Научная статья на тему 'Особенности реализации новых форм обратной связи с читателем в печатных и электронных версиях изданий (на примере газеты «Комсомольская правда» и журнала «Русский репортер»)'

Особенности реализации новых форм обратной связи с читателем в печатных и электронных версиях изданий (на примере газеты «Комсомольская правда» и журнала «Русский репортер») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1659
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Катенева И. Г.

Статья посвящена изучению особенностей функционирования новых форм обратной связи с целевой аудиторией в формате печатной и электронной версий издания. Объектом исследования являются федеральные издания (газета «Комсомольская правда» и журнал «Русский репортер»), редакции которых активно используют различные способы осуществления обратной связи с читателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации новых форм обратной связи с читателем в печатных и электронных версиях изданий (на примере газеты «Комсомольская правда» и журнала «Русский репортер»)»

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ФОРМ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ С ЧИТАТЕЛЕМ В ПЕЧАТНЫХ И ЭЛЕКТРОННЫХ ВЕРСИЯХ ИЗДАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ «КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА» И ЖУРНАЛА «РУССКИЙ РЕПОРТЕР»)

© Катенева И.Г.*

Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск

Статья посвящена изучению особенностей функционирования новых форм обратной связи с целевой аудиторией в формате печатной и электронной версий издания. Объектом исследования являются федеральные издания (газета «Комсомольская правда» и журнал «Русский репортер»), редакции которых активно используют различные способы осуществления обратной связи с читателями.

Бурное развитие интернет-среды, а также необходимость использования новых форм осуществления контакта с целевой аудиторией, заставляет редакции печатных изданий создавать электронные версии и активно заниматься различными направлениями организаторской деятельности.

Организаторская деятельность - деятельность сотрудников редакции, связанная с укреплением социальных связей. Социальные связи - работа с письмами читателей и нештатными авторами, организация рейдов, выездных редакций, компаний, дней и праздников газеты и т.д. [Гуревич 2002].

Важным аспектом реализации организаторской деятельности в формате современных печатных изданий является достижение разнообразия видов обратной связи.

К традиционным формам обратной связи на страницах печатных изданий можно отнести:

- работу с письмами читателей: литературная обработка писем (поздравления, благодарности, объявления, жалобы и т.п.) с целью их опубликования; использование письма как информационного повода для написания материала; ведение консультаций в рамках рубрики, основанной на вопросах и просьбах читателей; обзор писем;

- проведение опросов, анкетирования;

- проведение конкурсов;

- организацию встреч с читателями (обсуждений, читательских конференций и др.);

- организацию прямых линий, пресс-конференций;

- проведение 8М8-голосований.

* Доцент кафедры Журналистики, кандидат филологических наук.

Новые формы осуществления контакта с целевой аудиторией представлены в электронных изданиях (форумы, дебаты, составление рейтингов, дополнение журналистских новостей и создание собственных читательских информационных сообщений и др.), а также на стыке электронных и печатных версий современных газет и журналов, так как именно интернет-технологии позволяют создать иллюзию интерактивного общения в периодической печати.

В процессе создания электронной версии газеты (журнала) редакциям приходится решать две проблемы: 1) обеспечить прибыльность электронных версий своих изданий, которыми потребитель привык пользоваться бесплатно; 2) создать условия эффективного взаимодействия печатной и электронной версий (профилактика внутренней конкуренции).

Существуют четыре варианта функционирования печатной и электронной версии издания:

1. Электронная версия (сайт) является усеченной копией печатной, так как в ней представлена структура издания, но не все тексты печатной версии доступны для просмотра. Такой формат подачи материалов характерен для журналов просветительского, узкоспециализированного характера. Например, на сайте журнала «Журналист» посетителю доступны только «гвоздевые» (с точки зрения редакции) материалы. Чтобы получить полную информацию, он должен обратиться к печатной версии издания. Таким образом в формате электронной версии реализуется рекламная функция самого журнала.

2. Электронная версия (сайт) является полной копией печатной только в формате интернета, например, сайт газет «Завтра», «Новой Сибири». Такая форма характерна для общественно-политических и деловых изданий, которые используют электронную версию в качестве архива номеров, а также в рекламных целях.

