Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ЗАКОННОСТИ НА СТАДИИ ОБЖАЛОВАНИЯ (ОПРОТЕСТОВАНИЯ) ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ'

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ЗАКОННОСТИ НА СТАДИИ ОБЖАЛОВАНИЯ (ОПРОТЕСТОВАНИЯ) ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
95
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ / PRINCIPLE OF LEGALITY / ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ / THE DECISION ON THE ADMINISTRATIVE CASE / ЖАЛОБА / COMPLAINT / ОБЖАЛОВАНИЕ / APPEAL / ПРОТОКОЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ / AN ADMINISTRATIVE OFFENSE / ПРОТЕСТ / PROTEST / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ / ADMINISTRATIVE PENALTIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Долгопят А.О.

В статье рассмотрены особенности реализации принципа законности на стадии обжалования (опротестования) постановления по делу об административном правонарушении. Показано, что обжалование является важнейшим институтом гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, от произвола органов исполнительной власти, а также судебного контроля за их деятельностью. Автор выделил признаки, характерные для смешанной апелляции, включающей в себя черты, как полной, так и неполной апелляции, обосновал вывод о том, что все административные наказания, в большей или меньшей степени, влияют на моральное или материальное положение лиц, привлекаемых к ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES THE IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF LAW ON APPEAL (PROTEST) JUDGMENT IN THE CASE CONCERNING AN ADMINISTRATIVE OFFENSE

The article describes the features of the implementation of the principle of the rule of law on appeal (protest) judgment in the case of an administrative offense. It is shown that the appeal is an important institution guarantees the rights of the person called to administrative liability, from the tyranny of the executive authorities, as well as judicial control over their activities. The author identified features characteristic of a mixed appeal, which includes features such as full or partial appeal to substantiate the conclusion that all administrative penalties, to a greater or lesser extent, affect the moral or financial situation of persons held to account.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ЗАКОННОСТИ НА СТАДИИ ОБЖАЛОВАНИЯ (ОПРОТЕСТОВАНИЯ) ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ»

11. Там же.

12. Туманова А. Шаг влево, шаг вправо. М., 1995. С. 45; Пименов Р. Один политический процесс. Нью-Йорк, 1979. Ч. 1. Вып. 2. С. 201.

13. Туманова А. Указ. соч. - С.107.

14. Туманова А. Указ. соч. - С 115.

15. Там же.

16. Тарасов А.И. Всесоюзная демократическая партия // Вопросы истории. 1995. № 7. С. 134

17. РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 46. Д. 87. Л. 19.

18. Еще раз о деле К. П. М. // Комсомольская правда. 1981. 1 марта. С. 2.

19. РГАНИ Ф.1. Оп. 32. Д. 471. Л. 39.

20. РГАНИ Ф.1. Оп. 32. Д. 471. Л..41.

21. Там же,.Л. 45.

22. Там же. Л. 46.

23. См.: Давыдов С.Г. Молодежная оппозиция в СССР в послевоенный период. М., 1998.

ГРИЦАЙ ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент, начальник кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России (vla-fabio@yandex.ru) УПОРОВ ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ - доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор Краснодарского университета МВД России. Россия, Краснодар (uporov@list.ru)

GRITSAY, VLADIMIR V. - PhD in History, Associate Professor, Head of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russia.

UPOROV, IVAN V. - Doctor of History, PhD in Law, Professor of the Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russia.

УДК 342.922

ДОЛГОПЯТ А.О. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ЗАКОННОСТИ НА СТАДИИ ОБЖАЛОВАНИЯ (ОПРОТЕСТОВАНИЯ) ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

Ключевые слова: принцип законности, постановление по делу об административном правонарушении, жалоба, обжалование, протокол об административном правонарушении, протест, административные наказания

В статье рассмотрены особенности реализации принципа законности на стадии обжалования (опротестования) постановления по делу об административном правонарушении. Показано, что обжалование является важнейшим институтом

гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, от произвола органов исполнительной власти, а также судебного контроля за их деятельностью. Автор выделил признаки, характерные для смешанной апелляции, включающей в себя черты, как полной, так и неполной апелляции, обосновал вывод о том, что все административные наказания, в большей или меньшей степени, влияют на моральное или материальное положение лиц, привлекаемых к ответственности.

