Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ'

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАННАЯ ПЕДАГОГИКА / РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амонашвили Шалва Александрович, Галиева Марина Геннадьевна

Педагогика - целостная жизнь детей и взрослых, где родителям, в рамках гуманного подхода, отводится главная педагогическая роль. Российское педагогическое сообщество ориентировано на гуманную педагогику и стремится к взаимодействию с родителями. Посредством теоретического анализа отечественного опыта взаимодействия педагогов и родителей было определено, что родители детей младшего школьного возраста охотней взаимодействуют с педагогами, а их запросы больше ориентированы на деятельность ребенка вне семьи. Родители детей подросткового возраста демонстрируют большую заинтересованность в вопросах, касающихся межличностных отношений со своими детьми. Соответственно, представляется актуальной разработка рекомендаций по взаимодействию с родителями детей разных возрастов. Целью исследования выступает определение особенностей реализации принципов гуманной педагогики в работе с родителями детей младшего школьного и подросткового возраста. Ведущим методом исследования была осуществлена разработка и апробация опросников «Аспекты семейного воспитания» для родителей детей младшего школьного и подросткового возрастов. В исследовании участвовали по 20 родителей из данных категорий, был проведен сравнительный анализ результатов опроса родителей детей младшего и подросткового возрастов. По результатам апробации было определено, что родители детей обоих возрастов демонстрируют необходимость расширения общих представлений и знаний о возрастных и психологических особенностях своих детей. Однако родители детей подросткового возраста меньше ориентированы на вопросы организации образовательной деятельности своих детей, но больше интересуются вопросами индивидуальных личностных особенностей и особенностей личного контакта с ними. Использование данных опросников актуально для определения целей работы с родителями детей младшего школьного и подросткового возраста, а также для оценки эффективности взаимодействия с ними. Результаты помогут определить индивидуальные качества ребенка, особенности семейной системы, особенности взаимодействия ребенка со школой, а также особенности взаимодействия родителей с образовательной организацией своего ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амонашвили Шалва Александрович, Галиева Марина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLES OF HUMANE PEDAGOGY IN WORKING WITH PARENTS OF CHILDREN OF DIFFERENT AGES

Pedagogy is a holistic life of children and adults, where parents, within the framework of a humane approach, are given the main pedagogical role. The Russian pedagogical community is focused on humane pedagogy and strives to interact with parents. Through a theoretical analysis of the domestic experience of interaction between teachers and parents, it was determined that parents of primary school children are more willing to interact with teachers, and their requests are more focused on the activities of the child "outside" the family. Parents of teenage children show great interest in issues related to interpersonal relationships with their children. Accordingly, it seems relevant to develop recommendations for interaction with parents of children of different ages. The purpose of the study is to determine the features of the implementation of the principles of humane pedagogy in working with parents of primary school and adolescent children. The leading research method was the development and testing of questionnaires "Aspects of family education" for parents of primary school and adolescent children. The study involved 20 parents from these categories, a comparative analysis of the results of a survey of parents of young and adolescent children was carried out. According to the results of the testing, it was determined that parents of children of both ages demonstrate the need to expand their general ideas and knowledge about the age and psychological characteristics of their children. However, parents of teenage children are less focused on the organization of educational activities of their children, but are more interested in the issues of individual personality characteristics and features of personal contact with them. The use of questionnaire data is relevant for determining the targets of work with parents of primary school and adolescent children, as well as for evaluating the effectiveness of interaction with them. The results will help to determine the individual qualities of the child, the features of the family system, the features of the child's interaction with the school, as well as the features of the interaction of parents with the educational organization of their child.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ»

Теория и практика обучения и воспитания

Theory and Practice of Educating and Upbringing

Научно-практическая статья УДК 37.013.77

DOI: 10.25688/2076-9121.2022.16.2.08

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ

Шалва Александрович Амонашвили1, Марина Геннадьевна Галиева2 И

1 2 Московский городской педагогический университет, Москва, Россия 1 amonashvilisa@mgpu.ru, https://orcid.org/0000-0002-2227-3339 lorika_net@mail.ru И, https://orcid.org/0000-0003-1361-619X

2

Аннотация. Педагогика — целостная жизнь детей и взрослых, где родителям, в рамках гуманного подхода, отводится главная педагогическая роль. Российское педагогическое сообщество ориентировано на гуманную педагогику и стремится к взаимодействию с родителями. Посредством теоретического анализа отечественного опыта взаимодействия педагогов и родителей было определено, что родители детей младшего школьного возраста охотней взаимодействуют с педагогами, а их запросы больше ориентированы на деятельность ребенка вне семьи. Родители детей подросткового возраста демонстрируют большую заинтересованность в вопросах, касающихся межличностных отношений со своими детьми. Соответственно, представляется актуальной разработка рекомендаций по взаимодействию с родителями детей разных возрастов. Целью исследования выступает определение особенностей реализации принципов гуманной педагогики в работе с родителями детей младшего школьного и подросткового возраста. Ведущим методом исследования была осуществлена разработка и апробация опросников «Аспекты семейного воспитания» для родителей детей младшего школьного и подросткового возрастов. В исследовании участвовали по 20 родителей из данных категорий, был проведен сравнительный анализ результатов опроса родителей детей младшего и подросткового возрастов. По результатам

