УДК 373.25
Психолого-педагогические науки
Ризаева Эдвина Наримановна, студентка кафедры дефектологии, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, г. Симферополь
Ибрагимова Алие Рустемовна, доцент кафедры дефектологии, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, г. Симферополь
ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ЗПР
Аннотация: В статье рассматриваются особенности речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. В процессе развития ребенка с задержкой психического развития происходит созревание высших психических функций, однако это происходит на дефективной основе и влияет на многие навыки. В данной статье речь идет о формировании речевых особенностей, о грамматических и дограмматических навыках, рассматривается взаимосвязь познавательных и речевых функций. В статье представлена классификация детей из трех групп, созданная Мальцевой Е.В, которая подчеркивает основные свойства речевого оформления.
Ключевые слова: ЗПР, ребенок, речевое развитие, психика, умения, познавательная деятельность.
Annotation: The article discusses the features of speech development of an older preschool child with mental retardation. During the development of a child with mental retardation, the maturation of higher mental functions occurs, however, this occurs on a defective basis and affects many skills. In this article we are talking about the formation of speech features, grammatical and grammatical skills, the relationship of cognitive and speech functions is considered. The article presents a classification of children from three groups created by E.V. Maltseva, which emphasizes the basic properties of speech design.
Keywords: ZPR, child, speech development, psyche, skills, cognitive activity.
Формирование речевой деятельности у детей с ЗПР ввиду отставаний в темповом развитии происходит с нарушениями различных функций. Так, по мнению Азиной Е.Г у детей с ЗПР нарушаются все звенья операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, умения получать и перерабатывать информацию извне. Замедленный темп речевого развития, его специфику и широкую разнообразность видов недоразвития отмечают ряд исследователей (Ковшиков В.А., Триггер Р.Д., Мальцева Е.В.,Лалаева Р.И. и др.). Вместе с тем, исследователями отмечается не только факт нарушения устной речи, но и наблюдаются проблемы в планировании своих действий, обосновании своих поступков, процессов саморегуляции, что говорит о процессах нарушений и внутренней речи [1].
По мнению Азиной Е.Г в ряде случаев у ребенка с задержкой психического развития дошкольного возраста отмечается в первую очередь замедленность речевого развития В случае, когда определяющим является семантический компонент речи, картинка речевого дефекта отмечается комбинаторностью различных симптомозначимых речевых факторов [1].
Различные исследователи ввиду обширности, но расплывчатости знаний в области речевых патологий у детей с ЗПР сформировали комплексные группы нарушений, так как это является направляющим звеном в коррекционной работе с детьми.
Занимаясь вопросами развития дошкольников с задержкой психического развития Мальцева, Е.В. определяет 3 основных группы детей с учетом выраженности речевых патологий:
1. Первую группу составляют дети, имеющие обширные нарушения в произносительной стороне первой группы звуков (что определяется мономорфностью фонетической стороны речи) и страдают аномалиями в анатомическом строении органов артикуляции т.е. имеют недоразвитие речевой моторики.
2. Вторую группу составляют дети с трудностями в произношении 2-3 группы звуков, что называется полиморфностью звукопроизношения. Вместе с тем, значительное количество звуков заменяется близкими по звучанию. Данные трудности обозначаются следствием нарушений слуховой систематизации звуков и фонематического анализа, что приводит к нарушениям процессов чтения и письма.
3. Дети, определяющие третью группу, обозначаются нарушениями всех сторон речи. Исходя из этого, у детей данной группы наблюдаются нарушения не только в фонетико-фонематическом направлении, но и в лексико-грамматическом, что, несомненно, влечет за собой трудности в процессе письма (дисграфия, аграфия). Оформление речи у многих детей в данном возрасте подвергается нарушениям скудности в выразительном плане, интонационном. Наблюдается замедленность речи, напряженность, отсутствие ритмического стиля голоса [4].
Лалаева Р. И., Мальцева Е. В., Борякова Н.Ю. в своих теоретических исследованиях судят об аспектах показателей лексического, грамматического, семантического элемента речи старших дошкольников с задержкой психического развития [2].
Ввиду того, что познавательная деятельность играет ведущую роль в развитии речевых процессов детей, данные исследователи выделяют следующие ее особенности:
1.Познавательная деятельность характеризуется бедностью мыслительных процессов.
2.Процессы воображения выделяются своей недоразвитостью.
3.Представления об окружающем мире недостаточно сформированы.
4.Представления количественного, временного, пространственного характера также отмечаются скудностью и недоразвитостью.
5.Навыки самоконтроля являются отсутствующим звеном.
6. Окружающая действительность искажается под воздействием различных факторов.
Перечисленные особенности познавательной деятельности накладывают серьезный отпечаток в речевом развитии ребенка [2].
Дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития испытывают существенные сложности в расхождении объёма между активным и пассивным словарём, что является отличительной чертой в сравнении от детей с нормой. Лексические стороны речи у детей с отставанием в темповой деятельности также имеют свои особенности и характеризуются неточностью, недифференцированностью, несоответствующем использовании обобщающих слов. Отмечается недостаточность в дифференцировке синонимических и антонимических рядов, в неверном использовании родовых понятий, а также в неверном использовании смысловых нагрузок слов близких по звучанию [2].
В учебном пособии Лопатиной говорится о том, что у детей старшего дошкольного возраста с отставанием в темповом плане наблюдается отсутствие в дифференцировке различных словоформ. Это характеризуется способностью воспринимать, использовать, обозначать и понимать различные формы слов, что приводит к их неверному толкованию и последующему использованию. Наблюдаются ошибки в словообразованиях, служебных формах слова, в формообразованиях [3].
У детей с отставанием в темповом плане процесс детского словотворчества отличается значительной запоздалостью в отличие от их нормально развивающихся сверстников, а также характеризуется длительной затянутостью. Грамматическое и догматическое речевое развитие, по мнению различных исследователей также является недостаточно развитым. Хоть ЗБР у ребенка с задержкой психического развития и носит приближенный к актуальному развитию ребенка с нормой, осваивание дограмматических форм остается на примитивном уровне, тогда как уровень знаний нормально развивающихся детей в дошкольном периоде легко перетекает в используемые грамматические навыки в школе. У детей с задержкой психического развития этот навык требует специальной, длительной подготовки [5].
Исходя из этого, можно сделать вывод, что речевое оформление у детей
старшего дошкольного возраста с ЗПР носит нарушенный характер и обусловлен дефективностью развития.
Библиографический список:
1. Азина, Е. Г. Логопедическое сопровождение младших школьников с ЗПР на основе использования фольклорного материала: учебное пособие / Е. Г. Азина. — Москва: Владос, 2016. — 88 с.
2. Лалаева Р.И Нарушение речи у детей с ЗПР - СПб: образование,
1992.
3. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического развития: учебное пособие / Л. В. Лопатина, О. В. Иванова. — Санкт-Петербург: КАРО, 2007. — 176 с.
4. Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития - М: дефектология, 1990 г.
5. Минаева, Н. Г. Основы обучения и воспитания детей с нарушениями развития: учебное пособие / Н. Г. Минаева. — Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2011. — 264 с.