DOLGOPYAT, A.O. FEATURES THE IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF LAW ON APPEAL (PROTEST) JUDGMENT IN THE CASE CONCERNING

AN ADMINISTRATIVE OFFENSE

Keywords: the principle of legality, the decision on the administrative case, a complaint, appeal, an administrative offense, protest, administrative penalties

The article describes the features of the implementation of the principle of the rule of law on appeal (protest) judgment in the case of an administrative offense. It is shown that the appeal is an important institution guarantees the rights of the person called to administrative liability, from the tyranny of the executive authorities, as well as judicial control over their activities. The author identified features characteristic of a mixed appeal, which includes features such as full or partial appeal to substantiate the conclusion that all administrative penalties, to a greater or lesser extent, affect the moral or financial situation of persons held to account.

В соответствии со ст. 31.2 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами. Оно подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.

Рассмотрим срок вступления в законную силу постановления об административном правонарушении. На практике часто имеют место случаи, когда адресата, которому направляется постановление, нет в месте, известном для органа, вынесшего постановление. В таких случаях, когда вступает в законную силу постановление? От решения этого вопроса зависит срок обжалования. Исходя из разъяснений Верховного Суда РФ, днем вступления в законную силу постановления будет являться дата поступления копии данного постановления в орган, должностному лицу, его вынесшим, указанная на возвращенном почтовом извещении, по мотиву отсутствия лица, привлекаемого к административной ответственности, либо уклонения данного лица от получения постановления [1].

Анализ ст.ст.31.1 КоАП РФ показывает, что если постановление по делу будет обжаловано, то оно вступит в силу только после вынесения решения по жалобе. Обжалование - это совокупность процессуальных действий,

направленных на восстановление нарушенных прав и охраняемых законом интересов. Если лицо, привлеченное к административной ответственности, другое лицо, участвующее в деле, или должностное лицо, составившее протокол об административной правонарушении, обжалуют постановление о назначении административного наказания, то, очевидно, что они не согласны с вынесенным постановлением. Иными словами, имеет место спор о праве, направленный на восстановление нарушенных прав и охраняемых законом интересов [2].

Обжалование - важнейший институт гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, от произвола органов исполнительной власти, а также судебного контроля за их деятельностью. В частности, если лицо, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении, настаивая на невиновности, обжалует постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности либо решение по результатам рассмотрения жалобы на это постановление, то этому лицу не может быть отказано в проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица (ч.3 ст.30.6, ч.3 ст.30.9 КоАП РФ) [3].

В литературе признается факультативность стадии пересмотра (обжалования) постановления по делу [4], поскольку постановление по делу об административном правонарушении совсем не обязательно должно быть обжаловано. В настоящее время случаев обжалования постановлений по таким делам велико. Отчасти, причинами обжалования постановлений по делу может служить как несовершенство законодательства, так и недоверие органам исполнительной власти, полномочным привлекать к административной ответственности, и судам.

Представляется, что обжалование постановления по делу об административном правонарушении характеризуется следующими признаками, характерными для смешанной апелляции, включающей в себя черты, как полной, так и неполной апелляции.

Во-первых, жалоба подается на постановление судьи или юрисдикционного органа (органа исполнительной власти), не вступившего в законную силу, а пересмотр в порядке надзора - на решение суда, вступившего в законную силу. Во-вторых, дело рассматривается вышестоящим должностным лицом органа исполнительной власти или вышестоящим судом (если жалоба подана одновременно в вышестоящий орган или в суд, то дело рассматривается судом). В-третьих, суд или вышестоящее должностное лицо проверяет дело в полном объеме, независимо от доводов, изложенных в жалобе. В-четвертых, полномочный орган, рассматривающий жалобу, как правило, самостоятельно принимает решение на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела. Однако он праве отменить и возвратить дело на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных

требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания (ст.30.7 КоАП РФ).

