Научная статья на тему 'Особенности решения межгрупповых конфликтных ситуаций в он-лайн и офф-лайн средах'

Особенности решения межгрупповых конфликтных ситуаций в он-лайн и офф-лайн средах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
118
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нравственное отношение к членам разных групп / он-лайн среда / офф-лайн среда / моральные дилеммы «свой»-«чужой» / дети 4-11 лет / дифференциация / вариабельность сердечного ритма. / moral attitude to members of different groups / online context / offline context / moral dilemmas «in-group or out-group» / children 4-11 years old / differentiation / heart rate variability.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Созинова И. М., Александров Ю. И.

Целью исследования являлось выявление системных характеристик становления моральной оценки действий у детей 4-11 лет при решении межгрупповых конфликтных ситуаций в условиях он-лайн (N=80) и офф-лайн (N=109) сред. Был выявлен более поздний переход от поддержки преимущественно членов своей группы к преобладающей поддержке членов чужих групп при несправедливом ущемлении их жизненно важных потребностей членами группы респондента (своей группы). Применение психофизиологических методов регистрации сердечного ритма позволило сделать вывод о больших затратах адаптационных ресурсов при прохождении тестирования в он-лайн среде, в отличие от оффлайн среды, что свидетельствует в пользу предположения о большей трудности решения межиндивидуальных конфликтов при отсутствии «подсказок» со стороны социума. Данные обсуждаются с позиции представлений о становлении структуры субъективного опыта в ходе индивидуального развития как системной дифференциации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENCES OF SOLVING INTER-GROUP CONFLICT: ONLINE VS. OFFLINE

The aim of the study was to identify the system characteristics of the development of moral attitudes toward out-group members in different social contexts. Children 4-11 years old participated in experiments with online (N = 80) and offline (N = 109) contexts. We obtained a later increase of fair out-group member support in online context as compared with offline context. The use of psychophysiological methods (heart rate variability) allowed us to conclude that there is a greater necessity to use adaptive organism resources in the online context, in contrast to the offline. It can be seem as greater difficulty in solving interindividual conflicts in the absence of «clues» from society. The data are discussed from the point of view of the formation of the structure of subjective experience in the course of individual development as a system differentiation

Текст научной работы на тему «Особенности решения межгрупповых конфликтных ситуаций в он-лайн и офф-лайн средах»

4. Махнач А.В., Лактионова А.И. Жизнеспособность подростка: понятие и концепция // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. С. 290-312.

5. Нестерова А.А. Социально-психологическая концепция жизнеспособности молодежи в ситуации потери работы: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.05. М., 2011. 50 с.

6. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Забайкальском крае в 2018 году [Текст]. Чита: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю, 2019. 249 с.

7. Панов В.И. Экопсихология: Парадигмальный поиск: монография. М.; СПб.: Психологический институт РАО; Нестор-История, 2014. 304 с.

УДК 159.9.07

ОСОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ МЕЖГРУППОВЫХ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ

В ОН-ЛАЙН И ОФФ-ЛАЙН СРЕДАХ22 Созинова И.М.

Институт экспериментальной психологии ФГБОУ ВО МГППУ; ФГБУН ИП РАН,

Москва, Россия, eiole@yandex.ru Александров Ю.И.

лаборатория психофизиологии им. В.Б. Швыркова ФГБУН ИП РАН; Институт экспериментальной психологии ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия

Аннотация. Целью исследования являлось выявление системных характеристик становления моральной оценки действий у детей 4-11 лет при решении межгрупповых конфликтных ситуаций в условиях он-лайн (N=80) и офф-лайн (N=109) сред. Был выявлен более поздний переход от поддержки преимущественно членов своей группы к преобладающей поддержке членов чужих групп при несправедливом ущемлении их жизненно важных потребностей членами группы респондента (своей группы). Применение психофизиологических методов регистрации сердечного ритма позволило сделать вывод о больших затратах адаптационных ресурсов при прохождении тестирования в он-лайн среде, в отличие от оффлайн среды, что свидетельствует в пользу предположения о большей трудности решения межиндивидуальных конфликтов при отсутствии «подсказок» со стороны социума. Данные обсуждаются с позиции представлений о становлении структуры субъективного опыта в ходе индивидуального развития как системной дифференциации.

