Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 16, №°3(2), 2014
УДК 94(470)
ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ УГРОВ УРАЛО-ПОВОЛЖЬЯ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
© 2014 Е.В. Бубнель, А.С. Проценко
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г.Уфа
Поступила в редакцию 21.04.2014
В статье осуществляется постановка проблемы религиозных верований угорских народов в Приура-лье в период Средневековья. В свете вовлечения новых источников в научный оборот проблемы религиозных верований угорских народов в период Средневековья приобретают новое звучание. Авторы при освещении основных особенностей религиозных воззрений средневековых угров опираются на данные письменных источников и археологии. В целом авторы делают вывод, что религиозные верования средневековых угров Приуралья представляли собою одну из форм шаманизма, имеющую немало общего с верованиями других народов финно-угорской языковой группы. Ключевые слова: угры, религиозные верования, средневековье.
Работа выполнена в рамках базовой части Государственного задания на проведение НИР Министерства образования и науки РФ (2014-2016 гг.). Тема НИР: «<Кочевники Золотой Орды XIII-XV вв. и казачество Урала XVI-XIX вв.: проблемы этно- и социально-культурной преемственности».
Очень часто более полному пониманию особенностей исторического развития этнических групп способствует обращение к исследованию их религиозных верований как на современном этапе развития, так и в более ранние периоды. Религиозные верования народов в значительной степени отражают глубину их духовных представлений и особенности осознания себя как единой общности. Поэтому изучение вопроса религиозных верований, традиций и культуры различных этнических групп имеет большой научно-теоретический и практический интерес.
На сегодняшний день большую роль в изучении средневековой истории Восточноевропейского региона в целом и территории Урало-По-волжья в частности имеет проблема угорского присутствия в регионе в период Средневековья. Она затрагивает такие важные вопросы, как особенности этнического состава региона в Средние века, проблема восточного происхождения современного венгерского народа, тема пребывания предков угров на Урале и в Прикамье, и их роль в этническом составе региона, вопросы башкиро-венгерской идентификации и многие другие темы. В течение длительного периода представители угорской этнической общности
Бубнель Евгений Викторович, аспирант кафедры Отечественной истории. E-mail: udjin.great@rambler.ru Проценко Антон Сергеевич, аспирант кафедры всеобщей истории и культурного наследия, научный сотрудник лаборатории археологического источниковедения и историографии. E-mail: anton.procenko@mail.ru
проживали на территории современного Южного Урала и Приуралья.
По данным вопросам на сегодняшний день написано достаточно большое количество научных работ. Однако проблеме религиозных верований угров Приуралья не уделялось достаточного внимания. Ряд отечественных и зарубежных исследователей затрагивали отдельные вопросы данной проблемы в своих работах. Еще в 1715 году Г. Новицкий, сосланный в Сибирь бывший сподвижник мятежного гетмана Украины И. Мазепы, опубликовал свои этнографические наблюдения в первой этнографической монографии на русском языке - «Краткое описание о народе остяцком»1. После этого многие исследователи обращались к проблеме этнографического изучения жизни и, в частности, религиозных верований обских угров. В числе этих ученых: финский религиовед К.Ф. Карьялай-нен2, венгерский археолог И. Фодор3, в последние десятилетия - фольклорист Н.М. Лукина4, этнографы И.Н. Гемуев5, А.М. Сагалаев6, В.Я. Петрухин7, археологи В.А. Иванов8, Е.П. Казаков9, В.А. Могильников10, А.М. Белавин11, Н.Б. Крыласова12 и другие13. Однако и на сегодняшний день среди работ по проблеме религиозных верований средневековых угров преобладают работы обобщающего характера. Поставленная в данной работе конкретная проблема исследования темы религии угров Урало-Поволжья в средние века до сих пор не стала в полной мере объектом научного рассмотрения.
Под религиозными верованиями средневековых угров мы понимаем совокупность их представлений о сверхъестественных силах, которые, согласно им, управляют природой и жизнью всех существ. Картина мировосприятия средневековых угров, как отмечает Е.П. Казаков, благодаря современным исследованиям, способствовавшим выявлению ее достаточно четко сохранившихся специфических черт и реперов выделения их культуры и хронологии, может быть определена достаточно уверенно14.
Согласно угорским поверьям, Вселенная делится на три основные сферы: верхний, средний и нижний миры. По представлениям обских угров, демиургом (создателем всего сущего) являлся Нуми-Торум - верховное божество, обитающее на небе - в верхнем мире. Верхний мир по своей структуре состоит из трех ярусов, одним из которых является обитель отца Нуми-Торума " Корс-Торума. Нуми-Торум живет в доме из чистого золота, наблюдая за всеми земными делами через особое отверстие в небесах15. Большинство богов проживает наряду с людьми в среднем мире.
