УДК 376.3
Токарская Людмила Валерьевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Уральского государственного педагогического университета [email protected]
Топоркова Нина Александровна
старший преподаватель кафедры теории физической культуры Уральского федерального университета [email protected]
ИЗУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНОДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И СЛОЖНЫМ ДЕФЕКТОМ
Tokarskaya Lyudmila Valeryevna
PhD in Psychology, Assistant Professor of the Special Education and Psychology Department, Ural State Pedagogical University [email protected]
Toporkova Nina Aleksandrovna
Senior Lecturer of the Physical Education Theory Department, Ural State Pedagogical University [email protected]
STUDY OF PARENTAL ATTITUDE TO CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION, LOCOMOTION DYSFUNCTIONS AND COMBINED DISABILITY
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы, связанные с отношением родителей, имеющих детей с нарушением интеллекта, опорно-двигательного аппарата, сложным дефектом (сочетанным нарушением опорно-двигательного аппарата и интеллекта). Для изучения родительского отношения использован опросник А.Я. Варга и В.В. Столина, интерпретация полученных данных проводилась по предложенной шкале.
Ключевые слова:
родительское отношение; умеренная и тяжелая умственная отсталость; нарушения опорнодвигательного аппарата; сложный дефект; тест-опросник.
Summary:
The article covers questions of parental attitude to children with mental retardation, locomotion dysfunctions and complex disability (combined mental and locomotion disabilities). For the parental attitude research the authors use the questionnaire of A.Y. Varga and V.V. Stolin, research data was interpreted according to the proposed scale.
Keywords:
parental attitude; mild and severe mental disorders, locomotion dysfunctions, combined disabilities, questionnaire.
В 2004-2011 гг. проводилось исследование родительского отношения среди семей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта, опорно-двигательного аппарата, сложным дефектом (сочетанием легкой умственной отсталости и опорно-двигательного аппарата). Исследование проводилось на базе ГКОУ СО «СКОШ № 169» г. Екатеринбурга для детей с умственной отсталостью и ГСКОУ СО «СКОШИ № 17» г. Екатеринбурга для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллекта.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков. Принимавшие участие в исследовании родители были разделены на три группы: родители детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата, родители детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью. Исследование проводилось с помощью теста-опросника А.Я. Варга и В.В. Столина.
Используемый психодиагностический инструментарий состоит из пяти шкал: «Принятие -отвержение»; «Кооперация»; «Симбиоз»; «Авторитарная гиперсоциализация»; «Маленький неудачник» [1].
Всего в исследовании приняли участие 98 родителей: 38 родителей, воспитывающих детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, 30 родителей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) и 30 родителей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с легкой умственной отсталостью.
Задачей исследования было проанализировать особенности родительского отношения в зависимости от имеющихся у детей нарушений. Средние показатели родительских отношений представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Средние показатели родительских отношений
Наименование шкалы Наименование группы Принятие- отвержение Кооперация Симбиоз Авторитарная гиперсоциализация Отношение к неудачам
Родители детей с умственной отсталостью 12,7 5,24 4,1 2,8 2,4
Родители детей с НОДА 11 6,5 4 4,2 2,7
Родители детей со сложным дефектом 11,8 6,8 6,9 3,4 2,3
Шкала «Принятие - отвержение» отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку, при этом при высоких баллах: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. При низких тестовых баллах: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду.
Анализ средних баллов по шкале «Принятие - отвержение» показал, что наиболее высокие результаты у родителей детей с умственной отсталостью - 12,7; самые низкие - у родителей детей с НОДА - 11 баллов. В группе родителей детей со сложным дефектом средний балл составил 11,8. Эти показатели не отражают выраженного положительного или отрицательного отношения родителей к детям, тем не менее, необходимо отметить, что родители, воспитывающие детей с умственной отсталостью, в большей степени принимают своих детей, стремятся проводить с ними больше времени.
