при маркетинговом продвижении. Приведены рекомендации по их решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ»

УДК 339.138

Ю.В. Петриченко, М.В. Новикова ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ

Статья посвящена особенностям продвижения консалтинговых услуг. Автор обозначает проблемы, влияющие на эффективное продвижение на рынке консалтинга, и предлагает рекомендации по их преодолению. В статье рассмотрены свойства услуг, их интерпретация для консалтинга. Описаны трудности, возникающие у организаций предоставляющих консалтинговые услуги при маркетинговом продвижении. Приведены рекомендации по их решению.

Ключевые слова: услуги, консалтинг, консалтинговые услуги, маркетинг, маркетинг услуг.

На сегодняшний день все большее число организаций рынка услуг начинают проявлять интерес к маркетингу. Усилению этого интереса способствуют обострение конкуренции, рост издержек, падение роста производительности. Для удержания потребителя необходим индивидуальный подход, что возможно только на основе регулярного и долгосрочного взаимодействия. Это усиливает значимость маркетинговой деятельности организаций сферы услуг, консалтинга в частности.

«Консалтинг - деятельность специальных компаний, заключающаяся в консультировании производителей, продавцов, покупателей по широкому кругу вопросов экономики, финансов, внешнеэкономических связей, создания и регистрации фирм, исследования и прогнозирования рынка товаров и услуг, инноваций. Консалтинговые фирмы могут быть специализированными по отдельным профилям консультационной деятельности» [8].

Консалтинговая деятельность основана на оказании интеллектуальных услуг предприятиям и является сегодня фактором повышения их эффективности и, как следствие, конкурентоспособности. Для определения особенностей маркетингового продвижения необходимо определить специфику консалтинга как вида услуг.

Существуют разнообразные подходы к определению «услуги». Ф. Котлер определяет услугу как «любое мероприятие или выгоду, которые одна сторона может предложить другой, и которые, в основном, неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо. Производство услуг может быть, а может и не быть связано с товаром в его материальном виде» [4].

Маркетинг услуг, Ф. Котлер рассматривают как «социальный процесс, направленный на удовлетворение потребностей и желаний индивидов и групп посредством создания и предложения, обладающих ценностью товаров и услуг, и свободного обмена ими» [3].

В таблице 1 рассмотрены принципиальные различия между товарами и услугами. Анализ отличий позволяет учитывать особенности консалтинговых услуг при маркетинговом продвижении и сделать его наиболее эффективным.

Таблица 1

Различия между товарами и услугами

№ Параметр сравнения Товары Услуги

1 Форма материальные неосязаемые

2 Время выполнения и потребления совпадение не характерно совпадают

3 Срок производства и потребления покупатель не видит производства покупатель в процессе производства

4 Пригорит производства и продажи вначале производятся, а затем продаются вначале продаются, а затем производятся и потребляются

5 Стандартизация более стандартизированы менее стандартизированы

6 Результат определенный неопределенный

Стоит обратить внимание на то, что консалтинговые услуги имеют особую форму - они неосязаемы для покупателя, а также, имеют особенность в приоритете производства и продажи. Сначала услуга продается, а затем производится и потребляется. Покупатель услуги до момента потребления не имеет точного представления о получаемом результате, качестве услуги, ее особенностях, следовательно, по

© Петриченко Ю.В., Новикова М.В., 2016.

Вестник магистратуры. 2016. № 5(56). Т. III.

ISSN 2223-4047

итогу могут возникать разногласия между покупателем и поставщиком услуги. Существующие отличия стоит учесть при составлении рекомендаций к созданию комплекса маркетинга.

Ф. Котлером был выделен классический перечень свойств услуг: неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества, несохраняемость [3].

До момента приобретения услуга неосязаема и нематериальна, в связи с этим, потенциальный клиент может испытывать трудности в приобретении, веря «на слово». Услуги неотделимы от субъектов, оказывающих их. Особенностью услуг, является то, что их оказание и потребление происходит одновременно и предопределяет активное взаимодействие исполнителя услуги с клиентом. Следовательно, качество услуги будет обусловлено профессиональными и личностными навыками исполнителя. Несохраняемость услуги обуславливается невозможностью заготовить в полном объёме запасы заранее, в связи с неосязаемостью и неотделимостью от источника.

Консалтинговые услуги обладают дополнительными свойствами. Выделенные Ф. Котлером свойства услуг стоит дополнить. В специфике консалтинговых услуг стоит отметить и то, что услуги данного характера - интеллектуальный продукт, что предъявляет определённые требования (качество, уровень и т.д.) к его производителям. Еще одной характерной чертой является персонифицированность консалтинговых услуг, как невозможность предоставления абсолютно одинаковых советов даже двум однотипным компаниям. Это связанно с уникальностью каждого конкретного случая в практике исполнителя услуги.

Таким образом, эти и ряд других свойств консалтинговых услуг, во многом, определяют специфическую природу рынка консалтинговых услуг и маркетингового продвижения на нем.