По представлениям средневековых угров, акт сотворения не только людей, но и всего мира был совершен Нуми-Торумом из пустоты. После сотворения небесного свода демиургом, продолжающим действом в этом акте творения стали действия водоплавающей птицы - гагары, культ которой является одной из характерных особенностей верований финно-угорских народов в Прикамье и Приуралье. Согласно представлениям угров, творцу для создания земной поверхности нужен был исходный материал. Для выполнения этой задачи Нуми-Торум приказал птице-гагаре нырять в океан и достать со дна немного земли16.
Гагара два раза безуспешно ныряла в воду, но на третий раз сумела вытащить на поверхность немного земли в своем клюве, однако поперхнулась, песчинки земли разлетелись в сторону, но маленький комок остался на месте. На следующее утро из него образовался такой большой остров, что на него можно было поставить одну ногу; затем он увеличивался в течение нескольких дней. С поверьем об исходном творении земли из водных частиц связано предположение о чрезмерном росте давления живых существ на землю как о причине пожаров, которые время от времени возникают в лесах17.
Вначале землю, согласно угорским поверьям, населяли два поколения великанов-богатырей, которые спустились с небесных пределов. Первое поколение богатырей вело порочный образ жизни и из-за неподобающего поведения, в основном междоусобиц при дележе женщин, было уничтожено Нуми-Торумом во время потопа18.
Второе поколение великанов-богатырей было самоуничтожено в результате междоусобной борьбы. Убив врага, они всегда съедали его сердце и печень, чтобы вся сила убитого перешла к ним, чтобы он не ожил. Память о богатырях жива до сих пор. Многие из родовых и семейных богов " не что иное, как именно эти богатыри, признаваемые... покровителями19.
Человеческие существа Нуми-Торум создал в результате трех актов творения, первые два из которых были неудачными. Не имея практики в этом непростом деле, Нуми-Торум трижды пытался осуществить свое намерение. Прежде всего он «вырезал из лиственницы два бревна, придал им форму человека и, чтобы прикрепить голову, которая все падала на грудь, воткнул между грудью и шеей гвоздь и таким образом подпер ее; затем поставил на ноги спиной к себе, дунул, и куклы ожили, свистнули, убежали в лес и сделались менквами, т.е. лешими20.
Во втором акте творения демиург взял «лиственничную сердцевину, сделал из нее нечто вроде остовов, которые оплел лиственничными же корнями, поставил лицом к себе, дунул, они ожили и таким образом появились первые люди, совершенно подобные теперешним, только мохнатые. Через некоторое время Нуми-Торум спустился на землю и обнаружил, что люди, «поев запрещенных ягод, потеряли все свои волосы и стали голыми. Рассердился на них бог, стал им выговаривать, зачем они ослушались его воли, дунул на них, и они рассыпались»21.
В третий раз Нуми-Торум сплел скелеты из тальника, обмазал их глиной. Так и появились люди, положившие начало человеческому роду. Глина недолговечна, поэтому и люди смертны. Но людям надо чем-то жить, поэтому демиург сотворил оленей, птиц, зверей, научил людей строить дома, делать лыжи, нарты, рыболовные и охотничьи ловушки и пользоваться ими. Только после этого «он поднялся на небо и стал отдыхать, довольный своим творением»22.
Духовные представления угров находят свое отражение в археологическом материале и прежде всего в погребальном обряде угров. Угорский погребальный обряд характеризуется рядом признаков (системой связанных признаков), которые по отдельности могут наблюдаться и в иных культурах, но в совокупности отражают представления совершенно определенного этноса. Наиболее характерными чертами этого погребального обряда являются: расположение могильников на возвышенном месте рядом с водоемом, расположение погребений рядами, зависимость ориентировки погребенных от реки в связи с представлениями о расположении Страны мертвых, неглубокие могильные ямы,
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 16, №93(2), 2014
присутствие в насыпи погребений мелких угольков, оборачивание покойника берестой, а также применение специализированных погребальных лицевых покрытий для предохранения живых от покойника, захоронение умершего в одежде с полным костюмным комплексом (украшения, носимые на поясе вещи - кошельки, ножи, топоры, шилья и пр., воинское снаряжение), снабжение умершего транспортным средством (лодка, олень, преимущественно - конь), снабжение пищей (сосуды, кости животных), оружием, орудиями труда, «дорожным набором»23. Угорские этнические группы лесостепи в качестве мясной пищи клали в могилу плечевую или бедренную часть, а в качестве ритуального элемента - шкуру лошади с оставленными в ней головами и ногами, которая не вытягивалась вдоль тела погребенных, как у тюркских кочевников, а клалась в ногах. О принадлежности данной черты обрядности уграм свидетельствует и тот факт, что про-томадьяры после своего переселения на запад принесли его в Карпатскую котловину.
