Научная статья на тему 'Особенности репрезентации концепта гражданственность в русской национальной картине мира'

Особенности репрезентации концепта гражданственность в русской национальной картине мира Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
151
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА / КАРТИНА МИРА / КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / CONCEPT / RUSSIAN NATIONAL WORLD VIEW / WORLD VIEW / COGNITIVE LINGUISTICS / CIVIC CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Корнакова Екатерина Сергеевна

В связи с возросшим интересом к теме патриотизма в современной России концепт ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ представляет особый интерес. Данный концепт впервые становится предметом комплексного изучения. Цель исследования выявление и анализ особенностей лингвистической репрезентации концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ в русской национальной картине мира предопределила необходимость решения следующих задач: выявить содержание концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ и определить место концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ в картине мира русского социума и в русской художественной картине мира на материале данных Национального корпуса русского языка. Чтобы определить структуру концепта, необходимо рассмотреть весь языковой корпус, в котором репрезентирован концепт: лексические единицы, фразеологию, паремиологический фонд, включая систему устойчивых сравнений, запечатлевших образы-эталоны, свойственные определенному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of the Concept GRAZHDANSTVENNOST’ (CIVIC CONSCIOUSNESS) in the Russian World View

In connection with the increased interest in the topic of patriotism in modern Russia the concept GRAZHDAN-STVENNOST’ ( CIVIC CONSCIOUSNESS ) appears most attractive to linguists. The aim of the study is to identify and analyze the features of linguistic representation of the concept CIVIC CONSCIOUSNESS in the Russian world view. The study sets out to solve the following issues: to identify the content of the concept CIVIC CONSCIOUSNESS and to place it in the Russian world view as well as in the Russian artistic picture of the world based on the material of the Russian Language National Corpus. The following words were found to be related to the concept under study: citizenship, civic, citizen. The analysis of the content of the anthropomorphic axiological concept revealed some features related to a motivating act “citizen”. The conceptual framework was found to include the following features: “property”, “quality”, “sense”, “morality”, “consciousness”, “right”, “obligation”, “duty”, “civil society”, “state”, “patriotism”. “Civilization” and “social status” seem to be archaic conceptual features. On the basis of the studied material, the following value signs of CIVIC CONSCIOUSNESS can be pointed out: “activity”, “will”, “readiness”, “values”, “culture”, “thinking”, “responsibility”, “attitude”, “position”, “role”, “ability”, “consciousness”, “self-consciousness”, “property”, “skill”, “emotions”, “courage”, “principled”, “country”, “activity”, “democracy”, “Russia”. The analysis of the material of the Russian Language National Corpus revealed the following features in the structure of the concept: categorical, evaluative and conceptual figurative features.

Текст научной работы на тему «Особенности репрезентации концепта гражданственность в русской национальной картине мира»

УДК 81'1

DOI 10.25205/1818-7935-2019-17-4-12-27

Особенности репрезентации концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ в русской национальной картине мира

Е. С. Корнакова

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Москва, Россия

Аннотация

В связи с возросшим интересом к теме патриотизма в современной России концепт ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ представляет особый интерес. Данный концепт впервые становится предметом комплексного изучения. Цель исследования - выявление и анализ особенностей лингвистической репрезентации концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ в русской национальной картине мира - предопределила необходимость решения следующих задач: выявить содержание концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ и определить место концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ в картине мира русского социума и в русской художественной картине мира на материале данных Национального корпуса русского языка. Чтобы определить структуру концепта, необходимо рассмотреть весь языковой корпус, в котором репрезентирован концепт: лексические единицы, фразеологию, паремиологиче-ский фонд, включая систему устойчивых сравнений, запечатлевших образы-эталоны, свойственные определенному языку. Ключевые слова

концепт, русская национальная картина мира, картина мира, когнитивная лингвистика, гражданственность Для цитирования

Корнакова Е. С. Особенности репрезентации концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ в русской национальной картине мира // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. Т. 17, № 4. С. 12-27. БО! 10.25205/1818-7935-2019-17-4-12-27

Specificity of the Concept GRAZHDANSTVENNOST' (CIVIC CONSCIOUSNESS) in the Russian World View

Ekaterina S. Kornakova

National Research University "Higher School of Economics" Moscow, Russian Federation

Abstract

In connection with the increased interest in the topic of patriotism in modern Russia the concept GRAZHDANSTVENNOST' (CIVIC CONSCIOUSNESS) appears most attractive to linguists. The aim of the study is to identify and analyze the features of linguistic representation of the concept CIVIC CONSCIOUSNESS in the Russian world view. The study sets out to solve the following issues: to identify the content of the concept CIVIC CONSCIOUSNESS and to place it in the Russian world view as well as in the Russian artistic picture of the world based on the material of the Russian Language National Corpus.

The following words were found to be related to the concept under study: citizenship, civic, citizen. The analysis of the content of the anthropomorphic axiological concept revealed some features related to a motivating act "citizen". The conceptual framework was found to include the following features: "property", "quality", "sense", "morality", "consciousness", "right", "obligation", "duty", "civil society", "state", "patriotism". "Civilization" and "social status" seem to be archaic conceptual features. On the basis of the studied material, the following value signs of CIVIC CONSCIOUSNESS can be pointed out: "activity", "will", "readiness", "values", "culture", "thinking", "responsibility", "at-

© E. С. Корнакова, 2019

titude", "position", "role", "ability", "consciousness", "self-consciousness", "property", "skill", "emotions", "courage", "principled", "country", "activity", "democracy", "Russia".

The analysis of the material of the Russian Language National Corpus revealed the following features in the structure of the concept: categorical, evaluative and conceptual figurative features. Keywords

concept, Russian national world view, world view, cognitive linguistics, civic consciousness For citation

Kornakova, Ekaterina S. Specificity of the Concept GRAZHDANSTVENNOST' (Civic Consciousness) in the Russian World View. Vestnik NSU. Series: Linguistics and Intercultural Communication, 2019, vol. 17, no. 4, p. 12-27. DOI 10.25205/1818-7935-2019-17-4-12-27

Введение

В отечественной и зарубежной когнитивной лингвистике термин «концепт» не имеет единого однозначного толкования. Лингвисты понимают под концептом потенциал содержания слова, включая его коннотативные компоненты. Семиологи в концепте уделяют основное внимание культурологическому аспекту. Представители когнитивного подхода в понимании сущности концепта ориентируются на явления ментального характера.

