РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО
ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОГО МЫШЛЕНИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: НЕОБХОДИМОСТЬ КОМПЛЕКСНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
Абдулло ХАКИМ
политолог, исламовед, преподаватель кафедры политологии Таджикского государственного национального университета (Душанбе, Таджикистан)
Как один из устойчивых факторов современной Центральной Азии ислам оказывает значительное влияние на характер и направление исторических и общественно-политических процессов региона. Потенциал и устойчивость данного фактора исходят из сочетания историко-политических обстоятельств, обеспечивающих мусульманству особую легитимность и перспективу.
Учитывая, что столь важную стратегическую величину, как ислам, нельзя исключить из общественно-политической жизни региона, сегодня главный вопрос Центральноазиатских стран на этом направлении — придать мусульманству конструктивность, в частности использовать его огромный физический и моральный потенциал в формировании национального, демократического государства.
Однако анализ ситуации показывает, что сегодня центральноазиатский ислам от-
личается особой консервативностью и традиционностью, переживает кризис несоответствия типа и уровня религиозного мышления условиям и реалиям современного развитого общества, оставаясь при этом влиятельным фактором общественно-политического пространства. В связи со своей интеллектуальной слабостью и структурной бессистемностью ислам ныне не способен выполнять свою конструктивную созидательную функцию. Исходя из этого, в ЦА огромное влияние религии не всегда приобретает положительное значение, что негативно сказывается на характере общественно-политических процессов.
Губительные последствия такой ситуации особо выражаются в двух важнейших аспектах. Суть первого — при сохранении низкого уровня религиозного мышления, отстающего от модернизации общества, религия, как невостребованный потенциал, из
фактора консолидации трансформируется в фактор нестабильности и отставания, в среду радикализма. Суть второго аспекта — невключение ислама в формирование национальных государств, с одной стороны, лишает этот процесс огромного физического и морального потенциала, с другой — приведет к установлению политических режимов, которые будут испытывать дефицит легитимности.
На фоне постоянной активизации исламского фактора можно прогнозировать, что сохранение кризисного положения религиозного мышления содействует возникновению негативных морально-культурных и общественно-политических явлений, в том числе религиозного радикализма и экстремизма, к тому же в их политизированном варианте. Необходимо, чтобы религиозное мышление достигло такого качества и уровня, которые не позволят религии не только играть несвойственную ей роль носителя конфликтов, но и обеспечат ее конструктивное участие в созидательных и консолидиру-
ющих процессах. В такой ситуации особую актуальность приобретает проблема реформирования религиозного мышления и качественной модернизации исламского фактора как необходимой меры по предотвращению радикализации религии и обеспечению устойчивого развития региона.
Для достижения данной цели необходимо разработать и реализовать комплекс программ по следующим направлениям:
1) совершенствование механизмов регулирования отношений между государством и религией, а также законодательной базы общественного функционирования ислама;
2) содействие структурным и содержательным изменениям в сфере религиозного образования;
3) модернизация религиозного просвещения общества;
4) реформирование несовершенной системы института мусульманского духовенства и т.д.
Историко-политические обстоятельства замедления развития и консервации религиозного мышления
В конце XIX и начале XX века мусульманский мир стал ареной реформаторских течений, которые уже к середине XX столетия вывели религиозное мышление на качественно новый уровень. Суть этого процесса — модернизация религиозного мышления, а также исламская интерпретация новой исторической эпохи. Решение данного вопроса определяет отношение ислама в целом и каждого мусульманина в отдельности к новым реалиям общественного бытия. Борьба традиционного и модернистского, начавшаяся тогда во многих исламских странах, со временем привела к разрушению средневековой традиционной формы и понятия религии, ее адаптации к новым условиям и гармоничному сочетанию с элементами новой жизни, что можно назвать основным достижением ислама в новой эпохе.