В погребальном обряде угров прослеживаются проявления элементов сибирского шаманизма: в частности, в таком признаке, как помещение строго определенных частей тела животных в могилу. Под шаманизмом мы понимаем совокупность представлений и действий, вызванных верой в способность особых лиц (шаманов) быть посредниками между людьми и духами. Сущность шаманизма, как и всякого анимистического представления, - это отождествление окружающего мира с духами и, соответственно, его одухотворение. Характерной особенностью сибирского шаманства является, во-первых, вера в многочисленных духов (духов растений, предметов, животных), во-вторых, вера в то, что духи способны влиять на жизнь человека (приносить удачу или неудачу, вызывать болезни или, напротив, здоровье) и, в-третьих, что существенно отличает его от прочих культов анимизма, это вера в возможность общения с миром духов через посредника - шамана. Шаман способен не только установить информационный контакт с духами, но и влиять на них. Это достигается через определенный ритуал -камланию (это научное название), во время которого шаман, находясь в состоянии экстаза, общается с духами природы.
Итак, письменные источники, несмотря на свою фрагментарность, в компиляции с данными археологии достаточно хорошо помогают реконструировать религиозные представления средневековых угров: представления о Мировом древе, культ водоплавающей птицы, культ коня и т.д. Эти представления позволяют говорить о том, что религиозные верования средневековых угров Урало-Поволжья представляют собою
одну из форм шаманизма, схожую с религией народов Сибири и Центральной Азии. Это сходство особенно показательно в плане совпадений духовных представлений, согласно которым мир состоит из трех основных уровней: верхнего, где живут боги и духи различных уровней, среднего, совпадающего с нашим миром, и нижнего - мира и обители умерших, и злых духов. Эти три уровня соединены Мировым Древом. Представления о Мировом Древе сохранились и у мадьяр после их переселения на Дунай.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Краткое описание о народе остяцком, сочиненное Григорием Новицким в 1715 году. Санкт-Петербург: Общество любителей древней письменности, 1884. VI. 116 с.
2 КарьялайненК.Ф. Религия югорских народов. T.I. Томск: Изд-во Томс. ун-та, 1994. 151 с.
3 Fodor I. Art and religion the ancient Hungarians // Exhibition catalogue, Budapest, 1996. P.333-337.
4 Лукина Н.М. Мифология хантов. Томск: Изд-во Томск. унта, 2000. 310 с.; Лукина Н.М. Мифы, предания, сказки хантов и манси. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1990. 568 с.
5 Гемуев И.Н. Таксономические категории святилищ и их социальные соответствия у обских угров (на примере манси) // Второй Междунар. конгр. этнографов и антропологов. Уфа, 1997. 4.II. С.105-106; Гемуев И.Н., Бау-ло А.В. Небесный всадник. Жертвенные покрывала манси и хантов. Новосибирск: Изд-во ИАЭт СО РАН, 2001. 160 с.; Гемуев И.Н., Сагалаев А.М., Соловьев А.И. Легенды и были таежного края. М., 1989. 176 с.; Гемуев И.Н, Сагалаев А.М. Религия народа манси. Новосибирск, 1986. 191 с.
6 Гемуев И.Н., Сагалаев А.М., Соловьев А.И. Легенды и были таежного края ...; Гемуев И.Н., Сагалаев А.М. Религия народа манси.
7 Петрухин ВЯ. Мифы финно-угров. М: Транзиткнига, 2003. 465 с.
8 Иванов В.А. Древние угры-мадьяры в Восточной Европе. Уфа: «Гилем», 1999. 123 с.
9 Казаков Е.П. Волжская Булгария и финно-угорский мир. // Finno-Ugrica. Казань 1997. №1. С.33-53; Казаков Е.П. Волжские болгары и угорский мир Урало-Поволжья // XV Уральское археологическое совещание. Оренбург, 2001. С.160-168; Казаков Е.П. Культура ранней Волжской Булгарии. М.: Наука, 1992. 336 с.; Казаков Е.П. Этапы археологического исследования средневековых угров Урало-Поволжья // Угры: Материалы VI Сибирского симпозиума «Культурное наследие угорских народов Западной Сибири». Тобольск, 2003. С.77.