Анализ репрезентации концептов способствует выявлению национальной специфики языковых систем, которая проявляется в различных способах репрезентации одной и той же мыслительной единицы, степени подробности или обобщенности репрезентации концептов в разных языках, количестве и наборе лексем, фразеосочетаний, репрезентирующих концепт, и уровне абстракции, на котором концепт представлен в том или ином языке. Концепты -составные части концептуальной системы - основы языковой картины мира. Они объективируются в виде слов или сочетаний слов, в которых «прочитываются» признаки фрагментов языковой картины мира. Понятие «картина мира» признается не всеми исследователями в области лингвистики. Так, данной точки зрения придерживается О. А. Корнилов, который, однако, справедливо замечает, что выражение «картина мира» без соответствующего уточнения не может фигурировать в рассуждениях именно в силу своей неопределенности. Необходимо каждый раз использовать точный термин во избежание его неадекватного истолкования [Корнилов, 2003. С. 112-113].

Основная цель исследования заключается в выявлении и анализе особенностей лингвистической репрезентации концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ в русской национальной картине мира.

Разрабатывая типологию понятия картины мира, О. А. Корнилов дает следующую классификацию, которая представляется нам вполне логичной:

«1. НКМ (научная картина мира) - инвариант научного знания человечества о мире на данном историческом этапе, результат отражения пространственно-временного континуума коллективным научным сознанием.

2. ННКМ (национальная научная картина мира) - инвариант научного знания о мире в языковой оболочке конкретного национального языка, т. е. НКМ, запечатленная в термино-системах (языке науки) того или иного национального языка.

3. ЯКМ (языковая картина мира) - результат отражения объективного мира обыденным (языковым) сознанием того или иного языкового сообщества.

4. НЯКМ (национальная языковая картина мира) - результат отражения объективного мира обыденным (языковым) сознанием конкретного языкового сообщества, конкретного этноса.

5. ИНЯКМ (индивидуальная национальная языковая картина мира) - результат отражения объективного мира обыденным (языковым) сознанием отдельного человека - носителя того или иного национального языка» [Там же]. Итак, признаки концептов, представляющие на-

циональную картину мира, консервативны. Картина мира народов меняется, структура признаков концептов расширяется за счет продолжающегося познания мира.

В связи с тем, что в современной лингвистике отсутствует четкое определение метода концептуального анализа, о чем свидетельствует наличие различных методик его выполнения (Л. Г. Бабенко, Р. И. Павиленис, Н. Д. Арутюнова, Ю. С. Степанов и др.), в рамках когнитивной науки не существует устойчивой универсальной модели концептуального анализа, однако предлагается множество способов анализа концептов. Среди наиболее часто используемых лингвистами методик можно найти следующие: выявление семного состава ключевого слова; анализ его синонимического ряда и лексической сочетаемости; построение деривационного, лексико-грамматического, лексико-фразеологического и других полей слова; психолингвистический эксперимент; анализ речевого употребления лексем; сопоставительный анализ лексем разных языков. Таким образом, можно констатировать, что полной методологии анализа концептов еще не выработано, она находится на стадии обсуждения, общепринятый стандарт отсутствует. Об этом же свидетельствует одна из последних попыток предложить такой стандарт в работе [Чубур, 2018].

Результаты исследований и обсуждение

Методика концептуального анализа, предложенная М. В. Пименовой (цит. по: [Колесов, 2016. С. 149]), на которую мы опирались в данном исследовании, подразумевает следующий ряд исследовательских процедур:

• выбор ключевого слова-репрезентанта концепта (у одного концепта может быть несколько слов-репрезентантов);

• сбор фактического материала: в него входят компоненты словообразовательного гнезда, свободные и устойчивые сочетания с ключевым словом-репрезентантом концепта, тексты. Определяются также их временные границы относительно изучаемых текстов;

• исследование этимологии слова-репрезентанта концепта - выявление мотивирующих признаков;

• анализ фактического материала на предмет определения образных концептуальных признаков с учетом их градуального характера - они свойственны концептам в той или иной мере;

• выявление понятийных признаков на основе анализа словарных дефиниций, поскольку именно сравнение толкований репрезентантов эквивалентных концептов позволяет определить «пропущенные» в русских словарях семы и семемы. Кроме того, на основе словарей синонимов определяются еще и дополнительные понятийные признаки.

Далее происходит поиск выявленных признаков среди фактического материала и определение их частотности, т. е. функциональной нагрузки, которая является критерием их актуальности для современной русской языковой картины мира.

Следующий шаг состоит в определении категориальных признаков концепта, среди которых - дименсиональные (признаки размера, веса, объема), квалитативные (качественные), квантитативные (количественные), пространственные, темпоральные, ценностно-оценочные (признаки ценности - образные: это признаки имущества, (драго)ценности; собственно-оценочные: общая и частная оценка, рациональная, эмоциональная, бенефактивная и прочие виды оценок). Такие признаки, по мнению М. В. Пименовой, позволяют определить место исследуемого концепта в ценностной национальной картине мира и отнести его к определенной области бытования (цит. по: [Колесов, 2016. С. 149]).

Существенное значение имеет и описание символических признаков для чего привлекаются мифологические словари, этнографические данные, фактический материал и др.

Требуется и описание стереотипов, свойственных той или иной лингвокультуре. Нужно, однако, иметь в виду, что стереотипы связаны не со всеми концептуальными структурами.

В нашем случае их выявление актуально, поскольку стереотипы определенно связаны с политическими, идеологическими и иными социальными концептами.

В отдельных случаях исследуются сценарии, то есть некие динамические мыслительные образы, которые отражают изучаемую денотативную ситуацию не как статичную, а в ее историческом развитии, показывающем последовательное «разворачивание» ее конститутивных компонентов во времени и в пространстве культур(ы) (примером чего может служить анализ таких концептов, как КНЯЗЬ, БОГАТЫРЬ, РАДОСТЬ). В других случаях показано проведение психолингвистического эксперимента (свободный ассоциативный эксперимент, направленный ассоциативный эксперимент и рецептивный эксперимент), что особенно актуально при описании концептов, относящихся, например, к сфере «страна и ее жители глазами жителей другой страны» (ср. концепты Америка, Россия, Германия, Франция и др.).

На заключительном этапе проводится сведение всех выявленных признаков, образующих структуру концепта, и количественных данных в общую таблицу, а также аналитическое описание этой таблицы с позиции частотности признаков, их актуальности в языковом материале, соответствия в сравниваемых концептуальных системах, определение национальной специфики и собственно эквивалентности признаков концептов (в случае сопоставительного анализа)

Кроме того, на всех этапах исследования концептов привлекаются данные из различных научных источников и смежных дисциплин: этнологии, этнографии, психологии, медицины, философии, мифологии и др. [Колесов, 2016. С. 151].

Обратимся теперь к описанию семантического поля целевого концепта, так как в качестве инструмента реконструкции и описания концепта данный метод является наиболее успешным.

