Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ЕС'

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ЕС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Европейский Союз / экономика / налоги / налогообложение / международная / политика / проект / цель / European Union / economy / taxes / taxation / international / politics / project / goal.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдимажитова, Барно Марат Қизи, Гулямова, Гульшахноз Собировна

Статья рассматривает роль налоговой политики в развитых странах как инструмента управления экономикой. Она анализирует влияние налогов на структуру и баланс общественного производства, накопление капитала, рынок сбыта и производственные циклы. В контексте Европейского союза (ЕС) подробно освещается унификация налоговых систем, принципы координации и гармонизации налогового законодательства, а также вопросы фискального суверенитета государств-членов. Статья акцентирует внимание на значимости эффективного администрирования налогов и стратегическом подходе к налоговой политике для обеспечения единства внутреннего рынка и предотвращения препятствий для свободного движения товаров, услуг, лиц и капитала в рамках ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICATIONS OF TAXATION REGULATION IN THE EU

The article examines the role of tax policy in developed countries as an economic management tool. She analyzes the impact of taxes on the structure and balance of social production, capital accumulation, the sales market and production cycles. In the context of the European Union (EU), the unification of tax systems, the principles of coordination and harmonization of tax legislation, as well as issues of fiscal sovereignty of the member states are covered in detail. The article focuses on the importance of effective tax administration and a strategic approach to tax policy to ensure the unity of the internal market and prevent obstacles to the free movement of goods, services, persons and capital within the EU.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ЕС»

Research BIB / Index Copernicus

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ЕС

Абдимажитова Барно Марат кизи,

Магистрантка направления «Внешнеэкономическая деятельность» Университет мировой экономики и дипломатии Ташкент, Узбекистан Гулямова Гульшахноз Собировна, к.э.н., доцент кафедры «Международные финансы и инвестиции» Университет мировой экономики и дипломатии Ташкент, Узбекистан

АННОТАЦИЯ

Статья рассматривает роль налоговой политики в развитых странах как инструмента управления экономикой. Она анализирует влияние налогов на структуру и баланс общественного производства, накопление капитала, рынок сбыта и производственные циклы. В контексте Европейского союза (ЕС) подробно освещается унификация налоговых систем, принципы координации и гармонизации налогового законодательства, а также вопросы фискального суверенитета государств-членов. Статья акцентирует внимание на значимости эффективного администрирования налогов и стратегическом подходе к налоговой политике для обеспечения единства внутреннего рынка и предотвращения препятствий для свободного движения товаров, услуг, лиц и капитала в рамках ЕС.

Ключевые слова. Европейский Союз, экономика, налоги, налогообложение, международная, политика, проект, цель.

SPECIFICATIONS OF TAXATION REGULATION IN THE EU

Abdimajitova Barno Marat qizi,

Master's candidate of the direction "Foreign Economic Activity" University of World Economy and Diplomacy Tashkent, Uzbekistan Gulyamova Gulshaxnoz Sobirovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of "International Finance and

Investments" Department University of World Economy and Diplomacy Tashkent, Uzbekistan

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

Research BIB / Index Copernicus

ABSTRACT

The article examines the role of tax policy in developed countries as an economic management tool. She analyzes the impact of taxes on the structure and balance of social production, capital accumulation, the sales market and production cycles. In the context of the European Union (EU), the unification of tax systems, the principles of coordination and harmonization of tax legislation, as well as issues of fiscal sovereignty of the member states are covered in detail. The article focuses on the importance of effective tax administration and a strategic approach to tax policy to ensure the unity of the internal market and prevent obstacles to the free movement of goods, services, persons and capital within the EU.

Keywords. European Union, economy, taxes, taxation, international, politics, project, goal.

Согласно нынешней экономической политике, развитые страны используют налог как инструмент управления экономикой. Для этого используются ставка налога, способ его взимания, налоговые льготы, скидка. Эта деятельность влияет на структуру и баланс общественного производства, накопления капитала, рынка сбыта и производственных циклов. Налог влияет на уровень роста I и II разделов общественного производства ( I. производство средств производства; II. производство предметов потребления, которые выполняют различные функции в процессе воспроизводства), дает возможность им уравняться и I разделу развиваться быстрее, чем II. Государство влияет на платежеспособность населения и его численность через налоги и государственные расходы. Воздействуя на доходы населения посредством налогообложения, он управляет и формализует период расширенного производства. Повышая налогообложение и уменьшая доходы населения или увеличивая доходы населения на основе налогообложения, государство создает условия для роста расширенного производства в тех же темпах.

