О. Д. Цыденов. Особенности региональной социально-экономической политики в современных условиях
Литература
1. Беломестнов В. Г. Формирование экономической безопасности региона [Электронный ресурс] // Материалы круглого стола ОНФ В Республике Бурятия. — URL: http://onf.ru/region/buryatia_republic/ (дата обращения: 13.11.2014).
2. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства строительства и модернизации ЖКК Республики Бурятия [Электронный ресурс]. — URL: http://egov-buryatia.ru/index.php?id=5676 (дата обращения 13.11.2014).
УДК 332.021
ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
© Цыденов Олег Дашинимаевич, заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия
Россия, 670010, г. Улан-Удэ, ул. Ермаковского, 12. E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются проблемы формирования социально-экономической политики региона. Показано, что большая доля забот о социально-экономической политике была перенесена на органы власти субъектов Федерации в рамках процесса регионализации планирования и финансирования государственных инвестиций. Раскрыты современные факторы и условия, в том числе санкции, влияющие на региональную политику. Выявлены тенденции, ухудшающие состояние финансов промышленных предприятий. Отмечено, что антикризисные мероприятия могут включать в себя в краткосрочном рассмотрении различные быстрореализуемые меры, на долгосрочном этапе — стратегические задачи развития. Представлена методология сценарного управления финансами в условиях кризиса. Подчеркнуто, что экономическая политика включает в себя формирование устойчивого финансового обеспечения и сбалансированности деятельности региона, а также формирование инвестиционной привлекательности.
Ключевые слова: регион, социально-экономическая политика, санкции, сценарное управление финансами.
FEATURES OF REGIONAL SOCIOECONOMIC POLICY UNDER MODERN CONDITIONS
Tsydenov Oleg D., Deputy Head, Federal Treasury of the Republic of Buryatia 12, Ermakovskogo, Ulаn-Ude, 670010, Russia
The article discusses the problems of formation of social and economic policy in the region. It is shown that a large part of concern on the socioeconomic policy has been transferred to the authorities of the federal subjects within the process of regionalization of the planning and financing of state investments. The modern factors and conditions, including sanctions affecting the regional policy have been re-vealed.The tendencies, worsening state of finances of industrial enterprises, have been identified. It pointed out that the anti-crisis measures can include, at short term consideration, various fast implementing measures, at long-term stage - strategic objectives of the development. The methodology of financial management scenario under crisis conditions has been submitted. It is underlined that the economic policy includes the formation of stable financial support and balancing in the region's activities, as well as the formation of investment attractiveness.
Keywords: region, socioeconomic policy, sanctions, financial management scenario.
Большая доля забот о социально-экономической политике в последние годы была перенесена на органы власти субъектов Федерации в рамках процесса регионализации планирования и финансирования государственных инвестиций. Органы власти увеличивают инвестиционные вложения, несмотря на дефицит бюджетных средств, так как их ответственность за развитие экономики региона становится все более весомой. Достигается это благодаря инструментам частно-государственного партнерства, системы гарантий и др. В последние годы в структуре функций социально-экономической политики регионов произошли некоторые изменения. Вместо накопления и распределения бюджетных средств сейчас на региональном уровне возникли функции поиска, привлечения и эффективного использования бюджетных и внебюджетных инвестиционных ресурсов. Политика регионов в большей
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
2(2)/2015
степени принимает вид предпринимательства, одновременно обладая всеми признаками бизнеса и при этом, не отходя от принципов социальной политики [1].
Современный этап развития социально-экономической политики характеризуется введением санкционных ограничений. Основные негативные последствия санкционных ограничений для региона: снижение инвестиций в экономику и социальную сферу, снижение спроса населения и предприятий, рост инфляции и снижение потребления, снижение реальных доходов населения и рост социальной напряженности [2].
Можно выделить следующие тенденции, которые ухудшают состояние финансов промышленных предприятий:
- рост дебиторской задолженности (в т. ч. просроченной);
- увеличение цен поставщиков, затрат на транспортные услуги, энергоносители и т. д.;
- потенциальное увеличение кредитных ставок, снижение и отказ финансовых учреждений от предоставления кредитов для инвестиционных программ, а также уменьшение объемов кредитования в целях пополнения оборотных средств;
- снижение спроса на произведенную продукцию, а также портфеля заказов (несмотря на то, что проводимая политика импортозамещения частично нивелирует данную проблему).
Таким образом, после 10 лет непрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей Россия и ее регионы столкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами. Экономические последствия санкционных ограничений приводят к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения не только в России, но и в странах которые ввели эти санкции.
На недопущение развития негативных процессов в экономике должны быть направлены действия исполнительной власти всех уровней [3, 4].
Действия органов государственного управления по локализации последствий санкционных ограничений:
- формирование программы ресурсосбережения в экономике региона; анализ и секвестр бюджетных расходов по «отложенным» статьям;
- пересмотр последовательности реализации инвестиционной программы; переоценка необходимости инвестиционных объектов; изменение пропорций многоканального финансирования инвестиционных объектов;
- формирование перечня стратегических предприятий региона, их всемерная поддержка; формирование договорных обязательств с данными предприятиями, вплоть до участия в бизнесе.