1. Семантическое поле, представляющее концепт ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ

Данный метод, по мнению В. Н. Денисенко, находит эффективное применение в исследовании языка литературных произведений и интерпретации художественного текста: в этой области выдвинуто понятие текстового семантического поля [Денисенко, 2004].

Выделение лексико-семантических полей начинают с установления имени поля - слова-идентификатора, которое выражает смысл, общий для входящих в поле слов, в наиболее объективной и наименее эмоциональной форме [Балли, 1955. С. 181]. Например, лексема гражданственность является словом-идентификатором, доминантой лексико-семантического поля гражданственность, поскольку определяется как «сознание своих прав и обязанностей по отношению к государству» и как «гражданское устройство и организованность; государственность» [Шафиков, 1999].

1.1. Репрезентант концепта

Семантическое поле в данном исследовании выступает в качестве инструмента для анализа концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ. Исходя из того, что концепт имеет структуру, состоящую из ядра и периферии, рассмотрим подробнее структуру концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ. Для определения признаков ядра и периферии концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ обратимся к данным различных словарей. Понятие «гражданственность» относится к абстрактной лексике. Как отмечает В. Волков, «суффикс -ость придает существительным этой группы обобщающий характер, выводимый из конкретного качества, которое выражает соответствующее прилагательное (гражданственный - гражданственность)» [Волков, 1997.

С. 7].

1.2. Словообразовательное гнездо

В «Словообразовательном словаре русского языка» А. Н. Тихонова сформировано требуемое словообразовательное гнездо, вершиной которого является лексема гражданин:

гражданин

гражданка

гражданочка

гражданство

гражданственный

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ

гражданский

граждански

гражданка (= гражданский шрифт)

гражданка (= жизнь гражданских)

по-граждански

по-гражданскому

военно-гражданский (см. война)

национально-гражданский (см. нация)

частногражданский (см. частный)

согражданин

согражданка

общегражданский см. общий [Тихонов, 1990. Т. 1. С. 120].

1.3. Выявление мотивирующих признаков (этимология)

Лексемы гражанинъ, гражанство, гражданинъ, гражданьство в русском языке начинают использоваться уже в Х-Х1 вв.

В «Словаре древнерусского языка» (Х1-Х1У вв.) встречаем:

Гражанин|ъ.1. Горожанин, житель города. 2. Житель какой-л. области, страны. Небесьныи гражанинъ - обитатель царства небесного [Словарь древнерусского языка, 1988]. Гражаньскыи Гражаньскыи законъ см. законъ [Там же].

Гражаньств|о 1. Митрополия, административно-территориальная единица в Византии. 2. Образ жизни. (...) [Там же].

Гражданин|ъ Житель какой-л. области, страны (...) [Там же].

В «Этимологическом словаре русского языка» М. Фасмера для лексемы приводится следующее значение:

Гражданин мн. граждане, заимств. из цслав., ср. исконнорусск. горожанин. Производные: гражданский, гражданство. Калька с греч. лоНтп<; [Фасмер, 1996].

Итак, базовый мотивирующий признак концепта обусловлен этимологическим значением лексемы гражданин.

1.4. Выявление понятийных признаков на основе словарных дефиниций

«Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля построен по гнездовому принципу и описывает все гнездо родственных слов с центром гражданин:

Гражданин, городской житель, горожанин, посадский. | Член общины или народа, состоящего под одним общим управлением; каждое лицо или человек, из составляющих народ, землю, государство. Гражданином известного города называют приписанного к этому городу купца, мещанина или цехового. Именитый гражданин, стар. звание богатейших и почетнейших купцов. Почетный гражданин, нынешнее звание, даруемое купцам и недворянам за заслуги и выслугу, также военным и гражданским чиновникам, не выслужившим ни потомственного, ни личного дворянства. Степенный гражданин, отличие, жалуемое за службу по городским выборам [Даль, 2002, Т. 1. С. 127].

В словаре также приведены дериваты данной лексемы:

Гражданский, относящийся к гражданам, к государственному или народному управлению, к подданству. Гражданские обязанности двояки: к правительству и к ближнему. | Противополагается иногда государственному или правительственному, и тогда значит: частный, домашний, общинный; | противоп. военному: штатский, относящийся до службы по управлению; | духовному или церковному, означая: мирской,

обиходный, житейский. Гражданское право, гражданская служба - мундир. Гражданская печать. Гражданские доблести, мирные и миротворные, честь, любовь и правда. Гражданский венец, корона, употребительная в древности награда или прославление за гражданскую доблесть. Гражданская палата, палата гражданского суда, высшее в губернии место или средняя степень суда и расправы по тяжебным или спорным делам. Гражданская смерть человека, состояние лишенного, по приговору суда, гражданских прав.

Гражданство ср. состояние гражданина; звание, права и обязанности его.| Сословие граждан, граждане.

Гражданственный, ко гражданству относящийся.

Гражданственность - состояние гражданской общины; понятия и степень образования, необходимые для составления гражданского общества [Даль, 2002, Т. 1. С. 127].

Для последующего анализа будем использовать данные четырех современных толковых словарей: «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, «Толкового словаря русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова, «Словаря русского языка» в 4 т. под ред. А. П. Евгеньевой и «Большого академического словаря русского языка». В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой приводится толкование только прилагательных:

- Гражданственный. Присущий, свойственный гражданину (в 1 знач.). Гражданственное самосознание || сущ. ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ [Ожегов, 2006. С. 138].

Гражданский. 1. Относящийся к правовым отношениям граждан между собой и их отношениям с государственными органами и организациями. Гражданский кодекс. Гражданское право. Гражданский спор. Гражданское дело (судебное разбирательство, касающееся гражданского права). Гражданское общество (общество свободных и равноправных граждан, отношения между которыми в сфере экономики, культуры развиваются независимо от государственной власти). Запись актов гражданского состояния. Гражданская казнь (политическая кара - лишение всех прав гражданина и покровительства закона; устар.). Гражданская смерть (состояние подвергнувшегося гражданской казни; устар.) 2. Свойственный гражданину как сознательному члену общества. Гражданский долг. Иметь гражданское мужество. 3. Невоенный, штатский. В гражданском платье. 4. Нецерковный, не связанный с церковным обрядом. Гражданский шрифт (введенный Петром !). Гражданский брак (также вообще официально незарегистрированный). Гражданская панихида (траурный митинг) [Там же].

В «Словаре русского языка» под ред. А. П. Евгеньевой лексема «гражданственность» имеет два значения:

Гражданственность. 1. Гражданское устройство и организованность; государственность. 2. Сознание своих прав и обязанностей по отношению к государству [Словарь русского языка, 1981].

«Толковый словарь русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова дает следующее определение исследуемой лексеме:

Гражданственность (книжн. устар.). То же, что цивилизация [Толковый словарь русского языка, 2000].

