Научная статья на тему 'Особенности репрезентации концепта «Пространство» в древне- и средневерхненемецком'

Особенности репрезентации концепта «Пространство» в древне- и средневерхненемецком Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
128
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ / ДИАХРОНИЯ / ПРОСТРАНСТВО / CONCEPT / REPRESENTATION / DIACHRONY / SPACE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кошкина Елена Геннадьевна

Статья посвящена рассмотрению особенностей вербализации концепта «пространство» в древнеи средневерхненемецком. В работе выявлена совокупность вербальных репрезентантов концепта в двн. и свн., на основе их семантико-этимологического анализа сделан вывод, касающийся различного смыслового наполнения конституентов концепта в диахронии, причиной которого является определенный характер объективной пространственной действительности разных исторических эпох.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of verbal realization of the concept space in Old and Middle German

The article is aimed at investigating peculiarities of verbal realization of the concept space in Old and Middle German. The research reveals the whole complex of verbal realizations of the concept in Old and Middle German. Having analyzed the semantic-etymological structure of the concept the author suggests that treating the concept space diachronically we may speak about a variety of conceptual characteristics realized in the constituent parts of the concept. The author draws a conclusion that this may be caused by differences in objective visions of the notion space in different epochs

Текст научной работы на тему «Особенности репрезентации концепта «Пространство» в древне- и средневерхненемецком»

1. Вопияшина С В. Коммуникативно -ирагмати -ческий потенциал наименований лиц в современном немецком языке): автореф .дис . ... канд. филол. наук. Самара, 2002.

2. Мейрманова КС. Системные и коммуникативные аспекты номинации лица в современном немецком языке): автореф . дис .... канд. филол .наук .М., 1990.

3. Адмони В Г. Основы теории грамматики. Л , 1964.С. 49.

4. Гулыга ЕВ, Шендельс Е И. Грамматико -лек -сические поля в современном немецком языке.М., 1969. С. 9-10.

5. Левковская К А . Лексикология современного немецкого языка .М , 1968 . С .204-207.

6. Кошель ГГ. Опыт выделения дерогативных имен лиц в современном английском языке // МГПИИЯ им. М. Тореза: сб. науч. тр. М , 1978 . Вып. 134 .С . 129.

7. Агзамов М. Опыт выявления идиоматичности и мотивированности (на материале сложных и сложнопроизводных существительных имен лиц в современном немецком язык): автореф. дис. ... канд .филол .наук .М , 1975. С. 30.

Поступила в редакцию 21.09 2007 г.

Kovalevskaya A V . Structure and lexical filling of the m infield «pejorative nam e of person». The survey targets in the given article are pejorative names of person, which represent a part of alexico-sem antic category«person nam ing unit» inthe G erm an language. From the point of view of the field theorythere is an opinion provided that pejorative nam es of person form a m icrofield, w hose constituents are united by the com m on language function. The structure and lexical filling of different, m icrofield levels from the core to the periphery) are investigated and exam ined.

Key words: pejorative, pejorative name of person, lexical, sem antic, category, field, periphery, kernel.

ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНЦЕПТА «ПРОСТРАНСТВО» В ДРЕВНЕ-И СРЕДНЕВЕРХНЕНЕМЕЦКОМ

Е Г .Кошкина

Статья посвящена рассмотрению особенностей вербализации концепта «пространство» в древне-и средневерхненемецком. В работе выявлена совокупность вербальных репрезентантов концепта в двн. и свн , на основе их семантико-этимологического анализа сделан вывод, касающийся различного смыслового наполнения конституентов концепта в диахронии, причиной которого является определенный характер объективной пространственной действительности разных исторических эпох.

Ключевые слова: концепт, репрезентация, диахрония, пространство.

В данной статье концепт «пространство» рассматривается как лингвокогнитивный и лингвокультурный феномен.

Культура представляет собой совокупность концептов разного уровня сложности, образующих опосредующую поведение представителей определенного этноса ценно -стную КМ, систему, где в качестве системообразующих факторов выступают именно концепты или константы культуры.

