Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ / РОДИТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ДОШКОЛЬНИК / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Процукович Е.П.

Семейное чтение в структуре досуга дошкольников и младших школьников продолжает быть важным его форматом, способствующим их социализации, личностному и когнитивному развитию. В тоже время вытеснение чтения из жизни современной семьи является тенденцией, снижается его ценность в целом. Родительская позиция в отношении этого выступает важным фактором. Имея большую обусловленность особенностями личности самих родителей, она взаимосвязана и с возрастом ребенка. В статье представлены результаты эмпирического исследования родительской позиции при организации семейного чтения дошкольников и младших школьников. Выявлены как общие черты, так и особенности, что представляет практический интерес в рамках изучения и поддержки чтения детей и семейного чтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE PARENTAL POSITION IN ORGANIZING FAMILY READING FOR PRESCHOOL CHILDREN AND JUNIOR SCHOOL CHILDREN

Family reading in the leisure structure of preschoolers and younger schoolchildren continues to be an important format that contributes to their socialization, personal and cognitive development. At the same time, the displacement of reading from the life of a modern family is a trend, its value as a whole is declining. Parental attitude towards this is an important factor. Having a great deal of dependence on the personality traits of the parents themselves, it is also interconnected with the age of the child. The article presents the results of an empirical study of the parental position in organizing family reading for preschoolers and younger schoolchildren. Both common features and peculiarities have been identified, which is of practical interest in the study and support of children's reading and family reading.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Дальнейшие исследования и инновационные подходы в этой области могут привести к улучшению тренировочного процесса, повышению эффективности и достижению новых высот в силовых видах спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анализ техники классических упражнений в тяжёлой атлетике в зависимости от способа хвата штанги / Е.А. Пронин, М.П. Анисимов, И.А. Давиденко, А.С. Фадеев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 6 (208). - С. 312-315.

2. Основы техники заброса гирь на грудь для толчка по длинному циклу с различным хватом дужки гири / Е.А. Пронин, А.С. Фадеев, И.И. Воркожоков, В.М. Петров // Педагогико-психоло-гические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2022. - Т. 17, № 2. -С. 54-58.

3. Пронин Е.А. Педагогическая модель развития силовой выносливости у спортсменов по гиревому спорту с учетом соматотипа / Е.А. Пронин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 2 (204). - С. 344-346.

4. Пронин Е.А. Структура педагогической модели развития силовой выносливости у спортсменов по гиревому спорту с учетом соматотипа / Е.А. Пронин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 1 (203). - С. 331-335.

REFERENCES

1. Pronin, E.A., Anisimov, M.P., Davidenko, I.A. and Fadeev, A.S. (2022), "Analysis of the technique of classical exercises in weightlifting depending on the method of barbell grip", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (208), pp. 312-315.

2. Pronin, E.A., Fadeev, A.S., Vorkozhokov, I.I., and Petrov, V.M. (2022), "Fundamentals of the technique of throwing weights on the chest for pushing on a long cycle with a different grip of the arm of the kettlebell", Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports, No. 17 (2), pp. 54-58.

3. Pronin, E.A. (2022), "Pedagogical model of the development of strength endurance in athletes in kettlebell lifting, taking into account the somatotype", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (204), pp. 344-346.

4. Pronin, E.A. (2022), "The structure of the pedagogical model of the development of strength endurance in athletes in kettlebell lifting, taking into account the somatotype'', Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (203), pp. 331-335.

Контактная информация: rabotnik2809@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 10.05.2023

УДК 379.8.091

ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Елена Петровна Процукович, старший преподаватель, Благовещенский государственный педагогический университет, Благовещенск

Аннотация

Семейное чтение в структуре досуга дошкольников и младших школьников продолжает быть важным его форматом, способствующим их социализации, личностному и когнитивному развитию. В тоже время вытеснение чтения из жизни современной семьи является тенденцией, снижается его ценность в целом. Родительская позиция в отношении этого выступает важным фактором. Имея большую обусловленность особенностями личности самих родителей, она взаимосвязана и с возрастом ребенка. В статье представлены результаты эмпирического исследования родительской позиции при организации семейного чтения дошкольников и младших школьников. Выявлены как общие черты, так и особенности, что представляет практический интерес в рамках изучения и поддержки чтения детей и семейного чтения.