Определение слова гражданин и его дериватов в «Большом академическом словаре русского языка» выявляет следующий ряд признаков:

Гражданин. 1. Лицо, принадлежащее к населению какого-либо государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными законами этого государства, и исполняющее все обязанности, установленные законами этого государства; подданный какого-л. государства. 2. Человек, служащий родине, народу заботящийся об общественном благе. 3. Взрослый человек, мужчина. 4. В России с 1917 г. - официальное обращение к мужчине. 5. Устар. Житель города, горожанин [Большой академический словарь русского языка, 2005].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гражданственность. 1. Свойство по 1 значению прилагательного гражданственный. 2. Устар. Общественное, государственное устройство; государственность. 3. Устар. Гражданская, невоенная деятельность -Слов. Акад. 1847: ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ.

Гражданский. 1. Относящийся к гражданину, гражданам (в 1 значении); связанный с осуществлением прав и исполнением обязанностей граждан, организаций в государстве. 2. Относящийся к гражданину, гражданам (во 2 значении), свойственный им. 3. Невоенный, штатский. 4. Нецерковный, светский.

Гражданственный. 1. То же, что и гражданский (во 2 значении). 2. Устар. Связанный с государственным и общественным устройством. 3. Устар. Невоенный, мирный (о жизни).

Гражданство. 1. Политическая и правовая принадлежность лица к числу граждан какого-л. государства, обуславливающая совокупность прав и обязанностей этого лица и защиту его прав со стороны госу-

дарства. 2. Собират. Устар. Жители города, горожане (купцы, мещане, ремесленники). 3. Устар. То же, что и гражданственность (во 2 значении) [Большой академический словарь русского языка, 2005].

В толковых словарях лексема гражданственность толкуется через прилагательные гражданский и гражданственный.

Обратимся также к «Словарю паронимов». Он показывает, что лексемы гражданский и гражданственный могут выступать как синонимы, так и собственно паронимы, что свидетельствует о пересечении данных понятий и их взаимной отсылке:

Гражданский // Гражданственный*

Гражданский. 1. Предназначенный для граждан, относящийся к гражданам, к правовому положению граждан в государстве. 2. Свойственный гражданину как сознательному члену общества; проникнутый идеей общественного блага (высок.). 3. Невоенный. 4. Нецерковный [Вишнякова, 1984].

Гражданск|ий:

1) ~ий кодекс; ~ие законы; ~ое право; ~ий суд, иск;

2) ~ ий долг; ~ое мужество; ~ая доблесть; ~ие стихи; ~ая поэзия, лирика;

3) ~ий воздушный флот; ~ая служба, профессия, одежда;

4) ~ие книги; ~ий обряд. Гражданский брак (юридически не оформленный брак). Гражданская война (вооруженная классовая борьба внутри государства). Гражданская оборона (система оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время в целях защиты населения от возможного нападения противника). Гражданская панихида (собрание перед похоронами, посвященное памяти умершего, траурный митинг) [Там же].

Гражданственный (устар.). Свойственный, соответствующий общественно-сознательному гражданину. Гражданственн|ый: ~ое сознание; ~ые отношения, связи; ~ая мощь, тематика [Вишнякова, 1984].

Важным для нас является примечание, данное в словаре:

в значении «обладающий сознанием достоинства гражданина, свойственный общественно-сознательному гражданину» слова гражданский и гражданственный продолжают оставаться синонимами: гражданский (гражданственный) пафос, гражданское (гражданственное) самосознание [Там же].

Очевидно, синонимами лексемы гражданский (в некоторых случаях — гражданственный) выступают лексемы невоенный, нецерковный, светский, штатский. Во всех этих случаях речь идет о признаке «социальный статус».

Итак, анализ словарных дефиниций свидетельствует о наличии нескольких понятийных признаков, в том числе архаичных. Понятийным признаком концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ выступает признак «свойство». Архаичными понятийными признаками являются значения «цивилизация», «социальный статус».

Целесообразным представляется обратиться к уточнению понятия «цивилизация». Концепт «цивилизация» подобно рассматривается Ю.С. Степановым в работе «Константы русской культуры». Цивилизация: определенная высокая ступень в развитии общества, такое состояние общества, когда: царит законность и порядок и процветает сельское хозяйство, применяются технические достижения, распространяется образование, облагораживаются нравы [Степанов, 2001. С. 545].

Для современной русской духовной жизни характерно, что доминирующим в этом семантическом поле является сам концепт ЦИВИЛИЗАЦИЯ как абстракция от понятия «общество», тогда как понятие «цивилизация» в связи с ее конкретным носителем передается словосочетанием цивилизованное общество. Отсюда следует, что этому словосочетанию придается значение, которое в западноевропейских культурах и дореволюционной русской культуре выражалось термином гражданское общество (англ. civil society, фр. société civile). Выражение гражданское общество возникло в русском употреблении в конце XVIII - начале XIX в. Английскому и французскому civil соответствуют два русских термина: 1. цивилизованное; 2. гражданское (ср. фр. l état civil - рус. гражданское состояние; рус. ЗАГС - отдел записи актов гражданского состояния). Гражданское же общество есть общество, в котором права человека - гражданина, личности - выявлены, определены и законодательно закреплены. Таким образом, концепт ЦИВИЛИЗАЦИЯ через признаки «законность», «порядок», «право» по содержанию пересекается с концептом ЛИЧНОСТЬ. Итак, выражения «гражданское общест-

во» и «цивилизованное общество» стали синонимами в русском словоупотреблении уже в начале XIX в. Как синонимичные отмечаются и такие слова, как цивилизация или гражданственность [Степанов, 2001. С. 520].

1.5. Экспериментальные методы

В ходе исследования концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ обнаружилось, что паремии с данным концептом отсутствуют. Однако в этом случае рекомендуется проводить рецептивный эксперимент, например, метод анкетирования. Для выявления актуального содержания данного концепта применялись также свободный и направленный ассоциативный эксперименты [Попова, 2001. С. 99-100].

В качестве материала для исследования концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ нами используются результаты эмпирического исследования, проведенного В. М. Гаврилюком и В. В. Маленковым [2007. С. 48]. Объектом эмпирического исследования понятия гражданственности в постсоветский период была выбрана молодежь в возрасте от 14 до 30 лет. Исследование проводилось в 2004-2005 гг. по выборке, репрезентирующей генеральную совокупность по половозрастному признаку и месту жительства. В качестве генеральной совокупности выступало население юга Тюменской области указанного возраста. Объем выборки составил 1 211 человек. Одним из аспектов гражданственности являются представления о том, что значит «быть гражданином». Оно показало, что представления молодежи в основном сводятся к формальным признакам, характеризующим гражданина. Исследователи выявили следующие: «гражданин», «Россия», «право», «обязанность», «долг», «страна», «патриотизм», «активность», «гражданское общество», «демократия» [Там же].