Важным этапом процесса налогообложения является процедура определения налоговой базы, то есть она считается важнейшим процессом при поступлении налогов в государственный бюджет. На данном этапе прямо и косвенно регулируется налоговая политика. В зависимости от определения налоговой базы, налоговой нагрузки, размера налоговых поступлений возникают правоотношения, связанные с налогом и тому подобные важные процессы. Эти процессы, в свою очередь, возвращаются к налоговому администрированию и усложняют его. Вышеуказанные случаи еще раз

Research BIB / Index Copernicus

показывают, что тщательный механизм процедуры определения налоговой базы является основным источником, создающим основу для правильного и точного их расчета и достаточного размера поступлений в государственный бюджет. Как известно, одним из важных факторов, влияющих на налоговую базу, являются изменения в налоговой политике государства. К таким изменениям относятся дополнительное предоставление некоторых налоговых льгот, отмена, увеличение или уменьшение налоговых ставок, расширение или сокращение некоторых объектов налогообложения (исключение из объекта налогообложения) и так далее. Конечно, в таких процессах для развития отрасли важен эффективный зарубежный опыт развития налоговой системы и налоговой политики, эффективные исследования, широкое использование инноваций в налоговой системе зарубежных стран.

В настоящее время структура налогообложения в странах-членах ЕС характеризуется значительной степенью унификации. Это связано с усилиями ЕС по гармонизации налоговых систем с целью создания более единого рынка и снижения препятствий для свободного потока товаров, услуг и капитала внутри Евросоюза. По состоянию на 1 января 2023г. налоговые системы всех стран-членов ЕС предполагают взимание таких налогов, как налог на прибыль, подоходный налог на доходы физических лиц, НДС, социальные налоги. Такие элементы налоговой системы, как порядок исчисления и уплаты налогов, налоговые льготы и освобождения, система контроля за налогоплательщиками со стороны налоговых органов, также являются идентичными. Однако, некоторые аспекты налогообложения все еще остаются в компетенции отдельных стран-членов, и уровень унификации может варьироваться в зависимости от конкретного налога и от страны. Несмотря на это, в целом, можно говорить о том, что налогообложение в ЕС становится все более гармонизированным в рамках процесса европейской интеграции.

Правовое регулирование налогов и сборов в ЕС обусловлено наличием нескольких факторов. Во-первых, можно выделить принципиальное различие между сферами прямого и косвенного налогообложения в ЕС, каждая из которых имеет свою специфику регулирования на наднациональном уровне. Во-вторых, администрирование в сферах прямого и косвенного налогообложения в государствах-членах ЕС регулируется на уровне ЕС, исходя из целей и задач, актуальных для интеграции государств-членов ЕС.

Применительно к первому фактору следует отметить, что если в случае косвенного налогообложения существует гармонизация налоговых систем государств-членов ЕС, то в области прямого налогообложения осуществляется

Research BIB / Index Copernicus

процесс координации. При осуществлении координации налоговых систем Комиссия ЕС издает Сообщения, которые посвящены конкретным проблемам налогообложения, и относящиеся к так называемым нормам «мягкого права». И поскольку «мягкое право» является индикатором правового убеждения, постольку его правовое качество выражается в рамках традиционных, признанных сообществом государств источников права. Зачастую оно может быть использовано для толкования традиционных источников права. Кроме того, его действие обусловлено значением для правоприменения

В частности, в странах-членах ЕС налог на прибыль юридических лиц исчисляется за календарный год или соответствующий финансовый год, установленный в учредительных документах компании (в случае если финансовый год отличается от календарного). Объектом налогообложения в большинстве стран-членов ЕС является прибыль, полученная компанией от деятельности во всем мире.

Еще в 1967 году была принята Программа Комиссии ЕЭС по гармонизации прямых налогов, в которой определялся следующий перечень задач:

- устранение всех налоговых барьеров для перемещения капитала, единого рынка и расширения инвестиций;

- обеспечение налогового нейтралитета корпоративных операций по реструктуризации и трансграничным слияниям;

- обеспечение условий для реализации принципа равной конкуренции в сфере инвестиций с помощью выравнивания налоговых стимулов и методов исчисления налогов;

- устранение различий между налогами, взимаемыми с активов компаний, инкорпорированных в государствах-членах;

- создание единообразной налоговой базы налога на корпорации и метода исчисления прибыли;

- сближение ставок налога на корпорации государств-членов;

- координация способов проведения налоговых проверок и взимания налогов;

- устранение двойного налогообложения, которое не может быть достигнуто в процессе гармонизации

Общим моментом в порядке взимания налога на прибыль в странах-членах ЕС является также наличие инвестиционных льгот по налогу на прибыль. Данные льготы, как правило, предоставляются в виде права на ускоренную амортизацию объектов основных средств или возможности использования

Research BIB / Index Copernicus

компаниями налогового вычета на сумму расходов, понесенных при осуществлении научно-исследовательской или инновационной деятельности.

