17. Познышев С. В. Основные начала науки уголовного права. Общая часть уголовного права. — М., 1912.
18. Риккерт Г. Философия жизни. — К.: Ника-Центр, 1998.
19. Соловьев В. С. Право и нравственность. — Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2001.
20. Трубецкой Е. Н. Право и нравственность // Русская философия права: философия веры и нравственности. Антология. — СПб: Алетейя, 1997.
21. Франк С. Л. Предмет знания. Душа человека. — Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000.
Сведения об авторе
Карамашев Сергей Борисович: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), доцент кафедры уголовного права, кандидат юридических наук. Е-mail: [email protected]
Information about the author
Karamashev Sergey Borisovich: Kuzbass Institute of the Federal Penal Service of Russia (Novokuznetsk), associate professor of chair of criminal law, candidate of law. Е-mail: [email protected]
УДК 343.852
Н. В. Кийко
ОСОБЕННОСТИ РЕЖИМА В СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В соответствии со ст. 9 Закона Республики Беларусь от 16.06.2003 № 215-З «О порядке и условиях содержания лиц под стражей» в следственных изоляторах устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав, свобод и законных интересов лиц, содержащихся под стражей, исполнение ими своих обязанностей, охрану и надзор за ними, изоляцию, раздельное размещение в камерах, безопасность их и сотрудников, других лиц, а также выполнение задач, установленных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь. Задачи, указанные в УПК, являются приоритетными. Они во многом определяют степень реализации социально-правового назначения данной меры государственного принуждения. Задачами режима предопределяется его содержание, которое образует установленный нормами права комплекс прав и обязанностей лиц, содержащихся под стражей, и корреспондируемый им комплекс прав и обязанностей сотрудников мест содержания под стражей. Заключение под стражу не является карой, поэтому в отличие от исправительных учреждений, где режим определяет порядок исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы и выступает в качестве одного из средств исправления, режим в следственном изоляторе направлен на организацию жизнедеятельности лиц, содержащихся под стражей, а также создание надлежащих условий для осуществления следственного и судебного производства.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система Республики Беларусь; содержание под стражей; режим в следственных изоляторах; задачи режима; содержание режима.
© Кийко Н. В., 2016.
N. V. Kiyko
FEATURES OF THE MODE IN PRE-TRIAL DETENTION CENTERS OF A PENAL SYSTEM OF BELARUS REPUBLIC
According to Art. 9 of the Law of Republic of Belarus of 16.06.2003 No. 215-Z "About an order and conditions of keeping of persons under guards " in pre-trial detention centers the mode providing observance of the rights, freedoms and legitimate interests of the persons which are held in custody, execution of the obligations by them, protection and supervision of them, isolation, separate placement in cameras, their safety and employees, other persons and also accomplishment of the tasks established by the Code of penal procedure of Republic of Belarus is set. The tasks specified in the Code of Criminal Procedure are priority. They in many respects determine extent of implementation of social and legal purpose of this measure of the state coercion. Tasks of the mode predetermine its content which forms the complex of the rights and obligations of the persons which are held in custody, and korrespondiruyemy to them a complex of the rights and obligations of employees of places of detention established by rules of law. Detention isn't a penalty therefore unlike correctional facilities where the mode determines an order of execution and serving sentence in the form of imprisonment and acts as one of cures, the mode in the pre-trial detention center is directed to the organization of activity of the persons which are held in custody and also creation ofproper conditions for implementation of investigative and judicial proceedings.
Keywords: penal correction system of Republic of Belarus; detention; the mode in pretrial detention centers; problems of the mode; maintenance of the mode.
В соответствии со ст. 9 Закона Республики Беларусь от 16.06.2003 № 215-З «О порядке и условиях содержания лиц под стражей» в следственных изоляторах устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав, свобод и законных интересов лиц, содержащихся под стражей, исполнение ими своих обязанностей, охрану и надзор за ними, изоляцию, раздельное размещение в камерах, безопасность их и сотрудников, других лиц, а также выполнение задач, установленных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее — УПК). К последним согласно ст. 18 УПК следует отнести задачи защиты личности, ее прав и свобод, интересов общества и государства путем всестороннего и объективного расследования преступлений, общественно опасных деяний невменяемых, изобличения и привлечения к уголовной ответственности виновных; обеспечения правильного применения закона с тем, чтобы каждый, кто совершил преступление, был подвергнут справедливому наказанию и ни один
невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.
Задачи, указанные в УПК, являются приоритетными. Они во многом определяют степень реализации социально-правового назначения данной меры государственного принуждения. Однако не менее важно достижение задач обеспечения правового статуса лиц, содержащихся под стражей, и их изоляции, поскольку они, с одной стороны, определяют средства достижения целей уголовно-процессуального законодательства (изоляции), с другой стороны, направлены не недопущение использования мер, не предусмотренных законом или выходящих за его пределы (соблюдение правового статуса задержанных лиц).