На рубеже XIX и XX веков в Бухаре и Самарканде — наиболее влиятельных исторических и религиозных центрах Средней Азии — возникли политические и религиозные реформаторские течения, в центре которых стояли такие мыслители, как Бехбуди, Ахмад Дониш, Савдо, Мунзим, Айни и т.д. А в начале XX века в регионе (и во всем исламском мире) общий процесс исламской реформации переходит в фазу пронационалистических и структурных преобразований религиозного мышления. В тот период активисты младобухарского движения «Джадидия» издавали реформаторские газеты и журналы, выпускали обновленческую литературу, открывали первые школы «нового типа», разрабатывали конкретные реформаторские религиозные и общественно-политические программы. Само движение постепенно приобретало определенную организационную структуру и создавало конкретную програм-
му политической деятельности. Но после свержения Бухарского эмирата (1920 г.), победы большевиков и установления советской власти в регионе Средняя Азия была изолирована от исламского мира.
Таким образом, когда во всем мусульманском мире религиозная мысль развивалась, углублялась и модернизировалась, в нашем регионе этот процесс остановился, что было обусловлено маргинальным положением ислама в советский период, то есть трансформация типа религиозного (исламского) мышления и религиозных отношений оказалась как бы «законсервированной» на уровне конца XIX начала XX века. В результате этой «консервации» сегодня качество и форма центральноазиатского религиозного мышления во многом отличается (отстает) от аналогичного мышления в других частях мусульманского мира.
С другой стороны, в советские годы в регионе ускоренно развивалась общественная инфраструктура, модернизировался комплекс общественных отношений, традиционное среднеазиатское общество преобразовывалось в современное, на него обрушились сильнейшая материалистическая пропаганда и искусственно ускоренная секуляризация. Эти факторы и сегодня углубляют кризис религиозного мышления в Центральной Азии, усиливают несоответствие качества и типа исламского мышления уровню развития общественно-политических отношений и требованиям структурно развитого, достаточно рационализированного и секуляризированного общества.
Особенности «законсервированного» религиозного мышления
В результате вышеизложенных обстоятельств сегодня уровень общего религиозного мышления в регионе отличается особой примитивностью, ограниченностью и отрицательной консервативностью.
1. Общественно-политическая сущность мусульманства представляет эту религию в качестве механизма формирования общественного сознания индивида и социализации личности. Но в результате насильственного вытеснения из официальной среды и длительного лишения самостоятельной общественно-политической жизни ислам в регионе утратил свое структурное назначение, перестал функционировать как общественно-политический институт социализации верующих, не способствует формированию в человеке социальной личности. Когда же широкие массы населения сохраняют приверженность исламу как особому образу жизни, указанный тип религиозного мышления помогает отчуждению этих слоев общества от социализации и включения в общественную жизнь. Религия из социализирующего фактора превращается в фактор маргинализации верующих, в обществе возникает проблема социальной мобилизации.
2. В процессе адаптационной трансформации религии удалось смягчить и даже решить многие проблемы, возникшие в исламе в контексте противоречий между традициями и модернизмом. Но в результате максимально ограниченных связей с внешним миром религиозное мышление центральноазиатских обществ остается далеким от исламской концепции современного мира, особенно в плане сочетания мусульманского образа жизни с элементами нового времени. Глубокие реформы исламской мысли и модернизация мусульманского мировоззрения в Иране, Египте, Турции, в странах Юго-Восточной Азии и т.д., которые привели к обновлению ислама, не только не проникли в Центральную Азию, но основная часть ее духовенства и большинство верующих даже не имеют понятия о сущности таких преобразований. В итоге и сегодня в определенных сферах жизни региона наблюдается острое противоречие качества и устоев религиозного мышления населения с реалиями со-
временной жизни. В такой ситуации многие элементы современности воспринимаются верующими как чуждые и нелегитимные. Это серьезное препятствие на пути модернизации всего общества, внедрения в него новых, порой даже сугубо технических элементов современности.
3. Длительный запрет на свободу вероисповедания, физическое уничтожение исламского духовенства и т.д. привели к разрушению системы религиозного образования и резкому снижению религиозной просвещенности населения, в том числе верующих. Недоступность источников религиозного познания способствовала появлению подпольных (в частности, индивидуальных) форм религиозного обучения, где из-за отсутствия религиозной литературы практиковались элементарные и устные методы передачи знаний, что постепенно привело к соответствующей безграмотности верующих.