© Амонашвили, Ш. А., Галиева, М. Г., 2022

апробации было определено, что родители детей обоих возрастов демонстрируют необходимость расширения общих представлений и знаний о возрастных и психологических особенностях своих детей. Однако родители детей подросткового возраста меньше ориентированы на вопросы организации образовательной деятельности своих детей, но больше интересуются вопросами индивидуальных личностных особенностей и особенностей личного контакта с ними. Использование данных опросников актуально для определения целей работы с родителями детей младшего школьного и подросткового возраста, а также для оценки эффективности взаимодействия с ними. Результаты помогут определить индивидуальные качества ребенка, особенности семейной системы, особенности взаимодействия ребенка со школой, а также особенности взаимодействия родителей с образовательной организацией своего ребенка.

Ключевые слова: гуманная педагогика, работа с родителями детей младшего школьного возраста, работа с родителями детей подросткового возраста

Scientific and practical article UDC 37.013.77

DOI: 10.25688/2076-9121.2022.16.2.08

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLES OF HUMANE PEDAGOGY IN WORKING WITH PARENTS OF CHILDREN OF DIFFERENT AGES

Shalva A. Amonashvili, Marina G. Galieva2 El

1 2 Moscow City University, Moscow, Russia

1 amonashvilisa@mgpu.ru, https://orcid.org/0000-0002-2227-3339

2 lorika_net@mail.ru E, https://orcid.org/0000-0003-1361-619X

Abstract. Pedagogy is a holistic life of children and adults, where parents, within the framework of a humane approach, are given the main pedagogical role. The Russian pedagogical community is focused on humane pedagogy and strives to interact with parents. Through a theoretical analysis of the domestic experience of interaction between teachers and parents, it was determined that parents of primary school children are more willing to interact with teachers, and their requests are more focused on the activities of the child "outside" the family. Parents of teenage children show great interest in issues related to interpersonal relationships with their children. Accordingly, it seems relevant to develop recommendations for interaction with parents of children of different ages. The purpose of the study is to determine the features of the implementation of the principles of humane pedagogy in working with parents of primary school and adolescent children. The leading research method was the development and testing of questionnaires "Aspects of family education" for parents of primary school and adolescent children. The study involved 20 parents from these categories, a comparative analysis of the results of a survey of parents of young and adolescent children was carried out. According to the results of the testing, it was determined that parents of children of both ages demonstrate the need to expand their general ideas and knowledge about the age and psychological characteristics of their children.

However, parents of teenage children are less focused on the organization of educational activities of their children, but are more interested in the issues of individual personality characteristics and features of personal contact with them. The use of questionnaire data is relevant for determining the targets of work with parents of primary school and adolescent children, as well as for evaluating the effectiveness of interaction with them. The results will help to determine the individual qualities of the child, the features of the family system, the features of the child's interaction with the school, as well as the features of the interaction of parents with the educational organization of their child.

Keywords: humane pedagogy, work with parents of primary school children, work with parents of adolescent children

Для цитирования: Амонашвили, Ш. А., Галиева, М. Г. (2022). Особенности реализации принципов гуманной педагогики в работе с родителями детей разных возрастов. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 16(2), 143-158. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2022.16.2.08

For citation: Amonashvili, Sh. A., Galieva, M. G. (2022). Features of the implementation of the principles of humane pedagogy in working with parents of children of different ages. MCU Journal of Pedagogy and Psychology, 16(2), 143-158. https://doi. org/10.25688/2076-9121.2022.16.2.08

Введение

Гуманно-личностный подход находит все большее распространение в семьях и массовой практике педагогов образовательных организаций. Идея гуманного развития родителей актуальна в современном мире, а самым главным ее компонентом выступает эмоциональное взаимопонимание между взрослым и ребенком (Короткова, 2016). В российских регионах в последние десять лет в практическую работу образовательных учреждений активно вводятся идеи гуманной педагогики, которые дают основу для формирования продуктивных взаимоотношений в системе «родитель - ребенок -педагог» (Амонашвили и Галиева, 2020). На современном этапе происходит формирование российского педагогического сообщества, которое ориентировано на гуманную педагогику и стремится к взаимодействию с родителями.

Воспитание — это многогранный процесс, происходящий и через воспитание родителя, который строится по принципу: родители учат ребенка, а ребенок, наоборот, учит родителя. Родитель и ребенок стоят на одном пути самосовершенствования и развития духовности. В основе системы Ш. А. Амонашвили (2016) лежит представление о педагогике как о целостной жизни детей и взрослых, где родителям отводится значимая педагогическая роль. Родителям необходимо знать и использовать идеи и принципы гуманной педагогики, воспринимая ребенка как дар вселенной. По мнению Ш. А. Амонашвили, любовь должна быть в основе воспитания, «питания оси». Таким образом, родители как участники воспитательного процесса, непосредственно влияют на процесс становления личности ребенка (Амонашвили, 2016).