Ключевые слова: семейное чтение, родительская позиция, дошкольник, младший школьник.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.06.p318-322

FEATURES OF THE PARENTAL POSITION IN ORGANIZING FAMILY READING FOR PRESCHOOL CHILDREN AND JUNIOR SCHOOL CHILDREN

Protsukovich Elena Petrovna, senior teacher, Blagoveshchensk State Pedagogical University

Abstract

Family reading in the leisure structure of preschoolers and younger schoolchildren continues to be an important format that contributes to their socialization, personal and cognitive development. At the same time, the displacement of reading from the life of a modern family is a trend, its value as a whole is declining. Parental attitude towards this is an important factor. Having a great deal of dependence on the personality traits of the parents themselves, it is also interconnected with the age of the child. The article presents the results of an empirical study of the parental position in organizing family reading for preschoolers and younger schoolchildren. Both common features and peculiarities have been identified, which is of practical interest in the study and support of children's reading and family reading.

Keywords: family reading, parental position, preschooler, junior schoolchild.

ВВЕДЕНИЕ

Общеизвестно, что читательское поведение человека во многом определяется тем, что было заложено в детстве, как к чтению и книге относились в семье. Вытеснение книги из жизни семьи считается общемировой тенденцией. Наблюдается существенное сокращение времени, уделяемого чтению, снижается ценность традиции семейного чтения в целом.

Дошкольный возраст является периодом интенсивной социализации, на него приходится освоение различных видов самостоятельной деятельности, возникновение личного самосознания, в том числе, формирование ценностных ориентаций. В младшем школьном возрасте ребенок становится более осознанным. Согласно Л.С. Выготскому, у ребенка складывается внутреннее отношение [1]. Учебная деятельность становится ведущей и умение читать, мотивация к чтению занимают в ней не последнюю роль.

В то же время родители часто недостаточно осознают, что польза книги связана не только с развитием психических функций, получением новых знаний, которые необходимы ребенку для дальнейшей успешной жизни, но и с формированием его мировоззрения, с эмоциональным воспитанием, с развитием более доверительных отношений между ребенком и взрослым. Но для этого необходимо определенная родительская позиция к чтению самих родителей и их соответствующее поведение. Как указывает К.Н. Скобельникова, родительская позиция - интегральное взаимодействие социальной, личностной, ролевой и воспитательной позиции субъекта, а также система отношений, мотивов, ценностей, обуславливающая родительское поведение [2]. В рамках семейного чтения она имеет то или иное проявление, которое связано с возрастными характеристиками детей.

Цель: выявить особенности родительской позиции при организации чтения дошкольников и младших школьников, проявляющиеся в представлениях о месте чтения в структуре семейного досуга, его ценности и процессуальных аспектах данного досуга.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

При подготовке статьи использовались следующие методы и методики: теоретический анализ; анкетирование; r-коэффициент корреляции Спирмена, ф*-критерий углового преобразования Фишера.

Выборка: 1085 респондентов. Доля родителей младших школьников - 8% (954 человека), детей дошкольного возраста - 1% (131 респондент). Если брать во внимание пол детей, то выборка примерно равнозначна по родителям девочек и мальчиков (5% против 4%). При наличии в семье нескольких детей необходимо было заполнить анкеты на каждого ребенка отдельно.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате анкетирования было выявлено, что практически всем родителям хочется, чтобы их ребенок любил читать книги, не зависимо от того, какого пола и возраста их ребенок. Хотя у родителей младших школьников эта тенденция выше (100% против 96%). Семейное чтение в представлении исследуемых - это, в первую очередь, обсуждение прочитанного всей семьей (или ее частью). Этот ответ дали 3% родителей дошколят и 4% мам и пап школьников. Видно, что для второй выборки это более значимо (ф*=1,66, р<0,05). В целом, определение родителями семейного чтения сводится к тому, что, это систематическая, добровольная и целенаправленная совместная познавательно-коммуникативная и эмоционально-эстетическая деятельность членов семьи, непрерывный психолого-педагогический процесс совместного чтения детей и родителей с последующим обсуждением, анализом в любых формах (устных, письменных, игровых и др.). Это позволяет заключить, что у родителей достаточно полное, сформированное представление о том, что включает в себя семейное чтение.