10 Могильников В.А. Некоторые аспекты взаимосвязей населения Приуралья и Западной Сибири в эпоху железа // Проблемы древних угров на Южном Урале. Уфа, 1988. С.20-28.
11 Белавин А.М. Погребальный обряд средневековых археологических культур Предуралья как этномаркер // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. Выпуск VI. Пермские финны и угры Урала в эпоху железа. Пермь: Гос. пед. ун-т, 2009. С.7-16; Белавин А.М., Иванов В.А., Кръласова Н.Б. Угры Предуралья в древности и средние века. Уфа: БГПУ, 2009. 285 с.; Белавин А.М., Кръласова Н.Б. Шнуровой орнамент - этнический маркер в культурах Предуралья эпохи железа // Труды Камской археолого-этнографической экспеди-
ции. Выпуск VI. Пермские финны и угры Урала в эпоху железа. Пермь: Гос. пед. ун-т, 2009. С.118-124.
12 Белавин А.М., Иванов В.А., Крыласова Н.Б. Угры Преду-ралья в древности и средние века. Уфа: БГПУ, 2009. 285 с.; Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Шнуровой орнамент -этнический маркер в культурах Предуралья эпохи железа // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. Выпуск VI. Пермские финны и угры Урала в эпоху железа. Пермь: Гос. пед. ун-т, 2009. С.118-124; Крыласова Н.Б. Маркирующие элементы материальной культуры угров эпохи средневековья // Пермские финны: археологические культуры и этносы: материалы I Всеросс. науч. конф. Сыктывкар, 2007. С.166-172.
13 Вострокнутов А.В. Культ водоплавающей птицы в Верхнем Прикамье в эпоху Средневековья // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. Выпуск VI. Пермские финны и угры Урала в эпоху железа. Пермь: Гос. пед. ун-т, 2009. С.29-37; Гондатти Н.Л. Следы язычества у инородцев Северо-Западной Сибири. М., 1883. 92 с.; Гемуев И.Н., Бауло А.В. Небесный всадник. Жертвенные покрывала манси и хантов. Новосибирск: Изд-во ИАЭт СО РАН, 2001. 160 с.; Гемуев И.Н., Сагалаев А.М., Соловьев А.И. Легенды и были таежного края. М., 1989. 176 с.
14 Казаков Е.П. Волжские болгары и угорский мир Ура-ло-Поволжья // XV Уральское археологическое совещание. Оренбург, 2001. С.160.
15 Гондатти Н.Л. Указ. соч. С.18-25.
16 Вострокнутов А.В. Культ водоплавающей птицы в Верхнем Прикамье в эпоху Средневековья // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. Выпуск VI. Пермские финны и угры Урала в эпоху железа. Пермь: Гос. пед. ун-т, 2009. С.30.
17 Гемуев ИН. Таксономические категории святилищ и их социальные соответствия у обских угров (на примере манси) // Второй Междунар. конгр. этнографов и антропологов. Уфа, 1997. Ч.П. С.105-106.
18 Гондатти НЛ. Указ. соч. С. 36.
19 Там же. С.36-37.
20 Петрухин ВЯ. Мифы финно-угров. М: Транзиткнига, 2003. С.200.
21 Там же. С.201.
22 Гондатти Н.Л. Указ. соч. С.48.
23 Белавин А.М. Погребальный обряд средневековых археологических культур Предуралья как этномаркер // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. Выпуск VI. Пермские финны и угры Урала в эпоху железа. Пермь: Гос. пед. ун-т, 2009. С.10-11.
TO THE PROBLEM OF RELIGIOUS BELIEFS OF THE UGRIC PEOPLES IN THE URALS AND VOLGA REGION IN THE MIDDLE AGES
© 2014 E.V. Bubnel, A.S. Procenko
Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa
The article extends a problem of religious beliefs of the Ugric people in the Cis-Urals area in the Middle Ages. This problem acquires a new meaning through the use of new sources. The observations of the authors based on data from written and archaeological sources. The authors conclude that religious beliefs of the medieval Ugric people in the Cis-Urals area represented one of the forms of shamanism which had much in common with the beliefs of other peoples of Finno-Ugric language group. Keywords: Ugric people, religious beliefs, Middle Ages.
Evgeny Bubnel, Graduate Student, Department of Russian
History. E-mail: udjin.great@rambler.ru
Anton Procenko, Graduate Student, Department of General
History and Cultural Heritage, Researcher, Laboratory of
Archeological Sources and Historiography.
E-mail: anton.procenko@mail.ru