Научная статья на тему 'Особенности репрезентации истории в романе С. Рашди "Дети полуночи"'

Особенности репрезентации истории в романе С. Рашди "Дети полуночи" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
328
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТМОДЕРНИЗМ / POSTMODERNISM / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / MULTICULTURALISM / ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТАРОМАН / САЛМАН РАШДИ / SALMAN RUSHDIE / HISTORIOGRAPHICAL META-FICTION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Катаева Ксения Валериевна

В статье исследуются способы художественной репрезентации ис-тории в романе С. Рашди «Дети полуночи». Анализируются жанровыеособенности романа с точки зрения постмодернизма, раскрываетсяпонятие историографического романа. Выявляются особенности ре-презентации истории на идейно-образном уровне. В ходе изучения«Детей полуночи» доказывается, что в романе превалирует субъектив-но-личностное изображение исторических событий, история интерпре-тируется в соответствии с философскими взглядами писателя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF REPRESENTATION OF HISTORY IN THE NOVEL BY S. RUSHDIE "MIDNIGHT’S CHILDREN"

The article considers means of fictional representation of history in S.Rushdie’s «Midnight’s Children». Genre features of the novel are analyzedfrom the postmodernistic point of view, the concept of historiographicalmetafiction is revealed. Characteristics of representation of history at thelevel of concepts and images are determined. While examining "Midnight’sChildren" it is proved that in the novel subjective and personal way of de-picting historical events prevails, history is interpreted according to phi-losophical views of the writer.

Текст научной работы на тему «Особенности репрезентации истории в романе С. Рашди "Дети полуночи"»

УДК: 821.111

ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ИСТОРИИ В РОМАНЕ С.РАШДИ «ДЕТИ ПОЛУНОЧИ»

Ксения Валериевна Катаева

аспирант кафедры мировой литературы и культуры

Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, Россия, Пермь, ул. Букирева, 15. kataevakv@gmail.com

В статье исследуются способы художественной репрезентации истории в романе С. Рашди «Дети полуночи». Анализируются жанровые особенности романа с точки зрения постмодернизма, раскрывается понятие историографического романа. Выявляются особенности репрезентации истории на идейно-образном уровне. В ходе изучения «Детей полуночи» доказывается, что в романе превалирует субъективно-личностное изображение исторических событий, история интерпретируется в соответствии с философскими взглядами писателя.

Ключевые слова: постмодернизм, мультикультурализм, историографический метароман, Салман Рашди

Салман Рашди, пожалуй, самый противоречивый мультикультур-ный писатель, но и, вероятно, самый «постколониальный». Впервые Рашди был представлен как постмодернистский и постколониальный писатель метрополии Э.Саидом, одним из первых теоретиков постколониализма [.Гш5а\¥а11а 2001: 383]. Рашди, английский писатель индо-пакистанского происхождения, мастерски сочетает в своем творчестве повествовательные традиции как запада, так и востока, приправляя оксидентальную линейность развития сюжета многочисленными фабульными ответвлениями на манер «Тысячи и одной ночи» [Чхарти-швили 1996: 260]. Неповторимый стиль прозы Рашди характеризуется также и его неудержимой любовью к игре с культурными знаками, языком и историей.

Ключевой проблемой английского постмодернистского романа становится взаимоотношение человека и истории. Переосмысливая исторический процесс, авторы моделируют новую реальность, стирают границы между заимствованным и оригинальным [Перевезенцева 2011: 502]. Писателя-постмодерниста интересует скорее не исторический факт или текст, а его интерпретация. В связи с этим можно гово-

© Катаева К.В.,2014

рить об «историографическом метаромане», описанном Л.Хатчен в работе «Поэтика постмодернизма» (1988). Ю.Райнеке предлагает следующую расшифровку данного термина: «историографический - дословно пишет историю, метароман - текст комментирует свой вымышленный статус, подчеркивает сделанность произведения, обнажает «текстуальность текста». [Райнеке 2002: 3-23]. Так в романе «Дети полуночи» Рашди иногда сознательно включает ненадежные ссылки на фактические исторические события, как например неуверенность повествователя в точной дате убийства Ганди, что подготавливает читателя к тому, что автор ставит под сомнение правдивость типичного исторического повествования [Innes 2007: 134]. Рашди конструирует альтернативную реальность на пограничье памяти и воображения: «... память - особая вещь. Она избирает, исключает, изменяет, преувеличивает, преуменьшает, восхваляет, а также принижает; в конце концов создает свою собственную реальность, разноречивую, но обычно связную версию событий; и ни один человек в здравом уме не доверяет чужой версии больше, чем своей» [Рушди 2006: 345]. Безусловно, реальность и вымысел присущи не только любому историческому роману, но и литературным произведениям в целом, однако в историографическом метаромане они, во-первых, становятся трудноотличимы, а во-вторых, вымышленность намеренно акцентируется автором [Райнеке 2002: 124].

