Научная статья на тему 'Особенности регулирования оферты в договоре международной купли-продажи товаров'

Особенности регулирования оферты в договоре международной купли-продажи товаров Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2257
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФЕРТА / АКЦЕПТ / МЕЖДУНАРОДНАЯ КУПЛЯ-ПРОДАЖА ТОВАРОВ / ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА / OFFER / ACCEPTANCE / INTERNATIONAL PURCHASE AND SALE OF THE GOODS / CONCLUSION OF THE CONTRACT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Угрин Т. С.

На основе анализа различных научных взглядов и также положений норм международного права рассматриваются проблемы, связанные с процедурой заключения международного договора купли-продажи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF REGULATION OF THE OFFER IN THE CONTRACT OF THE INTERNATIONAL PURCHASE AND SALE OF THE GOODS

In article on the basis of the analysis of different scientific views and also provisions of norms of international law problems the conclusions of the international treaty of purchase and sale connected with procedure are considered.

Текст научной работы на тему «Особенности регулирования оферты в договоре международной купли-продажи товаров»

J^&L ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ А

Актуальные проблемы гражданского права и процесса

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОФЕРТЫ В ДОГОВОРЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ ТОВАРОВ

Т.С. УГРИН,

кандидат юридических наук, доцент Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право E-mail: ugrin@mail.ru

Аннотация. На основе анализа различных научных взглядов и также положений норм международного права рассматриваются проблемы, связанные с процедурой заключения международного договора купли-продажи. Ключевые слова: оферта, акцепт, международная купля-продажа товаров, заключение договора.

FEATURES OF REGULATION OF THE OFFER IN THE CONTRACT OF THE INTERNATIONAL PURCHASE AND SALE OF THE GOODS

T.S. UGRIN,

candidate of jurisprudence, assistant professor

Annotation. In article on the basis of the analysis of different scientific views and also provisions of norms of international law problems the conclusions of the international treaty of purchase and sale connected with procedure are considered. Keywords: offer, acceptance, international purchase and sale of the goods, conclusion of the contract.

В современном мире заключаются большое количество договоров. Внешнеторговые договоры заключаются на основе различных правовых систем, в частности, таких как англо-американская и континен-тально-европейская. Наиболее важным отличием между этими правовыми системами является момент заключения договора. В странах англо-американской системы права (Англия, США) момент заключения договора совпадает с моментом отправления акцепта, поэтому ее называют «теорией почтового ящика». Эта теория получила отражение также в гражданском законодательстве Японии. А в государствах континентальной Европы (Франции, Германии, Италии) момент заключения договора приурочивается к моменту получения оферентом сообщения об акцепте1.

Гражданский кодекс РФ исходит из того же принципа, что и континентально-европейская правовая система: «договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта» (п. 1 ст. 433).

Сравним два разных подхода к моменту заключения договора. В «теории почтового ящика» содержится элемент неопределенности. Например: акцептант отослал акцепт вовремя, но в связи с задержкой на почте ответ пришел с опозданием к оференту, а оферент, в свою очередь, уже заключил другой договор, так как он рассматривал неполучение своевременного ответа как отказ акцептанта от заключения

договора. Исходя из возможности возникновения подобных недоразумений, предпочтение следует отдать второй концепции.

Вышеуказанная концепция отражена в ст. 23 Венской Конвенции 1980 г.: «Договор считается заключенным в момент, когда акцепт оферты вступает в силу в соответствии с положениями настоящей Конвенции». Пункт 2 ст. 18 Конвенции гласит: «Акцепт оферты вступает в силу в момент, когда указанное согласие получено оферентом». Таким образом, Венская Конвенция в данном вопросе занимает позицию, характерную для континентальной Европы.

Процесс заключения договора — это всегда поиск компромисса, успешный исход вероятен, чем большими альтернативами в регламентации отношений с партнером располагает сторона. Это, в свою очередь, возможно, за счет практики составления и разработки договоров, знание которой делает гибкой позицию сторон.

Первым действием, необходимым для заключения договора международной купли-продажи, как и любого другого, является направление оферты. В этом отношении весьма большое значение имеет ст. 14 Конвенции, где дается определение оферты: «Предложение о заключении договора, адресованное одному или нескольким конкретным лицам, яв-

1 Фомичев В.И. Международная торговля. М., 1998. С. 54.

