Научная статья на тему 'Концептуализация явлений природы в романе С. Рушди «Дети полуночи»'

Концептуализация явлений природы в романе С. Рушди «Дети полуночи» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
518
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТМОДЕРНИСТСКИЙ РОМАН / ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ПРИРОДЫ / МУЛЬТИКУЛЬТУРНАЯ ПОЛИФОНИЯ / МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ / ЭТНИЧЕСКИЙ НАРРАТИВ / ПУСТЫНЯ / ДЖУНГЛИ СУНДАРБАН / POSTMODERN NOVEL / INTELLECTUALIZATION OF THE NATURE / MULTICULTURAL POLYPHONY / MAGICAL REALISM / ETHNIC NARRATION / DESERT / SUNDARBAN JUNGLES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бондаренко Лидия Валерьевна

В данной работе обсуждается проблема концептуального содержания явлений природы в романе Салмана Рушди «Дети полуночи» в контексте литературы постмодернизма, к которой относят данное произведение. Природа в индийской духовной культуре играет двоякую роль, являясь предметом культового поклонения и источником знаний о мире. В романе природные явления концептуализируются в двух основных направлениях: с одной стороны, это интеллектуализация природы, с другой мистическое и магическое содержание природных явлений, характерное для ориентальной литературной традиции. Наиболее ярко в романе представлены образы воды, джунглей, пустыни, а также урбанистической природы современного города. Главный герой имеет необычные экстрасенсорные способности, посредством которых он воспринимает реальность на физическом и духовном уровнях, достигнув просветления и став Буддой. Джунгли и пустыня, город и война стали для него серьезными жизненными испытаниями. Явления природы в романе С. Рушди не только являются фоном происходящих событий, но и участвуют в смыслогенезе, приобретая определенное концептуальное значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Natural phenomena conceptualization in S.Rushdie’s novel «The midnight’s children»

This article highlights the problem of the conceptual content of the natural phenomena in Salman Rushdie’s novel ‘The Midnight’s Children’ in the postmodern literature context, to which this work is thought to belong. The nature plays a double role in the Indian culture, being an object of spiritual worship, on the one hand, and a source of the world knowledge, on the other. The natural phenomena in this novel are subjected to the conceptualization in the two main domains, such as conceptualization of nature and magical content of the natural phenomena, typical of the oriental cultural and spiritual tradition. Images of the water, jungles, desert, as well as the urban nature of the modern city are presented in the novel in a most vivid way. The main character possesses unique extrasensory abilities, by means of which he perceives the reality on both physical and spiritual levels, getting enlightened and becoming a Buddha. The jungles and the desert, the city and the war happen to be serious life ordeals. Thus the nature phenomena in Salman Rushdie’s novel make both the background of the happening events and participate in the process of the sense formation process, acquiring new conceptual content.

Текст научной работы на тему «Концептуализация явлений природы в романе С. Рушди «Дети полуночи»»

Филология

УДК 821.111

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ЯВЛЕНИЙ ПРИРОДЫ В РОМАНЕ С. РУШДИ «ДЕТИ ПОЛУНОЧИ»

NATURAL PHENOMENA CONCEPTUALIZATION IN S. RUSHDIE'S NOVEL 'THE MIDNIGHT'S CHILDREN'

© 2016

Л.В. Бондаренко Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского (Россия, Симферополь)

L.V. Bondarenko Crimean Federal University (Russia, Simferopol)

В данной работе обсуждается проблема концептуального содержания явлений природы в романе Салмана Рушди «Дети полуночи» в контексте литературы постмодернизма, к которой относят данное произведение. Природа в индийской духовной культуре играет двоякую роль, являясь предметом культового поклонения и источником знаний о мире. В романе природные явления концептуализируются в двух основных направлениях: с одной стороны, это интеллектуализация природы, с другой - мистическое и магическое содержание природных явлений, характерное для ориентальной литературной традиции. Наиболее ярко в романе представлены образы воды, джунглей, пустыни, а также урбанистической природы современного города.