Выбрав в качестве предмета исследования концепт «пространство», мы ставим перед собой цель выявить совокупность языко -вых единиц в двн. и свн , репрезентирующих этот концепт, проследить изменение этой системы в рамках названных периодов развития языка, обозначая наиболее ярко выраженные когнитивные признаки концепта,

которые свидетельствуют о наибольшей значимости того или иного концептуального слоя, входящего в структуру концепта.

Наше исследование опирается на теоретическое положение, касающееся номинативной плотности концепта в процессе концептуализации действительности. Если какое-либо явление актуально для определенного этапа развития общества,то это непременно выражается в наличии его множественного вариативного обозначения. Вывод о входящих в концепт значимых элементах делается, исходя из степени их вербальной представленности, из особенностей их выражения в языке. Достижение поставленной цели возможно, как представляется, на осно -ве семантического и этимологического анализов лексико-семантической группы, кон-

ституирующие которой объединены общим признаком - отнесенность к пространству.

Для описания комплекса основных параметров обозначения Вселенной в лингво-культурологии выработан такой способ, как анализ бинарных оппозиций. ВН. Топоров отмечает, что система бинарных различительных признаков выработалась в недрах первобытного сознания. А с точки зрения Т В .Топоровой, каждое противопоставление можно интерпретировать как реализацию какого-гибо элементарного космогонического акта, например, «высокий - низкий» - отделение неба от земли, «длинный - короткий» - растяжение или сжатие пределов кос-мизированного пространства, «широкий -узкий» - увеличение или уменьшение, «далекий - близкий» - членение на профаниче-скую периферию (далекое) и сакральный центр близкое) [1].Основная функция оппозиций, по ВН. Топорову, - описание семантики мира, что так же отмечено Т В . Цивьян [2-5]. Главенствующее место в иерархии оппозиций занимает универсальное противопоставление «внутренний - внешний», все остальные оппозиции, например «закрытый -открытый», «близкий - далекий», «здесь -там», «этот мир - иной мир», подчиняются ей.

В нашем исследовании в качестве основной для анализа мы выбрали оппозицию «внутренний - внешний», которая моделируется нами как круг и линия Линейное пространство), что является,на наш взгляд,наиболее адекватным способом ее описания.

Выбор концепции круга для описания пространства может быть обоснован следующим образом: «солярный круг изначально присущ всем индоевропейским народам, небесный символизм и вера в небесную силу (культ солнца) лежали в основе первобытных ритуалов и ранней архитектуры; круг имеет несложную структуру - «центр - периферия», удобную для моделирования, структурирования, описания окружающего пространства как в горизонтальном, так и в вер -тикальном плане; в описании модели мира тема круга занимает исключительно важное место. Круг - символ мира, символ единства пространства и времени. По мнению Т В . Топоровой, идея круга отразилась в номинации пространства (Вселенной), что можно подтвердить следующими языковыми фактами: двн. ииег1-гпд «круг мира», свн.

елба-гПд «круг земной», двн .ишЬтпд «круг вокруг/шр», двн . т тН-Ладат1- «земля, земной круг! [1, с. 20-25].

Оппозиция «внутренний - внешний» в пространстве круга может быть интерпретирована так: внутренний - это вместе взятые центр и периферийные области в границах круга, внешний - это все, что расположено вне плоскости круга. Оппозиция «внутренний - внешний» преломляется в социальном коде в оппозицию «свой - чужой».

ТВ. Топорова, рассматривая проблему семантических мотивировок древнегерманских социальных понятий, исходит из того, что концепция социального деления общества построена на основополагающей оппозиции внутреннего и внешнего .Члены коллектива, находящиеся внутри, конституируют социальную группу, являются ее полноправ -ными представителями, например, в др ,-исл. Ь.утг «принадлежащий своим, тем, кто здесь, полноправный член общества» (эт корня *ке1-ад-1*кв:1-ад-/ *кеп.- «здесь, этот», ср.: гот. Ьема-баиф и др.-англ. о:1ет:-11:д:ап «приводить к конфликту с обществом, делать изго -ем»). Совокупность лиц, называемых Ь.утг, соотносится с пространственной сферой, создает основу для складывания пространственных понятий - герм. *hainaz (др-исл. Ьетг «мир»), а также территориально-административных делений (др ,-исл. йе-таб, др .-швед.Ьж1а£> «округ»).