В результате постепенного отхода от концептуальных аспектов ислама (или их исчезновения) и акцента на обрядовую сторону религии как на его «последний» признак у верующих формируется искаженное понимание сущности религии, особенно ее социально-культурной и общественно-политической роли: в восприятии последующих поколений среднеазиатских мусульман, ислам, прежде всего, стал обозначать ограниченный свод ритуалов и сугубо абстрактных теологических понятий, никак и ничем не связанных с рационализмом, наукой, общественно-политической жизнью. В сложившемся положении многие обряды превращаются в полуавтоматический ритуал, а религия в определенной степени приобретает мифические и фольклорные оттенки. Распространение и укоренение подобного восприятия религии оказывает серьезное сопротивление возрождению истинных принципов и ценностей ислама. В связи с этим одно понимание религии противостоит другой интерпретации той же религии, что можно обозначить как «противостояние религии самой религии». Это одна из основных проблем, серьезное препятствие на пути реформирования религиозного мышления в регионе.
4. К последствиям воздействия изложенных историко-политических обстоятельств относится и фактически расформирование такого социального слоя, как духовенство. Конечно, и в СССР уцелевшие его представители распространяли исламские знания, при поддержке государства даже был сформирован слой просоветских священнослужителей. Однако сегодня исламское духовенство как традиционный институт контроля и направления религиозных масс не смогло преодолеть свою структурную разобщенность и интеллектуальную примитивность. Особая «бессистемная система», низкий уровень общего и религиозного образования этого духовенства служат препятствием модернизации религии и религиозного мышления. Исламские священнослужители не только не владеют интеллектуальным потенциалом реализации реформ, но и не имеют соответствующего уровня понимания и воли для таких преобразований. С другой стороны, структурная разобщенность этого слоя и наличие в нем широкого спектра мелких течений вовлекает все его силы во «внутриклассовую» борьбу, в результате чего духовенство, трансформируясь в по-лифракционную разложенную группу, не сможет завоевать определенную общественную позицию. И здесь можно наблюдать довольно редкую ситуацию, когда само исламское духовенство наносит серьезный урон влиянию и авторитету религии в обществе.
5. Навязывание непопулярных у мусульман региона атеистических идей коммунизма в качестве условия доступа к участию в общественно-политической жизни лишь оттолкнуло народ от этой самой общественно-политической жизни и деполитизиро-вало большинство верующих. В результате этого общество постепенно разделилось на просвещенную светскую верхушку и верующую малообразованную массу, то есть религиозность в определенной степени превратилось в критерий социального расслоения общества. Отличающаяся высокой степенью религиозности населения
современная Центральная Азия столкнулась с тем, что организационно-структурная распущенность, малообразованность и консервативные позиции основной части исламского духовенства, а также низкий уровень политической культуры и политического общения большинства верующих стали главным препятствием на пути выполнения мусульманством его конструктивной и объединяющей роли.
Губительные последствия такой ситуации особо выражаются в двух важнейших аспектах. Первый из них — при сохранении низкого уровня религиозного мышления и отставании религии от модернизации общества, религия, как невостребованный потенциал, из фактора консолидации трансформируется в фактор нестабильности и отставания, религиозного экстремизма и радикализма. Второй аспект — невключение ислама в строительство национальных государств, с одной стороны, лишает этот процесс огромного физического и морального потенциала, с другой — приведет к формированию и установлению политических строев, далеких от реалий общества и в перспективе страдающих от кризиса легитимности.
Необходимость модернизации религиозного мышления и основные меры на этом направлении
Как мы уже отмечали, при сохранении кризисного положения религиозного мышления в регионе огромное влияние исламского фактора на общественно-политические процессы в основном приобретает отрицательное значение. «Законсервированный» тип религиозного мышления (со всеми его особенностями) — серьезный барьер на пути обновления самой религии, социализации верующих, общей модернизации и цивилизации общества, но в то же время он содействует проявлению религиозного экстремизма, нетерпимого отношения к другой культуре и т.д., что приведет к дестабилизации общества.
