Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РЕГИОН / ПОЛИТИКА / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ОСОБЕННОСТИ / ПРОБЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Байзулаев Салих Ахметович, Ягумова Зарема Нурбиевна, Непеева Халимат Юсуповна

В статье представлены основные научные подходы к трактовке импортозамещения. Дается характеристика основных этапов современной промышленной политики импортозамещения, рассматривается ее реализации в промышленности региона. Обозначаются проблемы реализации региональной промышленной политики импортозамещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Байзулаев Салих Ахметович, Ягумова Зарема Нурбиевна, Непеева Халимат Юсуповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE REGIONAL INDUSTRIAL POLICY OF IMPORT SUBSTITUTION

The article presents the main scientific approaches to the interpretation of import substitution. The characteristic of the main stages of the modern industrial policy of import substitution is given, its implementation in the industry of the region is considered. The problems of implementation of the regional industrial policy of import substitution are outlined.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ»

DOI 10.47576/2712-7559_2021_5_4_353 УДК 338.45.01

Байзулаев Салих Ахметович,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и финансов, Кабардино-Балкарский государственный университет, г. Нальчик, Россия

Ягумова Зарема Нурбиевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов, Кабардино-Балкарский государственный университет, г. Нальчик, Россия, e-mail: zarema262@mail.ru

Непеева Халимат Юсуповна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов, Кабардино-Балкарский государственный университет, г. Нальчик, Россия

ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

В статье представлены основные научные подходы к трактовке импортозамещения. Дается характеристика основных этапов современной промышленной политики импортозамещения, рассматривается ее реализации в промышленности региона. Обозначаются проблемы реализации региональной промышленной политики импортозамещения.

Ключевые слова: промышленность; регион; политика; импортозамещение; развитие; особенности; проблемы.

UDC 338.45.01

Baizulaev Salikh Akhmetovich,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Economics and Finance, Kabardino-Balkarian State University, Nalchik, Russia

Yagumova Zarema Nurbievna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Finance, Kabardino-Balkarian State University, Nalchik, Russia, e-mail: zarema262@mail.ru

Nepeeva Halimat Yusupovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Finance, Kabardino-Balkarian State University, Nalchik, Russia

FEATURES OF THE REGIONAL INDUSTRIAL POLICY OF IMPORT SUBSTITUTION

The article presents the main scientific approaches to the interpretation of import substitution. The characteristic of the main stages of the modern industrial policy of import substitution is given, its implementation in the industry of the region is considered. The problems of implementation of the regional industrial policy of import substitution are outlined.

Keywords: industry; region; politics; import substitution; development; peculiarities; рroblems.

Импортозамещение является инструментом реализации стратегии устойчивого развития государства и предполагает индустриализацию экономики, посредством использования таких экономических стимулов, которые должны быть направлены на увеличение доли отечественных товаров в общем объеме национального предложения. Именно поэтому необходимо способствовать развитию и повышению конкурентоспособности на внутреннем рынке конкретных отраслей промышленности, с целью снижения спроса на импортную продукцию.

Прежде чем говорить о политике импор-тозамещения в региональной промышленности следует дать определение данному термину.

В экономической литературе под импор-тозамещением часто понимается «целевая установка обеспечения роста экономики за

счет развития внутреннего рынка промышленных товаров». Помимо вышеупомянутой дефиниции, импортозамещение может представлять собой тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленный на замену импорта промышленных товаров, пользующихся спросом на внутреннем рынке, товарами национального производства на этапе индустриализации [6]. Принимая во внимание данные определения можно сделать вывод о том, что импортоза-мещение - это такая политика, которая не может проводиться без участия государства, которое призвано защищать и поддерживать отечественные компании от внешней конкуренции.

Основные научные подходы к определению импортозамещения можно представить следующим образом (рис. 1).

Экономически объективный процесс увеличения производства, потребления и экспорта национальных товаров пп снижении доли импорта за счет роста конкурентоспособности отечественных

Политика

Обоснованная наукой политика по оптимизации доли импорта посредством стимулирования национальных производителей и снижения импорта с помощью протекционистских инструментов

Система экономических отношений, сущность которой заключается в замене отечественными товарами импортных с целью обеспечения экономического роста

Рисунок 1 - Подходы к определению импортозамещения

Для формирования и реализации эффективной промышленной политики важное значение имеет изучение размещения промышленного производства в пространстве [2]. Обобщая эволюцию научной мысли в этой области, можно выделить сменяющие друг друга парадигмы: локальное размещение промышленности; совместное размещение промышленных предприятий в экономике региона и страны в целом; размещение производительных сил и промышленных предприятий в экономике знаний.