- -Я. -

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права и процесса

ляется офертой, если оно достаточно определено и выражает намерение оферента считать себя связанным в случае акцепта».

Таким образом, в статье содержатся три основных требования, которым должно отвечать предложение о заключении договора:

1) адресат предложения — одно или несколько конкретных лиц;

2) предложение должно быть достаточно определенным, если оно содержит те условия («обозначен товар и прямо или косвенно устанавливаются количество и цена либо предусматривается порядок их определения»), без которых договор не может считаться заключенным;

3) предложение выражает намерение оферента связать себя договором в случае принятия предложения акцептантом.

Рассмотрим более подробно каждый из вышеперечисленных признаков. Сначала обратимся к субъектному составу. Ясно, что оферент — это лицо, от которого исходит оферта, а акцептант — лицо, которому адресована оферта.

В Конвенции указаны две несовпадающие ситуации применительно к акцептанту. В роли акцептанта могут выступать либо несколько конкретных лиц, либо одно лицо.

В соответствии с текстом Венской Конвенции адресатом оферты могут быть несколько конкретных лиц, которые действуют совместно, например, являются участниками полного товарищества или в случае, если оферент хочет купить здание, принадлежащее нескольким лицам. Оферта может адресоваться как определенному лицу с указанием его имени, так и владельцу или владельцам предприятия или фирмы с указанием их конкретного наименования2.

Следует отметить, что публичные оферты в тех странах, где они практикуются, как правило, применяются только во внутренней торговле или на территориях, где обычно осуществляется бизнес. Следовательно , для международной купли-продажи не характерен пример публичной оферты в форме выставления товара в витрине с указанием его цены. В тоже время, в международной торговле практикуются предложения, обращенные к неопределенному кругу лиц, например публикация рекламного объявления о готовности поставить запасные части к машинам и оборудованию по каталогу с указанием цены любому лицу, на основании заказа адресата со ссылкой на ка-

талог. Хотя, даже направление по почте рекламного объявления и каталога конкретному адресату не исключает возможности рассмотрения данного предложения в качестве вызова на оферту3.

Данные расхождения учтены в Конвенции; ее составители избрали компромиссный вариант. В Венской Конвенции указано общее правило о том, что для признания офертой предложения о заключении договора необходимо, чтобы оно было адресовано одному или нескольким конкретным лицам, а предложение, адресованное неопределенному кругу лиц (например, реклама, опубликованная в средствах массовой информации), рассматривается лишь как приглашение делать оферты и может квалифицироваться в качестве оферты лишь при наличии соответствующего прямого указания лица, сделавшего такое предложение (п. 2 ст. 14 Конвенции).

В соответствии с Гражданским кодексом РФ, для признания предложения публичной офертой необходимо, чтобы оно отвечало трем следующим признакам:

1) должно содержать в себе все существенные условия договора;

2) из предложения должна усматриваться воля оферента заключить договор;

3) из предложения должна следовать посылка заключить договор с любым, кто отзовется.

Интересно, что в одном из дел офертой на заключение договора перевозки была признана заявка о выделении автомобилей (постановление Президиума ВАС Российской Федерации от 30 марта 1999 г. № 3943/98). В другом деле офертой на заключение договора займа было признано письмо с просьбой перечислить денежные средства (постановление Президиума ВАС РФ от 23 декабря 1997 г. № 5589/97). А постановлением Президиума ВАС РФ от 9 декабря 1997 г. № 4188/97 офертой был признан прайс-лист. Отсюда можно сделать вывод, что судебная практика в настоящее время ориентируется не на конкретную формулировку, а на содержание документа, на тот смысл, который стороны придают ему с учетом сложившихся между ними отношений. Необходимо также учесть и распространенную сегодня практику заключения договора путем выставления счета, что фактически позволяет говорить о форми-

2 Венская Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров: комментарий // под ред. М.М. Богусловского. М., 1994. С. 36.

3 Там же. С. 21.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права и процесса

ровании в отношении данного вопроса обычая делового оборота4.

К публичной оферте можно отнести сообщение в СМИ о продаже точно указанных товаров, выполнении конкретно указанных работ или предоставлении услуг, адреса оферента, готовности вступить на объявленных условиях в договор с любым желающим и т.д. С точки зрения законодателя, никакой разницы между такой офертой и обычной, адресованной конкретному лицу, нет. Иными словами обычная и публичная оферты будут иметь одинаковые последствия.

