Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 4. С. 61—64. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(4):61—64.
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
Научная статья УДК 342
https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-4-61-64 NIION: 2007-0062-4/24-173
EDN: https://elibrary.ru/LMPRWJ MOSURED: 77/27-004-2024-04-373
Особенности реализации правовых и религиозных норм в политической системе России
Гульнара Алавудиновна Бекеева
Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые особенности реализации правовых и религиозных норм в России, их различия и взаимосвязь. Подчеркивается, что обострилась проблема реализации правовых и религиозных норм, их взаимосвязи и различий, что всегда было предметом дискуссий. Дается оценка взаимодействию религиозных и правовых норм в политической системе с учетом ситуации, сложившейся в России. Выделяются основы взаимодействия религиозных и правовых норм. Говорится, что религия оказывает влияние на формирование правовой системы. Обращается внимание на то, что в нашей стране религиозные правила фактически являются руководством для значительной части населения в отдельных сферах. Отмечается, что в мусульманских странах также значительно размыты границы между религиозными нормами и нормами права. Тем не менее, религиозные нормы сильно влияют на правовую и политическую систему мусульман. Делается вывод, что правовые и религиозные нормы являются правилами поведения людей и имеют для них обязательное значение.
Ключевые слова: религия, религиозные ценности, религиозные нормы, идентичность, духовность молодежи Для цитирования: Бекеева Г.А. Особенности реализации правовых и религиозных норм в политической системе России // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 4. С. 61—64. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-4-61-64. EDN: https://elibrary.ru/LMPRWJ.
PUBLIC LEGAL (STATE LEGAL) SCIENCES
Original article
Features of implementation of legal and religious norms in the political system of Russia
Gulnara A. Bekeeva
Dagestan State University, Makhachkala, Russia,
Abstract. The article examines some features of the implementation of legal and religious norms in Russia, their differences and interrelationships. It is emphasized that the problem of implementing legal and religious norms, their interrelationships and differences, which has always been a subject of discussion, has become more acute. An assessment is given of the interaction of religious and legal norms in the political system, taking into account the situation in Russia. The principles of interaction of religious and legal norms are highlighted. It is said that religion influences the formation of the legal system. Attention is drawn to the fact that in our country, religious rules are actually a guide for a significant part of the population in certain areas. It is noted that in Muslim countries, the boundaries between religious norms and legal norms are also significantly blurred. Nevertheless, religious norms greatly influence the legal and political system of Muslims. It is concluded that legal and religious norms are rules of conduct for people and are mandatory for them.
Keywords: religion, religious values, religious norms, identity, spirituality of youth
For citation: Bekeeva G.A. Features of implementation of legal and religious norms in the political system of Russia // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(4):61 —64. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-4-61-64. EDN: https://elibrary.ru/LMPRWJ.
© Бекеева Г.А., 2024
В современной юриспруденции вопросам реализации правовых и религиозных норм уделяется большое внимание, поскольку основное их предназначение — регулирование наиболее сложных, конфликтных общественных отношений.
Как основа конституционного строя в ст. 14 Конституции РФ закрепляется светский характер государства: никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В ст. 28 закреплено, что все российские граждане вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Согласно Конституции РФ в стране воспрещается создавать такие религиозные организации, деятельность которых связана с насильственным изменением конституционного строя.
Отличительной чертой последних десятилетий в России стала политизация национальной жизни, включая религиозно-конфессиональные отношения. Они были вовлечены в политические процессы, т.е. стали объектом политического манипулирования. Так как отсутствовали специальные нормы Конституции РФ и правовой акт, касающийся правового режима в религиозной сфере, состояние и направленность государственной политики оставались прежними. Следовательно, само отсутствие правового регулирования данных отношений стало способом их регулирования.
В настоящее время в России действует Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ред. от 6 апреля 2024 г.). Принятие этого Закона вызвало длительные дискуссии в нашей стране и за рубежом, которые не утихают до сих пор. Тем не менее, вполне очевидно, что влияние религиозных норм на жизнь общества не только не отрицается, но и закрепляется в законах.
В законодательной политике многих западных стран право не связывается с религиозными нормами. И.А. Паленый отмечает, что в этих странах преобладает такая точка зрения: если в основу законодательства будут положены религиозные нормы, это ограничит права человека. Поэтому религиозные нормы не могут быть выше правовых норм [1, с. 84, 86].