Нам представляется правильным проследить процессуальный порядок подачи жалобы и увидеть те «подводные камни», с которыми может столкнуться гражданин, реализующий свое конституционное право на судебную защиту [5].

Прежде всего, обозначим, что обжаловать можно не только постановление о назначении административного наказания, но и постановление о прекращении производства по делу и определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Последние два вида актов обжалуются значительно реже, чем первый. Одновременно отметим, что отдельные акты по делу обжаловать не представляется возможным в силу отсутствия в КоАП РФ норм, позволяющих их обжаловать [6]. Например, протокол об административном правонарушении, наряду с протоколами о применении мер обеспечения по делу, не обжалуется на основании КоАП РФ. Обжалованию не подлежат и такие определения, как определение о назначении экспертизы, об истребовании доказательств, о направлении дела на рассмотрение по подведомственности и другие. В то же время судебная практика допускает возможность обжалования определения об отклонении восстановления пропуска срока обжалования по делу об административном правонарушении

[7].

Как правило, постановление по делу обжалуется в вышестоящий суд, судьи районных судов вправе рассматривать дела по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные коллегиальными органами, должностными лицами и иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ.

Постановления по делам об административных правонарушениях, совершенных юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (решения арбитражного суда), обжалуются в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Иными словами, в арбитражный суд обжалуются решения по делам о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.

Необходимо обратить внимание на такой аспект, как представительство интересов юридического лица в производстве по делам об административных правонарушениях. Представлять интересы юридического лица в производстве по делу об административном правонарушении может защитник или законный представитель юридического лица, т.е. лицо, уполномоченное на это учредительными документами, а также руководитель юридического лица (ст.

25.4 КоАП РФ). Однако подобная формулировка не может считаться надлежащей. Понятие «руководитель юридического лица» не является легитимным. Юридическое лицо осуществляет деятельность через органы юридического лица или через своих участников. Органы юридического лица подразделяются на управленческие и исполнительные. В свою очередь, на исполнительные органы юридического лица возложены обязанности по осуществлению оперативного руководства деятельностью юридического лица и, с нашей точки зрения, представление интересов юридического лица в производстве по делу об административном правонарушении (в качестве законного представителя) является одной из прерогатив руководителя исполнительного органа.

Такой вывод не позволяет согласиться с мнением о том, что функции законного представителя могут быть реализованы исключительно единоличным органом управления юридического лица. КоАП РФ дает основания предполагать больший круг законных представителей юридического лица ввиду того, что функции представителя могут иметь своим основанием не только закон, но и учредительные документы юридического лица. Член органа управления юридического лица может осуществлять функции представителя юридического лица по делу об административном правонарушении, в случае если учредительным документом юридического лица такие функции закреплены за органами управления.

Однако КоАП РФ предусматривает возможность выступления в интересах юридических лиц законных представителей юридических лиц и защитников. Между тем, можно ли признать саморегулируемую организацию законным представителем юридического лица? Ответ на этот вопрос не может быть однозначным.

Саморегулируемая организация может выступать в интересах своих членов только в качестве защитника при наличии надлежаще оформленной доверенности от каждого отдельного члена такой саморегулируемой организации. В данном случае происходит реализация принципа законности иным, отличающимся от традиционных способов защиты прав и интересов членов саморегулируемых организаций.

Все жалобы подаются напрямую в тот орган, который полномочен рассматривать жалобу (ст.30.1 КоАП РФ). В отличие от КоАП РФ АПК РФ иначе регламентирует это действие лица, который оспаривает решение арбитражного суда. В отличие от КоАП ст. 257 АПК РФ определяет подачу жалобы только через принявший решение о привлечении к административной ответственности арбитражный суд, который обязан направить ее вместе с делом в соответствующий арбитражный суд апелляционной инстанции.