В готском языке гражданин обозначается как зпп-дапЛга, а государство как £)±1сап-даШ, т. е. две эти лексемы ассоциировались с представлениями об обособлении своего от чужого (гот. Ы-даплЗап «опоясывать», «отделять», очерчивая круг,внутренне от внешнего). Им противопоставлены люди извне, лишенные социального статуса, например: др ,-исл. - и—адг «преступник, лишенный прав, изгой», букв. «лежащий вне», соотносится с и—датбл «внешнее огороженное про -странство», противопоставляемое срединному огороженному пространству (тпЗ-датбг).

[1,с. 97-98].

С позиции расположения в горизонтальной линейной плоскости член оппозиции, описываемый нами как «внешний», представлен как пространство далекое, наиболее удаленное от центра, соответственно, другой конституент оппозиции - это пространство близкое, минимально удаленное от центра.

двн CBH

замкнутость/ - umringen - be-halunge - «verschlbsaener O rt, Schutz

защита - bifang - «U m kreis» gew ahrender Ort»>

- inlahhenes - «im Imeren» - burc-rinc - «um schlossenerBurgiaum »

- umbimngen - «etwas mi. - ii-gew esen - «innew chnen»

einem Ring umgeben» - XL-vanc - «Innenraum » - rinc-wer «V ert^digungsrhg» - burc-wer - «V erteiigung, Befestgung eiier Burg» - lant-wer - «G ren.zbefestgung>> - be-sdhiurm - «beschutzen»

Весь набор противопоставлений в аксео-логическом аспекте (в оценочном поле) репрезентируется оппозицией «хороший - пло -хой». Близкое, свое оказывается положительным, а далекое, чужое маркирует отрицательный член оппозиции.

Совместив названные перспективы анализа пространства, выделим три основные составляющие : внутреннее расположенное в плоскости круга), свое, близкое, положительное пространство; внешнее расположенное вне круга), далекое, чужое, а значит, отрицательное пространство; пограничное про -странство, граница.

Конституент «внутренний»

Неотъемлемые семантические составляющие «внутреннего» пространства (пространства внутри круга) - замкнутость и защита , которую обеспечивает граница, позво -ляющая дифференцировать свое и чужое.

Приведенные производные и сложные лексемы достаточно наглядно демонстрируют связанность таких когнитивных признаков концептуального слоя «внутреннее пространство», как: замкнутый (сомпоненты, восходящие к индогерм. корню *pak-—HBH. fengem со значением «befestgen, halm»», либо восходящие к герм. корню *hald.-a „huten, schutzen, bewatuEn"); заключенный в пространстве круга (компонент -ring-, также компонент in-); находящийся под защитой (компонент wer). Отметим, что сказанное характерно как для двн. периода, так и для свн .периода развития немецкого языка.

Главную защитную функцию выполняла каменная стена - ограда (двн. mura, свн. mure), которая обеспечивала более высокую степень защиты, нежели изначально сплетенная из прутьев, а затем сооруженная из отдельных брусьев, жердей. По свидетельст-

ву лексикографических источников частотность употребления лексем с компонентом -mura, -mure гораздо выше в свн., нежели в двн .В свн .в большем количестве встречаются лексические единицы, обозначающие: процесс обнесения стеной :be - muren, muren, miuren, ver - muren, umbemiuren; саму каменную постройку: bervrt, burc-mure, dille-stein, ge-miure, mur-want, quader-mauer, rinc-mure, stein-mure; дополнительные защитные сооружения :bur-wal ge-tule - «укрепление посредством ограды из деревянных кольев»; хорошо укрепленные и защищенные постройки ,местности - крепости,города ит.д.: burg, burgh, buruc, fest/zeste, kastel stat -veste.

По сравнению с свн. периодом в двн. больше лексем, подчеркивающих такой необ -ходимый признак создания своего пространства, как отделение его от чужого посредством создания границы: gajndermardban,

fjregurtm/bmbigurten, marchcn, umbemarchcn, соответственно undermarchunga.

Согласно антропоцентрическому подходу свое, близкое, положительное пространство можно описать с точки зрения отдельного индивида и его семьи, или более широкого социума, проживающего на определенной территории.