1. Совершенствование механизма общественного функционирования религии и комплекса ее отношений с государством
Хотя данная проблема не относится к вопросам, отражающим внутренний кризис религии и религиозного мышления в регионе, но само ее наличие способствует сохранению и углублению этого кризиса. Она актуальна для всех республик Центральной Азии, прежде всего выражаясь в том, что в этой сфере не созданы соответствующая законодательная база и необходимая политическая концепция. (Правда, кое-что в этом плане внесено в законодательство Таджикистана, но в целом проблема не решена.) Другими словами, несмотря на влияние и огромный потенциал религии во всех республиках региона, в официальном законодательстве и в политической практике правительств его стран она остается незафиксированной реальностью и невостребована. Вопреки исторической роли ислама в формировании этнокультурной идентичности всех центральноазиатских народов и высокой их приверженности к религии, правящие режимы государств ЦА продолжают настаивать на искусственной секуляризации общества. Подобный подход во многом проявляется как продолжение религиозной политики советского времени, способствует сохранению неофициального и маргинального статуса религии, что, как было изложено выше, является одной из причин консервации религиозного мышления в регионе.
Таким образом, сохранение правительствами стран ЦА данного подхода способствует радикализации религиозного мышления. Снижая легитимность правящих режимов, такая ситуация, с одной стороны, порождает очаги политического недовольства, с другой — превращает религию в постоянный фактор дестабилизации, препятствуя конструктивному использованию ее потенциала.
а) Определение общественно-политического статуса религии и разработка национальной политики в этой сфере
С учетом светской сущности государственного строя республик региона, а также исторической роли и весьма значительного естественного влияния исламского фактора в них, особенно важно определить принципы национальной политики по вопросам религии и принципы подхода власти к ее реализации. Основными здесь должны стать следующие направления: интеграция религии в общественно-политическую жизнь и предупреждение ее трансформации в фактор нестабильности; направление этого огромного потенциала в русло укрепления национальной безопасности и обеспечения национальных интересов; активное поощрение партнерства с умеренными религиозными течениями; содействие социализации религиозного общества (не обязательно секуляризации), модернизации религиозного мышления и т.д.
Вместе с тем, как мы уже отмечали, необходимо разработать и принять национальную концепцию (или политико-правовой документ), официально определяющую общественный статус религии и регулирующую весь комплекс ее отношений с государством. К подготовке данного документа (он может иметь форму декларации, национальной концепции, конституционного закона) следует привлечь все общественно-политические силы, в том числе представителей исламской мысли и мусульманского духовенства. При разработке его содержания целесообразно поставить следующие задачи: дать правильное современное научное определение религии и религиозных отношений; предложить наиболее конкретное толкование принципов светского национального государства в конкретной республике и его отношений с основными составляющими национально-культурной идентичности народа, в том числе с религией; дать правильную научную оценку места и роли религии в истории и в современной культуре народа, в том числе определить отношение светского государства к исламу как неотъемлемой интегральной части национальной идентичности своего народа; оценить реальное значение религии в системе национальных ценностей и определить ее место в комплексе параметров национальных интересов и национальной безопасности; дать правильное определение политической деятельности религии в связи со светской сущностью государственного строя республик, обозначить рамки деятельности религиозных политических организаций; детально отразить взаимоотношения государства, общества и религии, в том числе прокомментировать такие пункты конституций Центральноазиатских республик, как принцип отделения религии от государства, запрет на использование религии в качестве государственной идеологии; определить рамки полномочий государственного органа по делам религии и полномочия властей в этом вопросе, особенно определить (и разъяснить) границы между вмешательством государства в дела религии и содержанием конституционного принципа отделения религиозных организаций от государства; дать четкие определения религиозных организаций и рода их деятельности, а также определить взаимоотношения религиозных политических и неполитических организаций; обозначить правовые рамки, систему и статус общего (особенно — высшего и академического) религиозного образования и т.д.