Ключевые слова нравственное отношение к членам разных групп; он-лайн среда, офф-лайн среда, моральные дилеммы «свой»-«чужой»; дети 4-11 лет; дифференциация; вариабельность сердечного ритма.

DIFFERENCES OF SOLVING INTER-GROUP CONFLICT: ONLINE VS. OFFLINE

Sozinova I.M.

Laboratory of Neurocognitive Studies of Individual Experience Institute of Expérimental Psychology MSUPE; Laboratory of Psychophysiology V.B. Shvyrkova IP RAS, Moscow, Russia,

eiole@yandex.ru Alexandrov Y.I.

Laboratory of Psychophysiology V.B. Shvyrkova IP RAS; Laboratory of Neurocognitive Studies of Individual Experience Institute of Experimental Psychology MSUPE, Moscow, Russia

22 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-29-22045мк «Особенности реализуемых в Интернет-пространстве когнитивных моделей взаимодействий между индивидуумами».

Abstract. The aim of the study was to identify the system characteristics of the development of moral attitudes toward out-group members in different social contexts. Children 4-11 years old participated in experiments with online (N = 80) and offline (N = 109) contexts. We obtained a later increase of fair out-group member support in online context as compared with offline context. The use of psychophysiological methods (heart rate variability) allowed us to conclude that there is a greater necessity to use adaptive organism resources in the online context, in contrast to the offline. It can be seem as greater difficulty in solving interindividual conflicts in the absence of «clues» from society. The data are discussed from the point of view of the formation of the structure of subjective experience in the course of individual development as a system differentiation.

Keywords: moral attitude to members of different groups; online context, offline context, moral dilemmas «in-group or out-group»; children 4-11 years old; differentiation; heart rate variability.

Введение

Одной из задач экопсихологического подхода [4] является изучение межиндивидуальных взаимодействий. Моральные нормы, по-видимому, являлись одним из самых ранних способов регулирования взаимодействий между индивидами. При этом моральные нормы реализуются по-разному в зависимости от того, с кем происходит взаимодействие - с членом своей или чужой группы (обзор работ по этой теме см. [6]). Так как моральная оценка сознательно или бессознательно осуществляется индивидом в отношении к собственным действиям с точки зрения общества [1], то одним из важных аспектов изучения реализации межиндивидуальных отношений «свой»-»чужой» является социальный контекст. В настоящее время исследователи обращают особое внимание на цифровизацию, расширение он-лайн среды и становление новых моральных оценок, связанных с вышеупомянутыми процессами [8].

С позиции системно-эволюционного подхода [7] реализация любого поведения происходит путем актуализации систем, сформированных на разных этапах онтогенеза. Таким образом, для понимания реализации моральных норм по отношению к членам своей и чужой группы в разных социальных контекстах, необходимо провести исследование становления моральной оценки действий в ситуациях конфликтов между членами разных групп в онтогенезе. Показано, что в условиях он-лайн среды уменьшаются доступные способы реализации эмпатии как важного аспекта межиндивидуального взаимодействия, ввиду отсутствия непосредственного взаимодействия с обществом снижается необходимость «сознательного контроля» своего поведения (подробнее см. [8]). Можно предположить, что в различных социальных контекстах, таких как он-лайн и офф-лайн среды, возрастная динамика становления моральной оценки действий, оцениваемая по критерию отношения к членам разных групп, развертывется по-разному.

Были выявлены различия в мозговых механизмах реализации имплицитных (скрытых) и эксплицитных предубеждений по отношению к членам своей и чужой группы (см. обзор в [6]). С точки зрения теории функциональных систем [2], системно-эволюционного подхода [1, 7], в состав функциональных систем входят не только клетки мозга, но и клетки других органов и тканей организма, таким образом, функциональные системы не «мозговые», а общеорганизменные. То есть в любом поведении участвует весь организм индивида как набор функциональных систем разного возраста, активность которых направлена на достижение полезного приспособительного результата. В последнее время анализ вариабельности сердечного ритма (ВСР) успешно применяется в задачах на выявление психофизиологических закономерностей поведения индивидов [1, 3, 5, 6].