Следует отметить, что в рамках гуманистической педагогической парадигмы все формы работы с родителями основываются на уважении, принятии здорового авторитета родителя. Они ориентируются на развитие психологической и педагогической компетенции родителя, на повышение их активности в воспитании, а также на творческой свободе. Образовательные учреждения могут стать помощниками в формировании конструктивного контакта взрослого и ребенка. А тесное сотрудничество семьи и школы приведет к осознанию ребенком целостности окружающего мира и ценности отношений (Арапова, 2018).

В качестве основы реализации гуманного подхода в работе с родителями детей любого возраста следует отметить:

- выявление и учет интересов, потребностей родителей при организации совместной деятельности и общения;

- концентрацию на положительные стороны родителей и детей;

- индивидуальный подход и признание индивидуального темпа каждой семьи в освоении предлагаемого материала;

- принятие родителей как своих соратников, единомышленников в воспитании ребенка;

- заинтересованное отношение к судьбе ребенка, к проблемам семьи, защиту интересов ребенка и семьи, помощь в решении проблем;

- взаимодействие к формированию гуманных, благосклонных, уважительных отношений между родителями и детьми (Илюшина, 2018).

Отметим, что каждый ребенок проходит определенные этапы возрастного развития, а каждый этап имеет свои трудности. Значимую роль имеет и обучение ребенка в образовательных организациях: дошкольное образование, начальное образование, среднее звено школьного образования, старшее звено школьного образования. И на каждом этапе совместно с родителями в развитии личности ребенка участвует педагог определенного возрастного звена. В связи с этим для создания значимых, точечно ориентированных, а значит, более индивидуальных рекомендаций по взаимодействию с родителями мы считаем актуальным рассмотрение реализации принципов гуманной педагогики с родителями детей разных возрастов.

Методологические основания исследования

Анализируя отечественные литературные источники, посвященные психолого-педагогическому сопровождению родителей детей младшего школьного возраста (Апетян, 2014; Данилова, 2008; Кабардаева, 2019; Молодиченко, 2017 и др.), мы определили, что запросы родителей детей младшего школьного возраста больше направлены на деятельность ребенка вне семьи, а именно на школу, досуг, контакт с участниками образовательного процесса. Все вопросы, связанные с детско-родительским взаимодействием, тоже больше направлены

на образовательную деятельность, к примеру на выполнение уроков. Несущественную часть интересующих тем представляют индивидуальные психологические особенности ребенка (самооценка, память, внимание) (Апетян, 2014; Данилова, 2008; Кабардаева, 2019, с. 352-354). Необходимо отметить, что именно родители детей младшего школьного возраста наиболее тесно контактируют с педагогами и другими специалистами образовательных учреждений.

Анализ литературных источников, посвященных психолого-педагогическому сопровождению родителей подростков (Молодиченко, 2017; Боязитова, 2019; Тачкова, 2009 и др.), позволил сделать вывод о том, что родители детей подросткового возраста чаще сообщают о неэффективности своих воспитательных и коммуникативных навыков во взаимодействии с ребенком. Таким образом, появляется актуальная потребность в установлении потерянного эмоционального взаимодействия. Следовательно, родители детей подросткового возраста больше интересуются своим контактом с ребенком (Боязитова, 2019; Новикова и Умняшова, 2017; Семенова, 2020; Тачкова, 2009; Fitchett, & Moore, 2021; Nessipbayeva, 2013; Aryabkina, 2015; Sipman et. al., 2021; Banshchikova, Solomonov, & Fomina, 2015). Следует отметить, что одной из самых актуальных в психологическом консультировании родителей подростков является тема сепарации подростков от семьи. Основная цель психологической помощи родителям — помочь им увидеть свои ошибки в моделях поведения, которые они применяли к своему ребенку в предыдущие периоды его жизни. Родители должны осознать, что путем изменения своего поведения, образа жизни, взаимодействия с ребенком они могут поменять вектор отношений с подростком (Mirascieva, 2011; Bradshaw, Waasdorp, & Leaf, 2012; Samuels, 2018; Brownell et al., 2013; Kessler, 2021; Mascadri et al., 2021; Branigan, & Donaldson, 2020).

Результаты исследования

Актуальные запросы родителей детей разных возрастов представлены в таблице 1.

