ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ
К ПЕРВОКЛАССНИКАМ С НАЛИЧИЕМ И ОТСУТСТВИЕМ В АНАМНЕЗЕ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
FEATURES OF PARENTAL ATTITUDE TO FIRST GRADERS WITH EXISTENCE AND ABSENCE OF CENTRAL NERVOUS SYSTEM PERINATAL DAMAGE IN ANAMNESIS
T.B. Буглеева T.V. Bugleeva
Родительское отношение (РО), параметры родительского отношения, перинатальное поражение центральной нервной системы, дети с ППЦНС в анамнезе, особенности родительского отношения к детям с ППЦНС, период адаптации к школе, унифицирующая шкала к методике ОРО, психологическое сопровождение первоклассников, оптимизация родительского отношения.
Статья посвящена анализу особенностей родительского отношения к детям с перинатальным поражением центральной нервной системы первого года обучения в школе, изучение которого проведено с использованием «Опросника родительского отношения» А.Я. Варга и В.В, Сталина. Оценка характера РО по результатам ОРО осуществлена с применением авторского метода. В настоящее время практически отсутствуют фактические данные о характере родительского отношения к этой категории школьников, в то время как его изучение позволит оказывать более качественную психологическую помощь первоклассникам с ППЦНС и их семьям в период адаптации к школе.
Parental attitude (PA); parameters of parental attitude; central nervous system perinatal damage (CNSPD); children with CNSPD in the anamnesis; features of parental attitude to children with CNSPD; period of adaptation to school; unifying scale to the technique of QPA; psychological support of first graders; optimization of parental attitude.
The article is devoted to the analysis of features of parental attitude to children with central nervous system perinatal damage (CNSPD) at the first year of learning in school who were examined with the use of "Questionnaire of parental attitude" by A.Ya. Varga and V.V. Stolin. The assessment of the nature of PA according to the results of QPA is carried out with the application of the author's method. Now there is almost no actual data about the nature of parental attitude to this category of schoolchildren; thus, the study of it will provide a better psychological assistance to first graders with CNSPD and to their families during the period of adaptation to school.
Период, когда вчерашний дошкольник приступает к регулярному, систематическому обучению в школе, закономерно вызывает интерес исследователей. Это один из наиболее сложных возрастных периодов, когда ребенок сталкивается с необходимостью перестройки сложившейся картины мира, всей системы своихсоциаль-ных отношений, «вживания» в новую для себя роль, изменения многих сторон образа жизни.
Степень успешности школьной адаптации зависит от эффективности работы адаптационных механизмов ребенка, действующих в контексте факторов, как внешних (характеристики социальной макро- и микросреды, особенности педагогического процесса), так и внутренних (пол, воз-
раст ребенка, уровень школьной готовности или зрелости, индивидуально-личностные особенности и др.). Однако характер влияния всех перечисленных выше факторов определяется таким базовым показателем, как состояние соматического и психического здоровья ребенка.
В то же время известно, что медики, специалисты служб сопровождения образовательного процесса, педагоги уже много лет обращают внимание на ухудшение состояния здоровья детей. Не в последнюю очередь это связано с тем, что, по последним данным медиков, от 65 до 87 % родившихся в России детей имеютте или иные симптомы внутриутробного поражения центральной нервной системы [Перинатальные..., 2013].
Т.В. БУГЖЕВА, ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПЕРВОКЛАССНИКАМ С НАЛИЧИЕМ И ОТСУТСТВИЕМ В АНАМНЕЗЕ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Однако тяжесть последствий ППЦНС определяется не только медицинскими факторами. Ряд авторов (М.М. Безруких, С.П. Ефимова, E.H. Юрке-вич, 2003; Н.М. Швалева, С.Ю. Ганжа, 2002; и др.) считают, что значение биологических факторов имеет решающее значение в первые годы жизни ребенка, но затем возрастает роль социально-психологических факторов, и прежде всего внутрисемейной ситуации.