1.6. Междисциплинарный анализ

Гражданственность - явление многогранное, оно может служить предметом исследования в различных гуманитарных и «морально-политических» науках: педагогике, философии, истории, юриспруденции, политологии, социологии, психологии. Действительно, гражданственность, справедливо утверждает А. М. Князев, можно определить как сложное, интегра-тивное, междисциплинарное, социокультурно обусловленное, развивающееся личностное качество, в основе которого лежит и механизмом которого является определенная система отношений к государству, обществу, другим людям, к себе как гражданину, к гражданским правам и обязанностям и др., а также направленность как совокупность доминирующих гражданских отношений с соответствующей этим отношениям избирательной активностью [Князев, 2011. С. 8-12].

Методологические же подходы для формирования понятия гражданственность можно найти еще в трудах античных философов, таких как Платон и Аристотель. Что касается русской культуры, то исконные слова гражданин и гражданство входят в обращение уже в XXI вв., но зарождение гражданского воспитания следует относить все-таки ко времени образования русского централизованного государства.

Проанализируем некоторые междисциплинарные аспекты понятия гражданственности в картине мира русского социума. В процессе социализации индивида, очень тесно связанной в раннем возрасте с воспитанием ребенка, формируются гражданские качества, важность которых очевидна. Они прямо связаны с нравственными ориентирами, которые складываются в определенную позицию, хотя и меняются в течение жизни. Человек рано или поздно приходит к осознанию своих прав и обязанностей перед страной, в которой он живет, перед своим государством и перед обществом. Поэтому все эти аспекты отражены в «Педагогическом словаре», предлагающем следующую дефиницию гражданственности: «нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом; разумное использование своих гражданских прав, соблюдение и уважение законов страны» [Коджаспиров, 2005. С. 230].

В западноевропейскую педагогику гражданина и гражданственности особый вклад внесли философы и педагоги Г. Кершенштейнер, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо. Что касается отечественных ученых-педагогов, то следует назвать имена В. А. Сухомлинского и А. С. Макаренко.

B. А. Сухомлинский прямо ассоциировал гражданственность с понятиями человечности, добра и зла, он писал: «... чтобы заложить в годы детства основы человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла» [Сухомлинский, 2016.

C. 193].

Понятие гражданственности исторически изменялось. Еще Аристотель, у которого гражданин существует в неразрывной связке с понятиями властвовать (власть) и государство, писал: «. каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над собственным государством» [Аристотель, 1983. С. 138]. По мнению О. Н. Полухина, также изучающего гражданственность в политическом аспекте, основы развития гражданственности появились в Новое время [Полухин, 2005. С. 25]. Именно тогда в Европе началось формирование структур гражданского общества, произошло окончательное разделение частной и общественных сфер. В это время возникли две интерпретации гражданственности: либеральная и консервативная. Первая основана на идее индивидуально свободной личности, здесь гражданственность сопряжена не только с гордостью за историческое прошлое страны, приверженностью государственным символам, законам и Конституции страны, но и с уважением к правам и обязанностям гражданина государства - индивидуально свободной личности.

Вторая, консервативная, была сформирована, по мнению О. Н. Полухина, в противовес либеральной. В ней акцентированы идеи ответственности индивида и важности сохранения существующего, исторически сложившегося социального порядка и укрепления общественного организма, единого государственного целого [Полухин, 2005. С. 30]. Очевидно, что консервативная интерпретация теснее связана с понятием «государственность». Гражданственность же, рассмотренная в политической перспективе, означает прежде всего «готовность и способность человека, гражданина к активному участию в делах общества и государства на основе глубокого осознания своих прав и обязанностей; гражданственность - это антитеза понятиям аполитичность, абсентеизм, социально-политическая индифферентность и синоним социально-политической активности, патриотизма» 1.

Рассматривая структурную модель гражданственности в рамках цитированных выше определений данного явления, предложенных А. М. Князевым, можно выделить следующий ряд ее компонентов, начинающийся с идей гражданской ответственности и активности: активность (политическая, социально-значимая), духовность, долг, воля, готовность, знания и др. [Князев, 2011. С. 8-12].

Однако единство в выделении ведущего или ведущих признаков в гуманитарных науках не достигнуто, это понятие переживет период своей очередной трансформации. Так, в «Энциклопедии по социологии» отмечается, что «понятие гражданственности обладает, в первую очередь, нравственным смыслом, близким к "педагогическим" трактовкам. Оно означает присутствие в сознании и поведении человека высших моральных качеств, отличающих истинного радетеля о благе общества и своего Отечества» [Социологическая энциклопедия, 2003. С. 257]. Гражданственность в этой перспективе ориентирована на консервативную парадигму, она связана с уважением к правам и обязанностям гражданина, чувством гордости за обычаи, традиции, символы своей страны, а именно: флаг, герб, гимн. Эти символы отражают определенные духовные ценности и традиции государства и нации и дают представление об историческом пути страны и ее предназначении в мире.

Примерно такие же идеи проводятся в «Философском словаре» советского периода, согласно которому гражданственность - это «нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принад-

1 Политологический словарь. URL: http://schooled.ru/political/dict/351.html (дата обращения 22.10.2018). ISSN 1818-7935

Вестник ИГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. Т. 17, № 4 Vestnik NSU. Series: Linguistics and Intercultural Communication, 2019, vol. 17, no. 4

лежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств на его права и интересы» [Философский словарь, 1972. С. 250].

Итак, в социальных науках гражданственность понимается преимущественно как нравственное чувство, общественное качество гражданина. При этом личность выступает обычно как гражданин какой-то страны, а не как гражданин мира вообще (ср. старую идею космополитизма) или некой глобальной наднациональной общности.

2. Понятие гражданственности в русской художественно-публицистической картине мира

Выявление этой структуры концепта (т. е. совокупности его обобщенных признаков) реализовано на материале Национального корпуса русского языка (НКРЯ), который дает возможность наблюдать за сочетаемостью соответствующих языковых знаков. Подробный анализ данных Национального корпуса русского языка проводится все большим и большим количеством исследователей, поскольку выбор лексических единиц для анализа, описание их семантических структур и примеров использования их в речи сейчас радикально облегчены корпусной лингвистикой, которая собрала на основе компьютерного анализа всех доступных текстов в конкретном языке базы данных о словах и представила их открытом интернет-доступе (например, the British National Corpus, the Brown Corpus, Национальный корпус русского языка 2 и др.) [Язык и мысль, 2015]. Чтобы восстановить структуру концепта, необходимо исследовать весь языковой корпус, в котором репрезентирован концепт, - лексические единицы, фразеологию, паремиологический фонд, включая систему устойчивых сравнений, запечатлевших образы-эталоны, свойственные определенному языку. Существенную помощь оказывают авторские контексты, так как писатели и поэты используют языковой фонд, варьируя формы для выражения того или иного признака концепта [Колесов, 2016. С. 152-153].