Главный герой имеет необычные экстрасенсорные способности, посредством которых он воспринимает реальность на физическом и духовном уровнях, достигнув просветления и став Буддой. Джунгли и пустыня, город и война стали для него серьезными жизненными испытаниями. Явления природы в романе С. Рушди не только являются фоном происходящих событий, но и участвуют в смыслогенезе, приобретая определенное концептуальное значение.

This article highlights the problem of the conceptual content of the natural phenomena in Salman Rushdie's novel 'The Midnight's Children' in the postmodern literature context, to which this work is thought to belong. The nature plays a double role in the Indian culture, being an object of spiritual worship, on the one hand, and a source of the world knowledge, on the other. The natural phenomena in this novel are subjected to the conceptualization in the two main domains, such as conceptualization of nature and magical content of the natural phenomena, typical of the oriental cultural and spiritual tradition. Images of the water, jungles, desert, as well as the urban nature of the modern city are presented in the novel in a most vivid way.

The main character possesses unique extrasensory abilities, by means of which he perceives the reality on both physical and spiritual levels, getting enlightened and becoming a Buddha. The jungles and the desert, the city and the war happen to be serious life ordeals. Thus the nature phenomena in Salman Rushdie's novel make both the background of the happening events and participate in the process of the sense formation process, acquiring new conceptual content.

Ключевые слова: постмодернистский роман; интеллектуализация природы; мультикультурная полифония; магический реализм; этнический нарратив; пустыня; джунгли Сундарбан.

Keywords: postmodern novel; intellectualization of the nature; multicultural polyphony; magical realism; ethnic narration; desert; Sundarban jungles.

Образ природы находит отражение в самых первых литературных произведениях различных жанров, первоначально выполняя роль событийного фона, на котором разворачиваются действия или изображаются внутренние переживания героев, отражая эмоции и переживания героев [1]. Однако в литературе постмодернизма, для которой характерна депер-

сонификация, явления природы приобретают не столько образное, сколько интеллектуальное содержание [2]. В данной работе поднимается проблема интеллектуализации явлений природы в постмодернистском тексте, а именно в романе Салмана Рушди «Дети полуночи», с одной стороны, и мультикультурная полифония хронотопа, с другой [1]. Изучение данного

аспекта представляется актуальным в контексте мультикультурного нарратива современной зарубежной литературы и интереса к творчеству английского писателя индийского происхождения Салмана Руш-ди [3; 4].

В последние годы работы С. Рушди привлекают внимание не только широкой читающей публики, литературоведов и критиков, но и политиков, культурологов, социологов и кинорежиссеров. Среди наиболее значимых работ, посвященных творчеству Салмана Рушди, следует упомянуть статью Е.Ю. Чемякина «Образ мультикультурного человека в постколониальном дискурсе», в которой представлен образ современного художественного героя с точки зрения мультикультурной идентичности современного общества [5].

Роман вызвал существенный резонанс среди западных критиков и литературоведов, который выразился преимущественно в довольно значительном количестве ревю, представленных в таких известных изданиях, как «The New York Time», «The Guardian», «The Times» и др. [6; 7; 8]. Так, Sam Jordison отмечает изящество стиля и юмор автора, оптимистический взгляд в будущее, которым проникнуто все содержание романа [9].

Цель данного исследования заключается в том, чтобы выявить художественные и тематические особенности концептуализации явлений природы в романе «Дети полуночи» С. Рушди.