Анализ ответов на вопрос: «Есть ли в Вашей семье традиция совместного чтения?», позволяет заключить, что, чем старше становится ребенок, тем меньше она представлена в их досуге. 2% родителей младших школьников отметили, что эта традиция была жива, пока ребенок был совсем маленьким. В выборке родителей дошколят доля этого ответа составляет % (ф*=4,63, р<0,01) и ее обозначили в большинстве своем родители, чьи дети уже умеют читать. Следовательно, в понимании родителей семейное чтение теряет свою актуальность, когда у ребенка сформировано умение читать. Интересно, что по 2% в обеих выборках набрал ответ «мы постепенно прививаем эту традицию в семье». Вырисовывается то, что родители при принятии и достаточно высокой значимости традиции семейного чтения в поведенческом плане поддерживают ее, исходя все же из обозначенной выше тенденции: если ребенок умеет сам читать, то совместному чтению уделяется меньше времени.

То, что они сильно устают и у них нет времени для семейного чтения, обозначили чуть больше одной десятой исследуемых респондентов и тут нет каких-либо различий связанных с разграничением выборок (так, это отметили 1% родителей дошкольников и 1% -школьников). Неутешительно, что в 2% семей дошколят и 2% младших школьников традиции совместного чтения нет. Кстати, с возрастом сами дети начинают чаще просить родителей и других родственников иногда почитать им в слух (2% против 4% (ф*=3,6, р<0,01)). Это свидетельствует о важности этой традиции для детей и то, что при ослаблении активности взрослого, они сами начинают ее стимулировать.

Также родителям был задан вопрос, направленный на выявление структуры досуга их детей и места в нем чтения. Сводные результаты представлены таблице.

Таблица - Ответы на вопрос: «Чем в свободное время предпочитает заниматься Ваш ребёнок? (возможно несколько вариантов ответа)»__

Позиция Дошк-ки Позиция Мл. шк-ки

Место % Место %

Смотреть телевизор 1 44 Встречаться с друзьями 1 37

Читать 2 23 Смотреть телевизор 2 32

Слушать музыку 3 13 Играть в компьютерные игры 3 27

Встречаться с друзьями 4 12 Читать 4 22

Играть в компьютерные игры 5 11 Посещать Интернет 5 19

Посещать Интернет 6 11 Заниматься спортом 6 14

Заниматься домашними делами 7 8 Слушать музыку 7 13

Заниматься спортом 8 5 Заниматься домашними делами 8 10

Дошкольники в свободное время чаще всего смотрят телевизор, а младшие школьники проводят его в кругу своих сверстников (просмотр телевизора у данной возрастной категории на втором месте). Отрадно, что чтение у дошколят на втором месте, тогда как у младших школьников на четвертом (хотя процентное выражение позиции по выборкам

очень близкое (2% и 2%, соответственно)). Данная ситуация, возможно, частично связана с тем, что при поступлении в школу чтение включается в повседневную жизнь как обязанность, а во время досуга у большинства людей идет ориентация на смену деятельности. Но нельзя отрицать и вариант снижения интереса к книге.

Младшие школьники чаще дошколят играют в компьютерные игры, посещают Интернет и занимаются спортом; реже слушают музыку и занимаются домашними делами. В их структуре досуга прослеживается большая ориентация на развлекательный характер. Применение коэффициента г-Спирмена показало, что несмотря на описанные выше различия, профили досуга дошкольников и детей младшего школьного возраста схожи (г=,89, р<0,01).

Среди книг, которые ценны для респондентов и их семей, 7% родителей дошкольников и 5% родителей школьников (ф*=3,7, р<0,01) обозначили детскую литературу. Стоит отметить, что при ответе на вопрос, связанный с выявлением ценных с позиции респондентов книг, в целом не дали ответ 5% родителей дошколят и 6% младших школьников. Что является несколько тревожным моментом, поскольку может говорить не только о сопротивлении диагностической процедуре, но и малом осознавании того, какие книги ценны для исследуемых, или не значимости книг вообще.

Анализ конкретных литературных произведений, обозначенных родителями, и отобранных в соответствии с эмпирическим определением количества упоминаний как неслучайных, показал, что предпочтения родителей младших школьников более схожи (встречается больше идентичных ответов по конкретным позициям). Наиболее ценны для всех семей респондентов сказки. Это отражает как традиционное представление о чтении детей, так и ценность собственных культурных традиций, понимание возрастных аспектов становления личности своего ребенка. Варианты ответов «русские народные сказки» (/=0,05), «книги по истории России» (/=0,02) отражают значимость Родины для анкетируемых как на осознанном, так и на бессознательном уровне. Подтверждением этому служат вошедшие в число ценных произведения отечественных классиков (А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, М.А. Булгаков), которые также отличаются экзистенциальной направленностью содержания.