Именно несовершенство механизма общественного функционирования религии и отсутствие разработанной национальной политики на этом направлении порождает в республиках региона благоприятную почву для возникновения многочисленных спорных моментов в этой сфере.
б) Совершенствование законодательной базы отношений между государством и религией
На примере законодательных актов Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана можно убедиться, что соответствующая правовая база в республиках Центральной Азии в основном страдает в связи с наличием двух проблем. Первая — нереалистичность позиции и подхода законодателя к реальной роли религии в обществе. Вторая — отсутствие детализации и конкретности законодательства в рассматриваемой сфере. Поэтому основой создания (или совершенствования) необходимой законодательной базы должны стать либерализация духа и детализация содержания законодательских актов, их соответствие реалиям национальных обществ ЦА.
в) Изменение характера и статуса государственного органа по делам религии
Сегодня в республиках региона государственные органы по делам религии в основном выполняют контрольную функцию, в частности определяют характер и пределы религиозной деятельности в обществе. Оставаясь под сильным воздействием советской антирелигиозной психологии, эти структуры продолжают активно вмешиваться во внутренние дела религиозных организаций — от назначения их руководителей до цензуры содержания выступлений и проповедей духовных лиц. Анализ показывает, что командные и контрольно-цензурные функции данных органов часто служат причиной осложнения отношений между государством и религией, способствуют сохранению в конфессиональной среде атмосферы сомнения и недоверия к руководству страны.
В этом вопросе необходимо учитывать, что попытки командного контроля религии (с ограничением ее роли) светским органом обычно не приносят положительных результатов в мусульманских обществах, а лишь способствуют обострению взаимоотношений религии и государства. В связи с этим в республиках Центральной Азии необходимо изменить функции и роль государственного органа по делам религии, в частности трансформировать его командно-цензурную функцию в координирующую и партнерскую.
2. Совершенствование и модернизация религиозного образования
По традиционному устройству ислама система духовного образования играет определяющую роль в формировании типа религиозного мышления верующих. Сохраняя свои определяющие позиции в обществе, мактабы, медресе и хавза постепенно приобрели символическое значение и священный статус. Наряду с мечетью духовные семинарии (медресе) традиционно считались главными институтами функционирования религии, а все их начинания принимались как легитимное начало. Вместе с тем религиозное образование действует как институт накопления и распределения интеллектуального потенциала религии, как меха-
низм ее совершенствования, рационализации и систематизации, определяет место и значение каждого священнослужителя, способствует сохранению системы и целостности веры. История исламских реформаторских движений свидетельствует, что у истоков большинства средневековых и современных обновленческих процессов в исламе стояли (и стоят) именно институты и центры религиозного образования. Другими словами, улучшение качества, повышение уровня религиозного мышления в республиках ЦА во многом зависит от модернизации и совершенствования системы религиозного образования.
Но сегодня эта сфера находится в кризисе и не соответствует требованиям времени: институты духовного образования сохраняют сугубо традиционную форму, а учебные программы основаны на искаженном аналоге программ бухарских медресе XIX века. Как результат, типичный выпускник высшего религиозного учебного заведения в Душанбе или Ташкенте не обладает соответствующим интеллектуальным потенциалом и современным общественным сознанием. Исходя из этого, программа реформирования и систематизации духовного образования должна охватить следующие направления.
а) Структурное усовершенствование религиозного образования
Целесообразно, чтобы мероприятия в этой сфере предусматривали: совершенствование законодательной базы и определение официального статуса религиозного образования; внедрение централизованного (не обязательно государственного) регулирования религиозного образования и модернизацию данной структуры в направлении общей и внутренней систематизации его институтов; конкретизацию этапов обучения и формирование его современной ступенчатой унифицированной системы; определение соответствия документов о религиозном образовании дипломам о светском квалифицированном образовании.
б) Модернизация содержания религиозного образования
Конкретные мероприятия в этой области могут охватить следующие аспекты: совершенствование тотально устаревших учебных программ; включение в программы обучения новых социализирующих и рационализирующих дисциплин (отечественная и зарубежная история, социология, политология, иностранный язык и т.д.); содействие методическому совершенствованию традиционной формы преподавания; разработка и внедрение конкретных современных минимумов в определении ученых степеней и профессиональной квалификации обладателей религиозного образования (по образцу вступительных, дипломно-выпускных, кандидатских, докторских и прочих минимумов в системе светского образования) и т.д.