В качестве центра индивидуального про -странства рассмотрим жилище отдельного индивида с очагом как важнейшей его точкой . Как известно, первое жилище человека -пещера. Исходя из этимологического родства двн. hul, свн. hule с глаголом двн. huOan, свн. hulen, «покрывать, скрывать, прятать» заключаем, что функция пещеры как перво -начального жилища была - скрыть, спрятать, укрыть от опасности. С развитием цивилиза -ции тип жилища усложняется .Человек начи-

нает строить его сам. Процессу создания и возведению собственного жилища предшествовал переход к оседлости, что ярко отражено в двн .и свн .лексике.

По данным словарей двн .и свн .лексические единицы, служащие для описания про -цесса перехода от кочевого образа жизни к оседлости, а также оседлого жилища возводятся к следующим корням: индогерм .* £©3.-, герм. *эеЪ-:а со значением «сидеть», и-е. * (з)кеи- с основным значением «покрывать», герм. *1ет та-п «древесина, строительный материал», и.-е. *с1еп- «строить», герм. *bбwwa- «поселять». Таким образом, оседлость (*ээ1-, *деЬ-;а) предполагала обязательное возведение прочного жилища (*с1еп), первоначально из древесины (*Ьэптап), название которой и было впоследствии перене -сено на возводимое жилище двн . гтЬат, свн . гтЬет «жилое помещение», также *bбwwa).

Дом - это макет, проекция мироздания, приспособленная к размерам и возможностям человека, который строит его по своему образу и подобию. Дом уподобляется Вселенной , поскольку возможно его трехчастное членение Чердак, жилое пространство, под -полье), которое присуще внешнему пространству, пространству вне дома .Дом - символ освоенного пространства, он противопоставляется миру за его пределами как замкну -

тое - открытому, безопасное - опасному, внутреннее - внешнему. Важность наличия у человека своего дома отражается в многообразии соответствующих устойчивых выражений: mit huse sin, huse haiben, dahainen befeben, hutte bauen, herberge sdhaffen.

Главная функция дома - защита. Зримое выражение этой функции - стены и крыша (двн .thah - «покрытие», от и ,-е .* (s)teg- «по-крывать», т. е . D ach изначально «покрытие в целях защиты», затем - символическое обозначение защищенности, безопасности, надежности, ср.: нвн. выражение «das Dach uber dem Kcpfhabeh»).

Особый сакральный характер придает дому очаг/Ьгонь. Двн. herd имеет в качестве первичного значение «печь, пепел» (и ,-е. *ker «гореть», гот. hauri «уголь»). Это значе-ние расширяется в средневерхненемецкий период, приобретая сему пространственно-сти, о чем свидетельствует наличие в сложных словах определяемого компонента, обо -значающего месторасположение : vur - stat. viwer - stat, viuwer - stat, viur - ram , viur -stat/Ужer - stat - FeuersteHe/Lagerfsue. Возможен метафорический перенос наименования с огня на то, что им символически обо -значается, т. е . на дом, например: свн .hert -stat уже не просто место разведения костра, огня,но «семейный очаг», «дом».

Процесс перехода от кочевого образа жизни к оседлости Оседлое жилище

двн. - айбп, Ьйбп Ьйап/Ьим ап/рйап, nestбn -«от оЬпеп» - дпэеШэп/дпзхайеп - «si±L ппеСетаезеп» - ярИСбп - «етпе ДО оЬпипд ЬетеПеп» - zinboтo^, 2^зпЬеи^ - «етЬаиеп, етпсЬ-еп» - anasidili - bou, bu/ pu, bur, gibuc gebiuwe, gebueda, gebiuw eda, kapuid - «W ohnstz/ Platz» - nest - «hauslche Niderlassung» - sedal- «Platz» - selida - «H utte, Herbeage» - zim bcra - «H aus, W chnung»