Как представляется, с такими утверждениями следует согласиться. В контексте статьи надо сказать, что для России как межнациональной страны большое значение имеет вопрос о влиянии ислама на обеспечение внутренней безопасности государства, а именно на недопущение
межрелигиозной розни и экстремизма. Влияние ислама состоит в развитии у населения толерантности к другим национальностям и религиям [1, с. 86].
Что касается реализации права, то вначале необходима правотворческая деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц. Они должны воздействовать на правовое сознание населения и побудить их к определенным действиям.
Сегодня в нашей стране в сфере религии происходят существенные изменения, в частности, демонстрируется уважение к религиозным традициям со стороны властей. Однако теперь религия не является источником морали, не влияет на поведение человека. Духовные ценности заимствуются не в религии, а в поиске форм самоидентификации. Думается, стоит согласиться с Е.И. Бурковой в том, что религиозные обряды перестают быть важными для многих людей с ростом их уровня жизни. Если прежде вера для них была утешением, спасала от бед, помогала преодолевать трудности, то сейчас многие догматы для людей потеряли свою значимость. Другими словами, радикально изменился статус религии [3, с. 95].
В связи с этим обострилась проблема реализации правовых и религиозных норм, их взаимосвязи и различий, которая всегда была предметом дискуссий. Отдельные ученые акцентируют внимание на роли и месте религиозных норм в системе правовых норм [4, с. 69].
В юридической литературе религиозные нормы пересекаются с правовыми нормами. Так, ни у кого не вызывает сомнений, что большая часть российских граждан придерживаются определенных религиозных взглядов. Благодаря этому в ходе правотворчества власти с целью избежания в обществе противоречий пытаются учитывать данный фактор, потому что он оказывает влияние на отношение граждан к законам.
Религия и право, полагает А.М.К. Чахиева, могут находиться в различных взаимоотношениях. Зачастую даже в светских и правовых государствах, подчеркивает автор, религия оказывает значительное влияние на общественные отношения, что также свойственно и современной России [2, с. 122].
На основе сказанного хотелось бы выделить основы взаимодействия религиозных и правовых норм в этом процессе. Таковыми следует назвать основы нравственности и гуманизма, защиту прав и свобод человека, духовность и толерантность. Отмечая факторы общего взаимодействия религиозных и правовых норм, Ю.В. Еро-
хина и А.Г. Рябченко также выделяют национальную идею, вероисповедную политику государства, кризис цивилизации и традиции права [5, с. 98].
В мусульманских странах также значительно размыты границы между религиозными нормами и нормами права. Тем не менее, религиозные нормы сильно влияют на правовую и политическую систему мусульман. В последние годы многие мусульмане видят в исламе смысл жизни и законности. Как подчеркивает В.В. Смирнов, возникли определенные тенденции во взаимоотношениях между правом и религией в северокавказских республиках. Вследствие этого делаются попытки противопоставить российское право обычному праву и использовать некоторые исламские нормы в Кавказском регионе [6, с. 17].
Касательно реализации правовых норм надо сказать, что в качестве особой, активной формы применения правовых норм выступает злоупотребление правом.
Содержание термина «злоупотребление правом» предполагает, что лицо, обладающее рядом прав и юридических обязанностей, применяет правовые нормы для удовлетворения собственных корыстных интересов. Н.И. Полищук так определяет злоупотребление правом: это особый вид реализации права, который означает использование должностным лицом или гражданином своих прав способами, внешне не противоречащими праву, а, в сущности, искажающими их назначение [8, с. 193].
Злоупотребление правом осуществляется также через злоупотребление юридической обязанностью. Это обусловлено, как правильно замечает Н.И. Полищук, тем, что неисполнение юридической обязанности или ее недобросовестное исполнение может причинить вред другим людям.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время в законодательстве не дается однозначного понятия злоупотреблению правом [8, с. 194], что следует считать недоработкой законодательства, которую, по нашему мнению, необходимо устранить в ближайшее время.
Надо также отметить, что между нормами права и религии имеются единство и различия. Отличия правовых норм от религиозных норм состоят в их происхождении, динамике развития и сроках действия. Они различаются также по форме выражения, значимости, сфере действия, возложению ответственности и способам влияния на поведение людей.
Их единство и особенности состоят в том, что и религиозные, и правовые нормы выступают в качестве разновидности социальных норм и за-
висят от культурных, экономических и прочих условий жизнедеятельности общества; и те, и другие определяют границы должного поведения и т.д.
На основе сказанного можно сделать ряд выводов.