Фактор семейного воспитания, в частности особенности детско-родительских отношений, традиционно рассматривается в качестве ключевого аспекта развития психики и личности ребенка (И.А. Аликин, Н.В. Лукьянченко, 2012; Л.А.Сырвачева, 2009). Влияние отношения к ребенку родителей на успешность его адаптации в социуме прослеживается по нескольким направлениям и описано в литературе достаточно полно и разносторонне. Упоминаются такие аспекты, как отношение человека к себе, к миру, к деятельности, познавательные и творческие способности, личностные качества и т. д. (В.Н. Белкина, Ю.С. Проскурякова, 2005; Ю.С. Ершова, 2006).
Работы ученых, посвященные исследованию становления личности в онто- и дизотногенезе показывают, что формирование личностных качеств, эмоциональной сферы, «Я-концепции» ребенка особенным образом складывается в случае, если у него имеются нарушения здоровья и физического (психического) развития, не в последнюю очередь как следствие влияния особенностей отношения к нему родителей [Граматкина, 2011; Соколова, Вайнер, 2010; Уфимцева, Сырвачева, 2008; Ковалевский, Груздева, 2012].
Можно ожидать, что в сравнении с семьями, воспитывающими детей без отягченного анамнеза, в семьях с детьми, имеющими в анамнезе факт ППЦНС, характер родительского отношения имеет качественные особенности, так как отдаленные последствия полученной травмы сказываются различными нарушениями нервно-психического и соматического здоровья, темпов развития.
Принимая во внимание то, что характер родительского отношения ученые относят к ключевым факторам социально-психологической(втом
числе школьной) адаптации ребенка, а на этапе перехода к систематическому обучению в школе многие его параметры претерпевают значительные изменения (повышаются требования к ребенку, может возрастать тревожность родителей по поводу его успешности, меняется восприятие ребенка в связи с его уровнем развития), изучение характера родительского отношения в этот период весьма актуально.
Однако анализ доступной литературы показал, что исследований подобного плана в отношении детей с ППЦНС в анамнезе школьного возраста крайне мало (не удалось обнаружить).
Поэтому целью нашего исследования стало изучение характера родительского отношения к первоклассникам с наличием и отсутствием в анамнезе перинатального поражения ЦНС.
Родительское отношение понимается нами как субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Поэтому в качестве основного диагностического метода использовался тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин), так как он позволяет оценить рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты отношения родителя к ребенку.
Методика содержит 5 шкал, характеризующих родительское отношение: шкала «Принятие-отвержение», отражающая эмоциональное отношение к ребенку; шкала «Кооперация» как мера соответствия родительского отношения социально желаемому образу; шкала «Симбиоз», отражающая межличностную дистанцию в общении родителя с ребенком; шкала «Авторитарная гиперсоциализация», отражающая форму контроля за поведением ребенка; шкала «Маленький неудачник», выявляющая тенденцию воспринимать ребенка как инфантильного, социально несостоятельного.
Обследование проводилось на базе средних общеобразовательных школ Центрального района г. Красноярска (МОУ СОШ № 4, 51) и включало в себя несколько этапов:
I - теоретический анализ и систематизация имеющихся в психолого-педагогической и меди-
цинской литературе данных о категории детей с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы, об особенностях социально-психологической ситуации детей данной категории;
II - сбор эмпирических данных: медицинские карты для оценки наличия отягченного акушерского анамнеза и состояния здоровья; личные дела учащихся; тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин, 1988);
III - обработка и анализ собранных данных с использованием методов математической статистики
В результате были сформированы группы родителей учащихся первых классов по признаку наличия и отсутствия ППЦНС в анамнезе ребенка, а также по сходству определенных характеристик (состав семьи, уровень материальной обеспеченности, возраст):
группа 1 - в медицинских документах отмечен факт ППЦНС, состоят на учете невропатолога / невролога (57 человек);
группа 2 (контроль) - в медицинских документах отметки о ППЦНС нет, на учете невропатолога / невролога не состояли (40 человек).
Сравнение данных, полученных по всем шкалам методики ОРО в результате опроса родителей детей с наличием и отсутствием ППЦНС в анамнезе, было осуществлено с применением частотного (процентного) анализа.