Целью настоящего исследования является изучение становления нравственного отношения к членам своей и чужой группы в разных социальных контекстах с использованием психофизиологических методов (таких как регистрация сердечного ритма) для выявления системных закономерностей межиндивидуальных взаимодействий в условиях он-лайн и офф-лайн сред.

Методы исследования

Исследование состояло из двух серий.

В первой серии моральные дилеммы «свой»-«чужой» предъявлялись непосредственно экспериментатором в форме устного опроса (офф-лайн среда) с использованием иллюстраций. В исследовании приняли участие дети от 4 до 11 лет (N=109). Для дальнейшего анализа данные были поделены по возрастным группам: 4-5 лет (N=23, 15 мальчиков; M=5,17; SD=0,37); 6-7 лет (N=34, 23 мальчика; M=6,86; SD=0,69); 8-9 лет (N=27, 12 мальчиков; M=8,97; SD=0,69); 10-11 лет (N=25, 10 мальчиков; M=10,97; SD=0,49).

Во второй серии моральные дилеммы предъявлялись с помощью приложения «Heart dilemma» (Созинова И.М., Громазин О. А.) на планшетном устройстве (он-лайн среда). Текст дилемм и их иллюстрации были идентичны использующимся в первой серии эксперимента (при непосредственном предъявлении экспериментатором). Во второй серии экспериментов приняли участие 80 детей от 4 до 11 лет: 4-5 лет (N=14, 6 мальчиков; M=4,5; SD=0,65); 6-7 лет (N=31, 14 мальчиков; M=6,9; SD=0,30); 8-9 лет (N=14, 8 мальчиков; M=8,4; SD=0,50); 1011 лет (N=21, 10 мальчиков; M=10,1; SD=0,22).

В каждой серии эксперимент состоял из двух этапов: 1 этап - «фон»: при устном предъявлении - беседа с экспериментатором на общие темы; при предъявлении на планшете - простые тестовые задания на выбор одной картинки из двух; 2 этап - «моральные дилеммы».

Моральные дилеммы «свой»-«чужой»

В обеих сериях исследования была использована разработанная нами методика «Моральные дилеммы «свой»-«чужой»« в модификации для изучения внутри- и межвидовых отношений [6]. В каждой дилемме задан конфликт между членом своей и чужой группы из-за ограниченного ценного ресурса. Члену своей группы ресурс нужен для получения необязательного блага, тогда как представителю чужой группы ресурс необходим для выживания. В конце каждой дилеммы ребенку предлагали выбрать, кому бы он отдал ресурс, и объяснить свое решение.

Полученные ответы были закодированы как «1» в случае, если ребенок выбирал «чужого» и «0» в случае, если ребенок выбирал «своего». При усреднении ответов на все дилеммы была вычислена доля поддержки «чужого».

Измерение ритма сердца

В течение обеих серий эксперимента проводилась регистрация ритма сердца. Для регистрации сердечного ритма использовались инфракрасный оптический датчик пульса RB-16CPS (частота оцифровки 400 Гц, полоса пропускания 0,2-15 Гц) биомыши Optical Mouse SW0P-048 (НейроЛаб) и/или беспроводной датчик кардиоритмограммы Zephyr HxM BT. Для спектрального анализа нами были отобраны данные 74 детей из первой серии эксперимента, чьи отфильтрованные ритмограммы состояли из не менее чем 100 нормальных RR-интервалов. Все данные детей, участвовавших во второй серии эксперимента, были адекватны требованиям фильтрации и обработки сердечного ритма методами динамического спектрального анализа.