В рамках исследования постмодернизм рассматривается как эпоха, для которой свойственен мультикультурный характер повествования, или мультикуль-турное многоголосье, по М. Бахтину, полифония [2]. Сегодня мы говорим о новом полифоническом романе, имея в виду «мультикультурную полифонию», что также можно назвать «этническим нарра-тивом». Такая особенность повествования довольно часто встречается в современных художественных текстах, к которым можно отнести романы Зади Смитт «Белые зубы», Джозефа Кутзее «Лето», Ка-цуо Исигуро «Никогда не отпускай меня», произведения Нейпала и, конечно, роман Салмана Рушди «Дети полуночи», написанный индийским автором об Индии, в котором повествование ведется от лица

главного героя Салима Синая, родившегося ровно в полночь, вместе с «Новой Индией» [6; 10]. Судьба главного героя и судьба его вновь родившейся свободной страны развиваются параллельно ив то же время неразрывно. Кроме Салима еще 1001 детей, родившихся в ночь обретения Индией независимости, наделены невероятными способностями - одни могут предвидеть будущее и летать над землей, другие проходить сквозь стены и читать мысли. Oднако Салим Синай и его антипод Шива, появившиеся на свет ровно в 12.00, обладают наиболее сильными магическими способностями, которые реализуются в повседневной жизни [11]. Такая особенность художественного повествования носит название «магический реализм» [12] и в данном случае присуща не только стилю автора, но и этническому характеру нарратива, передающему мистический дух Востока.

Индийская культура и история народа тесно связаны с природными явлениями и этой огромной страны. В отличие от классических романов, у Рушди нет пространных описаний природы, связанных с внутренними переживаниями героев, здесь природные явления наполнены интеллектуальным и культовым содержанием. Так, в самом начале произведения читатель знакомится с Адамом Азизом из Кашмира - одной из наиболее красивых долин Индии, окутанной мистикой и тайной, где особенно живы народные традиции, в том числе и медицинские - лечение травами [13]. Люди в этой долине живут по берегам большого озера, а по озеру ходят лодки. Все знают Тая, которого называют «духом долины». Образ паромщика - связь миров в романе, связь мира традиции и нового (новое представляет собой Адам Азиз, образованный в Германии доктор, имеющий «особый нюх» и очень длинный нос). Сенсуальность определяет способность видеть будущее и выступает как элемент магического реализма, обычно принимающегося в индийском нарративе. Южная природа и города в Индии имеют специфические запахи, что является основной характеристикой восприятия окружающего мира, поэтому большой нос и обостренное обоняние -отличительный признак в традиционной

Индии, вызывающий особое уважение. Его унаследовал от своего деда Салим Синай, жизнь которого отражает судьбу свободной Индии. Салим не моргает, очень быстро растет и обладает необычными экстрасенсорными способностями

[14].

Перемены в Индии мы воспринимаем глазами Салима: старый и новый Бомбей, новые праздники, новые традиции. Так, в новой стране забывают о традиционных рисовых фестивалях «rice paddies lie under concrete now», зато пышно празднуют день сбора кокосов - «coconuts even have their own festival, Coconut Day, which was celebrated a few days before my synchronistic birth». Важен в Индии и период дождей - «Ganesh's day is a rain-making ceremony, it makes the monsoon possible and it too was celebrated» [11].

Философские учения и религии Индии - буддизм, индуизм, синтоизм и другие - основаны на магическом значении явлений природы в повседневной жизни и их магической концептуализации. Так, особое значение в Индии имеет культ змеи. Змеи считаются покровителями домашнего очага и символом мудрости, они несут благополучие и плодородие, их яд смертелен и в то же время является лекарством. Змеи священны, за убийство змеи, даже непреднамеренное, полагалась смертная казнь. Укротители змей всегда считались волшебниками [15]. Традици-онна в Индии игра «змеи и лестницы» -«for every ladder there is a snake». Когда Салиму исполнилось девять лет, он заболел тифом и вылечили его ядом змеи. Змеиные изгибы зашифрованы и в имени главного героя (Ibn Sinai) Салим Синай. Синай - название горы в пустыне, на вершине которой Бог является Моисею. В мусульманской традиции это имя пророка. Гора Синай - святыня, почитаемая как иудейской, христианской, так и мусульманской традициями [16].

«...when Ibn Sina is forgotten and the moon has set; when snakes lie hidden and revelations end, it is the name of the desert-of barrenness, infertility, dust; the name of the end» [11, c. 36].