Так, первая парадигма рассматривала преимущественно размещение одного предприятия с учетом ограниченного перечня

внешних факторов. Существующие теории в рамках второй парадигмы учитывали множество факторов с целью обоснования размещения промышленного производства. Парадигма размещения производительных сил и промышленных предприятий в экономике знаний предлагает инструментарий, позволяющий разрабатывать и реализовывать форматы новой экономической политики [4].

Современная промышленная политика импортозамещения в Российской Федерации (начало 2000-х годов) прошла несколько последовательных этапов реализации, каждый из которых характеризовался особенными чертами и приоритетными направлениями.

Первый этап (2000-2007 гг.) - структурная перестройка, вертикальная поддержка отраслей. Направлен на развитие рыночных институтов, структурные реформы и стимулирование инноваций. Характерными чертами промышленной политики на данном этапе является: регулирование тарифов естественных монополий, налогового бремени, валютного курса; с 2004 г. усиление роли государства в экономике на фоне появления значительных бюджетных ресурсов; создание институтов развития.

Второй этап (2008-2009 гг.) - компенсационная промышленная политика, направленная на обеспечение социальной стабильности. Характерными чертами является: ручное управление в условиях резкого сокращения бюджетных ресурсов; поддержка крупных компаний; увеличение государственного сектора экономики.

Третий этап (2010-2011 гг.) - технологическая промышленная политика. Приоритетными направления развития являются структурная приватизации и инновации. Для данного этапа характерны: рост способов стимулирования инноваций, направление на улучшение бизнес-климата и создание новых рабочих мест, связанных с высокими технологиями.

Четвертый этап (2012-2014 гг.) - реинду-стриализация. Приоритетным направлением выступает модернизация и расширение занятости. Характеризуется улучшением инвестиционного климата на фоне усиления бюджетных ограничений, созданием дополнительных рабочих мест и развитием новых высокотехнологичных секторов.

Пятый этап (с 2015 г. по настоящее время) - политика устойчивого развития в условиях внешних ограничений. Наблюдается разрыв международных цепочек добавленной стоимости, внутренняя и внешняя изоляция. Характерные черты: ограничение доступа к финансовым рынкам и технологиям; развитие импортозамещения; диверсификация оборонно-промышленного комплекса для обеспечения его интеграции в рыночную экономику страны и систему гражданских экономических отношений [5].

Политика импортозамещения в Российской Федерации берет свое начало после дефолта 1998 года, когда произошло резкое падение благосостояния граждан: многие

импортные продукты стали недоступны, и возникли их российские аналоги. Благодаря росту внутреннего спроса, а также общей нормализации конъюнктуры рынка, российским производителям удалость увеличить выпуск продукции [11]. Хотя импортозамещение 1998 г. было успешным, следует понимать, что оно не было результатом продуманной экономической политики и прошло стихийно. Народное хозяйство России лишь воспользовалось открывшимися благоприятными возможностями.

Уже в 2000-х годах импортозамещение стали стимулировать путем государственной поддержки основных отраслей. Для этого в дополнение к самым крупным государственным компаниям «Роснефть» и «Газпром» были созданы новые государственные холдинги, такие как «Ростех», «Росатом», «Рос-нано». В этих корпорациях государство объединило огромное количество производственных мощностей и обеспечило им государственные заказы, а также поддержку посредством кредитования. Прибыль, полученная от успешных проектов, была направлена на модернизацию и реконструкцию старых и создание новых предприятий [11].

В это же время были снижены таможенные пошлины на ввозимые автомобили, при этом были поставлены условия - компании-импортеры должны локализовать часть своего производства на территории Российской Федерации. Среди таких компаний оказались «Ford», «Hyundai Motor», «Volkswagen» и «Renault», последняя достигла наивысших результатов в производстве некоторых моделей.

Государство подписало ряд инвестиционных контрактов, по условиям которых, компания, локализующая производство на территории РФ, обязуется довести уровень локализации до определенного процента, который определяется как процент комплектующих, произведенных в России. Со своей стороны Правительство обязуется ввести нулевую пошлину на необходимые комплектующие, завезенные из-за рубежа [11].

После реализации указанных мер, направленных на импортозамещение, наше государство более не принимало активных шагов в данном направлении вплоть до 2014 года.

Но после присоединения Крыма в марте 2014 года к ряду российских банков, компаний и Российской Федерации в целом были

применены санкции со стороны США и ряда стран Европы, которые сделали участие нашей страны во всех мировых бизнес-процессах неравноправным и дискриминационным. Такая политика подтолкнуло Правительство РФ возобновить курс на импортозамещение.