Для того чтобы оценить в целом характер родительского отношения (РО), нами была разработана унифицирующая балльная шкала. На основании теоретического анализа и мнения экспертов данные, полученные по разным шкалам опросника ОРО, в зависимости от уровня выраженности фиксируемого ими показателя были оценены нами как негативно (позитивно) влияющие на развитие личности ребенка или как минимум не наносящие вреда (нейтральные)
Эти данные получили новое балльное значение: благоприятно воздействующий показатель - 1 балл, нейтральный показатель - 0,5 балла, негативно воздействующий показатель - 0 баллов.
Таким образом, показатели были оценены следующим образом:
1) высокий (1 балл), средний (0,5 балла), низкий (0 баллов) уровень эмоционального принятия ребенка;
2) высокий (1 балл), средний (0,5 балла), низкий (0 баллов) уровень кооперации с ребенком;
3) высокий (0 баллов), средний (0,5 балла), низкий (1 балл) уровень симбиотических тенденций;
4) высокий (0 баллов), средний (1 балл), низкий (0,5 балла) уровень контроля;
5) высокий (0 баллов), средний (0,5 балла), низкий (1 балл) уровень ифантилизации (инва-лидизации)ребенка.
Обработка результатов показала, что общие суммы баллов, набранных респондентами, находятся в промежутке от 0,5 до 4,5 балла.
Как благоприятный оценен характер РО у родителей, результаты опроса которых свидетельствуют о таких особенностях их эмоциональных переживаний, связанных с ребенком, их воспитательных позиций и установок, которые позитивно или хотя бы нейтрально воздействуют на ребенка, при этом негативно оцениваемых показателей не зафиксировано (общая сумма баллов от 3,5 до 4,5).
Неблагоприятный характер РО продемонстрировали результаты тех родителей, общая сумма баллов которых не превысила 1,5.
Родители, набравшие от 2 до 3 баллов в сумме, попали в группу респондентов с нейтральным характером РО.
Мы проанализировали полученные данные, чтобы определить, насколько характер РО связан с наличием отягченного анамнеза у ребенка. Результаты отражены в табл. 1.
Таблица 1
Характер РО в группах детей с наличием и отсутствием в анамнезе ППЦНС
Группа 2 Группа 1 (с выра-
(контроль) женными последствиями ППЦНС)
Благоприятный 35% 13,8 %
характер РО
Нейтральный 45% 51,7 %
характер РО
Неблагоприятный 20% 34,5 %
характер РО
Т.В. БУГЛЕЕВА. ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПЕРВОКЛАССНИКАМ С НАЛИЧИЕМ И ОТСУТСТВИЕМ В АНАМНЕЗЕ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Анализ показал, что в группе 1 значительно реже (на 21,2%) отмечен благоприятный характер РО, вто же время неблагоприятный характер РО в этой группе определяется чаще, чем в группе контроля (на 14,5 %).
Чтобы выявить и описать качественные особенности РО к детям с наличием в анамнезе ППЦНС, мы объединили данные, полученные по разным шкалам опросника ОРО (исследуемым критериям) в табл. 2.
Более наглядно особенности родительского отношения к детям с ППЦНС в анамнезе отражены в виде диаграммы (рис. 1).