Антикризисные мероприятия могут включать в себя в краткосрочном рассмотрении различные быстрореализуемые меры, на долгосрочном этапе — стратегические задачи развития. Они могут позволить решать важнейшие проблемы развития экономики и увеличить степень социальной защищенности населения [5].
Финансовый аспект программ развития территорий будет являться очень важным, т. к. проблемные территории, даже с учетом межбюджетных выравниваний, чаще всего остаются финансово несостоятельными.
Можно представить следующую методологию сценарного управления финансами в условиях кризиса:
1) выявление списка основных необходимых мероприятий по территориям региона в отраслевом разрезе;
2) разделение инвестиционных и текущих затрат;
3) ранжирование мероприятий по приоритетам реализации с выделением базовой и сценарной части;
4) разработка сценарного финансового прогноза;
5) оценка базовой и сценарной части доходов консолидированного бюджета и финансовых ресурсов бизнеса;
6) определение возможности собственного финансирования базовой и сценарной части программы;
7) определение потребностей в финансовой поддержке для реализации базовой и сценарной части программы, изыскание источников.
В процессе реализации данной методологии базовая часть мероприятий на территории должна быть обязательно осуществлена в планируемом периоде и за счет собственных и внешних источников финансирования. Сценарная часть, в свою очередь, будет реализована при наиболее благоприят-
Е. Ю. Колесов. Проблема диспропорций в развитии инфраструктуры региона
ном сочетании факторов и показателей. Этот подход позволит уменьшить риск неплатежей и просрочек за фактически выполненные работы, которые не подтверждены источником финансирования, т. к. эти факты служат одной из основных причин финансовой несостоятельности значительного количества муниципальных унитарных предприятий. В большей степени способствуют ухудшению экономической и управленческой ситуации на территориях работы, которые не подтверждены ресурсами. Они не могут быть оправданы ожидаемыми доходами от роста объемов промышленного производства и потенциально возможного развития территории в долгосрочном периоде, так как они имеют разную природу и не перекрывают друг друга.
Таким образом, основные цели развития региона определяются в области экономической и социальной политики. Экономическая политика включает в себя формирование устойчивого финансового обеспечения и сбалансированности деятельности региона, а также формирование инвестиционной привлекательности. Социальная политика направлена на обеспечение социальной привлекательности территорий региона, в том числе занятости населения, высокого уровня качества жизни населения.
Литература
1. Беломестнов В. Г. Управление потенциалом региональных социально-экономических систем. — СПб.: НПК РОСТ, 2005.
2. Улан-Удэ. Стратегия социально-экономического развития до 2020 г. / Г. А. Айдаев, В. Г. Гаврилов, З. Г. Сангадиев, В. Г. Беломестнов. — Улан-Удэ: НоваПринт, 2009.
3. Дашицыренов Ч. Д., Беломестнов В. Г. Территориальные организационно-экономические ресурсы развития социально-экономических систем региона // Вестник ВСГУТУ. — 2013. — № 5(44). — С. 158-162.
4. Цыренов Д. Д. Статистическая оценка места муниципального образования в экономическом пространстве Республики Бурятия // Вестник Бурятского государственного университета. — 2014. — Т. 2, № 1. — С. 3437.
5. Беломестнов В. Г. Управление инвестиционными процессами. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2006. — 340 с.
УДК 338.47
ПРОБЛЕМА ДИСПРОПОРЦИЙ В РАЗВИТИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА
© Колесов Евгений Юрьевич, заместитель директора по информационным технологиям Улан-Удэнского института железнодорожного транспорта — филиала Иркутского государственного университета путей сообщений
Россия, 670034, г. Улан-Удэ, пр. 50 лет Октября, 58. E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются проблемы развития инфраструктуры региона. Причинами структурных диспропорций являются системные кризисы, которые проявляются в различиях потенциала экономики разных элементов инфраструктуры. Достигнуть баланса среди элементов инфраструктуры можно с помощью двух факторов: сложившейся рыночной ситуации и управленческих действий. Раскрыто, что одной из главных целей управления инфраструктурой может служить координация ресурсных и управленческих потоков, а также обеспечение баланса между ними. К основным направлениям устранения инфраструктурных диспропорций в регионе относится повышение коэффициента использования производственного потенциала, добавление структурообразующих элементов, объединение элементов инфраструктуры, развитие связей в инфраструктуре. Выявлена необходимость увеличения возможности обмена ресурсами между элементами в системе и, при необходимости, маневрирования ресурсами. Ключевые слова: регион, инфраструктура, развитие, диспропорции, баланс.
PROBLEM OF IMBALANCES IN THE DEVELOPMENT OF INFRASTRUCTURE IN THE REGION
Kolesov Evgeny Yu., Deputy director for information technologies, Ulan-Ude Institute of Railway Transport — Branch of Irkutsk State University of Railway Transport 58, Ave 50-letiye Oktyabrya, Ulan-Ude, 670034, Russia
The article discusses the problems of the development of infrastructure in the region. The causes of structural imbalances are systemic crises that occur in the potential differences between the economies of dif-