С отобранными данными был проведен динамический спектральный анализ с помощью программы RRv7 (Шишалов И.С.). Для вычисления показателей динамического спектра применялся метод Ломба-Скаргла, шаг в 10 с, окно вычисления спектра 100 с. В результате анализа были получены следующие показатели: TP - общая мощность ВСР; LF/HF - соотношение мощностей низко- и высокочастотного компонентов ВСР (Баевский, Иванов, 2001).

Результаты и обсуждение

В обеих сериях эксперимента была выявлена положительная корреляция между долей поддержки «чужого» и возрастом участников исследования (Rsp=0,293; p=0,003 при устном предъявлении; Rsp=0,381; p=0,0003 при предъявлении на планшете). Не было выявлено значимых различий между долей поддержки «чужого» у детей, опрошенных устно и с помощью планшета (критерий Манна-Уитни: U=4311,5; z=-0,975; p=0,330). При сопоставлении распределений ответов на дилеммы детей разных возрастных групп с равновероятным рас-

пределением с помощью биноминального критерия было выявлено, что у детей, опрошенных устно, распределения долей поддержки «чужого» значимо отличаются от равновероятного уже у детей в 6-7 лет по всем дилеммам, кроме дилеммы, где в качестве членов чужой группы предъявлялись инопланетяне. В ответах на дилеммы детей, опрошенных с помощью планшета, значимый «переход» к преобладающей поддержке «чужого» происходит позже в 8-9 лет для всех дилемм, кроме дилеммы, где в члена чужой группы представляет робот (для этой дилеммы уровень поддержки «чужого» во всех возрастных группах не отличается от 0,5) и дилеммы, где членом чужой группы является член чужой национальности («переход» происходит в 6-7 лет).

Выявленный нами более поздний переход к преобладающей поддержке «чужого» в условиях он-лайн среды по сравнению с офф-лайн средой может объясняться процессами дедифференциации, характеризуемой сужением вариантов моральной оценки действий до принципа «свой всегда прав». Авторами отмечается, что подобный эффект, состоящий в угнетении актуализации более поздно сформированных систем и, следовательно, в увеличении представленности в актуализированном опыте более старых, менее дифференцированных систем, в ситуациях высокой эмоциональности, острого стресса и т.д. [1]. Снижение влияния «сознательного контроля» поведения было обнаружено при решении моральных дилемм в виртуальной реальности по сравнению с решением текстового варианта аналогичных заданий у Наварет с коллегами, а также у Патил с коллегами (см. в [6]). Отсутствие достоверных различий при сопоставлении долей поддержки «чужого» в разных социальных контекстах можно объяснить такими деталями эксперимента как наличие датчика записи сердечного ритма в обеих сериях эксперимента, который мог пониматься детьми как «автонаблюдатель» или «детектор лжи», а также соответствие голоса аудио-заданий на планшетном устройстве и голоса экспериментатора, что могло снизить ощущение он-лайн среды при решении дилемм на планшетном устройстве.

В результате анализа спектральных показателей ВСР выявлены более высокие значения индекса ЬР/НР у детей возрастных групп 4-5 лет, 6-7 лет, 8-9 лет, решавших дилеммы устно по сравнению с детьми, решавшими дилеммы на планшете на этапе предъявления дилемм (критерий Манна-Уитни; р<0,01), но не в фоне (критерий Манна-Уитни; р>0,05). В группе 10-11 лет обнаружена обратная закономерность: более высокие значения показателя ЬР/НР наблюдались в фоне у детей, решавших дилеммы с помощью планшета, в отличие от детей, решавших дилеммы устно (Манна-Уитни; р<0,05), а не во время решения моральных дилемм (Манна-Уитни; р>0,05). Более низкие значения показателя ТР были выявлены на протяжении всего эксперимента у детей 4-5 лет, решавших дилеммы с помощью планшета по сравнению с детьми того же возраста, решавшими устно (Манна-Уитни; р<0,05). В остальных возрастных группах такие же различия были обнаружены на этапе решения дилемм, но не в первой части эксперимента (Манна-Уитни; р<0,05 при решении дилемм; р>0,05 в фоне). Кроме того, было обнаружено повышение значений показателя ЬР/НР и снижение значений показателя ТР во время решения дилемм по сравнению с фоном только в он-лайн среде у всех возрастных групп (критерий Вилкоксона, р<0,05 у детей, решавших дилеммы на планшете: р>0,05 у детей, устно решавших дилеммы при взаимодействии с экспериментатором).