Ф. Котлер утверждал, что маркетинг услуг является особым направлением. Маркетинговая политика организации, занятой в сфере услуг, в частности консалтинга, обладает существенными отличиями от политики той организации, которая работает с материально-вещественными товарами. Это связанно с особенностями оказания услуг, рассмотренными ранее. Рассмотрим ниже особенности консалтинговых услуг и маркетинговые механизмы решения. Проблемы и пути их преодоления, которые необходимо учитывать при разработке стратегии маркетинга консалтинговых услуг, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Особенности маркетинга консалтинговых услуг, проблемы и методы их решения

№ Особенность Проблемы Рекомендации

1 Неосязаемость и нематериальность, неопределенный результат - услуга неосязаема и нематериальна - клиент покупает имидж, создаваемый компанией, поведение персонала, качество рекламных материалов, наличие рекомендаций и др.; - проблема донесения до клиента получаемой им ценности; - качественный результат консалтинговой услуги может быть отложенным во времени; - трудности в приобретении услуги, клиент рискует веря «на слово»; - субъективное представление о качественном уровне услуг у покупателя - могут возникать разногласия между покупателем и поставщиком услуги; - фокусирование клиента на получаемой выгоде; - увеличение осязаемости консультационных услуг; - формализация наиболее значимых для покупателей параметров оказания услуги (ценностное предложение, процесс оказания услуги, ее качество, своевременность); - демонстрации опыта, экспертного мнения (убеждение в качестве услуги до момента продажи); - развитие бренда; - имиджевая политика; - предоставление рекомендаций клиентов; - информирование об опыте в подобных проектах; - предоставление специального предложения по стоимости;

2 Неотделимость от источника, интеллектуальный продукт - неотделимое взаимодействие исполнителя услуги с клиентом (оказание и потребление происходит одновременно) - влияние на качество; - консалтинговая компания продает «знания, навыки и умения специалистов»; - подготовка более компетентных поставщиков консультационных услуг; - мотивация персонала; - обучение больших групп лиц (обучающие семинары); - прямые продажи;

3 Непостоянство качества - зависимость от профессиональных качеств и навыков исполнителей услуги (консультантов); - трудности гарантии качества; - сложность стандартизации работы; - подбор и обучение персонала; - выделение характеристик качества работы консультанта; - контроль качества услуг; - отслеживание удовлетворенности клиента;

Окончание таблицы 2

№ Особенность Проблемы Рекомендации

4 Несохраняемость - невозможность создавать и хранить запасы; - периодичность потока заказов (сезонность и т.д.); - изменчивость уклона и специфики услуги со временем; - внимательность к вопросу планирования продаж; - дифференциация цен в зависимости от сезонности; - контроль соотношения между заказами и поставкой услуги; - аутсорсинг;

5 Персонефицирован-ность и клиентоори-ентированность - невозможность предоставления абсолютно одинаковых советов даже двум однотипным компаниям; - уникальность каждого конкретного случая в практике исполнителя услуги. - в силу разнообразия потребностей и задач потенциальных клиентов, при разработке маркетинговых технологий стоит необходимость концентрации действия на узкой аудитории, и формирования направленных маркетинговых решений.

В таблице 2 рассмотрены свойства консалтинговых услуг, описаны особенности и возможные проблемы маркетингового продвижения, рекомендации по их решению. Основная задача состоит в том, чтобы консалтинговые компании профессионально и эффективно осуществляли свою маркетинговую деятельность.

Библиографический список:

1.Деева Е.М., Барт Т.В. Разработка концепции маркетинга консультационных услуг // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2015. №1 (12). С.8-13.

2.Климова Н.В. Маркетинг услуг: дефиниция, специфика и функциональные задачи // Фундаментальные исследования. 2012. № 6-1. С. 229-232.

3.Котлер Ф. [Kotler F.] Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс: пер. с англ. Изд. 2-е - СПб.: Питер, 2006. -

464 с.

4.Котлер Ф. [Kotler F.] Основы маркетинга. Экспресс-курс: пер. с англ. Изд. междунар. 4-е - М.: Вильямс, 2002. - 944 с.

5.Маркосян К.Л. Маркетинг консалтинговых услуг на российском рынке: Дис.... Канд. Экон. Наук: 08.00.05: Москва, 2000 153 с. РГБ ОД, 61:01-8/1990-3.

6.Мхиторян С.В., Отраслевой маркетинг. - М.: Эксмо, Высшее экономическое образование) [Текст], 2006,

c.24;28.

7.Нестеренкова О.А. Маркетинговые технологии продвижения консалтинговых услуг с учетом введения отраслевой сегментации // Известия тулгу. Экономические и юридические науки. - 2014. - № 1-1. - С. 101-108.

8.Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. - 5-е изд., пере-раб. и доп. М.: ИНФРА-М. 2006. - 494 с.

9.Харламова И. Ю. Особенности маркетинга услуг // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2013. - № 4-1. - С. 127-131.

10.Шендо М.В. Маркетинг аудиторских услуг // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. 2013. №1. С. 101-104.

11.Paul R. Horst, Jr., Lieutenant Colonel, Cross-Cultural negotiations, United States Air Force [Words]/2007, c.34.

ПЕТРИЧЕНКО ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА - кандидат экономических наук, доцент, Челябинский государственный университет, Россия.

НОВИКОВА МАРИЯ ВАЛЕРЬЕВНА - магистрант Института информационных технологий, Челябинский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.