Также интересной представляется точка зрения профессора Ю.А. Кабалкина5. Он считает, что следует различать предложения, сделанные неопределенному кругу лиц, и предложения, обращенные ко всем и каждому. Так, если предложение не имеет конкретного адресата и сделано на условиях, когда оно может вызвать неопределенное число откликов, оно считается обращенным к определенному кругу лиц и признается не офертой, а вызовом на нее. Напротив, предложение рассматривается как обращение ко всем и каждому и имеет силу оферты, если в каждый момент оно может быть акцептовано лишь каким-либо одним лицом и если оно в любой момент может быть снято до наступления нового акцепта.

В соответствии с положениями ГК РФ реклама, если из нее прямо не следует, что она является офертой, рассматривается только как приглашение делать оферты. Реклама отличается от оферты тем, что она всегда обращена к неопределенному кругу лиц и ее целью является информирование потребителей о товарах, работах и услугах, а не сообщение адресатом о существенных условиях договора. В тоже время, согласно ст. 25 Закона «О рекламе» и ст. 437 ГК РФ, реклама может выступать в двух формах: как приглашение делать оферту и как публичная оферта, если в ней указаны все существенные условия договора.

Итак, в п. 1 ст. 436 ГК РФ содержится общая презумпция в пользу того, что реклама и иные предложения, которые адресованы неопределенному кругу лиц, признаются только приглашением к оферте, но не офертой. При публичной оферте определенность во взаимоотношениях сторон зависит от характера предложения; снять неопределенность должен тот, кто обращается с предложением. Если он хочет выступить с офертой, ему надо прямо выразить это в предложении, так как вторая сторона не обязана догадываться, что следует понимать под извещением.

Было бы справедливым исходить из положений Венской Конвенции и признавать публичную оферту приглашением делать оферты, поскольку Россия является участницей данной Конвенции. Согласно п. 2 ст. 7 ГК РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора. Поэтому, любое лицо, обращающееся к оференту, выступает с предложением заключить договор на условиях, указанных в публичной оферте. Оферент, обладающий возможностью предоставить соответствующие товары, работы, услуги, заключает договор с обратившимися.

В отношении розничной купли-продажи действует специальное правило (п. 2 ст. 494 ГК РФ). Оно выражается в том, что выставление товаров в месте продажи (на прилавке, витрине), демонстрация их образцов или представление сведений о продаваемых товарах (каталогов, описаний, фотоснимков товаров) в месте их продажи могут быть признаны публичной офертой даже в случаях, когда отсутствует цена и другие существенные условия, кроме случаев, когда продавец явно для окружающих определил, что соответствующие товары не предназначались для продажи (такое указание может быть сделано в витрине). Соответственно, в исключение из правила, установленного п. 1 ст. 437 ГК РФ, одного выставления товара в месте продажи недостаточно для предположения о том, чтобы продавец рассматривал эти действия в качестве оферты.

В современной юридической литературе, несмотря на принятие ГК РФ с нормами о публичной оферте, высказываются мнения в пользу «конкретного адресата оферты»6. Таким образом, сущность публичной оферты состоит в том, что это «предложение заключить договор обращено не к неопределенному кругу лиц, а к любому и каждому»7. Поэтому первый, кто отзовется на публичную оферту, акцептует ее и тем самым снимает предложение (такси, стоящее на стоянке с включенным зеленым огоньком, автоматы по продаже напитков, размещенные на прилавке магазина товары и т.п.).

4 Алещев И.А. Оферта или не оферта? // Экономика и жизнь. № 31. 2001. С. 5.

5 Гражданский кодекс РФ. Ч. 1: науч.-практ. ком. / под ред. Т.Е. Абовой, Ю.А. Кабалкина, В.П. Мозолина. М., 1996. С. 640.

6 Гражданское право: учебник. Т. 2. / под ред. Е.А. Суханова. М., 1998. С. 23.

7 Там же С. 24.