Шкала «Кооперация» отражает социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: при высоких баллах (7-8) родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных.
Анализ данных по шкале «Кооперация» показал, что наиболее высокие баллы показали родители детей со сложным дефектом - 6,8; а наименьший результат показали родители детей с умственной отсталостью. Высокие баллы по данной шкале не показала ни одна группа родителей, но результат родителей детей со сложным дефектом наиболее близок к этим показателям. Таким образом, «родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах».
Третья шкала называется «Симбиоз». Она отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале (6-7) можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком, родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель никогда не предоставляет ребенку самостоятельности.
Анализ данных по шкале «Симбиоз» показал, что высокие баллы показала группа родителей детей со сложным дефектом - 6,9. Это говорит о том, что уровень заботы о ребенке со стороны данной группы родителей - повышенный. На наш взгляд, является вполне логичным, стремление к симбиотическим отношениям со своим ребенком у родителей данной группы. Средние результаты показали родители детей с НОДА и умственной отсталостью - 4 и 4,1 балла соответственно.
Четвертая шкала - «Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале (6-7), в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
Наибольшее количество баллов по данной шкале (4,2) показали родители детей с НОДА. Родители детей со сложным дефектом набрали средние показатели - 3,4. Низкие баллы показали родители детей с умственной отсталостью - 2,8. Это должно указывать на практически полное отсутствие контроля со стороны взрослого. На наш взгляд, невысокие результаты обу-
словлены тем, что к данной шкале отнесено три суждения (на которые большая часть респондентов ответила отрицательно), указывающих на необходимость «держать ребенка в ежовых рукавицах», тогда как родители, воспитывающие детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, скорее, не испытывают в этом потребности [2]. Анализируя ответы респондентов на эти утверждения, можно предположить, что высокие баллы по данной шкале у родителей, воспитывающих детей с НОДА, обусловлены их стремлением справляться с возможными поведенческими проблемами у детей данной группы.
Пятая шкала «Отношение к неудачам» отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влиянии. Родитель не доверяет своему ребенку, огорчается на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Высокие баллы (7-8) по пятой шкале не набрала ни одна группа родителей, что свидетельствует о том, что родители не уменьшают заслуги ребенка. Наибольшие баллы набрала группа родителей детей с НОДА - 2,7. Но этот показатель более близок к низким баллам, чем высоким. Несмотря на то, что большинство родителей ответили положительно на утверждение: «Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни»; результаты опросника показывают, что они верят в успех своих детей. Что может показаться несколько странным, особенно в группе родителей, воспитывающих детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Мы проанализировали также ответы каждого респондента в отдельности и разделили их на группы в соответствии с полученными показателями по каждой шкале. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Результаты индивидуальных ответов родителей детей с умственной отсталостью, НОДА и сложным дефектом (%)
Наименование шкалы Принятие- отвержение Кооперация Симбиоз Авторитарная гиперсоциализация Отношение к неудачам
Показатели Наименование группы В* С* Н* В С Н В С Н В С Н В С Н
Родители детей с умственной отсталостью 0 89,5 10,5 31,5 60,5 8 18,5 60,5 21 2,6 57,9 39,5 0 36,8 63,2
Родители детей с НОДА 0 90 10 70 23,4 6,6 20 70 10 33,3 40 26,7 0 55,3 46,7
Родители детей со сложным дефектом 0 100 0 66,7 33,3 0 13,3 60 26,7 13,3 63,4 23,3 0 50 50
* Примечание: В - высокие баллы, С - средние баллы, Н - низкие баллы.
Проанализируем результаты ответов родителей по каждой группе отдельно.
Результаты ответов родителей, воспитывающих детей с умственной отсталостью по шкале «Принятие - отвержение»: ни один родитель не набрал высоких баллов. Наибольшее количество родителей, набравших низкие баллы, оказалось, как раз в группе тех, кто воспитывает детей с умственной отсталостью - 10,5 %. Это может указывать на то, что они испытывают по отношению к своему ребенку в основном только отрицательные эмоции и чувства: злость, раздражение, досаду.