свн. - be-hйsen - «т п- епет Н аи^е veтse-Ьеп, w ОЬпеп» - ЬСм еп, bouw еп - «w ОЬпеп» - ет- ЬСм еп - «аиЛЬаиеп» - - «siCh ^-^^, rL:edeт:assen» - 2^зп bem - «bauen» - an-Frtr - «festerW chnsiz» - anesidel - «H aus» - bu/bou/pu, bu-unge - «Siedlung» - ein-hus - «E insdedele;» - ge-hus - ge-zimber, hus-zimber - «Bauholz, Bau, Gebaude» - sedel-hcf, ge-sidele, ge-sede]e - «W chnsiz» - sedeHbrnge - «W Cbhuhg , W chnstatte» - nider-]az - «N iederlassung, W chncrt, Ruhep-latz» - zin ber - «H aus, W chnung»

Наличие собственного очага, а следовательно , и жилища, являлось в Средневековье условием правоспособности человека в рамках деревенской общины. Это можно расценить как свидетельство особого правового характера своего пространства. Следует, таким образом, подчеркнуть связь сакрально-магического и социально-правового компонента концепта «пространство» с понятием своего, защищенного.

Двигаясь линейно, а именно радиально во всех направлениях от центра по горизонтальной плоскости своего пространства, мы оказываемся в самой близкой к центру периферийной области, в качестве которой рассматриваем территорию прилегающего непо -средственно к дому двора.

Вяч. Иванов, ВН. Топоров рассматривают двор как «пространство, примыкающее к дому и огороженное забором [6]. При более широком подходе двор может рассматриваться как нечто единое с домом и противопоставленное лесу и полю (юле сопоставляется с лесом и рассматривается как чужое, внешнее неосвоенное пространство).

У древних германцев двн. hcf «укромное место, угол», затем - «возвышенное место», «участок земли, изначально необрабатываемый, расположенный на возвышенном месте» (двн. hcf и двн. hcug, нвн. Hugel восходят к одному корню- *keu-), позже Hcf - территория, прилегающая к дому, которую окружали изгородью, и где строили жилище, хо -зяйственные постройки. Свн. лексема hcf/ hob обозначала не только крестьянский двор (;вн. m ecr-hcf), но и, как результат влияния фр. cour - княжеское поместье (edel-tcf, vrcn.-hcf, vursten-hcf).

Следующая периферийная область - обрабатываемые земли вблизи жилища. Она репрезентирована, прежде всего, лексемой двн , свн . lnd. Др .-англ. слово land-beganLg «расселение на земле», «обработка,возделывание земли» свидетельствует о том, что заселение земли происходило одновременно с ее обработкой и освоением. В силу общественно-экономических изменений семантическую трансформацию расширение значения) переживает и лексема land, включая в состав своего значения понятие территории, местности, занимаемой отдельным племенем, народом и затем понятие страны или любой

территории с общим действующим на ней земельным правом.

Активное освоение природы, отвоевывание чужого пространства с целью расширения площади своего, происходит в VI-X вв . Именно в это время осуществляется вырубка лесов (двн. rumman «освобождать территорию, лесом», rum - это освобожденная от зарослей земля для ее дальнейшего обжива-ния и возделывания) и распашка земель (двн. artcm, свн. art от герм * ar5i „das A ckem" -ar-ja p>fligen)+tC лат. arare «пахать», aruum «пахотное поле», также двн. acker, ЖId/ gefide, lant, sat, кроме того, свн. bu, bcu, buwunge - BesteHung des Ackers, esch/ezesch -Kcmfield, Acker, vurch/ vcrch/vurich - Feld, Acker, стороительство жилища (двн. artcm./ ardcn «жить», др .-сак .aid „W chnplatz").

Уже в свн. сущ .rum и глагол rumen утрачивают названные значения, развитие их семантики идет от конкретного к абстрактному, лексемой rum обозначают любое свободное место, незанятое пространство, а главным значением глагола rumen становится «убирать,освобождать место». В значении «пахота, пахотная земля, пахотное поле» слова Art, Artacker в нвн. употребляются только как устаревшие в некоторых диалектах.

Утрата лексемами art и rumen их основного значения, присущего им в двн , свн., свидетельствует о том, что необходимость в «отвоевывании» «чужой» земли, превращение ее в свое пространство на определенном этапе развития общества отпала.