- -Я. -

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права и процесса

М.И. Брагинский и В.В. Витрянский не согласны с такой точкой зрения. Они объясняют свою позицию следующими рассуждениями8. Существуют две разные ситуации, связанные с публичной офертой. Одна из них действительно предполагает однократность оферты и, следовательно, поглощение ее заключенным договором. Здесь имеется ввиду то, что происходит в приведенном выше примере со стоящими на стоянке в ожидании пассажиров такси. Но гораздо большее значение, по их мнению, имеют случаи множественности адресатов публичной оферты, особенно неопределенной множественности. Это видно из примера: покупка лицом товаров в магазине не прекращает действия публичной оферты. Она сохраняет силу в полном объеме, кроме, случаев, когда приобретен «последний товар». Если в отношении магазина могут быть использованы еще и правила о публичном договоре (п. 3 ст. 426 ГК РФ), то возможны ситуации, когда правила о таком договоре не действуют, а все же предложение с неоднократным действием, «брошенное в толпу», признается публичной офертой.

В российском законодательстве требования к содержанию оферты в основном совпадают с требованиями Венской Конвенции. В Конвенции понятие оферты сформулировано немного более общим образом, чем в ГК РФ, а именно «указанием в предложении существенных условий договора (обозначение товара, его количество и цена) или порядка их определения» (ст. 14 (1) Конвенции. Согласно в ГК РФ, «оферта должна содержать существенные условия договора» (ст. 475 ГК).

В ст. 55 Конвенции содержится критерий определения цены: «в тех случаях, когда договор был юридически действительным образом заключен, но в нем прямо или косвенно не устанавливается цена или не предусматривается порядка ее определения, считается, что стороны; при отсутствии какого-либо указания об ином, подразумевали ссылку на цену, которая в момент заключения договора обычно взималась за такие товары, продававшиеся при сравнимых обстоятельствах в соответствующей области торговли». Следовательно, если исходить из ст. 55 Конвенции, то отсутствие в предложении условия о цене не лишает его достаточной определенности. Таким образом, между ст. 14 (1) и ст. 55 Конвенции заметно противоречие, которое в литературе предлагается разрешить следующим образом9. Согласно ст. 6, стороны могут отступить от любого положения Конвенции или из-

менить его действие (при условии соблюдения письменной формы сделки — ст. 12). Отсутствие в договоре соглашения сторон о цене следует рассматривать как договоренность отступить от положения — ст. 14 в отношении условия о цене. Существует мнение, что такой подход допустим лишь в исключительных ситуациях, например, когда покупатель принял и использовал поставленный товар10.

Моя точка зрения по этому вопросу состоит в следующем: логичнее было бы полагать, что при отсутствии упоминания о цене нельзя заключить юридически действительный договор, так как, по нашему мнению, цена должна быть существенным или необходимым условием всякого возмездного договора.

В Комментарии Секретариата ООН разрешили это противоречие, сославшись на то, что некоторые государства при ратификации Конвенции могут сделать оговорку о том, что ч. 2 Конвенции (Заключение договора) не будет применяться, если одна из сторон договора купли-продажи имеет свое коммерческое предприятие в данном государстве. Подобные оговорки сделали: Дания, Норвегия, Финляндия и Швеция, соответственно, в этих странах не будет возникать расхождений между упомянутыми статьями11. Вместе с тем, большинство государств приняли Конвенцию целиком, поэтому для этих стран адекватное толкование взаимосвязи этих двух статей необходимо.

Конвенция не затрагивает вопроса о действительности договора или каких-либо из его положений; отсюда следует, что этот вопрос должен решаться в соответствии с применимым национальным правом. Во многих странах, прежде всего с англо-американской правовой системой, цена не считается существенным условием договора и, соответственно, он может быть признан действительным и без указания цены. В России цена, согласно ГК РФ, также не являются существенным условием договора (ст. 485 ГК). Если применимое национальное право признает отсутствие цены в договоре основанием для признания договора недействительным, то ст. 55 не применяется.

8 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Т. 1. М., 2000. С. 156.

9 Лебедев С.Н. Вопросы заключения договора в Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров: мат-лы семинара по Конвенции об исковой давности и Конвенции о договорах междунар. купли-продажи товаров, разработанных в рамках Комиссии ООН по праву международной торговли. М., 1995. С. 59.

10 Там же. С. 61.

11 Венская Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров: комментарий. С. 147.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права и процесса

В ст. 16 Венской Конвенции указаны два вида оферты: твердые и условные. Твердую оферту отозвать нельзя. Безотзывная оферта определяется в Конвенции следующим образом: «в ней указывается путем установления определенного срока или иным образом, что она является твердой либо для адресата было разумным рассмотреть ее в качестве безотзывной».