В рамках нашего эмпирического исследования особенностей реализации принципов гуманной педагогики в работе с родителями детей разных возрастов представим результаты апробации опросников «Аспекты семейного воспитания младших школьников» и «Аспекты семейного воспитания подростков». Данные опросники имеют одинаковую структуру (39 вопросов), но в зависимости от возрастной категории детей некоторые вопросы имеют разные формулировки и различные варианты выбора ответов. Структура опросников включает четыре блока: общие анкетные данные, информация о ребенке, информация об особенностях семейного воспитания, информация о взаимодействии системы «родитель - педагог - ребенок». При использовании данных опросников возможно определение мишеней для работы (на диагностическом

Таблица 1. Актуальные запросы родителей детей младшего школьного и подросткового возрастов

Table 1. Actual requests ofparents of children ofprimary school and adolescence

Родители младших школьников Родители подростков

Адаптация к школе Установление контакта между родителем и ребенком

Самооценка Доверительные отношения

Неуверенность в себе Вопросы самоопределения/профориентации

Школьная успеваемость Успеваемость в школе

Усталость Мотивация к обучению

Невнимательность Вопросы дисциплины и родительского контроля

Развитие памяти Эмоциональные особенности ребенка и реагирования родителей; вредные привычки

Формирование у ребенка мотивации учебной деятельности

Выполнение домашних заданий

Деятельность ребенка вне школы (хобби, досуг)

этапе) и оценка эффективности взаимодействия (на контрольном этапе) по следующим характеристикам: индивидуальные качества ребенка, особенности семейной системы, особенности взаимодействия ребенка с образовательной организацией, особенности взаимодействия родителей с образовательной организацией своего ребенка.

В анкетировании принимали участие по 20 родителей детей младшего школьного и подросткового возрастов. Результаты представлены в сравнительных таблицах, иллюстрирующих процентное соотношение от количества ответов респондентов для наглядного сравнения результатов. В таблицах представлены наиболее часто встречающиеся ответы родителей. Среди родителей детей младшего школьного возраста 70 % были женского пола и 30 % — мужского пола, их средний возраст составлял 33,6 года. Среди родителей детей подросткового возраста 90 % были женского пола и 10 % — мужского пола, их средний возраст составлял 41,5 года. Анкета включала как вопросы с выбором ответа, так и вопросы, на которые родители должны дать развернутый ответ, благодаря которым можно было выявить индивидуальные проблемы конкретного родителя.

В таблице 2 представлены сравнения полученных данных между родителями детей младшего школьного и подросткового возрастов по основным аспектам семейного воспитания и взаимодействия в системе «родитель - ребенок - педагог».

Отдельно следует отметить, что родители детей младшего школьного возраста и родители детей подросткового возраста демонстрируют необходимость

Таблица 2. Сравнение полученных данных по опросникам «Аспекты семейного воспитания» для родителей детей младшего школьного и подросткового возрастов Table 2. Comparison of the data obtained on the questionnaires "Aspects of family education" for parents of children ofprimary school and adolescence

Линия сравнения Родители младших школьников % Родители подростков %

Представления Добрый; 45 Эмоциональный; 45

об индивидуаль- активный; 35 требовательный; 40

ных особенностях любознательный; 30 часто спорит; 35

своего ребенка невнимательный; 20 упрямый; 35

вежливый 20 общительный 30

Укажите Упрямство 25 Лень, упрямство 30

черту вашего и невнимательность и обидчивость

ребенка,

которая вам

не нравится?

Представления Преимущественно 65 Преимущественно 55

о самостоятель- несамостоятелен самостоятелен

ности своего

ребенка

Совместная Прогулки; 60 Совместное посещение 30

интересная игровая деятельность; 30 развлекательных

деятельность рукоделие/творчество; 30 мероприятий;

родителя посещение развлека- 45 прогулки

и ребенка тельных мероприятий (Однако, следует отметить, что с такой же частотой родители подростков давали ответ о том, что они на данный момент не имеют совместных хобби со своим ребенком) 30

Характерные Активные; 50 Общительные; 50

возрастные любознательные; 50 оригинальные; 40

черты ребенка, неорганизованные; 50 эмоциональные; 40

по мнению упрямые; 45 сообразительные; 35

родителя нерешительные 45 самоуверенные 30

Мешающие Дефицит времени; 60 Дефицит времени; 70

факторы недостаток психологи- 40 недостаток 30

в воспитании ческого и педагогического опыта и знаний педагогического и психологического опыта и знаний; влияние на ребенка сверстников 30

Линия сравнения Родители младших школьников % Родители подростков %

Сложные Школьная успевае- 50 Дисциплина; 50

актуальные мость; организация досуга; 40

вопросы несогласованность 50 нравственное воспи- 40

для родителей выбора методов тание;

воспитания между воспитание трудо- 35

супругами; любия

здоровье и физическое 40

развитие младшего

школьника

расширения общих представлений и знаний родителей о возрастных психологических особенностях своих детей. Таким образом, данная тематика может рассматриваться как актуальная для просветительской деятельности в рамках гуманной педагогики.

Также отметим, что родители детей и младшего школьного, и подросткового возрастов демонстрируют актуальность формирования философского восприятия ребенка, в котором заключена неограниченная энергия духовного совершенствования. Такое восприятие формирует переориентацию детско-родительских отношений на любовь, веру, надежду, радость, успех, вдохновение только при воспитании через принимающее терпение и при созданном творческом и равноправном сотрудничестве в системе «ребенок - взрослый».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В таблице 3 представлены предпочитаемые формы взаимодействия родителей детей разных возрастов с образовательным учреждением.