Конституент «внешний»

Понятие «внешний» связано с «далекий», «чужой» и «неизвестный». «Далекое» может соотноситься: с определенной стороной света, чаще всего с севером (двн .rnrdsta - «Land im Ncrden») или западом (;вн. weSer-land/ weSer-r±h - «Abendland»); с чем-то отрицательным в моральном смысле (двн .w Suobele -далекое пространство, где предположительно все наоборот, ему свойственны прямо противоположные моральные законы); с безграничным (двн .w Sc - «w ei, grenzenlcs»); с неиден -тифицированным пространством (оно где-то, неизвестно, где, вне своего, за его границами двн. alleswar/andprqwar, свн. allwa andersw о, ur - lende - au£erhal:> des Landes); с горем, страданием (двн. ellenti/r.RH eHemde, свн .elentucm «проживание в чужой стране» ^ «чужая сторона»); с пустынностью, запу-

щенность, необжитостью (двн. durr, einoti -Eirnode, W uste, wid в значении «плохо обрабатываемая земля», свн .heide, un - gevdde); с тьмой (свн .finst-Dand - Land der Finsternis); с хаосом и злом (двн .site «вялый, лишенный энергии» (ср .: ирл. sarith «зло», др .-англ .Sden «колдовство», др .-сев. - seiS «колдовство»), свн. (j)ensSt/ jene Site, «далекая сторона», «жизнь после смерти», «берег пограничной реки, отделяющей мир живых от мира умер -ших»); с небытием; с движением, в семантической мотивировке лексем со значением «далекий» (гот. Jairra, др .-англ. feorr, двн. ferrc) отражена идея движения и ,-евр. * per-«выведение из» (гот, др.-англ., ДЕК.^т), оно обозначает движение вперед (гот. fair «перед»), имплицирующее переступание границы, расширение пределов [1, с . 70].

Конституент «пограничное пространство»

Граница - важный символ, реализующий такие семантические оппозиции, как «внеш -ний - внутренний» и «видимый - невидимый» и формируемый на их основе противо -поставление открытости - укрытости, соответственно опасности - риска) - безопасности Надежности).

Как отмечает Л Б . Лебедева, «конец или предел является необходимой психической опорой для восприятия любой данности. Пространство - это данность, вне которой человек себя не мыслит .В своих отношениях с пространством человеку требуется границы , которые замыкают пространство вокруг него» [7]. В мифопоэтической традиции предел выполняет важнейшую функцию : он отделяет космос от хаоса, конституирует и са-крализует космизированное пространство. Космос существует лишь благодаря наличию определенных границ, и в этом смысле его «предельность» противопоставлена безграничности , беспредельности хаоса. В древне -германской мифопоэтической традиции понятие предела воплощается в различных образах. Прежде всего, речь идет об универсальном символе предела - мировом древе («древе меры» - др.-исл. mjpt-viSr), соединяющем все космические зоны и служащим эталоном измерения мира.

Согласно Т В .Топоровой, семантические мотивировки древнегерманских понятий «предел, граница» можно условно подразде -лить на три группы:

- отделение (;вн. recim - abgrenzen, reinunge - Grenze, Abgrenzung, индогерм. *krei «разделять, сепарировать» Разделяющая функция границы представлена в следующем ряду лексем: gccedd/ kesceCe -Grenze, land-achei-dunge - Lardeqglenze, schxle-zun - Grenzzaun, gdrid- mure, где основную семантическую нагрузку несет компонент от двн. skeidan, свн .srhedden со значением «разделять,расчленять»);

- соединение (ср.: герм. *mairp «граница», от и ,-е .*mei «скреплять». Связь и ,-е. *mei «скреплять» и *mai «отделять, рубить» frnecen «резать», roT.maCan «рубить»), определяет еще один существенный аспект герм. *mairjc, а именно имплицитно выраженная отделенность);

- движение (аспект динамики имплицируется в и ,-е .*ter «прорываться, преодоле -вать», а также в некоторых предлогах - гот. kairh «через», двн. durh, также ср.: лат. term Cus «пограничный камень»).