В рамках исследования лексемы гражданственность на базе Национального корпуса русского языка в качестве примеров нами используются материалы из основного корпуса русского языка (найдено 306 документов, 483 вхождения), а также из газетного (найдено 88 документов, 102 вхождения) и поэтического (найдено 8 документов, 8 вхождений) под-корпусов.

На наш взгляд, привлечение и анализ материала из Национального корпуса русского языка обеспечивает большую объективность и достоверность полученных результатов. Многочисленные примеры, взятые из НКРЯ, иллюстрируют, как постепенно меняется, обогащается значение концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ, как национальное языковое сознание напитывается новыми образами и ассоциациями при сохранении основных смыслов слова-концепта.

Приведем несколько примеров образных концептуальных признаков концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ в XIX-XX вв. Золотой век русской литературы совпал с периодом серьезных испытаний для страны. Это Отечественная война 1812 г., Крымская война (18531856 гг.), противостояние на Кавказе, нестабильная внутриполитическая ситуация: угнетение крепостных и оппозиционные движения, которые зарождались вследствие этого. Поэтому идеи сильного государства и нации находили свое отображение и в литературных произведениях. Тема гражданственности была присуща и лирическим произведениям А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова. На раннем этапе творчества поэзия М. Ю. Лермонтова насыщена восхищением красотой русской природы, однако позже его вытесняют остросоциальные мотивы.

Для концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ характерна концептуализация с помощью антропоморфных или антропоцентричных признаков:

2 Национальный корпус русского языка. URL: http: // www.ruscorpora.ru (дата обращения 27.01.2018).

Взрощенные в дремотной ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, основанной на бездействии ума, им трудно было удерживаться на высоте своего призвания (М. С. Лунин. Взгляд на русское Тайное Общество с 1816 до 1826 года (авторизованный перевод с фр.). 1838-1841).

В каждом уездном городе, в каждом захолустье, где люди наперечет, подавляющая масса граждан у нас только горожане: инстинкты древней высокой жизни, инстинкты ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, как она понимается в исторической науке, у нас давно выродились (М. О. Меньшиков. Кого выбирать в парламент. 1912).

Революция поставила под вопрос самую жизнеспособность русской ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ и государственности; не посчитавшись с этим историческим опытом, с историческими уроками революции, нельзя делать никакого утверждения о России, нельзя повторять задов ни славянофильских, ни западнических (С. Н. Булгаков. Героизм и подвижничество. 1909).

Концепт ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ имеет и витальный признак «возраст».

Зрелость ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ускорила новые стихии, которые Т.О. излило в область мысли (М. С. Лунин. Взгляд на русское Тайное Общество с 1816 до 1826 года (авторизованный перевод с фр.). 1838-1841).

Но. вспомни, что мы более изучали эти земли по древней карте, нежели по новой, мы воображаем их с древнею ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬЮ - но сколько воспоминаний и какая должна быть природа! (Н. В. Станкевич. Письма Я. М. Неверову. 1836).

В процессе анализа было обнаружено, что концепт ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ в указанный выше период выражается также с позиции витального признака «боль», «растение».

В русской языковой картине мира концепты объективируются иногда и признаками неживой природы. Концепту ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ присущ и образный признак неупорядоченности (хаос, стихия). В примере ниже концепт имеет признак стихии «огонь».

То, чем жила интеллигенция, для них словно не существовало; в самый разгар ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ Толстой славил мудрую «глупость» Каратаева и Кутузова, Достоевский изучал «подполье», Тютчев пел о первозданном хаосе, Фет - о любви и вечности (М. О. Гершензон. Творческое самосознание. 1909).

Однако для данного концепта актуальны также предметные признаки, а именно признаки артефакта: «механизм», «вещество».

К категориальным признакам концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ относится дименсио-нальный признак (высокий - низкий), выраженный в критерии положительной / отрицательной оценки нравственных качеств, а также оппозиция «свой - чужой». К оценочным признакам относятся признак с мелиоративной / пейоративной оценкой.

Рассмотрим советское и постсоветское понимание гражданственности. Культура России ХХ в. - неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика. Демократический подъем, жанровый и стилевой плюрализм, подспудная переоценка системы ценностей - все это было косвенным следствием поэтического бума в период «хрущовской оттепели».

К значимым признакам ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ данного периода относится антропоморфный признак, витальный признак «возраст». Образная часть структуры концепта представлена признаками «растения». Для ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ характерна концептуализация посредством пространственного признака внутреннего мира - «путь».

О том, что она к ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ шла от материнства, от обороны человека (Л. К. Чуковская. Иосиф Бродский. 1963-1972).

Общественный идеал нельзя осуществлять в одинаковых формах среди зрелых народов с высокой культурой и у диких племен, едва выступающих на путь ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ (П. И. Новгородцев. Об общественном идеале. Глава I. 1917-1921).

Концепт ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ выражается через ассоциации и уподобления с элементами живой природы.

Расчет этих темных личностей не оправдался: в России нашлось столько общественного сознания, что вся эта черносотенная агитация разбилась о скалу ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, а там, где потоком неслись погромные призывы, никакие погромные выступления допущены не были (В. Д. Бонч-Бруевич. Знамение времени - убийство Андрея Ющинского и дело Бейлиса (Впечатления Киевского процесса). 1921).

Образная часть структуры концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ может быть представлена признаком неживой природы «артефакт», «явление», «вещь», «стихия», «химический элемент», «здание».

Вход в ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ для человека не гуманитарного образования - это не только рост мужества, это и поворот всего сознания, всего внимания, вторая специальность в зрелых летах, приложение ума к области, упущенной другими (притом свою основную специальность упуская ли, как иные, или не упуская, как двудюжий Шафаревич, оставшийся посегодня живым действующим математиком мирового класса (А. И. Солженицын. Бодался теленок с дубом. 1967-1974).

Категориальные признаки концепта: дименсиональный (высокий - низкий), выраженные в критерии положительной / отрицательной оценки нравственных качеств. Концепт ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ имеет категориальный дименсиональный признак «вес». Также концепта свойственны квалитативные признаки («свет») и оценочные признаки с мелиоративной / пейоративной оценкой:

Я глубоко убежден в высокой ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ нашей профессии (Н. Н. Шпанов. В новогоднюю ночь. 1935-1950).