3. Электронная версия является модификацией печатной версии издания, так как на сайте представлены расширенные варианты текстов, больше иллюстративного материала, есть форумы, гостевые книги и т.д. Такая форма взаимодействия печатной и электронной версий характерна для общественно-политических, деловых и развлекательных изданий. Например, сайт «Известий» и «Новой газеты» отличается от печатной версии большим наличием интерактивных форм общения с читателем (опросы, комментарии, форумы, оп1те-конференции).

4. Электронная версия является самостоятельным СМИ, которое рассчитано на другую целевую аудиторию, поэтому не является конкурентом для печатной версии. При этом газета (журнал) и сайт функционируют в симбиотической системе, например, за счет системы взаимных ссылок. Так, на страницах «Комсомольской правды» читатель постоянно встречается с ссылками следующего плана, которые является своеобразной сеткой номера: кр.ги/2803 Видеосюжет на сайте; кр.ги/3229 А что еще считать русским изобретением?

Высказывайтесь на сайте, там же - видео; кр.ги/2813 Еще больше историй - на сайте (КП, 26 января - 2 февраля 2012 года).

Новые формы осуществления обратной связи, как правило, активно внедряются в рамках данного варианта функционирования печатной и электронной версий издания. Рассмотрим специфику функционирования новых форм обратной связи с читателями на страницах «Комсомольской правды» и «Русского репортера». В качестве объекта исследования выступают номера данных изданий, вышедшие за 2011 и 2012 годы.

Как показал анализ, журналисты качественного общественно-политического журнала «Русский репортер» делают ставку на развитие внешнере-дакционного направления организаторской деятельности: организация выездных семинаров (например, фотоквестов), проведение презентаций, школ журналистики.

Самыми глобальными проектами «Русского репортера» являются летняя школа журналистики и «Медиаполигон» (бесплатные учебно-практические семинары и мастер-классы, которые сотрудники журнала проводят в разных городах России для людей, интересующихся журналистикой). Как правило, о проведении редакционных акций читатели «Русского репортера» узнают из социальных сетей и портала www.rusrep.ru. Такая система осуществления обратной связи позволяет активно задействовать молодежный сегмент целевой аудитории, а также привлечь внимание «зрелых» читателей с активной жизненной позицией, часть которых становится нештатными авторами журнала.

Например, информация о работе «Летней школы-2012» эффективно распространялась в группе социальной сети «ВКонтакте». Выбор данной информационной площадки обусловлен целью мероприятия и спецификой его участников: создание свободного образовательного пространства, в рамках которого ученые, журналисты, медики, экологи, студенты, школьники свободно общаются, обмениваются опытом и проводят исследования, по итогам которых создают журналистские материалы.

Редакция «Русского репортера» для осуществления обратной связи с читателями максимально эффективно использует различные интернет-ресурсы. Рассмотрим особенности функционирования некоторых из них:

www.vkontakte.ru - бот, где публикуются новости, анонсы номеров журнала; читатели печатной версии издания оставляют здесь свои комментарии.

www.youtube.com/user/rusreporter - канал на Youtube, который позволяет привлечь значительное количество пользователей, так как информация, представленная в форме видео, обладает большей привлекательностью и воздействующим потенциалом. Ярким примером является проект «Среда», суть которого заключается в обсуждении экспертами, журналистами и читателями «Русского репортера» видеороликов на важные с точки зрения редакции журнала темы.

www.russianreporter.livejournal.com - сообщество «Русского репортера» в «Живом журнале». Представители редакционной коллегии издания дают

такую характеристику этому информационному ресурс: «Наше сообщество -дискуссионная площадка, где вы можете поднять любую актуальную тему и ожидать обратной реакции не только от участников сообщества, но и от сотрудников еженедельника. Пишите, спрашивайте, спорьте, хвалите и негодуйте. А мы будем здесь писать о редакционной жизни, случаях на планерке, воплях трезвых и пьяных душ, взаимообразных наездах, обращаться за помощью к аудитории, вывешивать видео, аудио, фото и просто умные мысли» [www.russianreporter.livejournal.com].