Образы пустыни и горы концептуализируются в имени главного героя в контексте трех мировых религий. «Men of

worth have always roamed the desert» [11]. Образ пустыни - это пыль, бесплодие, испытание и путь к просветлению. Пройдя через эти и другие трудности, Салим становится Буддой, что вполне спокойно воспринимается окружающими.

Идет война Пакистана с Индией. Трех солдат и Салима, которого называют «man-dog», отправляют преследовать бунтарей, и Будда заводит их в джунгли Сун-дарбан на границе Бангладеш и Индии -«лабиринт листвы и воды» [17]. Попав в джунгли, солдаты понимают, что сбились с пути. Лодка наполнилось дождевой водой, и им пришлось сойти на берег. Солдаты пили дождевую воду, стекающую с листьев, их заражала «аномальная логика джунглей». Дни проходили как в тумане. Айоба увидел призрак убитого им человека, из которого сочилась жидкость, капли попадали на его руку и парализовали ее. Все трое теперь видели призраков тех, кого они арестовали. После ночных кошмаров, охваченные ностальгией, они погрузились в воспоминания о прошлом. Салим ничего не помнит до тех пор, пока ядовитая змея не ужалила его в пятку. Два дня Салим был на волоске от смерти, затем к нему возвратилась память, и он рассказал товарищам историю своей жизни, но в конце не смог вспомнить своего имени [18].

Джунгли в романе - не просто экосистема, это живой сложный организм, не только активно живущий и развивающийся, но и влияющий на мир и человека. В джунглях, как и в пустыне, человек чувствует себя иначе: обостряются определенные качества и способности, по иному работает головной мозг (из-за избытка углекислого газа) и органы чувств [17].

Призраки возвращаются, чтобы заставить Салима замолчать, а трое его попутчиков набивают уши грязью и теряют слух. Все четверо бродят по джунглям и натыкаются на древний Индуистский храм. Перед ними появляются четыре прекрасные женщины, которые теперь посещают гостей каждую ночь, но Салим замечает, что их тела становятся пустыми и полупрозрачными («hollow and translu-cent»). Герои замечают в углах храма четыре скелета и понимают, что храм вот-вот распадется на куски. Мужчины спасаются бегством, они спешат к лодке, где

их встречает огромная волна прибоя, которая, подхватив легкую лодку, уносит беглецов в открытое море, подальше от джунглей Сундарбана [11]. Одна опасность сменяет другую, но читатель понимает, что в данном случае стихия моря становится спасением от мира джунглей, оказавшегося враждебным к героям. Для индусов мир джунглей священен, как и горы, поэтому неудивительно, что там строят храмы, которые посвящают индуистским богам [19]. Далее Салим рассказывает своей подруге Падме, что на самом деле в октябре 1971 г. не было зарегистрировано шторма в районе Сундарбана.

Салим, которого уже считают Буддой, приводит солдат в Сундарбан, откуда они чудом спасаются в лодке (ковчеге). Такой концептуализации способствует то, что джунгли, благодаря избытку углекислого газа, и пустыня, из-за высокой температуры и недостатка воды, по-особому воздействуют на мозг человека, меняя привычное восприятие реальности. С помощью приемов магического реализма, к которым неоднократно прибегает автор, приравнивается роль джунглей для индусов и пустыни для христиан и арабов. Джунгли и пустыня - концепты двух разных культур и религий, это хронотопы, в которых реализуется двойственная при-

рода главного героя Будды - человек-Бог, - где сочетается сакральное и про-фанное, ведь 'man-dog' - наполовину животное, наполовину - божество [12].

В Сундарбане Салим переживает свое прошлое. Это магическое место, наполненное голосами, призраками и духами / видениями (apparition). И вновь змея приходит на помощь, она кусает Салима за пятку, и к герою возвращается память [20].