Народность пушкинского творчества определяется высокой ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬЮ, гуманизмом и социальным пафосом, предельной заинтересованностью поэта в судьбе народа и его движении вперед, его любовью к народной поэзии, к обычаям, к истории своей страны, его пониманием высокой мировой культурной задачи русского народа (И. Альтман. Пушкин драматург // Народное творчество. 1937).

Заключение

Концепт ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ входит в класс социальных концептов, которые, в свою очередь, относятся к категориальному классу базовых концептов. Его мотивирующим основанием выступает признак «гражданин».

Основными признаками представленности концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ в языковом сознании носителей русской культуры являются:

• осознание своих прав и обязанностей по отношению к государству;

• понятия и степень образования, необходимые для составления гражданского общества;

• нравственная позиция человека, обладающего сознанием достоинства гражданина;

• цивилизация.

К понятийным признакам концепта следует отнести следующие: «свойство», «качество», «чувство», «нравственность», «сознательность», «право», «обязанность», «долг», «гражданское общество», «государство», «патриотизм».

Архаичными понятийными признаками концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ являются «цивилизация» и «социальный статус».

Синонимический ряд слова-репрезентанта «гражданственность» включает следующие семантические компоненты: гражданство, гражданское сознание, гражданское самосознание, гражданская сознательность, гражданский, гражданин.

Следует отметить многочисленность ценностных признаков ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ: «деятельность», «воля», «готовность», «ценности», «культура», «мышление», «ответственность», «отношение», «позиция», «роль», «способность», «сознание», «самосознание», «свойство», «умение», «эмоции», «мужество», «принципиальность», «страна», «активность», «демократия», «Россия».

При исследовании художественных и публицистических текстов по материалам Национального корпуса русского языка было выявлено, что они содержат также ряд образных признаков, формирующих структуру концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ. Анализ этих текстов

позволил выявить в структуре концепта три типа признаков: категориальные, оценочные и концептуальные образные.

Содержательно перечисленными признаками данный концепт не исчерпывается, поскольку, как и любой другой концепт, является открытым и развивающимся образованием. Концепт эволюционировал, когда в сознании постсоветского индивида произошло окончательное разделение частной и общественных сфер, когда началось формирование структур нового гражданского общества. В это время возникла новая, либеральная интерпретация, основанная на идее индивидуально свободной личности, где гражданственность оказалась сопряженной не только с гордостью за историческое прошлое страны, приверженностью государственным символам, законам и Конституции страны, но и с уважением к правам и обязанностям гражданина государства - индивидуально свободной личности.

Список литературы

Аристотель. Соч.: В 4 т. / Ред. и авт. вступ. ст. А. И. Доватур, Ф. Х. Кессиди; примеч.

В. В. Бибихина и др. М., 1983. Т. 4. 830 с. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка / Пер. с 3-го фр. изд. Е. В. и Т. В. Вентцель; ред., вступ. ст. [с. 3-19] и примеч. Р. А. Будагова. М.: Изд-во иностр. лит., 1955. 416 с.

Большой академический словарь русского языка / Рос. акад. наук, Ин-т лингвист. исслед.; [ред.: Л. И. Балахонова]; СПб.: Т. 2: Благо-Внять / [гл. ред. К. С. Горбачевич]. 2005 (СПб.: 1-я Акад. тип. Наука). 657 с. Вишнякова О. В. Словарь паронимов русского языка. М.: Рус. яз., 1984. 351 с. Волков В. Общественность: забытая практика гражданского общества // Pro et contra. 1997. № 4. Т. 2. С. 77.

Гаврилюк В. М., Маленков В. В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи //

Социологические исследования. 2007. № 4. С. 44-50. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Рус. яз., 2002. 779 с. Денисенко В. Н. Концепт ИЗМЕНЕНИЕ в русской языковой картине мира. М.: Изд-во РУДН, 2004. 305 с.

Заступова И. В. Формирование гражданственности школьников в деятельности классного

руководителя: Дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2007. 194 с. Князев А. М. Акмеологическая интуитивно структурная модель гражданственности как

сложного интегративного качества личности // Акмеология. 2011. № 2. С. 6-13. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студентов высш.

и сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стереотип. М.: Academia, 2005. 173 с. Колесов В. В. Введение в концептологию: Учеб. пособие. 3-е изд., стереотип. М.: Флинта, 2016. 245 с.

Корнилов О. А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов:

Монография. 2-е изд., испр. и доп. М.: ЧеРо, 2003. 347 с. Маленков В. В. Динамика гражданственности в России в постсоветский период: структур-

но-деятельностный подход: Дис. ... канд. социол. наук. Тюмень, 2006. 203 с. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М.: А ТЕМП, 2006. 944 с.

Полухин О. Н. Гражданственность как предмет политологического анализа: Дис. ... д-ра полит. наук. М., 2005. 355 с. Попова З. Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2001. 192 с.

Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях: Учеб. пособие / [Быков А. К. и др.; под общ. ред. А. К. Быкова, В. И. Лутовинова]. М.: Планета, 2010. 335 с.

Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.): В 10 т. / АН СССР. Ин-т рус. яз.; гл. ред. Р. И. Аванесов. М.: Рус. яз., 1988. 302 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А. П. Евгеньевой; АН СССР, Ин-т рус. яз. 2-е изд., испр. и доп. М.: Русский язык, 1981.

Словарь синонимов русского языка / Рос. акад. наук. Ин-т лингвист. исслед.; под ред. А. П. Евгеньевой. М.: Астрель: АСТ, 2002. 648 с.

Социологическая энциклопедия: В 2. т. / Нац. обществ.-науч. фонд; науч. ред. В. Н. Иванов (гл. ред.) и др. М.: Мысль, 2003. 861 с.

Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Акад. проект, 2001. 989 с.

Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М.: Концептуал, 2016. 312 с.

Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: Ок. 145 000 слов. 2-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1990. 854 с.

Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Астрель: АСТ, 2000. Т. 4. 1499 с.

Фасмер М. Р. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. / Пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачева. 3-е изд., стереотип. М.: Терра, 1996. 830 с.

Философский словарь / Под ред. М. М. Розенталя. 3-е изд. М.: Политиздат, 1972. 496 с.

Чубур Т. А. Методика лексико-концептуально-семантического анализа языковой и внеязы-ковой сфер разных культур в рамках сопоставительной лингвоконцептологии // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. Т. 16, № 4. С. 116-129.

Шафиков С. Г. Теория семантического поля и компонентной семантики его единиц / Науч. ред. Л. М. Васильев. Уфа: Изд-во Башкир. гос. ун-та, 1999. 88 с.