Анализ двн. и свн. лексем, служащих описанию границы, позволяет сделать следующие выводы относительно характера границы и способа ее создания. Чаще всего граница - это некая линия в пространстве (unarm erchc - Grenzln.ie), по одну сторону от которой располагается свое пространство, а по другую располагается чужая земля. Но наряду с таким представлением о границе существует ее описание как пограничной области, например: an - wande, an - wende -Grenze, Grenzstrifi^, angrenzender Acker, biratpcjnt - Grenze, Grenzstuck, bi-wet -GrenzfeH, evade - die durch e-zun Zaun) gebannte Flur, uz - gewandte - ungepfugter StteCen zw ischen zw ei angrenzenden Ackem.

Особое отношение к границе имел лес, например: др.-асл. mgrk «пограничный лес», свн .vur- hclz- W aUdramd и свн .waldes-hal? -am W ald entlang.

Граница может быть естественной (насаждение кустарника - двн., свн. hac, соответственно be-hagen, hagen, hegen, ver-hegen), ей на смену пришла граница, созданная человеком искусственно . Создание границы (свн .marc - sdheide) связано с целью не просто отгородить свое от чужого, но с намерением укрепления своего. В качестве средства укрепления использовали как деревянные планки, доски (;вн. plnke -

PlankenzaunL, ver-tilleri , свн . tule, dil - «дос -

ка», свн. schi5, sch%e - Umzaunung von Pfahlen, свн. truoder, trucdel -aus Latte gem achte Verzaunung), так и в более поздний период камень, например: yer-ste:inen. По своим защитным свойствам они значительно превосходили плетеные ограждения: zun-stele, ban-zun, zun - stal zun - stat, hcve-zun.

Еще у древних племен существовали особые способы маркировки границ (mal -Zechen, M erkmal Fleck, G renzzeichen, mal -stat - Grenzstatte) своей территории, которы -ми являлись, судя по данным словарей, дере -во - marc - bcum , mal - baum (этимологически близки др . - исл. m&тс± «граница» и meiSr «дерево», ср. с H.-eBp.*mei «кол, столб» и лат. meta «конусовидный столб»), камень bit - stern - G aenzstern, mal - stein, tirrn -stern, где teime, tirme - Gk^) или даже всего лить небольшая пометка (надрез) на дереве , камне, например :lkhe, lachene lch-stein - Grenzstern.).

Семантика глаголов, объективирующих в языке процесс создания границ, связана со значением круга, что объясняется сакрально-магическим значением последнего, например : umbemuien - umdngen, begurten - umgaiten.

О большом значении, которое придавали границе, свидетельствует наличие в двн. и свн. обширной лексико- семантической группы со значением «граница»: gem each:, gem erkede, m archunga, gieniz, giFniTP.

Создание границы считалось очень важной правовой процедурой, что отразилось в семантике лексемы mar - reht «M aakerrecht Abgabe des M aikeis Oder der Gemaakung». Связь границы с областью правопорядка можно проследить не только на примере специальной маркировки места раздела своей и чужой территории. Установление границы означало создание на отграниченной территории особого правопорядка, который заключался в ненарушении мира и спокойствия населявших это пространство людей, что четко выражено в значении двн. и свн. лексем ffrdu, fried (be- vaiden, errfriecligen, ver-Уlidem «огораживать, создавать защиту»)

Многие лексемы, обозначающие ограждение , переживают обратную семантическую трансформацию, они расширяют свое значение , описывая обнесенный оградой участок, тогда как изначально их рассматривали как средство создания границы, например: двн. hag/hegi, свн. gehege, свн. eter, двн. garto, свн.

knick, свн. kuppel, kcppel. двн, свн. aant, а также двн. m archa, свн. m ale.

Граница в узком смысле слова - это пределы своего дома. Потолок (thekki, пол (двн. asteiih), стены, а также порог (irniaat -Schw ele), дверь turctucri/thurituaa/dura, свн. hus-ur, klpsen - tur, ubeatur/Cb>eitur)/feopoTa (CLgarng), окно, нерегламентированный вход-выход, которым пользуются лишь в крайнем случае - символы такой границы.

Из сказанного выше можно заключить, что определение границ продиктовано необходимостью «устройства» человеком своей территории, на которой он проживает и которая становится «средством его защиты». Устанавливая границы, он обособляется в пределах своего космизированного пространства среди себе подобных. Семантиче -ские мотивировки границы свидетельствуют о важной роли в ее обозначении идеи движения, ее разделяющей и объединяющей функции , а также связанной с ними, вытекающей из промежуточного положения границы, ее посредничества между двумя территориями правовой функции.