В печатной версии издания организационный потенциал всех информационных интернет-ресурсов реализуется в рамках традиционной рубрики «Дискуссия», которая представляет собой публикацию читательских отзывов о материалах прошлого номера. Многие комментарии носят благодарственный и одновременно рекламный характер. Пример: Вы посвятили этому целую статью - приятный и легкий материал. К примеру я, ваш благодарный читатель, вот уже который год встаю в районе шести утра, вот уже седьмой раз обнаруживаю, что в кране нет горячей воды... Может быть, и мне призадуматься: нет ли здесь начала какой-либо истории, повествующей о коварстве? (Нет, очень понравилось, правда.) (РР, 16 - 23 февраля 2012 года).

Важность для редакдции осуществления диалога с целевой аудиторией актуализируется в сознании читателей при помощи трех моментов. Первый - закрепленность рубрики «Дискуссия» за первыми полосами номера. Второй момент - использование синтеза традиционных и новых способов обратной связи. Так, рассматриваемая рубрика в каждом номере открывается следующим обращением: Принимаем письма: 127137 Москва, а/я 33; reporter@expert.ru. Читаем комментарии: www.rusrep.ru,www.vkontakte.ru,www.facebook.com

Третий момент связан с тем, что рубрика представляет собой не просто публикацию отдельных комментариев и писем читателей, а является площадкой для дискуссии, когда читатель и корреспондент выступают «на равных», то есть, во-первых, подчеркиваются, субъектно-субъектные отношения, во-вторых, создается эффект интерактивной коммуникации. Например: Кто этот Долженков вообще? Он даже отечественной авиации не знает. Миг-17 сделан в то же время, что и его любимый «Вог» - или как он там... Просто стыд. «Транзас» делает «Дозор-100» и «Дозор-600». Но никому это не нужно.

Ратибор Берестов

Уважаемый Ратибор, давайте внимательнее относиться к датам и цифрам. Vought F7 Cutlass совершил первый полет в 1948 году, Миг-17 начал проходить заводские испытания в 1951-м. То есть отставание все-таки было, хотя, конечно, его нельзя назвать серьезным... Не всякий контракт на закупку вооружений за рубежом - повод для истерики.

Виктор Дятликович, редактор отдела политики «РР» (РР, 10-17 мая 2012 года).

Как правило, для дискуссионного обсуждения выбирается злободневная или «наболевшая» тема, что порождает новый цикл читательских отзывов, самые интересные из которых публикуются в последующих номерах.

Стимулирование читателей на активное выражение своей позиции характерно и для массовой газеты «Комсомольская правда», каждый номер которой представляет собой систему гиперссылок на редакционный сайт: Вы тоже можете дать свой ответ на «Вопрос дня» на нашем сайте -самый интересный мы опубликуем в «Комсомолке»; А у вас есть горячая вода? Мы ждем ваших откликов на > нашем сайте kp.ru; А что вы думаете об этом? Обсуждение - на нашем сайте. Там же - полный текст лекции; Автор ждет ваших откликов на сайте; Анна Балуева ждет ваших мнений на нашем сайте (КП, 28 августа 2011 года).

В отличие от «Русского репортера» редакция «Комсомольской правды» не ставит перед собой цель провоцировать целевую аудиторию на саморефлексию и анализ происходящих событий. Различные виды обратной связи, представленные в газете, работают на посещаемость сайта, что в свою очередь отражается на привлекательности электронной версий издания для массовой аудитории (метод «белой вороны») и рекламодателя. Соответствующие индексные показатели публикуются регулярно: За последние 30 дней наш сайт посетили 30 миллионов 227 тысяч человек. За последние 30 дней страницу «"КП"-Новосибирск» в Интернете посетили 381981 человек (КП, 15 февраля 2012 года).

Тенденция экспериментирования с различными видами обратной связи характерна как для массовой, так и качественной прессы. В формате развлекательных газет новые формы общения с читателями направлены на развитие интернет-коммуникации и активно внедряются с целью получения финансовой выгоды. На страницах общественно-политических изданий новые виды обратной связи используются для формирования имиджа печатной версии СМИ, а также расширения круга нештатных авторов и целевой аудитории за счет молодежного сегмента.

Список литературы:

1. Гуревич С.М. Номер газеты / С.М. Гуревич. - М.: Аспект Пресс, 2002. -191 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.