Язык и мысль: современная когнитивная лингвистика / Ин-т языкознания РАН, Центр когнитивных исслед. филологического фак. МГУ им. М. В. Ломоносова; сост. А. А. Кибрик и др. М.: Языки славянской культуры, 2015. 843 с.

References

Aristotle. Essays. In 4 vols. Editors and authors of opening article A. I. Dovatur, F. Kh. Kessidi; notes by V. V. Bibikhin et al. Moscow, 1983, vol. 4, 830 p. (in Russ.)

Bally, Ch. General Linguistics and French Linguistics. Translation from the 3rd French edition by E. V. and T. V. Venttsel; editor, introductory article [p. 3-19] and notes by R. A. Budagov. Moscow, Publishing House of Foreign Literature, 1955, 416 p. (in Russ.)

Chubur, T. A. Methodology of Lexical-Conceptual and Semantic Analysis of the Linguistic and Extralinguistic Spheres of Different Cultures in the Framework of Linguistic-Conceptual and Comparative Studies. Vestnik NSU. Series: Linguistics and Intercultural Communication, 2018, vol. 16, no. 4, p. 116-129. (in Russ.)

Dal, V. I. Explanatory dictionary of the living Great Russia language: In 4 vols. Moscow, Russian Language Publ., 2002, 779 p. (in Russ.)

Denisenko, V. N. Concept of CHANGE in the Russian Language Picture of the World. Moscow, Publishing House of Peoples' Friendship University of Russia, 2004, 305 p. (in Russ.)

Dictionary of Old Russian (XI-XIV centuries): In 10 vols. Academy of Sciences. Russian language Institute; editor-in-chief R. I. Avanesov. Moscow, Russian Language Publ., 1988, 302 p. (in Russ.)

Dictionary of synonyms of the Russian language. Russian Academy of Sciences. Institute of linguistic research; ed. by A. P. Evgenieva. Moscow, Astrel': AST, 2002, 648 p. (in Russ.)

Explanatory dictionary of the Russian language. Ed. by D. N. Ushakov. Moscow, Astrel': AST,

2000, vol. 4, 1499 p. (in Russ.)

Gavrilyuk, V. M., Malenkov, V. V. Citizenship, patriotism and youth education. Sociological Research, 2007, no. 4, p. 44-50. (in Russ.)

Knyazev, A. M. Acmeological intuitively structural model of citizenship as a complex integrative quality of personality. Akmeologiya, 2011, no. 2, p. 6-13. (in Russ.)

Kodzhaspirova, G. M., Kodzhaspirov, A. Yu. Pedagogical Dictionary: for Students of Higher and Secondary Educational Institutions. 2nd ed. Moscow, Academia, 2005, 173 p. (in Russ.)

Kolesov, V. V. Introduction to the conceptology. Textbook. 3rd ed. Moscow, Flinta Publ., 2016, 245 p. (in Russ.)

Kornilov, O. A. Language Pictures of the World as Derivatives of National Mentalities. Monograph. 2nd ed. Moscow, CheRo, 2003, 347 p. (in Russ.)

Language and Thought in contemporary cognitive linguistics. Comp. by A. A. Kibrik et al. Moscow, Languages of Slavic Culture, 2015, 843 p. (in Russ.)

Large academic dictionary of the Russian language. Russian Academy of Sciences, Institute of Linguistic Studies [Ed. by L. I. Balakhonova]; St. Petersburg, vol. 2: Blago-Vnyat' [chief editor K. S. Gorbachevich], 2005 (St. Petersburg, First Academic Printing House "Science"), 657 p. (in Russ.)

Malenkov, V. V. Dynamics of Citizenship in Russia in the Post-Soviet Period: Structural-Activity Approach. PhD thesis in sociology. Tyumen, 2006, 203 p. (in Russ.)

Ozhegov, S. I., Shvedova N. Yu. Explanatory dictionary of Russian language. 4th ed. Moscow, A TEMP Publ., 2006, 944 p. (in Russ.)

Philosophical dictionary. Ed. by M. M. Rozental. 3rd ed. Moscow, Politizdat, 1972, 496 p. (in Russ.)

Polukhin, O. N. Citizenship as a subject of political analysis. Dissertation of doctor of political science. Moscow, 2005, 355 p. (in Russ.)

Popova, Z. D., Sternin, I. A. Essays on cognitive linguistics. Voronezh, Voronezh State University Press, 2001, 192 p. (in Russ.)

Russian Patriotism: Origins, Content, Education in Modern Conditions. Textbook. [Bykov A. K. and others; under the general editorship by A. K. Bykov, V. I. Lutovinov]. Moscow, Planet Publ., 2010, 335 p. (in Russ.)

Shafikov, S. G. Theory of semantic fields and the semantics of its components. Scientific editor L. M. Vasiliev. Ufa, Bashkir State University Press, 1999, 88 p. (in Russ.)

Sociological encyclopedia: In 2 vols. National Social Science Foundation; Scientific editor V. N. Ivanov (chief editor) et al. Moscow, Mysl', 2003, 861 p. (in Russ.)

Stepanov, Yu. S. Constants: dictionary of Russian culture. 2nd ed. Moscow, Academy Project,

2001, 989 p. (in Russ.)

Sukhomlinsky, V. A. I Give my Heart to Children. Moscow, Kontseptual, 2016, 312 p. (in Russ.)

Tikhonov, A. N. Word-formation dictionary of the Russian language: About 145 000 Words. 2nd ed. Moscow, Russian Language Publ., 1990, 854 p. (in Russ.)

Vasmer, M. R. Etymological Dictionary of the Russian Language. In 4 vols. Translated from German and supplemented by O. N. Trubachev. 3rd ed. Moscow, Terra, 1996, 830 p. (in Russ.)

Vishnyakova, O. V. Dictionary of Russian paronyms. Moscow, Russian Language Publ., 1984, 351 p. (in Russ.)

Volkov, V. Public: forgotten practices of civil society. Pro et contra, 1997, no. 4, vol. 2, p. 77. (in Russ.)

Zastupova, I. V. Formation of Citizenship of Students in the Activities of the Class Teacher. Dissertation of Candidate of Pedagogical Sciences. Samara, 2007, 194 p. (in Russ.)

Материал поступил в редколлегию Date of submission 01.07.2019

Сведения об авторе / Information about the Author

Корнакова Екатерина Сергеевна, кандидат филологических наук, преподаватель Школы лингвистики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ул. Мясницкая, 20, Москва, 101000, Россия)

Ekaterina S. Kornakova, Candidate of Philological Sciences, Lecturer of the Faculty of Humanities, School of Linguistics, National Research University "Higher School of Economics" (20 Myasnitskaya Str., Moscow, 101000, Russian Federation)

ammiak@inbox.ru ORCID 0000-0001-8916-1481

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.