Примечательно, что в перечень вошло большое количество советских детских писателей (Н. Носов, А. Барто, В. Драгунский), книги которых отличаются не только увлекательностью, образностью, но и заложенными в них моральными ценностями. По ответам родителей младших школьников видно, что для них важна и информационно-развивающая в плане качественных знаний функция книги (ответ «энциклопедии» (/=0,1) получил второе место по популярности в этой выборке). Это также можно соотнести со спецификой возрастного развития их детей.

Свои стиль в руководстве чтением ребенка большинство респондентов соотносят с позицией «чтение важно в развитии ребенка, но пусть читает по своему усмотрению». В ней отражается детоцентристская современная культура, когда интересы ребенка стоят во главе угла интересов семьи. С одной стороны, это способствует формированию внутренней мотивации к чтению, с другой - может привести к обратной ситуации при низком уровне контроля и заинтересованности самих родителей в чтении. Несколько больше директивно-сти в руководстве родителей дошкольников. Перекладывание ответственности на детский сад, школу не особо обусловлено возрастными различиями, а связано больше с территорией проживания. Так, родители дошкольников, проживающие в районах и районных центрах, больше склонны к этому (ф*=7, р<0,01). Стоит отметить, что, в общем, это все же небольшой процент анкетируемых.

Приоритет в совместном с ребенком чтении принадлежит маме (ф*=6, р<0,01). Дети как дошкольного, так и младшего школьного возрастов предпочитают для чтения бумажный формат книг.

Самым важным, по мнению родителей, в совместном с ребенком чтении является усвоение ребенком содержания прочитанного текста и осознание причин и последствий поступков героев. Среди детей доминирует эмоционально-чувственное реагирование на книгу и познавательный интерес, рационально-рефлексивное реагирование проявляется реже.

Чем старше становится ребенок, тем больше родители склонны отмечать наличие проблем в чтении ребенка (r=0,73, р<0,01). Больше всего родителей беспокоит техника чтения и непонимание текста и с возрастом это только обостряется.

Таким образом, роль родителей в формировании интереса к книге велика.

ВЫВОДЫ

Чтение в структуре семейного досуга занимает четвертое место у младших школьников и второе у дошкольников. Но это различие не является статистически достоверным.

При схожих родительских позициях при организации семейного чтения особенности проявляются в том, что представления родителей о нем младших школьников больше связаны с тем, что это, в первую очередь, обсуждение прочитанного всей семьей, хотя это важно и для второй выборки. Также, чем старше становится ребенок, тем меньше родителями поддерживается традиция семейного чтения. Дети, в свою очередь, чаще начинают просить родителей просить вслух и выказывают потребность в продолжении этой традиции.

Детская литература независимо от возраста занимает лидирующую позицию в ценных для семей респондентов книгах, но больше эта значимость проявляется у родителей дошкольников. С возрастом ребенка для родителя становится более важна информационно-развивающая функция книги и умение ребенка читать.

ЛИТЕРАТУРА

1. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / Л.А. Го-ловей [и др.]. - 2-е изд., испр. - Москва : Юрайт, 2023. - 415 с.

2. Скобельцина К.Н. Социально-психологические особенности родительской позиции при организации досуга современного дошкольника : дис. ... канд. псих. наук : 19.00.05 / Скобельцина Ксения Николаевна ; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. - Москва, 2014. - 166 с.

REFERENCES

1. Golovey, L.A. et al. (2023), Developmental psychology and age psychology, textbook and workshop for universities, 2nd ed., corrected, Yurait, Moscow.

2. Skobeltsina, K.N. (2014), Socio-psychological features of the parental position in the organization of leisure of a modern preschooler, dissertation, Moscow.

Контактная информация: protsukovich@bgpu.ru

Статья поступила в редакцию 14.06.2023

УДК 378.1

КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНИКА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ СПОРТА И ТУРИЗМА

Павел Викторович Пустошило, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедры, Ольга Витальевна Пустошило, старший преподаватель, Елена Витальевна

Быстрицкая, доктор педагогических наук, профессор, Московский государственный университет спорта и туризма; Александр Александрович Иванцов, кандидат социологических наук, Московский государственный университет спорта и туризма, директор, институт Индустрии Туризма и Гостеприимства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.