По шкале «Кооперация» результаты опроса распределились следующим образом: 31,5 % родителей этой группы показали высокие баллы, 60,5 % - средние, 8 % - низкие баллы. Таким образом, почти треть респондентов этой группы проявляет искренний интерес к жизни ребенка, высоко оценивает его способности, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть с ним на равных.
Результаты опроса по третьей шкале показали следующие результаты: 18,5 % родителей набрали высокие баллы, 60,5 % - средние, 21 % - низкие баллы. Это свидетельствует о том, что примерно одинаковое количество родителей держит со своим умственно отсталым ребенком излишнюю эмоциональную дистанцию и излишне опекает его, стремясь удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни.
Анализ результатов ответов родителей по четвертой шкале показал, что только 2 родителя излишне авторитарны по отношению к своему ребенку, а 39,5 % респондентов почти никак не контролирует поведение детей.
По последней шкале никто из родителей не показал высоких баллов. Средние баллы были выявлены у 36,8 % родителей, низкие - у 63,2 % опрошенных, что свидетельствует о том, что большая часть родителей верит в успех своего ребенка.
Результаты ответов родителей, воспитывающих детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата по шкале: «Принятие - отвержение», родители воспитывающие детей с НОДА показали следующие результаты: ни один из респондентов не набрал высоких баллов, средние баллы показали 90 % респондентов, а низкие - 10 % опрошенных. Это свидетельствует о том, что только 3 человека испытывают по отношению к своему ребенку стойкие отрицательные эмоции.
Результаты исследования по шкале «Кооперация» показали, что 6,6 % опрошенных родителей не проявляют искренний интерес к своему ребенку, однако, 70 % респондентов стараются быть с ребенком на равных, высоко оценивают их способности.
Ответы респондентов на вопросы по шкале «Симбиоз» свидетельствуют о том, что 20 % родителей детей с НОДА не устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, стараются всегда быть ближе к ребенку, оградить от препятствий. При этом 10 % респондентов - устанавливают излишнюю эмоциональную дистанцию со своим ребенком.
Результаты ответов по четвертой шкале «Авторитарная гиперсоциализация» показывают, что 33,3 %, набравших высокие баллы, могут задавать детям строгие рамки; а у немного меньшего количества респондентов - 26,7 % отсутствует контроль за детьми.
Ответы родителей по шкале «Отношение к неудачам ребенка» свидетельствует о том, что никто из них не считает своего ребенка, так называемым, «маленьким неудачником», а 46,7 % родителей верят в успех своего ребенка.
Анализ ответов родителей, воспитывающих детей со сложным дефектом (умственная отсталость в сочетании с нарушениями опорно-двигательного аппарата) на вопросы первой шкалы показал, что 100 % опрошенных набрали средние баллы, то есть родители, воспитывающие детей со сложным дефектом не испытывают по отношению к ним выраженных позитивных или негативных чувств.
По второй шкале результаты опроса стали следующими: 66,7 % респондентов показали высокие баллы, что свидетельствует о том, что взрослый высоко оценивает способности ребенка, поощряет его самостоятельность и инициативу, несмотря на тяжесть имеющихся у детей нарушений. 33,3 % опрошенных набрали средние баллы. Низкие баллы не набрал ни один респондент.
По шкале «Симбиоз» средние баллы были выявлены у 60 % родителей; 13,3% респондентов показали высокие баллы, указывающие на стремление стать с ребенком единым целым, оградить его от всех трудностей; а 26,7% опрошенных устанавливают значительную психологическую дистанцию в своих отношениях с ребенком.
Авторитарный тип воспитания был выявлен у 13,3 % родителей, воспитывающих детей со сложным дефектом, а у 23,3 % опрошенных, напротив, обнаружился недостаток внимания к ребенку с их стороны.