Показано, что более низкие значения показателя ТР и более высокие значения показателя ЬР/НР специфичны для ситуаций острого стресса [3, 5], для которых характерна активация адаптационных ресурсов организма, имеющая своей основой обратимую дедифферен-циацию [1]. В рамках представленного исследования более высокие значения показатели ЬР/НР и более низкие значения показателя ТР, в целом, наблюдались во время решения моральных дилемм в он-лайн среде. На основе полученных нами данных можно сделать вывод о том, что, в целом, ситуация решения дилемм на планшете является более трудной для детей на разных этапах онтогенеза. Это можно объяснить отсутствием социального окружения, которое так или иначе транслирует моральные правила, «подсказывает» как лучше посту-

пить. Так, Ж. Пиаже отмечал принципиальную важность социального окружения, особенно взрослых, для понимания и обучения моральным правилам детей.

Таким образом, полученные результаты вносят вклад в понимание роли социализации при моральных оценках в он-лайн и офф-лайн средах.

Список литературы

1. Александров Ю.И., Сварник О.Е., Знаменская И.И., Колбенева М.Г., Арутюнова К. Р., Крылов А.К., Булава А.И. Регрессия как этап развития - М.: Институт психологии РАН, 2017.

2. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса // М.:Медицина,

1968.

3. Бахчина А.В. Динамика вегетативной регуляции кардиоритма при когнитивных, эмоциональных и физических нагрузках. Диссертация на соискание учёной степени кандидата наук, 2014.

4. Панов В.И. Экопсихология: Парадигмальный поиск. - М.: СПб.: Психологический институт РАО, 2014.

5. Полевая С.А., Рунова Е.В., Некрасова М.М., Федотова Е.В., Бахчина А.В., Коваль-чук А.В., Шишалов И.С., Парин С.Б. Телеметрические и информационные технологии в диагностике функционального состояния спортсменов // Клиническая медицина. 2012. Т. 4. С. 94-98.

6. Созинова И.М. Психофизиологические закономерности формирования моральной оценки действий в конфликтных ситуациях между членами своей и чужих групп. Диссертация на соискание учёной степени кандидата наук, 2019.

7. Швырков В.Б. Введение в объективную психологию: нейрональные основы психики. - М.: Институт психологии РАН, 1995.

8. Soldatova G., Rasskazova E. Following communication rules online and offline: inter-generational analysis // Psikhologicheskii zhurnal 2019. V. 40 (4). P. 73-84.

УДК 159.9

СТИЛИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ КАК ФАКТОРЫ ДИНАМИКИ СРЕДЫ

ОРГАНИЗАЦИИ23 Толочек В.А., Вильчес-Ногерол В.В., Машкова А.С.

ФГБНУ «Институт психологии РАН», Москва, Россия E-mail: tolochekva@mail.ru; belikveronika@gmail.com; ania_12@mail.ru

Аннотация. В статье описываются эффекты и психологические механизмы взаимных детерминаций особенностей условий среды современных организаций, формируемых в ней типовых стилей делового общения сотрудников (между собой, с партнерами и др.), текучести персонала, жизненных циклов организации.

Ключевые слова: субъекты, сотрудники, условия среды организации, стили делового общения, взаимосвязи, становление, динамика, эволюция

COMMUNICATION STYLES AS FACTORS OF DYNAMICS OF THE ORGANIZATION

ENVIRONMENT Tolochek V.A., Vilches-Nogerol V.V., Mashkova A.S.

Institute of Psychology RAS, Moscow, Russia E-mail: tolochekva@mail.ru; belikveronika@gmail.com; ania_12@mail.ru

23 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00550: «Стили делового общения: пространство и стратегии взаимодействия, ресурсы успешности субъектов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.