В 2014 году Правительством России был принят ряд программ, основная цель которых заключалась в создании конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности, способной к эффективному саморазвитию на основе интеграции в мировую технологическую среду, разработки и применения передовых промышленных технологий, обеспечивающих повышение производительности труда, нацеленных на формирование и освоение новых рынков инновационной продукции, эффективно решающей задачи обеспечения экономического развития страны [6].

Следует обратить внимание, что после событий 2014 года тренд на импорт основных товаров, создаваемых в этих отраслях, резко сократился, что связано в первую очередь с режимом санкций и контрсанкций. В состоянии геополитической напряженности Российская Федерация была вынуждена взять курс на восстановление и укрепление этих отраслей посредством политики импортозамещения [2]. Но, поскольку товары, импорт которых государство стремится сократить, с высокой добавочной стоимостью и, как правило, технологически сложные в производстве, возникает проблема, связанная с санкционными ограничениями, а именно запретом на поставку в Россию технологий двойного назначения.

Решением данной проблемы является локализация производства продукции, которая попадает под запрет на прямую поставку, это можно осуществить двумя методами:

1) сотрудничество с ограниченным участием иностранной компании в виде предоставления патента на технологию или продукцию;

2) создание совместных предприятий. В самом начале процесса локализации российское предприятие контролирует процессы монтажа, испытания и упаковки готовой продукции, импортируя комплектующие детали к ней. При таком методе также стоит условие, что доля отечественных деталей должна возрастать до определенного уровня, за определенный срок.

Необходимо отметить, что реализация политики импортозамещения в Российской Федерации фактически не способствовала реиндустриализации и модернизации региональной промышленности, а существующие факторы роста являются скорее внешними и экстенсивными, чем внутренними и интенсивными [7]. Причины выявленных тенденций российские эксперты видят в снижении доли основных высокотехнологичных отраслей в ВВП [8], протекционизме и связанным с ним неудовлетворительном качестве российских аналогов импортных товаров [9], низкой производительности труда, недостаточном доверии бизнеса проводимой политике, дефиците спроса на внутреннем рынке, отсутствии реальных институциональных и структурных преобразований и работающей системы стратегического управления развитием [8], преимущественно сырьевой структуре российского экспорта. Одна из ключевых причин недостаточно успешной реализации политики импортозамещения в нашей стране связана с отсутствием системного стратегического управления параллельной реализацией экспортно-ориентированного импорто-замещения на региональном уровне.

В соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ [1], основными документами регионального стратегического планирования выступают стратегии социально-экономического развития и государственные программы субъектов Российской Федерации.

В подавляющем большинстве регионов Российской Федерации были разработаны планы импортозамещения на период 20162020 годов, которые формально являются долгосрочными планами-целями, а по факту - краткосрочными планами-графиками с указанием конкретных мероприятий, сроков и ответственных, что противоречит возможностям временного горизонта планирования. В целом планы импортозамещения носят проработанный характер, определяют приоритетные отрасли импортозамещения, цели и задачи импортозамещения, мероприятия по поддержке региональных товаропроизводителей (в том числе информационно-консультационные, финансовые, маркетинговые, административные) [10].

В настоящее время в практике регионов

Российской Федерации достаточно активно используются инструменты традиционной промышленной политики. Стратегическое значение имеет формирование и реализация эффективно действующих инструментов новой промышленной политики импортоза-мещения, позволяющих внедрять современные решения на основе интеграции усилий власти и бизнеса с использованием современных достижений науки и техники.

Список литературы

1. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 28.06.2014 № 172-ФЗ. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 20.09.2021).

2. Байзулаев, С.А. Особенности пространственно-территориального развития региональных промышленных комплексов в условиях нового технологического уклада / С.А. Байзулаев, З.Н. Ягумова, З.Х. Гергова, Л.М. Гузиева // Экономические науки. -2020. - № 193. - С. 20-22.

3. Байзулаев, С.А. Стратегическое планирование развития регионального промышленного комплекса / С.А. Байзулаев, З.Н. Ягумова, З.Х. Гергова // Азимут научных исследований: экономика и управление. -2018. - Том. 7. - № 4 (25). - С. 358-360.

4. Боровикова, Н.В. Проблемы и перспективы реализации политики импортозамещения в промышленности Северо-Кавказского федерального округа / Н.В. Боровикова, А.А. Тер-Григорьянц // Вестник Севе -ро-Кавказского федерального университета. - 2018. -№ 5 (68). - С. 40-47.

5. Боровикова, Н.В. Оценка эффективности государственной промышленной политики импортоза-мещения в регионах Северо-Кавказского федерального округа / Н.В. Боровикова // Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты: сборник научных статей 10-й Международной научно-практической конференции: в 2 томах: Курск, 2020. - С. 75-78.