Таблица 3. Предпочитаемые формы взаимодействия с родителями в образовательной организации

Table 3. Preferred forms of interaction with parents in an educational organization

Родители младших школьников % Родители подростков %

Тематические встречи с узкими специалистами (психолог, логопед и т. д.) 50 Тематические встречи с психологом 30

Семинары со школьными и приглашенными специалистами 30 Неформальные встречи с родителями, детьми и педагогами, имеющие свободную тематику, но связанные с решением образовательных и воспитательных вопросов с детьми / тематические психологические игры на сплочение, повышение мотивации 25

Наличие обратной связи по результатам плановых диагностик, занятий с узкими специалистами 30 Семинары со школьными и приглашенными специалистами 20

Родители младших школьников % Родители подростков %

Наличие обратной связи от педагога 20 Встречи «Вопрос - ответ» 50

Совместные вечера родителей, педагогов / специалистов и детей 30 Онлайн-чат 15

В таблице 4 представлены актуальные вопросы родителей детей младшего школьного и подросткового возрастов к педагогу и к психологу.

Таблица 4. Актуальные вопросы к педагогам и к психологам от родителей младших школьников и подростков

Table 4. Actual questions to teachers and psychologists from parents of younger schoolchildren and adolescents

Направленность Родители % Родители %

вопроса младших школьников подростков

К педагогам Организация выполнения домашнего задания (время, условия, особенности); повышение успеваемости ребенка в школе; мотивация ребенка на обучение; мотивация ребенка на выполнение сложных заданий 40 30 20 Как правильно мотивировать ребенка на учебу? 40

К психологам Особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников: 40 Вопросы, связанные с развитием у ребенка уверенности в себе; 30

страх перед ошибка- вопросы профориен- 40

ми, стеснительность, тации, самоопределе-

уверенность в себе, ния ребенка;

самооценка; вопросы, связанные 30

вопросы, касающие- 30 с решением или профи-

ся взаимодействия лактикой конфликтных

с младшими/старшими ситуаций между под-

братьями или сестрами; ростком и взрослым;

вопросы, связанные 25 вопросы, связанные 20

с мотивацией к быто- с контактом подрост-

вой деятельности ка со сверстниками (выбор друзей, плохие компании); вопросы, связанные с эмоциональными реакциями подростка 25

Направленность вопроса Родители младших школьников % Родители подростков %

и ответными эмоциональными реакциями родителя; вопросы, связанные с половым воспитанием 15

Отметим, что полученные данные апробации опросников подтверждают наши выводы по теоретическому анализу. Так, родители детей подросткового возраста меньше ориентированы на вопросы организации учебной деятельности своих детей, но больше интересуются вопросами индивидуальных личностных особенностей своих детей и особенностей личного контакта с ними.

Дискуссионные вопросы

Мы предполагаем, что при построении взаимодействия с родителями детей всех возрастов важно объединение общей гуманной целью и принципами посредством добровольного и активного сотрудничества.

Однако именно родители детей младшего школьного возраста, вследствие более частого контакта с коллективом образовательных организаций, демонстрируют особую важность построения с ними творческого сотрудничества. Это время для установления гармоничного доверительного контакта между педагогами и родителями, которое приведет к продуктивному сотрудничеству в будущем. Анализируя эмпирические данные при определении наиболее актуальных методов работы с родителями детей младшего школьного возраста, отметим:

- родительские собрания с использованием представления успехов ребенка методом секретных пакетов;

- тематические встречи с узкими специалистами, на которых родители могут найти ответ на вопросы воспитания детей;

- совместные вечера родителей, педагогов и детей (совместное представление и просмотр творческих успехов ребенка, совместные поездки, экскурсии, концерты, походы), благодаря которым можно сплотить всех, улучшить взаимоотношения.

При работе с родителями младшего школьного возраста их лучше начинать включать в активную деятельность, но при этом заранее подготавливать тематику встреч, подходя к этому творчески.

При взаимодействии с родителями детей подросткового возраста не отмечается такого частого их контакта с педагогами и специалистами образовательных учреждений. Однако, следует отметить, что количество запросов

психологической направленности у родителей подростков значительно возрастает. Налаживанию доверительного контакта с родителями помогает открытость и искренность в общении. Выработка совместных стратегий также сплачивает и настраивает на эффективный альянс. Следует отметить важность того, чтобы педагог и родитель действовали сообща и попеременно брали ответственность за организацию коллективных мероприятий класса. Здесь актуально использование новых педагогических технологий с опорой на демократические принципы деятельности. При этом родители детей подросткового возраста благосклонней к активизации педагогического и культурного потенциала посредством включенности в систему самоуправления школы. Анализируя эмпирические данные при определении наиболее актуальных методов работы с родителями детей подросткового возраста, отметим:

- тематические встречи с узкими специалистами, ориентированные на моделирование распространенных кризисных ситуаций взаимодействия, на профориентацию детей;

- неформальные встречи с родителями, детьми и педагогами, ориентированные на обсуждение решение вопросов воспитания, социализации детей, на мотивацию к учебному процессу;

- организация индивидуальных встреч с родителями и детьми в формате «вопрос - ответ».