При характеристике режима следует различать его задачи, содержание, функции. Исходя из требований действующего законодательства, режим в следственных изоляторах имеет следующие задачи:
- обеспечивать охрану и надзор за лицами, содержащимися под стражей, надлежащую изоляцию от внешнего
мира и других, различных по степени общественной опасности категорий преступников путем их раздельного содержания, а также постоянный надзор за ними с тем, чтобы исключалась возможность скрыться от органов уголовного преследования и совершать новые преступления или другие правонарушения;
- обеспечивать точное и неуклонное соблюдение прав, свобод и законных интересов лиц, содержащихся под стражей, выполнение ими своих обязанностей;
- создавать различные условия содержания в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности и особенностей его поведения;
- обеспечивать безопасность лиц, содержащихся под стражей, сотрудников правоохранительных органов и других лиц.
Задачами режима предопределяется его содержание, которое образует установленный нормами права комплекс прав и обязанностей лиц, содержащихся под стражей, и корреспондируемый им комплекс прав и обязанностей сотрудников мест содержания под стражей. В содержание режима также входит совокупность правил, обеспечивающих изоляцию от общества различных категорий лиц, содержащихся под стражей, раздельное их содержание, выполнение ими своих обязанностей и правильное использование прав, точную регламентацию распорядка дня.
Установленный в следственных изоляторах режим обеспечивается посредством реализации его функций: принудительной, обеспечивающей и профилактической.
Принудительная функция режима реализуется путем различных право-
Сведения
ограничений, применяемых к лицам, содержащимся под стражей, предусмотренных нормативными правовыми законодательными актами Республики Беларусь, а также изоляцией, охраной и постоянным надзором за ними, пресечением попыток установления связей вне установленных правил с другими лицами.
Обеспечивающая функция направлена на создание необходимых условий для соблюдения прав содержащихся под стражей, исполнения ими своих обязанностей, обеспечения успешного расследования и судебного рассмотрения уголовных дел.
Профилактическая функция состоит в предупреждении совершения преступлений и иных правонарушений как заключенными под стражу, так и иными лицами, находящимися на охраняемой территории в силу различных обстоятельств.
Итак, под режимом в следственных изоляторах следует понимать урегулированный нормами уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права порядок и условия содержания лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу. При этом важно помнить: заключение под стражу не является карой, поэтому в отличие от исправительных учреждений, где режим определяет порядок исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы и выступает в качестве одного из средств исправления, режим в следственном изоляторе направлен на организацию жизнедеятельности лиц, содержащихся под стражей, а также создание надлежащих условий для осуществления следственного и судебного производства.
об авторе
Кийко Николай Владимирович: Академия МВД Республики Беларусь (г. Минск), начальник кафедры уголовно-исполнительного права уголовно-исполнительного факультета, кандидат юридических наук. E-mail: [email protected]
Information about the author
Kiyko Nikolay Vladimirovich: Ministry of Internal Affairs academy of Republic of Belarus (Minsk), the chief of the penal law chair of the penal faculty, candidate of law. E-mail: [email protected]
УДК 343.827
Р. В. Комбаров, А. М. Потапов
ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Реализация уголовной и уголовно-исполнительной политики в Российской Федерации предусматривает увеличение альтернативных лишению свободы видов наказаний. Введение в 2011 г. уголовного наказания в виде принудительных работ было одним из шагов в этом направлении. При этом отсутствие исправительных центров как учреждений, исполняющих принудительные работы, не позволило начать их применение. В то же время работа по введению в действие данного уголовного наказания продолжается.
Оценка состояния правовой регламентации и организации применения принудительных работ демонстрирует наличие ряда проблем в этой области. Исследование, проведенное в 2015-2016 гг. в Вологодском институте права и экономики ФСИН России, показывает, что требуется соответствующая корректировка отраслевого законодательства, регулирующего исполнение принудительных работ. Данные вопросы находились в основе предмета исследования и были определены как его цель. При этом задачами исследования была предусмотрена выработка предложений по совершенствованию отраслевого законодательства и организации процесса исполнения наказания в виде принудительных работ. К основным из них можно отнести необходимость определить порядок формирования списка предприятий и учреждений, в которых осужденные к принудительным работам будут отбывать наказание и трудиться; сформулировать принципы определения осужденному вида работ, участвующих в этом субъектов, исчисления заработной платы и удержаний из нее; конкретизировать исчисление срока принудительных работ с момента начала трудовой деятельности осужденного; разработать механизм перевода осужденного на проживание вне общежития.
Ключевые слова: альтернатива лишению свободы; принудительные работы; исправительный центр; обязанности осужденных; труд осужденных; заработная плата осужденных.
R. V. Kombarov, A. M. Potapov
ABOUT THE INDIVIDUAL PROBLEMS OF EXECUTION OF PUNISHMENT IN THE FORM OF FORCED LABOR
The implementation of criminal and criminal Executive policy in the Russian Federation provides for an increase in non-custodial penalties. The introduction in 2011 of criminal punishment in the form offorced labor was one of the first steps in this direction. At the same time, the lack of correctional centers as institutions executing forced labor, not allowed to
© Комбаров Р. В., Потапов А. М., 2016.