в) Восстановление связей учебной и научной деятельности
Мероприятия на этом направлении могут охватить следующее: поощрение фундаментальных научных исследований в сфере религиозного образования; помощь в разработке современных предметных учебных пособий; содействие формированию научно-исследовательских отделов или центров в структуре учреждений религиозного образования; поддержка издания специального журнала, информирующего о положении дел в научно-исследовательской сфере, касающейся системы религиозного образования.
г) Укрепление технической базы
Материально-техническая помощь в издании необходимых учебных пособий; содействие в техническом оснащении специальных учебных классов — кабинетов иностранного языка и компьютерного обучения, научных отделов, административных комнат и т.д.
3. Повышение общего уровня религиозного мышления населения
Религиозная безграмотность и дезинформированность населения способствуют неадекватному восприятию сущности религии и создают условия для опасного злоупотребления религиозными принципами и ценностями. В связи с этим мероприятия по повышению и модернизации религиозного просвещения общества, в том числе верующих, следует направить на более рациональное понимание религии, на очищение веры от несвойственных ее природе явлений, а также на модернизацию религиозного мышления.
Конечно, достижению такой цели, прежде всего, должны способствовать программные меры по адаптации системы религиозного образования к требованиям времени и повышению интеллектуального потенциала самого исламского духовенства в республиках, но к конкретным действиям на данном направлении можно отнести следующее: в систему всеобщего светского образования включить изучение (не в агитационных формах) таких предметов, как религии мира, основы религии, история и основы ислама и т.д.; разработка литературы с современным, но доходчивым изложением конструктивных принципов ислама — людская солидарность, братство, миролюбие, тяга к знаниям, созиданию, благотворительности, милосердию; разъяснение общих корней и объединяющих элементов, а также ценностей всех мировых религий; признание и изучение ислама в качестве одной из основных частей исторической и современной культуры народов региона и т.д.; подготовка современных аналитическо-просветительских радио- и телематериалов, способствующих достижению перечисленных целей.
4. Модернизация института мусульманского духовенства
Общая черта всех республик региона — разобщенность, низкая интеллектуальность и «бессистемная система» исламского духовенства. Не имея ни компетенции, ни воли к преобразованиям, оно (в его сегодняшнем реакционно-традиционном состоянии) серьезный барьер на пути модернизации не только самой религии, но и общества. Мероприятия в этой сфере следует направить, прежде всего, на совершенствование нынешних структур духовных управлений, механизмов принятия религиозных решений, на постепенную модернизацию типа мышления и образа жизни священнослужителей. А соответствующая программа обновления должна охватить следующие основные направления.
а) Изменение структуры и функции духовным управлений
После распада СССР бывшие филиалы Среднеазиатского духовного управления мусульман (САДУМ), в свое время созданные в республиках региона, стали самостоятельными организациями. Однако, например, в Таджикистане, Узбекистане и Туркменистане они со-
хранили особенности деятельности САДУМ, что резко снижает их легитимность и авторитет среди верующих. Во-первых, несмотря на свой неполитический статус, эти структуры вынуждены поддерживать политические позиции официальных властей. Во-вторых, для работы в данных управлениях в основном привлекают представителей духовенства проправительственного толка, которые не всегда являются компетентными и признанными религиозными лидерами.
Высокая политическая зависимость духовных управлений, а также их отставание (в том числе и по качественным параметрам) от зарубежных религиозных лидеров не позволяют этим органам взять на себя роль религиозных центров республик. Такая ситуация содействует разложению религиозного потенциала, появлению альтернативных центров влияния на верующих, сохранению и углублению раскола в религиозной среде. На примере Узбекистана, Туркменистана, Казахстана и Таджикистана можно утверждать, что в руководители духовных управлений этих стран не всегда избирают пользующихся должным авторитетом священнослужителей. Опыт Таджикистана свидетельствует, что созданный на таких принципах Совет улемов не пользуется достаточным влиянием среди верующих. С одной стороны, он не умеет формулировать, выражать и защищать права верующих, с другой — не способен урегулировать сложные отношения духовенства и религиозного общества.