Половина опрошенных родителей детей со сложным дефектом верят в успех своего ребенка, однако, вторая половина респондентов представляет своего ребенка в роли «маленького неудачника».
Сравнительный анализ родительского отношения к детям с различными видами нарушений, показал, что существует небольшая разница в ответах респондентов и позволил сделать следующие выводы:
1. Результаты, полученные в ходе исследования, не демонстрируют очевидной разницы между отношением родителей к детям с умственной отсталостью, нарушением опорнодвигательного аппарата и сложным дефектом.
2. Родители детей с умственной отсталостью, нарушением опорно-двигательного аппарата, сложным дефектом не проявляют явных чувств отвержения или принятия своего ребенка, но при этом баллы, набранные ими по первой шкале опросника, свидетельствуют об имеющихся отрицательных чувствах к своему ребенку. Эти чувства интерпретируются как злость, досада, разочарование. В большей степени, согласно опросу, они развиты у родителей, воспитывающих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, что позволяет сделать предварительный вывод о том, что именно наличие поведенческих проблем, нежели интеллектуальных - оказывает наиболее серьезное влияние на уровень принятия ребенка.
3. Наибольший интерес к действиям ребенка, стремление встать на его точку зрения, проявления симбиотической связи демонстрируют родители, воспитывающие детей со сложным дефектом. В целом, отмечается несколько «лучшее» отношение родителей к детям с умственной отсталостью и сложным дефектом, что может быть обусловлено большей жалостью по отношению к ним. Хотя данная гипотеза требует дальнейшего уточнения и подтверждения с использованием методов математической статистики.
4. Большинство родителей (около 60 % в каждой группе) имеют оптимальную психологическую дистанцию с ребенком. В остальных родительских отношениях выявлены гиперопека и излишняя эмоциональная дистанция.
5. Излишнюю мягкость в воспитании проявляют большинство родителей детей с умственной отсталостью, что, на наш взгляд, обусловлено содержанием утверждений опросника, указывающих на необходимость держать ребенка «в строгости». Авторитарный тип воспитания характеризует треть родителей детей с НОДА и это самые высокие показатели из трех групп респондентов. Многие из родителей оставляли комментарии типа «Ребенка следует держать в строгих рамках, тогда из него вырастет порядочный человек - да в большей мере». 63,4 % родителей детей со сложным дефектом придерживается оптимального уровня требовательности и мягкости в вопросах воспитания детей.
6. Ни один родитель не считает своего ребенка «маленьким неудачником», неспособным ничего добиться. По ответам родителей можно сделать вывод, что, несмотря на имеющиеся отрицательные реакции в отношении своих детей, они верят в их успех. Наиболее явными эти результаты были у родителей детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, что может вызывать определенные сомнения в искренности родителей, адекватности их отношения к ребенку или особенностях утверждений, отнесенных к данной шкале, и требуют дополнительных исследований.
7. В ответах родителей выявлены противоречия, что свидетельствует о необходимости психолого-педагогического сопровождения этих семей для оптимизации отношений с детьми.
Необходимо отметить также, что, возможно, ответы родителей не были до конца откровенными, поскольку, известно, что в ответах на вопросы опросника респонденты стремятся показать наиболее благоприятные результаты.
Перспективами дальнейших исследований авторов может стать изучение отношения родителей, воспитывающих детей с другими видами нарушений к своим детям. Кроме того, на наш взгляд, для получения более точных данных необходимо использовать дополнительно другой психодиагностический инструментарий.
Ссылки:
1. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. вузов: В 3 кн. М., 1999. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.
2. Токарская Л.В. Психолого-педагогическая реабилитация семей, воспитывающих детей-инвалидов // Социальная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях социального обслуживания семьи и детей: Межрегиональн. конф. «Семейная политика и пути ее совершенствования» / Гос. областн. учрежд. соц. обслуживания «Первоуральский центр социальной помощи семье и детям «Росинка». Первоуральск, 2008. С. 116-123.