В произведениях писателей-мультикультуралистов зачастую заново пересоздается также и миф, а история, приобретает новый неомифологический контекст. С.Рашди пытается дать Востоку, а затем и Западу, другую, возможную, виртуальную, историю [Толкачев 2013]. В романе «Дети полуночи» рационалистическая, линейная, трактовка исторического процесса уступает место идеи его цикличности. Концепция жизни и истории как последовательности повторяющихся циклов близка индийской философии. В построении сюжета не последнюю роль играют повторяющиеся мифологические мотивы, а мифологическое представление о прошлом становится прообразом настоящего. Рашди часто обращается к индийскому эпосу (Махабхарата, Рамаяна), восточным сказаниям (Тысяча и одна ночь), а также использует прямые отсылки к религиозным и философским учениям (христианство, мусульманство, буддизм, джайнизм и т.д.).

Для произведений большинства писателей-постмодернистов также характерен принцип уравнивания личностного опыта и всеобщей истории. Концепция так называемой «персоналичной» истории заключается в особом взгляде на историческое бытие через призму внутреннего опыта человека [Перевезенцева 2011: 503]. Поскольку Рашди позво-

ляет себе вольно интерпретировать не только исторические события, но и саму их суть, можно утверждать об определенной исторической концепции автора, превалировании частной истории и субъективного взгляда на историю национальную, которая выражается непосредственно в словах главного героя романа: «мною завладела иллюзия артиста, художника-творца, и многолюдные реальности моей страны я стал считать сырым, необработанным материалом, которому только мой дар способен был придать форму» [Рушди 2006: 283]

В романах С.Рашди повествование ведется от первого лица, максимально приближая читателя к внутреннему миру героя. Кроме того, субъективно-личностное повествование сближает голос автора и повествователя. Трансформация мирового пространства и переломные исторические процессы не могут не сказаться на личной истории героя и неизбежно ведут к изменению его ценностных, нравственных и культурных ориентиров. Этот болезненный процесс трансформации сопровождается жизненными коллизиями и своего рода проверками героя на прочность.

Однако, персонажи романов Рашди не столько примеры психологического изменения и нравственной эволюции в пределах четко определенной социальной среды, сколько несут символическую нагрузку. У читателя неизменно присутствует осознание символической значимости главного героя Салема, который позиционирует себя как поле битвы различных культур, политических преобразований и религиозных верований.. Его рождение в исторически важную ночь (провозглашения Независимости Индии) и его специфическая внешность (огромный нос, напоминающий хобот слона) выделяют Салема как символ, с одной стороны, граждан свободной, постколониальной, Индии, и с другой - как фольклорное наследие Индии, в частности его сходство с Ганешей, слоноголовым богом мудрости [Innes 2007: 135-136]. В силу особенной даты своего рождения герой чувствует себя буквально прикованным наручниками к истории («mysteriously handcuffed to history»). Ощущения Салема подкрепляют слова из письма первого премьер-министра Индии Джавахарлала Неру, адресованного герою: «В тебе последнем воплотился древний лик Индии - древний и вечно молодой. С самым пристальным вниманием мы будем наблюдать за твоей жизнью; она, в некотором смысле, станет зеркалом нашей» [Рушди 2006: 195] Таким образом, главный герой олицетворяет прошлое и настоящее своей страны, историю своей нации.

Биография главного героя примечательна еще и тем, что читатель внезапно узнает, что Салем фактически был внебрачным ребенком англичанина и жены бедного индийского уличного музыканта, а не

отпрыском зажиточной мусульманской семьи. Однако в отличие от романов и комедий 18-19 вв., одним из сюжетов которых была подмена детей при рождении, в романе «Дети полуночи» истинные личности детей так и не обнаруживаются. Возможно, это антагонист Салема -воинственный Шива должен был получить поздравительное письмо от Неру и стать «зеркалом» истории страны. Автор задается вопросом: так чья же история - Салема или Шивы - должна быть на переднем плане в повествовании национальной истории? [Innes 2007: 135-136]. С точки зрения постмодернизма история и литература переписывают прошлое не с целью его достоверного описания, а чтобы попытаться найти ответ на вопрос где грань между реальностью и вымыслом и нужно ли их вообще разграничивать. Тем не менее, историографический метароман не упраздняет историю, а напротив, пробуждает к ней интерес, заставляет читателя задуматься о смысле истории [Райнеке 2002: 3-23].