Заключение

Практическая значимость данной научно-исследовательской работы заключается в актуальности использования выводов теоретического анализа, результатов апробации методик для педагогов, психологов и других специалистов образовательных учреждений, выстраивающих модель взаимодействия с родителями и учениками в рамках гуманной педагогики.

Список источников

1. Короткова, М. С. (2016). Опыт взаимодействия с родителями в рамках гуманно-личностной педагогики. Молодой ученый, 77(115), 1467-1469. https://www.eПbrary. ru/item.asp?id=26425153 (дата обращения: 14.01.2022).

2. Амонашвили, Ш. А., Галиева, М. Г. (2020). Особенности реализации принципов гуманной педагогики в работе с родителями. Известия института педагогики и психологии образования, 3, 16-23. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44031285 (дата обращения: 14.01.2022).

3. Амонашвили, Ш. А. (2016). Искусство семейного воспитания: педагогическое эссе (с. 215-216). Москва: Амрита-Русь. https://search.rsl.ru/ru/record/01008150439 (дата обращения: 14.01.2022).

4. Арапова, П. И. (2018). Идеи гуманно-личностного подхода Ш. А. Амонашвили в современных образовательных условиях. Идеи и практики гуманно-личностного

подхода в современных образовательных условиях. Сборник статей (с. 19-25). Москва: Экон-Информ. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36926078&pff=1 (дата обращения: 14.01.2022).

5. Илюшина, Н. Н. (2018). Научно-педагогические предпосылки гуманной педагогики Ш. А. Амонашвили. Идеи и практики гуманно-личностного подхода в современных образовательных условиях. Сборник статей (с. 7-18). Москва: Экон-информ. https://elibrary.ru/ item.asp?id=36926076&pff=1 (дата обращения: 14.01.2022).

6. Апетян, М. К. (2014). Психологические и возрастные особенности младшего школьника. Молодой ученый, 14(73), 243-244. https://www.elibrary.ru/item. asp?id=21957215 (дата обращения: 14.01.2022).

7. Данилова, Е. Е. (2008). Взаимодействие психолога с родителями младших школьников. Вестник практической психологии образования: научно-методический журнал, 3(16), 85-91. https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2008/n3/28559.shtml (дата обращения: 14.01.2022).

8. Кабардаева, Д. А. (2019). Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Прорывные научные исследования: проблемы, закономерности, перспективы. Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции (с. 352-354). https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38180612 (дата обращения: 14.01.2022).

9. Молодиченко, Т. А. (2017). Психологическое консультирование родителей младших школьников как направление взаимодействия семьи и школы. Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с. 224-228). Саратов: Саратовский источник. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30097454 (дата обращения: 14.01.2022).

10. Боязитова, Т. Д. (2019). Актуальные вопросы психологического консультирования детей, подростков и их родителей. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Ф. Дольто, Санкт-Петербург, 6 ноября 2018 г. (с. 199-205). ВосточноЕвропейский институт психоанализа. Санкт-Петербург. https://www.elibrary.ru/item. asp?id=37540244 (дата обращения: 14.01.2022).

11. Тачкова, М. Б. (2009). Роль семьи в жизни подростка. Журнал: ГЕО-СИБИРЬ, 6, 270-272. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18086281 (дата обращения: 14.01.2022).

12. Новикова, Г. В., Умняшова, И. Б., Запорожская, Д. Е. (2017). Психологическая помощь родителям «несамостоятельных» подростков. Вестник практической психологии образования, 2(51), 74-79. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37028288 (дата обращения: 14.01.2022).

13. Семенова, А. В. (2020). Личностные характеристики в подростковом и юношеском возрасте. Педагогика: История, перспективы, 3(3), 74-83. Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования. Санкт-Петербург. https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=44067693 (дата обращения: 14.01.2022).

14. Fitchett, P. G., Moore, S. B. (2021). Democratizing social studies teacher education through mediated field experiences and practice-based teacher education. The Journal of Social Studies Research. https://doi.org/10.1016/jjssr.2021.09.005

15. Nessipbayeva, O. (2013). Spiritual-Moral Nurture of the Person through Folk Pedagogy. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 93, 1722-1729. https://doi. org/10.1016/j.sbspro.2013.10.106

16. Aryabkina, I. (2015). Pedagogical Model of Primary School Teacher Cultural and Aesthetic Competence Formation Using Personality Oriented Approach. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 214, 10-17. https://doi.org/10.1016Ai.sbspro.2015. 11.587

17. Sipman, G., Martens, R., Tholke, J., McKenney, S. (2021). Professional development focused on intuition can enhance teacher pedagogical tact. Teaching and Teacher Education, 106, 103442. https://doi.org/10.1016Zi.tate.2021.103442

18. Banshchikova, T., Solomonov, V., Fomina, E. (2015). Attitudes and Tolerance in the Structure of Individual Readiness for Intercultural Interaction. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 214, 916-924. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015. 11.753

19. Mirascieva, S. (2011). Didactical principles in the teaching and education for human relations. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 15, 1401-1403. https://doi. org/10.1016/j.sbspro.2011.03.301

20. Bradshaw, C. P., Waasdorp, T. E., & Leaf, P. J. (2012). Effects of school-wide positive behavioral interventions and supports on child behavior problems. Pediatrics, 130(5), e1136-e1145. https://doi.org/10.1542/peds.2012-0243.