Подать жалобу на постановление по делу могут только четко установленные КоАП РФ лица. В частности, такими лицами могут быть лица, участвующие в деле (например, лицо, привлеченное к административной ответственности, потерпевший и т.д.)[8].

Потерпевшим признается лицо, которому административным

правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред (ст.25.2 КоАП РФ). Следует подчеркнуть, что потерпевшим признается лицо, независимо от того, какой состав административного правонарушения имеет место: формальный или материальный. Соответственно наступление последствий административного правонарушения не влияет на признание лица потерпевшим. На это особо указал Верховный Суд РФ [9].

Постановление по делу об административном правонарушении, не вступившее в законную силу, может быть также опротестовано прокурором района, города на основании ст.30.10 КоАП РФ, а вступившее в законную силу - на основании ст.30.12 КоАП РФ прокурором субъекта РФ и вышестоящим прокурором.

Срок рассмотрения жалобы зависит от сути жалобы, от органа, рассматривающего жалобу, от административного правонарушения, за совершения которого вынесено постановление. Как правило, применяются 2 срока: срок рассмотрения дела органом, должностным лицом - 10 дней со дня поступления жалобы; срок рассмотрения постановления по делу судьей - 2 месяца со дня поступления жалобы со всеми материалами дела в суд.

Вместе с тем, ст.30.3 КоАП РФ предусматривает исключительные сроки рассмотрения жалоб, например, по делам о нарушениях избирательных прав (5 дней со дня поступления дела со всеми материалами в суд), об административном аресте либо административном выдворении (сутки с момента подачи жалобы) и т.д.

В связи с тем, что сроки рассмотрения жалоб неодинаковы по различным категориям административных дел, соблюдение процессуальных гарантий гражданина (юридического лица) ставится в зависимость от вида отдельного спора. Специалисты предлагают различные пути совершенствования институтов срока обжалования, например, унифицировать срок рассмотрения жалоб по делам об административных правонарушениях до 30 дней.

Разрешение дела оканчивается принятием компетентным органом соответствующего решения (ст. 30.7 КоАП РФ). Решение может быть одним из 5 следующих, предусмотренных КоАП РФ:

- об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

- об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

- об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

- об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и

объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

- об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

В последнем случае следует отметить, что если при рассмотрении жалобы на постановление будет установлено, дело неподведомственно суду общей юрисдикции, а подведомственно арбитражном суду, то оно не может быть передано на рассмотрение в арбитражный суд (выносится определение о возвращении материалов дела органу, составившему протокол). При возникновении таких ситуаций арбитражный суд направляет дело в административный орган, составивший протокол, без возбуждения производства по делу в арбитражном суде и без вынесения определения, имея в виду отсутствие заявления административного органа, требуемого согласно ч.2 ст.202 и ст.203 АПК РФ. Вместе с тем, как указано в постановлении Пленума ВАС РФ, при получении жалобы на постановление административного органа по делу об административном правонарушении от суда общей юрисдикции, передавшего ее в арбитражный суд по подведомственности, арбитражный суд не вправе возвратить ее заявителю и должен принять ее к производству [10].

Суд проверяет законность обжалуемого постановления, что должно повлечь либо оставление его в силе, либо отмену в случае обоснованности жалобы [11]. Аналогично решается вопрос и в АПК РФ. Арбитражный суд не решает вопроса о направлении дальнейшего производства по делу. Если КоАП РФ устанавливает, что можно вынести решение об отмене постановления и, например, о возвращении дела на новое рассмотрение, то арбитражный суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части, либо об изменении решения.

