Научная статья на тему 'Особенности регистрации товариществ собственников жилья'

Особенности регистрации товариществ собственников жилья Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
105
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности регистрации товариществ собственников жилья»

№11(74), 2007

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

Особенности регистрации товариществ собственников жилья

Д.А. Ермак

заместитель начальника управления по делам некоммерческих организаций города Москвы

В связи с принятием 10 января 2006 года Федерального закона № 18-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон): установлен специальный порядок государственной регистрации некоммерческих организаций.

Определение специального порядка государственной регистрации некоммерческих организаций в первую очередь обусловлено необходимостью приведения в соответствие с законодательством учредительных документов создаваемых некоммерческих организаций, в том числе товариществ собственников жилья (ТСЖ), и обеспечения правовой защиты прав граждан, членов и участников организаций, в том числе прав и законных интересов всех жильцов, совместно проживающих в многоквартирном доме.

Немаловажным фактором при объединении собственников помещений в многоквартирном доме является недопущение незаконного создания ТСЖ и пресечение попыток создания нескольких ТСЖ в одном многоквартирном доме.

Главная задача государства и государственных органов - обеспечить условия законного создания и деятельности ТСЖ, соблюдая при этом права и законные интересы всех граждан, совместно проживающих в многоквартирном доме.

С 18 апреля 2006 года Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) и ее территориальные органы осуществляют функции по государственной регистрации ТСЖ согласно требованиям статьи 13.1 Федерального закона. В соответствии с этим законом документы, необходимые для госу-

дарственной регистрации ТСЖ, должны представляться в Росрегистрацию или ее территориальные органы не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации.

Росрегистрация или ее территориальный орган при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации некоммерческой организации не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения необходимых документов принимает решение о государственной регистрации некоммерческой организации и направляет в соответствующий налоговый орган сведения и документы для включения в единый государственный реестр юридических лиц.

Не позднее трех рабочих дней со дня получения от налогового органа информации о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о некоммерческой организации Росрегистрация или ее территориальный орган выдает свидетельство о государственной регистрации. Таким образом, процедура государственной регистрации некоммерческой организации занимает не более месяца.

При принятии решений о государственной регистрации товариществ собственников жилья территориальные органы Федеральной регистрационной службы сталкиваются с рядом проблем правового характера. Так, согласно пункту 1 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о создании товарищества собственников жилья считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ

Статьей 13.1 Федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческой организации. Существующим законодательством не предусмотрена обязанность заявителя представлять для государственной регистрации товарищества собственников жилья документы, подтверждающие право собственности учредителей на помещения в многоквартирном доме.

Проверить правомочность создания ТСЖ территориальному органу Росрегистрации возможно лишь при добровольном представлении заявителем правоустанавливающих документов на помещения, принадлежащие учредителям. В случае отказа представить документы, подтверждающие право собственности, у территориального органа Росрегистрации существует два выхода.

1. Территориальный орган Росрегистра-ции принимает решение о государственной регистрации товарищества собственников жилья на основании представленных документов, учитывая, что в заявлении о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», заявитель подтверждает, что при создании некоммерческой организации соблюден установленный для некоммерческой организации данной организационно-правовой формы порядок учреждения.

В этом случае возможно массовое злоупотребление правом со стороны отдельных собственников помещений, застройщиков. Уже сегодня территориальные органы Рос-регистрации вовлечены в многочисленные судебные споры. В Федеральную регистрационную службу поступает множество жалоб представителей товариществ собственников жилья на нарушения порядка создания некоммерческих организаций.

Ситуация, которая в настоящее время складывается с порядком создания товариществ собственников жилья, практически

парализует деятельность, ради которой они созданы. Выявляются случаи, когда товарищество собственников жилья создается не собственниками помещений, а застройщиком, либо учредителями товарищества в многоквартирном доме являются несколько человек, не обладающих более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений или не имеющих прав собственности на помещения.

2. В случае отказа заявителя в добровольном порядке представить документы, подтверждающие право собственности учредителей товарищества собственников жилья территориальный орган Росрегист-рации самостоятельно проверяет правомочность создания товарищества путем получения соответствующей информации из единого государственного реестра прав.

Полагаю, что специальный порядок государственной регистрации ТСЖ должен остаться и проверка правомочности создания товарищества собственников жилья должна проводиться, поскольку эта процедура в большинстве случаев позволит избежать нарушений прав граждан.

Решением указанного проблемного вопроса могло бы послужить внесение изменений в существующее законодательство, предусматривающих представление при государственной регистрации товарищества собственников жилья копий правоустанавливающих документов собственников помещений.

Снижение кворума собственников при проведении первого собрания ниже, чем на пятьдесят процентов, нецелесообразно, поскольку такой порядок создания ТСЖ будет нарушать права большинства собственников.

Кроме того, необходимо учитывать, что органы управления ТСЖ в своей деятельности будут аккумулировать и расходовать значительные денежные средства граждан, которые направляются ими на содержание многоквартирного дома. Законность создания и деятельности ТСЖ является основным гарантом обеспечения безопасного содержания многоквартирных домов и надежного предоставления жилищных услуг.

Подписка в любое время (495) 974-1945; 974-1950 57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.