Таблица 2 Особенности РО к детям группы 1 (с выраженными последствиями ППЦНС)
Благоприятный характер РО Нейтральный характер РО Неблагоприятный характер РО
Шкала «Принятие» 37,9 % 51,7 % 10,3 %
Шкала «Кооперация» 17,2 % 44,8 % 37,9 %
Шкала «Симбиоз» 24,1 % 17,2 % 58,6 %
Шкала «Контроль» 41,8 % 13,8 % 44, 8 %
Шкала «Инфантил изация» 17,2 % 37,9 % 44, 8 %
□ благоприятный характер показателя
□ нейтральный характер показателя
□ неблагоприятный характер показателя
принятие
симбиоз
инфантил изация
Рис. 1. Распределение выборочной совокупности родителей детей с ППЦНС по характеру отдельных параметров родительского отношения к ребенку (методика «ОРО»)
Полученные результаты позволяют сделать выводы о том, что в целом характер РО к детям с ППЦНС имеет следующие особенности:
- высокий уровень безусловного и избирательного эмоционального принятия детей;
- низкий уровень кооперации (большинство родителей испытывают затруднения в организации совместной деятельности с ребенком, не участвуют в интересующих ребенка занятиях, не при-нимаютего право на принятие решений, невысоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, не испытывают чувство гордости за него, не поощряют инициативу и самостоятельность ребенка, в общении с ним не занимают позицию «на равных»);
- высокий уровень симбиоза (отсутствие личностных границ, когда родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его
от трудностей и неприятностей жизни, постоянно ощущает тревогу за ребенка, не предоставляет ребенку самостоятельности, считая его менее развитым и социально состоятельным, чем его сверстники);
- родители склонны к авторитарной гиперсоциализации своих детей (ограничение свободы и самостоятельности ребенка, требование от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, контроль за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами);
- высокий уровень инфантилизации (родители воспринимают ребенка как неуспешного, его будущее прогнозируют пессимистически, не доверяют своему ребенку, досадуют на его неумелость).
Для сравнения результатов данные, полученные в группе контроля, представлены на рис. 2,
принятие
принятие
симбиоз
инфантилизация
□ благоприятный характер показателя
□ нейтральный характер показателя
□ неблагоприятный характер показателя
Рис. 2. Распределение выборочной совокупности родителей детей группы контроля по характеру отдельных параметров родительского отношения (методика ОРО)
Для родителей группы контроля характерны такие проявления РО, как избирательное эмоциональное принятие ребенка, отсутствие эмоционально отвергаемых детей; высокий уровень кооперации; баланс недифференцированности и поддержания личностных границ с тенденцией к уменьшению межличностной дистанции; достаточно высокий уровень предоставляемой ребенку самостоятельности и свободы. Однако родители в этой группе не склонны демонстрировать позитивную форму отношения к неудачам детей.
Сравнение результатов, полученных по отдельным шкалам методики ОРО родителями группы 1 и группы 2, выявило существенные отличия в характере РО к детям с наличием в анамнезе ППЦНС.
Наиболее эмоционально принимаемыми оказались дети группы 1 (на 7,9%), что можно объяснить влиянием болезни, тревоги за ребенка, заботы о нем. В то же время и эмоционально отвергаемые дети - только из группы детей с ППЦНС.
Умение сотрудничать (и потребность в этом), установку на демократические принципы взаимодействия в семье (социально одобряемый образ РО) проявили родители детей группы контроля (55 %). Значительно реже (на 37,8 %) эта черта РО встречается в группе 1 (возможно, это связано с отсутствием навыков сотрудничества с ребенком, имеющим особенности развития или с высокой степенью инвалидизации ребенка). В этой же группе больше всего родителей, не склонных к совместной деятельности с ребенком, к общению с ним на равных и учету его интересов в решении
спорных вопросов (37,9% по сравнению с 15 % в группе контроля).
Наиболее высок уровень склонности родителей образовывать симбиотические отношения с ребенком в группе 1 (58,6 % по сравнению с 35 % в группе контроля). Однако в той же группе 1 больше всего родителей, изживших либо изначально не склонных к подобным тенденциям. Они устанавливают значительную межличностную дистанцию между собой и ребенком, не испытывают эмоциональной близости к нему (24,1% по сравнению с 5 % в группе контроля). Можно предположить, что высокий уровень симбиоза - это нормативная компенсаторная реакция родителей на переход ребенка к регулярному обучению в школе, приобретение им нового статуса, что и провоцирует сокращение личностной дистанции между родителем и ребенком. Можно объяснить это страхом взросления ребенка, а значит, старения родителя, страхом его отдаления и потери контакта в связи с явно обозначенным переходом на новую социальную ступень и расширением социальных контактов ребенка-школьника.