В ходе Венской конференции представители англоамериканской и континентальной систем права по-разному истолковали первую часть определения. Так, представители континентальной Европы считают, что оферта становится безотзывной в силу факта включение в оферту срока для акцепта. Представители другой правовой системы исходят из того, что оферта будет твердой в тех случаях, когда в ней указывается, что она действительна до какой-либо определенной даты12.

Конвенция исходит из того, что по общему правилу, оферта считается условной (п. 1 ст. 16), если иное не следует из ее текста или из взаимоотношений сторон (п. 2 ст. 16). Сопоставление положений Конвенции и ГК (ст. 435—438) об оферте свидетельствует о том, что они аналогичны по своей сути и, следовательно, ГК разработан с учетом сложившихся к настоящему времени и широко применяемых норм международного права. Их сходство не означает их полного тожества, так как в ГК характер общего правила придан не условной, а твердой оферте.

Свободную оферту часто используют при переговорах с несколькими возможными адресатами13. Она не обладает признаками твердой оферты и, следовательно, может быть отозвана оферентом.

До какого момента оферент вправе отозвать оферту? Договор считается заключенным в момент получения акцепта оферентом. Соответственно, оференту можно было бы предоставить право отозвания оферты до момента заключения договора. Но, в Конвенции данный вопрос решили в интересах адресата, поэтому право на отзыв оферты ограничивается коротким периодом (до отправления акцепта адресатом).

Следовательно, право оферента на отзыв оферты прекращается в момент своевременного отправления акцепта, не смотря на то, что оферент еще не получил акцепт и договор к тому моменту еще не был заключен14. Таким образом, своевременное направление акцепта лишает оферента права отозвания оферты и превращает тем самым оферту из условной в твердую.

Необходимо различать понятия « отмены» и «отозвания» оферты. Отменить оферту можно до ее вступ-

ления в силу. Отозвание же допускается после вступления оферты в силу и до отправки акцепта, притом только для условной оферты15.

В ст. 17 Конвенции указано, что оферта утрачивает силу в момент получения оферентом сообщения об отклонении оферты. С этого момента оферент больше не связан принятым им обязательством и вправе заключить договор с другим лицом. Отказаться от оферты можно как прямым, так и косвенным путем. Примером косвенного отказа служит ответ, содержащий существенное изменение предположения, который, в свою очередь, является встречной офертой.

В.А. Мусин считает, что оферта представляет собой одностороннюю сделку, направленную на заключение договора16. Ее юридическая сила выражается в том, что в сочетании с другой односторонней сделкой-акцептом (совершенным своевременно, т.е. в пределах установленного в оферте либо-при отсутствии в ней таких указаний-разумного срока) она приводит к возникновению договорного обязательства между оферентом и акцептантом.

Ф.И. Гавзе был против такой позиции. Он обращал внимание на то, что «эти действия — предложение (оферта) и понятие предложения (акцепт) — лишь составные части двухсторонней сделки-договора. Волеизъявление одного из лиц, изъявивших свою волю (оферента), направлено на получение ответного волеизъявления другого лица (акцептанта), в результате чего возникает общий волевой акт, договор, приводящий к достижению встречных результатов, желательных для них»17.

Последняя точка зрения пользуется большим признанием среди российских цивилистов. Так, О.А. Красавчиков, также полагал, что «договор является не суммой двух односторонних сделок, а тем конечным результатом, в котором воля сторон находит свое общее выражение, то есть единым, с юридической точки зрения, «волевым актом»18. Снашей точки зрения именно эта позиция представляется более правильной.

12 Венская Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров: комментарий. С. 158.

13 Мусин В.А. Международные торговые контракты. Л., 1986. С. 25.

14 Коммерческое право / под ред. В.Ф. Попондопало, В.Ф. Яковлева. СПб., 1998. С. 364.

15 Брызгалова Н.Я. Контракт во внешнеэкономической деятельности: учеб. пособие. Владивосток, 1996. С. 56.

16 Мусин В.А. Указ. соч. С. 29.

17 Гавзе Ф.И. Социалистический гражданско-правовой договор. М., 1972. С. 87.

18 Красавчиков М.И., ВитрянскийВ.В. Договорное право. Т. 1. М., 2000. С. 158.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.