Таким образом, все административные наказания в большей или меньшей степени влияют на моральное или материальное положение лиц, привлекаемых к ответственности. Соответственно, здесь весьма важно соблюдение их прав [12]. В частности, необходимо в ст.1070 ГК РФ обозначить, что при любом незаконном привлечении к административной ответственности граждане и юридические лица имеют право на возмещение вреда (материального и морального) в полном объеме независимо от вины должностных лиц. Одновременно очень важно усилить ответственность должностных лиц, вынесших незаконные постановления: либо путем взыскания с них сумм, выплачиваемых государством в результате их (должностных лиц) незаконной деятельности, либо путем увольнения их с должности.

Литература и источники

1. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за I квартал 2010 года, утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16 июня 2010 г. с изменениями и дополнениями // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2010. №9.

2. Абесалашвили М.З. Современные проблемы малого предпринимательства // Интеграция науки и практики в условиях развития. Сборник научных статей II Межвузовской (Международной) научно-практическая конференции современного общества. Изд. Филиала «МГОУ имени В.С. Черномырдина» г.Кропоткин, 2013. С.110-111.

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» с изменениями и дополнениями //Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2005. №6.

4. Соловьева О.М. Производство по делам об административных правонарушениях: опыт системного изучения. Дисс. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2004. С.128

5. Долгопят А.О. Проблемы реализация принципа законности на стадии возбуждения дела об административном правонарушении// Юридическая наука и правоприменительная практика: состояние и тенденции развития: сборник материалов II Международной научно-практической конференции, посвященный 150-летию судебной реформы 1864 года (24 октября 2014 г.). Майкоп: ИП Солодовникова А.Н., 2014. С.25-29; Долгопят А.О. Сочетание принципа законности с иными принципами производства по делам об административных правонарушениях // Право и практика. 2014. №1.

6. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 3 квартал 2003 года // БВС РФ. 2004. №3. С.27

7. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 3 квартал 2006 года // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2007. №6. С.22

8. Шагабутдинов А.А. Поворот к худшему при пересмотре постановления, решений по делу об административном правонарушении // Российский судья. 2005. № 6.

9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» с изменениями и дополнениями // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2005. №6.

10. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2004. №8.

11. Колиева А.Э., Мустафина С.А. О сущности судебного контроля над исполнением административных взысканий // Актуальные вопросы уголовного права, процесса и криминалистики. М., 2014. С.81-84.

12. Плотко Е.С. Принципы презумпции невиновности и объективной истины в производстве по делам об административных правонарушениях // Современная научная мысль. 2012. №1.

ДОЛГОПЯТ А.О. - мировой судья судебного участка № 239 Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара (age 1955@yandex.ru) DOLGOPYAT, A.O. - the magistrate court plot number 239 Prikubansky intra-district of Krasnodar

УДК 346.548:347.151

ЭРТЕЛЬ А.Г. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВЫХ МЕР ПО РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

Ключевые слова: реабилитация инвалидов, социальная защита населения, первичная инвалидность, система организационно-правовых мер, национальные стандарты

В статье рассмотрена проблема совершенствования нормативных правовых актов, обеспечивающих защиту прав инвалидов на реабилитацию. Несмотря на достигнутые в последние десятилетия определенные успехи, автор полагает, что система реабилитации имеет достаточно выраженные противоречия. В этой связи, он предлагает конкретные меры по совершенствованию системы социальной защиты инвалидов, в частности, принятие Положения о государственной системе реабилитации инвалидов в Российской Федерации, создание штатного структурного подразделения по вопросам реабилитации инвалидов с выделением соответствующих полномочий, задач, функций.

ERTEL, A. G. IMPROVEMENT OF LEGAL ACTION REHABILITATION INTERNATIONAL

Keywords: rehabilitation of the disabled, social welfare, primary disability system of organizational and legal measures, national standards

The article deals with the problem of improving regulations, protect the rights of persons with disabilities to rehabilitation. Despite the progress in recent decades, some success, the author believes that the system of rehabilitation has quite marked differences. In this regard, it offers concrete measures to improve the system of social

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.