Проведенный семантико -этимологический анализ языкового материала свидетельствует о том, что смысловое наполнение составляющих концепта изменяется в диахронии. На древнем этапе развития человека и обще -ства свое пространство мыслится скорее как «(временное) укрытие», наиболее общая лексема со значением «оседлость», двн.hema, свн .hem. Такое укрытие представляло собой своего рода землянку (свн. ert-geruste), непрочное, часто покрытое (двн. gezel от *tЁldam «прикрыть») теплой прочной тканью убежище (двн .fizhus). Заключение о функциональном назначении временного жилища позволяют сделать свн. лексемы: hedberga, seHe, soHde, seHen- hus. Это - защита, ночлег для войска, место расположения войска, также raw а/ rests - место, предназначенное для отдыха (от лат. restaie «оставаться»). Временные постройки, как, например, свн. bucde, hiusel, hutte, hem, gezel:, herberge, lcube обладают минимальными удобствами и практически лишены комфорта.

С переходом к оседлому образу жизни свое пространство стало мыслиться не как временное убежище, это, прежде всего, хорошо защищенное пространство, что непре -менно предполагает его ограждение, диффе -

ренциацию обрабатываемого и окультуренного (um , lant, acker вместе с hus, head, bud, hcf) от дикого, неосвоенного (el]ende, site, wal heide и др.) Следовательно, свое пространство есть обязательно огороженное пространство . Принципиально значимой становится граница.

Итак, семантико-этимологический анализ лексики, диахроническое рассмотрение лексико-семантической группы, в которую входят языковые единицы со значением про -странства, позволяют нам сделать некоторые выводы относительно концепта «пространство». Выявленная лексико-семантическая группа языковых единиц достаточно обширна. Она позволяет классифицировать единицы, объективирующие концепт, по 3 группам, вербально реализующим такие концептуальные области, как свое, чужое и пограничное пространство. Поскольку ментальная репрезентация объективно существовавшей пространственной действительности в разные исторические периоды различна, различен и тот смысл, который вкладывается в понимание своего, чужого и пограничного пространства.

Таким образом, в диахронии наблюдаются изменения в структуре концепта, происходит, с одной стороны,его «переструкту-рирование», с другой - меняется концептуальное наполнение языковых единиц со значением пространства. Причина таких транс -формаций - экстра- и интралингвистические факторы.

1. Топорова Т В. Семантическая структура древ -негерманская модель мира .М , 1994.С. 72.

2. Топоров ВН. Первобытные представления о мире (общий взгляд) // Очерки истории естественно -научных знаний в древности. М, 1982. С .8-40.

3. Топоров В Н. Об антропоцентризме древне-германского космогонического мифа // Логический анализ языка.Образ человека в культуре и языке / Н Д. Арутюнова, И Б . Лево -нтина.М, 1999.

4. Цивъян ТВ . Модель мира и ее лингвистиче -ские основы .М , 2005.

5. Цивъян ТВ .О некоторых способах отражения в языке оппозиции «внутренний - внешний» // Структурно -типологическое исследование в области грамматики славянских языков. М , 1973. С. 242-260.

6. Иванов ВячВс, Топоров ВН. Славянские языковые моделирующие семиотические системы Древний период) .М , 1965.

7. Лебедева ЛБ. Семантика ограничивающих слов // Логический анализ языка.Языки пространств / Н Д. Арутюнова, И Б . Левонтина. М., 2000. С . 93-97.

Поступила в редакцию 7 09 2007 г.

Koshkina E G. Peculiarities of verbal realizatbn of the concept "space" in Old and M idle Germ an. The article is aim ed at investigating peculiarities of verbal realization of the concept "space" in Old and M iddle German. The research reveals the w hole com plex of verbal realizations of the concept in Old and M iddle German. Having analyzed the sem antic-etym ological structure of the concept the author suggests that treating the concept "space" diach-ronically we may speak about a variety of conceptual characteristics realized in the constituent parts of the concept. The author draw s a conclusion that this may be caused by differences in objective visions of the notion "space" in different epochs.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: concept, representation, diachrony, space.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.