Прежде всего, о тесном взаимодействии правовых и религиозных норм. Эти нормы имеют большое значение для общества и государства, в том числе для России. У них есть определенное сходство и различия. И религиозные, и правовые нормы являются правилами поведения людей и имеют для них обязательное значение.
Однако надо обратить внимание на то, что вследствие особенностей религиозных норм их место среди норм права, бесспорно, не установлено, и данная проблема нуждается в дальнейшем исследовании.
Следует согласиться с И.В. Карпенковым, что религиозные нормы, в том числе нормы ислама, оказывают влияние на политическую систему государства. Так, в основе права большинства исламских государств лежат положения Корана, и власти могут лишь защищать эти нормы и толковать их [7, с. 28].
Список источников
1. Паленый ИА. Роль религиозных конфессий в формировании правовой государственности в РФ // Северо-Кавказский юридический вестник. 2016. № 1. С. 83—89.
2. Чахиева А.М.К. Религиозные доктрины и их роль в правовой системе России // Правовая культура. 2023. № 2 (53). С. 122—123.
3. Буркова Е.И. Религиозная идентичность как фактор политического развития России // Дискурс-Пи. 2021. Т. 18. № 1 (42). С. 91 — 113.
4. Живулин В А. Соотношение правовых и религиозных норм // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2005. № 15. С. 69—73.
5. Ерохина Ю.В., Рябченко А.Г. Религиозные и правовые нормы в процессе правообразования: к вопросу взаимодействия / / Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 9-2 (84). С. 98—101.
6. Смирнов В.В. Взаимовлияние права и религии в современном мире (на примере ислама и других мировых религий) // Северо-Кавказский юридический вестник. 2018. № 2. С. 10—21.
7. Карпенков И.В. религиозные нормы и ценностные ориентации в современных правовых и политических отношениях / / Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2021. № 2 (34). С. 21—29.
8. Полищук Н.И. Злоупотребление правом как особая форма реализации правовых норм // Теория государства и права. 2020. № 4 (20). С. 191—198.
References
1. Paleny IA. Role of religious denominations in the formation of legal statehood in the Russian Federation // North-Caucasian Legal Gazette. 2016, no. 1, p. 84.
2. Chahieva A.M. Religious doctrines and their role in the legal system of Russia / / Legal culture. 2023, no. 2 (53), pp. 122—123.
3. Burkova E.I. Religious identity as a factor of political development of Russia // Discourse-Pi. 2021, vol. 18, no. 1 (42), pp. 91—113.
4. Zhivulin VA. The relationship of legal and religious norms // Bulletin of the Volga State Academy of Water Transport. 2005, no. 15, pp. 69—73.
5. Yerokhin U.V, Ryabchenko A.G. Religious and legal norms in the process of law education: to the issue of interaction / / International journal of humanities and natural sciences. 2023, no. 9-2 (84), pp. 98—101.
6. Smirnov V.V. Mutual Law and Religion in the Modern World (on example of Islam and other world religions) // North-Caucasus Legal Gazette. 2018, no. 2, pp. 10—21.
7. Karpenkov I.V. Religious norms and values orientation in modern legal and political relations // National security and strategic planning. 2021, no. 2 (34), pp. 21—29.
9. Polyscchuk N.I. Abuse of law as a special form of implementation of legal norms // State theory and law. 2020, no. 4 (20), pp. 191—198.
Информация об авторе
Г.А. Бекеева — магистрант 2-го курса факультета правового регулирования Дагестанского государственного университета.
Information about the author G.A. Bekeeva — 2nd year master's student of the Faculty of Legal Regulation of Dagestan State University.
Статья поступила в редакцию 1 7.09.2024; одобрена после рецензирования 1 7.10.2024; принята к публикации 18.11.2024.
The article was submitted 17.09.2024; approved after reviewing 17.10.2024; accepted for publication 18.11.2024.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Административная ответственность. 10-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки. —351 с. / Под ред. О.В. Зиборова, А.И. Стахова.
ISBN: 978-5-238-03851-3
Рассматриваются ключевые вопросы административной ответственности как института административного права. Анализируются материально-правовые и процессуальные основания административной ответственности, система и виды административных наказаний, общие и особые правила их назначения, структура и механизм производства по делам об административных правонарушениях. Исследуется специфика административно-деликтного производства в арбитражных судах. Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов, сотрудников органов, обладающих административно-юрисдикционнными полномочиями, а также всех интересующихся проблемами административной ответственности.