Несмотря на обилие в «Детях полуночи» элементов типичного исторического романа, необходимо помнить о гибридности жанровой формы постмодернисткого романа. Н.В.Киреева отмечает, что для историографического метаромана характерно разрушение «условных границ дискурса между художественной литературой и историей или автобиографией, <...> смешение реальности и фантазии в оригинальном бриколаже форм и жанров...» [Цит. по: Проскурнин 2013]. Оригинальный стиль автора в изображении истории можно сравнить разве что с «чатнификацией» («сЬШшПсаИоп») - особом способе сохранения, консервации, памяти и истории, о котором автор пишет в самом конце романа: «Мариновать - значит наделять бессмертием, в конечном итоге: рыба, овощи, фрукты плавают забальзамированные в уксу-се-и-специях; некоторое смещение, незначительное подчеркивание изначального вкуса - это ведь неважно, правда? Искусство в том и состоит, чтобы изменить интенсивность, степень вкусового ощущения, а не его род; главное (как в моих тридцати банках и еще одной) придать ему очертания, форму - то есть смысл» [Рушди 2006: 750].

«Дети полуночи» - мощное многоплановое повествование, охватывающее несколько десятилетий истории Индии и Пакистана. Рашди освещает историю индийского субконтинента начиная с 1915 года, уделяя внимание ключевым моментам истории: объявление независимости Индии в 1947 г., военный переворот 1958 г. в Пакистане, война между Индией и Пакистаном в 1971 г., Чрезвычайного Положения в стране и упразднение гражданских прав в 1975-1977 гг., кампания стерилизации во главе с Санджаем Ганди. В основу исторического повествования заложены смешанные культурные архетипы и образы, ха-

рактерные как для западного, так и для восточного происхождения. Именно поэтому местом действия романа «Дети полуночи» выбран город Бомбей - мегаполис, судьба которого постоянно находилась на перекрестии исторических судеб разных народов. Биографии героев полувымышленных-полуреальных, предки которых представляли разные народы и расы, становятся своеобразными путеводителем по хронотопу мультикультурной Индии с ее тысячелетней историей. Рашди одновременно и интерпретатор истории, и творец мифов [Толкачев 2008]. С. Рашди, искусно переплетая реальность и миф, фантастическое и обыденное, факты и воображение, позволяет по-новому взглянуть на историческое прошлое и переосмыслить его.

Список литературы

Перевезенцева А.Ю. Развитие исторической прозы в английской литературе XX века. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевкого. 2011. №6(2). С. 500-503.

Проскурнин Б.М. «После постмодернизма»: о динамике жанра исторического романа. Заметки на полях книги Джерома де Гроота // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2013. №3(23). С.214-221.

Райнеке Ю.С. Исторический роман постмодернизма и традиции жанра (Великобритания, Германия, Австрия): дис. ...канд. филол. наук. Москва, 2002.

Рушди С. Дети полуночи. С.-Пб.: Лимбус Пресс, 2006. 760 с.

Толкачев С.П. Мультикультурализм в постколониальном пространстве и кросс-культурная английская литература // Знание. Понимание. Умение. 2013. №1. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/1/ Tol-kachev_Multiculturalism-Cross-cultural-Literature (дата обращения: 03.03.2014).

Толкачев С.П. Современная английская литература. // М.: ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2008. 83 с. URL: http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/tolkachev-sovremennaya-literatura/salman-rushdi-rod-1947.htm (дата обращения 03.03.2014).

Чхартишвили Г.Ш. Но нет Востока и Запада нет. О новом андроги-не в мировой литературе. // Иностранная литература. 1996. №9. С. 254263.

Innes C.L. The Cambridge Introduction to Postcolonial Literatures in English // N.Y.: Cambridge University Press, 2007. 295 p.

Jussawalla F. Salman Rushdie // Encyclopedia of Postcolonial Studies / ed. by J.C. Hawley. Westport, Ct; L.: Greenwood Press, 2001. P. 383-388.

CHARACTERISTICS OF REPRESENTATION OF HISTORY IN THE NOVEL BY S. RUSHDIE «MIDNIGHT'S CHILDREN»

Kseniia V. Kataeva

Post-graduate Student of World Literature and Culture Department Perm State University

614990, Russia, Perm, Bukirev str., 15. kataevakv@gmail.com

The article considers means of fictional representation of history in S. Rushdie's «Midnight's Children». Genre features of the novel are analyzed from the postmodernistic point of view, the concept of historiographical metafiction is revealed. Characteristics of representation of history at the level of concepts and images are determined. While examining "Midnight's Children" it is proved that in the novel subjective and personal way of depicting historical events prevails, history is interpreted according to philosophical views of the writer.

Key words: postmodernism, multiculturalism, historiographical meta-fiction, Salman Rushdie.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.