Таким образом, в этническом нарра-тиве, в данном случае восточном, для природных явлений характерна мистическая и магическая концептуализация, с одной стороны, и наполнение интеллектуальным содержанием, с другой, что создает эффект многоголосия или мультикуль-турной полифонии.

В дальнейшем данная тема в различных вариациях будет изучаться нами на материале романов «Белые зубы» Зади Смитт и «Осень в Петербурге» Дж. Кутзее. Планируется проанализировать образ русского города в творчестве Дж. Кутзее, полифоническую структуру и мультикультурализм повествования Зади Смитт в романе «Белые зубы», а также продолжить исследование творчества С. Рушди.

* * *

1. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М. : Худ. лит., 1975. 407 с.

2. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М. : Худ. лит., 1986. 541 с.

3. Ильин И.П. Нарратор // Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины : энциклопедический справочник. М. : Интрада ; ИНИОН, 1996. С. 80-83.

4. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М. : Интрада, 1996. 255 с.

5. Чемякин Е.Ю. Образ мультикультурного человека в постколониальном дискурсе (на примере произведений Салмана Рушди). URL: http://www.history.nsc.ru/website/history-institute/var/custom/File/IE2011/003_Chemyakin.pdf (дата обращения 23.09.2016).

6. The Birth Pangs. URL: https://login.thetimes.co.uk/?gotoUrl=http%3A%2F%-2Fwww.thetimes.co.uk%2Ftto%2Farts%2Fbooks%2F (дата обращения 20.09.2016).

7. Dascalu C.E. Imaginary homelands of writers in exile: Salman Rushdie, Bharati Mukherjee, and V.S. Naipaul. URL: http://www.cambriapress.com/cambriapress.cfm?template=4&bid=118 (дата обращения 20.09.2016).

8. Midnight's Children is the Right Winner. URL: https://www.theguardian.-com/books/booksblog/2008/jul/10/bestofbooker (дата обращения 20.09.2016).

9. Midnight's Children Essay - Critical Essays. URL: http://www.enotes.com/topics/midnights-children-salman-rushdie/critical-essays (дата обращения 20.09.2016).

10.Postcolonial Theory Analysis - Midnight's Children by Salman Rushdie. URL: http://www.shmoop.com/postcolonial-theory/midnights-children-analysis.html (дата обращения 20.09.2016).

11.Rushdie S. Midnight's Children. L., 2008. 889 p.

12.Dominic K.V. Magical Realism and New Historism in Salman Rushdie's Midnight's Children. URL: http://www.profkvdominic.com/?page_id=386 (дата обращения 12.09.2016).

13.Towers Robert. On the Indian World Mountain. URL: http://www.nybooks.com/articles/1981/09/24/on-the-indian-world-mountain/ (дата обращения 20.09.2016).

14.Taubman Robert. Experiments with Truth / Robert Taubman. URL: http://www.lrb.co.uk/v03/n08/robert-taubman/experiments-with-truth (дата обращения 15.09.2016).

15.Змеи в мифах и змеи в жизни. Культ змеи в Индии. URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/18113/ (дата обращения 15.09.2016).

16.Larkin E. Desert Spirituality - Carmelnet. URL: http://www.carmelnet.org/larkin/ larkin024.pdf (дата обращения 20.09.2016).

17.Сундарбан - «Красивые джунгли». URL: http://world-of-adventures.ru/ledy-diana/nacionalnyj-park-sundarban-obitel-bengalskix-tigrov/ (дата обращения 25.09.2016).

18.Wilson Garret S. Rushdie Midnight's Children. Review. URL: httpz://www.garretwilson.com/books/midnightschildren.html (дата обращения 16.09.2016).

19.Spark notes. URL: http://www.sparknotes.com/lit/midnightschildren/section13.rhtml (дата обращения 12.09.2016).

20.Гильментинов Р.Р. Проблема памяти в романе «Дети полуночи» Салмана Рушди // Вестник Томск. гос. ун-та. История. №1(21), 2013. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-pamyati-v-romane-deti-polunochi-salmana-rushdi (дата обращения 16.09.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.