б) Совершенствование механизма принятия решений и указов
Еще одна причина сохранения разобщенности и раскола в религиозной среде — отсутствие координации при выпуске религиозных указов «фете», усугубляющееся на фоне не-совмещения центральных (официальных) органов духовного управления с реальными центрами религиозного влияния в обществе. Из-за низкого авторитета духовных управлений, в компетенцию которых входит и выпуск фетв, сегодня во всех республиках региона комментарии и указы официальных духовных управлений порой не находят признания ни у видных религиозных деятелей, ни у определенной части верующих.
Для изменения сложившегося положения следует, прежде всего, восстановить исламскую традицию выпуска соответствующих фетв авторитетным шуро — религиозным советом, в состав которого необходимо привлечь всех реальных духовных лидеров общества. К тому же в каждой республике региона целесообразно периодически выпускать и распространять сборники согласованных фетв авторитетных улемов, что позволит нивелировать устное и многовариантное религиозное «законотворчество».
в) Учреждение системы религиозных чинов и степеней
Как мы уже отмечали, к факторам сохранения консервативного характера религии в регионе относится и особая «бессистемная система» исламского духовенства, в которой часто отдельные его представители наносят серьезный урон влиянию и авторитету ислама в обществе. Меры по решению этой проблемы должны быть направлены на упорядочение иерархии и на изменение структуры исламского духовенства в республиках, на модернизацию типа мышления священнослужителей, образа их жизни и деятельности. В числе целесообразных мероприятий: создание четкой системы религиозных чинов, званий и степеней, соответствующих духовно-научному и служебному уровню священнослужителей; определение областей и уровней применения религиозных степеней и званий в служебной деятельности; содействие формированию класса духовных лиц современного типа, обладающих чув-
ством общественной и гражданской ответственности; оказание помощи для формирования в духовенстве «среднего» класса, то есть слоя умеренных исламских технократов и интеллигенции.
3 а к л ю ч е н и е
Анализ общего положения религии в Центральной Азии показывает, что, несмотря на специфические условия в каждой ее республике, регион переживает острый религиозный кризис, который может иметь значительные морально-нравственные и общественно-политические последствия. Исходя из этого, можно сделать некоторые выводы и внести конкретные предложения.
а) Выводы
Мусульманство и в перспективе будет оказывать влияние на общественно-политическое пространство региона в качестве важной стратегической величины; центральноазиатский ислам переживает серьезный кризис несоответствия типа и уровня религиозного мышления реалиям современного общества; консервация религиозного мышления — результат отставания региона от общей модернизации ислама, что во многом обусловлено пребыванием Средней Азии в сфере антирелигиозной политики Советского Союза. Этот кризис содействует проявлениям религиозного консерватизма и радикализма, в связи с чем огромное влияние исламского фактора на развитие общественно-политических процессов приобретает отрицательное значение. В ЦА назрела острая необходимость комплексной систематизации общественного положения религии, модернизации качества и уровня религиозного мышления.
б) Предложения и рекомендации
В странах региона следует совершенствовать механизм общественного функционирования религии и ее отношения с государством, особенно при разработке и реализации национальной политики по вопросам религии. Необходимо совершенствовать законодательную базу отношений государства и религии (в направлении ее либерализации и детализации), а также трансформировать характер и статус государственного органа по делам религии, то есть эту контролирующую структуру сделать партнером; целесообразно совершенствовать содержание и структуру религиозного образования, унифицировать его систему, модернизировать устаревшие учебные программы, восстановить утерянные связи в сфере учебной и научной деятельности.
Вместе с тем назрела потребность повысить общий уровень религиозного мышления населения в направлении более рационального восприятия религии; изменить структуру и функции духовных управлений так, чтобы они стали реальными и компетентными центрами координации работы религиозного общества и принятия соответствующих решений.