Порядок взимания налогов, отличных от налога на прибыль, также в значительной степени унифицирован, а в отношении НДС является общим для всех стран-членов ЕС. В качестве примера подобной унификации можно привести то, что система государственного социального страхования работников в большинстве стран-членов ЕС предусматривает получение средств финансирования от работодателей в виде соответствующих взносов во внебюджетные фонды. Налогообложение имущества налогоплательщиков, как правило, осуществляется в странах-членах ЕС на уровне местных властей и муниципалитетов.

В то же время налоговые системы стран-членов ЕС имеют свои особенности, которые, связаны с приоритетами национальной экономической политики, бюджетными взаимоотношениями между различными уровнями власти или иными факторами.

Налоговая политика ЕС состоит из системы мер, проводимых не только институтами и органами ЕС, но и государствами-членами в целях гармонизации и координации налогового законодательства государств-членов для устранения налоговых барьеров на внутреннем рынке, обеспечения реализации основных свобод, закрепленных учредительным актом ЕС, недопущения недобросовестной и пагубной налоговой конкуренции, дискриминации на внутреннем рынке, создании норм об избежании двойного налогообложения. Однако в учредительном акте ЕС налоговая политика не определяется в качестве отдельного вида политики. Вместе с тем в учредительном акте ЕС закреплено, что в компетенцию ЕС входит сближение (гармонизация), которое необходимо с целью обеспечить создание или функционирование внутреннего рынка и не допустить искажений конкуренции

Институты ЕС осуществляют свою деятельность по налоговым вопросам только в том случае, если государство-член ЕС не может эффективно решить возникшие проблемы. По сути проблемы возникают из-за отсутствия должного уровня координации между налоговыми политиками государств-членов ЕС. В Договоре о функционировании ЕС содержится следующее положение: «В отдельных сферах и согласно условиям, предусмотренным Договорами, Союз располагает компетенцией осуществлять деятельность, направленную на поддержку, координацию или дополнение деятельности государств-членов, не подменяя при этом их компетенцию в данных сферах»

Research BIB / Index Copernicus

В связи с процессом координации национальных налоговых систем Комиссия ЕС выразила мнение, согласно которому сохранение единогласия в голосовании по налоговым вопросам не способствует данному процессу. Соответственно, было предложено заменить такое голосование на голосование посредством квалифицированного большинства, однако государства-члены ЕС не подержали мнение Комиссии по этому вопросу. Таким образом, фискальный суверенитет является не простой декларацией, а выражает реалии функционирования ЕС.

Таким образом, ключевыми принципами для координации налогового администрирования государств-членов в ЕС являются:

1) устранение дискриминации и двойного налогообложения;

2) предотвращение злоупотреблений налоговыми правами;

3) снижение издержек, связанных с налогообложением доходов в разных налоговых юрисдикциях.

Таким образом, создание общего рынка ЕС в 60-х годах XX века и его трансформация в единый внутренний рынок в начале 90-х годов потребовали создания условий формирования принципов и норм в области налогов и сборов, которые бы обеспечивали реализацию основных свобод: свободное движение товаров, услуг, лиц и капитала между государствами-членами ЕС. Согласно праву ЕС эти свободы не должны ограничиваться какими-либо препятствиями, в частности, налогового характера. Соответственно, процесс координации налоговых систем государств-членов ЕС призван, прежде всего, обеспечить единство внутреннего рынка ЕС.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА (REFERENCES)

1. Shelton (Hrsg) Commitment and Compliance: the Role of Non-Binding Norms in the International Legal System, 2000. P.15

2. EEC Fiscal and Fin. Comm., Tax Harmonization in the Common Market (Newmark Report) (July 9, 1962). // Захаров А. С.Налоговое право ЕС. Актуальные проблемы функционирования единой системы. М., 2010

3. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение_ред. _2017, 4-е изд. -558с; М.Р.Пинская Основы теории налогов и налагооблажения/ под научн.ред. д.е.н.,проф. Б.С.Барда: Мопография. - М.:Издателъство Палеотип, 2004.-216с

4. Сообщение Комиссии Совету. «На пути к внутреннему рынку без налоговых препятствий», COM [2001]582.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.