21. Samuels, W. E. (2018). Nurturing kindness naturally: A humane education program's effect on the prosocial behavior of first and second graders across China. International Journal of Educational Research, 91, 49-64. https://doi.org/10.1016/j.ijer.2018.08.001

22. Brownell, C. A., Svetlova, M., Anderson, R., Nichols, S. R., & Drummond, J. (2013). Socialization of early prosocial behavior: Parents' talk about emotions is associated with sharing and helping in toddlers. Infancy, 15(1), 91-119. https://doi.org/10.1111/j.1532-7078.2012.00125.x

23. Kessler, M. (2021). Investigating connections between teacher identity and pedagogy in a content-based classroom. System, 100, 102551. https://doi.org/10.1016/j. system.2021.102551

24. Mascadri, J., Brownlee, J. L., Johansson, E., Scholes, L., Walker, S., Berthelsen, D. (2021). Children's perspectives on why and when teachers listen to their ideas: Exploring opportunities for participation in the early years of school. International Journal of Educational Research, 107, 101747. https://doi.org/10.1016/j.ijer.2021.101747

25. Branigan, H. E., Donaldson, D. I. (2020). Teachers matter for metacognition: Facilitating metacognition in the primary school through teacher-pupil interactions. Thinking Skills and Creativity, 38, 100718. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2020.100718

References

1. Korotkova, M. S. (2016). Experience of interaction with parents within the framework of humane and personal pedagogy. Young Scientist, 11(115), 1467-1469. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26425153 (date of access: 01.14.2022). (In Russ.).

2. Amonashvili, Sh. A., & Galieva, M. G. (2020). Features of the implementation of the principles of humane pedagogy in working with parents. Proceedings of the Institute of Pedagogy and Educational Psychology, 3, 16-23. https://www.elibrary.ru/item. asp?id=44031285 (date of access: 01.14.2022). (In Russ.).

3. Amonashvili, Sh. A. (2016). The Art of Family Education: A Pedagogical Essay (pp. 215-216). Moscow: Amrita-Rus. https://search.rsl.ru/ru/record/01008150439 (date of access: 01.14.2022). (In Russ.).

4. Arapova, P. I. (2018). The ideas of the humane and personal approach of Sh. A. Amonashvili in modern educational conditions. Ideas and practices of a humane-personal approach in modern educational conditions. Collection of articles (pp. 19-25). Moscow: Ekon-Inform. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36926078&pff=1 (date of access: 01.14.2022). (In Russ.).

5. Ilyushina, N. N. (2018). Scientific and pedagogical prerequisites of humane pedagogy Sh. A. Amonashvili. Ideas and practices of a humane-personal approach in modern educational conditions. Collection of articles (pp. 7-18). Moscow: Ekon-inform. https://elibrary.ru/item.asp?id=36926076&pff=1 (date of access: 01.14.2022). (In Russ.).

6. Apetyan, M. K. (2014). Psychological and age characteristics of a younger student. Young Scientist, 14(73), 243-244. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21957215 (date of access: 01.14.2022). (In Russ.).

7. Danilova, E. E. (2008). Interaction of a psychologist with parents of primary school children. Bulletin of practical psychology of education: scientific and methodological journal, 3(16), 85-91. https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2008/n3/28559.shtml (date of access: 01.14.2022). (In Russ.).

8. Kabardaeva, D. A. (2019). Psychological characteristics of primary school age children. Breakthrough scientific research: problems, patterns, prospects. Collection of articles of the XIII International Scientific and Practical Conference (pp. 352354). https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38180612 (date of access: 01.14.2022). (In Russ.).

9. Molodichenko, T. A. (2017). Psychological counseling of parents of younger schoolchildren as a direction of interaction between family and school. Actual problems of teaching in elementary school. Kiryushkin readings. Materials of the All-Russian scientific-practical conference (pp. 224-228). Saratov: Saratov source. https://www.elibrary. ru/item.asp?id=30097454 (date of access: 01.14.2022). (In Russ.).

10. Boyazitova, T. D. (2019). Topical issues of psychological counseling of children, adolescents and their parents. Collection of scientific papers based on the materials of the International scientific-practical conference dedicated to the 110th anniversary of the birth of F. Dolto (pp. 199-205). Eastern European Institute of Psychoanalysis. Saint Petersburg. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37540244 (date of access: 01.14.2022). (In Russ.).