6. Вертакова, Ю.В. Перспективы импортозамещения в высокотехнологичных отраслях промышленности / Ю.В. Вертакова, В.А. Плотников // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ. - 2014. - №-27. - С. 7-19.

7. Иванов, О.Б. Проблемы импортозамещения в стратегиях развития российских регион / О.Б. Иванов, Е.М. Бухвальд // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. - 2017. - № 4. - С. 24-41.

8. Клепач, А.Н. Российская экономика: трудный путь вверх / А.Н. Клепач // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2018. - № 6. -Т. 214. - С. 128-198.

9. Кузнецова, ГВ. Импортозамещение - предварительные результаты политики за пять лет / ГВ. Кузнецова, Л.И. Цедилин // Российский внешнеэкономический вестник. - 2019. - № 10. - С. 7-25.

10. Малышев, Д.П. Промышленная политика импортозамещения и поддержки экспорта в субъектах

Российской Федерации / Д.П. Малышев, О.А. Бакумен -ко, В.В. Троян // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. - 2020. - № 6. - С. 55-70.

11. Холмов, Н.В. Импортозамещение как инструмент проактивной промышленной политики / Н.В. Холмов, А.Д. Холмова, Т.М. Жетписов, А.А. Саламатина // Маркетинг МВА. Маркетинговое управление предприятием. - 2020. - Т. 11. - № 2. - С. 126-147.

References

1. O strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'-nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 28.06.2014 № 172-FZ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_164841/ (data obrashhe-niya: 20.09.2021).

2. Bajzulaev, S.A. Osobennosti prostranstvenno-territorial'nogo razvitiya regional'ny'x promy'shlenny'x kompleksov v usloviyax novogo tex-nologicheskogo uklada / S.A. Bajzulaev, Z.N. Yagumova, Z.X. Gergova, L.M. Guzieva // E'konomicheskie nauki. 2020. № 193. S. 20-22.

3. Bajzulaev, S.A. Strategicheskoe planirovanie razvitiya regional'-nogo promy'shlennogo kompleksa / S.A. Bajzulaev, Z.N. Yagumova, Z.X. Gergova // Azimut nauchnyx issledovanij: e'konomika i upravlenie. 2018. Tom. 7. № 4 (25). S. 358-360.

4. Borovikova, N.V. Problemy' i perspektivy' realizacii politiki im-portozameshheniya v promy'shlennosti Severo-Kavkazskogo federal'nogo okruga / N.V. Borovikova, A.A. Ter-Grigor'yancz // Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2018. № 5 (68). S. 40-47.

5.Borovikova,N.V.Ocenkae'ffektivnosti gosudarstvennoj promy'sh-lennoj politiki importozameshheniya v regionax Severo-Kavkazskogo fe-deral'nogo okruga / N.V. Borovikova // Strategiya social'no-e'konomicheskogo razvitiya obshhestva: upravlencheskie, pravovy'e, xozyaj-stvennye aspekty: sbornik nauchnyx statej 10-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2 tomax: Kursk, 2020. S. 75-78.

6. Vertakova, Yu.V. Perspektivy' importozameshheniya v vy'sokotexnolo-gichny'x otraslyax promy'shlennosti / Yu.V. Vertakova, V.A. Plotnikov // Analiticheskij vestnik Soveta Federacii Federal'nogo Sobraniya RF. 2014. №-27. S. 7-19.

7. Ivanov, O.B. Problemy' importozameshheniya v strategiyax razvitiya rossijskix region / O.B. Ivanov, E.M. Buxval'd // E'TAP: E'konomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika. 2017. № 4. S. 24-41.

8. Klepach, A.N. Rossijskaya e'konomika: trudny'j put' vverx / A.N. Kle-pach // Nauchnye trudy Vol'nogo e'konomicheskogo obshhestva Rossii. 2018. № 6. T. 214. S. 128-198.

9. Kuzneczova, G.V. Importozameshhenie predvaritel'ny'e rezul'taty' politiki za pyat' let / G.V. Kuzneczova, L.I. Cedilin // Rossijskij vneshnee'konomicheskij vestnik. 2019. № 10. S. 7-25.

10. Maly'shev, D.P. Promy'shlennaya politika importozameshheniya i pod-derzhki e'ksporta v sub''ektax Rossijskoj Federacii / D.P. Maly'shev, O.A. Bakumenko, V.V. Troyan // E'TAP: E'konomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika. 2020. № 6. S. 55-70.

11. Xolmov, N.V. Importozameshhenie kak instrument proaktivnoj pro-my'shlennoj politiki / N.V. Xolmov, A.D. Xolmova, T.M. Zhetpisov, A.A. Salamatina // Marketing MVA. Marketingovoe upravlenie predpriyatiem. 2020. T. 11. № 2. S. 126-147.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.