Тенденция к высокому уровню гиперсоциализации оказалась характерной чертой для родительского отношения к ребенку-первокласснику независимо от наличия или отсутствия в его анамнезе ППЦНС - количество родителей, планомерно контролирующих детей, практически не отличается в обеих группах.
Но семей, где ребенку предоставляют полную свободу и самостоятельность (меньше проявлений авторитарной гиперсоциализации), боль-
Т.В. БУГЖЕВА, ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПЕРВОКЛАССНИКАМ С НАЛИЧИЕМ И ОТСУТСТВИЕМ В АНАМНЕЗЕ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
ше всего в группе 2 (30 %), и значительно меньше в группе 1 (13,8 %). Эта особенность РО может быть оценена неоднозначно - ведь отсутствие родительского контроля зачастую связано с безразличием родителя к ребенку и служит причиной социальной запущенности последнего.
Если в группе контроля большинство родителей избирательно проявляют негативное отношение к неудачам ребенка (50 %), то в группе детей с ППЦНС ситуация иная: родители этой группы детей в большинстве относятся к ним как к «маленьким неудачникам», отрицая возможность для них быть успешными (44,8 % по сравнению с 30 % в группе контроля). Позитивно воспринимают социальную состоятельность своих детей 17,2 % родителей группы 1 и 20 % родителей группы контроля-отличия незначительны.
Таким образом, установлено, что отношение родителей к детям с ППЦНС имеет характерные особенности по сравнению с РО к детям с неотяг-ченным анамнезом.
Изучение особенностей РО к первоклассникам с ППЦНС и учет характерных проблем позволят более полно оказывать психологическую поддержку этой категории семей в адаптационный период.
В качестве основных направлений коррекци-онной работы можно предложить оптимизацию детско-родительских отношений посредством изменения таких параметров, как низкий уровень кооперации, высокий уровень симбиоза и инфан-тилизации ребенка, на более эффективные показатели родительского отношения.
Библиографический список
L Аликин И.А., Лукьянченко Н.В. Нормативная динамика родительского отношения в современном обществе: возрастной и тендерный аспекты // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. №4(22). 2. Безруких М.М., Ефимова С.П., Юркевич E.H. Трудности обучения младших школьников, имеющих нарушение психического здоровья // Мир психологии. 2003. № 4. С. 211-218.
3. Белкина В.Н., Проскурякова Ю.С. Онтогенетический аспект социальной адаптации ребенка // Научно-методический журнал Ярославский педагогический вестник. 2005. №4 (45). С. 87-92.
4. Варга А.Я., Столин В.В. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. М.: МГУ, 1988. 128 с.
5. Граматкина И.Р. Проблема отношения родителей к детям с ОВЗ, посещающим инклюзивный детский сад // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: материалы международной научно-практической конференции, 20-22.06.2011 / ред. О.Н. Ерта-нова, М.М. Гордон. М.: Моск. гор. психол.-пед, ун-т, 2011. С. 94-95.
6. Ковалевский В.А., Груздева О.В. Соматически больной ребенок: специфика социально-психологического развития (результаты комплексного исследования) // Вестник КГПУ им.
B.П. Астафьева. 2012. № 4 (22).
7. Перинатальные повреждения центральной нервной системы и их исходы. URL: http://' rnedafarm.ru/
8. Соколова Е.В., Вайнер И.Н. Оптимизация социальных условий развития детей с психофизическими отклонениями // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 4 (23).
9. Уфимцева Л.П., Сырвачева Л.А. Родительские отношения к дошкольникам с ППЦНС: тендерный и возрастной аспекты // Специальная психология: науч.-метод. журнал. М., 2008.
C. 39-44.
10. Шарапановская Е.В. Воспитание и обучение детей с ММД и ПШОП. М.: Сфера, 2005. 96 с
11. Швалева Н.М., Ганжа С.Ю. Основные детерминанты социально-психологической адаптации школьников с нарушениями соматического и нервно-психического здоровья // Мир психологии. 2002. № 2. С. 227-233.
12. Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций: метод, руководство. СПб.: ИМАТО, 1997. 80 с.