11. Tachkova, M. B. (2009). The role of the family in the life of a teenager. Journal: GEO-SIBERIA, 6, 270-272. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18086281 (date of access: 01.14.2022). (In Russ.).

12. Novikova, G. V., Umnyashova, I. B., & Zaporozhskaya, D. E. (2017). Psychological assistance to parents of "independent" teenagers. Bulletin of Practical Educational Psychology, 2(51), 74-79. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37028288 (date of access: 01.14.2022). (In Russ.).

13. Semenova, A. V. (2020). Personal characteristics in adolescence and adolescence. Pedagogy: History, perspectives, 3(3), 74-83. Krasnodar Multidisciplinary Institute of Additional Education. Saint Petersburg. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44067693 (date of access: 01.14.2022). (In Russ.).

14. Fitchett, P. G., & Moore, S. B. (2021). Democratizing social studies teacher education through mediated field experiences and practice-based teacher education. The Journal of Social Studies Research. https://doi.org/10.1016/jjssr.2021.09.005

15. Nessipbayeva, O. (2013). Spiritual-Moral Nurture of the Person through Folk Pedagogy. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 93, 1722-1729. https://doi. org/10.1016/j.sbspro.2013.10.106

16. Aryabkina, I. (2015). Pedagogical Model of Primary School Teacher Cultural and Aesthetic Competence Formation Using Personality Oriented Approach. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 214, 10-17. https://doi.org/10.1016Zj.sbspro.2015. 11.587

17. Sipman, G., Martens, R., Tholke, J., & McKenney, S. (2021). Professional development focused on intuition can enhance teacher pedagogical tact. Teaching and Teacher Education, 106, 103442. https://doi.org/10.1016/j.tate.2021.103442

18. Banshchikova, T., Solomonov, V., & Fomina, E. (2015). Attitudes and Tolerance in the Structure of Individual Readiness for Intercultural Interaction. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 214, 916-924. https://doi.org/10.1016Zj.sbspro.2015. 11.753

19. Mirascieva, S. (2011). Didactical principles in the teaching and education for human relations. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 15, 1401-1403. https://doi. org/10.1016/j.sbspro.2011.03.301

20. Bradshaw, C. P., Waasdorp, T. E., & Leaf, P. J. (2012). Effects of school-wide positive behavioral interventions and supports on child behavior problems. Pediatrics, 130(5), e1136-e1145. https://doi.org/10.1542/peds.2012-0243

21. Samuels, W. E. (2018). Nurturing kindness naturally: A humane education program's effect on the prosocial behavior of first and second graders across China. International Journal of Educational Research, 91, 49-64. https://doi.org/10.1016/j.ijer.2018. 08.001

22. Brownell, C. A., Svetlova, M., Anderson, R., Nichols, S. R., & Drummond, J. (2013). Socialization of early prosocial behavior: Parents' talk about emotions is associated with sharing and helping in toddlers. Infancy, 15(1), 91-119. https://doi.org/10.1111/j.1532-7078.2012.00125.x

23. Kessler, M. (2021). Investigating connections between teacher identity and pedagogy in a content-based classroom. System, 100, 102551. https://doi.org/10.1016/j. system.2021.102551

24. Mascadri, J., Brownlee, J. L., Johansson, E., Scholes, L., Walker, S., & Berthelsen, D. (2021). Children's perspectives on why and when teachers listen to their ideas: Exploring opportunities for participation in the early years of school. International Journal of Educational Research, 107, 101747. https://doi.org/10.1016/jijer.2021. 101747

25. Branigan, H. E., Donaldson, D. I. (2020). Teachers matter for metacognition: Facilitating metacognition in the primary school through teacher-pupil interactions. Thinking Skills and Creativity, 38, 100718. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2020.100718

Статья поступила в редакцию: 12.01.2022; одобрена после рецензирования: 25.02.2022; принята к публикации: 13.03.2022.

The article was submitted: 12.01.2022; approved after reviewing: 25.02.2022; accepted for publication: 13.03.2022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторах:

Шалва Александрович Амонашвили — доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования, заведующий лабораторией гуманной педагогики Научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия, amonashvilisa@mgpu.ru, https://orcid.org/0000-0002-2227-3339

Марина Геннадьевна Галиева — эксперт лаборатории гуманной педагогики Научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия, lorika_net@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1361-619X

Information about the authors:

Shalva A. Amonashvili — Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academician of the Russian Academy of Sciences, Head of the Laboratory of Humane Pedagogy, Research Institute of Urban Studies and Global Education, Moscow City University, Moscow, Russia,

amonashvilisa@mgpu.ru, https://orcid.org/0000-0002-2227-3339

Marina G. Galieva — expert of the Laboratory of Humane Pedagogy, Research Institute of Urban Studies and Global Education, Moscow City University, Moscow, Russia, lorika_net@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1361-619X

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.